Николай Фешин Картины
Художник Фешин Николай Иванович — картины, биография, выставка работ с названиями
Большая часть представляемых картин сразу находила своих покупателей. Несмотря на то, что декоративно-прикладным искусством (резьбой по дереву, керамикой, металлом) Фешин занимался для себя, тем не менее, его работы в этой области являются развитием того направления в русском декоративно-прикладном искусстве, которое обозначили мастера Абрамцева и Талашкино. Квартира Фешиных располагалась в квартале, где жили и работали преуспевающие художники. Николай Иванович завещал похоронить себя на родине. Строили, строили, акогда дом был готов, — разошлись. Очень образованная, талантливая девушка.
И вот через тридцать пять лет сюжет повторяется. документов, где бы была обозначена национальность художника, нет. Большую часть своего времени Фешин проводил в школе, в Казани сохранились его ученические картины маслом, в частности, «Искушение» на евангельский сюжет9. За Мэйбл в Таос потянулись лучшие американские художники-авангардисты, философы, писатели. Дочь учится в Голливуде, в балетной школе. Николай Фешин (1881 – 1955) родился в Казани в семье резчика иконостасов, отец стал рано привлекать мальчика к своим работам. В четырнадцать лет поступил в Казанскую художественную школу, а в 1901 г. по ее рекомендации был принят в Высшее художественное училище при Художественной Академии, где вскоре перешел в мастерскую И. Е. Репина. В Казань он вернулся преподавателем. Как художник Николай Иванович Фешин (1881 – 1955) сформировался в России и прежде всего он – русский мастер.
Брат Надежды Сапожниковой, владевший мануфактурным магазином (сейчас Главпочтамт) пристроил к своему торговому дому мастерскую для сестры (Телеграфный переулок (ул. Фешин — художник во многом парадоксальный. Фешин послал портрет на выставку в Питсбург (США), где он имел ошеломительный успех. Его талант удачно совпал с художественной средой Петербурга. Будто любимая дочка пришла к нему с подарком.
Николай Фешин картины с названиями
Приняв участие в международной Мюнхенской выставке, Фешин за картину «Дама в лиловом» получил золотую медаль. Николай Иванович Фешин (1881-1955) родился в Казани в семье преуспевающего мастера по художественной резьбе, владельца позолотно-столярной иконописной мастерской. Фешин – художник разносторонний и универсальный.
В это время созданы два больших жанра: «Обливание» и «Бойня» (обе работы из коллекции ГМИИ Республики Татарстан), великолепные работы 1910—1918 годов: «Портрет архитектора П. Абрамычева» (частная коллекция, США), портреты Вари Адоратской, отца (ГМИИ РТ). Благодаря хлопотам П. М. Дульского музей Татарской республики (ныне Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан) в 1919 году приобрёл три полотна Фешина— «В бондарной мастерской», «Портрет Тамары Поповой» и «Портрет жены» (украден в 1945 году)97. Мы знаем только, что мать Николая Ивановича родом из Костромы. На согласование и получение необходимых бумаг ушло около года. Художник, мастер многофигурной жанровой композиции, выдающийся портретист, он прекрасно раскрывался и в таких жанрах, как ню, пейзаж, натюрморт (последние два особенно расцвели в Америке). Не задерживаясь подолгу у картин, ходили мы, студенты, по залам. По воспоминаниям дочери Ии, Фешину очень нравились мексиканские дома из глины, визуально как бы «выраставшие» из земли, вот таким образом дом был построен из белых адобов74. Позднее из Пушкарки многие перебрались в Арзамас, где становились мастеровыми.
Далее критик жаловался, что ему «стыдно за эту карикатуру на русскую жизнь»25Прим 1. Сапожниковой» (Художественный музей, Сан-Диего), «Черемисская свадьба» (Национальный музей, Оклахома). Видимо, очень хотелось повторить тот, первый, необыкновенный по живописи, портрет. Сб. Следующий, 1924 год, был крайне плодотворным.
Его рисунки индейцев Таоса – одни из самых романтических, возвышенных образов «людей земли». Ия была балериной. В постройке, являющейся «уникальным произведением искусства», 51 дверь. В России это Казанский художественный музей, где хранится около двухсот его работ.
- Дом-музей Николая Фешина в Таосе
- Николай Фешин: художник двух континентов
- РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Фешин Николай Иванович (1881-1955)
- Николай Фешин рисовал на бумаге из булочной
- Русский американец Николай Фешин
- Перипетии судьбы художника Николая Фешина – гения портретного жанра, которого спасла от смерти чудотворная икона
- Художник Николай Иванович Фешин
- Биография художника Николая Ивановича Фешина
Художник полностью сосредоточен на образе мальчика. В1916 году Николай Фешин стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи. Великая депрессия не коснулась художника, денег было достаточно, однако отец и дочь были не в состоянии заниматься хозяйством (они даже не умели готовить).
Активная педагогическая практика не обрывает творческой жизни. Написала книгу воспоминаний «Картины прошлого» о революции в Казани. С началом Первой мировой войны все связи с заграницей прекратились. О творчестве художника рассказывают республиканские СМИ. Он никогда не правил студенческих работ, уважая всякую индивидуальность (воспоминания Г. А. Мелентьева)35.
- Картины художника Николая Ивановича Фешина
- В поисках утраченного дома: Россия
- В поисках утраченного дома: Америка
- Совместный пошив Одеяло для Деда Мороза
Окончил Академию Художеств, являлся академиком Императорской Академии художеств. Из Индонезии художник поехал в Японию, побывав в Токио и Иокогаме. Впоздний период переселился врайон Лос-Анджелеса. На картине изображена резка мяса еврейским способом— выпуская кровь из горла56. Художник выбрал сюжетом акт убоя скота. Примером таких работ могут служить «Черемисская свадьба» (1908), (проданная американским музеем в 2011 году на аукционе неизвестному за 3, 3 млн долл. ) и «Обливание» (1911), в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани.
