Николай Фешин Портреты

Творческое наследие русско-американского художника Николая Фешина от жанра «ню» портретов до портретов, натюрмортов, пейзажей.

Перипетии судьбы художника Николая Фешина – гения портретного жанра, которого спасла от смерти чудотворная икона

После смерти матери дом в Таосе, построенный Николаем Фешиным, украшенный им потрясающей деревянной резьбой, превратила в музей, организовала институт Фешина. Согласно семейной легенде, приводимой Фешиным в «Автобиографии», медики посоветовали родителям молиться о чуде отец, хорошо известный в среде духовенства, договорился, чтобы домой принесли из Благовещенского собора чудотворную Тихвинскую икону Богоматери. Там не было ничего, что впечатлило бы его. Его рисунки индейцев Таоса — одни из самых романтических, возвышенных образов «людей земли». Несмотря на то, что декоративно-прикладным искусством (резьбой по дереву, керамикой, металлом) Фешин занимался для себя, тем не менее, его работы в этой области являются развитием того направления в русском декоративно-прикладном искусстве, которое обозначили мастера Абрамцева и Талашкино. Из них понятно и его отношение к революции. Этому главным образом способствовал успех в делах.

Фешина вновь спасло искусство. Фешин, обычно немногословен, больше слушал изредка вставлял короткие реплики. Самое большое собрание работ Николая Фешина в России (189) находится в Музее изобразительных искусств Татарстана (Художественная галерея «Хэзинэ» в Казанском Кремле). Николай Фешин во многом парадоксален, но индивидуален и неповторим. Работы покупали чуть ли не с мольберта. На моих глазах в полчаса совершилось чудо.

Она говорила по-русски. Умерла Александра Фешина в 1983 году, до конца жизни не расставшись с домом в Таосе. Таковы портреты Надежды Сапожниковой, ученицы художника, жены Александры, Вари Адоратской, дочери друзей семьи, Натальи Кротовой, выпускницы Казанской художественной школы, художника Павла Бенькова, с которым он вместе преподавал в Казанской художественной школе, Николая Евреинова, автора замечательной книги «Оригинал о портретистах», портреты Давида Бурлюка и его супруги Маруси, портрет гравера Уильяма Уотта и, конечно же, портреты дочери Ии.

Художник Николай 
Фешин/Женский портрет

Художник Николай Фешин/Женский портрет

Видимо, очень хотелось повторить тот, первый, необыкновенный по живописи, портрет. Это была работа Николая Ивановича Фешина. Отдавая должное его жанровым произведениям (таким, как представленные на выставке «В бондарной мастерской» или «Черемисская свадьба»), отдельным пейзажам и натюрмортам, заметим все же, что портрет не просто превалирует в творчестве живописца, а является вершиной воплощения его уникального таланта.

Ия была балериной.

Фешин – художник во многом парадоксальный. В 1921-1922 годах в Поволжье разразилась катастрофа – голод, невероятный по масштабу и жестоким последствиям. Кадмий и краплак, которыми был написан рот, от широкой небрежности художника оставались даже где-то на подбородке, на щеке но стоило отойти на несколько шагов от портрета и, неизвестно каким образом, появилось тонкое изящество очертаний девичьего рта».

Первая искусствоведческая работа о Н. Фешине была написана и опубликована П. М. Дульским. Поворотным пунктом в творческой жизни в Америке для художника стал город Таос. документов, где бы была обозначена национальность художника, нет.

Биография НИ Фешина, 
портреты его кисти

Биография НИ Фешина, портреты его кисти

В 2001 году вышла книга Ф. Фенна The Genius of Nicolai Fechin, основанная на записях бесед с Александрой Николаевной Фешиной, здесь же были опубликованы мексиканские фотографии Николая Ивановича96. Вот как надо ее держать, как смычок. » — говорил Фешин ученикам. В этом же изысканном ряду, безусловно, занимает законное место и дом Фешина в Таосе. Он унаследовал это удивительное чувство пластики, возможно, от отца – ремесленника, резчика по дереву. Очень любил музыку и хотел учиться играть на рояле.

В публикации В. Т. Его сразу признали и публика и профессионалы – Фешин постоянно давал мастер-классы. («Николай Фешин и Таос. При разводе Фешин оставил жене дом и картины, а сам с дочерью (Ия осудила мать за этот поступок и осталась с отцом) переехал сначала в Нью-Йорк, а несколько позднее перебрался в Лос-Анджелес. Вторую половину жизни она посвятила творчеству отца: организовывала выставки, выпустила книгу «Фешин строитель», публиковала воспоминания, давала интервью, консультировала писавших о Фешине, собирала информацию для каталога отцовских работ, собрала внушительный фешинский архив.

  • Художник Фешин Николай Иванович — картины, биография, выставка работ с названиями
  • Дом-музей Николая Фешина в Таосе
  • РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Фешин Николай Иванович (1881-1955)
  • Николай Фешин: художник двух континентов
  • Николай Фешин рисовал на бумаге из булочной

Ия была балериной. Бёрнэма. И вот через тридцать пять лет сюжет повторяется. Это стиль модерн, переходный стиль переходного времени.

В России это Казанский художественный музей, где хранится около двухсот его работ. Или «Женский портрет (Сидорченко)» – одно из немногих ранних графических произведений, чудом уцелевших после пожара в казанской художественной школе. По эмоциональному состоянию, свето-теневой и колористической партитуре они созвучны лучшим детским образам, созданным Серовым. Шесть лет в Таосе были самыми яркими и плодотворными в американской жизни Фешина.

Он родился в Казани в семье владельца мастерской, в которой резали и золотили иконостасы. Перезахоронение было приурочено к открытию обзорной выставки в честь 130-летия художника3. Отсюда проистекал интерес Фешина к жизни и быту марийцев, населявших эти места. Кроме того, большое количество картин художник забрал с собой при отъезде из России. Они приехали на лето 1926 года и поняли, что уезжать не хотят.

  1. Русский американец Николай Фешин
  2. Сообщество «Клуб интеллектуалов»
  3. Портрет неизвестной (дама в лиловом) 1908
  4. Николай Фешин картины с названиями
  5. Совместный пошив Одеяло для Деда Мороза

Организатором мастер-класса был художник Дин Корнуэлл, который считал, что «как преподаватель Фешин скорее излагал философию искусства, чем просто учил технике»64. Художник путешествовал поЯпонии, побывал нао. Ява. Несмотря на то, что Фешин снял квартиру со студией и начал работать, его мучила депрессия, картины не продавались.

На старом казанском кладбище стоит скромный памятник. Позднее же, в «Портрете Вари Адоратской», племянницы художницы исполненном в лучших репинских традициях, создал чистый образ девочки и выбор ровной серой стены в качестве фона здесь оправдан. А как он ставил натюрморты. После этого Фешин уже не уезжал из Калифорнии90. Вместе с тем, Фешин говорил своим ученикам: «Чтобы писать, нужно уметь рисовать». Его рисунки индейцев Таоса – одни из самых романтических, возвышенных образов «людей земли». Художник всегда говорил дочери, что хочет вернуться на Родину.

  1. Биография художника Николая Ивановича Фешина
  2. Картины художника Николая Ивановича Фешина
  3. В поисках утраченного дома: Россия
  4. В поисках утраченного дома: Америка
  5. Семейный альбом в красках семьи Фешина

На Западе в 1920-е— 1940-е годы отзывы о Фешине были малочисленными и комплиментарными95. Благодаря хлопотам П. М. Дульского музей Татарской республики (ныне Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан) в 1919 году приобрёл три полотна Фешина— «В бондарной мастерской», «Портрет Тамары Поповой» и «Портрет жены» (украден в 1945 году)97.

Однако многих ценителей живописи Николай Фешин в большей степени поражает своей «русскостью», «верностью глаза и поразительной силой чувства» художника, «проецирующего на зрителя формируемое в его душе вдохновение». В книге Бертрана Патенода «Большое шоу в Бололэнде. На этом настоял отец, желавший, чтобы сын стал художником. И он вырвался из этого удушья.

Очень образованная, талантливая девушка. В 1976 году дочерью Ией был перевезён и перезахоронен в Казани. Куинджи и была отправлена на выставку в Мюнхен. Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе не подходят друг к другу. Важную часть составляют портреты людей из творческого окружения. Лошадь не видна, но её присутствие ощущается в плотно сжатых вожжах. Сегодня в Русском музее открывается экспозиция работ Николая Фешина (1881–1955), всемирно известного русского художника, в 1923 году покинувшего родину и впоследствии жившего и работавшего в США.

  • Самое интересное в виде мозаики
  • РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Фешин Николай Иванович (1881-1955) 18
  • Художник Фешин Николай Иванович

В эти годы им были созданы наиболее значительные произведения: Портрет Вари Адоратской (1914)-один из лучших детских образов в искусстве рубежа веков, Портрет Н. М. Сапожниковой (1916), Портрет отца (1918). По свидетельству американской критики, Фешин, «родившийся в Казани, настоящий мужик в искусстве, обладающий всей мужественной силой, верностью глаза и поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского пожал полный триумф». На согласование и получение необходимых бумаг ушло около года. Денег у неё нет, не хватает даже на то, чтобы отапливать свой великолепный дом. Яркие пятна джинсового комбинезона и красного шарфа приглушаются серым фоном.

Таос привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века. Одной из первых работ, написанных Фешиным вскоре после приезда в Нью-Йорк, стал «Портрет Джека Хантера» (1923), служащего крупной страховой компании из Питтсбурга и коллекционера живописи, который принимал самое деятельное участие в подготовке переезда Фешина в Америку.

Художник Фешин Николай 
Иванович — картины, 
биография, выставка

Впоздний период переселился врайон Лос-Анджелеса. В живописи Николая Фешина 1900-х годов доминировал импрессионизм. С середины 1930-х годов Фешин много путешествует. С 1919 года произведения Фешина начинает приобретать Казанский музей изобразительного искусства: по инициативе П. М. Дульского было приобретено три полотна.

Вместе в 1910 году ездили за границу. Николай Иванович завещал похоронить себя на родине. Были планы и на вторую книгу, но они так и не осуществились. Ею стала Александра Николаевна Белькович (1892—1983)— дочь первого директора художественной школы Н. Н. Бельковича, ученица Фешина. Он решил остаться здесь навсегда, не возвращаться в Советский Союз. Процесс важнее результата, вот таким образом работы часто не закончены либо «как бы» не закончены создание произведения не останавливается во времени и свершается на глазах.

В течение этого времени были созданы знаменитые полотна «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США), портретД. Д. И именно с 1914 года Надежда Михайловна стала заказывать Фешину работы для себя. Позже, в своей американской биографии Фешин расскажет об ошеломляющем эффекте, произведенном в Казани в 1921 году приездом американских специалистов, призванных помочь голодающим.

В 1913 году они вступили в брак, невесте был 21 год, а жениху— 32 года. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве». Революция повлияла на смену тем. В годы Гражданской войны Фешин в основном зарабатывал писанием портретов, а также росписью кустарных шкатулок. Отдушиной стало рисование.

Сапожниковой» (Художественный музей, Сан-Диего), «Черемисская свадьба» (Национальный музей, Оклахома). Полная монографическая выставка Николая Фешина была открыта в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан (Национальная художественная галерея «Хазинэ») 3 ноября 2011 года и продолжалась до 15 января 2012 года. Впервые после публикации о Фешине в «Огоньке» страна увидела его американские работы. Николай Иванович Фешин (1881-1955) родился в Казани в семье преуспевающего мастера по художественной резьбе, владельца позолотно-столярной иконописной мастерской. Бывшую жену он поддерживал финансово.

С матерью отношения были сложные. Это место с конца XIX века облюбовано художниками. Эти цифры подтверждают, что голод и нужда не являлись основным мотивом эмиграции Фешина.

