Мунк Живописец
Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский живописециграфик, театральный художник, теоретик искусства. Эдвард Мунк – норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Эдвард Мунк норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства.
Презентация на тему: Эдварда Мунк (1863-1944), норвежский художник, график, театральный художник
В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. В бегло намеченных чертах лица — усталость и горечь. Его портреты превосходно отражали характер человека.
Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства.
- Эдвард Мунк: жизнь и творчество художника
- Художник Эдвард Мунк: произведения, биография
- Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника
- Эдвард Мунк – парадоксальный художник
- Страх смерти и жажда жизни: 5 картин Эдварда Мунка
- Эдвард Мунк – краткая биография
- Мунк Эдвард (1863 – 1944) (экспрессионизм)
«Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. На первом варианте небо написано в багряных тонах. Создана картина в Берлине. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».
В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику.
Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар.
Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»22, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»23. Это было для него открытием.
Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству.
- ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)
- Эдвард Мунк – норвежский художник
- Интересные факты из жизни художника
- Нервные срывы и лечение болезни
- Портреты как передача человеческой души
- Творчество в последние годы жизни
- «Больная девочка» : прощание с любимой сестрой
- Травля критиков и непонимание публики
Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»).
Его жена, которая была моложе своего мужа на 20 лет, умерла от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Соглашаясь с ним, Мунк отбрасывает все, что напоминало бы о банальном реализме, однако в противоположность Моро он никогда не станет писать «Божество с цепочкой для часов». Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. Когда будущему живописцу было 14 лет, его 15-летняя сестра умерла от туберкулеза, причем случилось это через 9 лет после того, как от этой же болезни скончалась мать семейства Лаура Мунк.
Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна. Портрет обращает внимание остротой характеристики образа и новыми особенностями живописной манеры, которая складывается к концу первого десятилетия ХХ в. Фигура Якобсона изображена на фоне напряженной симфонии желтых и красных тонов. Осенью он едет в Париж.
«Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»). Этот человек – сам художник. Это было воплощение его собственной изоляции, отчаянного одиночества, потери смысла жизни. Картины природы всегда преломлены через настроение художника. Всего он провёл там более полугода.
В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом).
- «Расставание» : боль от разрыва отношений
- Эдвард Мунк: краткая биография и картины
- Биография и произведения Эдварда Мунка
- Отношения с женщинами и болезнь Эдварда Мунка
- Последние годы жизни Эдварда Мунка
- 0 Эдвард Мунк – парадоксальный художник
- Словари и энциклопедии на Академике
«Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Сюжет полотна был навеян постоянными воспоминаниями Мунка о смерти старшей сестры Софи. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик». 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии.
Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка. По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством.
Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Если долго смотреть на картину, то уже хочется закрыть голову руками, чтобы защитить себя от этого пронзительного крика, реального или звучащего только у вас в голове. Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).
Еще более странные отношения складывались у Эдварда с женщинами. Молчаливый, нелюдимый ироничный, мрачный и подозрительный, мягкий и обидчивый, бескомпромиссный, сомневающийся и неудовлетворенный собой — свидетельство его поисков и блужданий. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. В Париже Мунк посещал студию Леона Бонна, где началось увлечение художника импрессионистической живописью.
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Биография и творчество художника
- Один из первых представителей экспрессионизма -художник Эдвард Мунк
- Память и отражение в мировой культуре
Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)31. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет.
Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3637. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Периодически доносившиеся оттуда крики забиваемых животных и вопли буйных помешанных производили душераздирающее впечатление. В 1908, достигнув широкой известности и популярности в Норвегии, Мунк пережил сильное эмоциональное потрясение, вызванное алкоголизмом и горькими ссорами с друзьями.
Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. Всего он провёл там более полугода. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге.
В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Он был первым, кто заметил талант Эдварда. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное.
В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Художник то достоверно описывает свой облик, то отказывается от буквального полного сходства, а скорее стремится создать психологически адекватный портрет, отмеченный напряженным лиризмом. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. На мировоззрение Мунка на первом этапе его развития немало повлияло общение с известным норвежским писателем Хансом Йегером, лидером кружка «Движение богемы».
Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. – Сюжет картины «Крик» так занимал Мунка, что он пробовал разные техники и краски, воплощая свой замысел, вот таким образом существует четыре авторских варианта картины: два написаны маслом и два – пастелью. Последнее обстоятельство отнюдь не ускорило течение четырехлетнего романа. И Крог и Таулов обучали Мунка не только мастерству. Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй».
Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Осенью он едет в Париж. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.
Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. В этих картинах за извилистой линией берега – всегда волнующееся море и под кронами деревьев развертывается своя жизнь с ее причудами, все ее вариации, ее радости и печали». Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала.
Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин. Бетси была сестрой этого мальчика и художника поразили сочувствие и нежность, с которыми она ухаживала за братом. Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы.
В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. «Я пишу не то, что вижу, а то, что видел»— таков его ответ на слова Моро.
Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Его маниакально-депрессивным психоз позволил ему перейти барьеры дозволенного.
У него была удивительно энергичная, прекрасная голова. Волосы у него были белокурые, волнистые, лоб высокий, выпуклый, глаза серо-голубые. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка.
Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка.
Обстановка была не просто бедной, а поистине ужасной. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». Монументальное творчество Мунка положило начало созданию национальной школы монументальной живописи, а также позволило считать его одним из выдающихся мастеров европейского монументального искусства ХХ в. Представление о творческой индивидуальности Мунка будет неполным, если не сказать о его многочисленных графических и живописных автопортретах.
Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. Любовников как будто скрывает мгла. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7.
Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. «Через всю серию картин, – объяснял он, – проходит волнистая линия побережья. Его сестра Софи умерла от той же болезни в возрасте 15 лет у младшей сестры Лауры в раннем возрасте диагностировали душевное заболевание.
Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Лунный свет мягко отделяет легкую тень от женской фигуры и рельефно выявляет фактуру стены дома, совмещенную с материалом и линейным рисунком гравировальной доски. В нем многое привлекало внимание.
Достоевского «Преступление и наказание».
Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). В 1896г. Портреты художника – исследование человеческой души.
Одна из главных в его жизни картин «Больная девочка» вызывает скандальную реакцию. Ранение и вся эта история основательно поколебали его и без того неустойчивую психику. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. Картина стала важной вехой не только в творчестве Мунка, но и в европейском искусстве той поры.
В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед. Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. В течение 1909-1916 гг. Это не конкретная пара, а целующиеся люди вообще, одни из тысяч. Работа приглушала эмоциональное одиночество, чувство заброшенности, бессилия, вызванного отсутствием женщины. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Он в одном из своих дневников писал, что идея ее написания пришла к нему, кода он с товарищами совершал променад по мосту. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше.
Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. Она оставила детям прощальное письмо полное глубокого религиозного чувства, которое потом отец им часто зачитывал. С тех пор смерть навсегда вошла в жизнь пятилетнего, в то время, Эдварда. Художник не заботился об уюте и красоте дома.
Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Портреты художника — исследование человеческой души. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг.
– Ибо Смерть протягивает руку Жизни – такова цепь, связывающая тысячи ушедших поколений с тысячами поколений, что еще придут». Поиски заняли целых два года. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Она называлась «Дорога никуда». Мунк вырос в очень религиозной семье. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». De gustibus non est disputandum.
– Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». В это время Мунк обращается к офорту, гравюре на дереве, литографии. Он называл это «лошадиным лечением».
Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Там предусмотрительно заменили подлинник фотокопией. Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет.
Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Картина становится символом вечного возрождения жизни. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества.
Ему нужен был ровный и громкий гул голосов. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». Но больше всего его раздражали пальцы.
Её появление стало важным событием в экспрессионизме. В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера.
Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.
Две кровати, стол и несколько плохих стульев. Кто-то считает, что скорчившийся в ужасе человек реагирует на доносящийся отовсюду Крик природы (первоначальное название картины – ред. ). В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. По мнению некоторых искусствоведов, таким образом художник пытался избавиться от Крика и смог сделать это лишь после курса лечения в клинике.
Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине.
Безразлично, что они говорили и на каком языке. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Мунк также верил, что когда-то лун было две. – Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами».
В 1900-х гг. Интересно, что Мунк был абсолютно безграмотным в естественных науках – он даже не знал, что собой представляет Луна и всегда писал её полной. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). С этой целью он специально не настраивал как следует радиоприемник на определенную волну.
Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве. Однако в первые годы юности у Мунка появился ряд полотен («На другой день», «Переходный возраст» и другие), которые вызвали возмущение буржуазной критики безнравственностью темы. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств.
Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Вскоре семья переселилась в столицу. Согласно одной из версий, неподалёку от Экберга в непосредственной близости друг от друга располагались крупнейшая в Христиании скотобойня и клиника для душевнобольных – та самая, где лечилась сестра Мунка, Лаура. Его искусство сплошь состоит из символов и аллегорий излюбленные темы— любовь и навязчивая мысль о смерти и Мишель Хог справедливо отмечает в своем предисловии к каталогу выставки 1974г. : «Как и многие его современники, Мунк убежден, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстраненностью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грезами Гюстава Моро или Бёклина». Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой.
В 1940-м, когда нацисты оккупировали Норвегию, Мунк отказался сотрудничать с коллаборационистским правительством Квислинга. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Графика Мунка поражает разнообразием техники. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку».
В 1886 году Мунк продолжает выставлять свои работы на выставках. Первые гравюры Мунка появились в 1894 г. и быстро завоевали успех у коллекционеров и публики. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни».
Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма.
«Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Все они основаны на личных переживаниях художника. Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. Сам Мунк, был болезненным ребенком.
Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»24 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику25. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Он пишет картину Мадонна (около1894–1895).
Живописная манера Мунка, отражающая его субъективное эмоциональное состояние, отличается широким мазком, энергичной фактурой, а также сохраняет драматизм цвета, динамичное построение пространства. Первая дата – 1888–1889 годы. Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным.
Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника. В том же 1902 году «Фриз жизни» впервые был выставлен в таком виде, каким его задумал художник, в галерее Берлинского Сецессиона.
В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Главным становится передача состояния, психологии, а не события. В 1893 году Мунк создал «Крик»— своё самое известное произведение. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников.
Считается, что первой стадией обусловлена поза Мадонны, вторую Мунк отразил в литографии, сделанной в 1895 году – в левом нижнем углу изображена фигурка в позе эмбриона. Человек трудный, неуравновешенный, даже странный, Мунк был личностью, далекой от обыденных обстоятельств бытия, но в то же время ставшей зеркалом духовных коллизий и потрясений рубежа веков. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»24, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться». Его гравюры – пожалуй, высшее достижение мастера. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». В 80-е гг. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Прожив насыщенную жизнь и оставив такое колоссальное наследство, он, разумеется, стал знаковой фигурой эпохи. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы.
Рядом с ней — мать. Маленькие бессильные руки, узкие плечи.
носят пейзажный характер. Верю только в то, чего не вижу, но что чувствую». В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества.
Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. Эдвард Мунк родился в 1863 году в семье военного врача Кристиана Мунка и его жены, Лауры Катрины Мунк (урождённой Бьёльстад). Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа.
Буйство красок, динамичная фактура — приемы, в которых отчасти возрождаются импрессионистические принципы, но на иной основе. Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца. Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи.
В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. В конце 1892— начале 1893 года у него окончательно оформляется идея «фриза»— серии картин на «вечные» темы любви и смерти.
Нужен Достоевский или хотя бы смесь Крога, Йегера и, возможно, меня самого для того, чтобы столь же убедительно, как это удалось Достоевскому на примере русского сибирского города, описать прозябание в Кристиании – не только тогда, но и сейчас». На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой и молодой Тулой Ларсен. Пластический язык обретает исключительную силу. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет». В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5.
Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. В его судьбу вторглась война. Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях46. Похищение «Крика» и «Мадонны» из музея Мунка в 2004 году стало одним из самых громких. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»).
Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. В Германии у Мунка было много друзей. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание.
Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа». Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Выглядит она очень хрупкой и ранимой. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство.
Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»32 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца33. Фриз включает Поцелуй, Барку юности, мужчин и женщин, Вампира, Крик, Мадонну. Вооруженные похитители ворвались в залы средь бела дня и на глазах у всех унесли картины.
Живое побеждает смерть. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине».
Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом). В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». «Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти». А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта.
Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. Многие картины художник писал в нескольких вариантах.
В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба — «древа жизни», рассказывающий историю своей страны. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад.
После еще нескольких приступов неконтролируемой агрессии в 1908 году, он был помещен в психиатрическую клинику с диагнозом душевное расстройство, где провел более 6 месяцев. После выхода из клиники Мунк меняет стиль на грубую и резкую манеру: мазки становятся крупнее, цвета ярче, классическая техника живописи искажается. Тогда же появилась самая известная картина Эдварда Мунка – «Крик». Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Уже в середине 80-х гг. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения.
Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Что за чертовщину они там плетут. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни.
Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». «Я почувствовал крик Природы»). Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла.
Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. На момент её болезни и угасания Эдварду было всего 15 лет. Впоследствии, в своем творчестве Мунк снова и снова возвращался к воспоминаниям о болезнях, смерти, печали. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе.
До этого «Крик» похищали из Национальной картинной галереи, а после – из отеля «Континенталь». На картине изображен печальный молодой человек, сидящий, подперев голову рукой, на пустынном каменистом побережье, в котором узнается реальный осгорстраннский пейзаж. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Лицо человека — застывшая безликая маска.
Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов». Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.
Такой человек жаждет новых открытий, постоянно находится в процессе творчества, он свободен от штампов и существует «вне времени». В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Известно, что после изменения живописной манеры художнику стало трудно продавать свои картины. Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв.
С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. Он вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло). Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда.
Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп». Здесь он проживёт остаток жизни. Девушка была влюблена в художника, настаивала на свадьбе и даже угрожала самоубийством.
В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок».
В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти».
«Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше. Тогда картины Мунка все больше были сосредоточены на изображении таких эмоций, как тревога, одиночество и экзистенциональный страх, возможно, самый яркий пример – его самая знаменитая картина «Крик». Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном.
Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут. При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»22 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом.
Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Разве нельзя допустить, что именного этого и хотел художник-экспрессионист – бередить, а не успокаивать души обывателей.
После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Ребенком он пережил и смерть матери.
К этому времени относятся знаменитые картины Мунка: "Крик", "У смертного одра", "Больная девочка", "Танец жизни". Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке9. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу.
Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен.
В сущности его картины 80-х гг. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк. Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. Мастера классической школы в живописи посчитали странные картины оскорбительными для просмотра, а самого Мунка назвали анархистом. Он упорно добивался какого-то очень точного ощущения в картине, придирчиво и беспощадно отклоняя несколько вариантов. Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи.
Среди завсегдатаев этого кафе числился и знаменитый шведский драматург Август Стриндберг – Мунк написал его портрет. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны. Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи.
Эдвард Мунк родился (1863-1944 гг. ) в Лэтене (норвежская провинция Хедмарк), в семье врача. Мунк предпочитает слушать не новости и не музыку, а голоса. Этому циклу он посвятил более тридцати лет. Мунк экспериментирует с различными стилями, многие картины этого периода отмечены влиянием импрессионизма и пуантилизма.
Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти».
Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов. «Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде».
Здесь он получал заказы и продавал свои произведения. Много картин находится в Бергене. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.
Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни— поэма о любви, жизни и смерти».
Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты.
Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. Они заявили, что его пассия застрелилась и показали ему ее «труп».
Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер.
В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. Особенная продуктивность наблюдалась у него в графике. В них запечатлен духовный путь мастера. Их удалось найти только через два года.
В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. Моро и Метерлинк выбирают бегство. Хрен редьки не слаще. Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане.
Как бы то ни было, эмоционально заряженная картина стала одной из первых работ экспрессионизма и для многих осталась его эмблемой, а отраженные в ней темы отчаяния и одиночества оказались главными в искусстве модернизма. С того момента душевное состояние Мунка ухудшилось. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза.
После обучения в Королевской школе Искусства и Дизайна в Христиании (сейчас Осло), в этом же городе в 1883 году работы Мунка впервые выставлялись на выставке Индустрии и Искусства. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. В этом случае его картины можно расценивать как предварительный этап работы, а графический оттиск – как завершающий. Перешагнув барьер реальности, Мунк смог сотворить не возможное, как говорят эксперты в области биоэнергетики и парапсихологии, он создал матрицу вибраций заряженную разрушительной энергией человеческих страданий, принесённых им из собственной души, вовремя своих припадков и депрессивных психозов.
Как еще можно найти объяснить тем событиям, которые преследуют его картину на протяжении десятилетий: её воровали более трех раз, последний раз из отеля «Континенталь», вместо подлинника украли фотокопию, как утверждают сами грабители, они понимали, что это не оригинал, но не смогли остановиться, что-то темное и угрожающее управляло ими из вне. Грин позаимствовал наименование для своего романа. Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии».
Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Особенно важным в биографии Мунка является 1892 г. Осенью этого года в Берлине была открыта персональная выставка норвежского мастера.
Он издает вопль. Свои произведения автор сравнивал с музыкой. В 1879 г. по желанию отца Мунк поступил в Высшую техническую школу. Проект остался нереализованным.
В 1900-х годах Эдвард повредил руку, что привело к ампутации пальца на левой руке. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Но Мунк перенес жестокий розыгрыш крайне болезненно. Каждая картина тогда, писал он, «издает свой собственный звук и эти звуки объединяются в общую мелодию».
В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой. Правы все. С этой дружбы началась история арт-терапии – исцеления искусством (термин впервые использовал Адриан Хилл в 1938 году), которая успешно применяется как один из методов психотерапии по настоящее время.
Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него.
Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада.
Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней.
Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. Ей 26 лет и она замужем. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. В 1921-1922 гг.
Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Разве вы не знаете, что луна круглая. ». «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. «Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. Он казался странным.
Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Довольно долгое время она привлекала Мунка.
Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего».
В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. Пыль лежала повсюду толстым слоем и беспорядок царил невероятный. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника.
Мунк писал о «симфоническом эффекте», который производила выставка. Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. В эти годы Мунк курсирует между Берлином, Парижем и родной Христианией. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение.
Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. ориентация норвежского искусства меняется. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова». Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания.
Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. Он купил дом, построил вокруг него забор 4-метровой высоты. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. В 1918 году художник писал: «Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение тридцати лет. В Париже на мировоззрение художника оказывают влияние импрессионисты и скандинавские символисты, а с началом 1890-х, его творчество начинает постепенно трансформироваться, поддаваясь влиянию стиля модерн.
Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо.
В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. Впоследствии, созданный в 1963г Музей Мунка, вместил в себя уникальную коллекцию картин и других материалов, отображающих различные периоды творчества знаменитого норвежца.
Он был очень религиозным человеком. Он стратег, видящий и прогнозирующий далекое будущее, намного опережающий свое время. Преувеличение по существу преображает реальный облик людей до степени причудливого ирреального, наделяя их мрачной символикой.
Зрители воспринимают полотно как набросок к картине, а не как законченную работу. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании14. Оборачивался, как бы ища другой дороги. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза.
В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему.
Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Картины с этой выставки позднее войдут в более масштабный «Фриз жизни»— «поэму о любви, жизни и смерти», над которой Мунк работал все 1890-е.
Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик». Он оставил после себя огромный архив. Это были первые опыты художника.
Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года.
Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине.
Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего.
Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным. Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»7: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада8. Кроме того, в эти годы художник работал над похожими по настроению картинами, например, над Тревогой (1894) изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом и Вечером на улице Карла Иоанна (1892).
В него вошло около трехсот листов. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи.
На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Несомненно, они не только отражали внутреннее состояние художника, но и были навеяны безрадостными событиями его детства: Мунк в пять лет лишился матери, через несколько лет умерли старшая сестра Софи и брат Андреас. Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра.
Условная цветовая и живописно-пластическая характеристика изображенного ландшафта рождает обобщенный образ норвежской природы исполненный напряженного лиризма и углубленного созерцания. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею. В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей. Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние.
Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой42.
На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей.
Между друзьями произошла ссора. Делал несколько шагов. Такова была идейно-художественная ситуация, предопределившая начало пути Мунка. Художник страдал бессонницей и паранойей. Возможно, крик объятого неизвестным ужасом человека не производил бы столь сильного впечатления, если бы художнику не удалось передать – даже чисто техническими средствами – внутреннее напряжение, соответствующее крику как выражению крайней подавленности.
Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. В психиатрии такой симптом называется амбивалентностью. Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло.
Мунк упорно учился. «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он. К тому времени известность художника стала достаточной для того, чтобы историк искусства Густав Шифлер занялся составлением каталога графических работ восходящей звезды, сам же Мунк проводил все больше времени в курортных городках Тюрингии, пытаясь побороть алкоголизм и справиться с нервным расстройством.
Писатель-фантаст Александр Грин видел на какой-то выставке картину, написанную в подражание Мунку. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню.
Моро говорил: «Я не верю ни в то, что осязаю, ни в то, что вижу. – На мой взгляд, подобное глубоко религиозное восприятие женщины, такое восславление красоты страдания можно найти лишь в русской литературе». Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр).
Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Получается лучшая гармония красок. Первым таким «фризом» становится небольшая берлинская выставка под названием «Любовь», на которой был впервые представлен «Крик».
По хитроумному замыслу, вряд ли пришедшему в очень трезвые головы, «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа. Шел он не как все. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники.
Этот образ тесно связан с популярным в европейском искусстве в 1890-е годы стилем «ар нуво», для которого характерны плавные, волнистые линии. Они свободны от излишней повествовательности.
Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк.
В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901). Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями.
Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец.
С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Останавливался, думая о чем-то. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа. К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции».
В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Однажды друзья художника, чтобы помочь Туле Ларсен, решили разыграть Эдварда.
На смену приходит пафос утверждения жизни. Больная девочка – ранняя картина Мунка и одна из первых, представленных художником на Осенней художественной выставке 1886 года. В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый.
Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны30. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее — фигуры играющих и купающихся детей. У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Но и такая крепость не спасала от чьего-то, как ему казалось, «парализующего влияния» (психиатры называют это «бредом воздействия»). С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями.
Всего он провёл там более полугода. Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи.
Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»). Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов.
Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения.