Описание Картины Врубеля Богатырь
Сочинение по картине михаил врубель богатырь
Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова совершенно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93.
По форме картина была обычным традиционным прямоугольником. В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».
Описание картины Михаила Врубеля «Богатырь»
Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.
На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Лучшего патриотического образа и не создать. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Врубель четко следовал схеме, пользуясь, вероятно, старинными миниатюрами евангелий, но фигуры трактовал по-своему, проявив себя как современный художник.
Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».
Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Искусствовед Н. М. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). В Академии он работал по двенадцать часов в день.
Сочинение по картине Врубеля «Богатырь»
Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Надежда Ивановна Забела-Врубель скончалась 20 июня 1913 года после концерта, ей было 45 лет. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен.
Как будто откликаясь на беззвучный зов лесного хозяина, медленно выползает из-за горизонта месяц, голубым сиянием вспыхивает поверхность речки и маленький голубой цветок. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. «Ах, милый, милый сколько у нас красоты на Руси», —продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою». Через несколько дней он полностью ослеп155.
Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо.
Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9.
Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю».
Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».
Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Но и не только это. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Это вот, эти копны сена.
В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина. Забела с беспокойством писала Анне Врубель, что Михаил почти не спит и его вновь не удовлетворяет лицо, которое он бесконечно переписывал. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».
В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60.
В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.
Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.
Интерес художника к ним пробудился в подмосковном имении Саввы Мамонтова Абрамцево, ставшем на рубеже веков центром художественной жизни России. В картине «Богатырь» исполненной как декоративное панно для интерьера одного из московских особняков, Врубель воссоздает мир русской былины – фантастический, странный, подверженный таинственным метаморфозам.
Было решено отправить его в Петербургский университет, расходы на проживание и пропитание брал на себя Н. Х. Вессель, на квартире которого Михаилу предстояло жить14. На богатыре надеты защитные латы. Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
Описание картины богатырь врубеля
Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.
По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Здесь на первом плане – все еще декоративная составляющая, как у Билибина. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Да ведь до них несколько верст. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором.
Через несколько дней он полностью ослеп155. И название картина имела совсем другое. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171.
В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Прадед художника— Антон Антонович Врубель— был родом из Белостока и служил в родном городе судьёй. Нет, не стоит писать. Фигура богатыря изображена очень доходчиво и массивно. Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова.
Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был совершенно свободный режим156. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. В 1859 году от чахотки умирает мать Анна Григорьевна. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения.
На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Не понимаемый современниками, художник нередко подвергался жестокой и злобной критике. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги.
Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.
Для пополнения своего художественного багажа он едет в Италию. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).
описание картины богатырь врубеля
ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно.
Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Лошадь изображена очень сильной и могущественной. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Есть место и для гиперболичности, духовности творческого начала. И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. Интерес художника к ним пробудился в подмосковном имении Саввы Мамонтова Абрамцево, ставшем на рубеже веков центром художественной жизни России.
Сочинение по картине Врубеля Богатырь
Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Одежда, которая видна на богатыре, написана в русском классическом стиле, то есть все мы ее прекрасно знаем и понимаем. 321, 5 x 222 см (верх треугольный)Многие искания Врубеля связаны с народной культурой, национальными традициями. На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых).
Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, совершенно неясен сюжет. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы».
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Врубель писал картины на темы pyc. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. «. Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158.
Врубель считал богатырей Васнецова «недостаточно былинными»
Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Противоположный подход был у Николая Рериха. У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.
В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля.
Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.
Купить картину Богатырь, Михаил Врубель
Однако художник интуитивно почувствовал предел зыбких форм и бросил неоконченную акварель, отказавшись от написания исторической картины29. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). В результате, проучившись на год больше положенного срока, М. Врубель не защитил заключительную конкурсную работу и окончил университет в звании действительного студента15.
Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Вся меблировка два простых табурета и кровать. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Прошение было удовлетворено157. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель.
- Врубель Богатырь Описание Картины
- Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
- Картина Богатырь – Врубель Михаил
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Его богатырь — могучий исполин. У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза.
После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек».
Он был очень талантлив и работал во многих жанрах изобретательного искусства. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Первоначально она называлась «Илья Муромец». Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.
Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.
Лошадь изображена очень сильной и могущественной. Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).
Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Представители рода Врубелей (от польск.
Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга. Великан-всадник, внушающий трепет, составляет одно целое с животным. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.
Написав эту картину, художник осмысленно соединяет русскую душу с народным творчеством. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», – киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.
Весь его образ очень смелый и боевой. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.
Возникает ощущение цельности и сопричастности. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии.
Особенно примечательна акварель Голова Демона. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет.
В его даровании раскрылись универсальные возможности. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Густая хвоя — тёмно-зелёная, золотистая, серая стволы и вершины деревьев, охваченные светом заходящего солнца зоревые облака на темнеющем небе изукрашенная одежда всадника металлические доспехи богатое убранство коня — всё на холсте соединяется в общий величавый узор, полнится мелодией былины. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.
Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга. В стремлении поразить, потрясти художник, уже утерявший душевное равновесие изменял своему культу глубокой натуры— и Демон поверженный, с чисто формальной стороны, более других картин Врубеля, написан в духе модерна»129. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир.
Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. У его апостолов были живые прототипы. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Видно, что копыта лошади от груза усели в землю. Санкт-ПетербургВрубеля всегда привлекали персонажи народных былин, сказок.
Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение.
Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Воспитанный, как и Билибин, на Репине и Васнецове, Рерих считал, что в исследовании древнерусской истории нужно идти еще глубже. Сильное, грозное произведение.
Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей».
Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Врубеля всегда привлекали персонажи народных былин, сказок. Исполинская фигура древнего богатыря на коне вырастает из земли, подобно могучему древу.
Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Врубель четко следовал схеме, пользуясь, вероятно, старинными миниатюрами евангелий, но фигуры трактовал по-своему, проявив себя как современный художник. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990.
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Надежда Ивановна Забела-Врубель скончалась 20 июня 1913 года после концерта, ей было 45 лет. Рождается ощущение первозданности.
Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник. При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах.
Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.
«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Первоначально картина называлась «Илья Муромец», написана М. А. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года.
В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Сон как будто бы стал продолжительнее. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Полотна отвезли в Нижний Новгород как раз к визиту императорской четы, назначенному на 15—17 июля.
Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).
«Богатырь»Декоративное панно. 1898г. Холст, масло 321 х 222Государственный Русский музей. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся).
Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. За спиной виднеются лук и стрелы.
Таким образом, автор подчеркнул, что мощь великой державы не в одном молодце-удальце. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. заданный автором Обособленный лучший ответ это М. А. Врубель. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.
Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Противоположный подход был у Николая Рериха. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз.
Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165.
Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов.
Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.
На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место.
На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. Богатырь.
Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.
В 5 лет Михаил начал рисовать. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже.
Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает». Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.
«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Его богатырь — могучий исполин. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Потом Прахов совершенно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.
Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Керамика позволяла Врубелю свободно экспериментировать с пластическими и живописными возможностями материала, а отсутствие ремесленной выучки с её шаблонами позволяло свободно реализовать фантазии78. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне».
Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Андрей Белый однажды тонко заметил по поводу гонителей Врубеля: «Высшая ступень красоты действовала и на них, но они реагировали на нее, как на беду». В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность.
Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Есть место и для гиперболичности, духовности творческого начала.
Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Кладбище Новодевичьего монастыря после революции очень сильно пострадало, было разрушено множество могил. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна.
В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной.
Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.
На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Могучий титан недвижимо восседает на чудовищно огромном коне на фоне фантастического вечернего леса. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность».
Невольно возникает мысль, что силу богатырю дает сама природа, сама матушка-Земля. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Его богатырь — могучий исполин.
В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии.
Нарядно облачение богатыря, его доспехи. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».
Символ богатыря это скорее индивидуальный характер, нежели общие очертания всех богатырей. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.
Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Нарядно облачение богатыря, его доспехи.
Кирилле», «Св. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы.
1898 – 1899. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. На ум сразу приходит сказочный лес, такой же таинственный и могучий. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.
В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.
Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Кушает хорошо— и в своё время. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.
Савву похоронили на Байковой горе. Видно, что копыта лошади от груза усели в землю. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.
Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.
Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Конь богатырский под стать хозяину. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.
Врубеля. Согласно В. А. Леняшину, Михаил Александрович смог реализовать символизм как стройную эстетическую и философскую систему в изобразительном искусстве. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156.
Врубель в этой когорте был единственным, кто был совершенно неизвестен публике64. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Пан согнулся от старости и устал от жизни.
Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Первое что взялся творить художник, так это голова лошади. Этот художественный прием поддерживает идею единения русского народа со своей землей. Холст, масло.
Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.
Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Его Богатырь – своеобразная гипербола, символ мощи.
Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.
Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43.
Несмотря на это, 10 апреля 1891 года иллюстрированное издание получило цензурное разрешение и сразу же стало событием в прессе. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.
Художник родился в 1856 году в Омске, в семье старшего штабного адъютанта А. М. Врубеля. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Результатом стал коренной жизненный перелом, совершённый в 24-летнем возрасте: окончив университет и отбыв краткую воинскую повинность, Врубель поступил в Академию художеств9.
В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115.
К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». По форме картина была обычным традиционным прямоугольником. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.
Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.
Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает». В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». И свою картину художник сначала назвал Сатир. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Сильное, грозное произведение.
«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник. В его даровании раскрылись универсальные возможности.
Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Произведения Врубеля— в основном прикладные керамические вещи и майолики, — экспонировались в Кустарном павильоне124. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.
С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». По складу личности и художественного мышления он был ярко выраженным индивидуалистом, ему чужды были идеи социальной справедливости, соборности, православного единства, питавшие других художников его поколения. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.
В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24.
По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.
Возникает ощущение цельности и сопричастности. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу».
Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, – это ли не материал для трагической легенды. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. Врубель сделал так, чтобы тело коня и богатыря были одним целом. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.
Из Италии он вернулся, обуреваемый идеей писать пейзажи по фотографиям, результатом стал единичный заработок в 50 рублей85. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. Богатырь.
Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года. В картине «Богатырь» исполненной как декоративное панно для интерьера одного из московских особняков, Врубель воссоздает мир русской былины – фантастический, странный, подверженный таинственным метаморфозам. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать.
Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает». Конь богатырский под стать хозяину. Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля.
Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. С Рерихом все поменялось. Савву похоронили на Байковой горе.
Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. В лице богатыря автор показал всю силу и мощь своего народа. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.
Перенос выработанных при создании священных изображений художественных приёмов на прямо противоположную тему, по П. Ю. Климову, был абсолютно логичным и естественным для Михаила Александровича и свидетельствует о направлении его исканий52. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Конь богатырский под стать хозяину. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. В 1930-х годах в Александро-Невской лавре был организован музей-некрополь и тогда же с Новодевичьего в Александро-Невскую лавру начали переносить могилы известных людей, но этот процесс так и не завершился.
Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Прошение было удовлетворено157.
В его даровании раскрылись универсальные возможности. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля.
На ум сразу приходит сказочный лес, такой же таинственный и могучий. Она подлинно монументальна. Вдалеке растут красивые сосны, величественно возвышаясь над всем мирским. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.
Работа не привела к улучшению. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137.