Оплакивание Христа Джотто Описание
«Оплакивание Христа», Джотто ди Бондоне — описание картины
Какова была зависимость пейзажей Джотто от декорации мистерий. И действительно, даже в самых лучших и экспрессивных своих работах, таких как Чудесное открытие источника (Ассизи, базилика Сан Франческо, верхняя церковь), Мастер истории Святого Франциска предстает по сравнению с Джотто более архаичным художником. Позы и жесты окружающих тело Христа фигур, подчеркивают эмоциональное состояние.
Справа три молодых человека отказывают ангелу, предлагающего им следовать путем Франциска. В пятой новелле шестого дня «Декамерона» Боккаччо называет Джотто «превосходным талантом», «светочем флорентийской славы», который «вывел на свет искусство, в течение многих столетий погребенное» и следовал в своих изображениях природе. И когда мы смотрим на фреску «Поцелуй Иуды», то сразу выделяем глазами центр композиции. В конце концов, Иоакиму пришлось покинуть Иерусалим. Под «греческим» Ченнини подразумевал формальныевизантийские каноны, являвшиеся общепринятыми художественными аксиомами в средневековой Европе. Центром композиции являются два сближенных лица: мертвого Христа и Его Матери. 1280) Чимабуэ.
- Фрески Джотто в Капелле дель Арена в Падуе
- Джотто ди БондонеКартины и биография
- Пейзаж в Итальянском треченто – Джотто
- Оплакивание Христа Джотто Описание
- Другие картины Джотто ди Бондоне
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Планировка комнат и зонирование
Они размещены в три ряда и связаны по тематике с главной композицией (сценой Страшного суда). Это Мадонна в итальянском позднем смысле и понимании этого сюжета. Со временем, такая техника получала своё официальное название – гризайль. Но пытливое внимание к внечеловеческому миру все же сказалось у Джотто как в видоизменении общих композиций, так и более определенным образом в изображении животных. Размеры капеллы позволили создать монументальные композиции, задуманные как единое целое.
Расцвет риминийской школы XIV века несомненно связан с поездкой Джотто в этот город. Каменный склон делит картину по диагонали, символизируя глубину утраты. А когда обратили внимание на сходство Иакова с Иоанном с Распятия из церкви Санта Мария Новелла во Флоренции, то пришли к заключению, что обе работы завершены примерно в одно и то же время (около 1290) и их автором является Джотто.
Краски нанесены широко и свободно, тем самым, усиливая линейный ритм и динамику. Изумительна по пластической выразительности группа женских фигур, замыкающих сцену и усиливающих ее драматическую напряженность. Фрески располагаются на стене в четком порядке, создавая величавый ансамбль.
Джотто с его мастерской в 1336 г. расписал фресками торцовые стены капеллы святой Магдалины в Палаццо дель Подеста (Барджелло). Джотто «Проповедь птицам»Особенностями фресок Джотто и его мастерской были «сдержанность и достоинство в трактовке сюжетов, пластическая моделировка объёмов, чёткость пространственных построений, выразительность жестов и поз, светлый праздничный колорит и внутреннее художественное единство делают эти росписи уникальными в истории монументально-декоративной живописи» (словарь Брокгауза). Проследить творческое формирование Джотто невозможно. С 1334 года он руководил строительством флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре и его колокольни (кампанилы). «Испытание огнем» — одна из них. Их композиционный ритм прекрасно соответствует и избранным сюжетам, которые трактуются с эпической сдержанностью и торжественностью. До него, в живописи царствовала плоскость, пространство картин стало объемным. К ним обращены склоненные фигуры и взоры всех присутствующих.
Значительная часть его некогда обширного наследия не сохранилась в частности, до нас не дошли упомянутые в Жизнеописаниях Вазари циклы Знаменитые люди. Мы видим справа, как вошёл первосвященник иерусалимского храма. Картины художника наполнились разнообразными эмоциями. Скончался Джотто 8 января 1337 г., вскоре после своего возвращения из Милана.
- Интерьеры ванных комнат с использованием продукции
- Профессиональный фотограф и движение в кадре
- Как избежать ремонта цифрового фотоаппарата
- Деревянные и металлические двери с шумоизоляцией
Франциска, Рождественская ночь в Греччио, Видение блаженного Августина и некоторые другие. Однако временный возврат к средневековой традиции во второй половине 14 в. несколько затормозил развитие реализма и способствовал оживлению готических черт, особенно проявившихся в искусстве Сиены. Фрески располагаются на стене в четком порядке, создавая величавый ансамбль. Знакомство Джотто с позднеантичной живописью и произведениями Пьетро Каваллини способствовало становлению его творческого метода, созданию такого выдающегося памятника проторенессансной живописи, как росписи капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304–1308).
Пейзаж выглядит символистическим. После этого Иоаким поспешил в Иерусалим. Она действительно далека от полного реализма.
С той же новостью небесный посланник навестил и жившего в изгнании Иоакима. Герои Джотто объемны, полны жизни, что, при этом, не умаляет их божественного величия. Образ Марии Магдалины — одно из самых ярких воплощений идеи покаяния. Художник предстает в них более холодным и рационалистичным. Так, персонажи святых (как было принято в иконописи), снабжены нимбами, свидетельствующими об избранности. Он интуитивно обращался к действию и убедительно изображал его. Герои Джотто объемны, полны жизни, что, при этом, не умаляет их божественного величия.
В каждой из капелл фрески располагаются в три регистра на длинных продольных стенах, причем в каждом регистре — всего одна композиция занимает стену во всю длину. Несколько столетий именно фреска была тестом на степень одарённости художника. Так, например, трудно определить, какие деревья он желал изобразить (особенно постарался он вырисовать их в падуйской гризайли изображающей Несправедливость, но и там не скажешь, что именно видишь: бук, пинию или даже какие-то высокие овощи). Драматическое начало сдержанно и в то же время очень эмоционально выражено в одной из лучших композиций падуанского цикла — Взятии Христа под стражу (Поцелуе Иуды), где на фоне взволнованной толпы вырисовывается профиль полного спокойствия и скорбного понимания Христа, взгляд которого как бы ловит взгляд Иуды, тянущегося к нему губами и как бы обволакивающего его своим широким охристо-желтым плащом. Его персонажи — коренастые, широколицые, в одеждах простого кроя из тяжелой ткани, падающей крупными складками, неторопливы, сдержанны в эмоциях, естественны и полны достоинства. Тот же Гиберти писал о Джотто следующие строки: «Он отошел от грубости греков. Происходило формирование новых нравственных ценностей, представлений о человеке.
С именем Джотто связан новый этап в развитии итальянского и европейского искусства (Проторенессанс), разрыв итальянской живописи со средневековыми художественными канонами и традициями так называемого итало-византийского искусства. С его именем связывают также некоторые из рельефов, украшающих капанилу. Царственная Мадонна Джотто сидит на роскошном троне, держа маленькую фигуру Христа. Кажется, ничего тут не происходит, но как все насыщено эмоциями. Весь цикл состоит из 36 фресок с изображением юности Христа и Страстей.
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
- Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
И третий, с кошельком в руках, — аллегория алчности. Их создание относят к 1325 – 1328 годам. Итальянский художник, основоположник проторенессанса. Скончался Джотто ди Бондоне 8 января 1337 во Флоренции. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Важно отметить, что именно Джотто впервые применил в истории живописи такую технику.
Тур в Италию дает уникальную возможность ознакомиться с творчеством предтечи ренессансного искусства —Джотто ди Бондоне. Это был первый в истории итальянской (и всей западноевропейской) живописи художник, отошедший от традиций средневекового искусства и внесший в свои произведения элементы реализма. Это обстоятельство во многом определило роль Джотто как родоначальника новой живописи в Италии, поскольку на протяжении нескольких столетий именно фреска (за исключением Венеции с ее сырым климатом) считалась своеобразным индикатором, показывающим степень одаренности художника, остроту его глаза и твердость руки, т. к во время работы нет возможности исправлять возможные ошибки (фреска предполагает нанесение разведенных в воде красок на влажную штукатурку). Создание фресок считали мужской работой.
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
- 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
- Самые красивые города в вечернем освещении
- Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
Вот таким образом сейчас стараются избегать самого названия «реализм», называя его более точно «чувством пространства». Полагают, что именно Джотто трудился над мозаикой «Навичелла», которая украшает фасад римской раннехристианской базилики Святого Петра. – «первый» и фр.
Образно охарактеризовал достижения Джотто флорентийский художник Ченнино Ченнини, на рубеже XIV — XVвеков отметивший, что он «перевел искусство живописи с греческого на латынь, сделав его современным». Они составляют идейный центр композиции. угловые ракурсы и упрощенную (античную) перспективу, емуудалось придать пространству иллюзию глубины и ясности композиции.
Им же было создано для собора несколько статуй, а также фрески для церкви Санта-Кроче. Один из договоров Джотто – на сдачу в аренду ткацкого станка некоему Бартоло Ринуччи (по годовой ставке 120 при том, что обычной была – 50) – заверен нотариусом Лапо ди Джанни, другом Данте. Колорит картин художника строг и целостен. Техника таких влажных фресок получила название буон фреско. Местами эта зависимость сказывается в столь сильной степени (в виде крошечных бутафорских домиков и павильонов, в виде кулисообразных, плоских, точно из картона вырезанных скал), что сомневаться в воздействии постановок духовных спектаклей на его живопись просто невозможно: мы, вероятно, видим в некоторых фресках прямо зафиксированные сцены этих зрелищ.
- Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
- : музыка, которую можно увидеть
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
Но, любое явление искусства следует рассматривать в контексте исторического развития. Сюда относятся Сон св. Одновременно с этим вторым завоеванием Джотто было создание пластической, округлой человеческой фигуры, причем каждая из изображенных им фигур обладала и чисто материальной весомостью и в силу этого глубокой жизненной, реалистической убедительностью. Это – одна из знаменитых фресок Джотто ди Бондоне. Справа — аллегория Смирения с большой восковой свечой.
Второй фресковый цикл Джотто, дошедший до нас, не так обширен. Джотто мог великолепно передавать изобразительными средствами драматизм ситуации. В начале 14 века Джотто посетил Рим. Она действительно далека от полного реализма. Это крепкие, коренастые, мускулистые мужчины и женщины с широкими лицами, одетые в просторные платья и плащи, ниспадающие к ногам тяжелыми складками.
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
- Описание фрески Джотто ди Бондоне «Оплакивание Христа»
- Указывать местоположение в твитах
- Словари и энциклопедии на Академике
Часть исследователей (включая Лючано Беллози) считает этот крест произведением самого Джотто, основываясь на близости его стиля к фрескам Джотто в правом трансепте Нижней церкви в Ассизи другая часть специалистов полагает, что он создан кем-то из его учеников или ассистентов. Вазари сообщает, что Джотто вернулся из Авиньона в 1316 году. Серый словно превращает художество в каменные изваяния. Как огромное мертвое тело, лежит наискось через всю композицию скала, служащая фоном для группы надрывающихся на горй учеников Господних и мрачно рисуется на фоне неба одинокое оголенное дерево. 1318—1325).
Свои картины Джотто ди Бондоне подписывал крайне редко, вот таким образом среди исследователей нередко возникают разногласия относительно авторства произведений, приписываемых Джотто. Прежде, живопись была строго функциональна (и вот таким образом ритуальна). Данте горделиво сравнивал свое место в литературе с местом, которое занял Джотто в живописи. Еще спустя век с небольшим, в 1919 году, она была перемещена в галерею Уффици, где хранится и сейчас, деля зал, в частности, с не менее знаменитой «Мадонной Святой Троицы» (ок.
C 1320 года Джотто – член Корпорации врачей и аптекарей Флоренции (Arte dei Medici e degli Speziali), куда входили также художники. По всей вероятности, это одна из немногих его абсолютно авторских работ, как «Троица» Рублёва и она действительно очень полно раскрывает личность Джотто. Джотто «Поцелуй Иуды».
Историк Джованни Виллани в своей Хронике (1334) назвал Джотто «величайшим мастером живописи своего времени». Для своего времени, Джотто был великим новатором. Леонардо да Винчи, например, писал, что «Джотто превзошел не только всех мастеров своего времени, но и многих художников прежних столетий». Художественные реформы Джотто были глубоки и значительны и его историческое значение было осознано не только в последующие века, но и его современниками.
Он помещает Богородицу под деревянный навес и прислоняет этот навес к скале14. При этом, часть византийских канонов была сохранена. Дань уважения Джотто отдавали многие деятели эпохи Возрождения.
К раннему периоду в творчестве мастера исследователи относят большой расписной крест, Мадонну с младенцем и двумя ангелами из церкви Сан Джорджо алла Коста (Флоренция), алтарный образ Стигматизация Святого Франциска (Лувр, Париж) и Полиптих из флорентийской церкви Бадиа. Создание фресок считали мужской работой. Образно охарактеризовал достижения Джотто флорентийский художник Ченнино Ченнини, на рубеже XIV — XVвеков отметивший, что он «перевел искусство живописи с греческого на латынь, сделав его современным». «Испытание огнем» — одна из них. Есть и иные предположения о дате рождения Джотто вплоть до 1275 года. Франциска, Рождественская ночь в Греччио, Видение блаженного Августина и некоторые другие.
Итальянский художник, основоположник проторенессанса. Состоящее из пяти ярусов, это стройное и легкое сооружение, украшенное рядом рельефов, над некоторыми из которых Джотто работал совместно с Андреа Пизано, является одним из лучших украшений архитектурного ансамбля Флоренции.
До него, в живописи царствовала плоскость, пространство картин стало объемным. Чрезвычайно возвысился он в Этрурии. Композиция картины художника имеет пирамидальную форму, основой которой является ослик а вершиной фигуры Богородицы и Младенца Иисуса, как бы вписанные в очертания каменистого холма. Первое упоминание об этой работе относится к 1418 году.
Иногда размеры росписей были огромные. Пропорции фигур и архитектуры более реалистичны, движение фигур свободнее. Момент его встречи со своей женой (эта встреча произошла у Золотых Ворот, ведущих в город) и запечатлел Джотто на своей фреске. Сколь экспрессивны и выразительны образы, запечатленные художником. Неспешность шествия, торжественная поза Мадонны изысканность и праздничность красочной гаммы придают этой композиции, при всей простоте и патриархальности изображенного в ней мира, оттенок триумфальности.
Они очень пострадали от периодических разливов реки Арно — квартал Санта Кроче расположен очень низко и во время больших наводнений вода заливает здания до шестиметровой высоты. Джотто был известен также как архитектор — создатель кампанилы (колокольни) Флорентийского собора. Франциск, мчимый небесными конями, ассизский вариант сцены перед султаном, Экстаз св.
Он написан не как ребенок, а как юный император, который со зрелым видом правит с колен матери. Датировка большинства из них приблизительна, в некоторых случаях имеет широкий диапазон (например, семь небольших сцен из жизни Христа, принадлежавшие одному алтарю, хранящиеся в нескольких музеях, разные эксперты датируют от 1320-25 годов до 1306-12 годов). Наряду с большими фресковыми циклами Джотто создал целый ряд станковых произведений.
И пошли вестники по округе Иудейской и труба Господня возгласила и все стали сходиться. Фрески были варварски переписаны в XVIII веке и расчищены в середине XIX века. С его именем связывают также некоторые из рельефов, украшающих капанилу. Именно сюда ведут зрителя каменный склон и взгляды остальных участников сцены. Каждый год родители Иисуса ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы. Капелла Скровеньи аллАрена.
К этому времени относится созданная им «Мадонна Оньиссанти», украшавшая главный алтарь францисканской церкви Оньиссанти (ныне хранится в Галерее Уффици). Италия. Джотто очень скупо обозначает приметы изображаемого им мира условными скалистыми горками, светлыми зданиями, густой ультрамариновой синевой неба.
Настроение путешествия, переданное с идиллическим оттенком, в вышеупомянутой фреске ассизской церкви Бегство в Египет находит себе в падуйском варианте того же сюжета иное, более строгое и печальное, выражение, Печальное настроение пейзажа усиливается затем в Падуе с каждой картиной15 (за исключением Входа Господня в Иерусалим) и таким образом подготовляется впечатление от финала в Распятии16 и особенно в Плаче над Телом, в которых печаль переходит в трагический пафос. Ноаким и Анна были благочестивыми людыми, однако их брак долгое время оставался бездетным. Станковые картины в XIII – XIV веках писались на деревянных досках (в Италии это, как правило, был тополь).
Это обстоятельство во многом определило роль Джотто как родоначальника новой живописи в Италии, поскольку на протяжении нескольких столетий именно фреска (за исключением Венеции с ее сырым климатом) считалась своеобразным индикатором, показывающим степень одаренности художника, остроту его глаза и твердость руки, т. к во время работы нет возможности исправлять возможные ошибки (фреска предполагает нанесение разведенных в воде красок на влажную штукатурку). Франциска, Св. С другой стороны, Джотто, отличавшийся на редкость острой наблюдательностью, здесь словно нарочно «не замечает» несоответствия между поверхностью потока и линией берега, который при таком подъеме уровня воды был бы неминуемо затоплен.
Джотто был решительным реформатором живописи. Он впитал в себя все происходящие изменения и одним из первых выразил их в творчестве. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Дальше можно назвать моделировку объёма одежды.
Настроение путешествия, переданное с идиллическим оттенком, в вышеупомянутой фреске ассизской церкви Бегство в Египет находит себе в падуйском варианте того же сюжета иное, более строгое и печальное, выражение, Печальное настроение пейзажа усиливается затем в Падуе с каждой картиной15 (за исключением Входа Господня в Иерусалим) и таким образом подготовляется впечатление от финала в Распятии16 и особенно в Плаче над Телом, в которых печаль переходит в трагический пафос.
Со временем, такая техника получала своё официальное название – гризайль. Исследователи полагают, что художник испытал влияние утончённой авиньонской живописи. Для современников, его произведения стали редким откровением.
В 1310–х годах Джотто работает во Флоренции. Джотто был знаком с поэтом Данте, тосканскими скульпторами Никколо и Джованни Пизано, Аонольфо ди Камбио. Евангельские сюжеты «Бегства в Египет» и «Избиения младенцев» были широко распространены в европейской церковной живописи. Он «принес новое искусство», как утверждал известный флорентийский скульптор Лоренцо Гиберти.
«триста») – в итальянском языке наименование XIV в. В XIII-XIV вв. Их размещение продумано с учётом планировки часовни и её естественного освещения. угловые ракурсы и упрощенную (античную) перспективу, емуудалось придать пространству иллюзию глубины и ясности композиции.
Ему же приписывают авторство живописных циклов под названием «Знаменитые люди», которые были исполнены по заказу короля Неаполя Роберта и правителя Милана Аццоне Висконти. С именем Джотто связан новый этап в развитии итальянского и европейского искусства (Проторенессанс), разрыв итальянской живописи со средневековыми художественными канонами и традициями так называемого итало-византийского искусства.
Леонардо да Винчи, например, писал, что «Джотто превзошел не только всех мастеров своего времени, но и многих художников прежних столетий». С современной точки зрения, его живопись может показаться несколько упрощенной. е. Предвозрождением). Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными в медальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию «Страшный суд» на западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три ряда на длинных боковых стенах и так называемой «триумфальной арке» алтаря. Мастера Исаака относили к кругу Каваллини или отождествляли с Арнольфо ди Камбио.
Из его работ также сохранились далеко не все. Все персонажи наделены пластической цельностью, одухотворенностью, силой. Используя ряд известных в то время приемов, вкл. Композиционное построение слегка асимметрично из-за того, что кортеж ангелов и патриархов справа расположен по восходящей линии, поднимающейся к плечам Христа, а группа апостолов слева, напротив, по линии нисходящей, которая заканчивается фигурой молодого апостола (Иоанн. ), склонившегося, прижимая руки к груди.
Джотто мог великолепно передавать изобразительными средствами драматизм ситуации. Момент его встречи со своей женой (эта встреча произошла у Золотых Ворот, ведущих в город) и запечатлел Джотто на своей фреске.
Рассказ начинается с истории Иоакима и Анны, родителей Девы Марии. И первосвященник, надев додекакодон, вошел в Святая святых и возносил молитву о ней и вот явился ангел Господен и сказал: Захария, Захария, пойди и созови вдовцов из народа и пусть они принесут посохи и, кому Господь явит знамение, тому она станет женою (сохраняя девичество). Такая технология производства иконы была распространена в Византии, её придерживались и итальянские мастера, включая Джотто.
Воздействие его на зрителя было тем сильнее, чем естественнее и реалистичнее были художественные приемы Джотто, поставившего перед собой задачу изображения реального трехмерного пространства, построенного на перспективно-линейном основании. Слишком еще много в них схематичного, обобщенного, приблизительного. «Расписной крест», около шести метров в высоту, был создан для флорентийской церкви Санта Мария Новелла между 1290 и 1300 годами и вскоре стал образцом для подражания (в 1301 году Деодато Орланди уже скопировал его в «Распятии» для церкви Сан Миньято аль Тедеско). Искусство Джотто произвело глубочайшее впечатление на его современников и их ближайших потомков. С 1334 года он руководил строительством флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре и его колокольни (кампанилы). Эпическое величие и драматизм сцены «Оплакивание Христа» подчеркнуты построением пейзажа спускающийся склон горы развернут так, чтобы выделить главных действующих лиц: мертвого Христа и пристально, скорбно глядящую на него Марию. Прямым свидетельством пребывания там Джото является «Распятие» из Темпио Малатестиано (церковь Сан Франческо в Римини), дошедшее до нас с обрезанными краями – отсутствуют фигуры Марии и Иоанна Богослова на правом и левом лучах креста навершие креста с благословляющим Богом-отцом обнаружено в частной коллекции в Англии.
Одна из женщин едва ли не кричит от отчаяния. Фреска (около 1295). Вполне вероятно, что кто-то из них был заказчиком этого алтарного образа. Позы и жесты окружающих тело Христа фигур, подчеркивают эмоциональное состояние.
Художник исполнил это алтарь совместно с ассистентами из своей мастерской. Пространство этих картин глубже и просторнее, в них словно больше воздуха. Царственная Мадонна Джотто сидит на роскошном троне, держа маленькую фигуру Христа.
Знакомство Джотто с позднеантичной живописью и произведениями Пьетро Каваллини способствовало становлению его творческого метода, созданию такого выдающегося памятника проторенессансной живописи, как росписи капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304–1308). Учился в мастерской Чимабуэ (между 1280 и 1290), работал главным образом во Флоренции (где с 1334 руководил строительством собора Санта-Мария дель Фьоре и городских укреплений) и Парме. Джотто «Положение во гроб»Роспись церкви в Падуе являлась поворотом в развитии европейской живописи, появилось чувство пространства, в котором движется человек.
Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными в медальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию «Страшный суд» на западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три ряда на длинных боковых стенах и так называемой «триумфальной арке» алтаря. Рядом с ним — две женские фигуры, будто птицы, с раскинутыми по сторонам руками. С современной точки зрения, его живопись может показаться несколько упрощенной. Сохраняя традиционную композицию, художник достиг большой убедительности пространственного построения.
Но, любое явление искусства следует рассматривать в контексте исторического развития. Приблизительно в 1315 году из мастерской Джотто вышел ещё один расписной крест (ныне Лувр, Париж). Это был первый в истории итальянской (и всей западноевропейской) живописи художник, отошедший от традиций средневекового искусства и внесший в свои произведения элементы реализма.
Центром композиции являются два сближенных лица: мертвого Христа и Его Матери. В этом центре происходят главные драматические события. «Перед образами Джотто испытываешь восторг, доходящий до оцепенения», писал Петрарка. Что касается жизни Джотто, то сведений о ней имеется очень немного.
Разнообразны жесты, мимика печальных лиц. Картины художника наполнились разнообразными эмоциями. Многие исследователи полагают, что Джотто, работая над этими фресками вместе со своими помощниками, наметил лишь общий план и выполнил некоторые детали, а основную работу делали его ученики: Стефано Фьорентино (который считается родственником Джотто) и Анджойелло да Губбио (художник умбрийского происхождения). Вот таким образом появление Джотто было не случайностью, а закономерностью. Местами эта зависимость сказывается в столь сильной степени (в виде крошечных бутафорских домиков и павильонов, в виде кулисообразных, плоских, точно из картона вырезанных скал), что сомневаться в воздействии постановок духовных спектаклей на его живопись просто невозможно: мы, вероятно, видим в некоторых фресках прямо зафиксированные сцены этих зрелищ. Композиция картины у Джотто всегда подчинена художественной логике и избегает эффектности.
Словно окаменел от горя Иоанн Богослов, прижимающий руки к подбородку. Так, персонажи святых (как было принято в иконописи), снабжены нимбами, свидетельствующими об избранности. И действительно, даже в самых лучших и экспрессивных своих работах, таких как Чудесное открытие источника (Ассизи, базилика Сан Франческо, верхняя церковь), Мастер истории Святого Франциска предстает по сравнению с Джотто более архаичным художником. 1311/1313) и был крестьянином. Родом из Колле да Веспиньяно в Тоскане. Особенности фресок, выполненных мастерской Джотто, по словарю Брокгаза: «Сдержанность и достоинство в трактовке сюжетов, пластическая моделировка объемов, четкость пространственных построений, выразительность жестов и поз, светлый праздничный колорит и внутреннее художественное единство делают эти росписи уникальными в истории монументально-декоративной живописи».
Благодаря этому, ее образ выглядит более земным. В документе указано, что это работа выполнена Джотто. Судьба не даровала ему возможности принять мученический венец от мусульман.
Джотто изобразил здесь Мадонну с младенцем, Св. 1320-25).