В 1908 году Николай Фешин начинает педагогическую работу в Казанской художественной школе (после революции преобразованной в свободные художественные мастерские). Последней большеформатной многофигурной картиной Фешина стала «Бойня», законченная в 1919 году. Те, кто придерживался традиций, честно копировали натуру. Ей удалось опубликовать за собственный счёт в 1937 году единственную книгу— «Шаги в прошлое» («March of the Past»)86— два рассказа на английском языке о бегстве белых из Казани и собственной жизни в Васильево. В женских портретах 1917 года (Г. Портрет занимал доминирующее положение в американском творчестве Фешина.

Фешин тихо умер во сне. Для казанского периода творчества характерно увлечение народными традициями и обычаями, праздниками российской «инородческой» глубинки, получившие отражение на полотнах художника. Но больше всего меня поразили письма Николая Ивановича к Александре после развода, переписка продолжалась не менее пяти лет. «Усадьба Николая Фешина в Таосе» в сб. Он дружил с американцами из «АРА», которые были на Волге и они устроили ему приглашение в Америку.

Он дружил с американцами из «АРА», которые были на Волге и они устроили ему приглашение в Америку. Его картины были динамичны, красочны и реалистичны. Они познакомились в Казани. В частности, он писал, что не нужны никакие «искусственные пособия», поскольку начинающий художник должен «черпать форму у себя и у природы»48.

В течение этого времени были созданы знаменитые полотна «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США), портрет Д. Д. Лучшие портреты Н. М. Сапожниковой относятся к 1916 году. Из произведений живописи таосского периода Николая Фешина к выдающимся можно отнести «Танец Кукурузы» («Corn Dancer», частная коллекция США) изображающий популярный среди таосских художников сюжет ритуального индейского танца, «Пиетро» («Pietro», между 1927 и 1933 г. г. Как результат – почти эмалевая поверхность многокрасочного слоя.

Фокиной и других. Тем не менее Фешин продолжал эксперименты. Н. Сапожникова, учившаяся в Париже у Ван Донгена, прибегала к этому приему. Рахматуллина).

Духовная и культурная жизнь в этом небольшом городке была очень концентрирована. На картине изображена резка мяса еврейским способом— выпуская кровь из горла56. Собственноручно изготовлена и мебель в стиле российских народных традиций. Великая депрессия не коснулась художника, денег было достаточно, однако отец и дочь были не в состоянии заниматься хозяйством (они даже не умели готовить). Характерной особенностью искусства модерна является художественный универсализм. Денег у неё нет, не хватает даже на то, чтобы отапливать свой великолепный дом84.

Она обучала Фешина языкам, материально поддерживала в трудное время. Первые уроки рисования, резьбы и ремесленной мастеровитости он получил у отца. Домой произведения чаще всего не возвращались, так как их покупали. Ия Фешина даже утверждала, что индейцы очень походили на татар80.

Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Йорке (1923 — 1926), были крайне важным этапом. В ноябре этого же года художник окончил Высшее художественное училище и получил диплом.

Древние греки считали, что, если человек умирает во сне, значит, он отмечен богами. Большую помощь в получении необходимых документов в Москве оказали Фешину его бывшие студенты— А. В. Григорьев, бывший тогда членом ГАХН и П. А. Радимов— первый председатель АХРР. Хантер, состоялась их первая личная встреча с Н. Фешиным. Они были очень дружны. Фешин уехал из Таоса, он теперь в Мексико-сити. По воспоминаниям современников, женщина деятельная, волевая, умная. Всё это привело к усвоению более широкой и свободной манеры письма.

Примером таких работ могут служить «Черемисская свадьба» (1908), (проданная американским музеем в 2011 году на аукционе неизвестному за 3, 3 млн долл. ) и «Обливание» (1911), в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани. Фешин покидает Россию в 1923 году. К моменту приезда семьи Фешиных (лето 1926 года) это был культурный оазис, ставший благодаря усилиям Мэйбл Додж международным мини-центром модернизма. Двухэтажный дом отстраивался заново в течение семи лет.

Любовь к дереву и навыки резчика также были привиты в мастерской отца. После революции Фешин завершил начатую еще в 1912 г. мрачную по сюжету и колористической выразительности картину Бойня (1919). Художник выбрал сюжетом акт убоя скота. долларов.

В постройке, являющейся «уникальным произведением искусства», 51 дверь. «Архитектурное наследие Русского Зарубежья. Мощь природы индейская культура испанские поселения – все смешалось в особый коктейль.

Как всколыхнулась жизнь школы после приезда Фешина: стали интересоваться музыкой, театром, литературой, яростно спорили о направлениях в искусстве читали журналы «Аполлон», «Мир искусства», «Весы». На согласование и получение необходимых бумаг потребовался год. Тем не менее, по фотографиям были созданы портреты В. И. Ленина, К. Маркса, Л. Троцкого (утрачен) и А. В. Луначарского. Забытое имя гениального живописца снова зазвучало на весь мир после того, как в 2010 году его картина «Маленький ковбой» на аукционных торгах в Лондоне была продана более чем за 10 миллионов долларов— почти в десять раз выше заявленной стоимости.

В них видно, как меняется палитра мастера в новых условиях. Коненков, знаменитый художник, скульптор и добрый знакомый Фешина: «Красота, заключенная в его полотнах, русский дух, не растраченный им до последних дней, сеют добро и добрые чувства и в Америке и в Европе». Искусствоведы США прочно связывают мастерство художника прежде всего с Таосской школой (штат Нью-Мехико, США), правда, отдают должное также нью-йоркскому и калифорнийскому периоду его творчества.

Он решил остаться здесь навсегда, не возвращаться в Советский Союз. С 1909 года работы Фешина регулярно участвовали в зарубежных выставках, в том числе трижды на международной выставке в Мюнхене, пятикратно на выставках Института Карнеги (Питтсбург), а также на выставках в Нью-Йорке, Риме, Амстердаме, Венеции, Сан-Франциско и др. Николая Ивановича Фешина чаще всего называют «художником двух континентов».

По мнению Г. П. Тулузаковой, «Фешин становится Фешиным» с создания в 1908 году картины «Черемисская свадьба». Дочь учится в Голливуде, в балетной школе. У него образовался свой круг заказчиков и поклонников. В 1921 году Фешин получает через представителей Американской администрации помощи (АРА) в Казани письмо от Стиммела, в которое были вложены деньги – в порядке помощи художнику в условиях разразившегося в Поволжье массового голода.

Последние эскизы Фешина 1921 года («Голод», «Восстание в тылу Колчака») по тематике примыкают к «Бойне». Среди них особо отметим портреты Николая II, княгини Орловой, князя Феликса Юсупова. Будто любимая дочка пришла к нему с подарком. Вся обстановка дома, в частности двери (всего их 51), была сделана руками Фешина и украшена «неофольклорной» резьбой собственного исполнения, выдержанной в едином стиле75. Вместо того, чтобы выполнять непосредственные обязанности, люди проводили время на бесконечных митингах. Строили его три лета и он обошёлся в двадцать тысяч долларов. Перебравшись в Казань, он открыл мастерскую, где резали и золотили иконостасы.

Сестры очень дружили. В сентябре 1938 года Фешин собрался в длительное путешествие по Дальнему Востоку.

Но все же главным местом в Америке для художника стал Тaoc. Интенсивнее работать просто невозможно. Следующий период творчества Фешина связан с США. Позднее из Пушкарки многие перебрались в Арзамас, где становились мастеровыми.

Отец для Ии был всем миром. Миссис Фешина осталась в Таосе одна.

В это время созданы два больших жанра: «Обливание» и «Бойня» (обе работы из коллекции ГМИИ Республики Татарстан) великолепные работы 1910- 1918 годов: «Портрет архитектора П. Абрамычева» (частная коллекция, США), портреты Вари Адоратской, отца (ГМИ РТ). Фешин – художник разносторонний и универсальный. У подлинного искусства один язык, понятный всем. Его архитектором был сам Фешин, сохранились его карандашные архитектурные наброски. Дочь (ей исполнилось 19 лет) не захотела оставаться с матерью, Николай и Ия Фешины уехали в Нью-Йорк. В Америке его имя прочно связывают с региональной художественной школой Юго-Запада и Фешин, безусловно, входит в контекст искусства США.

В 1904 году Фешин познакомился с инженером Н. Ижитским, который уговорил его поехать в Сибирь— в Южно-Енисейскую тайгу в Петербург он вернулся в начале 1905 года18. В 1914 году родилась их единственная дочь— Ия. До женитьбы Фешин не только работал, но и жил в мастерской школы. Большая часть представляемых картин сразу находила своих покупателей.

Затем – учеба в Высшем художественном училище при Петербургской Академии Художеств (класс патриарха русской художественной школы Ильи Репина). Благодаря рекомендации Янг-Хантера Н. Фешин провёл лето 1926 года в Таосе. Фешин – художник во многом парадоксальный.

Он наслаждается кротким лицом и пухлыми губами. Не на что было жить. Представительная коллекция живописных произведений Фешина (портреты, пейзаж) экспонируется в залах Чувашского государственного художественного музея.

По состоянию на 2005 год, фешинская коллекция ГМИИ РТ (Художественная галерея «Хэзинэ» в Казанском Кремле) насчитывала 189 единиц хранения97. Окончив карьеру, занялась психотерапией танцами и преуспела. Надежда Михайловна заказала и свой портрет.

Фешину он казался условным. Евреинова, В. П. Имел сенсационный успех как светский портретист. Следующий, 1924 год, был крайне плодотворным. Более серьезен идраматичен вобразах людей искусства (портреты Д. Д. Бурлюка иего жены, 1923-1924, собрание наследников семьи Бурлюков, Хэмптон-Бейс, Лонг-Айленд, США).

Сестра Надежды Михайловны вышла замуж за профессионального революционера, соратника Ленина, В. В. Адоратского и отец лишил отступницу своего благословения. Фешин уехал из Таоса, он теперь в Мексико-сти. Так, И. Евсеев писал: «Просто досадно, что этот художник при всех его достоинствах живописца, видимо, с умыслом коверкает рисунок и в утрировке доходит до смешного». Из тридцати двух лет, которые Фешин прожил в США, в Таосе он провел около семи, но это оказался один из плодотворных и ярких периодов его творческой жизни в Америке.

Стены в таких зданиях обычно достигают семидесяти сантиметров в толщину, что делает дома защищенными от очень высоких дневных температур. В 1910 году работы Николая Ивановича Фешина были впервые выставлены в Питсбурге, США, где заслужили высокую оценку. Самые нежные чувства открывались в портретах жены и дочери.

Как-то возник разговор об использовании в портрете плоскостного фона. С 1923 года портрет хранился в семье коллекционера. Однако многих ценителей живописи Николай Фешин в большей степени поражает своей «русскостью», «верностью глаза и поразительной силой чувства» художника, «проецирующего на зрителя формируемое в его душе вдохновение». Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе не подходят друг к другу.

Навсегда покидая Россию, Фешин оставил на хранение в музее большемерные полотна «Обливание», «Портрет отца» и «Бойня», а множество набросков и этюдов остались у родственников жены и были приобретены казанским музеем в 1970-е годы стараниями Г. А. Могильниковой. «Разве так держат кисть. Питались они почти исключительно селёдкой и гречкой, которые Фешин покупал на местном рынке, вспомнив, как жил в студенческие годы в России в результате оба заболели79. Российские искусствоведы особо выделяют портреты отца, жены Александры и дочери Ии, привлекающие «естественностью и свежестью образов».

Сейчас этот портрет 1908 года находится в коллекции Художественного музея Сан Диего (штат Калифорния). Фешина интересовал контраст утончённости формальных приёмов и антиэстетизма предмета, вот таким образом для него был важен яркий эффект разлившейся крови. В такую в булочных заворачивали хлеб, другой просто не было.

Фешин послал портрет на выставку в Питсбург (США), где он имел ошеломительный успех. Она уехала в. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoдвадцать третьем году из Казани. Молодое поколение педагогов (К. Мать— Прасковья Викторовна Чистова, происходила из Костромы4. Скорее, это было стремление к благоприятным условиям для творческой самореализации. В возрасте четырёх лет Николай заболел менингитом и провёл в коме две недели. Картины продавались, денег появилась куча. Объединяет работы не только то, что все они написаны до эмиграции художника в США (покидать любимую Россию он не хотел, но в то же время больше не мог работать в стране, где «искусство использовалось лишь в целях пропаганды»).

О творчестве художника рассказывают республиканские СМИ. Что еще запомнилось. Работы «Дама в Лиловом» и «Черемисская свадьба» (обе – 1908 год) — были направлены на Международную выставку в Мюнхен, где живописца заметили и с этого момента его работы начали экспонироваться на международных выставках: Мюнхенской (1910, 1913) интернациональных выставках в Риме (1911), Амстердаме (1912) и Венеции (1914).

Все опять нужно было начинать заново. Евреинова, В. П. В Нью-Йорке был написан единственный его городской пейзаж— «Улицы Нью-Йорка» (ныне находящийся в частной коллекции). Такие созданные им портреты, как гувернантки дочери за чаем (миссис Крэг), мадемуазель Жирмонд за маникюром или Н. Сапожниковой за роялем, жены Александры Фешиной у зеркала или мадам Стиммель, живо напоминают о сходстве с приемами, характерными для Серова. Для переписки с заграницей Фешину, который не знал ни одного языка, требовался помощник-секретарь.

Среди них – гуашевые эскизы Фешина к дипломному полотну «Капустница», написанному в 1909 году перед выпуском из мастерской Ильи Репина в петербургской Академии художеств, по которым можно проследить, как художник работал над композицией. Судьба замечательного русского художника Николая Ивановича Фешина (1881 – 1955) сложилась подобно судьбам многих его соотечественников, которые по разным причинам, в силу тех или иных обстоятельств, вскоре после Октябрьской революции 1917 года оказались на чужбине. Ему не нравился Париж.

Макарова, В. С. С 1910 годахудожник регулярно участвовал в международных выставках в Европе и США. Впрочем, с педагогической деятельностью как-то не заладилось. Среди наиболее популярных работ этого периода «портрет Лиллиан Гиш в образе Ромолы», «Портрет гравера У. Дж. Осенью 1908 года в Казанской художественной школе ждали новых преподавателей.

Не задерживаясь подолгу у картин, ходили мы, студенты, по залам. Таос, небольшое поселение, окруженное горной цепью Сангри де Кристо (в переводе «кровь Христа», поскольку на закате снежные вершины воспринимаются кровавыми), от которой начинается пустыня, пересекаемая Рио-Гранде привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века: они начали здесь селиться, чтобы писать природу индейцев, ковбоев и испанскую архитектуру. Это печатные воспроизведения, оригиналы утрачены13. В выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Обучение проходил в мастерской И. Е. Репина.

Экспозиция знакомит с широко известными и мало знакомыми широкому зрителю работами Фешина, выполненными в Петербурге и Казани, где художник в дореволюционное десятилетие создал собственную живописную школу и с достаточной полнотой освещает американский период его творчества (1920–50-е годы). Фешин пробовал свои силы и в архитектуре. Наиболее значительные произведенияхудожника были написаны в период с 1910 по 1920 годы. Окончил Академию Художеств, являлся академиком Императорской Академии художеств.

Все кончилось, когда Александра попросила развод. Считается, что этот портрет Николай Иванович написал «в один присест», учитывая целостность и непосредственность, с которой он фиксирует в позе ребенка страсть к верховой езде и внутренний динамизм. «Чудо. » — отзывался он о работах Фешина «Портрет отца» и «Портрет неизвестной», увиденных на школьной выставке. А тем временем продолжалось паломничество учеников в Москву, к «святым угодникам»: Пикассо, Матиссу, Дерену. Переходность модерна и выражает дуалистичность художественного языка. Художник много работает над созданием своей особой манеры письма. Это из воспоминаний С. К. Шакуловой, преподавателя школы.

В революционные годы Фешин обращался также к скульптуре, причём в первую очередь в утилитарных целях— делая объёмные фигурки для расчёта композиции новой картины «Бойня». В 1908 году он завершил картину «Черемисская свадьба», отображающую обряд «похищения» невесты, с участием нарядившихся в народные праздничные одежды и веселящихся крестьян марийской деревни Казанской губернии. Академия поставила ультиматум: повысить качество обучения или школа лишается субсидий. Иначе первоначальное художественное образование мальчику из бедной семьи (отец к этому времени разорился) получить бы не удалось.

Н. М. Сапожникова училась у Фешина. С матерью отношения были сложные. Были также созданы две портретные скульптуры: портрет отца в рост (утраченный) и голова деревенского дурачка Салаватуллы, которого Фешин также писал несколько раз.

Николай Иванович Фешин — выдающийся художник XX века. Конечно, эта экспозиция – открытие новых сторон и особенностей уникального таланта Фешина, которого по привычке, следуя фактам творческой биографии мастера, называют учеником Репина, как это делали его современники.

Фокиной и других. На нем надпись: «Николай Иванович Фешин». Фешина создавало и окружение. Уоттса», пейзаж «Улицы Нью-Йорка». Уоттса». Яркий представитель русского модерна и импрессионизма.

В 1895 году в Казани открылась художественная школа, в первый набор которой попал и Фешин. Мы знаем только, что мать Николая Ивановича родом из Костромы. Много путешествует по регионам Среднего Поволжья и Сибири. Еще один знак судьбы – открытие в Казани художественной школы именно в год окончания Фешиным публичной школы (1895). Его сразу признали и публика и профессионалы – Фешин постоянно давал мастер-классы.

Наверное, Александре надоело молча позировать двадцать лет подряд. Мемориальные выставки состоялись в Казани, Кирове, Ленинграде и Москве (1963/1964), а в 1976 в Казани и Ленинграде прошли выставки работ из собрания СССР и США. В 1923 году эмигрировал в США. В 2000-е годы исследованием наследия Фешина занимается Галина Петровна Тулузакова (ГМИИ РТ), защитившая о нём диссертацию94 издавшая в 2007, 2009 и 2012 годах альбомы-каталоги его творчества, включающие самую подробную на русском языке биографию художника и обстоятельный анализ его творчества и отдельных произведений. Далее критик жаловался, что ему «стыдно за эту карикатуру на русскую жизнь»25Прим 1. Дочь художника Ия вспоминала: "Не было ничего такого особенного, чем бы отец был восхищен. Перед отъездом он передал свои крупные полотна в музей.

Еще не окончив Академию, в 1908 году, Николай Фешин получил предложение преподавать в Казанской художественной школе, где ему выделили мастерскую, чтобы он мог работать над дипломной, конкурсной картиной. Он возник в жизни Фешина из-за болезни: открывшийся туберкулез требовал другого климата. Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), ряд портретов Н. Н. Ныне они гордость ГМИИ РТ.

Фешин часто работал в мастерской Надежды Михайловны и не раз писал ее портреты. О русском художнике, эмигрировавшим в США в 1923 годау, в России мало писали. В тоже время «облик дома предлагает нам абсолютно уникальный, органичный и на удивление прочный сплав русского и индейско-испанского, объединенных особым образом лаконизмом и отточенностью деталей, в равной степени характерных для неорусского стиля и «стиля Санта-Фе».

Программной для Фешина оказалась картина «Дама в лиловом». Смазанность и исчерканность штрихами объясняется тем, что Фешин не завершил картину, однако незавершённость, по Г. П. Тулузаковой, не вполне случайна. Начиная с 1909 г., Фешин – постоянный участник международных выставок в Европе и США (Питтсбург) в 1916 г. он стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи.

Дочь учится в Голливуде, в балетной школе. Фешин быстро включился в художественную жизнь Нью-Йорка. Он был очень успешен, обеспечен, признан. Фешины в 1924—1926 годах объехали несколько южных штатов, но безуспешно. Работавшие в Казани представители АРА, а также бывший ученик, работавший тогда в ЦК РКП (б), помогли Фешину перебраться в США.

Николая Ивановича Фешина чаще всего называют «художником двух континентов». Портрет Вари Адоратской— одно из самых гармоничных созданий Фешина40. Последовательно и быстро вся нормальная организация жизни сошла на нет».

«Цель мастера живописца, — отмечает Фешин, — заключается не в бессознательном загромождении холста материалами, а в разумной экономии их Об ограниченной палитре необходимо особенно помнить начинающим ибо, чем меньше красок, тем больше пищи разуму в работе». Менее известны работы Фешина в театре, в частности, выполненные им эскизы декораций к опере Ж. Бизе «Кармен», поставленной в Советском городском театре Казани в сезон 1918/1919 года53. По свидетельству искусствоведа Марины Нащокиной, «дом поражает своей «русскостью», даже «древнерусскостью» — белизна неровных побеленных стен, высокое крыльцо, небольшие оконца первого и окна-арки второго этажей, типично русские орнаментальные мотивы» (см. В соответствии с волей отца, Ия Фешина передала на Родину коллекцию фешинских работ и захоронила его прах в Казани (1976 год). Сб. Вторую половину жизни она посвятила творчеству отца: организовывала выставки, выпустила книгу «Фешин строитель», публиковала воспоминания, давала интервью, консультировала писавших о Фешине, собирала информацию для каталога отцовских работ, собрала внушительный фешинский архив.

По мнению ведущего специалиста по Николаю Фешину, казанского искусствоведа Галины Тулузаковой исследовавшей архивы Таоса, «в этом удивительном месте сошлось все – грандиозность природы, необычность культурной ситуации, смешавшей традиции индейцев испанцев, мексиканцев, европейцев и особенно американцев, сонное спокойствие провинциального городка, в то время почти деревни и артистическая среда цветущей художественной колонии, одной из самых знаменитых в Америке». Станислава III степени34. 1 августа 1923 года семья Фешиных прибыла в Нью-Йорк59. Муж её— художник Фешин, довольно известный в своё время у нас. Преподавание не заладилось, Фешин говорил, что американцы «довольствуются внешними эффектами, а если я правлю работы, просят их подписать»65.

В 1976 году дочь— Ия Николаевна Фешина-Брэнхэм (1914—2003)— перезахоронила прах отца в Казани. Помимо этого, он был наделен правом пенсионерской заграничной поездки. Несомненно, определенное влияние своего наставника по Академии Фешин на себе испытал.

Следующий, 1924 год, был крайне плодотворным. Художник, мастер многофигурной жанровой композиции, выдающийся портретист, он прекрасно раскрывался и в таких жанрах, как ню, пейзаж, натюрморт (последние два особенно расцвели в Америке). Этому главным образом способствовал успех в делах. Родился в 1881 году в Казани — ушёл из жизни в 1955 году в Санта-Моника, Калифорния. Он всегда считал, что его лучшие творческие годы были связаны с Казанью.

В 1928 году Фешин покупает дом в стиле адобе, выработанным индейцами американского Запада. С началом Первой мировой войны все связи с заграницей прекратились. Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), ряд портретов Н. Н. Он возник в жизни Фешина из-за болезни: открывшийся туберкулез требовал другого климата. Последние академические годы отмечены признанием фешинского таланта: Портрет неизвестной (1908) был приобретен музеем АХ и в следующем году удостоен золотой медали на международной выставке в Мюнхене конкурсная программа Капустница (1909) принесла ему звание художника и право на пенсионерскую поездку, которую Фешин ограничил несколькими летними месяцами 1910 г. к осени он вернулся к преподавательской работе в Казанской художественной школе.

Америка его сразу приняла. В 1910 году «Черемисская свадьба» была выставлена в Институте Карнеги (Питтсбург, США), где её приобрёл финансист Уильям Стиммел, начавший с тех пор целенаправленно собирать коллекцию произведений Н. Фешина26Прим 2. Основной строительный материал – адобе, кирпич, сработанный из высушенной на солнце глинистой земли и покрытой сверху глиняно-земляной штукатуркой под названием «терра байета». Строили его три лета и он обошёлся в двадцать тысяч долларов.

По воспоминаниям, он с 1902 года сотрудничал с журналами «Шут» и «Вольница» как иллюстратор, но самые ранние из сохранившихся рисунков— карикатуры из народной жизни с юмористическими подписями— относятся к 1904 году. Искусствоведы США прочно связывают мастерство художника прежде всего с Таосской школой (штат Нью-Мехико, США), правда, отдают должное также нью-йоркскому и калифорнийскому периоду его творчества. Поповой, ГМПП РТ М. Жирмонд, частная коллекция, Таос) предельно интенсифицируются эстетические переживания. Он никогда не правил студенческих работ, уважая всякую индивидуальность (воспоминания Г. А. Мелентьева)35.

Построили себе дом, замечательный дом. Миссис Фешина осталась в Таосе одна. В пуританской Америке это было подобно атомному взрыву.

Она уехала в двадцать третьем году из Казани. Новые материалы». Она решила стать самостоятельной, увлеклась молодым писателем, но роман не состоялся. Он возник из-за открывшегося туберкулеза, требовавшего другого климата.

Построили себе дом, замечательный дом. Дочь привезла на родину прах отца. Уход Репина из Академии оказался толчком для раскрытия фешинской индивидуальности. Николай Иванович Фешин родился в Казани 26 ноября 1881 года (по старому стилю) в семье резчика иконостасов Ивана Александровича Фешина, владельца собственной мастерской. Имя женщины, послужившей моделью для этого портрета, неизвестно. Художник полностью сосредоточен на образе мальчика. Его желание исполнилось уже после кончины.

В течение последних трех лет представленные произведения реставрировались в ВХНРЦ. Он вспоминал, что когда увидел Таос, понял, что «это другой мир, другое измерение»70. Здесь любил работать Фешин. Да, он мог работать и на угоду публике, учитывая вкусовые предпочтения покупателей, поскольку содержание поместья в Таосе, расходы на лечение заболевания легких (по официальной версии из-за этого он, наверное и вынужден был покинуть Россию) требовали немалых средств.

Уже при первых экспозициях портрет сравнивали с «Девочкой с персиками» В. А. Серова39. С 2017 года картина находится в собрании Русского музея в Петербурге, став первой работой Н. Фешина «американского периода» в собрании музея63. После разрыва с Фешиным у Александры не осталось средств к существованию. Коненков, знаменитый художник, скульптор и добрый знакомый Фешина: «Красота, заключенная в его полотнах, русский дух, не растраченный им до последних дней, сеют добро и добрые чувства и в Америке и в Европе».

Именно вот таким образом художника называют русско-американским или художником двух континентов.

Брат Надежды Сапожниковой, владевший мануфактурным магазином (сейчас Главпочтамт) пристроил к своему торговому дому мастерскую для сестры (Телеграфный переулок (ул. Несмотря на это, до конца жизни отец был для Николая высшим авторитетом8. Художник умер во сне 5 октября 1955 года.

Многие из дверей имеют кожаные фрагменты. И художник тут же начал работать. А далее – Петербург, учеба в Академии, мастерская Репина. Окончив карьеру, занялась психотерапией танцами и преуспела. Строили, строили, а когда дом был готов, — разошлись. Работа вызвала неприятие немецкой публики и пренебрежительные отзывы критиков.

Большей частью они утрачены43. А уже в августе 1923 с семье переезжает в Америку. В 1916 году избран академиком Императорской Академии художеств.

Его живописный язык объединил в себе разнообразные стилевые направления. По воспоминаниям дочери Ии, Фешину очень нравились мексиканские дома из глины, визуально как бы «выраставшие» из земли, вот таким образом дом был построен из белых адобов74. Напомним, что уже в конце 1900-х годов в Мюнхене его портрет «Дама в лиловом» был отмечен золотой медалью. То, что Фешин стал художником, было предопределено.

В 1916 вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. В них раскрывается духовная высота личности Фешина. Муж её— художник Фешин, довольно известный в своё время у нас. Его талант удачно совпал с художественной средой Петербурга.

Николай Фешин (1881 – 1955) родился в Казани в семье резчика иконостасов, отец стал рано привлекать мальчика к своим работам. В четырнадцать лет поступил в Казанскую художественную школу, а в 1901 г. по ее рекомендации был принят в Высшее художественное училище при Художественной Академии, где вскоре перешел в мастерскую И. Е. Репина. В Казань он вернулся преподавателем. Здесь, в Казани, он создал свои самые выдающиеся произведения российского периода жизни. Художник быстро влился в творческую жизнь Нью-Йорка. Экспедиция Американской администрации помощи в Советскую Россию во время голода 1921 года» также упомянут этот факт и приведены суммы гонораров: «ему заказывали свои портреты за 250 000 рублей или 50 долларов за каждый». Его дочь Ия выполнила его волю – в 1976 году захоронила прах отца в Казани.

Строили, строили, а когда дом был готов, — разошлись. Наконец, в 1909 г. Николай Иванович получил официальное звание художника за написанную им ранее картину «Капустница». Она была вынуждена снимать дешёвое жильё или ютиться в мастерской, питалась один раз в день в таосском ресторане Kashina Lodge, причём никогда не платила. В 1922 году Фешин уходит из Казанской художественной школы.

За два года на эти благотворительные цели было израсходовано около 78 млн. Его сопровождал Милан Руперт, который и был инициатором вояжа. По некоторым данным в стиммеловской коллекции было более дюжины фешинских полотен. Между 1910—1914 годами Фешин создал много эскизов жанровых композиций, например, «Неудачная шутка», «Деревня», «Хоровод» и другие, но ни один из сюжетов не получил развития.

Мастерская Ивана Фешина в те годы удостаивалась серебряных наград местных научно-промышленных выставок «за высокое качество работ и разнообразие рисунков»5. Художник не остался в стороне от революционных событий: к 1905—1907 годам относятся его эскизы «Выход с фабрики», «1905 год на заводе», «Расстрел». На весенней академической выставке 1909 года «Черемисская свадьба» была удостоена I премии им.

Американцы приобретали вещи Фешина не только со стен, но и отбирая по фотографиям. Отец для нее был всем миром вокруг. Написала книгу воспоминаний «Картины прошлого» о революции в Казани. Для художников модерна необходима натура, но также необходимо ее преобразование ради выявления главного, а главное – это Красота. Большую часть своего времени Фешин проводил в школе, в Казани сохранились его ученические картины маслом, в частности, «Искушение» на евангельский сюжет9.

В 1923 году эмигрировал с семьёй в США, где прожил до самой смерти в 1955 году. Декоративные работы Н. И. Фешина по образному строю принадлежали модерну12. В1916 году Николай Фешин стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи. НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ФЕШИН — виртуозный художник и мастер рисунка, скульптор, великолепный резчик по дереву и замечательный педагог — все превосходные степени не будут преувеличением для этого художника.

Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Порке (1926), были крайне важным этапом. Заметное место в экспозиции заняли работы американского периода творчества Фешина. Известный театральный режиссер А. Д. Попов в 1911—1912 годах учился в Казани.

Только 1 августа 1923 года семья Фешиных оказалась в Нью-Йорке. Приняв участие в международной Мюнхенской выставке, Фешин за картину «Дама в лиловом» получил золотую медаль. И будет еще двадцать лет в Лос-Анжелесе, новые работы, поездки и увлечение Востоком. Больше к жанровой живописи Фешин не возвращался57. Была попытка написать вторую книгу, но не получилась, как и дальнейшая жизнь без Фешина.

В основе своей это была репинская система: Фешин никогда не теоретизировал, объяснял всё очень кратко, а если ученик не понимал, то брал уголь, карандаш или кисть и сам всё показывал. Неслучайно среди ранних работ мастера, неоднократно экспонировавшихся на выставках Товарищества передвижных выставок в Петербурге и Москве, на выставках за рубежом, в Германии и Франции именно портреты кисти Фешина всегда были в центре внимания зрителей и критики. Фешин говорил, что американцы «довольствуются внешними эффектами, а если я правлю работы, то они просят их подписывать». На мой вопрос: «Как же вы составили гаммы. » — «По аналогии с красками. » — ответил Николай Иванович».

После смерти Николая Ивановича Александра жила его картинами, они всегда были в цене. Общался с ним и П. Дульский, впоследствии написавший первое исследование о Фешине. Однако после переезда семьи Фешина в Москву вновь возникли сложности с оформлением отъезда. Фешин не мог не экспериментировать, поскольку всегда стремился не к оригинальности как таковой, не следовал капризной и изменчивой моде, а искал свой особый стиль, собственную систему координат. В них присутствует внутреннее озарение, открытость миру, чувство особого восторга. Вторая половина XIX – первая половина XX века»). Совершает в познавательных целях поездки во Флоренцию и Венецию, Берлин, Рим и Вену.

Творчество Фешина воспринимается неоднозначно. Немалое сходство заметно, например, даже при беглом сравнении портрета С. П. Одни о нем говорят и пишут – талант, а другие – салонный портретист, его виртуозность пустопорожняя, русских крестьян не знал и не любил и вот таким образом акцентировал «звероподобные лица мужиков, тупость женских физиономий и до безобразия расплывшиеся фигуры». Дружеские отношения между ними поддерживались до отъезда Н. И. Фешина за рубеж.

В 1911 году Фешин приступил к созданию большого полотна «Обливание». Все равно развелась с мужем. Среди безусловных шедевров, созданных в Нью-Йорке, – портрет Давида Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), «Мать и дочь» (собрание X. Уильямс, США). Несколько важных для раскрытия темы строк об организации Аmerican Relief Administration. В 2007 году в серии «Русские художники» санкт-петербургским издательством «Золотой век» был издан великолепный альбом «Николай Фешин» (автор-составитель Тулузакова Г. П. ), представляющий наряду с жизнеописанием 270 репродукций и 198 иллюстраций художника.

Заказные портреты в этот период редки и всегда их заказчиками были представители интеллигенции и артистической среды. Особенно он знаменит своими портретами, к которым относятся «Портрет Вари Адоратской» (1914), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916) и «Портрет отца» (1918). «Зарубежная Россия 1917-1945»). В 1909 году была написана конкурсная «Капустница» (Научно-исследовательский музей Академии художеств), давшая ему право пенсионерской поездки за границу.

С 1918 года Фешин вынужден был писать портреты политических деятелей (в рамках ленинского плана монументальной пропаганды49), которые не слишком удачны, поскольку его портретное искусство было зависимо от натурного импульса. Фешин говорил, что уехал не от бытовых тягот, а от необходимости в спешке, плохими красками писать партийные заказы. Из Индонезии художник поехал в Японию, побывав в Токио и Иокогаме.

Выставки на самых престижных площадках. Если определять одним словом суть его творчества, то это слово будет «маэстро». Квартира Фешиных располагалась в квартале, где жили и работали преуспевающие художники.

В этих письмах нет упреков или жалоб, а есть нежность и любовь. Вскоре за ней последовали выставки в галерее Восса и нью-йоркской Arden Gallery. Два последних года, проведённых в Академии, Фешин много читал и экспериментировал с грунтами и красками. За Мэйбл в Таос потянулись лучшие американские художники-авангардисты, философы, писатели. Активная педагогическая практика не обрывает творческой жизни. Работа сразу была куплена.

Русско-американский художник, талантливейший ученик Ильи Репина – Николай Фешин (1881-1955) в России стоит в одном ряду с выдающимися мастерами Серебряного века. Картины продавались, денег появилась куча. Расширяется тематика деревянной скульптуры («Иисус», «Пан», «Похищение Европы»), Фешин пытался также переводить в пластику живописные образы М. Врубеля. Черты зрелого стиля Фешина ясно проявились уже в произведениях 1908 года, в бытность его еще студентом Академии: «Дама в лиловом» (ГРМ), «Портрет Н. М. Там же, в Казани, окончил художественную школу.

Как художник Николай Иванович Фешин (1881 – 1955) сформировался в России и прежде всего он – русский мастер. «Люди, вдохновленные идеалами, взялись перестраивать страну, торопясь разрушить старое, не имея ни физических сил, ни необходимых знаний для изменений старого ради незнаемого нового. Она спонсировала первую выставку абстрактного искусства в США.

.