Несение Креста Тициан

В новой программе в ближайшую субботу вы услышите подробный анализ картины «Несение креста» кисти Тициана. Проект общественного телеканала об источнике вдохновения лучших представителей живописи и архитектуры «Библейские сюжеты в искусстве Эрмитаж» расскажет о картине «Несение креста» кисти Тициана. Несение креста (итал. Cristo portacroce)— картина великого итальянского художника Эпохи Возрождения Тициана, написанная им около 1565 года.

Несение креста (картина Тициана)

Синие тона – участок 6 – также лежат на глубоком коричневом слое. Тем сильнее воображение венецианского художника должны были волновать сочные луга, залитые солнцем, раскидистые густые деревья, в тени которых столь спокойна гладь вод, голубая гряда гор, замыкающая горизонт. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Примером «насквозь» барочного решения рассматриваемой темы можно считать полотно итальянского художника Алессндро Мань-ско (1667–1749) «Распятие». Доминика и не пожелал идти следом за св.

Первоначально Тициан начал писать вариант «Христа-вседержителя» исходящий от более раннего венского. Лессировок меньше и они не носят строго систематического характера. Далее, нижний слой или перекрыт (главным образом в центральной части композиции, где было первое изображение) также коричневым, но более светлым, непрозрачным толстым мешанным слоем или использован как темный подмалевок и на него непосредственно наложены первые подготовительные краски верхнего изображения.

Описание картины 
«Несение креста»

Описание картины «Несение креста»

Но и там изображение головы Симона остается срезанным сверху. В «Несении креста» более поздние реставрационные записи выступают на фоне светлого старого лака в три слоя: 1 – самые темные, редкие, почти исключительно на стыках приставок и на кромках, сравнительно недавние 2 – более светлые, сделанные, вероятно, в 1850 г. (при последней дублировке в Эрмитаже) 3 – самые светлые – того же времени, что и приставки 2 – 5 (одного с ними тона). А синий участок справа – действительно плечо Симона.

Находясь в нем, можно видеть красивый остров Мурано и другие места. Она почти целиком закрывает участок 6 справа, заполняя самые глубокие впадины краски. Сохранив излюбленный им тип цветущей пышноволосой венецианки, Тициан наделяет ее, вместо обычной бездумности, сильным и ярким характером. Живопись на приставке 1 сильно разрушена.

Первого августа я был приглашен на праздник в прелестный сад, принадлежащий мессеру Тициану, хорошо известному, превосходному живописцу. Сюжет передан с обнажённой откровенностью и самыми сильнодействующими средствами: истошная мольба пощадить ребёнка (женщина в центре), отчаяние матери, уносящей убитого малыша (фигура справа), воин, наступивший на горло лежащему младенцу – всё это самоочевидные факты озверения палачей их открытого изуверства. Концы дуг соответствуют расположению гвоздей на подрамнике. Кисть движется по полотну широко и свободно: легкие мазки, почти прозрачные, сливаются друг с другом в единую поверхность, создавая иллюзию объема тела, упругой груди, полуприкрытой тонкой светлой тканью. Вместе с записями также темнеет и живопись на приставках 2 – 5.

ТБН-Россия расскажет 
о картине Тициана 
«Несение креста»

ТБН-Россия расскажет о картине Тициана «Несение креста»

Как раз флорентийские доминиканцы (и среди них такой крупный церковный деятель, как Дж. Внутренне картину пронизывает мысль: Христово «несение Креста» – символ тяжкого, крестного пути человека в этой жизни-юдоли. Чувствуется некоторая излишне интенсивная окрашенность их. Возрождение началось не в 1453 году (когда пал Константинополь) и не тогда, когда стали впервые откапывать античные статуи, а когда жизнерадостное миропонимание, свойственное античной культуре, стало снова близким, когда человечество снова познало себя и обрадовалось своему знанию. 7 На эрмитажной картине «Святой Себастьян» Тициана в верхней части, написанной на обычном холсте, также имеется подобная приставка из диагональной ткани.

Недаром Тициан придал фигуре Себастьяна особую значительность и монументальность. На его фоне чуть нескладные фигуры кажутся обычными и будничными. Голова эта (илл. Незаконченный холст был использован для варианта «Несения креста». Живописный строй Святого Себастьяна вызывает в памяти слова Вазари об особенностях поздней манеры Тициана.

15). Синий на приставке – иного характера. Тихая, слегка грустная нежность струится от этого монастырского образа (вывезенного в 1882 из доминиканского монастыря в Фиезоле), в особенности из несказанно доброго и чистого лика Пресвятой Девы и из серых, однотонных красок. И этот несомненно принадлежащий Тициану синий цвет на левом плече Симона, глубокий, сочный, немного фиолетовый, великолепно вяжется со всей золотистой гаммой картины, несмотря на верхние чужие записи и загрязненный лак. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Ультрамарин в смеси довольно мелкий. Общая верхняя коричневая лессировка фона распространяется и на синие тона.

Кракелюр в красочном слое нет. Новаторство произведения – в его живописном строе. Фигура Христа делается центральной. Цвет – одно из основных средств выражения.

Широко вошла в живопись тема злодейства и связанного с ним мученичества. Абсолютно очевидно выступает первоначальный формат картины без всяких приставок. Слои везде одинаково тонкие (за исключением бликов), беспорядочно рваные. Смесь лежит непосредственно на белом грунте (в светах).

Лучше сохранилась на воротнике и на ухе Симона, местами на кресте. Изгибы нитей, образовавшиеся при натягивании холста на подрамник, резко выражены. Однако было бы трудно ориентироваться в Музее, размещенном по так называемым школам (или иначе говоря, по странам и народам), если бы мы выбрали строго исторический способ изложения. Композиция произведения осуществлялась без каких бы то ни было подготовительных эскизов.

Франциск Ассизский (1182 — 1226), заставивший Европу забыть о давящем кошмаре церковного порабощения и вспомнить о благословенной прелести жизни, о широкой воле, о милых радостях. Отогнутая часть, естественно, не имела первоначального грунта, он отсутствует и на правой стороне приставки (темная полоса на рентгенограммах).

«Библейские сюжеты 
в искусстве»: Несение 
креста (03)

«Библейские сюжеты в искусстве»: Несение креста (03)

Некоторые эпохи и страны представлены у нас с достаточной полнотой. Отсутствуют итальянские прерафаэлиты, малочисленны старые нидерландцы XV и англичане XVIII века, наконец, даже в богатом собрании голландцев и фламандцев недостает таких мастеров, как Вермеер, Гоббема, К. Фабрициус, П. Брейгель старший, Троост и другие. вы можете запросить все в системе с коробкой.

Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. В большинстве случаев (кроме теней) прямо на белом грунте лежат локальные полутона или цветные подготовки. Не Чимабуе (XIII в. ) один и первый нарушил сковывавшие традиции византизма, но сотни и сотни требований, сотни и сотни вдохновений, выразившихся как в картинах, фресках, миниатюрах, так и в целых сооружениях. Для этого необходимо рассмотреть весь участок фона между лицом Симона и крестом.

Напишите отзыв о 
статье Несение креста 
 (картина Тициана)

Напишите отзыв о статье Несение креста (картина Тициана)

Очень скромное описание его дается и в каталоге картин галереи Барбариго 1845 г. Эрмитажная картина «Несение креста» написана на холсте и дублирована (т. Коричневый в тенях лежит не лессировкой сверху, а лишь подложен снизу по грунту. Ясно чувствуется близость расположения гвоздей. Одновременно выявляется изображение совсем иной фигуры (лицо над головой Христа), написанное ранее на этом же холсте (илл.

Горизонтальные приставки проходят через всю ширину картины, перекрывая вертикальные. На эрмитажном полотне Магдалина представлена в момент страстного и бурного раскаяния.

Отрывок, характеризующий 
Несение креста (картина 
Тициана)

Отрывок, характеризующий Несение креста (картина Тициана)

Значительно меньше картин имеющих вполне замкнутую композицию. При более тщательном изучении заметно-резкое отличие характера живописи на приставках 2 – 5 и на основной части холста. Характер коллекции отражает скорее личные вкусы русских государей или тех коллекционеров, собрания которых целиком вошли в состав Эрмитажа. Вот таким образом такое внимание художник уделяет деталям, помогающим создать образ красавицы.

Весь его темный силуэт виден при хорошем освещении (см. Несомненно, наиболее удачная часть картины – пейзаж. В самом фра Беато боролись два начала: светское и монастырское. Фактура и состав красок более старые и приближаются к краскам на основном холсте. 24).

Несение креста (картина 
Тициана) Информацию 
О

Несение креста (картина Тициана) Информацию О

27): та же форма, поворот и наклон головы, черты лица, взгляд, сияние вокруг. Записи эти сделаны в различное время, причем ранние лежат глубоко под толстым слоем более позднего лака. Левая граница ее сохранилась полностью. Светлая и темная моделировка головы, видимой на рентгенограмме VI (илл. В выборе мотивов, включенных в пейзаж, чувствуются уроки Джорджоне. В зависимости от того, кого писал Тициан, он менял композицию, цвет, степень детализации.

