Описание Картины Последний День Помпеи Карла Брюллова

Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

– лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. И наконец, его замысел был воплощён. Авторский лак полностью восстановлен путём регенерации парами спирта.

В Помпеи Брюллов попал в 1827 году вместе с графиней Марией Григорьевной Разумовской. По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции». Любопытно сравнить два момента трактовки сюжета.

Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей. Это весьма шокирует почтенных членов «Общества поощрения художников» и они лишают Брюллова стипендии. Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года52: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи».

И впрямь похожий сюжет: стихия (наводнение) бушует, памятник оживает испуганный Евгений бежит от стихии и памятника. Лотман пишет еще и о направлении взгляда Пушкина: «Сопоставление текста с полотном Брюллова раскрывает, что взгляд Пушкина скользит по диагонали из правого верхнего угла в левый нижний. Дети, обнимающие мать, преклонили колени. Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника— в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»175176. – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств. Художник писал портреты итальянской знати и своих соотечественников. Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год).

Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »78 Писатель Николай Рожалин в письме к литературному критику Степану Шевырёву от 25 августа 1833 года сообщал: «У нас в Риме важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии. Каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины. Обилие красок освещает ужас всего происходящего.

Картина принесла Брюллову мировую известность. Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно8814. И над ними — три прекрасных лица, две молодые женщины и художник. Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна.

Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе91. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»181.

В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи». Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент. Это называется «КЛАССИЦИЗМ». Одежда людей чистая, на ней не видно крови. Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков».

Но мастер вносит много нового в искусство, нарушает принятые правила, отчего полотно только выигрывает. Известно, что он одевал натурщиков в костюмы к спектаклю. В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры. «Последний день Помпеи» (описание картины и ее восприятие итальянцами можно выразить одним словом – триумф) стал шедевром для жителей страны. По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Александрии»127.

И лишь немногим удалось спастись. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Шесть лет над монументальным плотном работал Карл Брюллов. Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока.

Характеристика и 
описание картины 
Брюллова Последний

Характеристика и описание картины Брюллова Последний день Помпеи

В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет».

Несомненно, что Брюллов многому научился у Рафаэля, умению организовывать большой холст. В 1828 году Карл Брюллов завершил работу над копией фрески Рафаэля «Афинская школа», которая находилась в Ватиканском дворце. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств.

Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас134. Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня— Юлия Самойлова46. Действительно, она может служить учебником по живописи, если её разбирать внимательно. Им некому помочь. Брюллов так увлекся, что сам участвовал в раскопках. Молодой художник не подозревал о фатальности поездки.

В июле 1827 года Карл Брюллов, наконец, отправился в путешествие из Рима в Неаполь4. Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц. Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года. По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»105. И один из наиболее эмоциональных персонажей – молодой юноша, который держит на руках погибшую любимую. Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе.

К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»151. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне4853. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением— «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать». Напитавшись впечатлениями от увиденного на месте разрушенного Везувием некогда процветавшего города Помпеи, молодой автор создаёт шедевр мирового изобразительного искусства, грандиозное полотно «Последний день Помпеи». Картина создавалась в течение 3-х лет.

Например, разрушения Содома или египетские казни. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. В письме к Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата.

Картина «Последний 
день Помпеи»: описание

Картина «Последний день Помпеи»: описание

Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). Исследователь диагональных композиций, художник и теоретик искусства Н. Тарабукин писал: «Содержанием картины, построенной композиционно по этой диагонали, нередко является то или другое демонстрационное шествие». Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»68. Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи». О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран.

Доминирующий цвет на картине – красный. Это соотвествует основной композиционной оси картины. Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой82 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»83. Вот таким образом точное число погибших оценить невозможно. Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок.

Картина «Последний 
день Помпеи», 1833, 
Брюллов

Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов

Кроме этого она экспонировалась в Милане и Лондоне. Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому. Тьма, абсолютно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми. По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни. Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «По правую сторону упавшей женщины— жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»128131. Каждый большой художник нарушает существующие правила.

В это в время Брюллова посещает писатель Стендаль. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Сохранились многие рисунки извержений разных веков. По словам самого Брюллова, которые цитировал в своих воспоминаниях скульптор Николай Рамазанов, «надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века». Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи.

По поводу столь длительной и тщательной подготовки к написанию «Помпеи» художник Александр Иванов писал – «Долго зрела композиция в голове его, чертил он ее в альбомах своих и, наконец, решил ее в огромной величине. Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики». По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монументальной эпопеи»13. Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14.

Описание картины 
последний день помпеи

Описание картины последний день помпеи

Демидов решил везти её в Париж на Салон, где она тоже получила золотую медаль. Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. Стержень этот. Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. Анны 3-й степени. Надо сказать, что раскопки начались формально 22 октября 1738 года по указу неаполитанского короля Карла Третьего их проводил инженер из Андалусии Роке Хоакин де Алькубьерре с 12 ю рабочими и это были первые в истории археологические системные раскопки, когда делались подробные записи всего, что найдено, до этого в основном были пиратские методы, когда выхватывались драгоценные предметы, а остальное могло быть варварски уничтожено.

Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие. 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16. Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. На верхней площадке— там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»148.

Сочинение по картине 
Последний день Помпеи 
Брюллова

Сочинение по картине Последний день Помпеи Брюллова

Брюллов написал почти всё не так как полагалось. Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв. Работу над картиной «Последний день Помпеи» проводила группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Ирина Корнякова, Александр Минин и Евгений Солдатенков116117. При этом Брюллов доводил себя до изнеможения.

За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком. Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году. На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. Извержение он видел издали: «Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас. У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши.

Вокруг рушатся здания. Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова46. Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид— детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)139. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии. Весь город стекался дивиться ей»9. Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи. С 1825 по 1828 год он работал над копией «Афинской школы» Рафаэля— этот заказ, который дал художнику важный опыт работы над многофигурной композицией, был предложен ему русским посольством в Риме, обещавшим заплатить за него 10 тысяч рублей41.

«Последний день 
Помпеи»: классический 
шедевр русского

«Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова

Паникаи отчаяние перед величием природы отражена в глазах персонажей картины. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже. Брюллову удалось передать трагическую участь жителей и их неминуемую гибель. Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода. Нам открылась откопанная часть сего несчастного города. Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова.

Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. Гелл и Ганди предположили, что его полное имя — Ариций Скавр (Aricius Scaurus)55, но впоследствии выяснилось, что там был захоронен Умбриций Скавр (Umbricius Scaurus), а усыпальница была воздвигнута его отцом Авлом Скавром (Aulus Scaurus)565758. Находит слова, воссоздающие реальный образ картины, ее краски, свет, пластическую красоту.

Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ). Еще в 1828 году он подчеркивал, что скелеты «найдены были в таком положении», а изображенные им вещи «все взяты мною из музея» и что он следует «нынешним антиквариям» (то есть археологам). Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). Он посещает раскопки. Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. Эти валы были сделаны из фанеры на деревянном каркасе, которая была обтянута искусственной замшей112113.

Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года. Художник Михаил Железнов в своих более поздних воспоминаниях писал, что Карл Брюллов рассказывал ему о том, что в Неаполе он встретился с Анатолием Демидовым, который и повёз его в Помпеи. Гоголь назвал Брюллова «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства», картину же его считал «одним из ярких явлений XIX века» и связывал именно с ней «светлое воскресение русской живописи». Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец.

Описание картины 
«Последний день 
Помпеи»

Описание картины «Последний день Помпеи»

Его живопись становится прозрачнее, колорит картин напряженнее, краски свежее. Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67. В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»180. Поскольку она слепа, то легко находит дорогу впотьмах. Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов. Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову.

После этого художник начал изучать исторические документы. Трагически мрачен день катастрофы. При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила. Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло.

Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины— упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»128119. Действие развивается, уходя вглубь полотна: с колесницы упал мужчина, которого увлекают испуганные кони. – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева.

Народ, гонимый страхом, Под каменным дождем, под воспаленным прахом, Толпами, стар и млад, бежит из града вон (III, 332). Это краткий пересказ картины, многофигурной и сложной композиционно, совсем не маленькое полотно, в те времена оно было даже самой большой картиной, что уже поражало современников: масштаб картины, соотнесенный с масштабом бедствия. Наша память не может впитать всё, её возможности не безграничны, такую картину можно рассматривать не единожды и каждый раз что-то увидеть еще. Но кому именно они молятся. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. В этом Гоголь видел главную идею картины. Обилие красок освещает ужас всего происходящего. Жених уносит бесчувственную невесту. По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины121. Лицом к лицу сталкиваются люди с божественной стихией, котарая передана художником игрой светотени. На фоне катострофы прослеживается тема самого дорого, что остатся у несчастных людей – это их сплочнная любовь друг к другу.

Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. Сыновья спасают старика отца, несут его на плечах. Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»6364. Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю.

Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна. Люди скорее бегут от пожара. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года. В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro».

Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развитие человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей— художник попытался изобразить народ. Летом 1834 года картина «Последний день Помпеи» была отправлена из Франции в Санкт-Петербург14, где Демидов преподнёс её императору Николаю I. В августе 1834 года картина была помещена в Эрмитаже, а в конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения151617. Хотя систематические раскопки Помпей начались в 1748 году, они продолжались и в начале XIX века27. Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху.

Не случайным мне кажется и изображение самого художника. Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Даже сейчас у современного человека слово «гибель» тут же ассоциативно потребует слова «Помпеи», а фраза: «У меня вчера была просто гибель Помпеи» понятна и метафорически укажет на масштаб неприятностей, пусть то прорвало фановую трубу и затопило соседей. Нам эта история особенно хорошо известна по картине Карла Брюллова, которую можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга. Что же выделил и запомнил Пушкин. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. Мы видим как все люди равны перед стихией, как все они обречены.

Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»). К счастью, они спасаются. Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». Приняв это предложение, 16 августа 1822 года братья покинули Петербург и отправились в зарубежную поездку— сначала в Германию, а затем, в 1823 году, в Италию, где они поселились в Риме212223.

Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких. Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение. Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова— будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели.

Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет. Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом31. Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. Критики дружно бранили Брюллова.

Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре.

25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе». Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri). Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»161. Историки утверждают, что по картине Брюллова можно изучать древнеримскую культуру.

Описание картины 
Брюллова «Последний 
день Помпеи»

Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи»

Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю. Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях96. Не случайным мне кажется и изображение самого художника.

Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты. Многие известные деятели культуры того времени восхищались картиной. Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины. Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». В том же письме Сильвестр Щедрин сообщал, что среди прибывших в Неаполь был и Карл Брюллов, но, по его словам, «лишь Брюллов явился ко мне, то, как насмех, стихший вулкан перестал вовсе куриться и он, пробыв дня четыре, возвратился опять в Рим»6061. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие».

Тайны «Последнего 
дня Помпеи»: Кого 
из современниц Карл

Тайны «Последнего дня Помпеи»: Кого из современниц Карл Брюллов изобразил на картине четырежды

Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского109110. Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет.

В 1851 году картина «Последний день Помпеи», хранившаяся до этого времени в Академии художеств, была перемещена в только что построенное здание Нового Эрмитажа, где она находилась в зале русской школы19107. Тем не менее, наряду с эскизами, эти наброски дают дополнительную информацию о работе Брюллова над композицией полотна, а также над расположением отдельных групп154. Священник— «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»143. В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения». В те времена старались подражать творениям старых мастеров, умевших показать идеальную красоту человека. В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»143.

Описание картины 
Карла Брюллова Последний 
день Помпеи

Описание картины Карла Брюллова Последний день Помпеи

Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»48119. Они заглушают его своею красотою».

Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. Настоящие археологические раскопки канувших в Лету местностей начались лишь в 1748 году, то есть за 51 год до рождения самого Карла Брюллова. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна.

Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено. В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13. «Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия.

«Последний день 
Помпеи» картина 
Брюллова

«Последний день Помпеи» картина Брюллова

Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»106. На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »101102 Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)102.

Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Гоголь ухватил в своей вдохновенной статье, посвященной картине, секрет её популярности : «Его произведения первые, которых могут понимать (хотя неодинаково) и художник имеющий высшее развитие вкуса и не знающий, что такое художество» И впрямь, гениальное произведение понятно всем и в тоже время человек более развитый откроет в нем еще иные плоскости другого уровня. Пушкин написал стихи и даже набросал на полях эскизно часть композиции картины. Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламяШироко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется — с шатнувшихся колоннКумиры падают. Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара.

Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии. Большинство из них погибло от горячей вулканической массы, другие задохнулись от ядовитых испарений и пепла. В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные— юноши»137.

Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми24. Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей. Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина.

Популярность картины и её автора стремительно росла: писатель Николай Рожалин сообщал, что в Риме «важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии», «весь город стекался дивиться ей»9. Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. 1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)114.

На её лице изображено смирение, принятие неизбежной смерти. Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей и игрок в паллону Доменико Марини86, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне— в Новгородском музее-заповеднике)144145K 3. В то время они были гонимы и неизвестно дошла ли новая вера до провинциального курорта. Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов.

Сохранились многие рисунки извержений разных веков. Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова— «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень94.

Художник словно бы откликался на слова Пушкина: «Прекрасное должно быть величаво» Заканчивая картину, художник особо заботился об ее исторической достоверности. Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»183. Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» мы начинаем с рассказа о многолетней подготовительной работе художника, которая шла три года. Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы. Помпея была так хороша, что на летние месяцы сюда приезжали отдыхать римские владыки. Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»47 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины48.

Виной — соблазнительное морское побережье и плодородные земли. «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова. По мнению поэта Алексея Константиновича Толстого, Брюллов считался «лучшим живописцем в Риме». Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»134.

Сочинение по картине 
Брюллова Последний 
день Помпеи (описание)

Сочинение по картине Брюллова Последний день Помпеи (описание)

Он вживался в эпоху с дотошностью и бережностью археолога: из пяти с лишним лет на создание самого полотна площадью 30 квадратных метров ушло всего 11 месяцев, остальное время заняла подготовительная работа. Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра.

Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова. Картина знакома мне с детства, когда-то, еще в художественной школе мы разбирали её целый урок именно на примере «Последнего дня Помпеи» педагог рассказывала про основные живописные приемы, которые использовал художник.

Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. По некоторым данным, при написании лежащей женщины Брюллов использовал образ графини Юлии Самойловой129. Неизвестно, когда и каким будет следующее. Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу.

Среди персонажей шедевра присутствует и приверженец христианской веры, которого легко узнать по кресту на груди. Толпа беглецов. Впечатленный Брюллов практически сразу взялся за работу, причем, весьма серьезно и основательно. Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. Обмеры терм были закончены в 1826 году37. Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. Прозрачные одежды героев картины падают «струящимися складками», которые дают возможность явственно обрисовать контуры их фигур при этом характер складок одежды свидетельствует о душевном состоянии действующих лиц.

Только к осени 1833 года работа была завершена75. М-7267. Г-176)160. Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма. Богатые римляне стали возводить здесь виллы и летние дворцы. Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка». В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй.

Последний день Помпеи – История картины

Опыт копирования многофигурного произведения оказался очень ценным для построения композиции картины «Последний день Помпеи». Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет».

Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. Происшествие сие, рассказанное самим Плинием в письме к Тациту, случилось в Capo di Miseno, но художник, помещающий на саженной холстине Помпею и Везувий, отстоящий на пять миль от оного, может перетащить и из-за 80 миль пример детской и материнской любви, так кстати тут своею противоположностью прочим группам»128131132. По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»86. Ж-5081)161162.

Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»190.

Сочинение-описание 
картины Последний 
день Помпеи Карла

Сочинение-описание картины Последний день Помпеи Карла Брюллова

Каждый образ на картине уникален. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий.

В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»71. Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. Художник использует цветовые и световые контрасты, умело объединяет группы людей. В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль.

На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали. В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»142119. Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники108. Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили.

Последний день Помпеи 
Карла Брюллова

Последний день Помпеи Карла Брюллова

Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья, — и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью.

27 октября 1834 года от чахотки умер младший брат Карла, начинающий художник, воспитанник Академии Иван Брюлло, которому было около 20 лет. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. Тем не менее, по мнению искусствоведа Магдалины Раковой, на полотне эта группа выглядит застывшей и неподвижной136. Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей.

Композиция картины: 
сочетание романтизма 
и классицизма

Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма

Искусствовед Алла Верещагина писала, что малыш с золотыми кудрями занимает композиционный центр полотна, а его мать— в ярко-жёлтом одеянии с синим шарфом— представляет собой колористический центр картины. Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18. Его там просто нет.

Создавались произведения искусства, связанные с этой темой. в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»707. Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться. Испанский приятель уговаривает Гая и его мать бежать, а они мешкают, думая дождаться возвращения дяди. Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу. Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. Гоголь, кстати, сравнивал картину с оперой, видимо почуствовал «театральность» мизансцены.

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Упавших затаптывали идущие следом.

Анализ картины «Последний 
день Помпеи»

Анализ картины «Последний день Помпеи»

По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»81. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти. Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон. Три года велась работа над огромным полотном. Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»6667.

Сейсмологи поражаются тому, с какой убедительностью изобразил он землетрясение: глядя на разрушающиеся дома, можно определить направление и силу подземного толчка (8 баллов). Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа84 и другие. По некоторым предположениям именно Александр мог подсказать своему брату сюжет для его будущей картины изображающей гибель Помпей37. И далее: «Зритель картины в данном случае занимает место как бы среди толпы изображенной на полотне». Действительно, нас необыкновенно захватывает происходящее, Брюллову удалось сделать зрителя сопричастным событиям максимально. По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную».

О сюжете картины 
«Последний день 
Помпеи»

О сюжете картины «Последний день Помпеи»

Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»69. Но Брюллов, стараясь придерживаться документальной достоверности событий, внес в свое произведение и скрытый смысл. Какой-то крупный купец увез Брюллова в Милан и долгое время там лечил.

В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»36. Молодой человек, уговаривающий свою мать встать и продолжить бегство. Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались.

Сочинение описание 
картины Брюллова 
Последний день Помпеи

Сочинение описание картины Брюллова Последний день Помпеи

Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи. С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью85.

В тот последний день нескольких прибрежных городов погибло порядка 5 тысяч человек. В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи. Подобное использование драпировок демонстрирует хорошее знакомство Брюллова с шедеврами античного искусства более того, в ряде первоначальных набросков к «Последнему дню Помпеи» просматривается непосредственное влияние искусства вазописи31. Выразить это «новое чувство», создать новый образ античности – не отвлеченно-музейный, а целостный и полнокровный, стремился художник в своей картине. Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи».

Описание настроения 
картины Последний 
день Помпеи

Описание настроения картины Последний день Помпеи

Мать стремится укрыть детей. 15734, также из собрания Остроухова)156157. На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв.

Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия. На деле город был уже окутан смогом, невозможно было дышать, в романе у Бульвер-Литтона героев, влюбленную пару, спасает рабыня, слепая от рождения. Рядом с лошадью расположилась толпа. Конечно, такая работа требовала много времени.

Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)30, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санквирико31. Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. Обнадеживающее послание художника читается не на уровне сюжета картины, а на уровне ее пластического решения. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими. В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина— чудо.

«Последний день 
Помпеи»: история 
создания картины

«Последний день Помпеи»: история создания картины

По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ167 2) графический эскиз из ГРМ158 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)168 4) 1-й графический эскиз из ГТГ169 5) живописный эскиз из ГТГ170 6) графический эскиз из МИХМ171 7) 3-й графический эскиз из ГТГ172 8) живописный эскиз из ГРМ173.

Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Вспышки молний освещают лишь передний план. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину.

Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Исследователь его творчества Юрий Лотман выделил три главные мысли «восстание стихии — статуи приходят в движение — народ (люди) как жертва бедствия». Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)155.

Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»179.

Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус. Каменные блоки из которых состояли здания, также стремятся упасть на землю. Почему. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата.

Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»85. Среди них— один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв. У него совсем не такая толпа, как на улице.

В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план. Извержение Везувия. Паникаи отчаяние перед величием природы отражена в глазах персонажей картины. Россия торжествовала. Однако Брюллов тоже противопоставляет языческой вере и гибели язычников веру христианскую. Эта часть Помпей была в 1820-е гг.

Некогда великолепные статуи девушек падают на несчастных жителей Помпеи. Неподалёку от них стоит христианский священник. Кроме этого Брюллов вдохновился оперой Паччини «Последний день Помпеи», которую он видел в Италии. «Мир все же гармоничен в своих основах» – это ощущение возникает у зрителя подсознательно, отчасти вопреки тому, что он видит на холсте. Там Брюллов посещает мастерскую итальянского художника и в течение 4х лет копирует «Афинскую школу» Рафаэля, причем в натуральную величину все 50 фигур.

Возвышаясь над матерью с двумя дочерьми, он находится в самой левой части картины, так что часть его фигуры срезана краем полотна. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова». Изначально эта группа выглядела чрезмерно растянутой, так что в окончательном решении художник изменил принцип её построения127. А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок. Её скорбный и проникновенный взгляд свидетельствует о том, что «ей вдруг до конца ясна стала её судьба, судьба города, всех людей вокруг, она опускает руки, сосуд падает». Брюллов считается основателем «итальянского жанра» в русской живописи.

Старик обратил взгляд в небеса, к своему Богу, возможно он его спасет. Чистого годового дохода он имел два миллиона рублей. Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»48119.

29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава». В 1834 году состоялась «презентация» картины в Петербурге. В начале января 1836 года99 (по другим данным, в конце декабря 1835 года100) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев.

Интерес художника-иностранца к героическому прошлому самобытной Италии лишь подстегивал революционные настроения страны. «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии. Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины.

По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ95. Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках. Узнав о том, что в Помпеях было открыто хорошо сохранившееся здание публичных бань (терм), Александр получил от неаполитанского короля позволение делать обмеры и зарисовки любых заинтересовавших его архитектурных сооружений, обнаруженных при раскопках32. В Лондоне картину увидел писатель Эдвард Бульвер-Литтон, позже написавший под впечатлением от полотна свой роман «Последние дни Помпеи».

Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830г.

Интересные факты 
о картине «Последний 
день Помпеи»

Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»

Есть «эффект присутствия». Карл Брюллов закончил Академию Художеств в 1823 году с золотой медалью.

Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ120.

Брюллов был хорошо знаком с композитором, несколько раз слушал оперу и одалживал костюмы для своих натурщиков. ) Уильям Тернер. Весть об этом событии быстро распространилась по Италии: чтобы быть свидетелями этого зрелища, многие иностранцы, находившиеся в Риме, поспешили в Неаполь. Выйдя за город, мы останавливаемся. К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии. Живший в Неаполе художник Сильвестр Щедрин в письме к своему брату Аполлону от 6 мая 1828 года писал: «Наконец мне удалось увидеть и сделать этюд с натуры: извержение Везувия». Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20.

Работа вымотала художника и вскоре он заболел. Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами. Вверх по ступеням поднимается атлетического сложения помпеянин, поднявший над головой тяжёлую скамью, с помощью которой он пытается защититься от летящих камней. Автопортрет и портреты подруги.

Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». И сделал вполне разумный вывод: Пушкин только что закончил своего «Медного всадника» и увидел то, что ему было в тот момент близко. Виной – соблазнительное морское побережье и плодородные земли.

Где находится «Последний 
день Помпеи»

Где находится «Последний день Помпеи»

Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. Мать обнимает своих двух малых детей, стараясь защитить их собой от молний, молодые парни помогают старику спрятаться в укрытии и несут его на своих плечах, парень старается привести в чувства молодую даму и вместе с ней хочет найти место, куда можно убежать. Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла. Казалось, что город скрылся с лица земли. Прибывшие туда картины и другие экспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора.

Весной 1828 года снова начал проявлять свою вулканическую активность Везувий. 3176). Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы». Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами.

А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь. Сыновья, которые уносят своего отца. Они заглушают его своею красотою»175. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод— «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно. История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. » Другого живописца— Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, — картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»31.

Описание картины 
Последний день Помпеи

Описание картины Последний день Помпеи

По традиции золотые медалисты уезжали в Италию на стажировку. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Художник, собирающий свои инструменты – это и есть автопортрет Брюллова. Художник же, смело подняв глаза, смотрит на небесный огонь: «в роковую минуту он не оставил того, что для него всего дороже, — ящик с кистями и красками»149.

Много труда и подлинного вдохновения вложил он в свое творение. Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4. Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. 1827.

В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»74. Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». Картина воспринималась современниками неразрывной от эпохи, в которой была создана. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского— об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»85. Именно для «совета» со старыми мастерами уже в процессе работы над картиной Брюллов ездил в Венецию и Болонью — в Венеции художник хотел ещё раз повидать творения Тициана и Тинторетто, а в Болонье он на некоторое время задержался, копируя «Святую Цецилию» Рафаэля65. Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника».

При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени92 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года93). Рядом с разрушающимися постройками в правом краю полотна можно увидеть человека на лошади. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»128131. Ей точно не хватает музыкального сопровождения в духе «Кармины Бураны». Итак, после долгого эскизирования, Брюллов написал картину и уже в Италии она вызвала колоссальный интерес. Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства». Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город.

Карл Павлович Брюллов: 
Последний день Помпеи

Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи

Герои спасаются и принимают христианство. Были ли христиане в Помпеях. Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась. Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». На картине вам не удастся найти главного героя. Результаты трудов Александра Брюллова по исследованию помпейских бань были опубликованы в вышедшем в 1829 году в Париже альбоме «Thermes de Pompi»2738. Так, в 1834 году была опубликована статья Гоголя, посвященная картине.

Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»97. Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания. Автор в картине отказался от многого, что было ему дорого в ранних эскизах. / Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают.

Интересные сочинения 
по картинам

Интересные сочинения по картинам

Мать, обнявшая двоих дочерей молодая женщина, насмерть разбившаяся при падении с колесницы, наскочившей на булыжник, вывернутый землетрясением из мостовой люди на ступенях гробницы Скавра, защищающие головы от камнепада табуретами и посудой, – все это не плод фантазии живописца, а художественно воссозданная реальность. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач».

Извержение он видел издали:«Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. Хотя современники-художники прозвали её «яичницей» из-за ярких красок, в основном яркого композиционного центра, мы понимаем, что Италия с её яркими природными красками не могла не повлиять. По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »79 Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»80. Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв. Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)164165.

По словам Эры Кузнецовой, «только в результате напряжённой работы художнику удалось передать то величие и красоту чувств, которые и по сей день пленяют нас»123. Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников.

Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Там же Рамазанов приводил следующее высказывание Брюллова: «Для написания Помпеи мне ещё мало было таланта, мне нужно было пристально вглядеться в великих мастеров»6364. Мы видим как все люди равны перед стихией, как все они обречены. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве.

Девушка рядом несет светильник. Молодые люди пытаются вынести старика и уберечь от надвигающейся природной стихии. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем. У автора ушло 3 года для того, чтобы полностью продумать и изобразить все его замыслы. Мы видели, как море отходит назад земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его.

Рядом ещё один мужчина пытается помочь пожилой даме встать. Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. Группа Плиния с матерью была введена художником под впечатлением свидетельств очевидца извержения Везувия— Плиния Младшего, который описал происходившие события в письме к историку Тациту.

Картина Последний 
день Помпеи (1830-1833)

Картина Последний день Помпеи (1830-1833)

Плиний проплыл мимо Геркуланума, людей на берегу в тот момент можно было еще спасти, но он стремился скорее увидеть извержение во всей красе. Брюллов вынужден был зарабатывать исполнением акварельных портретов. Утверждая, что живопись на протяжении конца XVIII и начала XIX века не произвела ничего «полного и колоссального», постигнув, однако, освещение, придающее силу и единство живописи, Гоголь называл картину Брюллова «полным, всемирным созданием».

Солнце над мертвыми городами – Помпеями, Стабией, Геркуланумом и Октавианумом – показалось лишь 27 августа. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»125. К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло. Она стала первой заказчицей картины. Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину.

Реставрация картины 
Последний день Помпеи

Реставрация картины Последний день Помпеи

По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»72. Некоторые из них смотрят в небо, в надежде, что их истинный бог сможет их спасти и молят о пощаде. Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке.

Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. Места утрат красочного слоя заполнены реставрационным грунтом и тонированы акварелью. Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»191. Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Брюллов так вспоминал свои первые впечатления от посещения Помпеи: «.

Краткое описание 
картины Последний 
день Помпеи Карла

Краткое описание картины Последний день Помпеи Карла Брюллова

Утром на город стала надвигаться черная туча пепла. Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура. Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь.

Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты. Рядом с ними— христианский священник, без страха взирающий на происходящее. 3175)156. Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами.

Последний день Помпеи 
Карла Брюллова: 
2 комментария

Последний день Помпеи Карла Брюллова: 2 комментария

В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»3435. Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. Мать, стоящая на коленях и рядом ее дети, которые ищут у нее помощи. Среди погибших от извержения был Плиний Старший из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы — у Стабии.

Гоголь восторгается этим произведением. Способ восстанавливать предсмертные позы погибших, заливая в образовавшиеся от тел пустоты гипс, был изобретен только в 1870. Отзывы критиков ошеломляли. В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной.

Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года— в частном собрании)166. Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. К счастью, они спасаются. Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла.

Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай». Ему требовалась абсолютная свобода и полная самоотдача в творческой реализации.

Группа женщины с двумя дочерьми, наряду с Плинием и его матерью, одной из первых появилась в рабочих альбомах Брюллова. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий. Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»189. Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству. Отныне, впервые в жизни, он поистине свободен. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города.

Картина эта запоминается, эдакий блокбастер, понятно, что во времена, когда не было кино, она производила неизгладимое впечатление на зрителей. В 1851 году картина поступила в Новый Эрмитаж19, а в 1897 году была передана в создаваемую в то время коллекцию Русского музея императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей)12. Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Поэт Евгений Боратынский написал строки: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днем. » Картина поразила Пушкина и Гоголя.

Кроме этого, значительное влияние на художника оказала другая ватиканская фреска — «Пожар в Борго», созданная Рафаэлем и его учениками. Лишь в 1830 году Брюллов приступил к написанию большой картины. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»7677.

И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция. По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «изображает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»150.

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ 
 (история одной картины)

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ (история одной картины)