Описание Картин Врубеля

Статья содержит факты биографии художника М. А. Врубеля и описание картины «Царевна-Лебедь».

Самые знаменитые картины Врубеля

Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Мать художника, Анна Григорьевна Басаргина, родственница известного декабриста, родила четырёх детей и умерла, когда Мише было четыре года. Пикассо говорил, что именно благодаря стилю, который он впервые увидел у Врубеля, ему пришла идея создать новый стиль в искусстве. На улице очень много людей, а на заднем плане расположен мост Вздохов и угол дворца дожей.

Результатом свалившегося бремени на плечи Михаила Александровича стали постоянные депрессии. В 1906 художник ослеп. Именно там впервые экспонировалась полотно, прежде чем его увидел весь мир. Все полотно словно передает ощущение противоречивости окружающего мира. В глазах светится жгучая печаль. Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием Демон.

Эта работа выполнена масляными красками на большом холсте. Но в отличие от своего первого демона, второго художник так и оставил незавершенным. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Степь погружается в летние сумерки.

«Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявляется в Девочке на фоне персидского ковра (1886, там же). Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников. А продавать свой талант за деньги Врубель не очень хотел.

Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин. На картине Врубеля «Демон летящий» изображена гористая местность и посередине фигура героя. От нее спадает к полу длинная фата, по краю сверкающая драгоценностями. «Ах, милый, милый сколько у нас красоты на Руси», —продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою». Но в отличие от своего первого демона, второго художник так и оставил незавершенным. Получившийся эскиз испугал Михаила Александровича. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся).

Сирень, Михаил Врубель, 
1900 – описание 
картины

Сирень, Михаил Врубель, 1900 – описание картины

«Печальный Демон, дух изгнанья» — образ, который сразу же возникает из первых строк поэмы при взгляде на полотно М. А. Согласитесь, аллегорично. Нужно сказать, что опыт подобного рисования у художника уже был. Фон только на этой картине реалистичен. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Это падшее существо, которое пытается найти свое место в этом мире. Отличительными штрихами врубелевских картин стали декоративность и орнаментальность.

Но художник держался до последнего. Тогда он переехал в Москву. Но перед знатоками культуры невольно встает вопрос: «Почему ее хотел убить коршун. ».

Данная трактовка образа героя как некоей самостоятельной, хтонической силы, тесно связанной с природой, характерна и для других картин «сказочного цикла» Врубеля1. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Очень красивая девушка, повернулась к нам лицом и таинственно смотрит из-за спины.

А. М. Жесткие рамки ограничивали его творчество, не помогали создавать шедевры – так считал художник. всегда свой. ». В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. Вот где проявился замечательный талант Врубеля-акварелиста. На картине с левой стороны стоит стройная молодая девушка.

Руки его сомкнуты «в замок» — психологи говорят, что так ведут себя замкнутые люди или те, кому есть что скрывать. Воздухом художник дышал в открытую форточку один раз в день. В 5 лет Михаил начал рисовать. Степь погружается в летние сумерки. Как было его сохранить.

Врубель обладал даром обнаруживать в любом фрагменте природы, натуры «целый мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». Его творчество ограничивалось росписью киевского монастыря, где он восстанавливал фрески. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910.

В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего. Стоит также сказать, что не меньший вклад в искусство художника внёс Абрамцевский кружок (сейчас музей в Абрамцеве). Без этих белых пятен фигура визуально бы упала в сторону.

Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Он страдает от непреодолимых внутренних противоречий, его душа наполнена глубокой тоской. Оно и неудивительно.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Портрет Валерия

Описание картины Михаила Врубеля «Портрет Валерия Брюсова»

Позже «позу демона» стали использовать и другие художники, ведь она передает скорбь, всеохватывающую и непреодолимую. Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин. Одни ходят к психотерапевту, другие ведут дневник. Полотно просто удивительно. Вообще, художник очень долго и мучительно пытался найти образ своего Демона. Врубель писал, что демон – это состояние его души.

На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Врубель решил показать зрителям свое видение момента встречи Демона и Тамары. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, – это ли не материал для трагической легенды. Написанный Врубелем «Демон поверженный» имеет серую цветовую гамму.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Венеция»

Описание картины Михаила Врубеля «Венеция»

Современники тепло приняли картину Врубеля «Демон». Его оголенный торс смотрится очень внушительно. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Тени наступающей ночи уже можно видеть на картине. На рисунке главные герои словно не испытывают никаких чувств.

Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Здесь культивировался интерес к формам и образам народного искусства и фольклора, что и выражалось в былинно-сказочной тематике ряда произведений Врубеля 1890-х и в подражании народным ремеслам, как первородной стихии всякого формотворчества (картина-панно «Богатырь», 1899), декорации и костюмы для спектаклей Мамонтовской частной оперы в Москве – «Снегурочка», «Сказка о царе Слатане». Дело в том, что художник не считал этого персонажа чем-то злым или порочным. Но белые каменные цветы справа от фигуры вселяют надежду. В то время, когда писалась картина, в жизни художника происходили перемены.

В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. Удивительно, что картина молодого дарования смогла не только покорить сердца отечественной публики, но и получить признание за границей. В отличие от первого творения, второй образ стал менее аллегоричным и менее детальным. В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах».

Делая анализ картины Врубеля «Демон поверженный» нельзя не сказать о фоне, на котором расположился персонаж. В то время, когда писалась картина, в жизни художника происходили перемены. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. На картине Врубеля «Демон поверженный» персонаж изображен в странной позе и с явно искореженным лицом.

В Академии он работал по двенадцать часов в день. Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью.

Описание картины 
Врубеля Царевна-Лебедь

Описание картины Врубеля Царевна-Лебедь

Одной из самых известных картин Михаила Врубеля стала работа под названием «Демон«. Тех миров, которые видели они, мы не видим. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок.

Наравне с новыми открытиями ребенок учился постигать мир прекрасного в рисовальных классах «Общества поощрения» в Петербурге. Художник страдал от психологического расстройства и вот таким образом постепенно терял зрение. В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. Так что глупо полагать, что именно «темная» тематика, выбранная художником, погубила творца.

Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. Поражает, насколько сильно влияние творчества Лермонтова на М. Врубеля.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Богоматерь с младенцем»

Описание картины Михаила Врубеля «Богоматерь с младенцем»

Общее руководство работами принадлежало Прахову. Его произведения отличаются «драматической напряженностью колорита, кристаллической четкостью, конструктивностью рисунка, тяготением к символико-философской обобщенности образов, нередко принимающих трагическую окраску». Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Здесь мы видим темные пятна и яркие вспышки света. На свои вопросы он не находит ответов не на земле, не на небе.

И, скорее всего, одинок не по своей воле. Руки его сомкнуты «в замок» — психологи говорят, что так ведут себя замкнутые люди или те, кому есть что скрывать. А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. На этой картине зрителю представлен венецианский фестиваль. Его возлюбленная была замужней дамой, вот таким образом ни о каких взаимных чувствах не было и речи.

Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. Демон Врубеля написан в очень интересной технике.

Новый день все равно настанет вне зависимости от того, хочет этого человек или же нет. Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. Тогда же Михаил стал работать над мифологическими и сказочными сюжетами – «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь». Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Сегодня можно услышать мнение критиков о том, что художник сошел с ума именно потому, что выбрал главным героем своих картин потустороннее существо из ада. Они уравновешивают композицию, выступая противовесом открытому пространству слева.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Демон сидящий»

Описание картины Михаила Врубеля «Демон сидящий»

Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца. Наравне с новыми открытиями ребенок учился постигать мир прекрасного в рисовальных классах «Общества поощрения» в Петербурге. Из-за службы отца семья часто переезжала. Свою будущую жену, Надежду Ивановну Забелу, Врубель увидел во время репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель».

Согласитесь, аллегорично. Дело в том, что художник не считал этого персонажа чем-то злым или порочным. Но белые каменные цветы справа от фигуры вселяют надежду. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Это один из самых старых праздников в мире.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Пан»

Описание картины Михаила Врубеля «Пан»

Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Большую роль здесь сыграла одноименная поэта М. Ю. Лермонтова, к которой Врубель создал виртуозные иллюстрации — на их основе и сложилась графическая манера мастера, «трактующая мир как «магический кристалл». Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. На заднем плане полотна по левую сторону – огни чудо-острова.

Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Сильное, грозное произведение. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Снегурочка»

Описание картины Михаила Врубеля «Снегурочка»

Демон Врубеля появился в связи с юбилейным изданием одноименной поэмы Лермонтова. Работа его, подходя к концу, снова и снова переписывалась. сказок и опер Н. А. На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе. В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета.

В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» – последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления. Из Венеции он пишет одному из своих знакомых, что, наслаждаясь творениями Беллини и Тинторетто, самим воздухом чудесной Венеции, он понял для себя как художника, что «крылья—это родная почва и жизнь». Им посчастливилось работать вместе в киевских храмах над реставрацией древних фресок. Тематика его работ тут ни при чем.

Он сидит, обхватив ноги руками и смотрит вдаль. Нижняя часть его тела покрыта чёрными волосами, которые в нижней части картины сливаются с землёй (из-за чего создаётся впечатление, что он вырастает из пня или прямо из земли). Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». Именно тогда уравновесилась характерная для Врубеля техника письма и «история» его произведений. Полотно Михаила Александровича, которое называется «Утро», объединяет в себе людей и природу. В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой. Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А. Сложно представить, как с этим можно справиться.

Глаза очень выразительны и в них виднеется прощание. Фактически Врубель отправлялся в Европу, чтобы получить вдохновение. Там же, где и находилось два столетия назад – в Третьяковской галерее. Остров омывают воды глубокого синего моря, настолько темного, что кажется, будто оно вот-вот «закипит, поднимет вой», слившись с темно-синим, багровым и мрачным небом. Его вид совсем не вызывает страха.

С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Врубель решил показать зрителям свое видение момента встречи Демона и Тамары. На свои вопросы он не находит ответов не на земле, не на небе.

Такая аналогия неслучайна. И они не были радостными. Учился в петербургской Академии художеств (1880-1884) у П. П. Чистякова уроки акварели брал у И. Е. Репина. Тогда художник повел себя слишком импульсивно и смело, целуя незнакомке руку за кулисой. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете.

Мы не можем разглядеть ее одежду, так как все тело уже покрыто перьями, остались только лицо и руки. Он вызывает у нас не ужас и отвращение, а чувство сострадания. Еще одна параллель – поза персонажа на картине – он сидит. Удивительно, но красивые и нежные растения кажутся вылепленными из камня. Благодаря таланту и упорству можно многого в жизни добиться. Он перекликается с опустошённостью души.

Знакомство с семьей Надежды Забелы прошло не очень приветливо, в первую очередь по причине двенадцатилетней разницы в возрасте между женихом и невестой (Врубелю было 40). Врубелю даже пришлось перерисовывать некоторые иллюстрации. На протяжении всего творческого пути Врубель стремился создать полную картину мира, в котором все взаимосвязано и одушевлено, где за обычными очертаниями предметов скрыта особая, сложная, часто напряженная и противоречивая жизнь. В центре полотна художник изобразил двух молодых и красивых девушек, они очень нарядные и весёлые, находятся в предвкушении праздника. Налёт таинственности, загадочности в воплощении этих тем (Пан, 1899, ГТГ) сближает творчество Врубеля с установками представителей Михаил Врубель писал гениальные картины, создавал восхитительные фрески, работал над декоративными панно и являлся автором скандальных книжных иллюстраций. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Царевна Лебедь»

Описание картины Михаила Врубеля «Царевна Лебедь»

В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый». Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня.

Да ведь до них несколько верст. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета.

В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Художник изображает Демона не таким, каким его чаще всего представляют. Некоторые говорят, что Врубель создавал пророческие картины. Стал раздражительным, срывался, если слышал критику в адрес своих работ.

Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Картина создана не из мазков, а как бы из кристаллов. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, – это ли не материал для трагической легенды. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Врубель жениться на Е. Х. Композиция напоминает. Волны бьются о его скалы, словно заманивая к себе.

Врубель Михаил Александрович «Демон сидящий»начал писать в 1890 году и ее увидел свет в 1891 году, картину «Демон летящий» он написал в 1899 году, картину «Демон поверженный» закончил в 1902 году. Разглядывая картину «Утро», наблюдатель лицезреет волшебную природу, олицетворяющую мифических персонажей сказок – русалок. Задумчивый мужчина не кажется нам отталкивающим. Поражает, насколько сильно влияние творчества Лермонтова на М. Врубеля.

Михаил Врубель, 
«Сирень» : описание 
картины

Михаил Врубель, «Сирень» : описание картины

Он уехал в Москву и его поглотила столичная богемная жизнь. Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте. Фигура кажется настолько огромной, что частично даже не помещается в полотно. Творческие искания продолжались несколько лет, пока не воплотились в 1890 году в картину «Демон». Тематика его работ тут ни при чем.

В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Горное ущелье выглядит как могила, а разбросанные рядом перья от крыльев должны были показать зрителю, что чем выше человек заберется, тем больнее ему будет падать. Под фатой виднеется темная густая коса.

Обстоятельства написания 
картины

Обстоятельства написания картины

Картину «Венеция» Михаил Врубель написал как раз после возвращения из этого прекрасного и загадочного итальянского города. Композиция напоминает. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин). Знакомство с семьей Надежды Забелы прошло не очень приветливо, в первую очередь по причине двенадцатилетней разницы в возрасте между женихом и невестой (Врубелю было 40). Делая анализ картины Врубеля «Демон поверженный» нельзя не сказать о фоне, на котором расположился персонаж. По задумке демон сидящий должен олицетворять титана. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Сильное, грозное произведение.

Описание картины Врубеля «Демон» не было бы полным, если не упомянуть о пейзаже. В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. Фигура на картине еле очерчена. Остальное сделано уже до меня, только выбирай». Художник в Киеве влюбился в Эмилию Прахову – жену своего заказчика. Эти непримиримые чувства и порывы отражаются и в облике самого Демона.

Среди его наставников были Валентин Серов и Павел Чистяков. На картине изображён Пан— персонаж древнегреческой мифологии. Согласно опере и сказке, эта девушка помогает Гвидону. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», – киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов.

Ему хотелось творить не ради больших гонораров, а ради самого процесса. В 1884 году Врубель уходит из Академии. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Словно в исступлении Врубель писал по 14 часов в день свою работу.

Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки».

И это сотворил он, тоскливо, но равнодушно взирающий на гибель земной жизни: «И все, что пред собой он видел, он презирал иль ненавидел. ». Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери.

Точно известно происхождение всех героев пушкинской сказки, а она лишь « поверх текучих вод плывет». Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Для Врубеля демон – это не черт и не дьявол. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения.

В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. На картине автор изобразил миг, когда царевна превращается в лебедя. Им были созданы сюжеты «Сошествия Святого Духа на апостолов» на хорах церкви. Юноша изображенный на картине, принял задумчивую позу. Фигура безмятежно и медленно движется по картине. Книги раскупались как в момент их издания, так и продаются сегодня. Демон Врубеля появился в связи с юбилейным изданием одноименной поэмы Лермонтова.

Картины с описанием и названиями

Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. «Демон и Тамара» – это одна из иллюстраций к сборнику Лермонтова. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». И картина «Демон» — один из заметных шагов на этом нелегком пути. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный». Конец 80-ых для художника стал особенно плодовитым.

Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего3. К тому же у него появляется странное тяжелое предчувствие надвигающегося несчастья. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день.

Свобода, которую олицетворяет собой персонаж, выглядит слишком сжато. Художник взял нижний ракурс, чтобы умышленно сделать своего и так большого демона еще больше. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Разносторонность поисков автора, мечта о соединении искусства с жизнью, величественные монументальные замыслы выразились во многих его произведениях.

Напишите отзыв о 
статье Пан (картина 
Врубеля)

Напишите отзыв о статье Пан (картина Врубеля)

Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. А вот складки плаща и фон хорошо проработаны. Мы видим на фоне экзотического пейзажа гордого, но печального юношу. Сложно сказать, что послужило тому причиной.

У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Следует внимательно посмотреть на картину и можно в ней найти множество противоречий. Но почему же Врубель ассоциировал своего внутреннего жильца с демоном. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый».

Его творчество ограничивалось росписью киевского монастыря, где он восстанавливал фрески. Воздухом художник дышал в открытую форточку один раз в день. Картины не были пророческими.

Отрывок, характеризующий 
Пан (картина Врубеля)

Отрывок, характеризующий Пан (картина Врубеля)

Картина «Демон» М. А. Врубеля широко известна. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Пан согнулся от старости и устал от жизни. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту». Как и другие евангельские сказания, сюжет Сошествия имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. музей русского искусства, Киев). На голове у нее дорогая, украшена драгоценными камнями корона. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Не нужно бояться своей уникальности.

Мы чувствуем, какими противоречиями, какой нескончаемой борьбой наполнено все вокруг. Современники тепло приняли картину Врубеля «Демон». Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Последний демон, которого написал художник, стал для него пророческим.

Этот набросок художник уничтожил. Демон Врубеля получился поломанным, с неестественной позой и положением левой руки. Михаил Александрович Врубель родился в Омске в семье военного юриста. Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). Остров омывают воды глубокого синего моря, настолько темного, что кажется, будто оно вот-вот «закипит, поднимет вой», слившись с темно-синим, багровым и мрачным небом.

В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Очень красивая девушка, повернулась к нам лицом и таинственно смотрит из-за спины. Позже «позу демона» стали использовать и другие художники, ведь она передает скорбь, всеохватывающую и непреодолимую.

Ведь до этого момента бывший студент еще не успел толком поработать. Но ясно одно: картина была заранее хорошо продумана. Стоит сказать, что картина посвящена одному из произведений М. Ю. Лермонтова. Потом Прахов совершенно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Казалось, что желание превзойти свой гений только портило картину. Это сказалось на его работе над «Демоном поверженным».

«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Он критически относился к современному искусству. Казалось, что желание превзойти свой гений только портило картину. Но в Москве карандашный набросок ему вспоминается и на его основе художник создает свой культовый шедевр «Демон сидящий». Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые.

В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. Ведь первые его творения считали чудом и переворотом в искусстве. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. У каждого человека есть внутренние проблемы и все с ними борются по-разному. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Его учителями были П. П. Чистяков, И. Е. Репин и М. Фортуни.

Его напряжение выдают крепко сжатые кисти. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Но все это в прошлом: «Давно отверженный блуждал в пустыне мира без приюта. » Демон у Врубеля — это олицетворение духа изгнания, он часто в своих описаниях и беседах с друзьями подчеркивал это и старался передать это состояние духа.

Надежда Забела-Врубель предпочла сама выкармливать сына. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». форма, которая создана природой вовек. ».

На полотне демон сидящий изображен в виде юного титана. Вам откроется удивительный неземной мир «духа изгнанья», в котором, возможно, вы найдете ответы на многие земные вопросы. Надежда играла роль сестры Гретель. Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. Слишком он был своеобразен и свободолюбив. В художественной мастерской Саввы Мамонтова был написан основной образ демониады.

Михаил Врубель, 
Сирень: описание 
картины

Михаил Врубель, Сирень: описание картины

Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Эта картина Врубеля изображает ночное в глухих, ржаво-красных тонах. Михаил Врубель (1856-1910) — художник, крупнейший представитель символизма в русском изобразительном искусстве.

Они во многом и определяют своеобразие творчества этого художника. Как были оценены иллюстрации Михаила Александровича Врубеля. Удивительно, но красивые и нежные растения кажутся вылепленными из камня. Экспрессия, хаос, бегающие мазки, насыщенность цвета, мрака и густоты деталей – стали узнаваемым «автографом» мастера.

Даже друзья художника заметили, что демон слишком непропорциональный. Это был Петербург 1896 года. Не нужно бояться своей уникальности.

На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). На заднем плане полотна по левую сторону – огни чудо-острова. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» – последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления. Он верил, что выразить свою внутреннюю сущность по-другому просто невозможно. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Греческим синонимом к слову «черт» является «рогатый», а «дьявол» – означает «клеветник». В 1891 Врубель сблизился с кружком художников и музыкантов, собравшихся вокруг (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ).

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Жемчужина»

Описание картины Михаила Врубеля «Жемчужина»

Иллюстрация сделана на ватмане акварелью. Мой совет, посетите Третьяковскую галерею, пойдите специально к полотну М. Врубеля «Демон сидящий», постойте у него несколько минут. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Конец 80-ых для художника стал особенно плодовитым.

На картине Врубеля «Демон поверженный» персонаж изображен в странной позе и с явно искореженным лицом. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин). Налёт таинственности, загадочности в воплощении этих тем (Пан, 1899, ГТГ) сближает творчество Врубеля с установками представителей Михаил Врубель писал гениальные картины, создавал восхитительные фрески, работал над декоративными панно и являлся автором скандальных книжных иллюстраций. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Художник входил в число самых активных членов художественного кружка С. И. Мамонтова.

Описание картины 
Михаила Врубеля 
«Морской царь»

Описание картины Михаила Врубеля «Морской царь»

Здесь он написал ряд лучших своих картин, работал в технике майолики (скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, все в Третьяковской галерее, Москва), обращаясь к дизайну исполял эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Свою будущую жену, Надежду Ивановну Забелу, Врубель увидел во время репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель». За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Сам Врубель не ассоциировал своего демона ни с чертом, ни с дьяволом. Шаляпин рассказывал о картине, что демон его потряс.

Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. К тому же у него появляется странное тяжелое предчувствие надвигающегося несчастья. «Ах, милый, милый сколько у нас красоты на Руси», —продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою». Написанный Врубелем «Демон поверженный» имеет серую цветовую гамму.

Коровин и Серов, – друзья живописца, – стали частыми гостями Михаила Александровича. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники. Действие картины разворачивается на фоне заката. Демон Врубеля написан в очень интересной технике.

  1. Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
  2. Картины — Врубель, Михаил Александрович
  3. Картины Врубеля Михаила Александровича
  4. Немного биографии иособенности творчества
  5. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  6. «Действительный студент» Михаил Врубель
  7. «Дивная патетическая симфония» Врубеля
  8. Словари и энциклопедии на Академике

Однако ни рисунки, ни созданные им скульптуры до конца не соответствовали его замыслу. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Эта картина была задумана ещё в Киеве. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Они были тепло приняты публикой.

Врубель Михаил Александрович 
 (1856 – 1910)

Демон летит между небом и землей, рассекая узкое пространство, отведенное ему автором. Она не оставляет равнодушным никого, ни неопытного молодого зрителя, ни умудренного искусствоведа, у всех она будоражит воображение и вызывает бурю эмоций, вызывает желание увидеть в глубине образа «падшего ангела», то что хотел донести нам великий и гениальный мастер кисти. В 1898 году Врубель отправился на Украину. Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.

Сам Врубель рассказывал в одном из своих писем о своем видении демона. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Из Венеции он пишет одному из своих знакомых, что, наслаждаясь творениями Беллини и Тинторетто, самим воздухом чудесной Венеции, он понял для себя как художника, что «крылья—это родная почва и жизнь».

Она должна опять стать одинокой птицей и грустно плавать по волнам. Тени наступающей ночи уже можно видеть на картине. Этот символический фон подводит черту под жизнью демона и Врубеля. Дальнейшая школа живописи ждала Врубеля в Саратове.

У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Благодаря таланту и упорству можно многого в жизни добиться. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Последний демон, которого написал художник, стал для него пророческим.

Но полностью подстроиться под требуемый стиль художник не смог. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», – киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. Она должна опять стать одинокой птицей и грустно плавать по волнам. Но ведь на проблему можно взглянуть и под другим углом. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Учился в Академии Художеств.

Из этих иллюстраций художник позднее, через десять лет создал три огромных полотна, первым из которых был «Демон сидящий». Даже несмотря на то, что герой пал, он все еще дышит и будет жить. В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Стал раздражительным, срывался, если слышал критику в адрес своих работ. Сама по себе раковина уже есть морским чудом. А что же случилось с иллюстрациями Лермонтовского демона.

Но у Врубеля было другое мнение на этот счет. Им посчастливилось работать вместе в киевских храмах над реставрацией древних фресок. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями. Где находится это полотно сегодня. Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития.

Надежда Забела-Врубель предпочла сама выкармливать сына. Всё тело Демона составлено из металлических мускулов. Но прежде чем забрезжит утро, в силу вступят серо-черные краски.

Надежда играла роль сестры Гретель. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Для юного художника Врубеля демон стал настоящим прорывом. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Демон низринут в ущелье среди скал.

«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Врубелю даже пришлось перерисовывать некоторые иллюстрации. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах. В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея).

Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Художник в Киеве влюбился в Эмилию Прахову – жену своего заказчика. В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Цветовой контраст достигает на этом полотне своей кульминации. На волне своего успеха художник решил вернуться к теме, больше всего его интересовавшей. Сам Врубель не ассоциировал своего демона ни с чертом, ни с дьяволом.

Вессель. На полотне «Демон» автор изображает героическую личность, бросающую вызов несправедливой действительности, личность с бунтарским характером, которая в то же время ощущает трагическое одиночество. Врубель преподал урок всему современному поколению. Ещё фотографии помогают вспомнить то, что художник плохо запомнил. То же самое говорил о своем Демоне Врубель. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства).

Тогда художник повел себя слишком импульсивно и смело, целуя незнакомке руку за кулисой. Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. Он одинок. Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А. Картина «Демон сидящий» —это результат соединения во временном континууме в полвека литературного образа, созданного великим русским поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, с зрительным образом, созданным не менее гениальным русским художником Михаилом Александровичем Врубелем.

Конечно, Врубель писал не просто портрет. Наоборот, автор создал образ очень человечный и возвышенный.

Как Демон он всемогущ. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке.

Отстраненность Тамары и отсутствие предчувствия смерти делает иллюстрацию более значимой.

В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. В образе Пана-Лешего, представленного на фоне сумеречной северной природы, Врубель пытался уловить «интимнейшую национальную ноту»3. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Данный образ был задуман русским художником во время работы в Киеве, он навеян поэмой Лермонтова и созвучен с эпохой символизма. Предложение руки последовало незамедлительно, в тот же день.

На лице можно прочесть грусть и одиночество. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. «Летящий демон» – картина Врубеля, которая появилась через 9 лет после первого полотна, заслужившего всемирное признание. Она была волшебницей, чародейкой, то есть имела прямую связь с потусторонним миром. Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир.

В процессе работы над этой картиной художнику помогали фотографии. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Именно там он научился писать с натуры, получая уроки у нанятого учителя.

Это картина художника «Демон», а также иллюстрации к одноименной поэме М. Ю. Лермонтова. «Демон и Тамара», а также другие иллюстрации не были так высоко оценены зрителями. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Это уже восхищает и поражает.

Отличительными штрихами врубелевских картин стали декоративность и орнаментальность. Демон написан сидящим на горе, в окружении цветов. В эти годы он вновь писал демонов. Она была волшебницей, чародейкой, то есть имела прямую связь с потусторонним миром. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, – это ли не материал для трагической легенды.

В колорите картины – контрасты. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Смотря на демона сидящего, можно понять, что этому юноше уже много пришлось перетерпеть.

По современному выражению, полотно художника является визитной карточкой поэмы «Демон». Для пополнения своего художественного багажа он едет в Италию. Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник.

К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. Художнику удалось лучше других понять чувства великого поэта и изобразить образ на бумаге. В московский период Врубель создает известные картины ДЕМОН СИДЯЩИЙ (1890), ИСПАНИЯ (1894), ГАДАЛКА (1895), ПАН (1899), ряд портретов, пишет декоративные панно (среди них ВЕНЕЦИЯ, 1893 МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ для Всероссийской Нижегородской выставки и ПРИНЦЕССА ГРЕЗА, панно на темы ФАУСТА, (1896) БОГАТЫРЬ, (1898), занимается скульптурой и декоративной керамикой. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Однако художник не мог найти решения этих вопросов в реальной жизни.

Эта картина Врубеля изображает ночное в глухих, ржаво-красных тонах. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», – киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Он лечился фенацетином, принимая по 25 гранул в день. Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук из ее глубины.

Они символизируют жизнь, а еще – страсть, которую скрывает взгляд Царевны. Причем, второй занимался обучением Михаила Врубеля до 1882 года в собственном классе. Демон низринут в ущелье среди скал. Они уравновешивают композицию, выступая противовесом открытому пространству слева. Бросила сцену, что заставило художника содержать семейство. Точно известно происхождение всех героев пушкинской сказки, а она лишь «поверх текучих вод плывет».

Летом 1990 года художник был удостоен присуждения золотой медали на всемирной выставке во Франции за знаменитый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. Фон только на этой картине реалистичен.

«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. На полотне демон сидящий изображен в виде юного титана.