Мунк Картина
Впоследствии Мунк всегда говорил, что никогда не стремился к детальному изображению, а переносил на свои картины только то, что выделил его глаз, что по-настоящему было важно. В 1885 году Мунк завершает работу над картиной «Больная девочка», а чуть позже организует выставку в Осло, которая вызывает бурю негодования у прессы и критиков. Герой картины — это близкий друг Мунка Яппе Нильсен, на момент написания картины вовлеченный в несчастливый роман с Одой Крог, супругой влиятельного художника Кристиана Крога.
Позднее картины Мунка успешно выставлялись в Дюссельдорфе, Мюнхене, Бреслау и Копенгагене. В Музее Мунка представлен один из двух вариантов, созданных маслом, а проданная на аукционе Sothebys в Нью-Йорке картина «Крик» выполнена пастелью. Герой картины – близкий друг Мунка Яппе Нильсен. Вернувшись в Норвегию после недолгого пребывания во Франции, он начинает работу над циклом картин «Фриз жизни». Девушка стала для Мунка музой, он неоднократно использовал ее образ в картинах. Самое знаменитое полотно, которое написал норвежский художник Эдвард Мунк — «Крик»: история создания картины так же многозначительна, как и ее название.
Картину стоимостью более 70 миллионов долларов неоднократно похищали, но она всегда возвращалась Музей Мунка в Осло. Перед смертью, Мунк завещал свою коллекцию картин столице Норвегии. Например, картина «Больная девочка», на которой он изобразил свою умирающую сестру Софи Мунк, была раскритикована за незавершённость, небрежность и плохую технику.
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». «крик» ЭДВАРДА МУНКА – ИСТИННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕДВА ЛИ НЕ САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА В МИРЕ, ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА. Некоторые критики приписывали картине даже пророческие мотивы, относящиеся ко всем тем бедам, которые сокрушатся на плечи Мунка в будущем. Написанная в 1890-х годах картина «Расставание» буквально иллюстрирует то, как Эдвард Мунк воспринимал жизнь.
В картине Мунка решительно все шло вразрез с принятыми нормами. В те редкие моменты, когда Мунк чувствовал спокойствие и радость, он писал картины в духе созданного им в 1903 году полотна Девушки на мосту. Разобрав и систематизировав свои картины, гравюры и литографии и завещав их городу Осло, Эдвард Мунк умрет в возрасте 80 лет, 23 января 1944 года. Мунк создавал картины в разных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт. В этот же период, Мунк создает одну из своих известнейших картин «Больная девочка».
«без моих картин я – ничто», – признался однажды Эдвард Мунк, произведения которого сейчас известны намного больше, чем сам автор. Творческое наследие Эдварда Мунка – знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур. Самым известным произведением Э. Мунка является картина «Крик». Правды ради, стоит сказать, что есть у Мунка и откровенно страшные картины, на которые вообще не хочется смотреть.
Крик Мунка повлиял не только на художников ХХ века, но и цитировался в поп-культуре: самая очевидная аллюзия на картину – знаменитая маска из одноименного голливудского фильма ужасов. Самая известная картина Мунка «Крик». Но картина «Крик», являясь самым известным полотном художника, всё-таки не может исчерпывающим образом характеризовать творчество Э. Мунка.
«без моих картин я – ничто», – признался однажды Эдвард Мунк, произведения которого сейчас известны намного больше, чем сам автор. В дальнейшем Мунк еще не раз возвращался к той трагической ночи – в течение сорока лет он написал шесть картин изображающих его умирающую сестру Софи. Хотя, у меня создалось впечатление, что смерть все таки не главное в картинах Мунка. Что интересно, так это то, что на картинах Мунка нет статичности – впечатление такое, что все предметы и люди находятся в движении.
Каждая изэтих картин вызывает излияния яда инегодования состороны критики: «это неруки, арыба вкреветочном соусе», «доколе пьяным проституткам Мунка дозволено будет отсыпаться вНациональной галерее» ивтомже духе. Пейзаж отражает спокойное, задумчивое настроение этой картины Мунка. Самая известная работа Мунка — картина Крик. Картины Мунка постепенно стали выставлять.
В статье «Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника» кратко о жизни норвежского живописца и графика, теоретика искусства. «такое мог написать только сумасшедший» – эту надпись один из пораженных зрителей оставил прямо на самой картине Эдварда Мунка (Edvard Munch) «Крик».
Страх смерти и жажда жизни: 5 картин Эдварда Мунка
Его портреты получали высокие оценки за то, что превосходно отражали характер человека. В 1885 году появилась его Мадонна, созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского. И хотя он очень часто писал автопортреты, он рассматривал и изучал себя с любопытством постороннего, не узнавая. Выставка вызвала скандал и ее пришлось закрыть. Только на кровати светится яркое покрывало.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании14. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Другой сотрудник также обронил полотно, но к счастью, остался жив.
Как смотреть картины Эдварда Мунка
Многие его произведения были переведены им в офорт и литографию, которыми он овладел в совершенстве. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Большинство работ этого времени написаны им во время приездов в Норвегию. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Зритель видит полуобнаженную женщину с руками, закинутыми за голову. Я ощутил, как все вокруг меня исходит криком, пронизывающим природу.
Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету».
Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3637. Ему приписывают маниакально-депрессивный психоз. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника
Девушка появлялась и в созданном в 1894 году Пепле – в белом платье на фоне сумеречного лесного пейзажа, волосы ее распущены, руки заломлены, а у нижнего края картины можно различить темный силуэт мужчины, который охватил руками голову и застыл в немом отчаянии. Все они основаны на личных переживаниях художника. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»24 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику25. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»7: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада8. Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда – и десять-пятнадцать лет.
Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Слава и признание пришли к нему только в последние годы жизни.
ТОП-5 картин Эдварда Мунка, о которых знают не все
Изначально она называлась «Отчаяние». Мунк пишет себя совершенно честно, без всякой позы, рисовки. И во всем этом был еще и протест молодого скандинавского интеллигента против размеренной, благополучной буржуазной, мещанской жизни. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству.
Вдруг небо покраснело и мне показалось, что его окутали языки пламени. И в итоге его полотно само подтвердило это учёное утверждение. Фигура мужчины – в самом углу картины. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим».
Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Мунк создал много автопортретов, большинство из которых напоминает дневниковые заметки. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Работа печаталась в различных цветовых комбинациях и весьма высоко котируется в наследии Мунка. Так, в 1895 году художник создал литографию «Крик», в 1896 году — цветную литографию «Тоска». Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Относительно же обстоятельств создания «Крика» существует несколько версий: близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, а недалеко от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление.
«Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Он выставлял свои произведения в галереях, но они вызывали слишком большой общественный резонанс и его выставки закрывали. Во Фриз жизни Мунк включил картины, написанные до того, как он задумал Фриз.
«Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. Ну, например, музейный работник по своей нерасторопности уронил само полотно. Гримаса крика искажает лицо персонажа, на котором отражаются боль и мука.
Чем так поражает картина «Крик»
В большей степени автопортретны пейзажи и портреты других лиц. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Ребенком он пережил смерть матери, а затем старшей сестры Софи. Он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо.
В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода – «Ночь в Сен-Клу». Только на выставке 1918 года впервые прозвучало это название — Фриз жизни. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна (Осло, Норвегия)В главном герое картины, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, можно видеть и самого Эдварда и его недавно умершего отца и его друга, датского поэта Эмануэля Гольдштейна.
В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. В 1927 в Берлине и Осло состоялись ретроспективы работ Мунка. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин.
Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. На картине Марат изображено убийство мужчины женщиной. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом.
Принадлежавшая художнику рыбацкая хижина в Осгорстранне, где он подолгу жил и работал, сейчас функционирует как дом-музей, вся обстановка которого осталась нетронутой со времён его жизни. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами.
В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке9. Здесь Эдвард Мунк отходит от абстрактной и сумрачной атмосферы, присущей циклу «Фриз жизни», в пользу более резкого стиля, ярких красок и обыденных сюжетов. Низкий лоб, грива распущенных волос, сладострастно прикрытые тяжелыми веками глаза – такой перед нами предстает женщина в картинах "Мадонна", "Вампир", "Пепел".
Её широко открытые глаза пусты – это конец любви, конец всему». Наконец, самая известная картина Мунка – «Крик». Его краски стали резче и интенсивнее. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»24, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Эдвард Мунк «Крик» (1893). Мунк, к этому времени привыкший стойко сносить насмешки и ругань со стороны критиков, отнёсся к ситуации с нескрываемой иронией38.
Эдвард Мунк: краткая биография и картины
Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом).
Все вокруг мрачно и бледно. Польский критик Ст. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
Искусствоведы считают, что художник писал ее под влиянием Пшибышевского. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна».
Только покрывало на кровати светится неестественно ярко. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. Она влечет и пугает одновременно, ее любовь заманчива и опасна, она — средоточие зла, темного начала, воплощение греха, плоти. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Человеческая фигура (мужчина. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения.
Но картина пострадала больше всего именно из-за каких-то мистических совпадений. Обхватив голову руками, он стоит как воплощенное отчаяние. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством.
Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога. И это всего две истории связанные с хранителями музея, где выставлено полотно. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. 1902: Мастер портрета. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).
Название картины, это последнее, о чем я думаю, когда пишу, — говорил Мунк. Довольно долгое время она привлекала Мунка. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Состав цикла не был постоянным.
Это вечные образцы сюжетов, по которым живут люди во все времена: «Крик» (1893, Национальная галерея, Осло), «Тоска» (1894, Музей Мунка, Осло), «Ревность» (1895, частное собрание, Берген), «Дикий красный виноград» (1898–1900, Музей Мунка, Осло), «Танец на берегу» (1900–1902, Национальная галерея, Прага). Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру Мадонна. Богема заменила Мунку семью.
Наиболее известна из всех этих картин композиция «Крик». Вскоре мною завладел ужас и я простоял в таком состоянии несколько минут, но мне хватило памяти, чтобы после запечатлеть своё состояние на бумаге. Выглядит она очень хрупкой и ранимой.
Всего он провёл там более полугода. Мунк хотел создать, по его выражению, «поэму о жизни, любви и смерти». 64, 5 54 см.
Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Более тридцати лет художник работал над этой симфонией (по собственному его выражению). В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица.
1910: Документальное отражение упадка. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой42. Это было для него открытием. Дурная слава никогда никому не приносила ни выгоду. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892).
Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». На картине изображен печальный молодой человек, сидящий, подперев голову рукой, на пустынном каменистом побережье, в котором узнается реальный осгорстраннский пейзаж. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Мунк экспериментировал со множеством разных тем, палитр и стилей рисования.
Через портрет он всегда исследовал душу человека. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Осенью 1892 года Мунк был приглашен с выставкой в Берлин.
Формы, цвета и линии упрощены и стилизованы. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. Они мало чем отличаются друг от друга, разве что цветовая гамма у всех четырёх разная, но не сильно отличимая. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Свою внешность он ненавидел как проявление своей физической оболочки.
На обезличенном до примитива лице читается отчаяние и ужас, граничащие с безумием. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. В 1908 Мунк перенес нервный срыв и более восьми месяцев провел в психиатрической клинике. Национальная галерея (Осло, Норвегия)На картине изображена 15-летняя рыжеволосая девушка с изможденным от болезни лицом. Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания.
Через год оставил колледж и решил стать художником – к неудовольствию отца. Но тогда не понятно, зачем Мунк подарил все свои работы, а их более полторы тысячи, не предупредив о полотне под названием «Крик». Среди них были Август Стриндберг, Станислав Пшибышевский. Другие знаменитые работы цикла Фризы жизни – Страх (1894), Ревность (1895) и Отчаяние (1898). В 1889 Мунк (большую часть года живший во Франции) открыто высказался насчет натурализма в так называемом Сен-Клудском манифесте.
Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
Разметавшиеся волосы, закрытые глаза – во всем ее облике есть ощущение огромного внутреннего напряжения и мучительного раздумья. Кто-то умирал, кто-то сходил с ума, кто-то калечился на всю жизнь. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер.
Я задержался, опёрся на балюстраду моста смертельно усталый. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Пшибышевский писал о картине «Крик»: «Невозможно даже дать представление об этой картине, – все ее неслыханное могущество в колорите.
Ее волосы беспорядочно распущены, руки заломлены. Художник все больше удаляется от людей, прячась в своем доме, оставаясь наедине со своими картинами.
Все картины Эдварда Мунка на одной странице
Одиночество главного героя, его хрупкость и уязвимость наполняют всю работу особым трагизмом и энергетикой». Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Картина до сей поры является символом всего экспрессионизма, совсем как «Чёрный квадрат» Малевича служит символом Супрематизма.
Что же случалось. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях46. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Художник тщательно выписывает детали интерьера и пейзаж за окном. Он сам привез картины, сам вешал их, придавая этой выставке большое значение. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Ревность, отчаяние, сексуальные желания обрели в этих произведениях облик психических состояний человека на грани безумия («Крик», 1893 «Пепел», 1894).
Реакцией на новые впечатления стали картины Больной ребенок, На следующий день, Переходный возраст (известные во многих повторениях). Например, в «Пепле» (1894) девушка в белом одеянии показана на фоне мрачного вечернего леса. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным.
Эдвард Мунк, произведения, картины с описанием и названиями, биография художника
Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры двух людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). Мунк вырос в очень религиозной семье. Вдали еле различим темный силуэт мужчины. Несомненное влияние на болезненную неудовлетворенность Мунка оказали и Ханс Иегер со своим запрещенным цензурой романом «Христиания — богема» и А. Стриндберг с романом «Красная комната», где жестокость возводится автором в культ и Г. Ибсен и С. Пшибышевский и С. Малларме.
Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают. ». В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. В 1892 году он приступил к работе над циклом «Фриз Жизни», в котором проявилась вся болезненная сила искусства Мунка. О том, что художник ассоциировал картину со смертью, говорят его собственные комментарии к ней и тот факт, что любовь в представлении Мунка всегда была неразрывно связана со смертью. Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов.
Эдвард Мунк – биография и картины художника в жанре Символизм, Экспрессионизм –
Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»22, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»23. Все они основаны на личных переживаниях. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Ее считают программной работой, первой в зарождающемся движении экспрессионизма.
Ни пользу. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Эдвард Мунк «Больная девочка» (1886).
Мунк познакомился с ней, когда отправился вместе со своим отцом-доктором навестить маленького мальчика, сломавшего ногу.
Эдвард Мунк: картины, биография
После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали.
И Мунк беспощадно отбрасывает эти методы, смело используя цвет, деформируя форму. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»32 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца33. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников.
- Художник Эдвард Мунк: произведения, биография
- Картины Эдварда Мунка: ограбление, как лучшая форма
- ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)
- Мунк Эдвард (1863 – 1944) (экспрессионизм)
- Все Картины Эдварда Мунка по алфавиту
Этот замысел сложился у мастера в кружке поэта-символиста С. Малларме, а также под воздействием философии Э. Сведенборга, С. Киркегора, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше идеи которых широко обсуждались в богемных кругах Христиании. Этому циклу он посвятил более тридцати лет. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин.
Здесь он прожил около семи лет (1909-1916), в 1916 году он купил дом в Экелю. В комнате царит полутьма, а единственное светлое пятно – лицо умирающей девушки, которое будто освещено. В этом цикле Мунк синтезирует, собирает все важнейшие элементы человеческого бытия, превращая их в мистерии. Одна из его ранних картин – Больная девочка, выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло), - открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими. Сам художник писал: «Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение тридцати лет».
