Описание Картины Рафаэль Преображение
Картина Рафаэля Санти Преображение Господне: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Картина Рафаэля «Преображение» (описание)
Для «Сикстинской мадонны» характерны сценичность пространства, внутренняя динамика фигур при их внешней статике и симметрии композиции, повторяющиеся линейные ритмы, контрасты нисходящего и восходящего движения. Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. А более ранний (и более эффектный, поскольку более нежный, деликатный) пример вознесения на облаках – «Сикстинская Мадонна».
Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200. Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю. Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро.
Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Он парит в облаках, освещённых его сиянием. Произошло Преображение за 40 дней до Пасхи, однако Православная церковь перенесла торжество на 19 (и 6 по старому стилю) августа, чтобы оно не пересекалось с Великим постом. Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. Западноевропейская живопись гораздо чаще обращалась к событиям Рождества или Распятия.
Преображение – 1518-1520 Рафаэль Санти картины
Назвал он вторую картину«Преображение» (Transfiguration). Два ангелочка изображённые на картине, стали мотивом многочисленных открыток и плакатов. С небес послышался громогласный голос Бога – он сказал, что Иисус приходится ему сыном. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. Важный момент: во-первых, зримое указание на будущее Воскресение. В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году. Преображение от Рафаэля и его мастерской очень шумно.
И здесь – не что иное как желание насытить историю подробностями, т. е. На Западе официальное утверждение празднества относится к XV столетию, хотя в отдельных местностях (например, во французском Туре) его отмечали уже давно. Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610). Санти использовал знаменитую историю из библии. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины.
«Редчайший экземпляр фантастического рисунка великого мастера – при таких данных рекорд был неизбежен и закономерен», – комментирует новую, самую высокую в мире цену на произведения на бумаге Эрве Аарон, президент Салона рисунка и один из законодателей мирового рынка произведений графики. В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо. Христос появляется в вихре белого света. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине»14. Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов.
Описание картины «Преображение»
В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». Все рекорды последнего времени говорят о том, что спрос на шедевры велик. Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух. «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов.
Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией. В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо. В-третьих, здесь есть еще и символическое разведение этапов Ветхого (за который выступают Моисей и Илия) и Нового Завета (начавшегося с приходом Мессии).
Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи. Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. чудом «доказавшего» чудесное, можно пытаться передать в строгой, сдержанной манере иконописи. Под Христом и пророками лежат ослеплённые небесным сиянием Иаков, Пётр и Иоанн, традиционно символизирующие надежду, веру и любовь, в одеяниях соответствующих цветов— зелёного, жёлто-синего и красного.
Всего 4 года спустя те же художественные приемы в собственной интерпретации будет использовать не менее прославленный художник Ренессанса в одном из своих главных произведений: Тициан Вечеллио в «Ассунте» или «Вознесении Марии» — алтарной картине, написанной для венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. Только произведений графического искусства в ней насчитывается более 3 тыс. Но вернемся на Запад, к Рафаэлю. Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы.
Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине»14. 11—12 декабря 1516 года, во время встречи Микеланджело с папой и кардиналом, на которой обсуждался фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, мастеру было предложено написать «Воскрешение Лазаря», от чего он отказался, согласившись, тем не менее, представить эскиз для дальнейшей работы. Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю.
Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора», написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен. Необычное положение Христа дополнительно активизирует эти смыслы. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева).
Преображение Господне: фрески и картины
Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине». Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. Тем не менее и она подступалась к этому сюжету со своим более реалистичным (разумеется, еще условно реалистичным) языком.
Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». 9:37). За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока. Огромный дворец требует серьезных финансовых вложений для его содержания. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала.
Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Для них важно повествование – недаром в ватиканском произведении совмещены последовательные эпизоды Преображения и момент появления бесноватого юноши (которого Христос увидел, «в следующий день, когда они сошли с горы» (Лк.
Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». 17:5). В истории описано, как Христос предстал перед своими учениками в своём настоящем облике. К этой работе можно относиться по-разному – как, собственно и делают.
Сочинение по картине Рафаэля «Преображение Христово»
Женщина изображена в холодных тонах, с голубой накидкой на розовом, залитом солнцем одеянии, в позе figura serpentinata, с плечами и бёдрами, развёрнутыми в противоположных направлениях, напоминающая Леду с утраченной картины Леонардо да Винчи, копию которой Рафаэль делал во Флоренции. Так всякий, кто захочет представить себе и изобразить в живописи божественное преображение Христа, пусть посмотрит на это произведение () И кажется, что художник настолько отождествил себя с собственным своим мастерством, обнаружив в лике Христа все дерзание и всю силу своего искусства, что, закончив его как последнее, что ему было завещано, он потому больше и не прикасался к своим кистям, когда его постигла смерть». Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610). Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи.
Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». За собой сын Господний вёл апостола Иакова, Петра и Ииакима. Рафаэль похоронен в Пантеоне. (Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие.
Шумно потому, что многолюдно. Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя. На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления. В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». До 1984 года рекордная стоимость произведения на бумаге составляла всего 700 тыс. Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева.
Картина рафаэля «преображение» (описание)
С обеих сторон от Иисуса два старца, также парящие в воздухе. Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера.
Для них важно повествование – недаром в ватиканском произведении совмещены последовательные эпизоды Преображения и момент появления бесноватого юноши (которого Христос увидел, «в следующий день, когда они сошли с горы» (Лк. Уже в силу того, что она завершает творческий путь Рафаэля. Все эти люди указывают на Христа их лица полны трепетного волнения. В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио.
Заказать картину «Преображение»
«Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. Рафаэль похоронен в Пантеоне. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой.
Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось. Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух. Всего 4 года спустя те же художественные приемы в собственной интерпретации будет использовать не менее прославленный художник Ренессанса в одном из своих главных произведений: Тициан Вечеллио в «Ассунте» или «Вознесении Марии» — алтарной картине, написанной для венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари.
К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану. Возможность изучить картину получили многие известные художники. При этом свои библейские эскизы он тщательно скрывал и от публики и от своих собратьев-художников. Герцоги Девонширские не в первый раз расстаются с шедеврами подобного уровня. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7.
В Венеции в пяти минутах ходьбы от площади Сан-Марко стоит белоснежная церковь Сан-Сальвадор. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине». Он парит в облаках, освещённых его сиянием. Уже в силу того, что она завершает творческий путь Рафаэля. Он – что соответствует скорее Вознесению – воспарил над землей. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. Такие произведения невольно хочется хвалить, однако рафаэлевский (вкупе с учениками) рассказ о Преображении кажется чересчур многословным, эмоции граничат с театральностью, а герои кажутся слишком экзальтированными.
Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение». Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. (Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие.
Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа). Здесь же, на вершине горы, три апостола, отправившиеся на Фавор вместе с Христом. В этом море света особенно выразительно сияющее лицо Христа. И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте. Тем не менее и она подступалась к этому сюжету со своим более реалистичным (разумеется, еще условно реалистичным) языком.
Рафаэль Санти Преображение: описание
Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. По другой версии это могут быть диаконы Фелициссим и Агапит, принявшие мученическую смерть с папой Сикстом II, поминаемые согласно римскому миссалу в тот же день. В результате транспортировки она была сильно повреждена, а первая реставрация только ухудшила ее состояние. Для «Сикстинской мадонны» характерны сценичность пространства, внутренняя динамика фигур при их внешней статике и симметрии композиции, повторяющиеся линейные ритмы, контрасты нисходящего и восходящего движения. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи5.
На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Пример, который вспоминается едва ли не в первую очередь, – работа Рафаэля, хранящаяся в Ватиканской пинакотеке. В культурно-историческом смысле иконография картины интерпретируется как предназначение её для защиты Нарбонны от повторных нападений сарацин, так как Каликст III объявил 6 августа праздником в честь победы христиан при осаде Белграда в 1456 году.
В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот15. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. «Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. Это пророки Моисей и Илия. Два ангелочка изображённые на картине, стали мотивом многочисленных открыток и плакатов. Эпоха Ренессанса, одним из столпов которой он был, возродила не только интерес к человеку, поставив его в центре вселенной, но и принялась за активное развитие всех сфер его жизни.
Такие, например, как «Диспута» с тем же размежеванием на горнее и дольнее как многолюдная «Афинская школа» или как «Изведение апостола Петра из темницы», драматизм которого построен на жесткой игре света и тени. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины. Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. Так случилось, что «Преображение», начатое в 1518 году, стало последней работой Рафаэля и было закончено в 1520-м уже его учениками, главным образом известным художником-маньеристом Джулио Романо.
А присутствие Илии (взятого на небо в огненной колеснице и связанного с темой воскресения), вероятно, усиливает аллюзии на будущее Воскресение Христа. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ) : он предписывал скупать ценные предметы искусства. Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни. Возможность изучить картину получили многие известные художники. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева).
По мнению антикварного сообщества, эти торги вошли в историю. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10. Но вернемся на Запад, к Рафаэлю. А присутствие Илии (взятого на небо в огненной колеснице и связанного с темой воскресения), вероятно, усиливает аллюзии на будущее Воскресение Христа.
Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была».
придать ей еще большей убедительности. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была». 11—12 декабря 1516 года, во время встречи Микеланджело с папой и кардиналом, на которой обсуждался фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, мастеру было предложено написать «Воскрешение Лазаря», от чего он отказался, согласившись, тем не менее, представить эскиз для дальнейшей работы. Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля.
Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот. Христос появляется в вихре белого света. Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф.
Описание картины Рафаэля Санти «Преображение Господне»
Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей.
Св. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда.
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Шедевр Рафаэля Санти- Преображение Христово
- Преображение Репродукции Рафаэля Санти
- «Преображение», Рафаэль Санти, репродукция
- Преображение Господне (фрагмент)
- Описание Картины Рафаэль Преображение
- Картина Преображение Господне Рафаэля Санти
Рафаэль – ровный художник с узнаваемым стилем, который он не собирался менять. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи.
Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще – просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Чтобы лишь приподнять мистическую завесу чуда, сохранив его тайну в неприкосновенности. На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо.
Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние. 17:5). В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств8.
- Преображение Господне глазами художников
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Записки переводчика с Андреем Десницким
- Рафаэль Санти Преображение Христово
На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока1. Произошло Преображение за 40 дней до Пасхи, однако Православная церковь перенесла торжество на 19 (и 6 по старому стилю) августа, чтобы оно не пересекалось с Великим постом. Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя. В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств.
Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. В истории описано, как Христос предстал перед своими учениками в своём настоящем облике. Важный момент: во-первых, зримое указание на будущее Воскресение. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора», написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света.
- Напишите отзыв о статье Преображение (Рафаэль)
- Отрывок, характеризующий Преображение (Рафаэль)
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- Живой Журнал Олега Алиева: "Геральдика и Жизнь"
В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко. И театра далеко не в последнюю очередь. Такие произведения невольно хочется хвалить, однако рафаэлевский (вкупе с учениками) рассказ о Преображении кажется чересчур многословным, эмоции граничат с театральностью, а герои кажутся слишком экзальтированными. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой.
Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7. Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. Окутывающее его фигуру сияние – то самое «облако светлое» – озаряет остальных персонажей.
Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. Окутывающее его фигуру сияние – то самое «облако светлое» – озаряет остальных персонажей.
Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. Так случилось, что «Преображение», начатое в 1518 году, стало последней работой Рафаэля и было закончено в 1520-м уже его учениками, главным образом известным художником-маньеристом Джулио Романо. У левого ангела внизу картины видно только одно крыло. Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». Чтобы лишь приподнять мистическую завесу чуда, сохранив его тайну в неприкосновенности. Возможность изучить картину получили многие известные художники. Некоторые искусствоведы утверждают, что эти ангелочки опираются на крышку гроба.