Ночь На Днепре Автор Картины
Картина Архипа Куинджи Лунная ночь на Днепре: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
«Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила и трагическая судьба картины Архипа Куинджи
Обсуждая эффект, производимый картиной «Лунная ночь на Днепре» на зрителей искусствовед Владислав Зименко называл его «совсем сверхъестественным»79. Несмотря на свою молодость (ему в то время шёл 22-й год), Константин Константинович к тому моменту уже успел поучаствовать в русско-турецкой войне, получить чин лейтенанта флота и звание флигель-адъютанта, а также орден Святого Георгия 4-й степени3031. Чтобы избежать давки, людей в зал запускали группами. В октябре — ноябре того же года13 «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в здании Общества поощрения художников, расположенном на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, причём это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Слава о «Лунной ночи на Днепре» разошлась по Москве ещё до окончания работы над картиной. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию.
Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света и люди, по словам И. Е. Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками. По мнению Мальцевой, среди всех полотен Куинджи подобного творческого направления именно этот пейзаж «заслуженно принёс Куинджи полное торжество» — никогда ещё не достигал он «такой поэтической цельности в изображении пейзажа, такой согласованности в соподчинённости всех его элементов»22. Куинджи умел побеждать.
Картина «Лунная ночь на Днепре», Куинджи, 1880
Совет Академии удостоил Куинджи звания свободного художника. По свидетельству художника Игоря Грабаря, впоследствии в собрании Боткина в самом деле была картина Куинджи «Ночь на Днепре»36. Многие даже заглядывали за картину в надежде найти лампу и уличить художника в шарлатанстве.
Он разместил полотно на своей яхте и отправился в мореплавание. И. С. За 30 лет «молчания» не было и дня, чтобы художник не взял в руки кисть или карандаш. Вы, вероятно, уже слышали.
По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, «сам по себе это был беспрецедентный факт ибо вообще персональные выставки практиковались в то время редко, не говоря уж о выставке одной картины»37. Критик и публицист Михаил Неведомский, автор изданной в 1913 году биографии художника, писал, что после московской выставки 1882 года картина «Ночь на Днепре» также экспонировалась в Петербурге, а также отмечал, что «позднее, получив два заказа на повторения (по 5 тысяч рублей за каждое), Куинджи долго работал над ними, но так и не отдал их заказчикам: оба повторения остались в его мастерской и, вместе с остальными последними его произведениями, завещаны им в собственность Общества его имени». художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. По его мнению именно с этим была связана возникавшая у зрителей иллюзия, что это не настоящая картина, созданная маслом на холсте, а «писано на стекле и освещено сзади»76. Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном А. И. Он писал, что «Ночь на Днепре» — это не просто движение живописи вперёд, а огромный скачок.
История одного шедевра: «Лунная ночь на Днепре» Куинджи
Он писал, что в этом произведении Куинджи сопоставил «великие стихии природы: землю и небо, свет и тень в таком едином созвучии, которого он ещё не находил раньше». Архип Иванович КУИНДЖИ родился 27 января 1842 года в семье бедного сапожника. А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Портал Стихи. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Полноформатное повторение-вариант картины, под названием «Ночь на Днепре», хранится в Государственной Третьяковской галерее (холст, масло, 104 143см, 1882 инв.
Но, несмотря на это, картина по-прежнему завораживает зрителя. Обрушившаяся на Куинджи слава после «Лунной ночи на Днепре» едва ли не «раздавила» художника. Люди часами стояли в очереди, чтобы увидеть произведение Куинджи.
Полотно «Лунная ночь на Днепре» экспонировалось в полутёмном зале, окна которого были задрапированы14. Картина Куинджи заинтересовала Менделеева ещё тогда, когда он в первый раз увидел её в мастерской художника, но написать о ней он собрался только после того, как его «с разных сторон» попросили об этом73. С 1917 года оно находилось в Доме с атлантами на Солянке, в собрании А. Н. Ляпунова и Е. В. Ляпуновой, родителей известного математика А. А. Ляпунова5960 (согласно сохранившимся документам, А. Н. Ляпунов приобрёл пейзаж у Общества имени Куинджи 20 ноября 1917 года59). Заинтересовавшись, великий князь навестил художника в его мастерской (запись об этом событии в его дневнике датирована 14 марта 1880 года). Эта работа попала на академическую выставку в 1868 году.
В конце 1880 года, после того, как выставка была завершена, великий князь Константин Константинович отправился в морское путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», взяв с собой картину «Лунная ночь на Днепре»16. Константин Константинович в своём дневнике (запись от 14 марта 1880 года) так описывал свои впечатления и ощущения: «Я как бы замер на месте. Впоследствии картина «Лунная ночь на Днепре» хранилась в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце18. В письме к Якову Полонскому от 10 (22) декабря 1880 года Тургенев писал: «Сюда приехала на несколько дней картина Куинджи — и мы постараемся показать её французам»44. «Художник света» скончался в Петербурге 11 июля 1910 года. Под «Выставкой» подразумевался Парижский салон 1881 года, который открывался в мае во Дворце промышленности на Елисейских полях44.
Кроме этого, от тех частей холста, где слой краски был нанесён рельефно (окна хаток, а также луна и лунная дорожка на воде), падающий луч света отражался сильнее, чем от более гладких светлых участков. Архип Иванович назвал невероятную по тем временам сумму – 5 тысяч рублей. Полонский, И. Н. Да и кто мог ожидать, что такую большую вещь потащат с собой в морское путешествие»16. Слухи о тайне художественного метода А. И.
Публика заходила и с трудом сдерживая чувства, не могла понять, как написанная маслом луна, может так правдоподобно сиять, а ее отражение на воде – «соперничать» с настоящим. Так до А. И. Все свое имущество он завещал Обществу, жене назначил ежемесячную пенсию в 2500 рублей. Оригинал ещё до своего первого показа был продан великому князю Константину Константиновичу (1858-1915). Кроме этого, о возможной договорённости между художником и коллекционером нет ни слова ни в посвящённой Павлу Третьякову монографии Александры Боткиной, ни в подробной переписке между Павлом Третьяковым и Иваном Крамским, в которой обсуждаются другие картины Куинджи. Он отмечал «невиданное ещё нигде могущество красок» и волшебное впечатление, будто бы это не картина, а сама природа в миниатюре, перенесённая художником на полотно. Художник греческого происхождения Архип Куинджи родился в Мариуполе (сейчас Донецкая область Украины) в семье бедного сапожника. Только после ухода морского офицера Куинджи узнал, что у него побывал великий князь11.
Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана в 1880 году, холст, масло. В 1909 году Куинджи организовал Общество Художников.
11 фактов о картине Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
По словам Манина, «небесные пространства у Куинджи испытывают земное притяжение», а «магия завораживания относится не к мистическим силам небес, а к грандиозному реальному миру, перед которым человек испытывает удивление и восторг»81. Вера Леонтьевна Куинджи умерла через десять лет в Петрограде в 1920 году от голода.
Многочисленные атрибуты пейзажа — стелющиеся по косогору хатки, кустистые деревья, корявые стебли татарника — поглощены тьмой, цвет их растворен бурым тоном. Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Не имея сил подняться с кровати, он лёжа рисовал карандашные эскизы.
И. С. Тургенев пришёл от этого в ужас. Полотно «Лунная ночь на Днепре» было создано в 1880 году, вскоре после разрыва Архипа Куинджи с Товариществом передвижных художественных выставок (ТПХВ), поводом для которого послужила анонимная статья, содержавшая резкую критику пейзажей Куинджи, — как выяснилось впоследствии, эта статья была написана одним из членов-учредителей организации художников-передвижников Михаилом Клодтом23. В ответном письме Чистяков не дал прямого ответа на вопрос о покупке картины (возможно, зная, что она уже продана), но при этом сообщил Солдатёнкову о намерении коллекционера Дмитрия Боткина приобрести авторскую копию полотна Куинджи за пять тысяч рублей3335.
А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. Но лунная рябь на реке и сияние самой луны переданы гениальным А. И. На картине изображена широкая река — Днепр — в летнюю лунную ночь5.
Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. А. И. Известно, что к картине «Лунная ночь на Днепре» приценивался предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков. Работа над полотном была завершена в сентябре 1880 года12.
Что это такое. Начиная с 1880 художник был занят поисками образа Днепра. Даже те цветовые зоны дальнего плана, которые на первый взгляд кажутся «плоскими», в действительности представляют собой наложенные в несколько слоёв лессировки, способствующие «углублению» пространства.
Картина или действительность. ». При этом картина была освещена направленным на неё лучом света лампы.
Куинджи пел о природе только великий Н. В. Шувалова отмечала точность найденных художником образных средств: «декоративных цветовых пятен их контрастов, модуляции света, пространственного разворота композиции»12. Солдатенков. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи практически как бы претворял теоретические суждения романтиков о пространстве»58.
В ней воплотилась романтическая концепция образа южной природы. Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие. Однако вскоре после неслыханного успеха, сопутствовавшего картине, художник перестал экспонировать свои работы на выставках. В мастерскую А. И.
Свой поступок объяснял так: «. После невероятного успеха картины «Лунная ночь на Днепре» все ждали от Куинджи новых шедевров. Другие варианты-повторения полотна хранятся в Симферопольском художественном музее («Ночь на Днепре», холст, масло, 111 147см, 1882), Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина («Ночь на Днепре», холст, масло, 110 146см, 188262, поступил из коллекции Гучкова63) и Национальном художественном музее Белоруссии («Ночь над Днепром», 1880-е)61.
В начале 90-х годов у Куинджи начинается период «молчания» и почти 30 лет он рисует «в стол». Крамской, П. П. Чистяков. Например, философ, публицист и критик Николай Страхов, отдавая должное мастерству Куинджи и называя его картину истинным чудом, как по силе света, так и по «схваченным с изумительной верностью оттенкам неба, на протяжении между луной и горизонтом», полагал, что «свет луны слишком натурален, слишком бросается в глаза своей натуральностью и этим портит гармонию картины».
Гоголь. Сам же Полонский, задаваясь вопросом, картина ли это или действительность, писал: «В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту тёмную даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь»285. Менделеев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К. Т. В октябре — ноябре 1880 года13 в здании Общества поощрения художников (дом 38 по Большой Морской улице в Санкт-Петербурге) проходила необычная экспозиция — это был первый случай в истории российского искусства, когда на выставке демонстрировалась единственная картина14. Но офицер ответил: «Хорошо. Художник с особенной тщательностью подошел к выставке.
Автор картины ночь на днепре: поиск слов по маске и определению
Несмотря на то, что картина «Лунная ночь на Днепре» экспонировалась в Париже только десять дней, она успела привлечь к себе внимание французских критиков. Если внимательно присмотреться, можно также заметить извилистые тропинки между хатками. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». В расцвете своих творческих сил великий творец совершил неожиданный шаг.
С течением времени он начинает обдумывать темы, манеру письма, самостоятельно изучая краски, цвет, световые эффекты и к сорока годам становится знаменит. Он попросил закрыть в зале все окна, а на картину направить луч света. Лунная ночь – одно из самых впечатляющих его произведений. Поэт Я. Полонский, друг А. И. В 1930 году полотно было приобретено Третьяковской галереей у Е. В. Ляпуновой. Не вняв уговорам Тургенева, великий князь Константин Константинович вместе с картиной продолжил путешествие на фрегате «Герцог Эдинбургский», который, покинув Шербур, вошёл в Средиземное море.
Автор картины Ночь на Днепре, 7 букв, сканворд
По мнению Манина, несмотря на кажущееся подобие интерпретации мироздания в полотнах Куинджи и Фридриха, это сходство является чисто внешним: в отличие от произведений Фридриха, в куинджиевской «Лунной ночи на Днепре» нет ничего магического80. По её словам, в этом полотне художник достиг «до иллюзорности верного и фантастического эффекта освещения», в результате чего ему удалось создать впечатление реальности лунного света, как на небосводе с грядами облаков, так и на чуть колеблющейся поверхности спокойно текущей реки. Но её не было. В 1915 году, после смерти Константина Константиновича, Мраморный дворец перешёл к его сыновьям, «с предоставлением в пожизненное пользование вдове покойного»18. Вскоре уже весь Петербург гудел, что Куинджи готовит произведение невероятной красоты. И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине» : «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Больше всего пространства в пейзаже занимает небо. Британско-американский славист и искусствовед Джон Эллис Боулт полагал, что Архипа Куинджи можно рассматривать как наиболее видного представителя русской школы люминизма8384, а его картину «Лунная ночь на Днепре» — как шедевр среди произведений живописи, основанных на световых эффектах.
Во время работы над картиной «Лунная ночь на Днепре» Куинджи приглашал в свою мастерскую (расположенную на Малом проспекте Васильевского острова) друзей и знакомых для того, чтобы проверить на них силу воздействия полотна. По словам Крамского, при первом знакомстве с полотном он «не мог отделаться от физиологического раздражения в глазу, как бы от действительного света» и это чувство возникало у него всякий раз, когда он опять видел картину, попутно принося «наслаждение ночью, фантастическим светом и воздухом»21. Куинджи приходили И. С. За год до смерти он создал Общество имени Куинджи (творческое объединение художников Петербурга, просуществовало до 1930 года).
В частности, в рецензии, опубликованной в конце 1880 года в газете «La Rpublique franaise», Филипп Бюрти писал, что главный эффект полотна Куинджи состоит «в передаче, поистине чудесной, бледного и искрящегося света на водной поверхности, раздробленной и взволнованной течением». А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Тургенев и Я. Полонский, И. Крамской и П. Чистяков, Д. И. В 60-е начинающий художник 2 раза «провалил» экзамен и поступил в петербургскую Академию художеств лишь с третьего раза. Гостем мастерской был и Великий князь Константин Романов.
Автор картины Ночь на Днепре 7 букв
Отсутствие его произведений было отмечено публикой. Согласно его дневнику, «Тургенев рассказывал про последнюю, ещё не совсем оконченную, картину Куинджи он так художественно её описал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом»10. Даже лично уговаривал князя оставить картину, но тот был непреклонен.
С передвижниками Архип Куинджи был непродолжительное время. Полотно «Лунная ночь на Днепре» выставляется в зале 35 Михайловского дворца, где также находятся картины «Ночное», «Дубы» и другие произведения Архипа Куинджи55. Тем не менее полностью восстановить картину не удалось. Город погружён в сладкую дремоту. Искусствовед Ольга Атрощенко отмечала, что «подобную роль выполняли и гребни процарапанной сухой кистью лунной дорожки на воде», так что «разная степень отражения света на её приподнятых частях и в углублениях приумножала эффект светового мерцания и одновременно создавала иллюзию колебания водной глади». Кроме этого, Неведомский сообщал, что под личным руководством Куинджи «Лунная ночь на Днепре» была воспроизведена в олеографии, «разошедшейся в огромном количестве экземпляров»54.
После дождя (русский художник) – слово из 7 букв
Этакий молодец — прелесть»42. Важную роль в исполнении замысла художника играет колорит. Крамской писал Репину: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи.
В 1882 году Куинджи устроил ещё одну персональную выставку, на которой экспонировались три картины: авторский вариант-повторение полотна «Ночь на Днепре» (возможно, тот, который ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее), второй вариант картины «Берёзовая роща», а также новое произведение «Днепр утром» (ныне в ГТГ)4922. Картина или действительность. Краска потрескалась и поблекла.
Тем не менее среди множества восторженных мнений в прессе того времени попадались и критические отзывы. Но А. И.
Публику приходилось пускать в помещение группами, чтобы избежать давки. Больше всего пространства в пейзаже занимает небо. В течение следующего года фрегат побывал в Алжире, Италии и Греции, а также останавливался на Мальте, в Триесте и Александрии45. Тургенев, находившийся в это время в Париже (в январе 1881 года), пришел в ужас от этой мысли, о чем возмущенно писал писателю Д. В. Композиционное построение пейзажа выполнено с большой простотой и лаконичностью5. О невероятном эффекте картины ходили легенды. В каталоге изданном в 2001 году, отмечается, что «нынешнее представление о степени завершённости произведения и имеющиеся различия в картинах позволяют считать произведение из собрания ГТГ повторением-вариантом»61.
По словам Суворина, в этом произведении всё выглядит, как в действительности: настоящая луна, которая действительно светит и настоящая река, которая светится и блестит так что, вглядываясь в эту рябь, зритель почти угадывает, в какую сторону несёт свои воды Днепр «тени, полутени, огни, воздух, чуть заметный пар — всё это передано так, что удивляешься, как могли краски это передать»72. Ж-191)613626465 — он поступил туда из собрания общественного деятеля и коллекционера Фёдора Терещенко. 8.
Первые две попытки оказались неудачными. На этот раз все картины были показаны при дневном освещении53. 105 144 см. Он совсем не ожидал, что тот согласится. Эта выставка оказалась последней в творческой деятельности Куинджи: до конца своей жизни он продолжал создавать новые произведения, но не показывал их широкой публике22.
«Лунная ночь на Днепре» (1880) – одна из самых известных картин Архипа Куинджи
Аналогичные переходы применяются при использовании зелёного цвета, меняющегося в отблесках лунного сияния22. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем. А потом картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников. Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». Менделеевым и др. ). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». 2. На картине изображена летняя ночь. Этой организации он передал свои деньги, земли и картины.
По словам Бюрти, «нисходящая градация света, который отчётливо бьёт только в стены хаток, расположенных по откосам берега силуэты высокого репейника тишина, царящая над огромным пространством, суровость голого, безлесого пейзажа — всё создаёт настроение меланхолическое и величавое, на редкость удачно выраженное»7778. Тургенев, приехавший в Россию из Франции и проживший там пять месяцев в первой половине 1880 года, был одним из первых, кто увидел новое полотно Куинджи и, по свидетельству Якова Полонского, «пришёл в восторг»9. Город погружён в сладкую дремоту. Так же как и в «Берёзовой роще», в «Лунной ночи на Днепре» пространство картины «организуется световым потоком, струящимся в глубину картины». Картина «Лунная ночь на Днепре» выставлялась в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Петербурге. Событие стало настоящей сенсацией. 4.
По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия — всякому она даст своё»74. Эффект был ошеломительный. Художник Иван Крамской в письме к журналисту и издателю Алексею Суворину от 15 ноября 1880 года подробно рассказывал о впечатлении, произведённом на него картиной Куинджи и писал, что «его Ночь на Днепре вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает своё течение и небо — настоящее бездонное и глубокое». Архип Куинджи ответственно подошел к выставке своей картины. Ведь всё равно не купите: она дорогая».
Широкая река — Днепр — спокойно течёт среди мягких по рельефу берегов. Выставка проходила в доме Солодовникова на Кузнецком мосту505152. Но, вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна. Менделеев, Я. П.
автор картины ночь на днепре — сканворд
Он писал Д. В. Гигоровичу: «Нет никакого сомнения, что картинавернется абсолютно погубленной». Оставляю за собой». Художник Илья Репин вспоминал, что творилось на Большой Морской улице во время выставки: «непрерывная масса карет запружала всю улицу длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска и с улицы, в обе стороны тротуара терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха»4115. Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А. И. В частности, Куинджи обвинялся в однообразии, злоупотреблении особым освещением при подаче картин и стремлении к чрезмерной эффектности.
Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом. По небу плывёт прозрачная дымка облаков. По словам искусствоведа Виталия Манина, «Куинджи использовал свойство тёплых цветов возгораться от лампового света, а холодных — поглощаться им»38.
По словам Боулта, в «Лунной ночи на Днепре» Куинджи не отказался от основных стилистических принципов написанной годом ранее «Берёзовой рощи» (таких как фокусирование на центре полотна и быстрая смена тонов), но при этом осуществил радикальное изменение построения пространства картины изобразив вид с высоты птичьего полёта. Число искренних почитателей таланта А. И. Во время работы над картиной Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей и знакомых. Сам Суворин тоже чрезвычайно высоко оценивал полотно Куинджи.
Описание картины «Лунная ночь на Днепре»
Размер — 105 146см1 (по другим данным, 105 144см234). Но отец картину всё-таки взял и никакого процесса не было»16. Но Романов просил оставить картину за ним. Каждое воскресенье на два часа Куинджи открывал двери своей мастерской, чтобы все желающие смогли увидеть полотно, которое ещё не было закончено.
Просто дьявольщина какая-то»15. Обсуждая успех и популярность, сопутствующие картине «Лунная ночь на Днепре» искусствовед Виталий Манин сопоставлял творчество Куинджи и его немецкого предшественника Каспара Давида Фридриха, в произведениях которого «люди томятся, завороженные созерцанием магического лика природы». Сначала оно находилось в «Царской комнате» на втором этаже, а затем великий князь переместил его в свой кабинет — «Ореховую гостиную». Картина способна восприниматься как прямая аналогия с творчеством Н. В. Гоголя. Возможно, путаница могла возникнуть из-за того, что у самого Крамского (который в то время нуждался в деньгах) была датированная тем же годом картина «Лунная ночь», которую он продал другому Третьякову — Сергею Михайловичу33. И с этими задачами он справился блестяще. О судьбе жены Куинджи известно не так много. После возвращения из морского путешествия полотно «Лунная ночь на Днепре» хранилось в собрании великого князя Константина Константиновича в Мраморном дворце. Он закрыл двери своей мастерской и прекратил выставочную деятельность.
Полотно «Лунная ночь на Днепре» неоднократно повторялось и варьировалось Архипом Куинджи. Успех был огромный и после этого Куинджи решил сделать две копии полотна. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна.
Художник путешествовал в вагонах третьего класса, останавливался в недорогих гостиницах. А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. Оставляю за собой». Куинджи участвовал в выставках ТПХВ в 1874—1879 годах последней выставкой с его участием стала 7-я, состоявшаяся в 1879 году, на которой он представил получившее широкую известность полотно «Берёзовая роща»24.
В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величественную ночь. » Поэт К. Фофанов написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое потом было положено на музыку. Но вот тучи слегка разошлись и выглянула яркая луна. Ранее эта картина считалась «неоконченным повторением».
Куинджи понял, что Клодта не исключат из Товарищества, вот таким образом решил уйти сам. Куинджи работал над новой картиной. Высказывались предположения, что изначально картина «Лунная ночь на Днепре» создавалась по заказу Павла Третьякова, а потом, поскольку Третьяков был в отъезде, а Куинджи нуждался в деньгах, он продал её другому покупателю. Чтобы увидеть полотно, люди выстраивались в очередь, многие посещали выставку не по одному разу. Куинджи в основном использует два цвета — чёрный и фосфорический зелёный. Тем не менее художник учтиво пригласил посетителя в мастерскую и показал ему свою картину. Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина»1032.
Искусствовед Фаина Мальцева отмечала, что в картине «Лунная ночь на Днепре» удачей Куинджи может считаться не только «мастерски переданный эффект лунного света», но и живопись верхней части пейзажа, правдиво воссоздающая образ ночного неба, затянутого лёгкими перистыми облаками. Куинджи был удивительно бескорыстен, занимался благотворительностью. 10. Страхов отмечал, что, несмотря на яркий свет исходящий от луны и освещающий облака и поверхность реки, «всё-таки и в этом отношении, в отношении освещения, картина, разумеется, не успела вполне подделаться под действительность».
Критик отмечал, что, несмотря на то странное впечатление, которое возникает у зрителя при первом взгляде на картину, «мало-помалу воля художника вас покоряет и переносит вас в изображённую им местность». Со времени создания и до смерти Куинджи это полотно хранилось в его мастерской. На выставку восторженными статьями откликнулись все газеты и журналы, репродукции «Лунной ночи на Днепре» тысячами экземпляров разошлись по всей России.
Решение великого князя не было спонтанным: ещё 31 октября он записал в своём дневнике: «В 3 ч. поехал в город в Общество поощрения художников, где выставлена моя картина Куинджи Ночь на Днепре, хочу взять её с собою в море»43. Позднее он использовал аналогичное построение в ряде других полотен85. Затем, по завещанию художника, оно поступило в собственность Общества имени А. И. Куинджи. Кажется, что русло реки берет своё начало где-то далеко за горизонтом.
Его учениками были А. Рылов, Н. Рерих, К. Богаевский. Григоровичу: «Нет никакого сомнения, что картина. Учёный-естествоиспытатель Дмитрий Менделеев изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А. И. Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года. Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной.
15129). Искусствовед Ирина Шувалова называла «Лунную ночь на Днепре» самой прославленной картиной Куинджи7, крупнейшим творческим достижением художника8 и, несмотря на потускневшие краски, «одним из украшений экспозиции Русского музея».
Один из самых знаменитых его учеников – Николай Рерих. Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом и небо настоящее, бездонное, глубокое».
Ранние работы художника написаны под влиянием манеры Айвазовского. По словам Зименко, то, как Куинджи изображает природу, выступающую «в фантастическом великолепии своего ночного убора», может сравниться только со словами Николая Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои»6. Владелец картины — великий князь Константин Константинович — настолько привязался к ней, что по окончании выставки взял её с собой в длительное морское путешествие, которое он совершал в 1880—1882 годах на фрегате «Герцог Эдинбургский»16. После ухода из Товарищества Архип Куинджи около полугода работал над картиной «Лунная ночь на Днепре».
Чтобы убедиться в том, что одна картина – это достаточно для выставки, Куинджи приглашал в свою мастерскую друзей, среди которых были Иван Сергеевич Тургенев, Яков Полонский, Иван Крамской, Дмитрий Иванович Менделеев, а также корреспондентов, на которых проверял силу воздействия «Лунной ночи на Днепре». Когда «Герцог Эдинбургский» готовился к отплытию из Яффы, архимандрит зашёл на палубу фрегата, чтобы попрощаться с великими князьями и имел возможность увидеть полотно «Ночь на Днепре».
Однако его допустили только к покраске заборов и приготовлению красок. Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не захотел расстаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. Картина выглядит по-настоящему чарующе и необыкновенно реалистично. По небу плывёт прозрачная дымка облаков.
В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Даже перед самой смертью он оставался верен делу всей своей жизни. И. С. Таким образом, автор стремился показать мощность и непостижимость Вселенной. В Киевской картинной галерее (до 2017 года — Киевский музей русского искусства) есть вертикально-ориентированный вариант под названием «Ночь на Дону» (холст, масло, 165 115см, 1882 инв. После революции в составе собрания Мраморного дворца картина перешла в Российскую академию истории материальной культуры (РАИМК с 1926 года — Государственная академия истории материальной культуры, ГАИМК), а в 1928 году была передана в Государственный Русский музей1920.
Опасения подтвердились: за время путешествия полотно серьёзно пострадало. вернется абсолютно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха и пр». По её словам, «тёмные участки неба и земли заметно поглощали искусственный свет, усиливая глубину тона и способствуя эффекту бархатистости живописной поверхности»39. Это стала первая в России выставка одной картины. В своём дневнике (запись от 31 мая 1881 года) он так описывал этот эпизод: «Передаю вещи, любуясь великолепной картиной Южной ночи художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину Константиновичу»46.