Муж её— художник Фешин, довольно известный в своё время у нас. Фешин вспоминал, что обязанности в искусстве и семье на первых порах казались ему несовместимыми37. В пуританской Америке это было подобно атомному взрыву.
Фешин был достаточно известен в России и СССР, в США считается национальным американским живописцем. Уже при первых экспозициях портрет сравнивали с «Девочкой с персиками» В. А. Серова39. С 1923 г. жил в США, преподавал в Нью-Йоркской академии искусств. В них видно, как меняется палитра мастера в новых условиях. Он родился в Казани в семье владельца мастерской, в которой резали и золотили иконостасы.
«Люди, вдохновлённые идеалами, взялись перестраивать страну, торопясь разрушить старое, неимея нифизических сил, нинеобходимых знаний для изменения старого ради незнаемого нового», — писал онпозже всвоей биографии. Ия Фешина даже утверждала, что индейцы очень походили на татар80. Навсегда покидая Россию, Фешин оставил на хранение в музее большемерные полотна «Обливание», «Портрет отца» и «Бойня», а множество набросков и этюдов остались у родственников жены и были приобретены казанским музеем в 1970-е годы стараниями Г. А. Могильниковой. Тем не менее, по фотографиям были созданы портреты В. И. Ленина, К. Маркса, Л. Троцкого (утрачен) и А. В. Луначарского. По свидетельству искусствоведа Марины Нащокиной, «дом поражает своей «русскостью», даже «древнерусскостью» — белизна неровных побеленных стен, высокое крыльцо, небольшие оконца первого и окна-арки второго этажей, типично русские орнаментальные мотивы» (см.
- Биография НИ Фешина, портреты его кисти
- Художник Фешин Николай Иванович
- Семейный альбом в красках семьи Фешина
- Самое интересное в виде мозаики
В 1921 году Фешин получает через представителей Американской администрации помощи (АРА) в Казани письмо от Стиммела, в которое были вложены деньги – в порядке помощи художнику в условиях разразившегося в Поволжье массового голода. Мощь природы индейская культура испанские поселения – все смешалось в особый коктейль. Большое влияние на Фешина в этой области искусства оказал С. Конёнков лично они встретились в 1934 году в Нью-Йорке, когда скульптор создал гипсовый бюст Фешина, а художник— графические портреты Конёнкова и его жены76. Только 1 августа 1923 года семья Фешиных оказалась в Нью-Йорке.
Полная монографическая выставка Николая Фешина была открыта в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан (Национальная художественная галерея «Хазинэ») 3 ноября 2011 года и продолжалась до 15 января 2012 года. 1 августа 1923 года семья Фешиных прибыла в Нью-Йорк59. Основной строительный материал – адобе, кирпич, сработанный из высушенной на солнце глинистой земли и покрытой сверху глиняно-земляной штукатуркой под названием «терра байета». Кроме того, большое количество картин художник забрал с собой при отъезде из России. Перед отъездом он передал свои крупные полотна в музей. Это была работа Николая Ивановича Фешина.
Они приехали на лето 1926 года и поняли, что уезжать не хотят. Фокиной и других. Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Йорке (1923 — 1926), были крайне важным этапом. Николай Иванович Фешин — выдающийся художник XX века.
Впервые после публикации о Фешине в «Огоньке» страна увидела его американские работы. Наиболее значительные произведенияхудожника были написаны в период с 1910 по 1920 годы. Уход Репина из Академии оказался толчком для раскрытия фешинской индивидуальности. Работавшие в Казани представители АРА, а также бывший ученик, работавший тогда в ЦК РКП (б), помогли Фешину перебраться в США.
Дочь учится в Голливуде, в балетной школе. Творчество Фешина воспринимается неоднозначно. Окончив карьеру, занялась психотерапией танцами и преуспела. В книге Бертрана Патенода «Большое шоу в Бололэнде.
Первые уроки рисования, резьбы и ремесленной мастеровитости он получил у отца. В 1908 году он завершил картину «Черемисская свадьба», отображающую обряд «похищения» невесты, с участием нарядившихся в народные праздничные одежды и веселящихся крестьян марийской деревни Казанской губернии. По некоторым данным в стиммеловской коллекции было более дюжины фешинских полотен. Миссис Фешина осталась в Таосе одна. Все опять нужно было начинать заново.
Экспедиция Американской администрации помощи в Советскую Россию во время голода 1921 года» также упомянут этот факт и приведены суммы гонораров: «ему заказывали свои портреты за 250 000 рублей или 50 долларов за каждый». Она решила стать самостоятельной, увлеклась молодым писателем, но роман не состоялся. Этому главным образом способствовал успех в делах.
Огромное по объёму наследие Н. Фешина разбросано по всему миру, причём распыление его началось ещё в 1900-е годы, когда выставленные за рубежом работы терялись из виду. Или «Женский портрет (Сидорченко)» – одно из немногих ранних графических произведений, чудом уцелевших после пожара в казанской художественной школе. Умерла Александра Фешина в1983году, доконца жизни нерасставшись сдомом вТаосе.
Строили, строили, а когда дом был готов, — разошлись. Он вспоминал, что когда увидел Таос, понял, что «это другой мир, другое измерение»70. Уоттса», пейзаж «Улицы Нью-Йорка». Там же, в Казани, окончил художественную школу.
На родине художника с уважением и большим интересом отнеслись к его творческому наследию: в Музее изобразительных искусств Татарии в Казани открыта постоянная экспозиция. С 1916 г. – академик. По мнению Г. П. Тулузаковой, «Фешин становится Фешиным» с создания в 1908 году картины «Черемисская свадьба». В ноябре этого же года художник окончил Высшее художественное училище и получил диплом.
Работы покупали чуть ли не с мольберта. Для казанского периода творчества характерно увлечение народными традициями и обычаями, праздниками российской «инородческой» глубинки, получившие отражение на полотнах художника. Как результат – почти эмалевая поверхность многокрасочного слоя.
Все равно развелась с мужем. По свидетельству американской критики, Фешин, «родившийся в Казани, настоящий мужик в искусстве, обладающий всей мужественной силой, верностью глаза и поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского пожал полный триумф». Двухэтажный дом отстраивался заново в течение семи лет. И именно с 1914 года Надежда Михайловна стала заказывать Фешину работы для себя. Представительная коллекция живописных произведений Фешина (портреты, пейзаж) экспонируется в залах Чувашского государственного художественного музея.
Мать— Прасковья Викторовна Чистова, происходила из Костромы4. Революция повлияла на смену тем. В них присутствует внутреннее озарение, открытость миру, чувство особого восторга. Она спонсировала первую выставку абстрактного искусства в США.
Однако главный круг моделей Фешина составляли жена и дочь, а также русские артисты, эмигрировавшие в США. Крупный мастер реалистического портрета (Портрет Вари Адоратской, 1914, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан). Мемориальные выставки состоялись в Казани, Кирове, Ленинграде и Москве (1963/1964), а в 1976 в Казани и Ленинграде прошли выставки работ из собрания СССР и США.
Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Порке (1926), были крайне важным этапом. Были также созданы две портретные скульптуры: портрет отца в рост (утраченный) и голова деревенского дурачка Салаватуллы, которого Фешин также писал несколько раз. С 1923 года портрет хранился в семье коллекционера. Он неоднократно обращался к одним и тем же персонажам, благодаря чему достигал в портрете проникновенной глубины и редкой психологической выразительности.
Фешин часто работал в мастерской Надежды Михайловны и не раз писал ее портреты. По состоянию на 2005 год, фешинская коллекция ГМИИ РТ (Художественная галерея «Хэзинэ» в Казанском Кремле) насчитывала 189 единиц хранения97. Таос привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века. Больше к жанровой живописи Фешин не возвращался57.
В революционные годы Фешин обращался также к скульптуре, причём в первую очередь в утилитарных целях— делая объёмные фигурки для расчёта композиции новой картины «Бойня». Вторая половина XIX – первая половина XX века»). Яркий представитель русского модерна и импрессионизма. И будет еще двадцать лет в Лос-Анжелесе, новые работы, поездки и увлечение Востоком. Искусствоведы США прочно связывают мастерство художника прежде всего с Таосской школой (штат Нью-Мехико, США), правда, отдают должное также нью-йоркскому и калифорнийскому периоду его творчества.
Ия была балериной. Мастерская Ивана Фешина в те годы удостаивалась серебряных наград местных научно-промышленных выставок «за высокое качество работ и разнообразие рисунков»5. Древние греки считали, что, если человек умирает во сне, значит, он отмечен богами. Еще один знак судьбы – открытие в Казани художественной школы именно в год окончания Фешиным публичной школы (1895). Этому главным образом способствовал успех в делах. Дружеские отношения между ними поддерживались до отъезда Н. И. Фешина за рубеж.
Фешин уехал изТаоса, онтеперь вМексико-сити. Самое большое собрание работ Николая Фешина в России (189) находится в Музее изобразительных искусств Татарстана (Художественная галерея «Хэзинэ» в Казанском Кремле). В живописи Николая Фешина 1900-х годов доминировал импрессионизм. Черты зрелого стиля Фешина ясно проявились уже в произведениях 1908 года, в бытность его еще студентом Академии: «Дама в лиловом» (ГРМ), «Портрет Н. М.
С середины 1930-х годов Фешин много путешествует. Он возник в жизни Фешина из-за болезни: открывшийся туберкулез требовал другого климата. «Усадьба Николая Фешина в Таосе» в сб. Домой произведения чаще всего не возвращались, так как их покупали.
Работы «Дама в Лиловом» и «Черемисская свадьба» (обе – 1908 год) — были направлены на Международную выставку в Мюнхен, где живописца заметили и с этого момента его работы начали экспонироваться на международных выставках: Мюнхенской (1910, 1913) интернациональных выставках в Риме (1911), Амстердаме (1912) и Венеции (1914). В 1908 году Николай Фешин начинает педагогическую работу в Казанской художественной школе (после революции преобразованной в свободные художественные мастерские). Родился в 1881 году в Казани — ушёл из жизни в 1955 году в Санта-Моника, Калифорния. Ею стала Александра Николаевна Белькович (1892—1983)— дочь первого директора художественной школы Н. Н. Бельковича, ученица Фешина. Около 170 его работ находятся в Казани.
Собственноручно изготовлена и мебель в стиле российских народных традиций. Имя женщины, послужившей моделью для этого портрета, неизвестно. Работа вызвала неприятие немецкой публики и пренебрежительные отзывы критиков.
А уже в августе 1923 с семье переезжает в Америку. Это место с конца XIX века облюбовано художниками. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве». Бёрнэма.
После смерти Николая Ивановича Александра жила его картинами, они всегда были в цене. Его сразу признали и публика и профессионалы – Фешин постоянно давал мастер-классы. В течение последних трех лет представленные произведения реставрировались в ВХНРЦ. Вторую половину жизни она посвятила творчеству отца: организовывала выставки, выпустила книгу «Фешин строитель», публиковала воспоминания, давала интервью, консультировала писавших о Фешине, собирала информацию для каталога отцовских работ, собрала внушительный фешинский архив.
Он решил остаться здесь навсегда, не возвращаться в Советский Союз. С 1918 года Фешин вынужден был писать портреты политических деятелей (в рамках ленинского плана монументальной пропаганды49), которые не слишком удачны, поскольку его портретное искусство было зависимо от натурного импульса. Впрочем, с педагогической деятельностью как-то не заладилось. В 1976 году дочерью Ией был перевезён и перезахоронен в Казани.
Строили его три лета и он обошёлся в двадцать тысяч долларов. В такую в булочных заворачивали хлеб, другой просто не было. Его сопровождал Милан Руперт, который и был инициатором вояжа. В качестве сюжета художник выбрал момент увоза молодой из родительского дома, происходящий на глазах всей деревни. Автор бытовых картин, пейзажей, натюрмортов, театральных декораций. Его дочь Ия выполнила его волю – в 1976 году захоронила прах отца в Казани.
Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), ряд портретов Н. Н. По воспоминаниям, он с 1902 года сотрудничал с журналами «Шут» и «Вольница» как иллюстратор, но самые ранние из сохранившихся рисунков— карикатуры из народной жизни с юмористическими подписями— относятся к 1904 году. В 1919 году Фешин впервые систематизировал свои взгляды на художественную педагогику в составленной им программе. В 1909 году была написана конкурсная «Капустница» (Научно-исследовательский музей Академии художеств), давшая ему право пенсионерской поездки за границу. И он вырвался из этого удушья. В 1928 году Фешин покупает дом в стиле адобе, выработанным индейцами американского Запада. Процесс важнее результата, вот таким образом работы часто не закончены либо «как бы» не закончены создание произведения не останавливается во времени и свершается на глазах.
Репина. В 1923 году эмигрировал с семьёй в США, где прожил до самой смерти в 1955 году. Художник умер во сне 5 октября 1955 года. Из произведений живописи таосского периода Николая Фешина к выдающимся можно отнести «Танец Кукурузы» («Corn Dancer», частная коллекция США) изображающий популярный среди таосских художников сюжет ритуального индейского танца, «Пиетро» («Pietro», между 1927 и 1933 г. г.
Последней большеформатной многофигурной картиной Фешина стала «Бойня», законченная в 1919 году. Картины продавались, денег появилась куча. Помимо этого, он был наделен правом пенсионерской заграничной поездки. Следующий период творчества Фешина связан с США.
Станислава III степени34. Она говорила по-русски.
Куинджи и была отправлена на выставку в Мюнхен. Перезахоронение было приурочено к открытию обзорной выставки в честь 130-летия художника3. Он решил остаться здесь навсегда, не возвращаться в Советский Союз. Таос, небольшое поселение, окруженное горной цепью Сангри де Кристо (в переводе «кровь Христа», поскольку на закате снежные вершины воспринимаются кровавыми), от которой начинается пустыня, пересекаемая Рио-Гранде привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века: они начали здесь селиться, чтобы писать природу индейцев, ковбоев и испанскую архитектуру. Вместе с тем, Фешин говорил своим ученикам: «Чтобы писать, нужно уметь рисовать». В 1923 году эмигрировал в США.
Уоттса». Напомним, что уже в конце 1900-х годов в Мюнхене его портрет «Дама в лиловом» был отмечен золотой медалью.
В эти годы им были созданы наиболее значительные произведения: Портрет Вари Адоратской (1914)-один из лучших детских образов в искусстве рубежа веков, Портрет Н. М. Сапожниковой (1916), Портрет отца (1918). Портрет Вари Адоратской— одно из самых гармоничных созданий Фешина40. После революции Фешин завершил начатую еще в 1912 г. мрачную по сюжету и колористической выразительности картину Бойня (1919). Судьба замечательного русского художника Николая Ивановича Фешина (1881 – 1955) сложилась подобно судьбам многих его соотечественников, которые по разным причинам, в силу тех или иных обстоятельств, вскоре после Октябрьской революции 1917 года оказались на чужбине. На весенней академической выставке 1909 года «Черемисская свадьба» была удостоена I премии им.
Несомненно, определенное влияние своего наставника по Академии Фешин на себе испытал. Муж её— художник Фешин, довольно известный в своё время у нас. Так, И. Евсеев писал: «Просто досадно, что этот художник при всех его достоинствах живописца, видимо, с умыслом коверкает рисунок и в утрировке доходит до смешного». Эти цифры подтверждают, что голод и нужда не являлись основным мотивом эмиграции Фешина.
Среди безусловных шедевров, созданных в Нью-Йорке, — портрет Давида Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США). К моменту приезда семьи Фешиных (лето 1926 года) это был культурный оазис, ставший благодаря усилиям Мэйбл Додж международным мини-центром модернизма. Вместо того, чтобы выполнять непосредственные обязанности, люди проводили время на бесконечных митингах. В 1916 вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Фешин быстро включился в художественную жизнь Нью-Йорка.
В Вашингтоне хотели предложить ему большой заказ на портреты действующих военачальников, но художник отказался91. С 1912-го – экспонент, с 1916-го – член Товарищества передвижных художественных выставок. Интенсивнее работать просто невозможно.
Работа сразу была куплена. Фешин уехал из Таоса, он теперь в Мексико-сти. Более серьезен идраматичен вобразах людей искусства (портреты Д. Д. Бурлюка иего жены, 1923-1924, собрание наследников семьи Бурлюков, Хэмптон-Бейс, Лонг-Айленд, США). Нетрудно представить, каким чудодейственным городом представлялся мне Петербург с его первоклассными музеями, театрами и другими ценностямиСледующий период творчества Фешина связан с США.
Иначе первоначальное художественное образование мальчику из бедной семьи (отец к этому времени разорился) получить бы не удалось. Одни о нем говорят и пишут – талант, а другие – салонный портретист, его виртуозность пустопорожняя, русских крестьян не знал и не любил и вот таким образом акцентировал «звероподобные лица мужиков, тупость женских физиономий и до безобразия расплывшиеся фигуры». Была попытка написать вторую книгу, но не получилась, как и дальнейшая жизнь без Фешина. Не на что было жить.
Денег унеё нет, нехватает даже нато, чтобы отапливать свой великолепный дом». Заметное место в экспозиции заняли работы американского периода творчества Фешина. Денег у неё нет, не хватает даже на то, чтобы отапливать свой великолепный дом. Макарова, В. С. С 1920-х годов имя Фешина встречается в советских изданиях всё реже, но никогда не исчезает совсем. Он воплотил в жизнь единственную постройку – собственный дом в Таосе, который внесен в Реестр Исторических ценностей США как выдающийся архитектурный памятник.
Строили его три лета и он обошёлся в двадцать тысяч долларов. Всё это привело к усвоению более широкой и свободной манеры письма. Учился в Казанской художественной школе (1895-1901), Высшем художественном училище при Академии художеств (1901-1908) у И. Е. Нобольше кжанровой живописи онневозвращается.
Николай Иванович Фешин родился в Казани 26 ноября 1881 года (по старому стилю) в семье резчика иконостасов Ивана Александровича Фешина, владельца собственной мастерской. Это печатные воспроизведения, оригиналы утрачены13. Между 1910—1914 годами Фешин создал много эскизов жанровых композиций, например, «Неудачная шутка», «Деревня», «Хоровод» и другие, но ни один из сюжетов не получил развития. Шесть лет в Таосе были самыми яркими и плодотворными в американской жизни Фешина. Поворотным пунктом в творческой жизни в Америке для художника стал город Таос. Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе не подходят друг к другу.
Евреинова, В. П. Преподавание не заладилось, Фешин говорил, что американцы «довольствуются внешними эффектами, а если я правлю работы, просят их подписать»65. В 1976 году дочь— Ия Николаевна Фешина-Брэнхэм (1914—2003)— перезахоронила прах отца в Казани. Черты зрелого стиля Фешина ясно проявились уже в произведениях 1908 года, в бытность его еще студентом Академии: «Дама в лиловом» (ГРМ), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (Художественный музей, Сан-Диего), «Черемисская свадьба» (Национальный музей, Оклахома). Его моделями хотели быть кинозвезда Лилиан Гиш, популярная романистка Уилла Катер и многие другие. Искусствоведы США прочно связывают мастерство художника прежде всего с Таосской школой (штат Нью-Мехико, США), правда, отдают должное также нью-йоркскому и калифорнийскому периоду его творчества.
Портрет занимал доминирующее положение в американском творчестве Фешина. Характерной особенностью искусства модерна является художественный универсализм. Следующий период творчества Фешина связан с США. Его сразу признали и публика и профессионалы – Фешин постоянно давал мастер-классы. Он дружил с американцами из «АРА», которые были на Волге и они устроили ему приглашение в Америку. С матерью отношения были сложные.
Однако многих ценителей живописи Николай Фешин в большей степени поражает своей «русскостью», «верностью глаза и поразительной силой чувства» художника, «проецирующего на зрителя формируемое в его душе вдохновение». Считается, что этот портрет Николай Иванович написал «в один присест», учитывая целостность и непосредственность, с которой он фиксирует в позе ребенка страсть к верховой езде и внутренний динамизм. Она уехала в. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoдвадцать третьем году из Казани. В Нью-Йорке был написан единственный его городской пейзаж— «Улицы Нью-Йорка» (ныне находящийся в частной коллекции). Фешин, как истинный русак, жить вбольшом американском городе несмог, вот иприехали сюда, вТаос.
В1979 году дом был включен всписок национальных исторических памятников США. Два последних года, проведённых в Академии, Фешин много читал и экспериментировал с грунтами и красками. Самые нежные чувства открывались в портретах жены и дочери. С матерью отношения были сложные.
Сейчас этот портрет 1908 года находится в коллекции Художественного музея Сан Диего (штат Калифорния). «Она уехала вдвадцать третьем году изКазани. Однако после переезда семьи Фешина в Москву вновь возникли сложности с оформлением отъезда.
Много путешествует по регионам Среднего Поволжья и Сибири. Тем неменее именно сэтой картины началась международная известность Фешина: в1910 году она была выставлена вИнституте Карнеги, где еёприобрёл финансист Уильям Стиммел, начавший стех пор целенаправленно собирать коллекцию произведений Фешина. Неудивительно, что революция невызвала унего никаких положительных эмоций.
В 1913 году они вступили в брак, невесте был 21 год, а жениху— 32 года. Построили себе дом, замечательный дом. Были планы и на вторую книгу, но они так и не осуществились.
Фешин тихо умер во сне. Миссис Фешина осталась вТаосе одна. Вся обстановка дома, в частности двери (всего их 51), была сделана руками Фешина и украшена «неофольклорной» резьбой собственного исполнения, выдержанной в едином стиле75. Бывшую жену он поддерживал финансово. О русском художнике, эмигрировавшим в США в 1923 годау, в России мало писали.
Картина была удостоена премииим. Он возник из-за открывшегося туберкулеза, требовавшего другого климата. Построили себе дом, замечательный дом. Его работы отличала динамичная, сочная фактура живописи. Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе не подходят друг к другу.
В частности, он писал, что не нужны никакие «искусственные пособия», поскольку начинающий художник должен «черпать форму у себя и у природы»48. Важную часть составляют портреты людей из творческого окружения. За два года на эти благотворительные цели было израсходовано около 78 млн.
Луначарского.
Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе неподходят друг кдругу. Наконец, в 1909 г. Николай Иванович получил официальное звание художника за написанную им ранее картину «Капустница».
Последние эскизы Фешина 1921 года («Голод», «Восстание в тылу Колчака») по тематике примыкают к «Бойне». Однако, вернемся к портретным образам, представленным на московской выставке в Третьяковской галерее, прежде всего к абсолютным шедеврам этого жанра и попробуем еще раз проследить трансформацию образного мышления, техники живописи. Этому главным образом способствовал успех вделах. Его архитектором был сам Фешин, сохранились его карандашные архитектурные наброски.
Фешина создавало и окружение. Последняя работа показывает достаточно высокий профессиональный уровень Фешина в скульптуре. В женских портретах 1917 года (Г. Многие из дверей имеют кожаные фрагменты. На Западе в 1920-е— 1940-е годы отзывы о Фешине были малочисленными и комплиментарными95. В тоже время «облик дома предлагает нам абсолютно уникальный, органичный и на удивление прочный сплав русского и индейско-испанского, объединенных особым образом лаконизмом и отточенностью деталей, в равной степени характерных для неорусского стиля и «стиля Санта-Фе». По мнению ведущего специалиста по Николаю Фешину, казанского искусствоведа Галины Тулузаковой исследовавшей архивы Таоса, «в этом удивительном месте сошлось все – грандиозность природы, необычность культурной ситуации, смешавшей традиции индейцев испанцев, мексиканцев, европейцев и особенно американцев, сонное спокойствие провинциального городка, в то время почти деревни и артистическая среда цветущей художественной колонии, одной из самых знаменитых в Америке».
Построили себе дом, замечательный дом. Художник путешествовал поЯпонии, побывал нао. Ява. На согласование и получение необходимых бумаг потребовался год. Американцы приобретали вещи Фешина не только со стен, но и отбирая по фотографиям.
В их числе и портрет своей племянницы Вари Адоратской, который Фешин писал в мастерской Сапожниковой. В 2000-е годы исследованием наследия Фешина занимается Галина Петровна Тулузакова (ГМИИ РТ), защитившая о нём диссертацию94 издавшая в 2007, 2009 и 2012 годах альбомы-каталоги его творчества, включающие самую подробную на русском языке биографию художника и обстоятельный анализ его творчества и отдельных произведений. Несмотря на это, до конца жизни отец был для Николая высшим авторитетом8. По сообщению П. М. Дульского, картина была задумана ещё в 1904 году во время поездки Фешина в Южно-Енисейскую тайгу, где он видел, как в деревнях резали скот прямо на открытом месте. Она уехала в двадцать третьем году из Казани. А далее – Петербург, учеба в Академии, мастерская Репина.
Одной из первых работ, написанных Фешиным вскоре после приезда в Нью-Йорк, стал «Портрет Джека Хантера» (1923), служащего крупной страховой компании из Питтсбурга и коллекционера живописи, который принимал самое деятельное участие в подготовке переезда Фешина в Америку. Окончив карьеру, занялась психотерапией танцами и преуспела. Перебравшись в Казань, он открыл мастерскую, где резали и золотили иконостасы. С 1910 годахудожник регулярно участвовал в международных выставках в Европе и США. Миссис Фешина осталась в Таосе одна. Любовь к дереву и навыки резчика также были привиты в мастерской отца. До 1923 г. работал и преподавал в Казани.
В соответствии с волей отца, Ия Фешина передала на Родину коллекцию фешинских работ и захоронила его прах в Казани (1976 год). В 1920 году Фешин был избран заведующим учебной частью и председателем художественного совета Казанских государственных свободных художественных мастерских49. Он был очень успешен, обеспечен, признан.
Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Йорке (1923 — 1926), были крайне важным этапом. В этих письмах нет упреков или жалоб, а есть нежность и любовь. Фигура девочки при этом смещена от центральной оси, композиция асимметрична, но лицо помещено в оптически активную часть холста. Надежда Михайловна заказала и свой портрет. Среди них особо отметим портреты Николая II, княгини Орловой, князя Феликса Юсупова.
«Цель мастера живописца, — отмечает Фешин, — заключается не в бессознательном загромождении холста материалами, а в разумной экономии их Об ограниченной палитре необходимо особенно помнить начинающим ибо, чем меньше красок, тем больше пищи разуму в работе». долларов. Ныне они гордость ГМИИ РТ. Он наслаждается кротким лицом и пухлыми губами.
Вскоре за ней последовали выставки в галерее Восса и нью-йоркской Arden Gallery. Тем не менее Фешин продолжал эксперименты. На очередную весеннюю выставку в Академии 1906 года цензор не пропустил работы Бродского, Шлуглейта и Фешина на революционную тему19. В них раскрывается духовная высота личности Фешина. Менее известны работы Фешина в театре, в частности, выполненные им эскизы декораций к опере Ж. Бизе «Кармен», поставленной в Советском городском театре Казани в сезон 1918/1919 года53.
Отец для Ии был всем миром. И художник тут же начал работать. Среди наиболее популярных работ этого периода «портрет Лиллиан Гиш в образе Ромолы», «Портрет гравера У. Дж. Николая Ивановича Фешина чаще всего называют «художником двух континентов».
Дочь учится вГолливуде, вбалетной школе. «Люди, вдохновленные идеалами, взялись перестраивать страну, торопясь разрушить старое, не имея ни физических сил, ни необходимых знаний для изменений старого ради незнаемого нового. Весь духовный фундамент человека закладывается с самого детства и растет вместе с окружающим до самого конца. Но все же главным местом в Америке для художника стал Тaoc. Начиная с 1909 г., Фешин – постоянный участник международных выставок в Европе и США (Питтсбург) в 1916 г. он стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи.
Совершает в познавательных целях поездки во Флоренцию и Венецию, Берлин, Рим и Вену. С 2017 года картина находится в собрании Русского музея в Петербурге, став первой работой Н. Фешина «американского периода» в собрании музея63. Имел сенсационный успех как светский портретист. Хантер, состоялась их первая личная встреча с Н. Фешиным.
«Архитектурное наследие Русского Зарубежья. Согласно семейной легенде, приводимой Фешиным в «Автобиографии», медики посоветовали родителям молиться о чуде отец, хорошо известный в среде духовенства, договорился, чтобы домой принесли из Благовещенского собора чудотворную Тихвинскую икону Богоматери. Фешин пробовал свои силы и в архитектуре.
Муж её— художник Фешин, довольно известный всвоё время унас. На этом настоял отец, желавший, чтобы сын стал художником. В 1895 году в Казани открылась художественная школа, в первый набор которой попал и Фешин. Немалое сходство заметно, например, даже при беглом сравнении портрета С. П.
Наверное, Александре надоело молча позировать двадцать лет подряд. При разводе Фешин оставил жене дом и картины, а сам с дочерью (Ия осудила мать за этот поступок и осталась с отцом) переехал сначала в Нью-Йорк, а несколько позднее перебрался в Лос-Анджелес. С 1909 года работы Фешина регулярно участвовали в зарубежных выставках, в том числе трижды на международной выставке в Мюнхене, пятикратно на выставках Института Карнеги (Питтсбург), а также на выставках в Нью-Йорке, Риме, Амстердаме, Венеции, Сан-Франциско и др. Евреинова, В. П. В 1910 г. – пенсионер Академии художеств в Германии, Франции, Италии и Австрии. Николая Ивановича Фешина чаще всего называют «художником двух континентов». После этого Фешин уже не уезжал из Калифорнии90.
В 1911 году Фешин приступил к созданию большого полотна «Обливание». В 1910 году «Черемисская свадьба» была выставлена в Институте Карнеги (Питтсбург, США), где её приобрёл финансист Уильям Стиммел, начавший с тех пор целенаправленно собирать коллекцию произведений Н. Фешина26Прим 2. Умерла Александра Фешина в 1983 году, до конца жизни не расставшись с домом в Таосе. Вэти годы зарождается своеобразная фешинская— широкая, свободная— манера письма, которая впервые вполной мере проявляется вкартине «Черемисская свадьба». В сентябре 1938 года Фешин собрался в длительное путешествие по Дальнему Востоку.
Он всегда считал, что его лучшие творческие годы были связаны с Казанью. Художник быстро влился в творческую жизнь Нью-Йорка. До женитьбы Фешин не только работал, но и жил в мастерской школы. В 1909 году была написана конкурсная «Капустница» (Научно-исследовательский музей Академии художеств), давшая ему право пенсионерской поездки за границу. В возрасте четырёх лет Николай заболел менингитом и провёл в коме две недели. Таковы портреты Надежды Сапожниковой, ученицы художника, жены Александры, Вари Адоратской, дочери друзей семьи, Натальи Кротовой, выпускницы Казанской художественной школы, художника Павла Бенькова, с которым он вместе преподавал в Казанской художественной школе, Николая Евреинова, автора замечательной книги «Оригинал о портретистах», портреты Давида Бурлюка и его супруги Маруси, портрет гравера Уильяма Уотта и, конечно же, портреты дочери Ии. Вторую половину жизни она посвятила творчеству отца: организовывала выставки, выпустила книгу «Фешин строитель», публиковала воспоминания, давала интервью, консультировала писавших о Фешине, собирала информацию для каталога отцовских работ, собрала внушительный фешинский архив.
Последовательно и быстро вся нормальная организация жизни сошла на нет». В 2007 году в серии «Русские художники» санкт-петербургским издательством «Золотой век» был издан великолепный альбом «Николай Фешин» (автор-составитель Тулузакова Г. П. ), представляющий наряду с жизнеописанием 270 репродукций и 198 иллюстраций художника. Строили его три лета ионобошёлся вдвадцать тысяч долларов. Лошадь не видна, но её присутствие ощущается в плотно сжатых вожжах.
Конечно, перед нами разные характеры, но трактуемые как в одном, так и в другом случае под вполне определенным углом зрения. Затем – учеба в Высшем художественном училище при Петербургской Академии Художеств (класс патриарха русской художественной школы Ильи Репина). Общался с ним и П. Дульский, впоследствии написавший первое исследование о Фешине. После разрыва с Фешиным у Александры не осталось средств к существованию. В Таосе, помимо живописи и резьбы, Фешин стал активно заниматься керамикой, беря уроки у местной индейской женщины-мастера Марии Мартинес. («Николай Фешин и Таос.
Куинджи, однако многие критики посчитали еекарикатурой нарусскую жизнь. Декоративные работы Н. И. Фешина по образному строю принадлежали модерну12. «Зарубежная Россия 1917-1945»). Художник много работает над созданием своей особой манеры письма.
Благодаря рекомендации Янг-Хантера Н. Фешин провёл лето 1926 года в Таосе. Рахматуллина). Расширяется тематика деревянной скульптуры («Иисус», «Пан», «Похищение Европы»), Фешин пытался также переводить в пластику живописные образы М. Врубеля. Фешин уехал из Таоса, он теперь в Мексико-сити. Ейудалось опубликовать засобственный счёт в1937 году единственную книгу— «Шаги впрошлое»— два рассказа наанглийском языке обегстве белых изКазани исобственной жизни вВасильево. Фокиной и других.
У него образовался свой круг заказчиков и поклонников. В публикации В. Т. В этих картинах определился не только язык, но и главная тема творчества Фешина — человек в его разных ипостасях: создание природы и творение культуры. Фешин покидает Россию в 1923 году.
Отсюда проистекал интерес Фешина к жизни и быту марийцев, населявших эти места. В 1922 году Фешин уходит из Казанской художественной школы. В 1916 году избран академиком Императорской Академии художеств. Особенно он знаменит своими портретами, к которым относятся «Портрет Вари Адоратской» (1914), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916) и «Портрет отца» (1918).
Организатором мастер-класса был художник Дин Корнуэлл, который считал, что «как преподаватель Фешин скорее излагал философию искусства, чем просто учил технике»64. Среди них – гуашевые эскизы Фешина к дипломному полотну «Капустница», написанному в 1909 году перед выпуском из мастерской Ильи Репина в петербургской Академии художеств, по которым можно проследить, как художник работал над композицией. Америка его сразу приняла. Все кончилось, когда Александра попросила развод.
Выставки на самых престижных площадках. Несколько важных для раскрытия темы строк об организации Аmerican Relief Administration. Отдушиной стало рисование.
Строили, строили, а когда дом был готов, — разошлись. И, самое главное, ей удалось внести дом Фешина в Таосе в Национальный Реестр исторических мест США, что гарантирует сохранение облика здания при смене владельцев. Фешин говорил, что американцы «довольствуются внешними эффектами, а если я правлю работы, то они просят их подписывать». Денег у неё нет, не хватает даже на то, чтобы отапливать свой великолепный дом84. До 1923 года Казанская художественная школа четырежды меняла названия, что отражало перемены в её структуре и принципах преподавания. Первая искусствоведческая работа о Н. Фешине была написана и опубликована П. М. Дульским.
Коненков, знаменитый художник, скульптор и добрый знакомый Фешина: «Красота, заключенная в его полотнах, русский дух, не растраченный им до последних дней, сеют добро и добрые чувства и в Америке и в Европе». Российские искусствоведы особо выделяют портреты отца, жены Александры и дочери Ии, привлекающие «естественностью и свежестью образов». Следующий, 1924 год, был крайне плодотворным.
В женских портретах 1917 года (Т. Среди безусловных шедевров, созданных в Нью-Йорке, – портрет Давида Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), «Мать и дочь» (собрание X. Уильямс, США). Молодое поколение педагогов (К.
Программной для Фешина оказалась картина «Дама в лиловом». Да, он мог работать и на угоду публике, учитывая вкусовые предпочтения покупателей, поскольку содержание поместья в Таосе, расходы на лечение заболевания легких (по официальной версии из-за этого он, наверное и вынужден был покинуть Россию) требовали немалых средств. Из них понятно и его отношение к революции. Картины продавались, денег появилась куча. То, что Фешин стал художником, было предопределено.
Новые материалы». Ленина, А. В. Фешин – художник во многом парадоксальный. Художник не остался в стороне от революционных событий: к 1905—1907 годам относятся его эскизы «Выход с фабрики», «1905 год на заводе», «Расстрел».
Большую помощь в получении необходимых документов в Москве оказали Фешину его бывшие студенты— А. В. Григорьев, бывший тогда членом ГАХН и П. А. Радимов— первый председатель АХРР. В этом же изысканном ряду, безусловно, занимает законное место и дом Фешина в Таосе. Гипсовый портрет художника Конёнков привёз в СССР, а в 1963 году по просьбе Изомузея ТАССР перевёл его в мрамор77. Американская администрация помощи, возглавляемая Г. Гувером, была создана распоряжением президента Вудро Вильсона для выполнения принятого в 1919 году сенатом США Закона о помощи Европе, пострадавшей в годы первой мировой войны.
Он дружил с американцами из «АРА», которые были на Волге и они устроили ему приглашение в Америку. Картины продавались, денег появилась куча. Дочь (ей исполнилось 19 лет) не захотела оставаться с матерью, Николай и Ия Фешины уехали в Нью-Йорк.
Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), ряд портретов Н. Н. Однако многих ценителей живописи Николай Фешин в большей степени поражает своей «русскостью», «верностью глаза и поразительной силой чувства» художника, «проецирующего на зрителя формируемое в его душе вдохновение». В это время созданы два больших жанра: «Обливание» и «Бойня» (обе работы из коллекции ГМИИ Республики Татарстан) великолепные работы 1910- 1918 годов: «Портрет архитектора П. Абрамычева» (частная коллекция, США), портреты Вари Адоратской, отца (ГМИ РТ). Его картины были динамичны, красочны и реалистичны. Ей удалось опубликовать за собственный счёт в 1937 году единственную книгу— «Шаги в прошлое» («March of the Past»)86— два рассказа на английском языке о бегстве белых из Казани и собственной жизни в Васильево.
Именно вот таким образом художника называют русско-американским или художником двух континентов. В течение этого времени были созданы знаменитые полотна «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США), портрет Д. Д. Фешина вновь спасло искусство. В 1914 году родилась их единственная дочь— Ия. Он возник в жизни Фешина из-за болезни: открывшийся туберкулез требовал другого климата.
В выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Отдавая должное его жанровым произведениям (таким, как представленные на выставке «В бондарной мастерской» или «Черемисская свадьба»), отдельным пейзажам и натюрмортам, заметим все же, что портрет не просто превалирует в творчестве живописца, а является вершиной воплощения его уникального таланта. Яркие пятна джинсового комбинезона и красного шарфа приглушаются серым фоном. Еесюжет— увоз молодой изродительского дома, происходящий наглазах всей деревни.
Большей частью они утрачены43. Отец был родом из Арзамаса, его родичи происходили из деревни Пушкарка, основанной сосланными из Москвы мятежными пушкарями ещё в XVI веке3. Здесь, в Казани, он создал свои самые выдающиеся произведения российского периода жизни.
Работы покупали чуть ли не с мольберта. Фешины в 1924—1926 годах объехали несколько южных штатов, но безуспешно. Скорее, это было стремление к благоприятным условиям для творческой самореализации. Его рисунки индейцев Таоса — одни из самых романтических, возвышенных образов «людей земли». Активная педагогическая практика не обрывает творческой жизни. Отец для нее был всем миром вокруг.
Объединяет работы не только то, что все они написаны до эмиграции художника в США (покидать любимую Россию он не хотел, но в то же время больше не мог работать в стране, где «искусство использовалось лишь в целях пропаганды»). Онрешил остаться здесь навсегда, невозвращаться вСоветский Союз. Коненков, знаменитый художник, скульптор и добрый знакомый Фешина: «Красота, заключенная в его полотнах, русский дух, не растраченный им до последних дней, сеют добро и добрые чувства и в Америке и в Европе».
Вэтот страшный год онсоздает картину «Бойня». В течение этого времени были созданы знаменитые полотна «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США), портретД. Д. Такие созданные им портреты, как гувернантки дочери за чаем (миссис Крэг), мадемуазель Жирмонд за маникюром или Н. Сапожниковой за роялем, жены Александры Фешиной у зеркала или мадам Стиммель, живо напоминают о сходстве с приемами, характерными для Серова.
«Просто досадно, что этот художник при всех его достоинствах живописца, видимо, сумыслом коверкает рисунок ивутрировке доходит досмешного», — говорилось водном изотзывов. Духовная и культурная жизнь в этом небольшом городке была очень концентрирована.