Описание Картины Карла Брюллова Последний День Помпеи
Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»
С другой стороны черная страшная туча, которую прорывали в разных местах перебегающие огненные зигзаги она разверзалась широкими полыхающими полосами, похожими на молнии, но большими». Они заглушают его своею красотою»175. Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова— будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми24. Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок.
Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики». Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии. Её скорбный и проникновенный взгляд свидетельствует о том, что «ей вдруг до конца ясна стала её судьба, судьба города, всех людей вокруг, она опускает руки, сосуд падает». Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. А где, как ни в Италии этим заниматься. Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»183. Известно, что он одевал натурщиков в костюмы к спектаклю.
Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников. Утром на город стала надвигаться черная туча пепла. Девушка рядом несет светильник.
Прибывшие туда картины и другие экспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. Толпа беглецов. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова.
По поводу столь длительной и тщательной подготовки к написанию «Помпеи» художник Александр Иванов писал – «Долго зрела композиция в голове его, чертил он ее в альбомах своих и, наконец, решил ее в огромной величине. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Они заглушают его своею красотою». Им некому помочь. Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться.
Есть «эффект присутствия». Карл Брюллов закончил Академию Художеств в 1823 году с золотой медалью. Что же выделил и запомнил Пушкин. К тому времени стали заливать пустоты гипсом и получили вполне реальные фигуры погибших жителей.
Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид— детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)139. Большинство из них погибло от горячей вулканической массы, другие задохнулись от ядовитых испарений и пепла. Последний день Помпеи убеждает в том, что главная ценность в мире – это человек. Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского— об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»85.
Характеристика и описание картины Брюллова Последний день Помпеи
После этого картина была дублирована на новый холст идентичный по характеру и качеству авторскому, заказанному в Германии. Брюллов учился живописи в Италии. Рядом с лошадью расположилась толпа. Живший в Неаполе художник Сильвестр Щедрин в письме к своему брату Аполлону от 6 мая 1828 года писал: «Наконец мне удалось увидеть и сделать этюд с натуры: извержение Везувия».
Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830г. Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением. Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20.
«Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. Художник же, смело подняв глаза, смотрит на небесный огонь: «в роковую минуту он не оставил того, что для него всего дороже, — ящик с кистями и красками»149. Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4. Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла.
Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. Народ, гонимый страхом, Под каменным дождем, под воспаленным прахом, Толпами, стар и млад, бежит из града вон (III, 332). Это краткий пересказ картины, многофигурной и сложной композиционно, совсем не маленькое полотно, в те времена оно было даже самой большой картиной, что уже поражало современников: масштаб картины, соотнесенный с масштабом бедствия. Наша память не может впитать всё, её возможности не безграничны, такую картину можно рассматривать не единожды и каждый раз что-то увидеть еще. Картина принесла Брюллову мировую известность. Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»151.
Картина «Последний день Помпеи»: описание
Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии. И далее: «Зритель картины в данном случае занимает место как бы среди толпы изображенной на полотне». Действительно, нас необыкновенно захватывает происходящее, Брюллову удалось сделать зрителя сопричастным событиям максимально. Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты. Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов. После завершения работы над картиной Карл Брюллов начал показывать её в своей мастерской в Риме.
Гоголь ухватил в своей вдохновенной статье, посвященной картине, секрет её популярности : «Его произведения первые, которых могут понимать (хотя неодинаково) и художник имеющий высшее развитие вкуса и не знающий, что такое художество» И впрямь, гениальное произведение понятно всем и в тоже время человек более развитый откроет в нем еще иные плоскости другого уровня. Пушкин написал стихи и даже набросал на полях эскизно часть композиции картины. Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламяШироко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется — с шатнувшихся колоннКумиры падают. Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах. Несмотря на то, что отзывы французской прессы были не очень благоприятны для художника, Французская академия искусств присудила Карлу Брюллову почетную золотую медаль.
Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. В Помпеи Брюллов попал в 1827 году вместе с графиней Марией Григорьевной Разумовской. Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке. Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей и игрок в паллону Доменико Марини86, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне— в Новгородском музее-заповеднике)144145K 3. Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас. Среди них— один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв.
Описание картины последний день помпеи
Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Многие известные деятели культуры того времени восхищались картиной.
За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»106. Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. Три года велась работа над огромным полотном.
Сочинение по картине Последний день Помпеи Брюллова
Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»6667.
Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв. И над ними — три прекрасных лица, две молодые женщины и художник. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной.
Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. К счастью, они спасаются. О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран. Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4. Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке. Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники108.
После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. В письме к Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка». Сохранились многие рисунки извержений разных веков. В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина— чудо. Ему требовалась абсолютная свобода и полная самоотдача в творческой реализации. 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья, — и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя.
Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание. Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши. Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года52: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи». Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии.
Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Упавшая с колесницы молодая женщина с ребёнком— самая центральная группа в окончательной версии полотна86. Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. 1840 – Создал «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала. ». 1849 – 1850 – Уехал на лечение за границу. 1852 – Умер в селении Манциана близ Рима, похоронен на римском кладбище Тестаччо. И сделал вполне разумный вывод: Пушкин только что закончил своего «Медного всадника» и увидел то, что ему было в тот момент близко. Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами.
Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов
В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры. Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». М-7267. Г-176)160.
С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью85. Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. 2. Виной — соблазнительное морское побережье и плодородные земли.
Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года— в частном собрании)166. Гоголь, кстати, сравнивал картину с оперой, видимо почуствовал «театральность» мизансцены. Действие развивается, уходя вглубь полотна: с колесницы упал мужчина, которого увлекают испуганные кони. Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года. Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались.
По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную». Рядом ещё один мужчина пытается помочь пожилой даме встать. Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв.
Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)155. Рядом с ними— христианский священник, без страха взирающий на происходящее. По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»86. Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Это соотвествует основной композиционной оси картины. Выйдя за город, мы останавливаемся.
Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара. Так художник начал работать над «Последним днем Помпеи». Утверждая, что живопись на протяжении конца XVIII и начала XIX века не произвела ничего «полного и колоссального», постигнув, однако, освещение, придающее силу и единство живописи, Гоголь называл картину Брюллова «полным, всемирным созданием». Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16.
Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»128131. Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»68.
Результаты трудов Александра Брюллова по исследованию помпейских бань были опубликованы в вышедшем в 1829 году в Париже альбоме «Thermes de Pompi»2738. Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках. «Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Это весьма шокирует почтенных членов «Общества поощрения художников» и они лишают Брюллова стипендии. Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания. Брюллов вынужден был зарабатывать исполнением акварельных портретов. Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна.
Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц. Полотно, которое писатель увидел на выставке в Милане, стало одним из источников его творческого импульса, а христианские мотивы в романе, возможно, были связаны с образом священника изображённого Брюлловым98. Чистого годового дохода он имел два миллиона рублей. В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13.
Тайны «Последнего дня Помпеи»: Кого из современниц Карл Брюллов изобразил на картине четырежды
Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени92 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года93).
1827. Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы». Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ).
Описание картины «Последний день Помпеи»
Они на грани жизни и смерти и не могут уже что-то изменить. Последние стали очень популярным сувениром из Италии. Именно в этот момент застал художник своих героев. Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Одежда людей чистая, на ней не видно крови.
Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия. Однако Брюллов тоже противопоставляет языческой вере и гибели язычников веру христианскую. По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Александрии»127. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины.
«Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова
Какой-то крупный купец увез Брюллова в Милан и долгое время там лечил. Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение. На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач».
Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. Они считали, что полотно художника вызывает мысли о героическом прошлом их родины именно в то время, когда вся страна охвачена борьбой за свободу. Ж-5081)161162. Он посещает раскопки. Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов.
Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи»
Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова— «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »79 Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»80. Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства. Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи».
Дети, обнимающие мать, преклонили колени. Они хотели жить, любить, творить, но смерть неизбежна. Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развитие человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей— художник попытался изобразить народ. Критики дружно бранили Брюллова. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н. В.
Картина Брюллова «Последний день Помпеи»
В это в время Брюллова посещает писатель Стендаль. Жених уносит бесчувственную невесту. Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи».
Особенно постаралсяуже состарившийся кавалер Камуччини, считавшийся в то время первым итальянским живописцем. Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях96. Шесть лет над монументальным плотном работал Карл Брюллов. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин.
Сочинение по картине Брюллова Последний день Помпеи (описание)
Поражает образ жреца, который, прихватив из храма золотую чашу и артефакты, покидает город, трусливо оглядываясь по сторонам. Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»181.
Кроме этого она экспонировалась в Милане и Лондоне. Хотя современники-художники прозвали её «яичницей» из-за ярких красок, в основном яркого композиционного центра, мы понимаем, что Италия с её яркими природными красками не могла не повлиять. 1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)114.
«Последний день Помпеи» картина Брюллова
К безжизненному телу матери тянется ребенок. Были и исследования и ознакомление с работами археологов и с описаниями Плиния Младшего. Извержение произошло 24 августа 79 года, в результате чего из 20 000 населения города погибло 2 000 человек.
Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура. На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »101102 Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)102. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город.
Описание картины Карла Брюллова Последний день Помпеи
В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. После этого художник начал изучать исторические документы. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств.
Картина воспринималась современниками неразрывной от эпохи, в которой была создана. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата. А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь. Отныне, впервые в жизни, он поистине свободен. Художник писал портреты итальянской знати и своих соотечественников. Картина знакома мне с детства, когда-то, еще в художественной школе мы разбирали её целый урок именно на примере «Последнего дня Помпеи» педагог рассказывала про основные живописные приемы, которые использовал художник.
На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями.
Клоны любимой: занимательные факты о самой известной картине Брюллова
Гоголь назвал Брюллова «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства», картину же его считал «одним из ярких явлений XIX века» и связывал именно с ней «светлое воскресение русской живописи». Опыт копирования многофигурного произведения оказался очень ценным для построения композиции картины «Последний день Помпеи». Среди погибших от извержения был Плиний Старший из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы — у Стабии. Авторский лак полностью восстановлен путём регенерации парами спирта.
К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода. Мы видели, как море отходит назад земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его.
Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма
Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Люди бессильны перед стихией. Конечно, такая работа требовала много времени. Мать стремится укрыть детей.
Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. В то же время Галина Леонтьева полагает, что в образе девушки с кувшином видны черты Юлии Самойловой86. Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей. 25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе». Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками.
Поэт Евгений Боратынский написал строки: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днем. » Картина поразила Пушкина и Гоголя. Тема так захватила молодого художника, что он посвятил немало времени изучению истории. Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины.
Анализ картины «Последний день Помпеи»
Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»161. И впрямь похожий сюжет: стихия (наводнение) бушует, памятник оживает испуганный Евгений бежит от стихии и памятника. Лотман пишет еще и о направлении взгляда Пушкина: «Сопоставление текста с полотном Брюллова раскрывает, что взгляд Пушкина скользит по диагонали из правого верхнего угла в левый нижний. 15734, также из собрания Остроухова)156157. Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом.
Виной – соблазнительное морское побережье и плодородные земли. Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. Работа вымотала художника и вскоре он заболел. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании.
Сочинение описание картины Брюллова Последний день Помпеи
Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом31. Именно для «совета» со старыми мастерами уже в процессе работы над картиной Брюллов ездил в Венецию и Болонью — в Венеции художник хотел ещё раз повидать творения Тициана и Тинторетто, а в Болонье он на некоторое время задержался, копируя «Святую Цецилию» Рафаэля65. В такой ситуации остается сохранить мужество и человеческое достоинство. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «По правую сторону упавшей женщины— жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»128131. В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»3435.
Богатые римляне стали возводить здесь виллы и летние дворцы. Эпическая тема, накал эмоций, напряжение вызванное ужасом от предчувствия надвигающейся гибели, пропитали всю картину. Любопытно сравнить два момента трактовки сюжета.
Описание настроения картины Последний день Помпеи
Кроме этого, значительное влияние на художника оказала другая ватиканская фреска — «Пожар в Борго», созданная Рафаэлем и его учениками. 3176). В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»71.
Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »78 Писатель Николай Рожалин в письме к литературному критику Степану Шевырёву от 25 августа 1833 года сообщал: «У нас в Риме важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии. По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монументальной эпопеи»13. Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Рассказывают, что его подвела любознательность естествоиспытателя, он остался в городе для наблюдений. Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»189. Оба выжили. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья.
Мать, стоящая на коленях и рядом ее дети, которые ищут у нее помощи. Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока – на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства.
О сюжете картины «Последний день Помпеи»
Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» мы начинаем с рассказа о многолетней подготовительной работе художника, которая шла три года. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств.
Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент. Демидов решил везти её в Париж на Салон, где она тоже получила золотую медаль. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне4853. 13 Мать Плиния Младшего. Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства».
По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»72. Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно8814. Казалось, что город скрылся с лица земли. 1828 – 1833 – Работал над полотном «Последний день Помпеи». 1832 – Написал «Всадницу», «Вирсавию». 1832 – 1834 – Работал над «Портретом Юлии Павловны Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком». 1835 – Вернулся в Россию. 1836 – Стал профессором Академии художеств. 1839 – Женился на дочери рижского бургомистра Эмилии Тимм, но через два месяца развелся. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. Поскольку она слепа, то легко находит дорогу впотьмах.
Описание картины Последний день Помпеи
На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. Из письма очевидца катастрофы Плиния Младшего к римскому историку Тациту, содержавшие подробности катастрофы: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком. произошло несколько извержений), словесные описания и зарисовки его изменчивых красот, восхождения к кратеру – таковы были развлечения неаполитанской элиты и приезжих.
Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась. В 1828 году Карл Брюллов завершил работу над копией фрески Рафаэля «Афинская школа», которая находилась в Ватиканском дворце. Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец. По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «изображает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»150. Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»48119. Отзывы критиков ошеломляли.
И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». Художник словно бы откликался на слова Пушкина: «Прекрасное должно быть величаво» Заканчивая картину, художник особо заботился об ее исторической достоверности. Обезумевший конь, который пытается скинуть своего всадника, словно передает, что природа не пощадила никого. Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами.
«Последний день Помпеи»: история создания картины
Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. Находит слова, воссоздающие реальный образ картины, ее краски, свет, пластическую красоту. Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. Любопытство его сгубило, кроме того некая Рекцина прислала ему письмо с просьбой о помощи из её виллы спастись можно было только морем.
С 1825 по 1828 год он работал над копией «Афинской школы» Рафаэля— этот заказ, который дал художнику важный опыт работы над многофигурной композицией, был предложен ему русским посольством в Риме, обещавшим заплатить за него 10 тысяч рублей41. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались. Брюллов так вспоминал свои первые впечатления от посещения Помпеи: «.
Весь город стекался дивиться ей»9. Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»191. Там же Рамазанов приводил следующее высказывание Брюллова: «Для написания Помпеи мне ещё мало было таланта, мне нужно было пристально вглядеться в великих мастеров»6364. Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю.
Россия торжествовала. Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»142119. Извержение Везувия.
Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»
Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких. Он рисует не привычную толпу, которая в панике стремится покинуть город, а упорядоченные группы людей, в которых похожие лица, но разные позы. Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили. Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна. Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи».
По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»134.
Где находится «Последний день Помпеи»
Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма. Скоро заурядное поселение, где занимались виноделием и изготовлением знаменитых по всей стране соусов, превратилось в сказочное царство мрамора и бронзы. Неизвестно, когда и каким будет следующее. Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей. Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий.
/ Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают. Это девушка с кувшином на голове, женщина, лежащая на земле с ребенком, а также мать, обнимающая своих дочерей и особа с мужем и детьми. По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ167 2) графический эскиз из ГРМ158 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)168 4) 1-й графический эскиз из ГТГ169 5) живописный эскиз из ГТГ170 6) графический эскиз из МИХМ171 7) 3-й графический эскиз из ГТГ172 8) живописный эскиз из ГРМ173. Художник использует цветовые и световые контрасты, умело объединяет группы людей. Узнав о том, что в Помпеях было открыто хорошо сохранившееся здание публичных бань (терм), Александр получил от неаполитанского короля позволение делать обмеры и зарисовки любых заинтересовавших его архитектурных сооружений, обнаруженных при раскопках32. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. Летом 1834 года картина «Последний день Помпеи» была отправлена из Франции в Санкт-Петербург14, где Демидов преподнёс её императору Николаю I. В августе 1834 года картина была помещена в Эрмитаже, а в конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения151617. 29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава».
Интересные сочинения по картинам
Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе. Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл.
На картине вам не удастся найти главного героя. Старик обратил взгляд в небеса, к своему Богу, возможно он его спасет. Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова.
Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи
Там Брюллов посещает мастерскую итальянского художника и в течение 4х лет копирует «Афинскую школу» Рафаэля, причем в натуральную величину все 50 фигур. Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции». Приходилось все время стряхивать с себя пепел иначе человека моментально засыпало и тем, кто присел отдохнуть, подняться уже не было никакой возможности.
Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»). 1799 – Родился в Петербурге в семье академика орнаментальной скульптуры Павла Брюлло. 1809 – 1821 – Учился в Академии художеств. 1822 – На средства Общества поощрения художников отбыл в Германию и Италию. 1823 – Создал «Итальянское утро». 1827 – Написал картины «Итальянский полдень» и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя». Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»69. Почему. На верхней площадке— там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»148.
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ (история одной картины)
Итальянцы испытывали восторг, видя, как глубоко русский художник прочувствовал историческую трагедию, с какой кропотливостью, вовлеченностью выписал мельчайшие детали произведения. В июле 1827 года Карл Брюллов, наконец, отправился в путешествие из Рима в Неаполь4. Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель.
Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей. Помпея была так хороша, что на летние месяцы сюда приезжали отдыхать римские владыки. Художник, собирающий свои инструменты – это и есть автопортрет Брюллова. Расчищая от налета пыли, пепла, грязи и земли территорию, археологи находят большое количество предметов, а сам город сегодня является музеем под открытым небом.
Картина Последний день Помпеи (1830-1833)
Доминирующий цвет на картине – красный. Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»105. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья.
Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе91. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими. Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу.
Реставрация картины Последний день Помпеи
История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». Это называется «КЛАССИЦИЗМ». Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года. Герои спасаются и принимают христианство. Были ли христиане в Помпеях.
Плиний Старший был тогда адмиралом местного флота, должность, которую он получил за свои научные заслуги была легкой. При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила. В тот последний день нескольких прибрежных городов погибло порядка 5 тысяч человек. В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи».
- Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- 7 интересных фактов о «Последнем дне Помпеи» Карла Брюллова
- Центральная и левая часть холста
- На стыке классицизма иромантизма
Автор в картине отказался от многого, что было ему дорого в ранних эскизах.
Только к осени 1833 года работа была завершена75. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»190. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. Несомненно, что Брюллов многому научился у Рафаэля, умению организовывать большой холст. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет». Находившееся сначала в Академии художеств, а затем, с 1851 года, в Эрмитаже, это полотно было доступно в качестве образца новому поколению художников19.
- Самое интересное в виде мозаики
- Брюллов-театральный постановщик
- ЗАСТЫВШАЯ ТРАГЕДИЯ: О КАРТИНЕ КАРЛА БРЮЛЛОВА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Металлические рамки для фотографий
Много труда и подлинного вдохновения вложил он в свое творение. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением— «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать». В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения».
Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому. По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»125. По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ95.
Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»48119. Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины— упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»128119. Вот таким образом точное число погибших оценить невозможно. Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи».
- Металлические рамки для плакатов
Дело в том, что натурой для всех этих персонажей послужила одна и та же дама – та самая графиня Самойлова. Но, увы, – поздно: смерть настигла их на самом пути. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Неподалёку от них стоит христианский священник. Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»179.
Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света. Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень94. На картине графиня нарисована в трех образах: женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) – в центре полотна и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины. В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй.
«Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже. В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели. Россия торжествовала. В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение. Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня— Юлия Самойлова46.
Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. Немощная мать – убеждает сына не обременять себя, а отец семейства последним в жизни движением пытается укрыть своих близких. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ120. Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. Сохранились многие рисунки извержений разных веков. По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни.
В 1851 году картина «Последний день Помпеи», хранившаяся до этого времени в Академии художеств, была перемещена в только что построенное здание Нового Эрмитажа, где она находилась в зале русской школы19107. К счастью, они спасаются. Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. » Другого живописца— Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, — картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»31.
Языческий жрец, который убегает и пытается спастись, забыв о том, что должен молить богов о милости. Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18. Нам открылась откопанная часть сего несчастного города. Сыновья, которые уносят своего отца.
Владелец картины, А. Н. Трагически мрачен день катастрофы. Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67. Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14.
В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»36. И лишь немногим удалось спастись. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти. Его там просто нет.
в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»707. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину.
К тому же слова итальянского мастера еще больше подстегнули молодого и амбициозного русского гения в стремлении раз и навсегда покорить Европу и в особенности самодовольных итальянцев. Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. На её лице изображено смирение, принятие неизбежной смерти.
Сохранилось два письма, написанных им историку Тациту, в которых он рассказывает о гибели своего дяди Плиния Старшего известного естествоиспытателя и собственных злоключениях. Он (К.
Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой82 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»83. Губительным силам природы Брюллов противопоставляет духовное величие и красоту человека. Обмеры терм были закончены в 1826 году37. Создавались произведения искусства, связанные с этой темой. Исследователь его творчества Юрий Лотман выделил три главные мысли «восстание стихии — статуи приходят в движение — народ (люди) как жертва бедствия».
Подобное использование драпировок демонстрирует хорошее знакомство Брюллова с шедеврами античного искусства более того, в ряде первоначальных набросков к «Последнему дню Помпеи» просматривается непосредственное влияние искусства вазописи31. По традиции золотые медалисты уезжали в Италию на стажировку. Каждый образ на картине уникален. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. 7. Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи».
На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». «Последний день Помпеи» (описание картины и ее восприятие итальянцами можно выразить одним словом – триумф) стал шедевром для жителей страны. Извержение он видел издали:«Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. Две фигуры, сын, уговаривающий мать встать и бежать дальше, взяты из писем Плиния Младшего. Картины очень четко прописывает разнообразное поведение людей перед лицом надвигающейся смерти. Брюллов считается основателем «итальянского жанра» в русской живописи. В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план. Брюллов поместил сцену с Плинием на полотно «как пример детской и материнской любви», несмотря на то что бедствие застигло писателя и его семью в другом городе – Мизенах (около 25 км от Везувия и около 30 км от Помпеев).
В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные— юноши»137.
В то время они были гонимы и неизвестно дошла ли новая вера до провинциального курорта. Популярность картины и её автора стремительно росла: писатель Николай Рожалин сообщал, что в Риме «важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии», «весь город стекался дивиться ей»9. Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет.
Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)164165. Анны 3-й степени. Места утрат красочного слоя заполнены реставрационным грунтом и тонированы акварелью. В начале января 1836 года99 (по другим данным, в конце декабря 1835 года100) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев. Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе».
По мнению поэта Алексея Константиновича Толстого, Брюллов считался «лучшим живописцем в Риме». Но были третьи – зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне.
А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок. Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа84 и другие. Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. Действительно, она может служить учебником по живописи, если её разбирать внимательно. В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия.
Например, разрушения Содома или египетские казни. В центре полотна находится распростертая фигура убитой молодой женщины, как будто именно ею К. Брюллов хотел символизировать гибнущий античный мир (намек на такое истолкование встречался уже в отзывах современников). По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского109110. Работу над картиной «Последний день Помпеи» проводила группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Ирина Корнякова, Александр Минин и Евгений Солдатенков116117. Брюллов так увлекся, что сам участвовал в раскопках. Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года.
Упавших затаптывали идущие следом. Брюллову удалось передать трагическую участь жителей и их неминуемую гибель. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока.
Священник— «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»143.
Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству.
Критики дружно бранили Брюллова. Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). В том же письме Сильвестр Щедрин сообщал, что среди прибывших в Неаполь был и Карл Брюллов, но, по его словам, «лишь Брюллов явился ко мне, то, как насмех, стихший вулкан перестал вовсе куриться и он, пробыв дня четыре, возвратился опять в Рим»6061. В Лондоне картину увидел писатель Эдвард Бульвер-Литтон, позже написавший под впечатлением от полотна свой роман «Последние дни Помпеи». Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю.
В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод— «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно. Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»97. В этом Гоголь видел главную идею картины.
Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным. По словам самого Брюллова, которые цитировал в своих воспоминаниях скульптор Николай Рамазанов, «надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века». Так, в 1834 году была опубликована статья Гоголя, посвященная картине.
Ей точно не хватает музыкального сопровождения в духе «Кармины Бураны». Итак, после долгого эскизирования, Брюллов написал картину и уже в Италии она вызвала колоссальный интерес. Чувство сопереживания, охватывающее нас перед картиной, сродни тому, что мы испытываем в театре, когда происходящее на подмостках трогает нас до слез и слезы эти отрадны сердцу. Гелл и Ганди предположили, что его полное имя — Ариций Скавр (Aricius Scaurus)55, но впоследствии выяснилось, что там был захоронен Умбриций Скавр (Umbricius Scaurus), а усыпальница была воздвигнута его отцом Авлом Скавром (Aulus Scaurus)565758. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину.
Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)30, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санквирико31. Испуганное животное пытается избавиться от мешающего наездника, чтобы умчаться прочь от опасности. Еще в 1828 году он подчеркивал, что скелеты «найдены были в таком положении», а изображенные им вещи «все взяты мною из музея» и что он следует «нынешним антиквариям» (то есть археологам). «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. Брюллов написал почти всё не так как полагалось. В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»74.
Люди скорее бегут от пожара. Одна из главных загадок, которую можно обнаружить на полотне, это присутствие на картине нескольких одинаковых женских лиц. Кроме этого Брюллов вдохновился оперой Паччини «Последний день Помпеи», которую он видел в Италии. Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи. Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году.
ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). Молодые люди пытаются вынести старика и уберечь от надвигающейся природной стихии. «Я ответил, что спасусь только вместе с ней беру ее под руку и заставляю прибавить шагу», – рассказывал Плиний. Тьма, абсолютно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми.
Рядом с разрушающимися постройками в правом краю полотна можно увидеть человека на лошади. Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами. Лишь в 1830 году Брюллов приступил к написанию большой картины. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»7677.
Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»6364. Его живопись становится прозрачнее, колорит картин напряженнее, краски свежее. Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. Возможно именно это обстоятельство, а также нелестный прием картины Итальянский полдень и необходимость оправдываться, заставили художника принять решение, которое привело к крутому повороту в его судьбе. 3175)156. Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет. Вокруг рушатся здания.
Вспышки молний освещают лишь передний план. Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. Оплакивающий ее младенец – это аллегория нового мира, символ не иссякающей силы жизни.
Извержение он видел издали: «Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. Но кому именно они молятся. Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника». Прозрачные одежды героев картины падают «струящимися складками», которые дают возможность явственно обрисовать контуры их фигур при этом характер складок одежды свидетельствует о душевном состоянии действующих лиц.
Редкий случай – общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», – Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Каменные блоки из которых состояли здания, также стремятся упасть на землю. Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв. Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус. Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма.
В 1834 году состоялась «презентация» картины в Петербурге. Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет». Каждый большой художник нарушает существующие правила. К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло.
Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы. Плиний вспоминал, как они с матерью выбирались из Мизен в разгар землетрясения, а на город надвигалось облако вулканического пепла. В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»180. Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. У него совсем не такая толпа, как на улице. Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника— в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»175176.
И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. У автора ушло 3 года для того, чтобы полностью продумать и изобразить все его замыслы. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна.
Она стала первой заказчицей картины. Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний. Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас134. Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова46. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты. Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»47 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины48. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых.
Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»85. Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью. В 1851 году картина поступила в Новый Эрмитаж19, а в 1897 году была передана в создаваемую в то время коллекцию Русского музея императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей)12. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. Исследователь диагональных композиций, художник и теоретик искусства Н. Тарабукин писал: «Содержанием картины, построенной композиционно по этой диагонали, нередко является то или другое демонстрационное шествие».
Весть об этом событии быстро распространилась по Италии: чтобы быть свидетелями этого зрелища, многие иностранцы, находившиеся в Риме, поспешили в Неаполь. Люди остаются людьми, мужественными и милосердными, даже в таком ужасном положении. По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»81. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль. Для Брюллова поддержка писателя была чрезвычайно важна— не только тем, что историческая концепция его картины была признана историческим романистом, но и потому, что тем самым он получил признание писателя романтического направления, сумевшего понять глубокий смысл полотна72.
Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе. Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие. Молодой человек, уговаривающий свою мать встать и продолжить бегство. Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. Гоголь восторгается этим произведением. Каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины. Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего.
Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков». Некогда великолепные статуи девушек падают на несчастных жителей Помпеи. По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины121. Даже сейчас у современного человека слово «гибель» тут же ассоциативно потребует слова «Помпеи», а фраза: «У меня вчера была просто гибель Помпеи» понятна и метафорически укажет на масштаб неприятностей, пусть то прорвало фановую трубу и затопило соседей. Нам эта история особенно хорошо известна по картине Карла Брюллова, которую можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга.
Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи. На лица, на тела и одежды людей Брюллов смело «бросал» отблески молнии, сталкивал в резких контрастах свет и тень. Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»143.
Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. Весной 1828 года снова начал проявлять свою вулканическую активность Везувий. По словам Эры Кузнецовой, «только в результате напряжённой работы художнику удалось передать то величие и красоту чувств, которые и по сей день пленяют нас»123.
Это знатное семейство удалялось на колеснице, надеялось спастись поспешным бегством. Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай».
Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие».