Парадные Портреты Левицкого

В творчестве Левицкого большое место занимает парадный портрет. Но в отличие от портретов Кокоринова и Умского, являющихся классическими парадными изображениями, этой работе Левицкого присущи черты, красноречиво говорящие, что художник становится на путь исканий, которые приведут его позже к новым глубоким и оригинальным решениям.

Левицкий Дмитрий Григорьевич – русский художник-портретист

Жизнь Левицкого была навсегда связана не просто с Петербургом, но с главным его художественным центром – Академией художеств, в которой он 17 лет руководил портретным классом. Одно из самых прекрасных полотен Левицкого 1770-х гг. Один из выдающихся русских художников XVIII столетия Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822 гг. ) происходил из старинного украинского рода. Ныне полотно хранится в Русском музее.

Одно из самых прекрасных полотен Левицкого 1770-х гг. Сравним, например, два портрета Екатерины II кисти Иоганна Баптиста Лампи – «Портрет Екатерины II с фигурами Истории и Хроноса» и «Портрет Екатерины II с аллегорическими фигурами Истины и Силы (Крепости)». Салонным он получился, а не народным. В целом творческий путь Д. Г. Левицкого представляет несомненное движение к реализму (Валицкая А. П., Дмитрий Григорьевич Левицкий 1735 -1822 / Л. : Художник РСФСР, 1985).

Он покидает Петербург ради Москвы лишь дважды. Он не ищет новые композиционные решения, эффектные позы, жесты. Он стремился испробовать свои возможности в разных по духу портретах искал новые средства образной характеристики.

Кречетникова (конец 1770-х). Женева), Е. А. Бакуниной (1782. Их фигуры повернуты почти в профиль и обращены к центру, своим спокойствием и устойчивостью подчеркивая динамичный поворот, в котором предстает легкая фигурка Борщовой. Картина пользовалась большим успехом и с нее было сделано немало копий. Возможно интимность, которая привлекала Дидро в миниатюре Гарана, нравилась ему и у Левицкого (хотя документальных свидетельств оценки самого философа мы не имеем кроме того, портрет не был им увезен в Париж, как считалось ранее, а согласно новым исследованиям, попал в Женеву много позже, в XIX в. ).

На Хрущовой темно-серый шелковый камзол, украшенный золотым галуном. Однако имя его никогда не исчезало из памяти потомков. (Кстати, пятнадцатилетняя «актриса» пользовалась такой любовью публики, что ее игра отмечалась в газетах, ей посвящали стихи. ). Почему. Ранее дворянки учились у гувернанток, а бедные совсем не учились. Более того, по размаху, торжественности, да и по количеству аксессуаров этот, портрет намного превосходит то, что делал в этом роде Левицкий прежде.

Как понять парадный 
портрет века

Как понять парадный портрет века

Петр мечтал и о создании Академии художеств. Эти подробности говорят о личных склонностях представленного человека, чертах его частной жизни. ГТГ), который можно расценить как пародию на парадный портрет.

Дрождин.

Левицкий Дмитрий 
Григорьевич – первый 
портретный художник

Левицкий Дмитрий Григорьевич – первый портретный художник века

С портрета смотрит чуть полноватый мужчина в самом расцвете сил. На многие годы он связал свою деятельность с Академией художеств. — еще двести лет назад явиться предшественницей Софьи Ковалевской. Задача портретиста иная – это прежде всего рассказ о человеке. Вышла замуж за графа Д. П.

ГТГ), М. А. Дьяковой (1778.

Но о нем напоминают памятники искусства. Левицкий был скован при исполнении заказа определенными светскими правилами.

Ясность характеристики вполне соответствует реальному облику модели, решительной и энергичной, смело распорядившейся (как мы увидим ниже) своей судьбой. Личность Дидро, всей своей деятельностью утверждавшего торжество человеческого разума, давала художнику большие возможности для создания образа сильного, мужественного человека, наделенного высоким и проницательным умом. Атласная одежда Демидова сверкает и переливается алыми и серебристыми оттенками. Общепризнанным успехом живописца стала серия портретов смолянок — питомиц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре (позже — Смольный институт). отражается в мужских и женских образах как бы различными своими сторонами. Маленькие модели ни на минуту не забывают, что они – царственные особы.

И что же мы видим. Правды в нём было не больше, чем прежде. И вот начался спектакль — комическая опера Киампи «Капризы любви или Нинетта при дворе». В варьированной копии у Левицкого (конец 1780-х – нач.

М. Долгорукий" (1782, Киевский музей русского искусства), написанный в год, когда простого армейского прапорщика перевели в гвардейский Семеновский полк, в мундире которого модель и запечатлена на холсте. Молодые художники, сменившие в начале ХIХ века великих мастеров блестящего и трудного XVIII в., опирались на достижения своего предшественника и учителя Д. Г. Левицкого. Портрет Левицкого связан с историей ордена Святого равноапостольного князя Владимира. Бьют часы. На ней нарядное платье, в руке веер.

ГРМ), И. М. Долгорукова (1882. В 1770 г. работы Левицкого имели большой успех на ежегодной летней академической выставке. П. В. Бакунин Старшой на портрете полон сдержанного достоинства и уверенности в себе.

Дмитрий Левицкий 
– мастер парадных 
и камерных портретов

Дмитрий Левицкий – мастер парадных и камерных портретов

Мальчик запечатлен в маскарадном костюме. У Левицкого можно найти такой пример: это портрет супружеской четы В. Н. А над всей схемой парадного портрета – и это самое удивительное живет напряженной жизнью серьезное, грустное лицо маленькой девочки с задумчивым взглядом. Началась самая плодотворная полоса его творчества.

Гордо посаженная головка. С началом нового столетия первенствующую роль предстояло сыграть уже другим мастерам. Они были созданы почти одновременно. Петр стал приобретать произведения античного и европейского искусства, его примеру последовали и его сподвижники. Изменилась цветовая гамма. Левицкий показал Дидро как бы наедине с самим собой, таким, каким он мог быть в повседневной жизни. Такую "гармонию души и тела" и хочет передать художник. 1770-1780-е годы – время расцвета дарования Левицкого.

И хотя узор словно наложен поверх негнущихся складок одежды, он осязаем и напоминает, по словам искусствоведа Т. В. Ильиной, (6)источник «поле роскошной древнерусской миниатюры XVII в. или растительный орнамент фрески того времени». Он чувствовал, что вопрос задан неспроста.

Особенности жанра 
парадного портрета

Особенности жанра парадного портрета

Слева от него размещался портрет Е. И. Молчановой, сидящей с раскрытой книгой. Константинополь так и не стал столицей новой православной империи. Автопортрет (1783)Дмитрий Григорьевич Левицкий (ок. Д. Левицкий. Она даже предлагала ему перенести в Петербург издание его «Энциклопедии».

Художник добивается здесь большой полноты характеристики портретируемого. Умер художник в 1822 году все в том же Санкт-Петербурге. Большинство изображенных девушек были назначены императрицей фрейлинами ко двору супруги наследника престола Павла Петровича, великой княгини Наталии Алексеевны. Левецкого – портрет П. А. Возможно, потому, что он невольно воскрешал воспоминания о ее политической неудаче.

В «Портрете Урсулы Мнишек» поражает отточенное до виртуозности мастерство художника, который добивается нужного эффекта последовательной системой приемов. Он одел Агашу в русское платье и кокошник и поместил в интерьер бревенчатой избы. Но уже в 1840-е гг. При храме намечалось размещение дома для Кавалерской думы, для украшения которой нужно было написать серию портретов «всех кавалеров Ордена Святого Владимира Большого креста». А. П. Левшина в театральном платье остановилась в танце среди пышной дворцовой обстановки.

Парадный портрет 
в творчестве Левицкого

Парадный портрет в творчестве Левицкого

Четкость пластических объемов, определенность линейных контуров, большую гладкость живописи по сравнению с абсолютно иными принципами живописи Рокотова мы видим и в портрете Ивана Ларионовича Воронцова (правда, рокотовский портрет не окончен, но мы уже ощущаем неопределенность состояния модели, ее задумчивость, мечтательность). Время наибольшей славы Левицкого приходится на 1780-е гг. Кокоринова (1769). Хрущова, лихо подбоченившись игриво касается подбородка своей подружки.

отражается в мужских и женских образах как бы различными своими сторонами. В ее взгляде чувствуется усталость, в улыбке проскальзывает горечь. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Портреты девочек Воронцовых трогают вниманием к внутреннему миру детей, мастерством в передаче фактур различных тканей и тонкой гармонией цветовых отношений. Анна Артемьевна Воронцова (1777-1854) – вторая дочь графа Воронцова и его жены, графини Прасковьи Федоровны.

Он нередко жалуется на ухудшение зрения и невозможность продолжать работу. Возможно, отец и был первым учителем Левицкого. А «простонародная» одежда из голубовато-зеленоватого шелка, отделанная золотисто-коричневым мехом, выглядит не менее дорогой и нарядной, чем любой роскошный костюм аристократа. В 1770-м к Левицкому пришла настоящая слава.

Художественное своеобразие 
портрета Екатерины 
 Боровиковского

Художественное своеобразие портрета Екатерины Боровиковского

Д. Левицкий. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822 гг. ) родился на Украине. Художник спешит. Одна из лучших работ – портрет знаменитого французского философа Дени Дидро (1773), жившего в Петербурге в период с 28 сентября 1773 года по 22 февраля 1774 года.

В 1775 г. он произведен в советники Академии. Правый портрет изображает Г. И. Алымову играющую на арфе. ГРМ) — ему было присуждено звание академика.

Известные картины 
и портреты Левицкого

Известные картины и портреты Левицкого

Цветом лепится объем, подчеркивается трехмерность, вещественность. В 1787 году он создал портрет великого князя Александра Павловича. Девочки разных возрастов изображены и просто позирующими (таков первый портрет самых маленьких – Н. М. Давыдовой и Ф. С. Ржевской художник словно нащупывает свой путь) и танцующими (Е. Камерный портрет сложился в России к середине XVIII в. – позже других видов портрета. Сначала в новое заведение решили принимать только дочерей богатых дворянских фамилий.

ГРМ), грациозно танцующей Н. С. Борщевой (1776. Он знает, что внизу ее ждет карета. За колоннадой, за строгой балюстрадой изображено бурное небо и море с плывущими по нему кораблями. Новиков представлен на фоне тревожного облачного неба. Мальчик запечатлен в маскарадном костюме. В 1780-х годах художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры.

Чем-то неуловимо похожими между собой становятся на портретах жизнерадостная, беспорядочная барыня Е. А. Бакунина (1782, ГТГ) и по-немецки чопорная и сдержанная Доротея Шмидт (нач. Гос. Холст, масло. Отсюда особые правила (канон) и художественные средства иконописи.

Левицкий передает полное душевное растворение Нелидовой в сценическом действии. И в колорите вместо нежных весенних тонов преобладают приглушенные темные лиловато-красные оттенки. Целью, к которой стремилась императрица в своей деятельности на педагогической ниве, было создание «новой породы» людей, свободных от пороков общества.

  1. История одного шедевра: «Портрет дочери» Левицкого
  2. Левицкий Дмитрий Георгиевич (1735-1822)
  3. Екатерина Великая как жена художника Левицкого
  4. Дмитрий Григорьевич Левицкий, художник: биография и творчество
  5. Художник Дмитрий Григорьевич Левицкий –
  6. О жизни и творчестве выдающихся художников
  7. Художник Дмитрий Григорьевич Левицкий
  8. Детские образы в творчестве Левицкого

Окончив ее и получив звание академика, Левицкий остался преподавать мастерство портрета. Видимо, портрет создавался именно там. Дидро изображён в домашнем халате и без парика. Чудо. Задумчивость и легкая улыбка Лопухиной выдают ее погруженность в мир собственных чувств.

Центром этого города стал монументальный Софийский собор (проект тоже разработал Камерон) – в память о главной христианской святыне, находившейся во владении турок, храме Святой Софии в Константинополе. А вот художник радоваться уже не мог. После чего тут же в Москве для отстроенных новых церквей (Кира и Иоанна на Солянке и Великомученица Екатерина на Большой Ордынке) русский художник написал иконы. В том же году за портрет А. Ф. Кокоринова он получил звание академика (ему было в то время 35 лет).

Умер Левицкий в 1822 г., надолго пережив свою эпоху и собственную славу. Обстоятельно, подробно рассказывают о Кокоринове окружающие его предметы. Этот период (1771–1787), когда проявились и прекрасные педагогические способности мастера, – как раз наиболее плодотворный и интенсивный этап его творческой жизни.

Сентиментализм проявляется в отказе автора от парадных дворцовых интерьеров и предпочтении природы, которая «прекраснее дворцов». Ученики Левицкого – Л. С.

С портрета смотрит чуть полноватый мужчина в самом расцвете сил. ГРМ), М. А. Львовой-Дьяковой (1781. Как мастер-декоратор Вишняков создает исключительную цветовую гамму. Всю композицию пронизывают медленные, текучие ритмы.

История одного шедевра: 
«Портрет дочери» 
Левицкого

ВглядимсяОвал.

Лицо модели написано обобщённо и условно, возраст смягчён. Владимира для собраний его кавалеров. Он уже немолод, но подтянут и не утратил строгой прямой осанки. Это и прославленные полководцы екатерининских войн, кавалеры ордена св. Большинство искусствоведов предполагает, что центральным пятном был портрет Левшиной (любимицы императрицы), с одной стороны от него располагались портреты Ржевской и Давыдовой, Нелидовой, Хованской и Хрущевой, по другую сторону – портреты Борщевой, Молчановой, Алымовой. Вот портрет М. А. Львовой (1781 г. ), рожденной Дьяковой, жены Н. А. Львова, хозяйки дома, в котором собирались крупнейшие деятели культуры того времени. Это портрет-аллегория образа справедливой правительницы. Левицкий приступил к работе в начале 1770-х годов, очевидно, по заказу И. И. Бецкого.

Среди портретов 1780-х гг. Но целью парсуны было все же не столько запечатлеть конкретную личность (хотя черты лица в этих изображениях индивидуализированы), сколько прославить человека как представителя знатного рода. ГТГ), директора Певческой капеллы М. Ф. Полторацкого (1780. На некрасивом, но очень выразительном лице девушки играет насмешливая улыбка.

Живописная маэстрия усиливает сложность характеристики модели (Кокоринов после смерти Шувалова обострил до крайности отношения с Бецким, отсюда не подкрепленная документально версия о самоубийстве Кокоринова на чердаке здания Академии им же построенного во всяком случае, факт достоверный, что Бецкой запретил студентам идти на похороны Кокоринова). называли меня часто разиней. Как в волшебное зеркало глядим в полотно. Старческие изображения нечасто возникали в портретной живописи XVIII в. Но в «Портрете священника» чувствуются особая теплота отношения к модели, оттенок скорбной горечи при виде разрушений, которые причиняет человеку неумолимо уходящее время. Нестор Кукольник призывал спасать забытые и полузабытые имена русских художников XVIII в. Левицкому, правда и в XIX в. повезло более других именитых современников: на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 г. было представлено пять его портретов ("Екатерина-законодательница", портрет старика-священника и три портрета "смольнянок"), вызвавших отклик в Европе, а первый серьезный отечественный исследователь искусства XVIII в. П. Н. Такой подход позволяет художнику далеко отступать от привычного для его времени канона.

— неизвестно. О других учителях сведений нет.

Холст, масло, 134 х 102 см. Среди работ Левицкого особое место занимает аллегорическая композиция «Екатерина II — Законодательница в храме богини Правосудия» (1783 г. ). Таков, например, камерный портрет бывшей фрейлины Екатерины II А. С. Протасовой.

Вместе с тем по мере развития самого камерного портрета художники все более внимательно всматриваются в свои модели. И все-таки этот портрет — парадное, торжественное изображение человека. Современница Кулибина, читательница Ломоносова, эта девушка могла бы — кто знает.

Под многими князьями и графьями однажды зашатались стулья. Через 20 лет, уступая настойчивым просьбам друзей, он вошел в художественный совет Академии (1807), но к службе в ней уже не вернулся. Голицына (1772) инжерер-генерала М. И.

Согласно этому проекту, Россия должна была изгнать турок из Европы, овладеть Константинополем и образовать на Балканах, во-первых, независимую Греческую империю (во главе которой должен был встать внук императрицы великий князь Константин), а во-вторых – государство Дакию под эгидой России, в которое должны были войти Дунайские княжества, освобожденные от власти турок. Несмотря на неопределенность с местом размещения портретов, художник продолжал их писать. Сиреневому шарфу вторят оттенки увядающих роз. Щукин, П. С.

Левицкий стар, болен и катастрофически теряет зрение. Лицо Кокоринова, с вежливой улыбкой и выражением горделивого спокойствия, обращено к зрителям. Это различие является не просто результатом контрастности именно этих человеческих натур.

Серия портретов девиц Смольного института причислена к шедеврам мировой живописи. Левицкий родился в Киеве в 1735 годе. Поза его со слегка откинутым назад корпусом выглядит удобной и естественной. Во-первых, это картины большого формата.

—А сказывали, как он Дмитрия Самозванца играет или в «Мизантропе» господина Мольера. Среди его родоначальников был и учитель Левицкого Антропов. В 1769 г. Левицкий окончательно поселился в Петербурге. Екатерина широким жестом простерла руку над зажженным жертвенником. Началась самая плодотворная полоса его творчества.

Основным было деление на торжественные, парадные портреты и небольшие, камерные. Екатерина много сил и энергии вкладывала в свое начинание, советовалась с Вольтером и Дидро относительно литературы и постановок, отсюда и вольтеровская "Заира" на театре Смольного института и оперы Кьямпи и Перголези. То же можно видеть и на картинах – в религиозной живописи.

Среди поздних произведений Левицкого очень важен интересен и значителен портрет Н. И. Новикова. Художественный вкус и артистический дар сочетались у него с широтой взглядов и классической образованностью. Кокоринов изображён человеком с мужественным и спокойным лицом истинным вельможей «во славе». Одни из них покоряют образом пленительной юности, как "И. Это обстоятельство свидетельствует, что он уже пользовался уважением и известностью. Тогда они тайно обвенчались. Портрет стал отечественным вариантом английского типа «портрет-прогулка».

Тем же величественным жестом, что и Кокоринов, Демидов "указует" на горшок с цветами. Своеобразным пиком творчества Левицкого стал портрет Урсулы Мнишек, жены литовского коронного маршала М. Мнишека (1782 г. ). Образ М. И. Елизавета — в короне, со скипетром и вой, в роскошном блестящем муаровом платье. И хоть самим-то воспитанницам предстояло играть на французском языке, они все же воспринимали у Дмитревского русскую школу сценического искусства: их воспитатель был соратником Федора Волкова, учителем плеяды первых русских артистов.

Мордвинова (1778), генерал-аншефа М. Н. и М. А. Митрофановых (1790-е гг. ).

Остроумный парадокс (помещица, но каковы ее владенья. ) должен был привлечь внимание зрителей. ГТГ). Ни в одном портрете Левицкий не повторил больше такой композиции.

Парадному портрету всегда свойственна панегерическая (то есть торжественная, восхваляющая) интонация: модель – это обязательно совершенный монарх или великий полководец или выдающийся государственный деятель, воплощение тех добродетелей, которые должны быть свойственны его сану и роду деятельности. В первом портрете мягкие краски в гармоничной тональности. Портретист предпочитал рядом с человеком изобразить множество окружающих вещей.

Еще один прием – низкий горизонт. В 1758 году переехал в Санкт-Петербург и начал обучение в Академии Художеств. Заметив выдающиеся способности, Антропов забрал дарование с собой в столицу, где помог поступить в Академию художеств. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Кокоринов Александр Филиппович (1726-1772) – талантливый архитектор.

С непревзойденной тонкостью он был способен проникнуть в индивидуальность человека. Разумеется, такие костюмы лишь в общих чертах подражали народной крестьянской одежде. Произведению сопутствовал шумный успех и автор несколько раз повторял свое творение (одна из копий находится в Третьяковской галерее). В полотнах этих художников чувства потретируемого как бы одушевляют природу. Демидов изображен во весь рост на фоне величавой архитектуры, в алом халате. В полумраке парка видна пристань со сфинксами, в озере плавают лебеди. Другим примером костюмизации является портрет дочери Левицкого Агафьи в русской одежде (1785 г. ).

Большую роль в развитии художественных талантов юного художника сыграл А. П. Творчество Левицкого, его мировоззрение, его понимание задач искусства в силу замечательной одаренности и удивительной чуткости мастера к запросам современности вобрали в себя почти все лучшее и прогрессивное (особенно если это касалось понимания ценности человеческой личности), что выработали к этому времени передовая отечественная общественная мысль и национальная культура.

Портрет Дени Дидро (1773-1774). Такое мироощущение прослеживается в «рембрандтовском» портрете старика-священника (1779. Во втором портрете темные звучные тона делают колорит напряженным, чуть жестковатым. Это характер еще до конца не сформированный, полный ожидания со взрослой жизнью. Особняком в этом ряду стоит портрет дочери (1785.

– портрет М. А. Дьяковой, будущей жены Н. А. Львова (1778 г. ). Костюм парадный, но на голове домашний колпак насмешливый умный взгляд и провалившийся беззубый рот: сам заказчик настаивал на таком «реализме» или художник остался верен себе. Холст, масло. Именно отец познакомил сына с азами живописи. Круглолицая Катенька не отличается классической правильностью черт.

Одно из лучших созданий Левицкого— портрет молодой М. Дьяковой (1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме тёплых тонов. Блестяще написанный, он интересен во многих отношениях. Он написал семь портретов или аллегорических картин (Борщова-театр, Алымова-музыка, Молчанова-наука), олицетворявших собой, по мнению знатоков, целиком ХVIII век.

И. Молчанова). В ряду камерных портретов 1770-х гг. ГРМ), Е. Н. Хрущевой и Е. Н. Хованской (1773. —Нам бы хотелось, — продолжала Екатерина, — чтобы ты сделал портреты лучших из них, которые особенно преуспели в танцах и пении.

Серия «Смолянок»— шедевр мирового искусства (все портреты находятся в Русском музее). Основание Академии стало логическим завершением преобразований в искусстве. Помнит об этом и художник. Хорошенькие кукольные лица почти непроницаемы. Он ненавидел Академию художеств и всячески возражал против уроков у двугих мастеров. Очень интересны с этой точки зрения портреты А. Ф. Кокоринова (1769), Б. В. Умского (1770), Н. А. Сеземова (1770).

Строго по диагонали холста развернута фигура, голова чуть откинута, глаза смотрят немного утомленно, губы тронула легкая усмешка. Центром этого образцового поселения должен был быть собор «в виде константинопольской Софии», заказанный архитектору Чарлзу Камерону. Н. Хованская и Е. Н. Хрущова), музицирующими (Г. Он нередко жалуется на ухудшение зрения и невозможность продолжать работу.

В Ярославле способствовал расцвету местного театра, а также учредил журнал «Уединенный пошехонец». (ил. 3) Это типичное для того времени парадное изображение. Одет в специально сшитый для церемонии вступления в должность костюм. Одним из лучших в серии по качеству исполнения является и портрет А. П. По-видимому, весьма удовлетворенная изображением Александра Павловича, Екатерина приказала исполнить серию портретов великих княжон.

Такой подход позволяет художнику далеко отступать от привычного для его времени канона. Нежная голубизна небес, приглушенная зелень листвы, золото колосьев с яркими вкраплениями васильков перекликаются по цвету с жемчужно-белым платьем, голубым поясом и поблескивающим украшением на руке. Гос.

Но портрет вызывает неизменный интерес. Все они построены по уже сложившейся схеме решения парадного портрета. Поза его торжественна и величава. Обе девушки одеты в парадные платья из белого атласа. В 1775 году Левицкий был произведен в советники Академии.

Здесь на помощь художнику не приходят ни танец, ни пастораль, ни арфа, ни даже книга. Несмотря на миниатюрность размера, портрет Львова построен на объемности форм, энергичной светотеневой лепке, приведенном в цветовую целостность сочетании голубовато-зеленых и оливковых тонов с желто-розовыми. В конце концов ее настойчивость победила. имеется один, стоящий несколько особняком и называемый по-разному: портретом священника или портретом Г. К. Левицкого, отца художника (1779, ГТГ).

Роли из музыкальных спектаклей репетировал с девочками Пьетро Чезарио, танцам обучали лучшие балетмейстеры столичных трупп, костюмы шились придворного театра портным Жераром, даже театральный парикмахер Иозеф Жервье трогал ловкой гребенкой девичьи волосы. Первоначально предполагалось, что вблизи резиденции в Царском Селе будет построен «малый Константинополь». Одним словом, девочек обучал первый в России учитель сценической игры. Рядом с царскосельским храмом собирались возвести дом Кавалерской думы Ордена Св.

Может быть инвентор (скорее всего им был все тот же Николай Львов) нарочно замаскировал политическое содержание в непривычную форму. Известный богач Прокофий Анкифьевич Демидов изображен им во весь рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры, в пышных складках алого одеяния (портрет П. А. Демидова, 1773). Одновременно портрет отвечал новому художественному вкусу (он получил название сентиментализм) – стремлению к естественному интересу к внутренней жизни человека, его чувствам в противовес прискучившей рассудочности. Демидов был личностью очень колоритной, слыл чудаком и самодуром. Кокоринов запечатлен в обстановке рабочего кабинета.

Отставка его была тут же принята и он тоже вышел "без достойного вознаграждения". Появился портрет дочери художника в народном свадебном уборе.

Три более ранних портрета изображают учениц младшего и среднего возраста. Лицо написано крупным планом, приближенным к зрителю. Второй портрет (1781) написан, когда молодой женщине исполнился 21 год, но она выглядит старше своих лет.

Государственная Третьяковская галерея (Москва)Считается, что этот портрет связан с её замужеством.

Портрет Екатерины II поступил в музей в 1927 году из Государственного музейного фонда. ГТГ).

Таков Иван Абрамович Ганнибал, двоюродный дед А. С. В некоторых портретах модели помещены на нейтральном фоне ("Ржевская и Давыдова", "Алымова"), другие – на фоне театрального задника, условного театрального пейзажа изображающего парковую природу. Романтическая история тайного брака М. А. Дьяковой и Н. А. Львова показывает ее сильный характер, умение отстоять свои чувства. музей изобразительных искусств Армении), князя А. М. Голицына (1772.

Либо, как в портрете старика-священника, они вызывают щемящую жалость и нежность (потому и допускают исследователи мысль, что это изображение отца художника, хотя тот умер за 10 лет до времени создания портрета). А Левицкий был масон, так же, как некоторые из его покровителей. Однако, художник, работая над портретами, подошел к решению задачи абсолютно неожиданно.

Это выражают и портрет М. И. Лопухиной (1797 г. ) и портрет Скобеевой (середина 1790-х г. ) и изображение дочери Екатерины-II и А. Г. Потемкина – Е. Г. Темкиной (1798 г. ). Кокоринов на картине Левицкого изображен на фоне чертежа здания Академии Художеств. Однако императрице портрет не понравился. Обязательная в таких произведениях «говорящая» обстановка непосредственно перекликалась с творческими интересами Левицкого.

Художник сосредоточенно изучал неповторимые черты воспроизводимого им человека. Двумя главными тенденциями были обмирщение (ведущим становилось искусство не религиозное, а светское, отвечавшее новым интересам и потребностям) и приобщение к европейскими традициям, в том числе и в изобразительном искусстве. Общечеловеческий по содержанию портретный идеал камерного изображения 1780-1790-х гг.

Мельгунова, который был награжден орденом Святого Владимира в 1783 году. Но советы и планы Дидро императрица отвергла. Однако сооружение храма растянулось на шесть лет, а к строительству «орденского дома» так и не приступили. Художник портретирует целые семейные «кланы» – Лопухиных, Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко, распространявших его известность по родственным каналам.

Тогда были опробованы новые пути – народ, народная тематика. В это время они должны были вместе работать над росписью Андреевской церкви в Киеве. широкой и толстой губой, по которой. «Смолянки» изображены в полный рост, поодиночке и попарно, они танцуют, музицируют играют, общаются. 1780-х, Нижегородский художественный музей). Именно с этого момента начинается всеобщее признание живописца.

Передавая черты лица потомка «арапа Петра Великого», его смуглую кожу, оттененную белым адмиральским мундиром, черные, не скрытые париком волосы, Левицкий подчеркивает этническую особенность его внешности. После представления Екатерина II подозвала к себе художника Левицкого. / В него с искусством ум Левицкого вложен". На такие концерты съезжалась петербургская знать, нередко во главе с самой императрицей. Левицкий же создал целую живописную поэму юности, "оду радости" юных.

есть большие творческие удачи художника. Кокоринов запечатлен в обстановке рабочего кабинета. ГЭ).

Он уже немолод, но подтянут и не утратил строгой прямой осанки. Все портреты находятся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург). Первоначально портреты были помещены в резиденции императрицы – Петергофe после Февральской революции 1917 г. цикл поступил в Русский музей. Живописная поверхность доведена до эмалевой гладкости. Именно за это десятилетие он и "переписал" в основном весь петербургский свет.

Однако, по сути, художник далеко отходит от привычного истолкования образа императрицы. В конце 1780-х – начале 1790-х годов мастер исполнил портреты сестер Воронцовых. За портрет архитектора Александра Филипповича Кокоринова (1769, ГРМ) Левицкий получил звание академика. Таков «Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой» (4), которая была воспитанницей Смольного института благородных девиц, фрейлиной императрицы Марии Федоровны.

В 1771 г. Левицкий возглавил портретный класс и бессменно руководил им до 1787 г. В XVIII в. существовала система разнообразных видов портретного изображения, каждый из которых имел собственные задачи и средства их достижения. Родился на Украине в семье принадлежавшей старинному украинскому роду. Многолетняя работа на заказ сделала своё дело.

Сохранился и портрет мужа Бакуниной.

Храповицкий получил известность благодаря своему «Дневнику», в котором описал жизнь императрицы на протяжении нескольких лет. Они назывались «парсуны», от латинского слова persona – личность, лицо. ГТГ) инженер-генерала М. И. Мордвинова (1778. Картина, с одной стороны, становится жизненно правдивой (такие скульптуры вполне могли присутствовать в интерьере, где императрица представала очам подданных), а с другой – по-прежнему передает зашифрованную в аллегорическом образе идею. Это была первая и пока единственная школа для девочек. Левицкий владел всеми формами портрета — от парадного до камерного.

Зато неимущих дворянских семей, мечтавших отдать девочек в новое училище, оказалось много. Так Левицкий воплощает образ конкретной личности имеющей собственное место в системе общественной иерархии. Обе девушки одеты в парадные платья из белого атласа.

В большом двухсветном зале готовили сцену. Известность Левицкому принесли картины, выставленные в экспозиции Академии художеств. Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков (портреты Н. Сеземова, 1770 П. Демидова, 1773). Но это большое однотонное пятно (особенно в портретах Молчановой и Алымовой) полно тончайшей игры оттенков и света.

Три других портрета составляют единое целое по композиции и колористическому решению. Произведение Левицкого можно рассматривать как одно из слагаемых более широкого явления.

Она уверенно исполняет мужскую роль. ГРМ), Е. И. Нелидовой (1773. Художник строит богатую гамму серо-зеленых, жемчужных и розовых тонов. Живопись сочная, материальная, плотная, на рентгенограмме видно множество правок. По мнению автора В. Л. Боровиковский – «певец человеческой личности, стремящийся дать идеал человека, каким он представлялся ему и его современникам».

Был директором Академии художеств. Но эти приметы возраста не лишают лицо значительности и достоинства. В течение всего своего визита в Петербург Дидро жил в доме князя Нарышкина. Тщательно выписана орденская звезда на груди – свидетельство заслуг на жизненном поприще.

В начале 1780-х годов близ Царского Села по проекту Чарлза Камерона (шотландского архитектора, работавшего в России) был построен образцовый город София. 1735-1822) родился в Киеве в семье священника Г. К. Левицкого (настоящая фамилия Нос) известного как художник-гравёр. Разработал трехступенчатую систему обучения.

В созданной Левицким обширной галерее портретов— величественная Екатерина II (1783), представленная мудрой и просвещённой законодательницей (именно этот портрет вдохновил Г. Р. Державина на создание знаменитой оды «Видение Мурзы») и Дени Дидро (1773), французский философ-энциклопедист, писатель, энергию, творческое беспокойство, душевное благородство которого так живо и непосредственно передал русский художник и отец художника (1779), скромный, мудрый и усталый старик, бывший в своё время одним из лучших украинских гравёров и строитель здания Академии художеств зодчий А. Кокоринов (1769—1770), богатый купец-откупщик Н. Сеземов (1770), публицист, просветитель и издатель Н. Новиков. Твердого ответа на этот вопрос нет. Сопоставление в парных портретах двух образов усиливает и оттеняет их непохожесть. Она стоит в саду, облокотившись на старую каменную консоль. В 1770 г. работы Левицкого имели большой успех на ежегодной летней академической выставке.

Дама неопределенного возраста, одетая по моде конца 1790-х гг., представлена на фоне чуть намеченного пейзажа — подобный мотив распространился в портретной живописи этого времени. К концу XVIII века художники передают душу своих моделей, тончайшие настроения изменчивость характеров. Улыбка Урсулы означает конец сеанса.

Молчанова чувствует себя среди них уверенно и спокойно. Ушло счастье творчества, созидания, а были с ним только неудовлетворённость и пустота. Однако не только атрибуты позволяют художнику указать на общественный престиж человека. Левицкий – тонкий мастер передачи фактуры предметов. В портрете дочери он демонстрирует мастерство живописца эпохи классицизма и воспевает простоту и естественность народных русских обычаев. Он был знаком со многими выдающимися людьми своего времени и многих из них запечатлел на своих полотнах: Екатерину II (1783) Дени Дидро (1773), французского философа-энциклопедиста, писателя зодчего А. Кокоринова публициста, просветителя и издателя Н. Новикова.

Вполне вероятно, что в таком большом заказе Левицкому помогали ученики из его мастерской. В таком направлении шло развитие качеств, присущих ему изначально. Именно в тот период ее запечатлел художник в первом портрете. В ее глазах – гордость и душевная чистота. Заказ имел в виду, конечно, парадные портреты. Портрет Лопухиной написан на фоне пейзажа.

Кроме того, передавая «демократические» черты облика Сеземова, художник в то же время дает нам почувствовать, что хотя перед нами и мужик, но мужик необыкновенный. Е. Д. Слева от него размещался портрет Е. И. Молчановой, сидящей с раскрытой книгой.

Воплотить Греческий проект Екатерине так и не удалось. Только в 1964 г. Демидов стоит, опираясь на большую металлическую лейку, около стола, на котором лежат луковицы каких-то растений и книги, возможно, труды по ботанике. Он так прославился своими чудачествами, что была даже выпущена книга «Русский чудак XVIII столетия». Художнику нравилась декоративная роскошь парадных нарядов его эпохи их театральность и праздничность.

Известно, что этот портрет не был заказан Екатериной. Образ молодой женщины получился довольно жеманным, акцент сделан на чисто внешней стороне ситуации. Портрет написан переливами цвета и света. Девушки — «смолянки» изображены в образе пастушка и пастушки, которые играют грациозную пастораль. литературный музей) и его собственного автопортрета (1783. (1769.

На первом этапе – копирование известных мастеров (Рембрандт, Ван Дейк, Грез, а также русские мастера Никитин, Лосенко). СПб., 1864). В 1780-е гг.

Многое, конечно, было и абсурдным в этом воспитании (за все время обучения их не отпускали домой, они редко могли видеться с родными и лишь в присутствии воспитательницы их представления были далеки от реальной жизни, недаром ходил анекдот о "смольнянках", спрашивающих, на каком дереве растут булки). Поза его со слегка откинутым назад корпусом выглядит удобной и естественной. В 1776 г. был первый выпуск учениц.

В то же время сам великий философ отмечал, что написать его портрет чрезвычайно трудно. Архитектор жестом указывает на лежащий перед ним план здания Академии художеств.

Кроме того, в них прослеживается единый декоративный замысел и все они как бы освещены одним большим чувством художника, большой его теплотой, редко потом встречающейся в других его произведениях. В 1786 году Левицкий получил этот высокий заказ. Первый портрет показывает восемнадцатилетнюю девушку, почти ровесницу «смолянок».

Дань преромантическим тенденциям отдал Левицкий в портрете Ф. П. Макеровского (1789 г. ). С картин-портретов Левицкого говорит эпоха. «Екатерина II – Законодательница» – своеобразная попытка Левицкого выйти за границы портретного жанра.

Помещая свой портрет в этот дворец, Екатерина стремилась продемонстрировать свою причастность европейским правящим династиям (монархи Европы были связаны друг с другом родственными узами, так что собрание было своего рода фамильной галереей) и одновременно вписать себя в чреду российских правителей. В 1790-е гг. Архангельской «Боровиковский» (3) повествует об основных этапах творчества этого замечательного русского художника, который был в русском изобразительном искусстве выразителем сентиментализма.

Камерный портрет сложился в России к середине ХVIII века — позже других портретных жанров. Идея, традиционно выражавшаяся средствами парадного портрета, облечена в форму камерного. Пленительный образ нежной, меланхоличной и мечтательной женщины передан с большой душевностью и любовью, с поразительной убедительностью раскрывает художник ее душевный мир.

Д. Левицкий. Декорации и окружающие предметы имеют иносказательное значение: они говорят об успехах Российского государства в самых различных сферах жизни. Именно такой изображена на портрете Мария Алексеевна Дьякова (1778, ГТГ на обороте холста по-французски выраженное графом Сегюром восхищение моделью), будущая жена архитектора Н. А. Львова, к кругу которого принадлежал художник.

На портрете Дени Дидро (1773–1774 Музей искусства и истории, Женева) изображен в домашнем одеянии кирпично-красного тона, без парика, с лицом немолодым и усталым. Напряженное, взволнованное звучание фона не передается самому портретируемому. Но все это скрывается под маской светской любезности и величавости.

Тщательно выписана орденская звезда на груди — свидетельство заслуг на жизненном поприще. Мастера уже не ставили себе задачу сделать портрет похожим на модель. Боровиковскому особенно удавались изображения «юных дев» из дворянских семейств. Но вначале он был известен как мастер парадного портрета. Например, создавая в 1782 году очередной портрет государыни, он воспользовался «Портретом Екатерины II перед зеркалом» Вигилиуса Эриксена.

На этой бумаге нарисован план Воспитательного дома, под ним — спеленутый младенец и подходящий к случаю текст из Священного писания. Их ровесница Е. И. Нелидова (тоже в пастушеском платье) исполняет грациозное па менуэта. Портрет Александры Струйской, несомненно, самый блестящий образ идеально прекрасной женщины во всей русской портретистике. Короткая атласная туника напоминает одежду амазонки. Горделивое ощущение знаний сквозит в ее улыбке.

Д. Г. Специалисты считают, что это лучшие портреты реалистической живописи 18 века. он участвует в создании иконостаса двух московских храмов, также связанных с Екатериной, – церкви Кира и Иоанна на Солянке (в праздник этих святых произошел переворот 1762 г. ) и церкви великомученицы Екатерины на Большой Ордынке (святой патронессы императрицы). ГРМ) и А. П. Левшина (1775. Вполне официальный костюм кажется несколько помятым и вольно-небрежным.

черты образного строя. Из сери портретов «Попечители Воспитательного дома»Прокофий Акинфиевич Демидов (1710-1786) – старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, владелец крупных горнопромышленных предприятий. Портрет А. Ф.

На протяжении шести столетий (с XI века до XVII) древнерусская живопись, продолжая византийскую традицию, развивалась почти исключительно в церковном русле. Она олицетворяет прекрасный мир, полный естественной прелести и чистоты. — портрет М. А. Дьяковой, будущей жены Н. А. Львова (1778 г. ). Их ровесница Е. И. Нелидова (тоже в пастушеском платье) исполняет грациозное па менуэта. Между 1772 и 1776 гг. Во-вторых, на парадном портрете модель изображается в полный рост. Например, выезжал на потеху всему Замоскворечью в колымаге, запряженной цугом и выкрашенной в дикие цвета, с форейторами разного роста (от великана до карлика), обряженными так же фантастически или заключал немыслимые пари (кто пролежит на спине год, не вставая целый час не моргнет, пока ему "меж глаз будут тыкать" и пр. ).

Смысл создания подобных произведений их содержание сводится главным образом к показу портретируемого как персоны значительной, представителя высшего привилегированного сословия, обладателя высоких чинов и званий. Высокая напудренная прическа. В центре расположена фигура портретируемого, четко и объемно рисующаяся на фоне.

«У меня было сто различных физиономий на день, смотря по предмету, каким я был занят. Простота и чувство собственного достоинства — вот те «изящности душевные», которые он подчеркивает. На втором этапе ученики обучались самостоятельному композиционному мышлению. Там можно было встретить заморские растения, попугаев и даже орангутангов. Одной из интереснейших проблем камерного портрета является изображение детей.

То же прославление жизни, то же восхищение молодым существом. Левицкий же, как и Рокотов, – только портретист. «Смолянка» Екатерина Нелидова запечатлена в своей лучшей роли — служанки Сербины из оперы Перголези»Служанка — госпожа», в которой рассказывается, как ловкая горничная сумела добиться сердечного расположения своего господина, а затем и брака с ним. Боровиковский становится популярным среди широкого круга петербургского дворянства.

В детстве учился у отца художника-гравера и уживописца Антропова. Ребенок в XVIII в. трактовался обычно как маленький взрослый. Его взгляд несколько мечтателен, но мягок и простодушен, с лёгкой улыбкой. И художник приступил к работе. Оно передано иллюзорно-вещественно, мы угадываем даже вид ткани, но цветы по муару рассыпаны без учета складок и это «узорочье» ложится на плоскость, как в древнерусской миниатюре. Ощущается, что ей пришлось столкнуться с чем-то трудным, тяжелым.

А. П. Левшина в театральном платье остановилась в танце среди пышной дворцовой обстановки. Старческие лица у него – "нечто исчерпанное, как обесцвеченная и почти изжившая себя материя" (слова О. С. Евангуловой и А. А. Карева о портрете Васильевой). Петров назвал его "великим художником".

живое, постоянно меняющееся выражение его лица, удалось схватить только этим художникам. Но в первом История и Хронос (Время) изображены как люди – женщина и старец с соответствующими атрибутами: История заносит деяния Екатерины в свои письмена, а Хронос с косой у подножья ее трона взирает на императрицу с восхищением – над нею не властно время. Все лучшие работы Дмитрия Григорьевича Левицкого были написаны 1770-е годы. Это, конечно, расширяет возможности толкования образа. Музей искусства и истории (Женева)Эта работа – опыт камерного портрета, который написан во время приезда французского философа в Россию по приглашению Екатерины II.

У меня лицо, которое обманывает художника». Художник стремился придать образу девушки большую значимость и выбрал народный костюм. Камерный портрет сложился в России к середине XVIII в. — позже других видов портрета. Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия (1783).

О московских чудачествах Демидова ходили легенды. преобладают различные варианты парадных портретов.

В целом творческий путь Д. Г. Левицкого представляет несомненное движение к реализму. Нетрадиционной работой мастера стал портрет П. А. Демидова (1773. В духе традиционных портретов государственных мужей написаны портреты А. М. Голицына (1772 г. ) и А. Д. Ланского (1782 г. ). Миропольский, С. С. Одно из самых интересных – портрет Сарры Фермор.

Победоносный орел покоится на законах и вооруженный перуном страж рачит о целости оных. Это были 7 крупноформатных произведений, выполненных в 1773 — 1776 годах. Интересная работа Д. Г.

С другой стороны, Левицкий создавал проникновенные образы, раскрывающие внутреннее «я» человека, чьи личностные качества вызвали симпатию мастера. Все это слагается в изобразительную оду красоте, юности, свежести, человеческой весне. Далее жизнь ещё некоторое время текла по-старому. Судьба Левицкого не была иной. Вполне официальный костюм кажется несколько помятым и вольно-небрежным. Вянущие розы, лилии навевают легкую грусть, раздумья об уходящей красоте.

Низкий горизонт выделяет фигуру, придает ей мощь, величие. Художник восхищен очарованием и юностью девушек. Холст, масло, 118 x 90 см.

В портретной живописи сложились определенные образные каноны. Он спокоен и сдержан. Эта работа была высоко оценена: художник получил звание академика. Французские комедии и комические оперы ставились на широкую ногу. Сеземов широким жестом указывает на бумагу, которую держит в руке.

Русских художников отправляли учиться за границу на государственный счет (это называлось «пенсионерство», поскольку ученики получали «пенсион» для поездки). В 1766–1768 гг.

Он предложил талантливому юноше поучаствовать в проекте. Главной задачей такого портрета было прославление человека высокого социального положения. Но Молчанова не стала ученым: ее готовили во фрейлины.

Левицкий написал своеобразную живописную оду в традициях русской «учительной» поэзии, это было своего рода публицистическое выступление по актуальному вопросу идейной полемики: о гражданском долге монарха, обязанного не только издавать законы, но и подчиняться им. Правительница представлена не богиней, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни, созерцательницей, без всякого официоза, торжественности и парадных атрибутов. Постепенно происходит открытие истинно детского портрета. Левицкого берут в «живописную команду» под руководством А. П. Девушка была влюблена в архитектора, близкого друга Левицкого, но ее родители не соглашались, чтобы их дочь вышла замуж за «ремесленника».

Кокоринов запечатлен в рабочем кабинете — обычная обстановка для изображения высокопоставленных государственных деятелей. Однако, по сути, художник далеко отходит от привычного истолкования образа императрицы. Портрет Агаши Левицкой, дочери художника (1785). Правый портрет изображает Г. И. Алымову играющую на арфе. Первые биографические сведения о нем принадлежат Якобу Штелину.

Девочки изображены не в театральных, а в форменных платьях. Осуществить это удалось уже его дочери Елизавете, учредившей в 1757 году в Петербурге Академию трех знатнейших художеств (живописи, скульптуры и архитектуры). Первая попытка определить художника "во времени и пространстве" предпринимается в работах "История русского искусства XVIII века" Н. Н. Коваленской (1940) и "История русского искусства XVIII века" Г. В. Жидкова (1951).

После смерти императрицы в 1796-м замысел был и вовсе позабыт. Особняком стоит в творчестве Левицкого так называемый «Портрет старика-священника». Он воплощает уже совсем новый тип живописца, с другим художественным мировоззрением.

Умского (1770), князя А. М. Во время преподавания Д. Г. В его камерных портретах заметно берет верх трезвое, объективное отношение к модели. Этот орден был учрежден 22 сентября 1782 года, его статут (то есть документ, описывающий порядок награждения орденом и связанные с ним церемонии) написал Александр Андреевич Безбородко – фактический руководитель российской внешней политики.

Своей открытостью образ Долгорукого как бы продолжает образы "смольнянок", душевной тонкостью, умом – портреты Дьяковой и молодого Львова (к кружку которого Долгорукий, кстати, был близок в силу литературных интересов). Д. Левицкий. Это еще не театральная сюита художника — только как бы пробный портрет.

Все эти детали заставляют нас вспомнить, что Демидов был известен не только своей щедрой благотворительностью и заботами о процветании отечественного просвещения. Портрет П. А. Демидова (1773). Юная смолянка изображается в костюме «пейзанки»: на ней просторное платье, соломенная шляпка с колосьями, в руках наливное яблочко.

ГРМ) явили новую для русского искусства разновидность жанра — «портрет в роли». Холст, масло. За один из выставленных портретов — архитектора А. Ф. Кокоринова. Он стремился достичь и достиг большего: показал девушек в движении.

Вот таким образом довольно рано сформировался набор устойчивых формул – иконографических схем (позы, жесты, атрибуты), которые выражали определенные идеи. Сопоставление двух портретов одной и той же модели открывает общие для камерных портретов 1780-х гг. Примерно в эти же годы Левицкий выполнил почти миниатюрный портрет Николая Александровича Львова (конец 1770-х Москва, Литературный музей).

Блестяще написанный в согласии с каноном парадного портрета, он интересен во многих отношениях. Вмиг изображение переносит нас через два столетия. ГРМ), выполненный в русской крестьянской манере. В 1769 г. Левицкий окончательно поселился в Петербурге.

«Екатерина II — Законодательница» — своеобразная попытка Левицкого выйти за границы портретного жанра. Каждый портрет, написанный Левицким индивидуален. Осуществление этой слегка утопической идеи возлагалось, в частности, на Смольный институт. Очень выразительна поза Демидова, в ней ощущается какое-то небрежное изящество.

Она читает их сигналы, робкие послания еще не раскрытой науки будущего. Для них благотворительный характер заведения (содержание на полном государственном обеспечении) выглядел особенно заманчивым. П. В. Бакунин Старшой на портрете полон сдержанного достоинства и уверенности в себе. Отсвет этого идеала ложится на самых разных по натуре людей. С удивительным искусством воспроизведен на холсте костюм Нелидовой. Девочки в течение всего пребывания в институте учились музыке, языкам, танцам, пению, светским манерам – "галанту".

Д. Левицкий. Дань преромантическим тенденциям отдал Левицкий в портрете Ф. П. Макеровского (1789 г. ). На нем халат и ночной колпак.

Изобразительному искусству учился у отца и у живописца А. П. Антропова. Портреты смолянок представляют собою ансамбль из семи полотен. Чувствуется, что для нее представление — не повод продемонстрировать «изящные манеры», привитые в пансионе. И. Алымова), с книгой в руках (Е.

Таковы портреты фрейлины Екатерины II П. Н. Репниной (1781 г. ), жены директора придворной певческой капеллы А. А. Полторацкой (около 1780 г. ) и другие. Храповицкий получил известность благодаря своему «Дневнику», в котором описал жизнь императрицы на протяжении нескольких лет.

Пушкина, воспевшего своего легендарного предка в «Моей родословной». Музей искусства и истории. Кокоринов не был знатным человеком, принадлежащим к верхушке правящего сословия. Левицкий разработал трёхступенчатую модель образования. Характерна его фигура, уже заметно отяжелевшая. Нинетта — воспитанница Хованская, ее возлюбленный Кола — воспитанница Хрущева.

Решение новых государственных задач сопровождалось созиданием новой культуры. Боровиковский написал портрет, который был для того времени необычным и был проникнут духом свежего течения сентиментализма — в отличие от господствовавших в то время в императорских портретах классицизма. Появилась новая техника: письмо темперой по дереву сменила живопись маслом на холсте. Несмотря на общность композиции и формата (овал в прямоугольнике), все четыре работы отличаются индивидуальной образной трактовкой. в действии, глубоко им свойственном, в характерной для них обстановке.

Честь портретировать царских детей Левицкому выпадала неоднократно. Портрет Анны Воронцовой в детстве (конец 1780-х-начало 1790-х). Храповицкий находился на государственной службе, но увлекался литературной деятельностью. Левицкий учитывает возрастное различие девочек и несхожее состояние их внутреннего мира, которое проявляется внешне в своеобразной мимике лица, выражении глаз, рисунке губ. Ее определяет внутреннее убеждение изображенного человека в неоспоримости его личных достоинств.

В начале 1780-х годов их портреты были заказаны Левицкому – картины предназначались для «орденского дома», а портрет Екатерины должен был находиться в центре ансамбля. Левицкий был одним из тех немногих (если не единственным) живописцев XVIII в., о ком заговорили еще при жизни (правда, в основном иностранцы: путешественники Иоганн Бернулли III и граф Фортиа де Пиль историк искусства Фиорилло) из соотечественников – поэты К. Н. Батюшков и М. Н. Муравьев, коллекционер Павел Свиньин. Демидова (1773). Три более ранних портрета изображают учениц младшего и среднего возраста. Преобладающее место в творчестве Боровиковского занимают камерные портреты. В эпоху сентиментализма художника особенно привлекают сложные, переходные состояния внутреннего мира человека. Среди произведений молодого Левицкого надо назвать замечательный портрет архитектора А. Ф. Кокоринова (1769) директора Академии художеств и одного из создателей ее великолепного здания на Васильевском острове. К концу XVIII в. деятельность Левицкого ослабевает.

Среди его родоначальников был и учитель Левицкого Антропов. Они шились из дорогих тканей и, по сути, мало отличались от маскарадного костюма. Причудливым сплетением традиционно-парадных и неожиданных черт отмечен его портрет. Это различие является не просто результатом контрастности именно этих человеческих натур.

Книга А. И. М., 1964). С. 105).

За эти двадцать лет он создает самые значительные произведения. В 1743 году Вишняков написал портрет императрицы Елизаветы — репрезентативный, те пышный. Он первый среди русских портретистов раскрыл красоту эмоциональной жизни.

Благородный овал лица. А над всем этим богатством вещного мира смотрят и дышат лица людей. Несмотря на единичность в его творчестве портретов, подобных изображениям Агаши и Макеровского, они могут быть расценены как свидетельство удивительной чуткости художника к новым веяниям в современном ему искусстве. Однако строительство храма завершилось только в 1788 году, а сооружение «орденского дома», судя по всему, даже не начиналось. В портретной живописи сложились определенные образные каноны. На многие годы он связал свою деятельность с Академией художеств. При этом аллегорический образ теперь «спрятан» как изображение в изображении.

Три других портрета составляют единое целое по композиции и колористическому решению. Сопоставление в парных портретах двух образов усиливает и оттеняет их непохожесть. 110 х 77 см.

«Одиночество» героя в камерном портрете XVIII в. имеет принципиальный характер: образ всегда строится с расчетом на присутствие зрителя, современника и потомка, ради которого герой и демонстрирует себя в самых лучших своих качествах. Левицкий создает серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц – "смольнянок" (семь портретов, все – ГРМ). В 1775 г. он произведен в советники Академии. Об умении художника "воссоздавать людей" писал А. М. Эфрос.

Ни в одном портрете Левицкий не повторил больше такой композиции. Анна занималась рисованием и живописью, брала уроки миниатюрной живописи. Антропов был человеком хорошим, но несколько самодур, с ним было нелегко. Не знает и не помышляет он, что через 2 года его жизнь трагически оборвётся.

Левицкий стоял у истоков жанра детского портрета в русской живописи. Киевский Гос. Камерный портрет, по природе своей обращенный к сфере частного, а не общественного, служит выражением имперских амбиций верховной русской «помещицы», угодья которой должны простираться до самого Константинополя. Среди сохранившихся произведений Левицкого 1770-х гг.

Не подчеркивая признаков возраста, Левицкий добивается в образе ощущения зрелости ума и некоторой его приземленности, практичности. Да и одет Демидов по-домашнему. Известен пример богача-промышленника Прокофия Демидова, славившегося своими чудачествами. Это существа из плоти и крови, они могут взаимодействовать с Екатериной, общаться с нею.

Таков портрет Анны Давиа Бернуцци, примадонны итальянской оперы-буфф в Петербурге (1782 г. ). В знаменитой портретной сюите смолянок художник должен был сделать очевидными плоды просвещенного воспитания, за которое так ратовала Екатерина II.

Челябинская картинная галерея), — которые во многом нарочито перекликаются по композиции. Художник смог изобразить его шальной нрав и эпатажную манеру поведения (так, на парадном портрете Демидов в халате), причем настолько очевидно, что заказчик вскоре приказал убрать картину с видного места — правда глаза колет. Он свободно владел всеми средствами художественного выражения от насыщенной пластики и повышенной «цветности» барокко до строгой, почти аскетичной рассудочности классицизма.

Антропова, И. Васильского и И. Вишнякова в подмастерье. Они (а это были в основном совсем не богатые дети среднего и мелкопоместного дворянства) приглашались во дворец или в дом попечителя института Бецкого. Певица изображена в костюме поселянки.

В схеме репрезентативного портрета решен Левицким и другой образ – Прокофия Акинфиевича Демидова (1773, ГТГ). Таков, например, камерный портрет бывшей фрейлины Екатерины II А. С. Протасовой. Строится он по традиционной схеме камерного портрета одной модели: центральное место занимает женское изображение, а мужское словно втиснуто в оставшийся свободным участок фона. Рядом с жертвенником на толстых фолиантах сидит орел – птица Зевса.

В 1780-е годы Россия добилась на международной арене огромных успехов. Многие из них не сохранились, а дошли в копиях «типа Левицкого». Эмоциональность, чувствительность естественного человека, облагороженные разумом, оставались преимуществами женщины. Эта картина – еще один образец парадного портрета кисти Левицкого.

Второй этап – выработка навыков самостоятельного композиционного мышления. Левицкий создал обширную галерею портретов: от известных людей до детских лиц. Изображение Левицкого часто сравнивают в науке с рембрандтовскими "стариками" и по энергичной светотеневой лепке и по образу.

Некрасивое толстогубое лицо (сколькими сетованиями на свою наружность из-за которой его называли "губаном", "разиней" и пр., полны благоуханные его мемуары "Капище моего сердца". ) отражает те черты, которыми Долгорукий определил самого себя: "По наружности я был чист, румян, но дурен лицом и обезображен от природы. Но увы. Среди произведений молодого Левицкого надо назвать замечательный портрет архитектора А. Ф. Кокоринова (1769) директора Академии художеств и одного из создателей ее великолепного здания на Васильевском острове.

камерные портреты преобладают у Левицкого над всеми другими видами изображений. На столе – приготовленные для гостей хлеб, соль в изящной солонке и кубок с питьем.

Но это и шаг на пути углубления характеристики. Вместе с отцом в середине 1750-х годов расписывал Андреевский собор в Киеве. Переехав около 1758 г. в Санкт-Петербург, учился в Академии художеств. В Петербурге продолжал заниматься с Антроповым. Физические приборы остаются на портрете в тени. Очевидно, портрет Сеземова создан для того, чтобы рассказать об общественных добродетелях богатого откупщика — его щедрой благотворительности, его заботе о «сирых и бездомных».

Где Д. Г. Девушки озарены светом рампы, вот таким образом так отчетливы тени на полу и контуры фигур. Его увлекла непосредственность девушек искренность, с которой они играли свою роль. Лицо М. И. 61 x 50 см (овал, вписанный в прямоугольник). На портрете изображен спокойный, уверенный в себе человек, одетый в обычный сюртук синего цвета без всяких торжественных регалий, но сшитый по моде и довольно новый, выходной, в белую рубашку, украшенную гофрированным жабо и галстуком-бантом в тон. Одаренная красотой и незаурядными способностями, она с юных лет пользовалась успехом в обществе.

Д. Левицкий. Левицкий написал девушку в кресле с книгой в руках, а перед ней — физические приборы. Взрослые ситуации, в которые они поставлены, дают художнику возможность раскрыть истинные свойства, в том числе и возрастные, через призму поведения в заданной роли. Но, в первую очередь, он был большой чудак. Ранее находился в собрании князей Барятинских (имение Марьино Курской губернии).

Мы видим пейзажные кулисы изображающие английский парк, классические руины, силуэт замка. Известно, что Екатерина была недовольна выполненным заказом.

Немногочисленные друзья пытались облегчить положение старого мастера. Девушки старшего возраста запечатлены в четырех портретах. Основным было деление на торжественные, парадные портреты и небольшие, камерные.

Преподавал в Академии художеств, 17 лет был руководителем портретного класса. Левицкий – верный ученик Антропова, живописца, который прямо говорил, что не любит писать молодые лица (они кажутся ему кукольными) и предпочитает лица стариков, наделенных всеми приметами времени. Портреты смолянок представляют собою ансамбль из семи полотен. Художник виртуозно передает ткань и шитье платьев, воздушный передничек Хованской.

Художник воспроизводил образ царицы с других работ портретистов. В чем отличие иконы от картины. Парные изображения Ф. С. Ржевской и А. М. Давыдовой (1771—1772.

В пары объединялись обычно портреты супругов иногда братьев и сестер. Но можно выдвинуть предположение. ГРМ), ректора Академии художеств и одного из авторов ее здания на Васильевском острове. —Они превосходные артистки, — ответил Левицкий с поклоном.

Девушки старшего возраста запечатлены в четырех портретах. Супруга художника действительно была схожа с Екатериной II. Вокруг аксессуары, которые несут большую смысловую нагрузку. Ее партнерша, Хованская, застенчиво смотрит на «кавалера», ее растерянность читается в неловком повороте головы, в том, как беспомощно лежит на сияющем атласе юбки ее рука.

Галерея была очень представительной – в нее входило 59 живописных портретов. Среди работ Левицкого особое место занимает аллегорическая композиция «Екатерина II – Законодательница в храме богини Правосудия» (1783 г. ).

Но художественные средства парсуны восходят к иконописи: первые портреты создавались выходцами из Оружейной палаты (важнейшего центра художественной жизни XVII века), точнее – из ее иконописной мастерской. И. Нелидова, Н. С. Борщова, А. П. Левшина), в пасторали (Е. Дмитрий Григорьевич Левицкий один из самых лучших портретистов российской империи. Непосредственным поводом для создания портрета было, возможно, замужество дочери.

В конце 1920-х и в 1930-е гг. Сеземов — «села Выжигина поселянин», — как сообщает надпись, сделанная на обороте холста, на котором написан портрет, был крепостным графа П. Б. Шереметева. Архитектор жестом указывает на лежащий перед ним план здания Академии художеств. Отсутствие какой бы то ни было обстановки и несколько затемненный колорит лишают портрет Сеземова привычной нарядности парадных изображений, что обособляет его и среди ранних работ Левицкого. Девушки судили о картинах с несомненным пониманием искусства.

Список отмеченных нами воспитанниц передаст Иван Иванович Бецкой. музей русского искусства), французского философа-просветителя Дени Дидро (1773—1774 гг. Однако этот частный человек сохраняет внешние сословные признаки, придерживается определенных принятых в обществе норм поведения, благодаря которым он соблюдает известную дистанцию со зрителем.

Д. Левицкий. Зимой 1773/74 г. в Петербург приехал приглашенный императрицей и обласканный ею Дени Дидро. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Екатерина II Алексеевна родилась в 1729 г. в небогатой семье и получила посредственное воспитание. Общечеловеческий по содержанию портретный идеал камерного изображения 1780-1790-х гг. На другом портрете — Екатерина Молчанова. Но вскоре положение изменилось.

Среди его отечественных родоначальников был и учитель Левицкого — А. П. Антропов. Портрет Дьяковой – как бы продолжение развития образов "смольнянок". Изображена обаятельная юная женщина, полная пленительной грации.

Камеженков, – оставили яркий след в истории русской живописи. Чувствуется, что Левицкий был очарован этой личностью. Дидро пробыл в Петербурге полгода. Левицкий родился на Украине, в семье священника и гравера, близкого к кругам Киевской духовной академии ("русской Сорбонны, которая блестяще расцвела в борьбе с католичеством, так остроумно пользуясь при этом опаснейшими орудиями противников – наукой и образованностью", – как писал А. Н. Бенуа в своей "Истории русской живописи в XIX веке") и Киево-Печерской типографии. Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника (середина 1770-х— начало 1780-х). К концу XVIII в. деятельность Левицкого ослабевает.

Пора. А через два года он это сооружение реставрировал уже самостоятельно. Знаки ордена Св. Государственная Третьяковская галерея (Москва).

ГТГ), генерал-аншефа М. Н. Кречетникова (Конец 1770-х гг. Блестяще написанный, он интересен во многих отношениях.

Грациозный поворот корпуса подчинен ее изящному плавному движению. Храповицкий находился на государственной службе, но увлекался литературной деятельностью. Его дом на Басманной улице был обшит железом, а в стенах были скрыты маленькие органчики.