25) почти точно повторяет голову Христа на другой картине Тициана в Эрмитаже «Христос-вседержитель» (илл. Видны нижние слои, грунт и холст. Этот способ разумен, красив и поразителен.

А между тем очевидно, что все приставки 2 – 5 сделаны одновременно и позже первой. Этот композиционный прием обычен у Тициана. Его красавицы – бездумны, чувственны, полны сознания своей юной прелести.

В частности, Джорджо Вазари писал: Техника, которой он придерживается в этих последних вещах, значительно отличается от его юношеской техники ибо его ранние вещи исполнены с особой тонкостью и невероятным старанием и могут быть рассмотрены вблизи, равно как и издали, последние же написаны мазками, набросаны широкой манерой и пятнами, так что вблизи смотреть на них нельзя и лишь издали они кажутся законченными. Подобные мотивы нередко воплощались через сцены из последних дней земной жизни Христа. Полутона резко отделены друг от друга и по светосиле и по цветовому оттенку. Лессировок очень мало.

Подобное различие свечения позволяет установить, что этот лак более старого происхождения, чем приставки 2 – 5, на которых он отсутствует. Затем идут основные полутона локальных цветов и наконец завершающие света и лессировки. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Остальные три кромки картины обрезаны по старому сгибу холста или очень близко от него (не далее 1 – 2 мм), на что указывает характер вытяжения нитей, аналогичный изгибам на сохранившейся левой кромке. В Данае художник решает тему любви, счастья и в первую очередь красоты человека. Теперь история создания эрмитажной картины представляется следующей.

Выше: что вы искали. Бегство в Египет представляет большой интерес, так как показывает, с чего начал свой творческий путь Тициан. В основном строение живописи центральной части картины представляется следующим: плотный белый грунт, через который нигде не сквозит холст, покрыт общим тонким слоем темнокоричневой (почти черной) краски, без отдельных зерен. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Безукоризненностью сложения герой напоминает античные статуи.

А на рентгенограмме IV (илл. 6 Ее покрывает толстый слой общего с основной частью картины лака, поверх которого лежат реставрационные записи времени приставок 2 – 5. Вся композиция вновь обретает утраченную цельность. 18 – 24).

Отсюда и несоответствие между обоими плечами на картине Эрмитажа» Интересно, что размеры эрмитажного «Несения креста» без двух горизонтальных приставок (65, 9 X 76, 5 см) почти точно совпадают с мадридским (67 X 77 см). Одним из ее главных выразителей явился вернейший сын церкви св. Поверх нижнего темнокоричневого слоя, в правом углу у креста, – участок 1 (см. Приставки 2 – 5 сделаны из одного холста, по строению близкого к основному. В самый последний момент жизни человек остается прекрасным и несломленным.

Описание картины Тициана Вечеллио «Несение креста»

Обыкновенно гвозди забиваются приблизительно в середину толщины бруска и, таким образом, отстоят от края картины не ближе 5 – 15 мм (в зависимости от размеров холста). Смелая полоса белил у отворота красной одежды вседержителя создает неожиданное впечатление динамики, оживляет в целом спокойную фигуру.

24), просматривается и в разрывы верхних слоев краски. Работа была куплена музеем изобразительных искусств, в Генте, в 1902 году. Людское жестокосердие раскрывалось с повышенной экспрессией и подчас даже с «физиологизмом». Спина его выделяется основной пластической массой. Слабая позднейшая копия с фрески Кавалини (XIII век), ряд строгих, внушительных икон сиенской и флорентийской школ (частью переданных из бывшего Музея христианских древностей), две ремесленные картины начала XV века (недавно еще без основания приписывавшиеся великому Андреа дель Кастаньо) говорят так слабо об одной из самых громких страниц истории, что напрягать своего внимания на изучение их людям, не интересующимся специально данной эпохой, не стоит.

Здесь она воспринимается уже как темнозеленоватый оттенок. Эта новая эстетика хорошо ощутима в картине «Несение Креста» (около 1566). Кракелюры выражены слабее. В картине «Избиение младенцев»французский художник Никол Пуссн (1594–1665) иллюстрирует библейское свидетельство, согласно которому царь Иудеи Ирод (конец I века до н. э. ) при известии о рождении Христа приказал умертвить всех новорождённых (из опасений за свой трон перед тем, кого пророчество называло «царём Иудейским» и в неведении о местонахождении младенца Иисуса).

  1. Словари и энциклопедии на Академике
  2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  3. Служитель: Мы должны помочь людям безопасно пережить трудности
  4. Епископ высказался об идее создания «бога» при помощи ИИ
  5. В Казахстане пастора судят за вовлечение детей в богослужение
  6. Как помочь людям которые пережили ситуацию "массового убийства"
  7. Уровень враждебности к христианам не увеличился – исследование

Рентгенограммы, сделанные с картины, раскрывают ее внутреннее строение5 (илл. В верхней части и на местах гвоздей она уже значительно порвана. Императорский Эрмитаж нельзя рассматривать (подобно Берлинскому музею) как систематическое пособие к изучению истории искусства. На приставке – по белому грунту слой киновари перекрыт полупрозрачной смесью светлой охры с черной и красно-коричневой красками.

Участки 1 – 5 сверху прописаны прозрачной почти черно-коричневой лессировкой (подобной слою первого изображения) из-под которой мягко сквозят нижние краски. Мазки краски теряют свою типичную для XVI в. конкретность и расплывчато стушевывают форму. Большинство из наиболее известных людей города были там. На той же выставке предположили, что работа вышла из под пера подражателя. По словам одного из историков, Бернарда Вермета, «несение креста»не столь характерно для Босха. К тому же цвета напоминают ему стиль1530 годов. Вероятно, эта картинаотносится работамвроде «Страстей в Валенсии» и «Христос перед Пилатом в Принстоне». Онибыли окрашены уже после смерти художника. Другими становятся и живописные приемы. В белильных же пятнах на спине и около лица Христа из «Несения креста» угадываются широкие складки одежды.

Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Франциском, к сущности которого он был так близок. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге).

Отражение в живописи первых лучей Возрождения почти не представлено в Эрмитаже. Человек оказывается перед лицом темных сил, неизбежны борьба, а порой и гибель. Острые, прямые грани креста контрастируют с мягкими формами тела. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Несомненно, что в этом случае увеличение холста было сделано самим автором. Если оно относится к левому плечу, то положение последнего явно не соответствует правому. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. У Тициана нагота возвышенна и благородна.

Только нужно оговориться: можно (и даже следует) рассматривать историю искусства как одно большое целое для всех стран имевших однородную культуру. И опять-таки всё это закладывалось, начиная с Позднего Возрождения. 8 М. В. Алпатовым устанавливается вводящая в композиционное пространство картины «балюстрада» – светлая полоса на нижней приставке подчеркивается плоскостное построение картины и строгая линейная, композиция, вписывающая все фигуры в формат, не перерезая их, что вообще не свойственно творчеству Тициана особенно высоко оценивается цветовая гармония картины при включении диссонирующего цвета воротника Симона на левой приставке искусственно притягивается золотое сечение, абсолютно не имеющее здесь места и т. д. Химик-технолог Ирина Анатольевна Кулешова в своем выступлении на конференции высказала мнение, что «использование кремнийорганических полимеров при реставрации настенных росписей теоретически очень перспективно». Им не мешает повторение плоских форм светлой полосы на нижней приставке. Фра Беато поступил в орден св.

  1. СРОЧНО: Пастор из США Николай Кулакевич в критическом состоянии
  2. Капеллан дал советы как вести себя в местах массового убийства
  3. Другие картины художника – Тициан

Далее, кажется непонятным синее пятно правее головы Симона. Дерево креста над вторым и третьим пальцами Симона (на основной части картины) прописано по первому темному слою более светлой непрозрачной коричневой краской (смесь – тип темной охры, киноварь, белила и черная) сверху лессировано прозрачной оранжево-коричневой. Основная часть холста «Святого Себастиана» так же была первоначально использована Тицианом для другой незаконченной картины. 16). Левая кромка основного холста, сначала загнутая на подрамник, была разогнута. Солнце пригревало очень сильно, хотя место само по себе было тенистым, так что мы проводили время, пока столы вынесли наружу, в рассмотрении картин, поражавших нас своей жизненностью, которые наполняли весь дом и наслаждались красотой и очарованием сада, расположенного на противоположном конце Венеции у морского залива. Нищенствующие францисканцы, пошедшие по всему миру разглашать откровения своего учителя, приблизили снова Спасителя к человеку и разрушили суровое наваждение, заставлявшее в Христе и во всем Царстве Небесном видеть недоступный, надменный двор с неподвижным этикетом. На приставке 1 грунт тоже белый, но тонкий, неровный и рваный, часто нарушенный на выступающем зерне холста видны волокна нитей и частицы клея (эти нарушения хорошо заметны и на рентгенограммах и напоминают состояние проскобленного или ошлифованного старого холста).

Но здесь он уже по-новому, «старше» трактует образ Христа, разработанный и осуществленный затем в эрмитажном экземпляре. Но если эрмитажная фреска фра Беато — прекрасный пример того одухотворения благодатью, той любовной смиренности, которыми ознаменована первая эпоха Возрождения, то для характеристики того десятилетия, в которое она написана (около 1425), она уже не годится. Для собора св. Петра в Риме Микелнджело (1475–1564, он был одним из архитекторов этого собора) создаёт скульптурную группу Piet (Скорбящая или Милосердие – так в изобразительном искусстве обозначают сцену оплакивания Христа Богоматерью), ещё до известной степени сохраняя просветлённую возвышенность в раскрытии трагического образа: Мадонна с умершим Сыном оплакивает его, застыв в скорбном смирении перед случившимся. Красно-розовое пятно одежды перекликается с красными цветами и одеждой пастуха. По внутренним краям их имеются остатки какой-то старой живописи. Сверху – интенсивные лессировки чистым ультрамарином, причем здесь его зерна значительно крупнее.

Словари и энциклопедии 
на Академике

В женских образах мастер не ищет психологической глубины. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Даже край старой кромки (шириной 10 – 11 мм), раньше загнутый на подрамник, развернут на нем отсутствуют первоначальный грунт и живопись и хорошо видны дыры от гвоздей, державших холст, расположенные в 5 – 8 мм от границы формата. Подобные явления наблюдаются и на приставках 3 – 5. Возможно, это и вызвало написание более расширенного мадридского варианта.

Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 X 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). И, может быть, горизонтальная граница (участок 4 на схеме) – линия далекого горизонта, над которым в глубине пламенело темное закатное небо. Действительно, если картину рассматривать близко, то покажется, что вся поверхность ее покрыта массой беспорядочных мазков и лишь на расстоянии становится понятной закономерность в кажущейся хаотичности.

Ведь холст на приставке (благодаря диагональном ткани) был значительно толще основного, да еще не грунтованного на разогнутой кромке, потому край приставки пришлось сделать тоньше, чтобы стык стал ровным, а затем прокрыть его общим слоем мелового грунта.

Прекрасно написана хрустальная сфера, лежащая на ладони Христа. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. участок 5 на схеме). Что-то подобное (судя по репродукции), вероятно, есть и на мадридском экземпляре. Как и в «Св. Себастьяне» с его грозовой атмосферой, здесь та же затемнённость колорита, но ещё более акцентировано психологическое состояние центрального персонажа.

На фоне огромного грозового неба (оно становится почти обязательным атрибутом подобных образных решений) – распятое тело с развевающимися складками одежды. Однако даже при поверхностном взгляде на картину видно, что она написана не на цельном холсте, а имеет приставки: по левой кромке картины – две приставки (1 и 2), справа одна (3) и сверху и снизу двойные, с продольными швами посредине (4 и 5). Хотя изменение положения указательного пальца Симона на картине в Эрмитаже, написанного первоначально по мадридскому варианту, а также общий характер живописи последнего (насколько можно судить по репродукции) говорят как будто обратное. Сравнивая эрмитажную картину с мадридским экземпляром (илл.

схему), лежит толстый мешанный слой более светлого коричневого цвета, все теплеющего по мере продвижения влево и доходящего на участке 2 до красного (типа красной охры) и на участке 3 – до киновари. Система, очевидно, чужая и данной картине и вообще живописи Тициана. Такой же крупный ультрамарин наблюдается в тонкой лессировке на одежде Христа (наряду с большим количеством более светлого, зеленоватого оттенка, худшего качества, употребленного для серой одежды), а также на других произведениях Тициана в Эрмитаже (небо в картине «Кающаяся Магдалина» особенно четко видно подобное построение синего цвета на одежде «Христа-вседержителя»). 17).

Всячески акцентировалось ощущение мучительности существования. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Взвихренность и даже вздыбленность всей композиции резонирует изображению бушующей стихии. За крестом и головой Симона развивается глубокое пространство.

Пафос мученичества и страдания доведён здесь до предела. Рассматривая живопись на приставке 2 в микроскоп, можно увидеть много зерен клея, выступающих из-под грунта, что абсолютно не наблюдается в основной части. Достаточно вспомнить его полотно «Св. Себастьян», где изображены муки человека, страдающего от пронзивших его стрел.

С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Безмятежен и прекрасен мир изображенный художником. Как несокрушимая колонна стоит гибнущий Себастьян и, кажется, весь мир охвачен трагедией его безвременной кончины: темное тревожное небо сливается с землей, вдали – мерцающие красные отблески Отдельные формы неразличимы, все слилось в великолепный поток мазков у ног струится дым костра и его отсветы, так же как зарево пожара играют на теле юноши тысячью неуловимых оттенков.