Мунк Солнце
Картина Эдварда Мунка Солнце: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Купить картину или постер "Солнце", художника Эдварда Мунка вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
А когда писал людей, как, например, в картине «Девушки на мосту», делал их безликими. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. —Осло. СЕГОДНЯ ЕГО «КРИК» ПРЕВРАТИЛСЯ В ОДИН ИЗ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ОБРАЗОВ – ЭТО ЧАСТЬ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ОДНОВРЕМЕННО ИРОНИЧЕСКАЯ «АПРОПРИАЦИЯ» ПОСТМОДЕРНИЗМА.
Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. 120, 5 141 см. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны.
- Дневник Валерия Степановича Звонова
- ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)
- Заказ репродукции картины на натуральном холсте: Мунк Эдвард Солнце
- Эдвард Мунк – парадоксальный художник
- Эдвард Мунк: «Я услышал ужасающий, нескончаемый крик природы»
- Небесное явление: метеорологи выдвинули новое объяснение картины Мунка «Крик»
В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Она как будто предвещает основные темы XX в. (модернизма): одиночество, отчаяние, отчуждение, смерть. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. Да к тому же в Германии все идет кувырком после того, как этот Гитлер пришел к власти. В Крагерё Мунк создал свои лучшие зимние пейзажи.
Южная часть еще скуднее, чем восточная. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Именно в это десятилетие он создает произведения, в которых тема страдания, одиночества приобретает подчеркнуто мрачную окраску. В Норвегии он долго не мог найти себе места и попеременно жил в Осгорстранне, Крагере, Витстене и на острове Иелэйя.
«Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Единственное место, по которому тосковал Мунк, был Осгорстранд. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Панно «Солнце» (1909 – 1911, 452х788 см) было навеяно симфонией «Заратустра» Рихарда Штрауса, когда автор сам дирижировал оркестром в большом зале университета в Осло.
Фигура мужчины – в самом углу картины. Заметив, что кто-то при нем шепчется, говорил: «Когда буржуазный сброд перестанет обо мне злословить. » Тяжелый и продолжительный психоз развился у Мунка достаточно поздно, в возрасте 45 лет, заболевание было диагностировано как «мания преследования». В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши2. Особенно это чувствуется в картине «Меланхолия». Даже леса там не такие густые.
- Во Флориде найдена похищенная картина Матисса
- Политика и религия — табу для русских художников
- : Россия расширяет экспансию на рынке зерна
- Курсор: Путин предостерег Нетаньяху от ударов по Сирии
- : русские знают, где лучше сотрудничать, а где противостоять
Крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы. Предполагается также, что ярко-алый цвет неба был вызван извержением вулкана Кракатау в 1883 г. Мощный взрыв (его сила многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму) привёл к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные, огненные закаты. Искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 г. Мунк создал 4 версии «Крика» используя различные техники, в том числе маслом. Мунк страдал боязнью пространства, он с трудом переходил улицу, не любил оглядываться по сторонам, это состояние изображено на картине «Крик»: рот юноши раскрыт, он обвил руками голову для того, чтобы заглушить вопль. Эдвард Мунк «Крик» (1893).
В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. Мунк написал все, что можно было написать в Осгорстранде. Он часто жаловался на то, что купил Экелю. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. И все же не пошел к врачу. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка15.
- : Китай и Россия займут место США
- Телеканал 112: коктейль Геббельса для украинцев
- : Россия укрепляет контроль над мятежным Донбассом
- Страхи и страсти Эдварда Мунка – одного из самых дорогих художников в мире
- Эдвард Мунк в своих картинах о звездном небе поведал о своей биографии
- Купить картину Солнце, Эдвард Мунк
- Таинственный мир образов, чувств и переживаний Эдварда Мунка
Собственно нужно было бы подарить несколько картин в Германию. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Вместе с тем мировоззрение художника формировалось не изолированно от всей общественной обстановки, которая складывалась в Норвегии под воздействием процесса интенсивного развития капитализма и роста рабочего движения.
Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим» 17. Он не хотел быть обычным обывателем, потерять свою особую характерность. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха.
