На Шипке Все Спокойно Верещагин Картина
«на Шипке всё спокойно – название триптиха (трех, объединенных одним сюжетом, картин) художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842—1904). Очень большие чувства вызвала у меня картина художника-баталиста Верещагина Василия Васильевича «На Шипке все спокойно. ». Из здания Национального культурного центра в столице Болгарии похищена картина русского живописца Василия Верещагина "На Шипке все спокойно", сообщает в понедельник болгарское телевидение. Именно картина Василия Верещагина На Шипке все спокойно.
Картина Верещагина На Шипке все спокойно. В болгарской столице Софии похищена картина известного русского художника Василия Верещагина На Шипке все спокойно. Картина Василия Верещагина На Шипке все спокойно, похищенная 10 марта 2008 года из Национального выставочного центра в болгарской столице, обнаружена полицией во вторник, 11 марта.
Верещагин: послание человечеству
И снова гремело несмолкаемое «ура». На первом полотне можно увидеть закутанного солдата, который держит свой пост. 8 и 18 июля русские войска дважды неудачно штурмовали укрепления Плевны. Все они были переколоты штыками. Трудно Вам передать все ужасы, которых мы тут насмотрелись и наслышались.
Вот-вот раздастся залп и несчастных разнесет на куски. самую грудь. Не люди то, а только тениОтверженников родины своей. Эти слова являются названием картины (1887 — 1895). Проскакав галопом перед строем победителей, Скобелев поздравил их с блестящим успехом.
Значительна работа художника над созданием Трилогии казней: Распятие на кресте во время владычества римлян, Казнь заговорщиков в России (1884 — 1885) и Подавление индийского восстания англичанами (около 1884). Царь с наследником, покинув армию, уехали в Петербург. соч., т. II, СПб. К 15:00 всё было кончено.
Шипка, Плевна и Белый Генерал – 7 фактов о русско-турецкой войне
Из полуразрушенных укреплений выглядывали умолкнувшие турецкие пушки. Не замай, дай подойти, — словно говорит он. Сначала «Белый генерал» доложил, что поддержит атаку в любом случае, но потом передумал. После атаки.
Нужен кров, нужна пища и одежда постоянно и каждому, это верно. Никто не мог понять, откуда ведётся огонь, так как не было видно даже порохового дыма. Солдаты возлагали надежды на двух генералов – Гурко и Скобелева. Дескать, не нужны нам такие братушки Чем ссорить народы, выискивая малейший повод, лучше бы чаще вспоминали генерала Стойчева – единственного иностранного полководца, который участвовал в Параде Победы в Москве 24 июня 1945-го. Дорога простреливалась, а один из её участков получил название «райской долины», так как всякий, остановившийся там, отправлялся к праотцам.
Болгарская полиция схватила вора знаменитой картины Верещагина
К угрожаемому участку срочно выдвинулся резерв, однако вскоре выяснилось, что Борейша принял за «крупные силы» небольшой отряд башибузуков. Сегодня целый день рыскал по городу искал турецкие склады и смотрел места, где можно поместить подходящие войска. На второй картине снег уже по грудь солдату, но он «все стоит, такой же невозмутимый, такой же величавый».
Приближается враг. Сплошь и рядом из-за мелочей да из-за недоглядок расплачиваемся солдатской кровью. Кроме Болгарии, еще и на Кавказе, в Чечне (с каких пор на этой земле неспокойно). По все видимости это бедный часовой, забытый своим начальством на посту. И должен сказать: не всегда, нет не всегда будут одерживать верх Галифе и Тьеры. На картине «Панихида» война изображена как всепоглощающая смерть. Хотя обморожения редко бывали смертельными, они приводили к тяжёлым увечьям.
Василий Верещагин О завершённоых картинах
В соответствии с планом, князь Святополк-Мирский начал атаку турецкого лагеря, рассчитывая на помощь остальных колонн. Русская кавалерия спешивалась для огневого боя, великолепную подготовку продемонстрировала 4-я стрелковая «железная» бригада генерал-майора А. И. Цвецинского. Три картины, объединенные одним сюжетом, рассказывают о последних часах жизни рядового солдата в период Русско-турецкой войны (1877–1878).
Генерал-майор М. Д. Скобелев был одним из немногих, кто демонстрировал уверенность в успехе. – Как же, как же, всем известно, что у Радецкого всё обстоит благополучно: «На Шипке все спокойно». В стихотворении «На первой выставке картин Верещагина» (1874) В. Гаршин писал: Не то увидел я, смотря на эту степь, на эти лица: Я не увидел в них эффектного эскиза, Увидел смерть, услышал вопль людей, Измученных убийством, тьмой лишений.
На Шипке все спокойно, Василий Верещагин
Он твердо знал, что хочет и поставленной цели добивался с настойчивостью и упорством. Отдельные турецкие части и редуты не сдавались. Но разве генералам было до этого дело. Название картин взято Верещагиным из официальных донесений генерала Ф. Ф. Радецкого (1820—1890). Мирский потерял 1800 человек и вечером доложил Радецкому: «Атаковал, никто не помог.
В начале сентября обе стороны подтянули к Шипке мортиры для ведения навесного огня. – Смотря, Михаил Дмитриевич, какие лидеры. Началась пальба, горячая рукопашная схватка. Ошибка Борейши частично объясняется двумя причинами.
В Болгарии похищена картина Верещагина На Шипке все спокойно
Не романист-психолог и не занимательный рассказчик, Верещагин был по складу своего дарования художником-документалистом, «специальным корреспондентом» русского искусства на театрах военных действий. Стало ясно, что турки не успели подготовиться к обороне и надо «ковать железо, пока оно горячо». Эта мечта не сбылась.
Наотрез отказывался от всех званий, чинов и наград единственный орден, который носил, — Георгиевский крест, полученный за храбрость в бою. Главным событием творческой биографии Верещагина стала его балканская серия — о русско-турецкой войне 1877— 1878 годов. Так возникает Палестинская серия, состоящая главным образом из этюдов и картин документально-этнографического характера. Наконец, в ноябре в горах наступили настоящие морозы. Борьба на флангах продолжалась. За ним свита и в первом ряду, верхом, – Верещагин.
Это была крупная победа в генеральном сражении. Тема человека на войне, «драма человеческого сердца как самостоятельный сюжет», по словам И. Крамского, часто отступали в творчестве Верещагина на второй план. Солдаты стояли вольно и от холода переминались на месте. На Шипке все спокойно – ирон. Он снова занялся зарисовками.
В Болгарии украдена картина Верещагина На Шипке все спокойно
Какой негодующий шум подняли генералы и офицеры Туркестанской армии по поводу «Забытого». Среди них: В Успенском соборе (1887 — 1895), Пожар (1896 — 1897), Сквозь пожар (1899 — 1900), Расстрел в Кремле (1897 — 1898) и другие. Будут разрушаться троны, дворцы, будет яростно, засучив рукава, «работать» палач, вместе с коронами полетят головы, но искусство – дело рук народа – будет жить вечно.
Война велась в трех направлениях. В такой атмосфере кому-нибудь должны были «померещиться» крупные силы турок. Настало 27 декабря 1877 года – день, бросивший тень на репутацию «Белого генерала». Победа. Его все-таки не умертвят.
Сочинение по картине Верещагина На Шипке все спокойно
На флангах еще шла перестрелка. Из французов назову Прудона. Это о картине «Нападают врасплох». Немало повидал он на своем веку. («Шипка – Шейново, Скобелев под Шипкой». ) Так войну еще никто не писал.
Генерал не раз прислушивался к советам художника, зная, что эти советы исходят от друга. Когда шел дождь, раненые промокали буквально насквозь, так как укрыться всем было негде». – Надо поднять на ноги интендантство, привести в чувство этих пьяниц и мошенников. После команды «Смирно. » строй всколыхнулся и замер как вкопанный. В сражении погиб и Сергей Верещагин — родной брат художника. Художник снова и снова рисовал русских героев-солдат и пленных турок и поля сражений, усеянные обезображенными трупами.
У Шипкинской эпопеи печальный эпилог. Несмотря ни на что, война привела русскую армию к стенам Константинополя. Да оно и останется. Творческому воображению художник не давал воли и в этом была его и сила и слабость.
Найдена похищенная картина Верещагина
В преддверии юбилея художника мы отобрали 10 самых страшных картин и рассказали, как правильно их «читать». «Представьте себе меня, сидящего между Сервер – и Камык-пашами. Положение защитников Шипки было критическим и усугублялось отсутствием снабжения – агенты товарищества «Горвиц, Грегер, Коган и Ко», занимавшегося поставками в армию продовольствия, бежали с перевала при первых слухах о приближении турок.
Этот низший чин даже не попадает в очередное донесение, ведь на Шипке все спокойно. Вот и отдуваемся. В картине С оружием в руках — расстрелять (1887 — 1895) запечатлена расправа с партизанами, попавшими в плен к французам. Дитя не плачет – мать не разумеет.
Сочинение по картине Верещагина «На Шипке всё спокойно»
Холодные тона усиливают леденящий страх и с холста веет зловещей, смертельной тишиной. Творческому воображению художник не давал воли и в этом была его и сила и слабость. В нескольких картинах показано отступление и разгром французской армии: В Гродно — пробиваться или отступать, На этапе — дурные вести из Франции (1887 — 1895), Ночной привал великой армии (1896 — 1897). 1894, отд. 24 февраля 1878 года изможденные зимней кампанией, но вдохновленные победами русские войска заняли Сан-Стефано и подошли к пригородам Стамбула – то есть к самым стенам Царьграда.
Действия происходят во время войны русского и турецкого народов. Впереди всех, спокойно всматриваясь в лесную чащу, стоит высокий старик с топором в опущенной руке. Эта задача выпала на долю ветерана Кавказской войны генерал-лейтенанта Ф. Ф. Радецкого. К ним смерть стоит лицом. Небоевые потери у Гершельмана составляли более 50 штатной численности дивизии.
Сочинение-описание картины Верещагина «На Шипке всё спокойно»
На первой картине стоит на часах солдат в серой шинельке. «На Шипке все спокойно», – доносили они в Петербург. Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал. Среди героев Шипки ходила присказка: «На парад назади, а как дело – впереди».
Продовольствия нет, патронов нет, приходится отступать. «На Шипке все спокойно» — так с болью и горькой иронией назвал художник свою картину. В штабе Скобелева господствовало оживление. Над турецким штабом взвился белый флаг. В одном из последних произведений Ночной привал великой армии изображен бесславный конец захватчиков, полный разгром некогда непобедимого войска. Спустившись с перевалов, колонны должны были одновременно ударить по туркам с трёх сторон. Солдат изображен на горном перевале Шипка в Болгарии.
В засаде крестьяне ожидают врага. Возмущенный поступком сына, отец отказал ему в материальной помощи. Мы отмечаем победное завершение войны, в результате которой православные народы получили шанс на свободное развитие.
На Шипке все спокойно (три картины Верещагина)
С 1887 по 1901 год Верещагин работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. Громкое раскатистое «ура», затем его последние слова: «Всем по чарке водки. » – разнеслись по снежной долине и предгорьям. Над ними возвышались изуродованные обстрелом столетние дубы. В военное время самообман и благодушие хуже противника.
До самого царя надо дойти в хлопотах о солдате. Штурм не удался. Изнуряющая обреченность, окруженная стихией. На каждый эпизод войны у Верещагина есть картина.
На главном участке боя турки сложили оружие. Число их будет очень велико. Название картин взято Верещагиным из официальных донесений генерала Радецкого. Еще один забытый. Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя».
10 самых страшных картин художника
Название трех объединенных сюжетом картин В. В. Верещагина (1842 — 1904) изображающих трагическую гибель русского солдата на Шипкинском горном перевале в Болгарии во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Перед атакой русских войск на турецкие позиции. Название для своей картины художник взял из официальных донесений русского пехотного генерала (1877 г. ) Федора Федоровича Радецкого (1820 – 1890), который командовал Южным отрядом охранявшим перевалы через Балканы, в том числе и перевал Шипка.
Они тоже всякие бывают. Выручайте». Нет пощады. Тема человека на войне, «драма человеческого сердца как самостоятельный сюжет», по словам Ивана Крамского, часто отступали в творчестве Верещагина на второй план. Сегодня профессиональных правдолюбов-провокаторов много и они любят рассуждать о «неблагодарности» славянских народов, которые частенько воевали против России.
На Шипке гибли и замерзали солдаты, это Верещагин видел своими глазами. Даже некогда было рисовать, впрочем, после наквитаю. Метель уже намела ему снег по колена, но он не покидает своего поста. Вессель».
Словари и энциклопедии на Академике
Именно он пленил турецкое командование и оказался героем дня.
3, с. 463—464). Русская армия вышла на прямую дорогу к турецкой столице.
Поскольку Плевна располагалась всего в двух переходах от Систова, где находились мосты через Дунай, не могло быть и речи о переходе Балкан без ликвидации этой угрозы. Более двадцати полотен создано им на эту тему. «На Шипке все спокойно» – название трех объединенных одним сюжетом картин В. В. Верещагина (1842 – 1904) изображающих трагическую гибель русского солдата на Шипкинском горном перевале в Болгарии во время русско-турецкой войны 1877 -1878 гг. Холст «На Шипке все спокойно» яркий и выразительный пример воплощения художественного замысла автора.
Во-вторых, почти все были уверены, что турки нанесут удар по Тырнову либо со стороны Ловчи (с запада), либо со стороны Осман-Базара (с востока), а Сулейман-паша поддержит этот удар обходным движением по одному из перевалов. Гурко разработал план зимнего наступления на Софию и в направлении Константинополя. Мороз, метель на перевале и часовой, замерзший на посту.
Словарь крылатых слов и выражений
9, 10, 11 и 12 августа солдаты не получали горячей пищи, довольствуясь сухарями. Бледно-желтое поле до самого горизонта усеяно телами и нет им конца и края. На третьей картине уже нанесло сугроб снега: «Только кончик шинели говорит, что тут лежит тело героя» (В. Зато много такой войны, о которой не принято говорить. Путь на юг Болгарии к турецкой границе был теперь свободен.
Для глубоко религиозного населения Индии страшнее, чем смерть, было «предстать пред высшим судьею в неполном истерзанном виде, без головы, без рук, с недостатком членов». Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. Переправа через Дунай 15 июня 1877 года прошла на удивление легко.
Купить картину На Шипке все спокойно, Василий Верещагин
И, может быть, они ей рады И, может быть, не стоить жить – страдать. Крупные хлопья белого снега покрыли ветви сосен. Триптих включает в себя три полотна, где описывается история одного солдата. Азартно играя со своими штабными офицерами и интендантами в «винт» и в «двадцать одно», он и не думал о том, что происходит в снежных окопах.
Даже когда был успех. «На Шипке все спокойно», — доносили они в Петербург. Не романист-психолог и не занимательный рассказчик, Верещагин был по складу своего дарования художником-документалистом, «специальным корреспондентом» русского искусства на театрах военных действий. Турки сложили оружие и путь к Константинополю был свободен. Если только Наполеон Первый не ошибался, утверждая, что победа всегда останется за «крупными батальонами», – победят «уравнители». На Шипке оказались войска неприятеля, но соседний Хаинкиойский перевал был не занят. Почти всю жизнь художника окружала атмосфера непонимания и враждебности.
Описание картины Василия Верещагина «На Шипке всё спокойно»
Радецкий отсиживался в тепле и безопасности. Расчёт русского командования состоял, прежде всего, во внезапности удара.
Коллекционировать обиды – удел слабых. И в глубоком тылу и на позициях в Болгарии – всюду обсуждались военные неудачи. Кажется, командование просто забыло про него и оставило на растерзание стихии.
Сочинение по картине Верещагина «На Шипке все спокойно»
И на третьей картине триптиха видно сугроб снега из которого виднеются только уголки шинели. Парируя мнимую угрозу, резерв Радецкого 8 августа совершил переход из Тырнова к Елене (40 верст), 9 августа – обратно (ещё 40 верст), 10 августа – из Тырнова к Габрову (42 версты) и 11 августа – из Габрова на Шипку, где как раз требовалась его помощь. Дивизия занимала оборону на Шипкинском перевале. Так нередко писали и в официальных реляциях, то есть «как хотели, чтобы было, но как в действительности никогда не бывает», — говорил Верещагин.
Но из-за разбросанности серии по разным городам (Москва, Санкт-Петербург, Киев, частные коллекции), увидеть всю историю войны иллюстрированную Верещагиным уже не представляется возможным. Такая честь не давалась за красивые глаза. Народная мудрость не ошибается: «На обиженных воду возят». Немецкий фельдмаршал Мольтке запрещал военным вход на выставку Верещагина. Триптих «На Шипке все спокойно» – трагическое повествование художника о судьбе рядового солдата.
- РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА В КАРТИНАХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
Кругом – песчаный ряд холмов, У их подножья – орда свирепая кольцомОбъяла горсть героев. Еще одно мгновение. Обезоруженные пленные строились в колонну. Он вторично едет в Индию (1882 — 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883 — 1884). Свои донесения о том, что «на Шипке все спокойно», он посылал в то время, когда его сравнительно небольшой отряд обстреливался с трех сторон турецкими войсками, а солдаты измученные и плохо одетые, замерзали (Гр.
Ехал он по дорогам, где недавно проходили бои и горячий след войны всюду еще был заметен. Верещагин не только свидетель войны, но и ее непосредственный участник. Молись. Турки засылали в Чечню лазутчиков, чтобы агитировать население против русской армии. Картины Верещагина – это, прежде всего, художественные документы, правдивые и объективные свидетельства очевидца.
А искусство необходимо всем и вечно. Солдатские шапки летели вверх. Артиллерия поддерживала наступающих, била по укреплениям, мешая туркам вести прицельную стрельбу по русским батальонам и болгарским дружинам, находившимся под командой Скобелева. Русско-турецкая война 1877 года стала вскоре средоточием всех его интересов. Свои донесения о том, что «на Шипке все спокойно», он посылал в то время, когда его сравнительно небольшой отряд обстреливался с трех сторон турецкими войсками, а солдаты измученные и плохо одетые, замерзали. В начале августа генерал-майор И. Е. Борейша, прикрывавший спуск с Еленинского перевала недалеко от Шипки, донёс, что его отряд был оттеснён крупными силами турок.
Плачь и молись, отчизна-мать. Однако на этом счастливый и лёгкий этап войны для русского командования закончился. Скрывая истинное положение от начальства, генерал ежедневно слал в штаб верховного главнокомандующего и в Петербург одно и то же телеграфное донесение: «На Шипке всё спокойно». А побывал бы в траншеях, посмотрел бы на обледеневшие трупы солдат, авось не твердил бы, как дятел, в уши верховному и в Петербург: «На Шипке все спокойно». Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей.
Ну, как – прозябли небось, побывав там. С. Ю. Витте, Воспоминания, т. III, Л. 1924, с. 114, «Русский биографический словарь», т. Притвиц-Рейс, СПб. Действие происходит в Болгарии на Шипкинском горном перевале. Обмороженных солдат изо дня в день отвозили партиями в госпиталь, в город Габрово.
На третьем холсте вместо часового – большой сугроб из снега.
Мусульмане, ликующие над изувеченными телами неприятеля («Представляют трофеи», «Торжествуют»), солдаты, хладнокровно закуривающие над поверженными врагами («Вошли»), последние мгновения жизни, жестоко и нелепо оборванной бессмысленной смертью («Смертельно раненный»). Вторая картина была навеяна расправой самодержавия с революционерами-народовольцами 3 апреля 1881 года.
Первые замыслы заносились в виде мелких эскизов в походные альбомы. Артиллеристам пришлось учиться вести огонь с закрытых позиций, не видя своей цели. Закипел кровопролитный бой, в котором обе стороны активно орудовали штыками. В. Стасов, Собр.
Примятый и окровавленный снег хрустел под подошвами сапог. И тут же валялось еще не подобранное оружие – винтовки, берданки, палаши. Часто они попросту замерзали в снегу, так как не имели должной экипировки. На третьем холсте вместо часового — большой сугроб из снега.
Только 9 августа на дороге к Габрову было ранено и убито 40 человек. Все лучшие критики, писатели, художники отдавали должное Верещагину, а некий академик Н. Тюртюмов публично клеветал на Верещагина и утверждал, что картины туркестанской серии написаны им «компанейским способом», при помощи мюнхенских художников. Штурм не удался. Почему Скобелев не атаковал так долго.
До свидания». Всю тяжесть боя под Шейновом вынесли части под командованием Святополк-Мирского и Радецкого, но удар «Белого генерала» оказался для турок роковым. От обильно пролитой крови снег местами растаял, обнажив землю. Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: Наполеон на Бородинских высотах (1897) и Конец Бородинского боя (1899 — 1900). Да, Василий Васильевич, пошли воевать, а многого не предусмотрели, многого не учли.
Снег растаял: с гор в долины шумно прорывались ручьи. «На Шипке все спокойно», — регулярно рапортовали командиры в столицу. Положение изменилось. 1910, с. 376). Плевна. Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками.
Перед атакой русских войск на турецкие позиции. После того как Верещагин написал это полотно, британцы обвинили его в шпионаже. К дулу пушек привязаны мятежники. «На Шипке все спокойно» – так с болью и горькой иронией назвал художник свою картину.
– заботливо спросил Скобелев и, не дожидаясь ответа, распорядился подать горячего чаю. Приближалась быстрая и теплая болгарская весна. В деревнях готовились к посеву. Этот молодой солдат остался верен своей воинской службе и защите Родины до самого конца. Они расстались, крепко обняв друг друга.
На первой картине мы видим занесенного снегом человека. Интерес к ней был огромен. После войны Радецкий прямо говорил Скобелеву: «Вы пришли к шапочному разбору, лавры пожинать»., — писал художник. До сих пор не ясно, почему турецкие военачальники не предприняли ничего подобного. Не упуская ни малейшей возможности, заполнял свои походные альбомы набросками пейзажей Болгарии, военных дорог, запруженных подводами раненых, перевязочных пунктов. Действие происходит в Болгарии на Шипкинском горном перевале.
Дивизия таяла, пополнялась резервами, медики не успевали справляться с обмороженными, а Радецкий неизменно докладывал командованию: «На Шипке все спокойно». На примере русско-турецкой серии можно отследить всю схему военных действий.
Благодаря их усилиям ворота в сердце Османской империи оказались в руках русских войск. По чарке водки надо отпустить на каждого -щ для поднятия духа. Чего доброго, такая депеша в поговорку войдет. На Шипке гибли и замерзали солдаты, это Верещагин видел своими глазами. Отважно и хладнокровно работает он под пулями, появляясь со своим складным стулом и альбомом в самых опасных местах. Одним словом, ситуация на Шипке изрядно походила на реалии Первой мировой войны. Такое отношение к делу заслуживает только уважения.
В столицу генерал постоянно доносил о том, что «на Шипке всё спокойно», в то время, как русские солдаты измученные и плохо экипированные, замерзали в снегу, находясь под постоянным обстрелом турок. В Константинополе же настроение было близко к панике. носящий мундир и ружье. Русские солдаты, охранявшие перевал, не только ежедневно подвергались обстрелам турок. Решение предпринять форсирование заснеженных Балканских гор зимой стало неожиданностью даже для многих военачальников русской армии. Ты предала их, мать. В минуту отчаяния Верещагин мог порезать и сжечь свои картины, но лгать он не умел. Еще одно мгновение.
Начались трудные годы жизни. Подкрепление прибыло в самый критический момент – вечером 11 августа, когда люди Столетова уже три дня дрались в почти полном окружении без воды и горячей пищи. Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. После атаки.
Вместе с подкреплениями защитникам Шипки подвезли и вожделенную воду. В августовских боях русские и болгары потеряли 3640 человек, потери в завершающем Шипко-Шейновском сражении составили около 5000 человек, а между этими боями потери составили около 10 000 человек. И множество трупов.
Все, что заготовлено, оказалось недостаточным. Казнь, которая называлась «дьявольский ветер», была жестока не только в физическом смысле. Плевна. Взору художника представилась картина, которая потом была запечатлена им на полотне под названием «Шипка – Шейново».
К числу лучших этюдов относятся: Буддийский храм в Дарджилинге (1874 — 1875), Ледник на дороге из Кашмира в Ладак (1875), Мавзолей Тадж-Махал (1874 — 1876). Солдаты Верещагина, — писал В. В. Стасов, — это все тот же народ, только.
Скобелев еще некоторое время оставался на Балканах, Верещагин поехал во Францию.