- Путеводитель пояпонскому искусству
- Нервные срывы и лечение болезни
- Портреты как передача человеческой души
- Творчество в последние годы жизни
- «Больная девочка» : прощание с любимой сестрой
- Травля критиков и непонимание публики
- «Расставание» : боль от разрыва отношений
- О жизни и творчестве выдающихся художников
Традиционные методы не могли помочь художнику выразить эти ощущения, образы. Автору удалось скупыми средствами передать мощнейшие человеческие эмоции. По мнению некоторых искусствоведов, таким образом художник пытался избавиться от Крика и смог сделать это лишь после курса лечения в клинике. Картины цикла «Фриз жизни» показывают человеческую радость и печаль на фоне неровной линии берега, волнующегося моря и неспокойных деревьев.
«Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. Но в нем не было ничего от артиста, никакого самолюбования. Поначалу их отношения были очень тёплыми, но со временем страстность и навязчивость Туллы стали утомлять и отпугивать Мунка. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма.
- Биография и творчество художника
- Эдвард Мунк «Летняя ночь в Арсгардстранде»
- Эдвард Мунк «Автопортрет с рукой у щеки»
- Эдвард Мунк «Автопортрет в полосатом свитере»
- Эдвард Мунк «Автопортрет между часами и кроватью»
Образ ужаса, который невозможно преодолеть, в этой работе просто перенасыщен эмоциями. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности источника жизни.
Главная улица норвежской столицы превращается в устрашающую декорацию для отображения трагического настроения, свойственного современной городской жизни. На рубеже веков Мунк завершил Фризы жизни и впервые выставил их в 1902. Мунк. В 1889 году Мунк снова уехал в Париж и на этот раз пробыл за границей около двадцати лет. Главное полотно — «Танец жизни» (1889–1900, Национальная галерея, Осло).
Очевидно, в памяти Мунка существовал образ того места, где он пережил что-то похожее. Довольно долгое время она привлекала Мунка. В 1993 году ему присудили кавалера Большого креста ордена Святого Олафа.
- Эдвард Мунк «Автопортрет в саду, Экели»
- Самое интересное в виде мозаики
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
Из-за этого многие работы – например, «Расставание» (1894) – плохо сохранились и нуждаются в реставрации. В экспрессионизме Эдварда Мунка смешаны самые главные чувства и ощущения, которые волнуют каждого человека: любовь, страх, отчаяние, смерть, спасение. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. В Сен-Клу художник снимал этаж над кафе с видом на Сену. Постепенно Мунк приходит к своему фирменному «экспрессионистскому» стилю: выразительность линий, упрощённость форм, символизм сюжетов. Да и название это родилось не сразу.
После этого он уехал в Норвегию, где посвятил себя в основном написанию ландшафтов. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову.
На его фоне изображены мужчина и женщина. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности.
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона. Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней.
Но письмо с этим известием пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Сначала нацисты объявили Мунка «истинно нордическим» художником, но позднее назвали представителем «дегенеративного искусства». Эдвард Мунк умер в 1944 г. в возрасте 80 лет. Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу.
- 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
- Самые красивые города в вечернем освещении
- Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
- Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Именно Норвегия давала его искусству те импульсы, которыми оно питалось. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева.
Его поза выражает подавленность или отчаяние. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Его картина «Крик» изображает отчаянный вопль охваченного ужасом человека, усиливаемый кровавым закатным пейзажем – именно эта работа стала одной из самых узнаваемых не только в творчестве Мунка, но и вообще в мире. Крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы. Предполагается также, что ярко-алый цвет неба был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 г. Мощный взрыв (его сила многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму) привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты. Искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 г. Мунк создал 4 версии «Крика» используя различные техники, в том числе маслом. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен.
Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. «Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение.
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
- : музыка, которую можно увидеть
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
- 5 Картины Эдварда Мунка в Осло
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Область основной боковой панели
Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. Картон, масло, темпера, пастель. Самой известной и наиболее часто интерпретируемой работой цикла стала картина Крик (1893), символизирующая одиночество современного человека и его страх перед жизнью. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). 91 73, 5 см. Всё увиденное на этой выставке глубоко тронуло его понимание творчества.
23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Его портреты превосходно отражали характер человека. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка.
- 12 декабря 1863 года родился Эдвард Мунк ( )
- Таинственный мир образов, чувств и переживаний Эдварда Мунка
- Картины Эдварда Мунка» Выдающиеся художники
Его картины стали выставляться в крупнейших музеях Европы. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал.
Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. «Лунный свет скользит по твоему лицу – полному земной красоты и боли, – пишет Мунк в сопроводительном тексте. В свободное время Мунк активно ходил на выставки и в музеи, в том числе на экскурсии, посвящённые классическому искусству, которые Бонна устраивал для своих студентов29. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».
Холст, масло. Семья, в которой было пятеро детей (Эдвард был вторым ребёнком), часто переезжала, но большую часть детских лет Эдвард провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В возрасте 5 лет потерял мать, а через 10 лет и старшую сестру. Талант к рисованию обнаружился у него в раннем возрасте. В уединенном месте, в маленьком городке Крагере он купил дом для своих картин и для себя.
Несчастья. Кстати, «Криков» несколько, а если быть ещё точнее ровно четыре. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого.
В некоторых из них сквозит юмор и скептицизм («Автопортрет. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Литография, на которой изображена английская скрипачка, превратилась в поэму о любимой женщине.
К этому времени относятся знаменитые картины Мунка: Больная девочка, Смерть в комнате больного, Крик, Танец жизни. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи.
Национальная галерея (Осло, Норвегия)Сумрачный лесной пейзаж. Скажите проклятье. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Офорт Голос был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины.
В творчестве и в самой личности Эдварда Мунка удивительно ярко воплотились черты времени, переходного, рубежного, когда в недрах старого искусства зарождалось и крепло новое искусство искусство XX века. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Эдвард Мунк родился в 1863 году. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901).
Девушка есть и в Танце жизни (1899-1900) и в картине Три возраста женщины (ок. 1895). Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Интересно, что пейзажный фон в этой картине и в картине Страх 1894 года — абсолютно одинаков.
Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Эдвард Мунк как раз таки страдал подобными расстройствами и фобиями. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии.
Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. Я приостановился и изрядно отстал от приятелей. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». М., 2007. Скорее всего, пепел – это сгоревшее чувство.
Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)31. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.
120, 5 141 см. Ребенком он пережил и смерть матери. Именно здесь он написал свои самые известные полотна, включая «Крик» в 1893 году. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк.
Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. Холст, масло. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Черные волосы женщины разметались, глаза, обведенные темными кругами, закрыты.
На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков.
В композициях возникли повторяющиеся излюбленные персонажи или даже больше — символы. В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов (Портрет сестры, 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в Автопортрете с папиросой (1895). Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Но практически тоже самое случается и с посетителями. Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску.
Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7.
Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году Портрет Евы Мудосси. Через четыре года он умер в Экели в возрасте 80 лет. Особенно это чувствуется в картине «Меланхолия». Достоевского «Преступление и наказание».
В 1918 году Мунк писал: Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет. «Мадонна» появилась в 1895 году. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Лишь немногие избранные допускаются сюда.
О создании этого рисунка сам Мунк рассказывал так: Прогуливались как то по пирсу с друзьями. Эти картины в основном были написаны в 1890-е годы, в периоды летних поездок в Норвегию. С 1892 по 1902 год художник написал серию картин, получившую название «Фриз жизни».
Осенью он едет в Париж. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»22 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Это было для него открытием, до поездки во Францию он был знаком только с немецким реалистическим искусством середины XIX века и то через его норвежских последователей.
В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Логически к «Фризу жизни» относятся также такие известные картины Мунка, как «Поцелуй», «Барка юности», «Мадонна», «Вампир». Мунк практически не использоваал прямых линий. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1.
По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Его творчество резко изменилось. Мунк защищается от природного вопля и фигура изображенного героя является естественной реакцией испуганного человека, спасающегося от настоящих или кажущихся катаклизмов.
Вскоре он обратился к литографии, тем более что по приезде в Париж в начале 1896 года он получил доступ к лучшим печатникам и печатным станкам того времени. В этот период Мунк пережил несколько нервных срывов, вступал под странными предлогами в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми наконец, в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством47. Холст, масло. Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы – волнообразными линиями. Женщина — в полурасстегнутом платье, запустившая руки в распущенные волосы, — стоит почти в самом в центре картины. 119, 5 118, 5 см.
Это Поцелуй, Меланхолия. «Фриз жизни» стал главным трудом в жизни Мунка. Здесь претворились в символы реальные пейзажи Осгордстранда, образы родных и друзей. Богема стала для него второй семьей.
Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». 1892: Фризы жизни.
По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель.
Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Так, женщина в картинах Фриза — это первая Женщина, это — Ева. Как правило, на этих произведениях лицо автора сурово и замкнуто.
О количестве и точном составе Фриза исследователи творчества Мунка спорят до сих пор. И фактура и цвет и линии подчеркивают ощущение отсутствия воздушной среды. Мунк познакомился с Егером лишь спустя несколько лет15, но они довольно быстро и близко сошлись и впоследствии художник признавал на себе его влияние16. Прошло время и, не выдержав приступов мигрени, он заканчивает жизнь самоубийством. Создана картина в Берлине. «У меня нет ничего, кроме моих картин. Небо взбесилось от крика бедного сына Евы.
Мунк работал экспрессивными, широкими мазками, такой экспериментальный стиль характерен для серии Зеленая комната (1907). Эдвард Мунк «Ночь в Сен-Клу» (1890). Мягкими струящимися линиями нарисовано ее тело, пространство вокруг покрыто красными всполохами. Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности.
Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Некоторые исследователи У. Бишофф. Та самая знаменитая картина «Крик» Мунка очень схожа по своей композиции с «Девушками. » : точно так же смещен фокус и сделан акцент на уходящей вдаль по диагонали дороге. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль.
Это всё конечно не пошло на пользу полотну. Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла. И, хотя женщины на картинах Мунка, как и в произведениях обожаемых им Генрика Ибсена и Юхана Августа Стриндберга, всегда символизируют хрупкость жизни и тонкую грань между жизнью и смертью, в Девушках на мосту отразилось редкое для художника состояние душевной радости. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же.
Эдвард Мунк сложился как художник к концу 1880-х годов. Как. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется.
После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. В конце жизни Эдвард Мунк написал свой автопортрет. Эти герои, символизировавшие жизнь и смерть, любовь и ненависть, ревность и тоску, появлялись и в более поздних работах художника. Большую часть года Мунк проводил в Берлине, где стал популярным портретистом. В поздних автопортретах он безжалостно отразил собственный упадок.
Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». По некоторым данным художник был жертвой психических болезней.
Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны30. Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины – как в «Ножной ванне» (1912 – 1913). Как уже говорилось, картина «Крик» оказалась самой заметной во всём творчестве художника. Так известно несколько вариантов Больной девочки с 1886 до 1930-х годов.
Она как будто предвещает основные темы XX в. (модернизма): одиночество, отчаяние, отчуждение, смерть. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Именно в Берлине, в этой среде, у Мунка родилась идея Фриза жизни.
В1902 они расстались. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский художник и график. В глазах страдание, широко открытый рот делает сам крик пронзительным и реально ощутимым.
Мунк вырос в очень религиозной семье. Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Таковы «Автопортрет у окна» (1940, Музей Мунка, Осло), «Автопортрет между часами и кроватью» (1940–1942, Музей Мунка, Осло). Эдвард Мунк «Пепел» (1894).
Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым.