Николай Рерих Портрет
Портреты Николая Рериха» (автор-составитель В. Никишин), который готовится к публикации в издательстве СибРО. Портреты Николая Рериха кисти Святослава Рериха находятся в музейных собраниях разных стран мира, но, если поставить их все в один ряд, в них действительно предстанет удивительная летопись великих событий на пути мастера. Последние из больших живописных портретов Николая Константиновича Рериха исполнены Святославом Рерихом в период с 1942 по 1944 год.
Другие портреты Николая Константиновича Рериха
Рериховское движение почитателей «Живой Этики», сформировавшееся в СССР во время перестройки, оказало заметное влияние на развитие нью-эйджа в России185. Здесь же, в Куллу, пройдёт последний период жизни художника. Итогом творческой жизни Рериха стало богатейшее наследие183. В 1957 году часть имущества Н. К. Рериха была привезена в Москву его старшим сыном Юрием.
он был лектором специального курса «Художественная техника в применении к археологии», организатором и одним из руководителей учебных археологических раскопок, а также редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии». счастлив тот, кто на своём пути в жизни встретит мудрого старца, который направит на правильный путь. Японская цензура арестовала весь тираж отпечатанной в типографии книги Н. К. Рериха «Священный дозор». В Хотане у Рерихов появилось знаменитое письмо Махатм для передачи Советскому правительству и ларец с гималайской землёй на могилу «Махатмы Ленина». Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике.
- Памятники Николаю Константиновичу Рериху
- Николай Константинович Рерих, картины, биография, живопись
- Николай Рерих: картины, краткая биография
- Картины — Рерих, Николай Константинович
- Рерих Николай Константинович (1874 – 1947)
- Николай Рерих: жизнь и творчество художника
С 1906 года художник постоянно участвует в зарубежных выставках. В его искусстве сочетаются реализм и символизм, усиливается поиск мастера в области цвета. Здесь действуют постоянные экспозиции, посвященные жизни и творчеству семьи Рерихов.
Вечный поиск утонченности и красоты был для Рериха священным. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника А. И. Куинджи. Специально для этого документа Рерихом была разработана особая символика – Знамя Мира.
- Николай Рерих: картины и краткая биография великого русского художника
- Николай Константинович Рерих, картины и биография
- «Держава Рериха»: Художник и Личность мирового масштаба
- Николай Рерих (История одной картины)
- Научно-философское обществоМир через культуру
- Биография Рериха Николая Константиновича
- Николай Рерих — «Поездка по старине»
В этой картине, написанной на дереве, нет ничего лишнего, как в древнерусской иконе. По размеру и композиции это единственный монументальный образ подобного рода.
Особой привлекательностью обладает «Портрет Николая Рериха на фоне гор» (1937 / 1939). Именно с творчеством Рериха многие французские критики связывали свои представления о «новом русском национальном искусстве»52. Первая персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920года в Нью-Йорке. Меня всегда как-то привлекал портрет человека. Генри Уоллес на следующий день после подписания Пакта обратился с письмами к 15 адресатам, в том числе к вице-президенту Комитета по Нобелевским премиям мира Бернарду Хансену, а также к самому президенту доктору Фредерику Стэнгу, выразив официальное мнение, что «профессор Рерих мог бы стать наиболее предпочтительным кандидатом на Нобелевскую премию мира».
- Художник, археолог, редактор и ученый
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Святослав Рерих «Портрет Николая Рериха» 1928
- Период становления личности Николая Константиновича
Но зная основные, доминирующие мысли можно одним словом определить ее направление. Произведение не имеет точной датировки, но вполне возможно, что оно было создано в 1932 году и может рассматриваться как ранний вариант известного «Портрета Николая Рериха» 1936 года. Об этом говорится и в книгах Живой Этики, непосредственное участие в создании которых принимали Рерихи. Будучи молодым художником, Святослав Николаевич вскоре получает признание в США как «мастер восточной фрески» и становится настоящим маэстро в жанре портрета. Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой.
Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки и по окончании экспедиции 12 июля 1928 года в Нью-Йорке был основан Институт Гималайских исследований107, а затем в Западных Гималаях, в долине Куллу (англ. )русск. С 1935 года, после прекращения поддержки Рериха со стороны бизнесмена Луиса Хорша178 и политика Генри Уоллеса, движение в Америке пошло на спад, оставаясь активным в Европе, Прибалтике и среди русской эмиграции Маньчжурии. В ней явно видна особая мощь воина. Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. 137 В 1949 году на 4-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по международно-правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. 137 В 1954 году Пакт Рериха лёг в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта»137.
Одним из наиболее активных было Рериховское общество Латвии. Однако, все предпринятые усилия не увенчались успехом. Н. К. Рерих много работает в историческом жанре. Подверглись репрессиям также и члены маньчжурских групп.
Главную роль в становлении таланта Н. К. Рериха сыграл его учитель А. И. Куинджи. Леонид Андреев образно называет творимый художником мир— «Державой Рериха». 57 На общественном поприще Рерих совместно с Андреевым организует кампанию против большевиков, захвативших власть в России. Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце43 (1914), эскиз росписи «Святая Ольга» (1915).
Введены лекции по анатомии, древнерусскому искусству и зодчеству, занятия хора. С 1931 года при институте издавался ежегодник, в котором публиковались результаты научной деятельности его сотрудников. Этот период является одним из самых плодотворных в творчестве Рериха. Мы также ценим его как связующее звено между Советским Союзом и Индией Я думаю, что картины Николая Рериха, его рассказы об Индии передадут советским людям часть души их индийских друзей.
Он был в числе создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908 1913—1914) — уникального явления в культурной жизни России начала XX века, причём участвовал Н. Рерих выступал и как создатель декораций и как искусствовед. С 1932 года издательскую деятельность перенял Рихард Яковлевич Рудзитис179 (1898—1960), поэт и знаток культуры и традиций Востока, приглашённый в 1929 году для перевода трудов по философии180. Сотрудничает с Агваном Доржиевом и другими российскими буддистами50.
Чинтамани — так в индусской и буддистской мифологии именуется кристалл «Сокровище мира» исполняющий желания. Академик Н. И. Вавилов известный советский ботаник и генетик, обращался в институт «Урусвати» за научной информацией, а также получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции112. Славяне, посвященной образованию в IX веке древнерусского государства. В Англии Рерих успешно проводит персональные выставки под общим названием «Очарования России» — в Лондоне, а затем в Уортинге.
Куинджи. С 1936 года начались письма, запросы. В 1897 году П. М.
Один из выставочных залов посвящён Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха (1924—1928). Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Достаточные доказательства существования махатм отсутствуют. Картины приобретаются индийскими музеями и коллекционерами.
В том же 1938 году Рерих пишет письмо в Наркомат иностранных дел СССР: «Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины». Автор намеренно скрывает детали, он избегает изображения рук, нет прежней декоративности фона, только смиренная фигура, аскетичный лик и символы.
далее) превратилась, как это воспринималось из США, в сплошной скандал американская пресса обвиняла Рериха в «унижении правительства США». В двух портретах этого периода существенно меняются авторская техника и общий колорит. Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. У буддистов он называется «дордже» и символизирует всепобеждающую силу учения Будды. Уже в первых значительных работах таких, например как Гонец (1897), Рерих проявил себя достойным учеником своего учителя. Кроме того Рерих, работая темперой постоянно искал более чистые тона, более яркий цвет и с 1924 года перешел на новые краски, которыми пользовался до конца жизни. В 1937 году Рерих сначала через Парижский центр Рериха, а после и лично, обращается к советскому руководству о возможности присоединения СССР к Пакту Рериха— «полный мыслью о служении Родине»155, обсуждает через посла СССР во Франции Сурица пути возвращения на Родину.
Великий художник, великий ученый и писатель, археолог и исследователь, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Вивекананды, Упанишады, «Бхагават-Гита». Г. Г. Шклявер извещал, что Суриц предложил пожертвовать для музеев четыре картины. С особым почитанием творчество Рериха пользуется в Индии. и С. Н. Рерихов в Музее искусства народов Востока) с 1992 существует Международный центр Рерихов со своим собственным музеем. Первый, самый ранний из известных «Портрет Николая Рериха» исполнен углем на фанере в 1918 году, когда вся семья жила в Сердоболе (Финляндия). Продолжается сотрудничество с культурными центрами Америки и Европы.
А именно — наставником жизни»10. Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914 панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до настоящего времени в виде фрагментов.
Вполне возможно, что его графическая техника могла повлиять на творческий метод Святослава Рериха. Один из выставочных залов посвящён Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха (1924—1928). «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего».
Стремление выразить грандиозность замысла приводило к тому, что нередко художник, вместо единичного полотна на интересующую его тему, создавал целую серию картин. Рерих Николай Константинович (Roerich Nicholas), русский художник, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Ждали вестей». Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род), 1902 «Город строят», 1902 «Бой», 1906 история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев).
Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов), коллекция фотографий старины, вошедшая частью в «Историю русского искусства» Грабаря и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры. Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для представления своих «собеседников» и для их «слышания» семье Рерихов уже не нужна была помощь стола. С 1932 по 1947 год в разных городах Индии было проведено 18 крупных выставок картин Рериха (Бенарес (1932), Аллахабад (1933), Люкноу (1936), Тривандрам (1938), Хайдарабад (1939), Тривандрам (1939), Ахмадабад (1939), Майсур (1939), Лахор (1940), Бомбей (1940), Тривандрам (1941), Индор (1941), Барода (1941), Ахмадабад (1941), Мадрас (1941), Майсур (1942), Хайдарабад (1943—1944), Дели (1947). Работает музей Николая Рериха в Париже (в Пале Рояль, где выставлены не менее 19 картин).
Эмерсон, Г. Торо, Т. Паркер и другие) связывали свои духовные искания с природой. В этих работах проявляются самобытный талант художника и новаторский поиск в искусстве. Восстал род на род стала первой в серии Начало Руси. «Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град — врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др. Наше французское общество писало Верховному Совету о Пакте.
Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи. В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка. Картины Рериха приобрели музей Люксембурга, Римский национальный музей, Лувр и другие европейские музеи.
Светло-розовые облака наплывают со стороны собора. В 1900-х — начале 1910-х годов Рерих, наряду с некоторыми другими участниками «Мира искусства», был одним из самых известных русских художников во Франции. Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки и по окончании экспедиции 12 июля 1928 года в Нью-Йорке был основан Институт Гималайских исследований, а затем в Западных Гималаях, в долине Куллу Н. К. Рерих основывает Институт «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды».
Центр проводит многочисленные выставки индийских художников, занимается издательской и лекционной деятельностью. Хорш помогал Рериху и в других его начинаниях— финансировал экспедиции «Гуру» и организовываемые им предприятия, прежде всего концессии «Ур» и «Белуха». Мастер-Билдинг представлял собой 29-этажный небоскрёб в стиле ар-деко, на первых двух этажах которого размещались Музей Рериха (The Roerich Museum) и Институт объединённых искусств Мастера (The Master Institute of United Arts), а на верхних — апартмент-отель. После масштабного путешествия по городам России, Рерих продолжает путешествия-исследования по русским городам и уже в 1904 году посещает города вдоль Волги, Можайск, Саввино-Сторожевский монастырь, заканчивая своё путешествие в селе Талашкино под Смоленском (владение Марии Тенишевой), где совместно с Малютиным, Врублем, Бенуа, Коровиным, Репиным и т. д. на практике реализует проекты по возрождению древнерусских традиций в искусстве и народных русских промыслов. В одном из них возникает абсолютно неожиданный образ «схимника».
К 1911 году, дате строительства в Петербурге первого буддийского храма интерес Николая Рериха к Востоку сформировался настолько определенно, что он вошел в комитет содействия строительству и тесно общался с посланником далай-ламы XIII – Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым. Вместе с Договором Н. К. Рерих предлагает отличительный знак для идентификации объектов охраны— Знамя Мира133, представляющее собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в неё тремя красными кругами, символизирующими единство прошлого, настоящего и будущего в круге вечности, по другой версии— религия искусство и наука в круге культуры134. Рерихи посетили Алтай с научно-разведывательной и этнографической экспедицией, проводя подбор мест под предполагаемые концессии и изучая возможность «организации в районе горы Белухи культурно-промышленного центра». Входит в руководство Скандинавского Общества помощи Российскому воину, которое финансирует войска генерала Н. Н. Юденича, после вступает в эмигрантскую организацию «Русско-Британское 1917 г. Братство». Позже была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936г. )— без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община». 99 Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса»100. Рериха с кристаллом, Гуга Чоханом и другие). Именно он может строить светлое будущее своей страны». В Америке Рерихом также была написана серия картин «Санкта» (Святые) о жизни русских святых и подвижников.
Во время спиритических сеансов «столоверчения», которые не были самоцелью86, Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению им удалось сделать со второй половины 1921 года89. Покровский В. А. ) (1906) и Троицкого собора Почаевской лавры (1910) иконостас для церкви Казанской Божией Матери Успенского женского монастыря в Перми42 (1907) изображение св. Зачинателем этой издательской деятельности был рижанин Владимир Анатольевич Шибаев (1898—1975). В 1912 году Рерих совместно с А. К. Лядовым и С. М. Городецким выступает против переименования исторических мест России, а в 1915 году Н. К. Рерих делает доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России.
Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров. После Европы, в начале 1925 года, Рерих посещает Индонезию, Цейлон, Мадрас. Николай Рерих изображён стоящим, облачённым в чёрную накидку.
Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». Представлен шестью выставочными залами, библиотекой, видеозалом. В Японии Рерихов принимают на высшем правительственном уровне. Так картина Гонец. Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе.
В интервью и статьях художник не раз отмечал: «. В Америке Рерих предпринял несколько путешествий по Аризоне, Новой Мексике, Калифорнии, на остров Монхеган и создал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости». Художественное наследие Рериха огромно. С 1936 года начались письма, запросы. Первый музей Рериха был основан 17 ноября 1923 года и официально открыт для публики 24 марта 1924 года в Нью-Йорке (Риверсайд-драйв, 310) с помощью тесного круга соратников Рериха при финансовой поддержке бизнесмена Луиса Хорша.
У Рабиндраната Тагора есть такое определение: «Личность начинается там, где бесконечное становится конечным, не теряя своей бесконечности». В процессе подготовки экспедиции Рерихи совместно с американским бизнесменом Луисом Хоршем создали в Нью-Йорке две деловые корпорации — «Ур» и «Белуха», которые имели целью проводить широкое деловое предпринимательство на территории Советского Союза. Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы. На рубеже веков Рерих написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва другие собрания). Рерих не получил ответа на посланные обращения.
16 июня 1938 года Русский культурно-исторический музей в Праге открывает отдельный рериховский зал149, в котором представлены более 15 крупных работ художника. У него много ветвей, но корень один». Рериховское движение возникло в 1920-е годы в таких странах, как США (Нью-Йорк), Латвия (Рига), Франция (Париж)176, Болгария (София), Маньчжурии (Харбин), Эстонии177, Литве ит. д. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии.
Маньчжурская экспедиция Рериха 1934-35 годов (см. В Америку было направлено 2000 посылок семян.
Позже Рерих переименовал картину в «Явление срока», однако в Москве она фигурировала под своим первоначальным названием, о чём в дарственной Рерих собственной рукой написал: «Гора Ленина». Сотрудничает с Агваном Доржиевом и другими российскими буддистами. Рерих не получил ответа на посланные обращения. Я также не знал, что они спрашивали своих руководителей позволить мне вступить в кружок.
Продолжается сотрудничество с культурными центрами Америки и Европы.
Рериховские же идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954. Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце (1914), эскиз росписи «Святая Ольга» (1915). Эта картина может по праву считаться исключительным достижением в области портретной живописи ХХ века. Об этом свидетельствуют фронтальная композиция и цветовая гамма, а также важные детали — символ Знамени Мира и герб рода Рерихов6. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса.
В Академии Рерих стал посещать мастерскую А. И. От них веяло тайной. Георгия для домовой церкви Ю. С. Нечаева-Мальцова (1911), 4 эскиза для росписи часовни Св. При этом с 1907 года является сотрудником журнала «Старые годы», с 1910 по 1914 год выступает ведущим редактором многотомного издания «История русского искусства» под общей редакцией Грабаря, а в 1914 году — редактором и соавтором большого издания «Русская икона».
Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо. С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии. Директором Института становится Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед.
С 1932 года издательскую деятельность перенял Рихард Яковлевич Рудзитис (1898—1960), поэт и знаток культуры и традиций Востока, приглашённый в 1929 году для перевода трудов по философии. Так, благодаря множеству слышанных им во время экспедиции легенд и преданий, виденных им величественных изображений, Майтрейя – грядущий мессия – предстает на его картинах в различных образах: индийского Калки-Аватара (Калки Аватар, 1932-33), монгольского Ригден-Джапо (Приказ Ригден Джапо 1927), алтайского Белого Бурхана (Знамя грядущего, 1925-1926). Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин «Майтрейя», 1926, Художественный музей, Нижний Новгород и многие другие). Работа центра не прекращается даже в годы Второй мировой войны. Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др.
В описываемом парадном портрете Святослав Рерих развивает тему божественной власти художника — его превосходство над недостойными проявлениями человеческой сущности, победу над темнотой, торжество красоты — науки и искусства. Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для представления своих «собеседников» и для их «слышания» семье Рерихов уже не нужна была помощь стола88. Примерно с 1906 года отмечается новый период в творчестве Рериха. Если Культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыражении, то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всех её материальных, гражданских аспектах.
В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году, диплом «Правовое положение художников Древней Руси») и в Императорскую Академию художеств. Документ был ратифицирован 10 из 21 стран американского континента. И далее начинается основной этап экспедиции, который проходил через Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. С конца 1935 года Рерих постоянно живёт в Индии (Северные Гималаи, долина Куллу, Наггар).
Иконописную мастерскую возглавил известный иконописец из Мстёры Д. М. Тюлин. Он стремился, прежде всего, развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Работа центра не прекращается даже в годы Второй мировой войны. Он считал, что развитие подобного синтетического видения в человеке эволюционно неизбежно. С 1929 года все коммерческие начинания Рериха и Хорша шли неудачно.
Это общество существовало до присоединения Латвии к СССР в 1940 году. В августе 1935 года разразился кризис— Хорш окончательно вышел из повиновения Рериху. Это особенно хорошо видно на полотне «Сергиева пустынь». Его фигура выражает уверенность и стремление к действию. он был лектором специального курса «Художественная техника в применении к археологии»19, организатором и одним из руководителей учебных археологических раскопок, а также редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии».
В 1920-е и 1930-е годы начали создаваться общества Рериха, ставившие своей целью продвижение Пакта Рериха, одновременно распространявшие идеи Агни Йоги («Живой этики»). Потом было последовательное сообщение букв.
Духа в Талашкине (композиции «Царица Небесная», «Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами»). В монументальной живописи художник тесно сотрудничает с архитектором Щусевым. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Это общество существовало до присоединения Латвии к СССР в 1940 году. «Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град— врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др.
Однако из-за финансовых трудностей ему приходится задержаться в Лондоне. «Культура покоится на Красоте и Знании», — писал он. В последнем учреждении в 1898—1903гг. Рериха избирают членом Художественного общества Финляндии, награждают шведским королевским орденом «Полярной Звезды» II степени. «И задумался глубоко, что-то прозревая. Работают экспозиции, посвящённые Музею им.
По данным кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте РФ движение последователей Рерихов относится к новым религиозным движениям и является выразителем традиции нью-эйджа, восходящей к неомистике, теософии и антропософии. выставленное на весенней ученической выставке в Академии художеств в Петербурге. Идеи Руссо приобрели в XIX веке еще больший смысл.
Шри Читралайама (Тривандрум) под картины Н. К. Рериха был выделен отдельный флигель из двух залов. Именно в Риге были впервые изданы многие книги «Живой этики».
К 1910г. В Англии Рерих успешно проводит персональные выставки под общим названием «Очарования России»— в Лондоне, а затем в Уортинге. Посылали книги. И если сознание позволяет и достаточно чутко, то это воздействие очень сильно и длительно.
Первая Центральноазиатская экспедиция Н. К. Рериха проходила в несколько этапов. В комнате был полный свет и я ясно видел, что всякая возможность обмана была исключена.
Таинственный ларец покрыт тканью с вышитой монограммой «IHS»4. Г. Г. Ш извещал, что Суриц предложил пожертвовать для музеев четыре картины. С 1906 года Рерих дружит и имеет переписку с индологом В. В. Голубевым. Однако, все предпринятые усилия не увенчались успехом.
Например, картина «Святые Борис и Глеб» обладает особым очарованием и духом Древней Руси, но сочетание цветов и приёмы композиции не позволяют зрителю забыться и отправиться в далёкое прошлое. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. Увлечение Рериха Востоком не взялось из «ниоткуда», как иногда пишут.
Но очевидцы бывали поражены утонченной точностью в передаче цветовых сочетаний. Но заручившись положительным ответом, меня попросили войти и сесть за столик. В 1890-1891 годах наследник престола, будущий император Николай II, в сопровождении востоковеда князя Э. Э.
Источниками финансирования являлись пожертвования Хорша и облигационный заём. На картине чётко прорисован легко узнаваемый образ Ленина. В знаменитом портрете профессора Николая Рериха с Гуга Чоханом (1937) запечатлён великий художник с мировым именем, воспевший в многочисленных картинах Гималаи. В 1906 году он создаёт 12 эскизов для церкви Покрова Богородицы в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом (арх. С 1892 года Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки. Они точно бы живут в нем и редко когда ему приходится нечто изменять или отходить от первого начертания. Летом 1910г. Публикуются очерки о Японии и Индии («Девассари Абунту» 1905, «На Японской выставке» 1906, «Границы царства» 1910, «Лакшми-победительница» 1909, «Индийский путь» 1913, «Заповедь Гайатри» 1916), пишутся картины на индийские мотивы («Девассари Абунту» 1905, «Девассари Абунту с птицами» 1906, «Граница царства» 1916, «Мудрость Ману» 1916— для теософского центра в Петербурге).
Уже в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества. В одном из его писем к П. Ф. При школе организуется ряд мастерских (рукодельная и ткацкая (1908) иконописная (1909), керамики и живописи по фарфору (1910), чеканки (1913) и др. ). Неожиданный цвет открывается нам в другом «Портрете профессора Николая Рериха» (1937) из коллекции Латвийского Национального художественного музея в Риге. Свои философские проповеди художник собрал в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933).
В Японии Рерихов принимают на высшем правительственном уровне. Во время экспедиции Рерих и его сын Юрий не только формально сотрудничали с эмигрантскими организациями, такими как Военно-Монархический Союз, Военно-Казачий Союз, Легитимисты, но и предпринимали конкретные шаги, например, оказывали финансовую помощь Сибирскому Казачьему войску и купили газету «Русское Слово» для Российского Общевоинского Союза. Особенно остро Рерих чувствовал «прямую противоположность» природы и современного города: «Город, выросший из природы, угрожает теперь природе, город, созданный человеком, властвует над человеком», – писал он. При Рерихе увеличилось число женских классов, был создан женский этюдный класс. Научные материалы он посылал в Мичиганский университет, Нью-Йоркский ботанический сад, Пенджабский университет, Парижский музей естественной истории, Гарвардский университет, Ботанический сад Академии наук СССР. Герой готов мужественно преодолеть все препятствия на своём пути.
Необычен стиль Рериха и то, как он изображал древнерусские сюжеты, не отрываясь при этом от современности. В 1897 выполнил эскизный рисунок раскопа знаменитого майкопского кургана «Ошад». Художник смело вводит новую гамму — иссиня-чёрное с бордово-коричневым. В 1932 году отдельный зал 12 картин Н. К. Рериха был организован в музее «Бхарат Бхала Бхаван» (Варанаси)151. Пейзаж кажется объёмным и реальным, но при этом недосягаемым, как и сама Шамбала. Картины Николая Рериха хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Музее искусства народов Востока и частных коллекциях по всему миру. Знание местных сказаний, постоянное исследование древних манускриптов, практическое изучение живописной традиции Востока и Запада — всё это вносит уникальное, особое содержание в творчество Святослава Рериха и помогает рождению выдающихся произведений искусства.
Директором Института становится Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед. С 1898 года начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом. В 1914 году издается первый том собраний сочинений Рериха54.
Его образ в портрете кисти С. Н. Он никогда не спешил и все же его продуктивность была изумительной. Исполненная не без влияния художественной манеры Куинджи, эта работа по своему замыслу превосходит задачи мастерской изобразительности.
А в 1922 году, опять же его стараниями, возник Международный культурный центр «Венец мира», где могли трудиться деятели науки и искусства из разных стран. Также здесь представлены книги из личной библиотеки семьи Рерихов, ряд подлинных документов и прижизненных изданий Н. К., Е. И. и Ю. Н. Рерихов. «Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии» (1933) поистине является настоящим шедевром Святослава Рериха и, вероятно, самым известным изображением мастера. Проект данного Положения станет прообразом будущего международного Пакта о защите культурных ценностей.
С 1929 года все коммерческие начинания Рериха и Хорша шли неудачно. Святослав Рерих изображал отца в разных ипостасях. далее) превратилась, как это воспринималось из США, в сплошной скандал американская пресса обвиняла Рериха в «унижении правительства США». В лице моего отца я встретил этого мудрого старца. Рерих совместно с Н. Е. Макаренко провел первые археологические раскопки в Новгороде26. В 1897 выполнил эскизный рисунок раскопа знаменитого20 майкопского кургана «Ошад»2122. Представлен шестью выставочными залами, библиотекой, видеозалом.
Особым почитанием творчество Рериха пользуется в Индии. Работает музей Николая Рериха в Париже (в Пале Рояль, где выставлены не менее 19 картин). Прошлое и настоящее измеряется будущим: «когда зовём изучать прошлое, будем это делать лишь ради будущего». Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе. Для начала он написал серию из семидесяти пяти картин изображающих древние строения. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист.
Кроме собираемой Рерихом коллекции картин «малых голландцев»47, появляется коллекция японского искусства. Шри Читралайама (Тривандрум) под картины Н. К. Рериха был выделен отдельный флигель из двух залов. В период с 1928 по 1933 год Святослав Рерих создаёт ряд репрезентативных портретов, наполненных сакральной символикой.
Первый маршрут включал Хинганский хребет и Баргинское плато (1934), второй — пустыни Гоби, Ордос и Алашань (1935). Одним из наиболее активных было Рериховское общество Латвии. Художник стоит рядом с камнем, на котором изображён конь, несущий три сферы в пламени. Мастер-Билдинг представлял собой 29-этажный небоскрёб в стиле ар-деко, на первых двух этажах которого размещались Музей Рериха (The Roerich Museum) и Институт объединённых искусств Мастера (The Master Institute of United Arts), а на верхних— апартмент-отель.
Столик нервно вздрагивал и подскакивал и когда его спросили, кто это (был условный стук: раз— да два раза— нет три раза— усиленное да), не Учителя ли, — то столик подскочил и ударил раз. Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. Беликову читаем: «. Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры. Да и сам он своей внешностью и натурой, казалось, в какой-то степени проникся душой великих гор.
В Сиккиме Рерихи определяют будущий маршрут экспедиции и в сентябре 1924 года Рерих с младшим сыном совершает поездку в Америку и Европу для оформления необходимых разрешений и документов (официально экспедиция была заявлена как американская). В 1925 году, в то время как Рерих находился в Азии, Хорш начал реализацию самого масштабного проекта Рериха в США— строительство Мастер-Билдинга (The Master Building, название может быть переведено как Дом Учителя или Дом Мастера). В 1936 году в Риге выходят в свет книги «Врата в Будущее» и «Нерушимое», а в 1939 году— одна из самых крупных монографий о творчестве Рериха с очерками Всеволода Иванова и Эриха Голлербаха. В Раджастане было широко распространено его скульптурное изображение.
По своему характеру тибетская экспедиция являлась не просто художественно-археологической, но, по заявлению её руководителя, Рериха имела статус дипломатического посольства от имени «Союза Западных буддистов». Рерихи переезжают в Америку. Экспедиция стартовала 28 апреля 1934 года из Сиэтла в Иокагаму (Япония), откуда 24 мая 1935 Рерих с старшим сыном отбыли в Киото.
В 1937 году Рерих сначала через Парижский центр Рериха, а после и лично, обращается к советскому руководству о возможности присоединения СССР к Пакту Рериха — «полный мыслью о служении Родине», обсуждает через посла СССР во Франции Сурица пути возвращения на Родину. Маньчжурская экспедиция Рериха 1934-35 годов (см. В 1957 году часть имущества Н. К. Рериха была привезена в Москву его старшим сыном Юрием. Успешно работает музей Николая Рериха в Брюгге при созданном фонде «Рерих Фаундейшен», где экспонируются 18 картин Рериха.
Разуверившись в Рерихе, Уоллес даже попытался переименовать Пакт Рериха. В 1904 году совместно с князем Путятиным Рерих обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос). В 1910—1914 годах им была оформлена церковь св.
С 1932 года в индийском Аллахабаде работает Рериховский центр искусства и культуры. За короткий промежуток времени издательство Латвийского общества выпустило в свет около 50 книг, периодическое издание и др.
В 1936 году в Риге выходят в свет книги «Врата в Будущее» и «Нерушимое», а в 1939 году — одна из самых крупных монографий о творчестве Рериха с очерками Всеволода Иванова и Эриха Голлербаха. Одновременно в Японии был организован «Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира» под руководством Г. И. Черткова. Король Леопольд жалует музею титул «в память короля Альберта». В Америке снова проявился неутомимый общественный темперамент Рериха: он организовал Институт объединенных искусств в Чикаго, объединение художников с характерным названием – «Пылающее сердце». Духовным итогом путешествий явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов.
Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. Первая персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920 года в Нью-Йорке. На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем ориентальным. Именно с творчеством Рериха многие французские критики связывали свои представления о «новом русском национальном искусстве». Возможно, делал эскиз к одному из своих многочисленных горных пейзажей. В верхней правой части картины — знак триединства, под ним надпись на монгольском языке «Знамя Мира».
Мы глубоко уважаем Николая Рериха за его мудрость и творческий гений. Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой. Дипломная картина «Гонец» получила достойную оценку среди ценителей искусства, а позже ее выкупил известным собиратель и хранитель картин Третьяков П. М. «Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии» – одно из самых значимых произведений С. Н. Рериха.
Рериховское движение возникло в 1920-е годы в таких странах, как США (Нью-Йорк), Латвия (Рига), Франция (Париж), Болгария (София), Маньчжурии (Харбин), Эстонии, Литве и т. д. В 1920-е и 1930-е годы начали создаваться общества Рериха, ставившие своей целью продвижение Пакта Рериха, одновременно распространявшие идеи Агни Йоги («Живой этики»). Именно в Риге были впервые изданы многие книги «Живой этики». Несмотря на то что он был известен в мире прежде всего как выдающийся художник, существует только один «Портрет профессора Рериха, сидящего за столом и делающего набросок» (1938). Путь к духовному обновлению жизни многие мыслители видели в возвращении к природе.
Братство». Выставки имели исключительный успех. Картины приобретаются индийскими музеями и коллекционерами. Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи. Мы видим Николая Константиновича погружённым в размышления о судьбах человечества. В 1932 году отдельный зал 12 картин Н. К. Рериха был организован в музее «Бхарат Бхала Бхаван» (Варанаси).
Находясь во время экспедиции в Москве, Николай Рерих хотел добиться регистрации, в соответствии с советскими законами, корпорации «Белуха» для разработки месторождений. Однако конфликт между Рерихами и Хоршем, начавшийся в 1935 году, привёл к закрытию музея. Своим окружением в экспедиции Рерих рассматривался в качестве «Западного Далай-ламы».
После публикации скандальной статьи в газете «Чикаго Трибьюн» в июне 1935 года, где сообщалось о военных приготовлениях экспедиции у границ Монголии, министр Уоллес прервал отношения с Рерихами, поскольку они могли испортить ему репутацию в глазах избирателей. Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов» создано 12 марта 2007 года. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон.
Рерихи преодолевают свыше трех тысяч километров, посещая Бомбей, Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту и Дарджилинг (Сикким). Хочется тишины, чтобы ни единый звук, ни шорох не нарушил этой глубокой человеческой мысли», — писал Леонид Андреев в статье «Держава Рериха»3. Рериховское движение почитателей «Живой Этики», сформировавшееся в СССР во время перестройки, оказало заметное влияние на развитие нью-эйджа в России. В последнем учреждении в 1898—1903 гг.
По прибытии в Монголию она переросла в самостоятельное Тибетское путешествие известное теперь как Миссия Западных буддистов в Лхасу (1927—1928 гг. ). Здесь же, в Куллу, пройдёт последний период жизни художника. Он был в числе создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908 1913—1914)— уникального явления в культурной жизни России начала XX века, причём участвовал Н. Рерих выступал и как создатель декораций и как искусствовед.
Работают экспозиции, посвящённые Музею им. Для этого 24 октября 1935 года он разослал серию писем официальным лицам и послам латиноамериканских государств и практически всех европейских держав, сообщая о «тех, кто фанатично продолжает свою политику, возвышая имя, а не идеал» (всего в 57 стран). С 1906 года Рерих дружит и имеет переписку48 с индологом В. В. Голубевым. И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир».
С 1906 года художник постоянно участвует в зарубежных выставках. Примерно с 1906 года отмечается новый период в творчестве Рериха. Несколько картин Рериха затем были приобретены Советом галереи. Родился Н. К. Рерих в Петербурге. Многие замечали, что светятся краски на картинах его. экспонатов из России, Германии, Италии и Франции (в н. в. экспонируется в Эрмитаже).
В Сиккиме Рерихи определяют будущий маршрут экспедиции и в сентябре 1924 года Рерих с младшим сыном совершает поездку в Америку и Европу для оформления необходимых разрешений и документов (официально экспедиция была заявлена как американская). В России Лев Толстой звал к «опрощению» в Индии Махатма Ганди сделал домашнюю прялку символом спасения во Франции художник Поль Гоген в поисках «первобытного рая» бежал из Европы на остров Таити в Англии философ Джон Рёскин идейный вдохновитель художников-прерафаэлитов, требовал, чтобы при сооружении железных дорог сообразовывались с окружающим пейзажем американские кантианцы-трансценденталисты (Р. У. Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов» создано 12 марта 2007 года. В 1931 году Николай Рерих написал ряд картин, посвящённых Гуга Чохану. Посылали книги.
Они предстают в роли небесного покровителя храма, созданного людьми. В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще. С 1898 года начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом.
В 1910—1914 годах им была оформлена церковь св. Рерих изображён сидящим за столом, позади него висит тибетская танка с изображением Тары.
Кроме собираемой Рерихом коллекции картин «малых голландцев», появляется коллекция японского искусства. С 1894 по 1902 годы Рерих много путешествует по историческим местам России34, а в 1903—1904 годах Н. К. Рерих уже вместе с женой совершает большое путешествие по России, посетив более 40 городов известных своими древними памятниками старины. 16 июня 1938 года Русский культурно-исторический музей в Праге открывает отдельный рериховский зал, в котором представлены более 15 крупных работ художника. Третьяков приобрел полотно Гонец. В 1913—1914 годах Рерих создает два монументальных панно — «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для оформления Казанского вокзала в Москве (не сохранились).
С 1932 года в индийском Аллахабаде работает Рериховский центр искусства и культуры. С 1931 года при институте издавался ежегодник, в котором публиковались результаты научной деятельности его сотрудников. В 2016 году музеем был создан отдельный филиал – Музей Рерихов. Я. Рудзитис). Этот образ наполнен важным символическим смыслом.
Она выполнена в синих тонах и удивляет красотой перехода от тёмных оттенков к светлым. В раннем периоде творчества создаёт полотна: «Утро богатырства Киевского» (1895), «Вечер богатырства Киевского» (1896), «Сходятся старцы» (1898), «Идолы» (1901), «Строят ладьи» (1903) и др. Индийские метафизические доктрины их взгляд на космические и исторические циклы захватили Рериха, как захватили многих. Среди многоплановой деятельности бывает трудно найти наиболее яркую ее грань.
С 1905г. «Профессор Николай Рерих» в названии многих портретов — дань уважения за высокие заслуги в области мировой культуры ибо сын почитал его не только как отца, но и как всемирно известного учёного. Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля («Пер Гюнт» Г. Ибсена в московском Художественном театре, 1912 «Весна священная» И. Ф. Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С. П. Дягилева в Париже, 1913 «Князь Игорь» А. П. Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914). Именно так впоследствии и писал картины Рерих, называя их сочинениями. Рерих, помимо русской философии изучает философию Востока, труды выдающихся мыслителей Индии— Рамакришны и Вивекананды, творчество Тагора, теософскую литературу. «Уже в первых картинах вырисовывается своеобразный стиль Рериха: его всеохватывающий подход к композиции, ясность линий и лаконизм, чистота цвета и музыкальность, великая простота выражения и правдивость» (Р. Умер Рерих в Кулу 13 декабря 1947. Портреты 1923 и 1924 годов нарисованы в Нью-Йорке.
В 1904 году совместно с князем Путятиным Рерих обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос)23. Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться абсолютно темными. В монументальной живописи художник тесно сотрудничает с архитектором Щусевым44. В 1940 году в галерее им. В 2016 году музеем был создан отдельный филиал – Музей Рерихов.
Георгия для домовой церкви Ю. С. Нечаева-Мальцова (1911), 4 эскиза для росписи часовни Св. Источниками финансирования являлись пожертвования Хорша и облигационный заём. Рерих в течение 17 месяцев написал 222 очерка для «Листов дневника», которые отражают экспедиционную работу, затрагивают научные и философские темы. Рерихи переезжают в Америку. Семья Рерихов долгое время жила в «Долине богов» изучала местную культуру, относилась с глубоким уважением к народным традициям. Картина Мост славы (1923) изображает Сергия Радонежского, который в глубокой задумчивости идет на фоне синего моста, образованного северным сиянием, соединяющим небо и землю.
Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков («Листы дневника», 1934–1935 «Моя жизнь», 1936–1947). С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. В картинах преобладает чёрный цвет. Зачинателем этой издательской деятельности был рижанин Владимир Анатольевич Шибаев (1898—1975). Позже была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936 г. ) — без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община».
Святославу Рериху тогда исполнилось всего 14 лет. В августе 1935 года разразился кризис — Хорш окончательно вышел из повиновения Рериху. И далее начинается основной этап экспедиции, который проходил через Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Проявляясь в течение всей жизни, мышление обуславливает всю деятельность человека. Рерихи преодолевают свыше трех тысяч километров, посещая Бомбей, Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту и Дарджилинг (Сикким). Именно он может строить светлое будущее своей страны».
Однако из-за финансовых трудностей ему приходится задержаться в Лондоне. В 1954 году Пакт Рериха лёг в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта». Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов), коллекция фотографий старины, вошедшая частью в «Историю русского искусства» Грабаря и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры35. Первый музей Рериха был основан 17 ноября 1923 года и официально открыт для публики 24 марта 1924 года188 в Нью-Йорке (Риверсайд-драйв, 310) с помощью тесного круга соратников Рериха при финансовой поддержке бизнесмена Луиса Хорша183.
Оба портрета схожи фронтальной композицией и наличием символики. Постоянной резиденцией Рериха становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929. В Америке Рерихом также была написана серия картин «Санкта» (Святые) о жизни русских святых и подвижников. Публикуются очерки о Японии и Индии («Девассари Абунту» 1905, «На Японской выставке» 1906, «Границы царства» 1910, «Лакшми-победительница» 1909, «Индийский путь» 1913, «Заповедь Гайатри» 1916), пишутся картины на индийские мотивы («Девассари Абунту» 1905, «Девассари Абунту с птицами» 1906, «Граница царства» 1916, «Мудрость Ману» 1916 — для теософского центра в Петербурге). Внешняя форма картины, видимая земным глазом, наполнена внутренним невидимым содержанием, Светом сгущенным, который неотделим от картины и который мощно воздействует на того, кто на нее смотрит. Писали в Комитет по делам искусства.
Обращаясь к этому портрету, следует сказать несколько слов о древнем изваянии Гуга Чохана, которое находилось в имении Рерихов в Наггаре (Индия). Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рерих (1902–1960) и художник Святослав Рёрих (1904–1993). Николай даже написал несколько картин на эту тему, одна их которых – «Весть Шамбалы».
Академик Н. И. Вавилов известный советский ботаник и генетик, обращался в институт «Урусвати» за научной информацией, а также получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции. Его отец – коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать – псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. В этом нам видится преимущество поэмы перед небольшим стихотворением. В том же 1938 году Рерих пишет письмо в Наркомат иностранных дел СССР: «Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины».
Он создаёт композицию портрета и тотчас фиксирует её на фотоплёнку. Вся эта экспедиция была одним непрерывным открытием.
Роль женщины – защитницы культуры, хранительницы духовных сокровищ – воплощена Рерихом также в картине Мадонна Орифламма (1932). Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса». Для строительства здания в 1923 году была учреждена общественная организация — Музей Рериха, управлявшаяся Президентом Л. Хоршем и Советом поверенных (The Board of Trustees), Н. К. Рерих был избран Почётным президентом.
Однако Нобелевскую премию Рерих снова не получил, а 23 июня в Америке разразился скандал, спровоцированный статьёй пекинского журналиста Джона Пауэлла в газете «Чикаго Трибьюн» и касавшийся Маньчжурской экспедиции Рериха. Писали в Комитет по делам искусства. В 1925 году, в то время как Рерих находился в Азии, Хорш начал реализацию самого масштабного проекта Рериха в США — строительство Мастер-Билдинга (The Master Building, название может быть переведено как Дом Учителя или Дом Мастера). Подписание Пакта Рериха получило большой резонанс и в Америке и в Европе. У Рериха была своя идея-фикс: пережив сначала Первую мировую войну, а потом русскую революции и возмущаясь тем, как разумные существа могут вести себя как «потерявшие человеческий облик безумцы», Рерих пришел к своей формуле спасения человечества (впрочем, уже до него высказанной его соотечественником) – «красота спасет мир», а инструментом этой красоты должно стать искусство. В 1914 году издается первый том собраний сочинений Рериха.
Рериха избирают членом Художественного общества Финляндии, награждают шведским королевским орденом «Полярной Звезды» II степени. По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано), одухотворения коммунизма буддийским учением69, а также давались указания о недопустимости насильственной общины. С конца 1935 года Рерих постоянно живёт в Индии (Северные Гималаи, долина Куллу, Наггар). В состязании начинающих художников Святослав Рерих явно преуспел. Король Леопольд жалует музею титул «в память короля Альберта».
Искусство, не только способствует взаимопониманию народов мира, но и является действенной связью с миром Высшим, миром духа. Художник обращается к традиции голландской живописи XVII века. В его искусстве сочетаются реализм и символизм, усиливается поиск мастера в области цвета. До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал.
Наше французское общество писало Верховному Совету о Пакте. В 1940 году в галерее им. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист46.
Хорш помогал Рериху и в других его начинаниях — финансировал экспедиции «Гуру» и организовываемые им предприятия, прежде всего концессии «Ур» и «Белуха». Достаточные доказательства существования махатм отсутствуют. 9495. Рериховские общества существуют в таких странах бывшего СССР, как Белоруссия, Украина, Казахстан, Грузия, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония134. После Европы, в начале 1925 года, Рерих посещает Индонезию, Цейлон, Мадрас.
Уже после первой экспедиции Рерихи поселились в индийской долине Кулу. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Для строительства здания в 1923 году была учреждена общественная организация— Музей Рериха, управлявшаяся Президентом Л. Хоршем и Советом поверенных (The Board of Trustees), Н. К. Рерих был избран Почётным президентом.
Широко известен написанный в Дарджилинге в 1928 году портрет Николая Рериха, держащего в руках ларец. Этот период является одним из самых плодотворных в творчестве Рериха. Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме «Милосердие» (1918), Рерих, оказавшись за финской границей, с 1918 года жил за рубежом. Рерих присутствует на многочисленных культурных мероприятиях, читает лекции, встречается с членами правительства. С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии111.
Одновременно в Японии был организован «Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира» под руководством Г. И. Черткова. Государственный департамент США счёл пакт «бесполезным, слабым и неисполнимым». В портретах Николая Рериха, созданных Святославом Рерихом с 1932 по 1936 год, предстаёт образ создателя «Пакта Мира» и провидца грядущего. Экспедиция продолжалась до 1928 года. Не примитивными представлениями о язычестве веет от его работ Дочь викинга (1910), Человечьи праотцы (1911), Три радости (1916) или эскизов к декорациям оперы Снегурочка (1908) и балета Весна священная (1910-1913). Неизвестно, над чем именно работал Николай Рерих в тот момент.
Он был для меня не только отцом и учителем, он был кем-то гораздо большим. экспонатов из России, Германии, Италии и Франции (в н. в. экспонируется в Эрмитаже25). В Москве же (помимо специального отдела искусства Н. Н. Во время спиритических сеансов «столоверчения», которые не были самоцелью, Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению им удалось сделать со второй половины 1921 года.
19 февраля 1934 года специальный зал Рериха был открыт в Аллахабадском муниципальном музее, собрание которого пополняется вплоть до 1937 года и составляет 19 картин художника. Как и другие картины, он выполнен в Индии, в имении близ Наггара, где жили Рерихи. Портреты 1933 года поистине можно назвать выдающимися.
Успешно работает музей Николая Рериха в Брюгге при созданном фонде «Рерих Фаундейшен», где экспонируются 18 картин Рериха. Подобно знамени Красного Креста Знамя Мира, по замыслу Николая Константиновича, должно было отмечать места (как в военные, так и в мирные времена), находящиеся под защитой Пакта Мира. «Культура покоится на Красоте и Знании», — писал он. 130 И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир». Его портрет более удался, выявив художественные способности Святослава уже в раннем возрасте. Братья будто соревновались, кто лучше выполнит портрет.
Художник Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье. Результаты изысканий один из участников экспедиции, ботаник Й. Л. Кенг, опубликовал в «Журнале Вашингтонской Академии наук». В научных и периодических изданиях Азии, Европы и Америки выходили статьи по специальным вопросам, разрабатывающимся в «Урусвати».
Этот портрет отразил новый этап в жизни Николая Рериха, в нём декларируются духовные ценности и идеалы, символически выражен тот «высокий путь», по которому ему суждено пройти. Но важнейший вклад в дело создания галереи портретов Николая Рериха принадлежит его сыну — Святославу Рериху. К 1910 г. в коллекции насчитывалось более 30 тыс. Н. К. Рерих основывает Институт «Урусвати»108, что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». В 1928 году131 Н. К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха)132.
Неслучайность изображенного фрагмента плиты подтверждает другой портрет – портрет Н. К. Рериха с раскрытой книгой, экспонируемый в Международном Центре Рерихов и датируемый 1934 годом. Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. В научных и периодических изданиях Азии, Европы и Америки выходили статьи по специальным вопросам, разрабатывающимся в «Урусвати»113. В 1912 году Рерих совместно с А. К. Лядовым и С. М. Городецким выступает против переименования исторических мест России56, а в 1915 году Н. К. Рерих делает доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России. Покровский В. А. ) (1906) и Троицкого собора Почаевской лавры (1910) иконостас для церкви Казанской Божией Матери Успенского женского монастыря в Перми (1907) изображение св. Также в Хотане 5 октября 1925 года художник задумал картину «Гора Ленина», которая хранится сейчас в Нижегородском государственном художественном музее.
В Америке Рерих предпринял несколько путешествий по Аризоне, Новой Мексике, Калифорнии, на остров Монхеган и создал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости». Картина Держательница Мира (Камень несущая) посвящена Елене Ивановне Рерих, ее особой миссии приготовления человечества к новым космическим условиям через расширение сознания и самоусовершенствование. В 1900-х— начале 1910-х годов Рерих, наряду с некоторыми другими участниками «Мира искусства», был одним из самых известных русских художников во Франции. Леонид Андреев образно называет творимый художником мир — «Державой Рериха». Фигура Николая Константиновича Рериха (1874 – 1947) — самобытного художника и мыслителя-гуманиста — привлекала внимание широкой общественности уже с начала ХХ века.
Например, многие считают, что художник с семьёй отправился в центрально-азиатскую экспедицию с целью отыскать Шамбалу – мифическую страну в районе Тибета. Средоточием образов в картинах Рериха нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея, Москва «Три радости», 1916, Русский музей, Санкт-Петербург). Основой для рисунка послужили кроки Н. И. Веселовского. Во всех его движениях была уравновешенная гармония. Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках испытывая постоянное тяготение к природе, художник стремился дать художественную концепцию «несравненно самобытной былой природы», русского исторического прошлого. Это мифический образ древнего индийского князя из долины Кулу. Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской.
По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано), одухотворения коммунизма буддийским учением, а также давались указания о недопустимости насильственной общины. Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. Он составил первое международное соглашение о защите культурных ценностей и создал философское учение «Живая этика», возродил старинные русские ремесла и оформил театральные представления на Русских сезонах Сергея Дягилева. Экспедиция стартовала 28 апреля 1934 года из Сиэтла в Иокагаму (Япония), откуда 24 мая 1935 Рерих с старшим сыном отбыли в Киото. Они могут быть истолкованы в различных аспектах.
Выставки имели исключительный успех. Так было собрано несколько фраз. Итогом творческой жизни Рериха стало богатейшее наследие.
30 мая 1934 Рерих с сыном прибыли в Харбин, откуда стартовала научная часть экспедиции, состоящая из двух маршрутов. В 1928 году Н. К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха). Рерих всегда был рыцарем Красоты и много делал для ее сохранения и приумножения. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Второй находится в Риге, в Латвийском Национальном художественном музее.
Подверглись репрессиям также и члены маньчжурских групп. Произошли существенные изменения и в учебных программах. Рериха объединён с образом Николая Константиновича.
Ждали вестей»154. Основой для рисунка послужили кроки Н. И. Веселовского21. Здесь действуют постоянные экспозиции, посвященные жизни и творчеству семьи Рерихов. В 1913—1914 годах Рерих создает два монументальных панно— «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для оформления Казанского вокзала в Москве (не сохранились). Следует при этом напомнить, что художник написал её в возрасте 29 лет. Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации.
С 1932 по 1947 год в разных городах Индии было проведено 18 крупных выставок картин Рериха (Бенарес (1932), Аллахабад (1933), Люкноу (1936), Тривандрам (1938), Хайдарабад (1939), Тривандрам (1939), Ахмадабад (1939), Майсур (1939), Лахор (1940), Бомбей (1940), Тривандрам (1941), Индор (1941), Барода (1941), Ахмадабад (1941), Мадрас (1941), Майсур (1942), Хайдарабад (1943—1944), Дели (1947). Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. Духа в Талашкине (композиции «Царица Небесная», «Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами»). Экспедиция продолжалась до 1928 года. Это окружность, в которую вписаны три красных круга меньшего диаметра.
В 1900–1901 годах Рерих учился в студии Кормона в Париже.