Он сидит ссутулившись, подперев голову рукой и отвернув лицо. Иногда Мунк в буквальном смысле слова «боролся» со своими картинами, которые ему не нравились он топтал их ногами, произносил проклятия в их адрес, устраивал им «лошадиное лечение», оставлял их на улице под дождем, надеясь, что картина станет лучше. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. Она была навеяна симфонией «Заратустра» Рихарда Штрауса, когда автор сам дирижировал оркестром в большом зале университета в Осло. Пыль лежала повсюду толстым слоем и беспорядок царил невероятный. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Позже, оглядываясь на 1880-е годы, он задаст вопрос: «Когда кто-нибудь сможет описать те времена.
Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Одним из инициаторов запрета стал художник Антон фон Вернер, представитель вильгельмизма и ярый противник модернизма.
Это твоя и моя страна. От нее веет всепоглощающим страхом. Единственное место, где ему всегда было хорошо. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. Все замирает.
Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Опасаясь за свою свободу, он решил просто сбежать. Может быть, желание написать тот или иной ландшафт загоралось в нем только тогда, когда он напоминал ему «его» ландшафт. На его фоне изображены мужчина и женщина. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба — «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Так Эдвард стал маргиналом среди художников.
- 0 Эдвард Мунк – парадоксальный художник
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Биография и творчество художника
- Память и отражение в мировой культуре
- 12 декабря 1863 года родился Эдвард Мунк ( )
- Самое интересное в виде мозаики
Он понял, что с ним что-то случилось, что нервы его перенапряжены. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи.
Живое побеждает смерть. Из всех тем его занимала теперь больше всего – половая идентификация. Когда взрыв немецкой бомбы выбьет окна в его доме, он простудится и вскоре умрет – в своем любимом кресле, выронив из рук «Бесов» Достоевского.
«История» — это приморский пейзаж. Пейзаж в Крагерё был для Мунка слишком голым, слишком бесплодным. Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Получается лучшая гармония красок.
Обстановка была не просто бедной, а поистине ужасной. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. В Сен-Клу художник снимал этаж над кафе с видом на Сену. Постепенно Мунк приходит к своему фирменному «экспрессионистскому» стилю: выразительность линий, упрощённость форм, символизм сюжетов. «Djaevlene» – датское издание «Бесов» – лежало на его прикроватном столике в момент смерти21. Рассказывает, как все было. Графика Мунка поражает разнообразием техники. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине.
Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Эдвард Мунк «Больная девочка» (1886). «Афтенпостен» старалась уморить меня с голоду.
В 1908 году он снял дом в Крагерё, в нескольких милях к югу от Осгорстранда. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Бывал в Швеции, Дании, Германии, Франции, Швейцарии и Италии. 64, 5 54 см.
Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Хуже всех была «Афтенпостен». Он не бывал в родном поселке Лётене, не ездил по Норвегии. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Выглядит она очень хрупкой и ранимой.
Здесь он проживёт остаток жизни. носят пейзажный характер. Холст, масло.
Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг.
Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Все произведения, написанные Мунком, отражали его внутреннее состояние. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние.
Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения.
Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели.
От картины веет всепоглощающим страхом, краски и линии пейзажа восстают против слабого и сверхчувствительного человека, ландшафт движется по направлению к нему, чтобы задушить его. Спустя несколько лет после выписки Мунк купил большую усадьбу Эйкелю на окраине Осло с намерением разместить там «Фриз жизни», однако впоследствии он считал, что все картины, написанные им, так или иначе имеют отношение к этому циклу. Он был первым, кто заметил талант Эдварда. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине».
23 января 1944г. В 1897 начался роман Мунка с Туллой Ларсен, дочерью богатого купца из Христиании. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного.
Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Рядом с ней — мать. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Большинство картин находилось в мастерской, многие же висели или стояли в главном здании. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине.
Они были «сбродом из Осло». Мунк полагал, что эти полотна будут поэмой о жизни, любви и смерти. Вот таким образом больше всего за границу. nbsp nbsp Двенадцать знаков зодиака делятся также на три группы качеств из четырёх знаков.
Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Холст, масло. Грин позаимствовал наименование для своего романа. Я не люблю ничего умирающего». Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». Вскоре семья переселилась в столицу.
Две кровати, стол и несколько плохих стульев. Линии и краски ландшафта двинулись к нему, чтобы удушить его.
Около дома небольшой одичавший сад, за которым Мунк не ухаживал. На автопортретах он изображал себя старше, чем он был на самом деле, как бы фантазируя о старости, приучая себя к мысли о приближающейся смерти. Но и он из картины в картину менял и форму и цвет.
Мунк вырос в столице Норвегии Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Просто девушки на мосту стоят группой. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 14. Сначала нацисты объявили Мунка «истинно нордическим» художником, но позднее назвали представителем «дегенеративного искусства». Эдвард Мунк умер в 1944 г. в возрасте 80 лет. Согласно завещанию Мунка, после его смерти все его работы, хранившиеся у него дома, должны были быть переданы городу. Он хотел быть художником Эдвардом Мунком.
Лицо человека — застывшая безликая маска. Если не считать ранних работ, то установить можно только пейзажи Осгорстранда. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. В Германии у Мунка было много друзей. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1.
Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Сторонники Квислинга, принявшие оккупацию Норвегии и сотрудничавшие с немцами, обратились через Кнута Гамсуна, который был знаком с ними, чтобы пригласить Мунка в «Почетный совет искусства», но он отказался от этого предложения. В течение 1909-1916 гг.
Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Пейзажи, написанные в Германии и Франции, часто напоминают Осгорстранд. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен.
Мунка много раз отвергали, принимали и снова отвергали – на родине и за ее пределами. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники.
ЭТА КАРТИНА – ЖИВОПИСНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ХРУПКОСТИ И ТРАГИЗМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения.
Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников. Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. И все-таки они послали ко мне корреспондента в день моего семидесятилетия.
Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Мунк, как некогда римский император Диоклетиан, уединится и станет сажать капусту на маленьком огородике в респектабельном зеленом районе Осло, разводить кур и свиней. В бегло намеченных чертах лица — усталость и горечь. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании.
Так лучше для картин. Это место стало его прибежищем на последующие 20 лет, куда он стремился возвратиться всякий раз, когда чувствовал себя на грани. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет.
Первая дата – 1888–1889 годы. В этот период Мунк вел затворнический образ жизни, почти не покидал Экелю, продолжая интенсивно работать. В творчестве Мунка можно найти многие характерные темы и сюжеты модерна, которые приобретают у него яркое своеобразие. Его крепкие корпи впитывают влагу из каменистой почвы. Скорее всего, пепел – это сгоревшее чувство.
Его поза выражает подавленность или отчаяние. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. Я задержался, опёрся на балюстраду моста смертельно усталый. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен.
Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. «Я почувствовал крик Природы»). У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. Этот ландшафт не был его родиной. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу.
Там ко мне пришла известность. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. СЛАВА «КРИКА» ПРЕВЗОШЛА СЛАВУ ЕЕ АВТОРА, ХОТЯ НА БОЛЬШИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВЫСТАВКАХ, ГДЕ ПУБЛИКА ДОСТАТОЧНО ХОРОШО ЗНАКОМА С ТВОРЧЕСКИМ НАСЛЕДИЕМ МУНКА, ПОДОБНОГО РАЗРЫВА, ПО-ВИДИМОМУ, НЕ ВОЗНИКАЕТ. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. Но госпожа Ларсен не сдавалась: она преследовала его по всей Норвегии и за рубежом. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. ориентация норвежского искусства меняется.
Старинные немецкие городки предстают в аскетическом ритме высоких башен и островерхих фасадов домов. Разве вы не знаете, что луна круглая. ». Мунк не мог жить «среди полей и лугов, коров и свиней». После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения.
На смену приходит пафос утверждения жизни. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Публичный дом был для Мунка пространством, где царили ужасы, кошмары, кровь и убийства он написал много картин об этих домах, все они исполнены страха и ужаса. Под деревом сидит старик и рассказывает историю мальчику.
Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Достоевского «Преступление и наказание». «Крик» — может быть, самая характерная картина Мунка.
Что за чертовщину они там плетут. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Относительно же обстоятельств создания «Крика» существует несколько версий: близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, а недалеко от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура.
Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. Холст, масло. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. На скудной земле растет мощный суковатый дуб. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично.
По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». 91 73, 5 см.
Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Это должна быть хорошая картина. В сущности его картины 80-х гг. Больше всего в Германии, но часто и во Франции. Пейзаж, улицы, дома — вот что вызывало в нем жажду писать, а не люди, которых он встречал.
На первом варианте небо написано в багряных тонах. Ужасно, что Осло получит мои картины. Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории.
Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Они свободны от излишней повествовательности. Его портреты превосходно отражали характер человека.
Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Этот дом и это место Мунк любил больше всего на свете. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы».
Вот таким образом он смог развесить в Экелю лишь небольшую часть фриза. Её широко открытые глаза пусты – это конец любви, конец всему». Наконец, самая известная картина Мунка – «Крик». Выставка стала событием в художественной жизни Берлина.
Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Она называлась «Дорога никуда». Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.
Здесь он пишет поля и луга, создает картины: «Пахари», «Уборка урожая», «Мужчина на капустном поле», «Путь между белыми березами». В 80-е гг. Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Ему хотелось видеть его целиком.
Мунк создает произведения большой жизненной правды и человечности, выражающие его трагическое ощущение жизни. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Особенно часто он писал сарай в Экелю.
– Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех» 18. Старик показывает мальчику страну. Спустя годы, когда Мунк будет отмечать 70-летие, он получит поздравительную телеграмму «от имени немецкого народа» за подписью Геббельса. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее — фигуры играющих и купающихся детей. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Он издает вопль.
В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна (Осло, Норвегия)В главном герое картины, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, можно видеть и самого Эдварда и его недавно умершего отца и его друга, датского поэта Эмануэля Гольдштейна. Но он не смотрел на него.
Он продолжает экспериментировать и расширять круг своих персонажей: среди них в этот период появляются купальщики, фермеры, рабочие, нередки также изображения животных. Из Экелю открывается вид на Осло-фьорд. Он был уроженцем восточной части страны, а Крагерё находится на границе между восточной и южной частью. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии.
Здесь их дом. В 1900-х гг. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)».
Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Национальная галерея (Осло, Норвегия)На картине изображена 15-летняя рыжеволосая девушка с изможденным от болезни лицом. В 1908 году после тяжёлого расставания с возлюбленной Мунк оказался в датской психиатрической клинике Даниеля Якобсона в Копенгагене.
Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу5. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника.
В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Борется с холодом, побеждая скудость земли. Я стал таким знаменитым, что они уже не в состоянии были меня убить.
Это абсолютно реальный и в то же время сказочный пейзаж Скандинавии. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему. Многолетний друг Мунка историк искусства Йенс Тиис опубликовал к его 70-летию монументальную биографию художника. Поиски заняли целых два года. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). В это же время он создает серию замечательных пейзажей: восход солнца, который приносил Мунку радость и холмы, которые он видел из своего окна и был рад тому, что они не дают возможности наблюдать заход солнца, погружающий его в глубокое уныние.
ДОЛЛАРОВ, УПЛАЧЕННАЯ ВЕСНОЙ 2012 ГОДА ЗА ПАСТЕЛЬНУЮ ВЕРСИЮ ЭТОЙ КАРТИНЫ. Мунк упорно учился. Кажется, что картину жизни облили растворителем и все предметы начинают терять форму перед тем, как превратиться в ничто. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Сумрачный лесной пейзаж. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе.
В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты.
«КРИК» ЭДВАРДА МУНКА – ИСТИННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕДВА ЛИ НЕ САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА В МИРЕ, ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА. Образы, полные драматизма и тревоги, порой отмеченные печатью гротеска, но основанные на жизненных впечатлениях, несут в себе размышления о судьбе человека, смысле бытия. Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп».
Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. И хотя он жил еще очень долго, его творчество вступило в период стагнации. В 1893 году он написал первый вариант «Крика».
«Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти». Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать. Проект остался нереализованным. Мунк обладал даром психолога, вот таким образом он почти не писал портреты незнакомых людей – для него не было главным передать внешнее сходство.
В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка.
Причиной отъезда Мунка из Осгорстранда был его страх закоснеть в писании одного и того же пейзажа. Это были первые опыты художника. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Их нужно было исправлять, чтобы они стали «хорошими картинами». Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству. Линии и краски на его картинах следуют тем находкам, которые рождаются в нем. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции.
В этой фреске нет места былой характерной для этого художника тревожной экспрессии. Думал, что болезнь, натянутые нервы помогают ему писать. Постепенно он стал считать, что все картины, которыми он доволен, относятся к «Фризу жизни». Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Одновременно с этим он говорил, что люди – это «жалкие земляные вши», они велики лишь в собственных мыслях, «если тебе надоест плясать под дудочку судьбы, остается только один выход – лишить себя жизни».
Это сам Мунк, который однажды вечером вдруг почувствовал, что пейзаж его парализует. В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода – «Ночь в Сен-Клу». МНОГИМ ОБЯЗАННЫЙ В ТВОРЧЕСКОМ ПЛАНЕ ВИНСЕНТУ ВАН ГОГУ И ПОЛЮ ГОГЕНУ, МУНК (1863-1944) СТРЕМИЛСЯ К НОВОМУ, ГЛУБОКОМУ И ПОДЛИННОМУ ИСКУССТВУ.
В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка. Именно эти пейзажи были ему родными. Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. В 1921-1922 гг.
Одна из его лучших фресок «Солнце» (1911) находится теперь в Музее Мунка в Осло. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях.
Чувствуется влечение этих двоих друг к другу, великие силы овладели ими. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора».
Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». И все-таки он много путешествовал. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Портреты художника — исследование человеческой души. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство.
Фиксированные знаки осуществляют воплощение, концентрацию, присвоение. Он считал, что люди – всего лишь «безмолвные пешки», высшие силы дают им одну заповедь: «Преодолевайте слепую игру по имени жизнь». На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. Здесь он видел восход солнца, а крутые гребни холмов на Западе скрывали от него закат. Создана картина в Берлине. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею.
Эти сверхценные идеи, граничащие с бредовыми расстройствами, отличались изменчивостью, некоторые из них имели возрастную окраску. Тулла всеми силами пыталась женить Мунка на себе. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. Хотел остаться в таком состоянии. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах9.
Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают. ». Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
Внизу в ящике для дров лежал мешок с сухарями. Почти всегда это его сестра Ингер или его друг Яппе Нильссен. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету» 22.
Бедная, голая земля, камни да море. Он не заботился об уюте и красоте дома, не обращал на него никакого внимания. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. «Я мерзну, когда вижу, как солнце падает. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией.
В его судьбу вторглась война. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен.
Старый человек сидит в кресле, накрыт пледом, рот раскрыт, он задыхается. В него вошло около трехсот листов. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Волнообразные линии фона создают напряжённый ритм, будто крик раздаётся эхом повсюду – или сама природа кричит. Но больше всего его раздражали пальцы. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Когда Мунк пишет берег, у него всегда кто-то сидит на береговых камнях.
Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения.
Уже в середине 80-х гг. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского23. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию.
Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. На столе — кисти, заржавленные гвозди, крахмал и клей. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». Критика обрушилась на Мунка с огромной силой, ему советовали найти другую профессию, картины художника критики называли «безнравственными, болезненными, грубыми».
Через год оставил колледж и решил стать художником – к неудовольствию отца. Излагая свое мировоззрение, он утверждал, что людей толкает друг к другу инстинкт спаривания аналогичное наблюдается и в природе: земля-женщина солнце, луна, воздух и море – мужские силы, обнимающие землю и оказывающие на нее плодотворное влияние. Он родился в Лётене, поселке милях в двенадцати к северу от Осло. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»).
Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Он был слишком плодороден.
Даже после смерти Шибстеда она не стала лучше. Картины природы всегда преломлены через настроение художника.
Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Трудно сказать, чувствовал ли Мунк себя хорошо в Экелю. Пластический язык обретает исключительную силу.
В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Урна с прахом Э. Мунка стоит в почетной роще церкви Спасения в Осло. Так он именовал всех, кто ему не нравился и кто жил в Осло. Как правило, Мунк создавал портреты тех, с кем находился в дружеских или реже – в деловых отношениях.
Расти большим и сильным, как этот дуб. Это абсолютно реальный и в то же время сказочный пейзаж Скандинавии. Он ездил знакомиться с произведениями искусства. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. В ней твои корпи.
Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Другие картины этого цикла также отличаются крайней мрачностью сюжета. Ему не доставляло радости правдоподобное, точное воспроизведение пейзажа. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла.
Эдвард Мунк «Ночь в Сен-Клу» (1890). Берлинский периодВ 1892 году Мунк принял участие в совместной выставке немецких символистов в Берлине. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. Вот таким образом трудно найти те деревья, дома и места, которые он писал. Это Норвегия, суровая и холодная. А также фриз, написанный им для Макса Рейнгардта в Берлине. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года.
Но детство провел в Осло. Ему не нравились соседи.
В этом высказывании прослеживается раздвоенность суждений и оценок, характерных для его личности в течение всей жизни. Подобно дубу, норвежский народ добывает себе пропитание из камней и моря. Главное здание и вид на фьорд Мунк никогда не писал. Многие картины художник писал в нескольких вариантах. «Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане.
«Кто такой этот Дягилев, никто его не знает» – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Эдвард Мунк, вне всяких сомнений, был символистом по духу, об этом свидетельствует содержание его работ, собственно бесчисленное количество символов и аллегорий, типичные для символистов темы смерти и жизни, отчаяния и страха, эроса и танатоса. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы.
То, что он пишет, не должно быть похоже. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Даже в Осгорстранде он избегал людей.
В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно.
Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. Он называл это «лошадиным лечением».
В Экелю это ему не удалось. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Как ни странно, но людей на его картинах мало. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Последние годы жизни Мунка совпали с оккупацией немцами Норвегии.
Эдвард Мунк «Пепел» (1894). Картон, масло, темпера, пастель. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Примерно с 30 лет и до самой кончины Мунк пытался изобразить свое мировоззрение: «Фриз жизни» был задуман как ряд картин, которые дают представление о жизни человека. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа».
«Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. Он писал дома, улицы, маленький мост и причал, но в первую очередь берег. Из Рамме через фьорд он мог видеть Осгорстранд.
В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Фриз включает «Поцелуй», «Барку юности», мужчин и женщин, «Вампира», «Крик», «Мадонну».
Но он поступил в технический колледж, где проявил способности к физике, химии и математике. И все же ему там не нравилось. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. 119, 5 118, 5 см. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. «Солнце» — это солнце, каким Мунк увидел его ранним летним утром в Крагерё. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах.
Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. Художник страдал бессонницей и паранойей.
Картины Мунка в концертном зале Университета ОслоВ 1916 г. художник приобрёл виллу Экелю недалеко от Осло, где прожил всю оставшуюся жизнь. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. Национальная галерея (Осло, Норвегия)Человеческая фигура (мужчина. Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Он пытался закричать от страха, но не мог произнести ни звука.
Как все норвежцы, он предпочитал жить так, чтобы можно было видеть море. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Солнце, дождь и ветер изменяли краски и, с точки зрения художника, гармонизировали полотна. Но письмо с этим известием пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону.
В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Пейзаж в основных чертах — Норвегия. Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку».
«Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Он купил усадьбу, чтобы было где разместить «Фриз жизни». Вот таким образом тебе здесь хорошо живется. Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина.
Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). Куда бы он ни уезжал, он возил с собой память о пейзажах Осгорстранда. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями.
После выздоровления Мунка, как и прежде, особенно волновали тайны любви и смерти. Ему нужны были новые пейзажи.
Когда Национальная галерея в Осло купила его картину, на другой день один из критиков заявил, что отныне граждане Осло не смогут водить своих дочерей в галерею до тех пор, пока «пьяным проституткам» Э. Мунка будет«разрешено спать» в залах галереи. Будучи зрелым и уже немолодым художником, он написал автопортрет, когда болел испанкой, портрет так и называется – «Больной испанкой». Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Фреска пронизана солнечным светом, жизнелюбием и человечностью. Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка.
Мунк также верил, что когда-то лун было две. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Картина становится символом вечного возрождения жизни.
«Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. Самая знаменитая из его картин «Крик» для многих является трагическим символом рубежа XIX и XX веков, предвестником мировой войны и катаклизмов XX века. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни.
Как мастер линий, Мунк производит неизгладимое впечатление на зрителя, он один из тех живописцев, которые проложили так много путей в живописи и создали поражающие духовным содержанием и красотой картины. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. Все остальные встречали в нем чувство протеста.
В домике в Осгорстранде были три маленькие комнаты. В них запечатлен духовный путь мастера. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки.
Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Портреты художника – исследование человеческой души. В совсем непарадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица.
Семья, в которой было пятеро детей (Эдвард был вторым ребёнком), часто переезжала, но большую часть детских лет Эдвард провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). В возрасте 5 лет потерял мать, а через 10 лет и старшую сестру. Талант к рисованию обнаружился у него в раннем возрасте. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов19 Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот») 20. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. Кажется, что он поднялся с кровати для того, чтобы встретить смерть.
Но и это не был мунковский пейзаж. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы.
На берегу стоит пара: она смотрит на берег и море, он – на нее. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества.