Описание Картины Таня Кукрыниксы

Описание картины «Таня (Подвиг Зои Космодемьянской)»

Безнадежность и страх животный, тупой охватил этих недавних вершителей судеб. Так, в «Зинкиных картинках» (1930) все герои и предметы вырезаны из старых газет причем используются не готовые рисунки и фотографии, а текстовая часть газеты. Подобные претензии высказывались и раньше, но в культурной ситуации 1920-х гг.

На пороге стояла пожилая женщина. В 1942 за политические плакаты и карикатуры художники были удостоены Сталинской премии. Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ).

Художники Кукрыниксы: 
состав и биография 
коллектива, картины

Художники Кукрыниксы: состав и биография коллектива, картины

Например, на обложке книги Б. Жукова «Как вооружены капиталисты» (1931), помимо изображений военных кораблей и самолетов, помещены фигуры офицеров в противогазах— незамысловатая метафора обезличенности, бесчеловечности вражеских армий. «С увлечением отдается художник. Коллеги называли его «Моцартом карикатуры». Другое дело—развить то, о чем пишет автор иди даже чего нет, но подразумевается в книге».

По инициативе Горького в 1932 была организована первая выставка Кукрыниксов, к открытию которой Горький напечатал в «Правде» специальную статью. Идеолог объединения Милашевский часто иллюстрировал произведения современной социальной тематики особой популярностью пользовались его рисунки к книге дрессировщика В. Дурова «Мои звери» (1927) и «Кара-Бугаз» К. Паустовского (1932). Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка. Здесь предпочтительнее ошибаться. При этом каждый художник творит и самостоятельно.

О том, как создавалась 
картина Конец Кукрыниксов

О том, как создавалась картина Конец Кукрыниксов

Тупик. Им было гораздо важнее показать, насколько наивно выглядит это открытие сегодня. Организованная в музее небольшая группа ребят.

Так, обложка Вялова к «Небоскребу» Л. -С. При малейшей возможности мы работали.

Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). Дается даже проект стенгазеты, посвященной борьбе с вредителями (правда, судя по рисунку, речь идет не о троцкистах и бухаринцах, а всего лишь о грызунах). Художники яростно спорили и неустанно искали пути для отражения наступившей нови. В тексте говорится всего лишь о девочке, любившей плакать по любому поводу. Они хотели прославить гордое мужество юной героини, заклеймить жестокость палачей. Они служили Родине и прошли всю войну с солдатами в виде плакатов и листовок.

Она разительно отличается от большинства изданий сходной тематики, например, от «Реки» Е. Сафоновой (1930) или «Волги» Н. Свиненко (1930) с их широкими и масштабными панорамами, четкими изображениями кораблей, мостов, подъемных кранов импрессионистически трактованными пейзажами. Хотя эти книги адресованы самым маленьким читателям, неискушенным в вопросах политической истории, в них нет «лобовых» решений, плакатной прямолинейности, художница использует достаточно острые и изощренные композиционные приемы, оригинальные колористические решения. Если у Порет толпа, «революционная масса» не расчленяется на отдельные фигуры, превращается в неуправляемый поток магмы, заливающий улицы, то Л. Попова, А. Петрова, Г. Туганов в иллюстрациях к «Октябрьским песенкам» (1927) берут на себя кропотливый труд, подробно прорисовывая фигурку каждого участника восстания, каждого красноармейца, марширующего на параде. Примерами таких произведениий могут служить и созданный в первые месяцы войны героический плакат на тему о славных боевых традициях русской армии: Бьемся мы здорово, рубим отчаянно, внуки Суворова, дети Чапаева, где над идущими в атаку советскими воинами изображены устремленные вперед фигуры прославленных полководцев и одно из лучших Окон ТАСС Кукрыниксов – Долг платежом красен (Днем фашист сказал крестьянам: Шапку с головы долой. ) и карикатура в Правде – Арапские сказки немецкого верховного командования или Тысяча и одна ложь, где Гитлер был изображен калифом, а Геббельс – в облике Шехерезады (.

  1. Таня (Подвиг Зои Космодемьянской)
  2. Таня (Подвиг Зои Космодемьянской) — Кукрыниксы
  3. Образ Зои Космодемьянской в годы войны
  4. Кукрыниксы «Таня», «Бегство фашистов из Новгорода»
  5. О творчестве художников Кукрыниксы
  6. Картина художников Кукрыниксы «Конец» и её творческая история

Они били по врагу дальнобойными залпами плакатов, обстреливали полчища оккупантов минами и торпедами своих карикатур, забрасывали в их тылы десанты сатирических листовок. В новых условиях диалог с властью был совершенно невозможен. Сталин и В. М. Но не это было главным.

Алфеевский и Лебедева, в отличие от их ленинградских коллег, ни в коей мере не собираются воспевать величие русской природы или разъяснять текущие задачи водного транспорта. «Мы принялись за работу с отвагой первооткрывателей, — пишет начинающий художник об оформлении фантастического рассказа М. Гершензона «Товарищ Метр» (1930). — Нам тогда нравился французский художник Дюфи с его красочной жизнерадостностью, с него и начали.

Они— авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Безвольно повисла рука спящего пьяного офицера. Так, книга Т. Шишмаревой и Е. Шварца «Кино-загадки» (1930) раскрывает некоторые секреты кинопроизводства, речь идет прежде всего о технологии съемки самых эффектных трюков. Художники 1920-1930-х гг. Обстановка военного времени требовала предельной оперативности работы.

Рисовали для газет «Правда», «Окна ТАСС», плакаты, листовки. В них сотрудничали поэты Д. Бедный, Маршак, Лебедев-Кумач, Кирсанов, художники Ефимов, Кукрыниксы, Горяев, Черемных. Кампания по «борьбе с формализмом», развязанная безграмотными функционерами, сломала жизни многих лучших художников и писателей, заставила их уйти из профессии (а иногда и из жизни) или приспосабливаться к унылым канонам социалистического реализма.

Все это Кукрыниксы великолепно почувствовали и поняли. Они разоблачали литературные пороки: скуку, заумь, формализм. В подобной стилистике часто работал и Б. Крюков. они исполняли карикатуры главным образом на литературные темы. Сотрудничество Кукрыниксов с С. Маршаком продолжилось в годы Великой Отечественной войны они вместе создавали «Окна сатиры ТАСС». Площадь. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ).

  • Официальный туристический портал Ивановской области
  • Интегрированный урок МХК и литературы «Война глазами художника» в 8 классе
  • Картина Таня (Подвиг Зои Космодемьянской) – Кукрыниксы
  • Карикатуры художниковКукрыниксов
  • ПлакатыВОВ в творчестве Кукрыниксов
  • Художественный метод Кукрыниксов
  • Значительные работы Кукрыниксов

Следует отметить, что рисунки известных карикатуристов не только смешны изобретательны, полны забавных подробностей, но и изысканны по колориту (иллюстрации печатались в 8 красок. ). «Все трое. Порыв народа первой Страны Советов в стремлении к миру, стройке. И, между прочим, довольно трудно выдумать что-нибудь смешное из головы. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».

», 1941). Позы, жесты, мимика, кисти рук характеризуют состояние персонажей. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др. Вдохновенно и настойчиво трудятся вдумчивые художники над большими живописными полотнами, карикатурой, плакатом, книжной иллюстрацией и даже над скульптурным портретом, добиваясь в каждом виде искусства высоких результатов.

Например, несколько схематизированные, диагонально построенные композиции к «Центру тяжести» А. Абрамова (1931) наглядно демонстрируют читателям сущность законов физики. В рисунках Усто-Мумина (А. Нельзя научить человека быть остроумным, веселым. Кукрыниксы просто не могут иначе: изобразительная метафора — родная речь их карикатур.

Он вошел в жизнь советских людей, как призывные повестки и затемненные окна. др. ). Самыми заметными были: серия сатирических портретов «Лицо врага», объединявшая выразительные возможности плаката и станковой живописи, триптих «Старые хозяева» иллюстрации к собранию сочинений Гоголя и произведениям Горького, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, а также многочисленные плакаты военных лет.

  1. Выставки и наследие Кукрыниксов
  2. Творческий путь Михаила Куприянова
  3. Творческая биография Николая Соколова
  4. БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КАРИКАТУРЫ
  5. Искусство в годы Великой Отечественной войны

Я умышленно выстроил в ряд описания нескольких наудачу взятых карикатур Кукрыниксов. Их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. » появился на улицах страны уже в июне 1941 года. Вскоре Кукрыниксы стали самыми известными и востребованными карикатуристами в СССР — их работы печатались в самых «главных» советских газетах, даже в «Правде». За эту работу и за политические карикатуры в 1950 Кукрыниксы были удостоены Сталинской премии.

Юный герой предается естественным для его возраста и весьма похвальным занятиям: мастерит модель самолета, сажает деревья, принимает душ (что считалось в те годы важным завоеванием социализма). Если, например, в книге Л. Фейнберга «Картинки чудесные про вещи всем известные» или в рисунках А. Заковряшина к «Паровозу» Е. Стюарт (1937) доминируют клишированные, плакатные образы рабочих в фартуках с гигантскими молотами, то литографированная книжка-картинка М. Штерна «Уголки» (1930) построена на выразительных образах детей, осваивающих первые навыки слесарного дела, эта работа заставляет вспомнить ранние иллюстративные циклы А. Пахомова. Все в этой картине находится в состоянии неустойчивости. Да.

Ее достоинства становятся очевидными при сравнении с явно перенаселенными, сумбурно скомпонованными иллюстрациями А. Соборовой к «Городской улице» Л. Зилова (1929). Конечно, подобные прозаические разоблачения не могли отвратить детей от любимого искусства, да авторы и не ставили перед собой такой задачи. Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага. », 1941) иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940—1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948—1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»). Также они работали в проекте «Окна ТАСС», который в форме плаката освещал новости и поддерживал боевой дух нации.

Таня (Подвиг Зои 
Космодемьянской)

Его рисунки к повести Г. Айзмана «Хаусорн. Немало смутного и наносного сопровождало эту зарю рождения новой красоты. Уже в оформительской практике начала 1930-х гг. Карикатура—искусство чистого представления.

Особое место в творчестве Кукрыниксов занимает картина «Конец» (1947—48 Кукрыниксы удостоены за нее Сталинской премии в 1949). В картине изображен хаос, кошмарный по чудовищности акт разрушения. Наборный шрифт постоянно чередуется с рукописным.

К сожалению, партия и правительство придерживались иного мнения. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой», — пишут Кукрыниксы и отмечают: « то, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности». Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. Поэт тоже обратил внимание на интересный коллектив и предложил им оформить постановку «Клопа», позже они создадут серию эскизов по этому произведению. Никто (кроме него самого) никогда не видел, как он создает свои картины, хотя иногда попытки проникнуть в тайну его творчества предпринимались и досужие фоторепортеры пытались изобразить этот колдовской процесс.

Вхутемасовцы. Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и «Окна ТАСС», созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941-45, сочетающие в символически-обобщённых образах убийственный сарказм и героику («Беспощадно разгромим и уничтожим врага. Карикатуры Кукрыниксов были впервые напечатаны в 1926 в журнале «Комсомолия». Сходство с басенным переносом понятий здесь чисто внешнее и второстепенное. К их числу можно отнести «Три песенки» О. Колычева (1933) с иллюстрациями А. Гончарова. В годы войны он становится настоящим оружием против врага. Трогательно-домашние, как бы прирученные фантазией ребенка образы кораблей появляются и в альбоме «Парк культуры и отдыха» (1930). Неистощимые в художественной выдумке и изобретательности, Кукрыниксы умеют несколькими смелыми и точными линиями воссоздать перед нами облик того или иного политического дегенерата (Столыпин, Керенский, Врангель), показать типическое в образах бюрократа, очковтирателя, хапуги.

Десятки вариантов, сделанных по памяти, не заменят одного, сделанного с натуры». Художники саркастически высмеивают и клеймят не патологию отдельных личностей, а извращенную, враждебную человечеству прироДу нацистской мерзости. Именно с тем, что фашизм так подло и гнусно извращает человеческое в человеке, чудовищно деформирует людскую душу и людские поступки, закономерно граничит столь частое появление мотивов «звероподобия» в антифашистских карикатурах Кукрыниксов. Аналогичные приемы использует художник Д. Горлов при оформлении альбома «Зоопарк М. О. К. Х» (1931), однако он берется за обобщение фигур столь решительно, что желаемый результат не достигается. Введение принципиально важного для авангардистской эстетики приема коллажа не только придает всему изданию фактурное разнообразие (в сочетании с рисунками и традиционно набранным текстом), но и прекрасно подчеркивает условный игровой характер персонажей.

И в то же время в изданиях 1930-х гг. за оформление детских книг. Одна из его бесспорных удач в книжной графике — оформление «Необычайной истории об изобретении воздушного шара. » Г. Владычиной (1927). потирает руки и притопывает ногами». В своих карикатурах Кукрыниксы показали истинное лицо поджигателей новой войны — империалистов, преемников немецких фашистов («В боннском ателье «Американка», «Очередные бесноватые», «Однобокая экономика» и др. ).

Но вернемся к содержанию военных карикатур Кукрыниксов. Около каждого – заметенная вьюгой каска. На многие рисунки для газет и журналов, для «Окон ТАСС» у художников были считанные часы. конструктивистский культ техники уже постепенно изживает себя, акцент чаще всего делается теперь не на технологической составляющей, а на «человеческом факторе» производства.

Этот парадокс— страшный, но совершенно реальный — заложен в самой сущности «натуры», которую использовали в своих работах авторы антифашистских карикатур. Даже в карикатурах он не был столь страшен и жалок. С вожделением, высунув языки, ждут они подачки, но находят в протянутой им разбитой плошке только железные кресты – единственную награду за усердие (Выслужились). Эта тенденция заметна в творчестве Лебедева и его соратников, но более отчетливо и последовательно она проявилась в деятельности московских графиков, прежде всего—членов «Общества станковистов» (ОСТ) и группы «13», а также карикатуристов, активно взявшихся в 1930-е гг. Художники того и добивались, чтобы первой эмоциональной реакцией, которую способны вызвать их рисунки и плакаты, был смех советских зрителей над гитлеровцами, даже в самые трудные для нас периоды войны (я бы сказал, в такие периоды — особенно).

еще трудно узнать руку будущего прославленного иллюстратора русских народных сказок. Действительно, в альбоме «Домашние животные» (1931) можно найти и достаточно схематичные композиционные решения и свидетельства увлечения «едкой и вычурной остротой» экспрессионистской графики. В 1958— 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. Творчество Кукрыниксов многообразно. Разумеется, трудоустройство состоялось. Однако, в начале 1930-х гг.

художники имели право голоса, могли отстаивать свои взгляды. Пока один спит, второй дорисовывает, третий готовит обед и так по кругу. Ее мрачный колорит богат. В 1926 г. Ротов вместе со своим другом К. Елисеевым оформил книгу «Твои наркомы у тебя дома», где шаржи на ведущих российских политиков сопровождались эпиграммами Н. Агнивцева, в предельно доступной форме разъясняющими детям сферу деятельности того или иного представителя исполнительной власти. Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. ».

Эти слова многое объясняют в последующем творчестве мастера. Грубовато, до резкости прямолинейно. Те же крепкие, рабочие клещи (уподобление, разумеется, неслучайное) изогнувшись в цифру «3», своими концами сдавливают глотку фюрера («Три года войны», 1944). Может быть, потому, что черное и белое.

Например, рисунки к книге «Андре Марти» (1930) убедительно доказывают, что мастер мог быть не только едким сатириком, но и проникновенным романтиком. Вероятно, под этими словами подписался бы и И. Малютин. не просто цвет— не окраска и не светотень, но две активные борющиеся между собой силы. Первые дни 1944 года. были объявлены вне закона и преданы анафеме.

Пятна яркого цвета и резких теней усиливают впечатление тревоги. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). Воет лютый пожар. На Украине в оформлении детской книги наблюдались тенденции, схожие с российскими. «Гитлеры всех мастей» выступают в их карикатурах как типические представители фашизма в целом.

Конечно, фашисты подвергаются в них осмеянию. В карикатурах и плакатах Кукрыниксов фашизм предстает во всем своем отталкивающем виде, вызывая ненависть и в то же время беспощадный смех своими контрастами кровавого шутовства, трусливой наглости и всей той уродливой фантасмагории, которая характерна для этих людей, потерявших человеческий облик и павших до уровня диких зверей. Кукрыниксы обрисовали каждое действующее лицо, так или иначе помраченное животным страхом. Однако наследие лучших мастеров «золотого века» обладает такой мощной энергетикой, таким неисчерпаемым потенциалом новаторских художественных идей, что многие поколения создателей детской книги неизбежно обращались и будут обращаться к нему в поисках «утраченной правды искусства».

Ими выполнены рисунки пастелью— «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905г», «Чкалов на острове Удд» и других. Работая черной тушью и цветной акварелью, оформитель избегает пестроты, добивается яркого и праздничного, но при этом сдержанного звучания красок. Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). Не спорю, но к современной карикатуре эта общеизвестная истина почти не относится. Они обречены.

Биография коллектива связана с созданием уникального явления в изобразительном искусстве, оно получило название «положительная сатира». Автор статьи: Дмитрий Фомин. Вероятно, эта игра увлекала читателей не меньше, чем сюжет сказки.

Все это питало воображение художников, а мысль работала в определенном направлении. «Героический» период российской детской книги закончился в середине 1930-х гг. Множество впечатлений сгустились в один крайне выразительный образ. Но этот сознательный эклектизм не мешает восприятию книги, усиливает ее комический эффект. Думали, что приближение к детским представлениям о действительности облегчит детям понимание окружающего их мира. В 1951—52 Кукрыниксы возвращаются к работе над иллюстрированием произведений Гоголя («Портрет», «Шинель», «Мертвые души»), одновременно (1949—52) исполняют иллюстрации к «Дон Кихоту» М. Сервантеса.

В своих плакатах, Окнах ТАСС и журнальных рисунках они с большим художественным вкусом пользуются цветом (по преимуществу локальным), уделяя особое внимание декоративной стороне изображения, стремясь сделать его броским и ясно различимым на расстоянии. Например, обращение к жизни далеких экзотических стран объединяет литографии москвича Л. Вольштейна («Наблюдательность» К. Ушинского, 1930) и ленинградцев Е. Сафоновой («Ленин в Индии», 1931) и Ю. Петрова («Мистер Смит» Ю. Варшавского, 1931). Они бросают в звериную морду фашизма прокурорский заряд своей сатиры, «облитый горечью и злостью». Как вспоминает Ю. Ганф, уже самые ранние выступления художника в печати поражали «.

И многие другие. Если иная вещь получалась схематично, без «изюминки» — ее немыслимо было отложить, спрятать в архив., и кресты, березовые кресты. Решили на месте событий сделать эскизы к картине «Таня». Увидев макет «Парка культуры. », Н. Купреянов пошутил: «Отлично, очень похоже, длинно и скучно».

Я слышу этот Древний благовест, слышу клики народа, голос Невского. Это ведь не зрелище для медлительно-задумчивого музейного созерцания. Удачно найти сюжет – половина дела для мастера жанровой или исторической картины. И как на негативе идут по нему мягко вылепленные кистью светлые силуэты.

Воспрянет краса собора. С анималистическими работами Пименова в чем-то перекликаются иллюстрации Дейнеки к книге В. Владимирова «Про лошадей» (1928). брошена телефонная трубка. Свежесть.

Скрип снега под босыми ногами Зои. Впрочем, как свидетельствуют современники, к его рассказам следовало относиться осторожно—обожавший всевозможные мистификации Земенков принадлежал к числу самых колоритных московских чудаков и оригиналов. Уже самостоятельно Т. Лебедева (Маврина) оформила «Сказку о тенях» В. Шкловского (1931). Пусть одобрение мира дает вам еще больше уверенности и силы», - писал художникам в год начала создания «Бегства фашистов из Новгорода» Рокуэлл Кент. Ужас, охвативший всю компанию, находит в фюрере самое откровенное и комичное выражение. Их творчество полностью отвечало духу времени и злобе дня.

Ко времени Великой Отечественной войны искусство Кукрыниксов-сатириков достигло полной, глубокой зрелости. Сам художник признавался впоследствии, что, в отличие от Купреянова, в начале 1930-х гг.

Он обращался к производственной теме («Гончары» (1930) изображал сцены из жизни современных подростков («Колькина биография» Д. Чепурного (1930). В 1930 г. в ОСТ вступили В. Алфеевский и Т. Лебедева (Маврина). Но развить, воспитать.

Упал стул. характерно было соперничество продолжателей традиций «Мира искусства» (главным образом учеников Г. Нарбута) и представителей радикального авангарда (объединившихся вокруг М. Бойчука). Внимание художника привлекают и типажи посетителей зверинца. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. Процесс взаимовлияния различных творческих концепций не ограничивался Москвой и Ленинградом, он измерялся, как любили говорить в те годы, «во всесоюзном масштабе».

В пименовских экспрессивных рисунках к «Зоосаду у воды» С. Федорченко (1928) образы зверей решены несколько иначе, чем в «Домашних животных»: они более объемны, выпуклы, фактурны. Перед глазами мастеров стояли не отвлеченные тезисы, но живые судьбы. У пустоголового фанатика в Берлине уже «котелок не варит» — и вот результат его безмозглой стратегии — «русский котел под Минском», в который приклад советского бойца уминает кучи немцев («Два котла», 1944). Предатель Лаваль привязан фашистской веревкой к креслу премьер-министра марионеточного правительства Виши, но на этой обветшалой мебели «рококо» не рассядешься с комфортом: лезвие штыка «Сражающаяся Франция» проткнуло сидение насквозь и гномик Лаваль в отчаянии балансирует на руках («Ни сесть, ни слезть. », 1943). В 1958 – 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие.

По-своему интересна книга Н. Агнивцева «Винтик-шпунтик» (1925) с иллюстрациями В. Твардовского. Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира Кукрыниксов, бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма («Поджидатели войны», тушь, 1953-57). Но впечатлительному художнику достаточно этого предлога, чтобы начать импровизировать: количество пролитых слез достигает гигантских размеров, затоплены целые улицы испуганные обыватели пытаются спастись бегством, лезут на деревья. Оформитель подчеркивает природную грацию, темперамент, трудолюбие этих персонажей.

Его «Окна сатиры Роста» стали настоящим университетом для карикатуристов. Но гораздо более выразительны и изобретательны его рисунки к сказке «Носорог» (поэтическому переложению киплинговского сюжета). И вот таким образом вхутемасовцы получили заряд, которого каждому хватило почти на всю жизнь. Художница подключается к этой веселой игре, она словно сама удивляется способности людей, животных, предметов порождать таинственных двойников, постоянно меняющих свои очертания. Дейнека, Ю. Пименов, А. Гончаров, Н. Шифрин (некоторые их работы уже рассматривались в предыдущих главах), многие студенты и выпускники ВХУТЕМАСа.

Не снежная, с оттеняющими белизну черными силуэтами. Чтоб в работе рисовальщика, как и в работе акробата, чувствовался темп. Поразительно, что черным здесь изображен как раз снег. Здесь свершилась казнь. Все остальные стилистические направления в середине 1930-х гг. Опуститься Лаваль не может: снизу торчит острие штыка с надписью Сражающаяся Франция.

Иные воспевают красоту пейзажа и тем отрицают уродство. Например, в ряде оформительских работ А. Порет («Как победила революция», 1930 «Тринадцать октябрей», 1930 «Гражданская война», 1930) события недавнего прошлого подвергаются талантливой мифологизации. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты. В 1941 Кукрыниксы создают иллюстрации к рассказам А. П. Чехова. В ряде карикатур Кукрыниксы создали образы огромной обобщающей силы. Мечутся, трусливо пригибаясь, фашистские тати по чужой земле.

И вот вошел Шехерезад и прочитал ему доклад. ).

И восстанет из пепла Новгород. С 20-х гг.

Из сугроба торчал остаток виселицы. Фашизм рушится на глазах – таково основное ощущение зрителя. Необходимо отметить, что каждый из Кукрыниксов обладал яркой творческой индивидуальностью и много работал самостоятельно.

1903) — составленный из частей их фамилий и имен. Ибо этот смех придавал силы в смертельной схватке, превращал в пустую легенду миф о непобедимости фашистских полчищ, внушал презрение к врагу, а смешной и презираемый враг — не страшен. Но стоит призадуматься над природой и основой этого смеха. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»2). 1903), Крылова Порфирия Никитича (р. Так, чрезмерная политизация детской литературы в 1930-е гг.

получил широкое распространение жанр «книжки-игрушки». Никто не встал, даже не обернулся, когда Гитлер появился в дверях.

И никакие фразы, никакая ложь не оправдают чудовищных злодеяний фашизма. И не только потому, что юность всегда кажется золотой сказкой. Тупик. Но почему же так убедительны эти заиндевевшие силуэты на черном снегу. Среди первых плакатов Отечественной войны следует отметить плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовет».

За иллюстрации к произведениям Чехова Кукрыниксы удостоены Сталинской премии (в 1947). Каждый разворот компонуется по-новому, художник не только комментирует слова поэта, но и щедро делится собственными наблюдениями, он смело вводит в книгу мотивы, отсутствующие в тексте. Художники побывали в деревне Петрищево, где погибла Зоя, беседовали с местными колхозниками они старались бережно и правдиво воссоздать обстановку, верно передать и молчаливый протест и острое чувство скорби, которым проникнуты русские люди, насильно согнанные фашистами к месту казни.

Правда, первые обращения графика к детской литературе не отличались самостоятельностью, нетрудно заметить в них попытки подражания корифеям «Мира искусства». Заимствование отдельных мотивов Р. Дюфи можно найти и в других работах Алфеевского и Лебедевой, в частности— в книжке-картинке «На якоре» (1931). В 1920-х гг. Гораздо более условно, с почти детской непосредственностью животные изображены в альбоме Л. Поповой «Лакомки» (1930), выполненном под явным влиянием натюрмортов Д. Штеренберга. Молодого художника поддерживал великий пролетарский писатель.

Вольштейн изображает картины из жизни индейцев весьма лаконично и немногословно, безжалостно отсекает все детали, но при этом явно ориентируется на каноны архаического искусства (что заметно прежде в патетических позах фронтально развернутых к зрителю персонажей). И сегодня многие их шаржи не утратили актуальности.

С тех пор я твердо усвоил эти две заповеди и никогда не позволяю себе даже в деталях идти вразрез с автором, опровергать его своими рисунками. Затем появлялся Гитлер после разгрома его армий в районе Волги. Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. Петрищево.

Оформление детских изданий график считал прекрасной «школой трезвости и ясности», помогающей избавиться от излишней манерности и усложненности пластического языка. «Книжка о зиме — и черная.

Надо полагать, что эта внезапность появления военных преступников одного за другим на пороге зала суда отложилась в сознании художников и подсказала найденное в «Конце» внезапное появление Гитлера. Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Привычная для этих мастеров стилистика часто была настолько общепонятной, что не нуждалась в серьезной адаптации. С начала содружества Кукрыниксы также много работают над шаржем. Были ошибки, глупости, промахи.

Картина «Конец» – свод жизненных наблюдений ее авторов, в котором отлились характерные черты их творчества, определился высокий уровень достигнутого ими мастерства. Ведь в эзоповом языке у художников никакой нужды не было. Работы соавторов вызывали неоднозначные оценки коллег и критиков.

Звонкие голоса юного Советского государства. Характеристики действующих лиц, чрезвычайно яркие и исчерпывающие, подчинены основной идее картины. Однако стилистические поиски этих мастеров повлияли на деятельность очень многих иллюстраторов (причем не только московских), формально не входивших ни в какие группы, но заинтересованных в том, чтобы сделать книжную графику для детей более энергичной, раскованной, непосредственной, внести в нее лирические и иронические ноты, освоить новые, современные темы и художественные приемы. В данной главе представлены главным образом публикации киевского издательства «Культура» начала 1930-х гг.

помогала ему в его экспериментах, заряжаясь энтузиазмом печатника». За ним маячит чуть видно голова Геббельса. Вторым человеком, сыгравшим важнейшую роль в формировании Кукрыниксов, был Горький. Видное место в детских изданиях 1930-х гг.

Вся суть этих «пиктографических» карикатур в таких-то ситуациях, таких-то поступках, еще чаще— репликах персонажей. С 1924 года они начинают заниматься иллюстрациями к литературным произведениям. Общее количество детских книг, оформленных художниками «Общества станковистов» и «13», сравнительно невелико. На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников.

Конечно, эта работа уступает лучшим иллюстративным циклам Гончарова (скажем, ксилографиям к «Пугачеву» С. Есенина, «Двенадцати» А. Блока или «Двум жизням Госсека» М. Гершензона), но на общем фоне детских книг аналогичной тематики она смотрится выигрышно. Они подписывали свои работы сокращением Кукры и Крыкуп. Уже много лет мы являемся свидетелями необычайного явления в искусстве. Затем так же внезапно «на пороге двери показалось нечто еще более страшное.

Это не только позволяет составить представление о круге сюжетов избиравшихся художниками. Бурно реагируют на происходящее и животные: лошадь смеется, рыбы и лягушки ликуют, мышь под шумок ворует еду. Нескончаемыми казались извилистые завьюженные тропы.

сочетание страшного и выдуманного было в этой фигуре, оказавшейся Гессом». Лаконичная, немногословная манера изображения животных заставляет вспомнить иллюстрации Н. Тырсы к «Снежной книге» В. Бианки (1926). В. Сталин и В. М. Молотов», «И.

В поэме А. Барто «Первое мая» (1930), как и во многих других книгах тех лет, кульминацией сюжета становится парад на Красной площади. «Завод» А. Громова (1930) представлял собой простейший вид конструктора, развивающего комбинаторное мышление. Безупречно владея печатным станком, он пробовал делать монотипии, оттиски с картошки, листьев, бумажных вырезок, добиваясь интереснейших эффектов печати. Третьим направлением, в котором работали Кукрыниксы, была живопись. Огромные возможности сатирического таланта Кукрыниксов оценил М. Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за её пределами.

Он не только помогал им найти работу, но и наставлял на правильный идеологический путь. Эта тенденция прослеживается и в очень многих детских изданиях 1930-х гг. Конец бесславный, позорный и жалкий. В картине воспроизведено бомбоубежище Гитлера в Берлине. В окончательном варианте Гитлер изображен в тот момент, когда, гонимый страхом, он появляется, как привидение, на пороге убежища.

Так появилась знаменитая группа Кукрыниксы. Ощеренные крыши изб. Характеристика маньяка подчеркнуто экспрессивна и окрашена острым комизмом. Внутренняя пружина «зверских» образов в карикатурах Кукрыниксов совсем иная. Карикатуристы—художники абсолютно особого склада.

Во всяком случае их иллюстрации лишь весьма отдаленно напоминают бесхитростный детский рисунок, зато в них можно найти немало цитат из «взрослого» искусства. На этом фоне работы членов «Общества станковистов» резко выделяются простотой и естественностью языка, раскованной легкостью графического почерка.

Здесь изверги измывались над Зоей. Но особенно органичным было обращение художника к фольклорным образам, о чем свидетельствуют литографии к сборнику народных песенок «Держись, не отставай» (1929). занимала политическая тематика, в особенности— разоблачение пороков империализма. И было бы снобистским ханжеством осуждать художников за то, что в огромной массе их работ военной эпохи есть какое-то число «проходных», малоудачных. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс.

Пустые, зияющие глазницы окон. В 60-х годах они создают большое количество иллюстраций к русской классике. В этом отношении очень показательно творчество К. Кузнецова. Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка.

Конечно, неизбежная в искусстве тех лет тема торжества «нового быта» занимала мастеров ОСТа не меньше, чем анималистические эксперименты. Художник не склонен к сантиментам, однако чувствуется, что он любуется красотой и разнообразием своих героев. Отступая, фашисты спилили ее. Врагу не сгубить славу России.

В 1933 Кукрыниксы начинают регулярно работать в «Правде», публикуя карикатуры на международные и внутренние темы. Он вспоминает, что важную роль в деятельности «Культуры» играл художественный редактор А. Бутник-Сиверский, служивший по совместительству заведующим кабинетом детского творчества в Академии наук УССР. Однако в начале десятилетия произведения такого плана еще не задавали тон в детской книге, они были скорее исключением, чем правилом. И некоторые другие плакаты Кукрыниксов, сделанные в годы войны, таковы же. Гитлеровцы безбожно раздували миф о могуществе созданного ими на северных берегах Франции «атлантического вала» — и Кукрыниксы показывают какова эта «дутая величина»: длинный ряд каких-то латаных пушкообразных хлопушек, которые, как футбольные камеры, надувает мартышка Геббельс («Сплошное надувательство», 1943).

На задних лапках служат перед Гитлером две сабочонки – Муссолини и Антонеску. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), «Дама с собачкой» и др.

Гитлер пытался паучьими лапами своих танковых дивизий окружить, взять в клещи Москву, но напоролся на мертвую хватку других клещей — ответного удара Советской Армии («Клещи в клещи», 1941). Еще один яркий пример отклика детской книги на злободневные события международной жизни— сказка в стихах С. Маршака «Акула, гиена и волк» (1938), графически интерпретированная Кукрыниксами. В последние годы жизни мастер (он трагически погиб в 1933 г. ) преподавал, постоянно ездил в творческие командировки.

Иной раз и описания могут служить сугубо искусствоведческим целям. И посреди всего этого адова хаоса – София. Уникален рабочий метод Кукрыниксов: мастера добиваются единого, «кукрыниксовского» почерка, объединяя личные дарования в коллективном творческом процессе. В издательской практике начала 1930-х гг. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска.

«Уже к концу 20-х годов характер и направление развития книжной графики заметно меняется. Выступая с 1925 в газетах и журналах («Правда», «Крокодил» и др. ), Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: «Транспорт», тушь, 1933-34 «О дряни», тушь, гуашь и др., 1959-60). Есть ли хоть какое-нибудь сходство между обликом больного и вирусом, вызвавшим недуг. На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. Вот некоторые названия работ Кукрыниксов, сделанных в 30-е годы: «Уборка урожая — грозный удар по врагу», «Уничтожим кулака как класс».

Ими выполнены рисунки пастелью — «И. В. Если из ленинградских сатириков на этом поприще серьезных успехов добился, пожалуй, только Н. Радлов, оформивший произведения М. Зощенко, Д. Хармса, К. Чуковского, первое издание «Волшебника изумрудного города» А. Волкова (1939), то московская редакция еженедельника «Крокодил» подарила детской книге целую плеяду замечательных графиков.

Такого искажения в работах Кукрыниксов нет и в помине. Живопись пастозна, материальна, красива. Но от этой немногословности действие нисколько не теряет эмоционального накала.

Месяц, нескончаемый долгий месяц висел оледеневший труп героини. Пресловутое евангелие фашизма — «Майн кампф» — преображается художниками в дойную корову с мордой Гитлера, которую сам же Гитлер доит — ведь доходы фюрера от этой книги были баснословны («Дойная корова», 1942). Нет.

«. Студентов объединила не только любовь к искусству, но и общее мировоззрение. рисунки такого рода очень часто появлялись во взрослой периодике, но отнюдь не в изданиях для детей — юмористический (пусть и вполне дружелюбный, благонамеренный) акцент в изображении «вождей» считался недопустимым с педагогической точки зрения. чувство юмора необходимо. А Кукрыниксы показывают именно вирус фашистской эпидемии, обнажают ее скрытую, затаенную суть. Иллюстрации Лидии Поповой к стихотворению В. Маяковского «Конь-огонь» (1928) и особенно к «Загадкам» С. Федорченко (1928)—возможно, наиболее явное в практике московских художников использование стилистических открытий лебедевской школы, здесь налицо повышенный интерес к фактурным и конструктивным особенностям предметов современного быта, поэтизация орудий производства, осознанная скупость эмоций и художественных средств.

Детские издания тех лет оперативно откликались на события кинематографической жизни.

На картине изображено подземное логово Гитлера в часы последнего штурма Берлина советскими войсками. Митчель (1930) смотрится в новом контексте уже несколько старомодно, кажется неизбежной данью технократическим утопиям 1920-х гг. В предвоенные годы Кукрыниксы находят себя в новом жанре – политического плаката.

Например, в работах А. Брея встречаются убедительные, трогательные и в то же время лишенные манерности образы детей («Книжка эта про четыре цвета» Н. Саксонской, 1934). Отрицать и утверждать. Вместе с тем она так удачно оркестрована, что зритель сразу схватывает самое существенное. В послевоенные годы Кукрыниксы находятся в первых рядах борцов за мир (триптих «Враги мира», 1951 и мн. Графиков группы «13» занимали пластические задачи, во многом близкие установкам ОСТа. Однако ни «пролеткульты», ни иные свергатели Рафаэля и Пушкина не одержали конечной победы.

Московские художники С. Боим и Б. Суханов в иллюстрациях к книге К. Пискунова «Комсомольское племя» отчасти используют те же приемы, однако их работа кажется более вялой и прямолинейной, ей недостает динамики. А главное – бескомпромиссность и честность всех начинаний. Именно эти элементы должны быть обязательно в рисунках для детей. В 1948—49 они иллюстрируют «Фому Гордеева» Горького, воссоздавая яркие горьковские образы. Активное, волевое, конструктивное искусство. Начинали совместную работу Кукрыниксы как карикатуристы в знаменитой стенгазете «Арапотдел», которая остро высмеивала космополитов и формалистов, проводя в жизнь линию партии.

Лидеры объединения советовали своим единомышленникам рисовать «. О сложных, долгих поисках образа, о вариантах, переделках не могло быть и речи. Молодой питомец Гитлера опустошил бутылку и погрузился в спасительный сон. Новые произведения Кукрыниксов в самом буквальном смысле слова рвали из рук. Они – авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947 – 1948), «Старые хозяева» (1936 – 1937). С некоторыми работами «Общества станковистов» перекликаются иллюстративные циклы Б. Земенкова.

Они умели находить грани бытия, в которых наиболее зримо предстает уродство зла. Красноречивые детали соподчинены друг другу и главной теме. Фантастическая эксцентриада рисунков, совершенно далеких от «внешнего правдоподобия», не только не препятствует их жизненной убедительности, но, напротив, является тут ее вернейшим залогом. Кукрыниксы обыгрывают этот омерзительный парадокс не только как материал для художественных метафор и гипербол, но и как «формулу обвинения», если говорить языком юриспруденции. Художники прибегали к разным жанрам, как к различным родам оружия.

Записки американского пионера» (1932) убедительно доказывают, что так называемый «стиль 13-ти» был не настолько камерным, как это может показаться на первый взгляд, ему было подвластно эмоциональное и убедительное изображение массовых сцен, панорам большого города. Их объединяла не столько стилистическая (манера каждого мастера глубоко индивидуальна), сколько мировоззренческая общность, установка на воспроизведение новой действительности новыми (хотя и не радикально авангардистскими) художественными средствами.

Например, в рисунках Л. Гамбургера к «Пятилетке» Б. Евгеньева (1930) узнаются некоторые графические приемы А. Дейнеки, в оформлении другой производственной книжки, «Тракторобуд» Н. Забилы (1933), свободный эскизный рисунок в духе Н. Шифрина сочетается с конструктивистским монтажом фотографий. Правда, буквы и слова заменяются в тысячах газетно-журнальных карикатур XX века штриховыми иероглифами, но сами по себе они еще не создают ни зрительных образов, ни изобразительного искусства. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Животные, наделенные человеческими характерами (например, падающие в обморок слабонервные герои «Тараканища» или пляшущие и музицирующие насекомые на свадьбе Мухи), выглядят здесь абсолютно органично, они живут в этом уютном сказочном мире на равных правах с уморительно-серьезным Айболитом, морским разбойником Бармалеем, любознательными и находчивыми детьми. Иными они и не могли быть. Около него чемодан, приготовленный загодя, когда еще можо было думать о бегстве.

Возможно, в «Домашних животных» он следовал этому принципу чересчур прямолинейно, но, несмотря на сознательные самоограничения, ему удалось передать не только внешние черты, но и характеры упрямого осла, преданной человеку собаки, выносливого верблюда, задумчивого оленя. По-своему трактовал анималистические сюжеты Ю. Пименов. Конечно, не всегда ребенок изображался в книгах 1930-х именно таким образом. Смята, сдернута скатерть. Среди иллюстрированных ими произведений: «12 стульев» (тушь, 1933 и 1967) и «Золотой телёнок» (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, «Господа Головлёвы» и др. В 1949—50 они создали иллюстрации к роману Горького «Мать», в которых с большой силой и жизненной правдой обрисовали образы Павла Власова, Ниловны и др., показали мужественную революционную борьбу русских рабочих их идейную чистоту и благородство.

КуКрыНикСы были рады помочь своей стране и сразу принялись за работу. В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе»: западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию». Ходит ходуном, горит земля над головами злодеев. В 1972 П. Н. Крылову, а в 1973 Н. А. Соколову присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В более сдержанной, но не менее выразительной манере оформлен «Зверинец» Б. Пастернака (1929). Необходимо отметить, что каждый из Кукрыниксов обладает яркой творческой индивидуальностью и много работает самостоятельно.

Отстукивают секунды нервные пальцы эсэсовского убийцы. Только тогда художник. В 20-е гг. Партийный функционер мог стать героем карикатуры лишь после того, как был разоблачен и объявлен «врагом народа».

Снега, снега. В 1925 году поэт Александр Жаров известный, в том числе и стихотворением «Взвейтесь кострами», работал редактором молодежного журнала «Комсомолия». Пожалуй, в стилистическом плане эти работы не слишком заметно отличаются от столь любимых читателями всех возрастов бесчисленных ротовских карикатур для «Правды» или «Крокодила». Названия этих работ говорят сами за себя: ««Гад-бюрократ засорил советский аппарат, гони его вон, рабочий отряд. ». Комизм положения фюрера, как, впрочем и всех остальных фашистов, заключается прежде всего в том, что все эти «сверхчеловеки» с их бредовыми планами господства над миром трусливо забрались в толстостенное убежище и умирают от страха, в то время как там, наверху идет последнее, решающее сражение. В сущности, громоздкий заводской антураж, производственная коллизия нужны здесь лишь для реализации нехитрой, но грозной социальной метафоры: из-за нерадивости одного несознательного «винтика» может остановиться работа всей гигантской государственной машины.

На такой вопрос нельзя ответить односложно. Кухонька. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксов удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965).

Теперь «зверское начало» разрабатывается мастерами с особой остротой и силой. Свою первую работу эпохи 1941—1945 годов — плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. » — Кукрыниксы выполнили в первый же день, точнее, в первый же вечер войны— 22 июня 1941 года. В руках бандитов – чадящие факелы. В Нюрнберге на суде демонстрировались фильмы, в которых действовал Гитлер и его подручные. Работали, как обычно, коллективно и слаженно, без перерывов.

Кукрыниксы напряженно работали в области газетной политической сатиры, в плакате и в «Окнах ТАСС», откликаясь на все важнейшие события военного времени, разоблачая звериную сущность фашизма, показывая его неизбежную гибель. Молотов», «И. В. Их искусство, как никогда, обрело общенародный характер. Эта же тенденция заметна в менее удачных рисунках (почти чертежах) Ф. Кондратова к «Плохому мастеру» (1930), где крохотные человеческие фигурки людей скромно ютятся на полях, а центральное место занимают показанные почти в натуральную величину нож, линейка и карандаш.

Ими выполнены рисунки пастелью – «И. Кукрыниксы — действительные члены Академии художеств СССР (с 1947), народные художники РСФСР (с 1951). произведения Чехова (1940-46 Государственная премия СССР, 1947), «Жизнь Клима Самгина» (1933), «Фома Гордеев» (1948-49 Государственная премия СССР, 1950) и «Мать» (1950 Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, «Дон Кихот» Сервантеса (1949-52) — все чёрная акварель. А главное— враг был взят на прицел изучен и понят.

В изданиях, посвященных временам года и путешествиям («Картинки зимние» В. Гвайты, 1927 «Весна» Л. Поповой, 1929 «Зима кругом» Л. Вольштейна, 1931 «Белый стадион» Б. Иноземцева, 1930 «Путешествие в Крым» Е. Сафоновой, 1929 и др. ), герои, как правило, также ведут себя естественно, они заняты играми, спортом, созерцанием природы, а не решением производственных проблем. Страсть к изобретению остроумных деталей была характерна и для А. Каневского.

Вдохновенно и настойчиво трудятся вдумчивые художники над большими живописными полотнами, карикатурой, плакатом, книжной иллюстрацией и даже над скульптурным портретом, добиваясь в каждом виде искусства высоких результатов. Да, черный здесь—цвет мороза и это очень понятно и наглядно, очень по-детски, стоит только отрешиться от привычных натуралистических представлений». Главным было – дерзание. Именно он поощрял их интерес к политике и помогал понять линию партии. Скрипнула дверь. Экспрессия рисунков усиливается тем, что на одном развороте сталкиваются изображения разных масштабов иногда даже детали одной композиции словно увидены с разных точек зрения.

В первые же дни Отечественной войны были созданы «Окна ТАСС». Правда, в них трудно выделить единый стилистический вектор: впечатлительный график легко попадал под влияние то «мирискусников», то лебедевской школы, то сатириков «Крокодила», то средневековых японских граверов один из рецензентов даже упрекал его в отсутствии «ярко выраженного индивидуального лица». 1902), Соколова Николая Александровича (р. И когда задумаешься и представишь себе этих трех высокоодаренных живописцев, рисовальщиков, которые при всем умении создавать буквально все — от пленэрного пейзажа, реалистического портрета, сложнейшей станковой картины до превосходной книжной иллюстрации к творениям мировой и отечественной классики — прежде всего находили в себе энергию и время отдавать свой дар борьбе со злом и неправдой в карикатурах, плакатах, «Окнах ТАСС», то становится ясно, какую высочайшую этическую задачу ставили перед собою мастера.

Суд истории близок. Генерал на первом плане парализован страхом. И зачесанные назад с залысинами волосы и бабье, с кусками румянца обрюзгшее лицо и тонкий, широкий лягушечий рот, без нижней губы. Все идет прахом. Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка.

«Конец» является наиболее сильной реалистической картиной Кукрыниксов создавая эту картину, художники использовали лучшие традиции русской реалистической школы живописи. Это он – Геринг». Юный герой «Октябренка-постреленка» (1925) попадает в компанию персонажей народных сказок, невероятные приключения ожидают и детей из книги «В защиту трубочиста» (1926), без должного почтения относившихся к представителю почтенной пролетарской профессии. ее не надо искать в непосредственном зрительном опыте».

Вспомним, что у первого издания «Мойдодыра» К. Чуковского был подзаголовок «Кинематограф для детей». с детскими издательствами. Все развороты книги просторны, четко организованы, ясны по смыслу. Результаты этого погружения ощутимо сказались и в купреяновской книжной графике для детей.

Буревые зори двадцатых годов. Например, А. Дейнека, как отмечает исследователь, «. Когда Гитлера и его присных изображают безмозглыми, пустоголовыми, то ведь не в том же дело, что художники хотят убедить зрителей в клинической психопатии главарей фашизма, в том, что эти «деятели» — форменные идиоты игрой случая оказавшиеся у руля власти. В 1941, на второй день после вероломного нападения гитлеровской Германии на СССР, появился превосходный плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага. ».

Удачную попытку пластически передать самоощущение ребенка в современном мире предпринимает и А. Дейнека в рисунках к «Кутерьме» Н. Асеева. Простейший способ искусственного взросления юных героев предложен В. Добровольским в иллюстрациях к «Ребячьему городу» Н. Агнивцева (1929): улыбающиеся детские физиономии словно вклеены в чужие, взрослые фотографии два румяных мальчугана в шинелях и буденовках принимают парад Красной армии вместо реальных военачальников. В выпученных глазах старика отчаяние преступника перед неминуемой гибелью.

И все же еще в 1942 году они начали писать картину Таня, посвященную подвигу Зои Космодемьянской. он «. - Машина шла на запад. Михаил Куприянов и Порфирий Крылов познакомились в 1922 году, работая над выпусками стенгазеты ВХУТЕМАСа «Арапотдел».

«А что вы можете нарисовать. »—спросил Жаров. Правда, не каждому дано быть бойцом. Немало пустозвонов и смутьянов сокрушали «старое», опрокидывали каноны, не предлагая, по существу, ничего взамен.

Среди опустошения и смерти, глушащей все живое, мы как бы слышим слова: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет» – такова историческая правда, звучащая в этом полотне, так найдены масштабные соотношения, композиционный строй этого огромного холста, такова сила веры в победу, заложенная в это произведение. В книге «Я печатник» (1932) газетные листы присутствуют уже в качестве фона. Рисковое, порою безудержное желание творить. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. Лицо серое изможденное.

Таковы Гойя, Домье, Хогарт, Федотов, Перов. Они обращаются к историческим сюжетам (серия «Старые хозяева», 1936-37, Третьяковская галерея), обличают фашизм, значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны («Таня», 1942-47, Третьяковская галерея). Даже бегающие оловянные глазки – все до мелочей знакомо нам.

Низко стелются зловещие клубы дыма. Не были забыты и так называемые язвы советского общества. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Форма рождается из памяти.

Жутко, страшно было повторять этот путь. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс.

Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). Пустыри, Пожарища, Обугленные черные головешки. Узкая тропинка привела нас в маленький дом. Пастернак пишет о буйстве и удали павиана, а Купреянов изображает его спящим.

Я не намереваюсь пускать в ход качественные критерии, говорить о том, насколько хорош или плох жанр «пиктографической» карикатуры— он существует и представляет собой особое явление, в котором надобно разбираться подробно и основательно. Он был понят художниками не только конкретно-политически, но и нравственно, эстетически (как ни странно звучат в этом контексте подобные слова). изживает себя. Особенности его подхода к интерпретации детской литературы отчетливо видны уже в одном из первых иллюстративных циклов— в рисунках к «Девочке – ревушке» А. и П. Барто (1934). В детской книге периодически работали такие художники этого круга, как В. Милашевский, Т. Лебедева (Маврина), Д. Даран.

В этой сцене иллюстратор гораздо более лаконичен, чем большинство его коллег: марширующая колонна сливается в единое цветовое пятно, ритм ее движения задают знаменосец и фигуры, шагающие в первом ряду, место действия обозначено обобщенными силуэтами Спасской башни и собора Василия Блаженного, парящие в небе самолеты и дирижабли определяют четкие пространственные координаты композиции.

Час возмездия близок, бои идут на улицах Берлина, бежать некуда. Это было суровое, порою голодное время. Плакаты «Окон ТАСС» знала вся страна толпы москвичей собирались у витрин, ожидая нового выпуска. Мы постучали в одну из изб. В картине «Конец» Кукрыниксы показали конец фашизма как воплощение мечты многомиллионных народных масс, героически боровшихся против империалистических захватчиков.

Плакат Беспощадно разгромим и уничтожим врага. Однако не психологические портреты сами по себе интересуют художников. Для украинского искусства книги 1920-х гг. К последним можно отнести «Музей битых», «План окружения и взятия Москвы», «Долг платежом красен», а также живописные полотна «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец». «Воображение в искусстве не распыляет мысль художника, а делает ее плотнее, умнее и глубже, так как воображение свободно в усвоении нужного и в отсечении лишнего». Русская печь. Он был из числа тех художников, которые искренне и взволнованно погрузились в жизнь».

Ревет яростное пламя, пожирая древние стены. Художники Кукрыниксы смогли создать уникальный метод работы над произведением. — изумился Жаров, — что можете. ». В остроумных беглых набросках Т. Лебедевой (Мавриной) к «Песне о стройке» А. Барто (1931), «Разрушению Кентаи» Б. Лапина и другим изданиям 1930-х гг.

Определенное воздействие беглой, эскизной манеры «13» угадывается, например, в рисунках к «Повести о Рыжем Мотеле. » И. Уткина, созданных в разные годы Л. Зусманом (1931) и М. Горшманом (1933). В ней показан конец кровавой авантюры гитлеризма, разгромленного Советской Армией. Но.

Глубокое проникновение в жизнь изображаемой эпохи, в содержание литературного произведения, тонкое понимание особенностей его формы с большой силой сказались в иллюстрациях Кукрыниксов к «Даме с собачкой» (1945—46). В 1930 г. художники задумали книгу, в которой типажи представителей власти дореволюционной России — царя, фабриканта, помещика, городового, жандарма и т. д. — были бы представлены в виде смешных и нелепых «старых кукол». Местами они обогощают рисунок мелкими брызгами или карандашной тушовкой, реже заливками.

Ребята присели к столу и стали что-то быстро рисовать, по очереди перекидывая лист друг другу. Под колесами была земля, побывавшая в плену. Как и в России, смелые эксперименты художников вызывали неприятие и вражду педагогов. Художники понимали, что нужны народу и Красной армии и в срок исполняли все поручения. Конец. Это смех исторической справедливости над грязной неправотой, смех с позиций морального и общественного превосходства. Сходным образом, но несколько более монотонно П. Кондратьев оформляет «Парижскую коммуну» Я. Ипатьева (1931). Смелость начинаний.

без поправок, без ретуши. И дело оно делало общее. Цветовые и тональные градации плавно моделируют объемы их тел. Этот цикл очень своеобразен и по интонации и по технике исполнения (белая гуашь на черной бумаге), мастер смело ломает сложившиеся стереотипы. А это уже тема полнокровного искусства.

Когда КуКрыНикСы узнали о ней, они немедленно поехали в деревню Петрищево, где она была повешена немцами. Он при последнем издыхании. Совместно обсуждались темы их изобразительное решение, содержание и характер подписей. В общем, писали все как бы с натуры. Огромная ее часть куда ближе к литературе, чем к изобразительному искусству.

Равнина. В 1935 Кукрыниксы создают для «Истории гражданской войны» ряд карикатур на контрреволюционеров интервентов, предателей в 1937 появляются их замечательные рисунки изображающие буржуазных горе-критиков советской Конституции («Скептики», «Правая, левая где сторона» и др. ). Развороты построены на сопоставлении крупных и общих планов тех кадров, которые так поразили детское воображение и рисунков, показывающих, как все было на самом деле.

Творческие группы существовали и до них, но таких, в которых все креативные индивидуальности стерты во имя коллективного «Я» художника, не бывало. Собственно, вся книжка демонстрирует разнообразие возможных вариантов «печатания картошкой»: здесь есть и вполне нейтральные мотивы (ритмичное повторение одинаковых отпечатков становится изящным орнаментом) и неизбежная официозная символика (пятиконечные звезды, серпы и молоты, красные флаги, силуэты бодрых пионеров и красноармейцев) и приметы индустриализации — условные изображения паровозов и тракторов. Николаева) к книге «Два Первомая» (1930) также используются оригинальные ракурсы, но подчас целостному восприятию зрительного ряда мешает излишняя детализация массовых сцен.

Они обвиняют фашизм в бесчеловечности. В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе» : западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию». Яркость. Дрожащий свет фонарей. Оно воевало.

Художники Кукрыниксы – это уникальное явление в мировой культуре.

Волшебные картинки» (1929) и «Синие загадки — красные разгадки» (1929), следовало вооружиться цветофильтрами и поочередно накладывать их на страницы. Вероятно, в этом цикле график использовал зарисовки, сделанные с натуры. Во всяком случае, эта работа не выдерживает сравнения с одухотворенными, полными высокой поэзии литографиями Л. Гальперина к «Самолету» Ю. Владимирова (1931), где при всей условности графического стиля и геометризации форм панорама города представляет собой волнующее изысканное, эмоционально насыщенное зрелище, а не сухую схему архитектурной застройки. Награждены орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени и медалями. Уже в Москве написали полную картину «Таня».

В этом — подлинная народность картины и ее грозное предупреждающее значение для новых «претендентов» на мировое господство. Новгород. «А что вы можете нарисовать. » – спросил Жаров. Вмиг перед глазами предстала глухая декабрьская ночь. Ей было всего 18 лет, а она боролась как настоящий герой. Они, эти иносказания, опираются на конкретные ситуации, которые художники перелагали и переиначивали в своих работах с удивительной изобретательностью и блеском остроумия.

В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. В годы «большого террора» дружеские шаржи на членов правительства стремительно исчезли и из взрослых газет и журналов. Колорит картины – насыщенный, мрачный преобладают серо-зеленые и темнокрасные тона. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др.

Где-то вверху, куда обращен безумный взгляд Гитлера (важный мимический и сюжетный штрих. ), громыхает советская артиллерия.

Без него жизнь теряет половину своего обаяния». Это было исключительно плодотворное сотрудничество художников и поэта, ставшего, по существу, четвертым участником коллектива. чем сбиться с ритма».