Павел Филонов Фото
Более того, это отношение Филонова к мастерству рисунка позже вошло как составная часть учения о «точке-единице действия» в его теорию аналитического искусства. «Смешение высокого строя с мелочами, обыденных подробностей с глубоким чувством времени» – так писал В. Каверин в повести «Художник неизвестен» (1931), где Филонов послужил прототипом главного героя. Он принципиально не брал денег с учеников, не продавал свои картины, его называли «помешанным врагом рабочего класса», а сам он считал себя коммунистом.
Короли, вершившие мрачный обряд тризны по самим себе. Он считал, что картины нужно «делать» и больше всего ценил хорошо сделанные вещи, чем не сделанные. Помимо рисунка и живописи, преподавал языки (в своё время он самостоятельно освоил английский и французский, владел азами итальянского) и историю искусств. Лишь в недавние годы живопись Филонова получила всемирное признание.
Он не получал официальной поддержки, отказывался от заказов. В то время у него появилось множество учеников и приверженцев. В Доме печати устраиваются выставки группы ставится комедия Н. В. Гоголя «Ревизор», в оформлении «филонов- цев». Эта идея красивая, но вряд ли является реальной. Павел Филонов родился 8 января 1883 года в Москве в крестьянской семье. Свой метод художник называл «аналитическим».
- Голодная смерть ради искусства: подвиг художника Филонова
- Художник Павел Николаевич Филонов, картины и биография
- Прекрасный и страдальческий Павел Филонов
- Биографии великих и известных людей
- Павел Филонов и Екатерина Серебрякова
- Семь малоизвестных работ Павла Филонова
- Художник Павел Филонов: картины, биография
- Картины Филонова, биография художника
Неологизм «проросль» образован от слова «прорастать» и означает буквально «прорастание» или «расцвет». Благодаря обучению там и «исключительно благодаря знанию анатомии» Филонов был зачислен в Академию Художеств вольнослушателем и весной 1908 года начал заниматься там, это продолжалось до1910 г. Но после 2 лет занятий Филонов покинул Академию Художеств из-за принципиальных разногласий с профессорами. Идут слухи о его искусстве – пользуясь словами В. Каверина искусстве «человека, который ничего не боится». Филонов сам освоил вышивание крестиком, при поддержке родственника окончил живописно-малярные мастерские, а также частные курсы Дмитриева-Кавказского. Но уже тогда начинается недоброжелательство в печати на предложение А. В. Луначарскому «написать для государства серию реалистических картин» нет ответа. В «Декларации мирового расцвета» художник писал: «Я художник мирового расцвета – следовательно, только пролетарий».
По возвращении в 1912 году, Филонов был особенно продуктивен и создал многие произведения, ставшие программными для того периода и среди них картину и две акварели «Пир королей». В 1913 Филонов создал эскизы декораций к спектаклю Маяковского «Владимир Маяковский». В 1912 Филонов написал статью «Канон и закон», в которой выступил против кубизма и кубофутуризма — самых новых течений в то время в европейском искусстве. Самая светлая композиция этого периода – «Головы. Эта первая печатная декларация аналитического искусства — единственное свидетельство существования общества, где провозглашается реабилитация живописи (в противовес концепции и методу К. Малевича, «живописному анекдоту» В. Татлина) — «сделанных картин и сделанных рисунков». Сестра художника Е. Н. Глебова (Филонова) так вспоминала об этом: «он лежал в куртке, тёплой шапке, на левой руке была белая шерстяная варежка, на правой варежки не было, она была зажата в кулак.
- Филонов Павел Николаевич (1883-1941)
- Картины художника-авангардиста Филонова
- Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
- Все Картины Павел Филонов по алфавиту
- Аналитическое искусство Павла Филонова
В это время (20-30-е годы XX в. ) он создаёт многие свои шедевры: «Формула империализма», «Нарвские ворота», «Животные». «Фактура его изумительна по разнообразию и приему, – писал М. В. Матюшин, – жирные бляхи теста и необычайно тонко наложенные плоскости, почти исчезающие странно в воздухе, причем форма сжата или развернута с невероятной силой, смело». В конце 1989— начале 1990 гг. Спонсируемый Институтом современной русской культуры и Университетом Южной Калифорнии «Пропевень о проросли мировой» состоялся не только как общественный форум с целью более широкого исследования жизни и искусства Филонова, но и как лаборатория для анализа конкретных проблем и частных вопросов, связанных с мировоззрением художника, таких, например, как процессы разложения и реэволюции, смертное и девичье в немецком Ренессансе, Первая мировая война, драматическая структура «Пропевени о проросли мировой» и др. Одинаково вопрошающие взгляды людей и животных – от «Крестьянской семьи» (1915) до «Колхозника» (1931). Поэт Хлебников остро воспринял сюжет, назвав его «пиром мертвых королей». Привыкший к одиночеству, Филонов не считал нужным что-то менять в укладе своей жизни.
Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903 – 1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908 – 1910). Художник умер в первые дни блокады от голода.
- «У меня к вам столько нежности, как к доченьке своей»
- Филонов Павел Николаевич художник
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Школа «Мастеров Аналитического Искусства» (МАИ)
- Коллекция Государственного Русского музея
велась самостоятельная работа по ИЗО, от копий всех сортов, через реализм. Ранний «Автопортрет» (1909 года) изображает только его голову и руку, обхватившую высокий лоб. После выставки 1927 года, на которой присутствовало много знаменитостей (в частности, поэт Максимилиан Волошин), пресса зубоскалила и называла Филонова психически нездоровым. Особую ценность представляют свидетельства членов семьи – Екатерины Серебряковой (жены Филонова), Николая Глебова-Путиловского (его зятя) и Оксаны Рыбакиной (внучки его сестры /Александры), а также воспоминания учеников и поклонников – Татьяны Глебовой, Хаима Лившица, Николая Лозового и Сергея Спицына имеющие большое значение для исторической реконструкции личности Мастера. Собирали древности и изобретали «заумь».
Творческий метод МАИ основывался на теоретических установках Филонова, которые были развиты в манифесте «Сделанные картины» (Петербург, 1914г. ), в «Декларации Мирового Расцвета» («Жизнь искусства», 1923г. «Да он содрал шкуру с натурщика. », – возмутился преподаватель. Сборник выходит в свет вслед за международным симпозиумом «Пропевень о проросли мировой: Поэзия и Живопись Павла Филонова», прошедшим в прошлом году в Центре исследований им.
Симфония Шостаковича» «Головы», 1911 «Композиция. Два года спустя художник возглавил собственную группу учеников ИЗО, получившую впоследствии название «Коллектив мастеров аналитического искусства МАИ» («Школа Филонова»). Картина «Натурщица» бесследно пропала, также не известно местонахождение портрета Карла Маркса и полотна «Две женщины и царь». Однажды Филонов написал натурщика так, что были видны вены и мышцы, ощутим ток крови. Полемизируя с авангардистами, он неустанно восхвалял реалистов Репина, Айвазовского, Верещагина, Сурикова, Савицкого, называя их картины подлинно «сделанными». При обсуждениях современного искусства Филонов, в тексте «Канон и закон», тогда уже выразил теоретическую оппозицию французскому кубизму, увидев в нем одну из разновидностей реализма, добавившего к традиционному типу изображения предмета с одной точки еще вид сверху или сзади предмета. Среди аналитических работ 1930-х, выполненных не по заказам, выделяется картина с портретами 11 учеников «Ударники аналитического искусства» (1933, ГРМ), работавшими с учителем до конца.
Наконец я не выдержала и сказала, что буду ему помогать, но минут через пять он взял лопату от меня и сказал: «Вам не под силу». В нем построение формы начиналось как бы на атомарном уровне. Около брата была его жена Екатерина Александровна и её невестка М. Н. Серебрякова. Виктор Шкловский отметил «громадный размах, пафос великого мастера». Филонов стал активным участником выставок Союза молодёжи и выставлялся вплоть до его развала в 1914 г. Художник начинает работать в смешанной технике из-под его кисти выходят первые серьёзные полотна: «Пир королей», «Мужчина и женщина», «Восток и Запад». Совместно с И. С.
Согласно теории художника, человек обладает двумя формами зрения. Вроде создания списка жильцов для жилтоварищества. Она прожила еще три года, благодаря своему мужу, поддерживающему ее в каждом шаге. «Я знаю, анализирую, вижу интуирую, что в любом объекте не два предиката, форма да цвет, а целый мир видимых и невидимых явлений их эманаций, реакций, включений, генезиса, бытия». Затем, за недоносительство на брата, арестовали Петра и выслали на поселение.
- Теоретическое наследие Филонова
- Литературное творчество Филонова
Свою позицию он изложил в «Декларации Мирового расцвета» – программном документе сторонников аналитического искусства. По инициативе музея было возбуждено расследование, к делу привлекли ФСБ России. В темном и глубоком подземелье, вокруг стола-жертвенника, застыли деспоты – короли смерти.
Велимир Хлебников, поэт-футурист, чьи произведения иллюстрировал Филонов, написал о ней следующие строки: «пир трупов, пир мести. Когда-то он сказал Алексею Крученых: «Вот, видите, как я работаю. Работы этого периода несут в себе черты архаики, близки традициям примитивизма – «КРЕСТЬЯНСКАЯ СЕМЬЯ (СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО)» (1914, ГРМ).
Павел Филонов с детства вынужден был зарабатывать на жизнь (танцором кордебалета, маляром), но с детства же мечтал рисовать. Одна из крупных школ русского авангарда. Школьником оформил постановку трагедии В. В. Последнюю критики относят к высочайшим образчикам поэзии русского кубофутуризма.
«Быть вместе в бедности и в болезни», – эти слова про них. Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени». Так часто и называются его композиции – «Формула мирового расцвета» (1915 – 16), «Формула космоса» (1918 – 19), «Формула весны» (1922), «Формула петроградского пролетариата» (конец 1920-х). Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925 – 1941). Порой он работал, не переставая, в течение 18 часов. Некоторые его ученики после рассказывали, что он чуть ли не из Петербурга в Рим «прошел пешком», что действительности не соответствует.
Оппонировал кубистам, утверждая при этом, что никогда не видел картин Пикассо. В марте 1914 года П. Филонов, А. Кириллова, Д. Н. Какабадзе, Э. Лассон-Спирова (участница выставки «Союза молодёжи») и Е. Псковитинов выпустили манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков Сделанные картины» (пометка: «Изд. В 1919 году он участвует двадцатью тремя полотнами в Первой государственной свободной выставке произведений искусства в 1923 году возглавляет Отдел общей идеологии в Государственном институте художественной культуры (руководителями других отделов были М. Матюшин, В. Татлин, К. Малевич). Он взял и понёс вал, а я, оказывается, пакет, в котором лежало 379 работ.
Такой тип автопортрета с двойником за спиной, близок символистским портретам художников круга журнала «Золотое руно», но при всей каллиграфической изящности линий он исполнен большей внутренней монументальностью и погруженностью во внутренний мир. Мир есть движение и аналитическое искусство передает формы предметов в состоянии «органического роста». наивысшее действие цветом». В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 – в Константинополь.
Незамеченной прошла и его смерть от голода в блокадном Ленинграде. Академическая школа рисования и особенно уроки Г. Я. Его называли «очевидцем незримого» и «певцом городского страдания», он всего себя посвятил искусству. Дмитриева-Кавказского. В семье было шестеро детей. В 1918 вернулся в Петроград, поселился у сестры Екатерины, продолжил занятия живописью.
Во время Февральской революции, которая была им принята с энтузиазмом, художник принимал активное участие в революционной деятельности и даже получил пост председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в городе Измаил. Вокруг Филонова выросла стена непонимания. Автор символико-философских картин, портретов. В «Формуле петроградского пролетариата» космических масштабов феерия выталкивает на поверхность всплывающие лица, прорастает глазами. В этот же период художник начинает разработку собственных искусствоведческих теорий («Идеология аналитического искусства» и «Принципы сделанности») и через своего друга Михаила Матюшина издаёт «трансрациональную» поэму «Пропевень о проросли мировой». была проведена посмертная выставка работ Павлв Филонова в Новосибирске.
В издательстве «Academia» выходит финский эпос «Калевала» с коллективными иллюстрациями. Кроме того, он считал необходимым для художников знание анатомии, композиции и всего того, что обязан знать любой профессиональный художник под «сделанностью» подразумевается техническое мастерство, доведённое до совершенства, возведённое в абсолют. Увидев нас, он сразу же спросил: «Почему же вы не уехали, почему до сих пор в Ленинграде. » Мы сказали, что уехать не можем, так как у нас на руках картины и рукописи брата. Эта декларация напечатана в 1914 году. Как я боялась, что он бросит работу или, продолжая работу, станет ругаться.
Его избрали председателем Солдатского съезда, а затем председателем исполнительного военно-революционного комитета. В довоенные годы постепенно складывался образ «аналитической картины». В 1978 году картина «Переселенцы» была контрабандой отправлена в Австрию и в ноябре была продана на аукционе Sothebys под названием «Бегство в Египет». «Дочка» пережила своего Паньку на несколько месяцев. Для Страны Советов лучшего происхождения, чем у Павла Филонова и придумать нельзя.
Формы состоят из «атомов и молекул» и живопись должна это передать. Художник верил, что то, что «рождается», не должно быть продано и что физические нужды необходимо подчинить требованиям искусства. Это вовсе не предполагает слепого подражания этим формам – подражать следует её методам. С революцией, объявленное прежде «перенесение центра тяжести по ИЗО в Россию», получало веские обоснования. Постепенно вокруг художника воздвигается стена изоляции и отвержения.
В 1967г. «Настанет день, – говорил Филонов, сидя у себя дома, – и Сталин войдет в эту комнату» 2. 7 июня того же года в Мраморном дворце Санкт-Петербурга состоялась торжественная церемония по случаю возвращения в ГРМ филоновского рисунка «Головы». Он приехал с фронта в командировку и сделать это надо тотчас же. Какабадзе, Э. Лассон-Спировой, Е. Псковитиновым и А. Кирилловой. Первая симфония Шостаковича» (1935).
Именно неприятие Филонова способствовало краже нескольких его работ из Русского музея. Члены объединения поэтов «Гилея», вошедшие в «Союз молодежи» «будетляне» (русский аналог слова «футуристы») и художники искали своих путей в новом искусстве, они смело экспериментировали с формой, фактурой и смыслами. Официально МАИ существовала до весны 1932г., но занятия в мастерской Павла Филонова продолжались вплоть до его смерти в 1941г.
Мировый расцвет», на обложке репродукция — филоновский «Пир королей»). «О цвете не заботьтесь, – писал Павел Филонов, – работа над формой.
Вместе с этим у него было и немало противников и открытых врагов. Традиция владычества, тоже умирающая».
Преподаватели Академии не принимали его творческий метод. Лицо его, до неузнаваемости изменившееся, было спокойно. Слово «мировый» в заглавии следует понимать как «всемирный» или «всеобщий», «пропевень» произошло от глагола «петь» и означает допевание песни до конца. Большие холсты писались маленькой кистью каждый мазок означал «единицу действия», требующую предельного творческого напряжения. Еще в 1930 году он был арестован как «германский шпион». В те же годы выходит Декларация мировой поросли Павла Филонова в журнале Жизнь искусства.
И, как я помню и забыть это невозможно, он больше рубил корни топором, чем работал лопатой. Созданный им Устав одобрили. «Сделанные картины» опубликованы в журнале «Аполлон» как манифест группы живописцев и рисовальщиков (П. Филонов, Д. Какабадзе, А. Кириллова, Э. Лассон-Спирова).
К 1910 году, когда в «Союзе молодежи» открылась первая его выставка, за плечами были рисовальная школа Общества поощрения уудожеств (1898 – 1903), школа живописи и рисования Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903 – 08), два года вольнослушателем в Академии художеств (1908 – 10). В её лице Филонов обрел друга, советчика, жену и «дочку» – так нежно он называл ее в письмах.
Номер 20. Один из инициаторов создания Союза молодежи (1910). Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923).
Филонов не продавал своих картин. «Настанет день, – говорил он, – и Сталин войдёт в эту комнату». Все, что он создал, должно было жить только в СССР. При этом Филонов бедствовал жутко. Началась травля художника, что привело к разгрому МАИ.
В разные годы в состав МАИ входило до 70 художников. И он, человек огромного творческого потенциала, сильной воли и развитого интуитивного познания, во всю мощь включился в «работу». Федоровский пафос победы над физической смертью и обретения условий для новой соборности почти впрямую звучит в картинах Филонова «Коровницы», «Крестьянская семья», «Пир королей», в его живописном цикле «Ввод в мировый расцвет», в теоретических манифестах – не только относящихся к утопии «мирового расцвета», но и касающихся исключительно законов «аналитического искусства». Ощущение смотрящего лица – подоснова поэтики Павла Филонова.
Конечным результатом была «Декларация Мирового расцвета» — наиболее важный документ аналитического искусства. По рекомендации Матвейса Филонов вместе с небольшой группой студентов Академии, зимой 1910 стал членом объединения «Союз молодежи». Не удивительно, что Филонов предпочитал называть себя «мастером», но не «художником». Произведение создавалось с расчётом на чтение вслух.
В «автопортрете» есть явное указание на то, что интерес к психологии человека творящего и обращение к сознанию воспринимающего будет отличать все дальнейшее творчество Филонова. В 1927 году Филонов создаёт общество «Мастера аналитического искусства» (МАИ). Филонов завещал все свои работы «подарить Советскому государству, сделать их выставку в городах Союза и в европейских центрах и сделать из них отдельный музей аналитического искусства». П. Н. Филонов родился в мещанской семье, отец был кучером, мать — прачкой. Филонов был известен как фанатичный трудоголик.
Кроме того, он относился к картинам как к детям – «а детей не продают». Премьера прошла в декабре в петербургском театре «Луна-парк». В 1912 году он принимал участие в разнообразной деятельности объединения. В этой заботе о своем наследии не было ничего похожего на обычное беспокойство художника о сохранности своих картинок.
Вдали от Петербурга он написал небольшую по размерам картину символического содержания «Головы» и ее появление на второй выставке «Союза молодежи» впервые обратило на Филонова внимание прессы. По окончании выставки Филонов подарил государству две своих картины: «Мать» 1916 г. И «Победитель города» 1914-1915 г. В 1922 году Филонов предпринял попытку реорганизовать живописный и скульптурный факультеты в петроградской Академии художеств и прочёл курс лекций по теории аналитического искусства, логическим завершением которого стала «Декларация Мирового расцвета».
«Нужно идти не от общего к частному, а от частного – к общему», – провозглашает он. Они написаны «сдвиговой прозой», лексически близкой стихам В. Хлебникова – в это же время Филонов делает два рисунка к «Изборнику стихов» В. Хлебникова и они получают одобрение автора. В его терминологии эти стили именуются: примитив, классический реализм, реализм, адекватный по отношению к натуре, кривой рисунок (варианты экспрессионизма) изобретенная форма (беспредметничество).
В объяснительной записке ректору, Филонов впервые сформулировал свое понимание искусства. 1920-1930-е – время расцвета аналитического искусства. Рисовать Филонов любил с детства. Местом своего рождения Павел Николаевич считал Москву, где он жил до четырнадцати лет.
Свидетель незримого» состоялась в 2006 году в Санкт-Петербурге. «Совпали по времени и цели» его идеалистические устремления художника и революционные преобразования нового государства. Он был лишен работы и средств к существованию, страшно бедствовал, но продолжал творить. Совпадения не случайны. Он был как будто без сознания, глаза полузакрыты, ни на что не реагировал.
Они выполнили 22 картины и одну раскрашенную скульптуру и оформили постановку «Ревизора» Гоголя (режиссёром был Игорь Терентьев). Изредка Филонов получал пенсию как «научный работник 3-го разряда». Декорации изготовлялись совместно с И. Школьником, рисовать помогали сёстры Филонова. Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков Сделанные картины (1914, вторая редакция манифеста – «Декларация мирового расцвета», 1923). После третьего отказа ректор Эссен заявил: «Теперь Филонов придёт в Академию только через мой труп». В 1923 году Филонову как председателю Музея живописной культуры поручили написать Устав будущего Института исследования искусства.
Показанные на ней рисунки были предоставлены самим Русским музеем – и они оказались поддельными. Добавить что-то к сумме, о которой мы договорились, я не могла, с собой у меня было только то, что я должна была отдать ему за работу и я сказала ему: «Если бы вы знали, для какого человека вы трудитесь. » И на его вопрос: «А кто он такой. » – рассказала ему о жизни брата, как он трудился для других, учил людей, ничего не получая за свой очень большой труд. В кругу учеников складывается, поддерживается, распространяется «филоновская легенда», так близкая действительности – отсюда идут рассказы о его аскетизме, бессребренничестве (он не брал ни заказов, ни платы за уроки), фанатической этике. Два года спустя Павел Филонов собирает коллектив мастеров аналитической живописи (известный сейчас как школа Филонова).
«Пир королей» считается программной и в некотором смысле пророческой работой. Группа издала манифест под заголовком «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков «Сделанные картины» с пометкой «Изд. Фамилия «Филонов» была закреплена за ними уже после 1880 года. Филонов ведет себя независимо – отказывается от связанной с компромиссами профессуры в Академии художеств, от издания монографии, от участия в зарубежных выставках (за исключением берлинской 1922 года).
В его декорациях ставится в «Союзе молодежи» футуристический спектакль – трагедия «Владимир Маяковский» (1913). «Мировый расцвет» и репродукцией Филоновского «Пира королей» на обложке. Он работал для страны, которая долгое время его не признавала. Значительная ретроспективная выставка под названием «Павел Филонов. С Филоновым произошли удивительные события.
Узнала я о том, что несла пакет, через двадцать пять лет. Последним делом Филонова оказалась созданная им школа – Мастерская аналитического искусства, организованная в 1925 году и вскоре насчитывающая уже около сорока человек (М. Цыбасов, Т. Глебова, П. Кондратьев, А. Порет, П. Зальцман и т. д. ). После революции Филонову новой властью была доверена ответственная должность.
Манифест стал первой и единственной печатной декларацией аналитического искусства. Мать Павла, Любовь Николаевна, работала прачкой – больше о ней ничего не известно. В «Законе и каноне» Филонов рассматривает два принципиально различных способа построения картины. И Филонов и Хлебников (а также в разной мере К. Циолковский, В. Чекрыгин, В. Маяковский, А. Платонов, Н. Заболоцкий) испытали мощное воздействие философии Николая Федорова, во многом определившее их художественные концепции.
13) и в рукописи «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности». В «Пропевене» практически отсутствует пунктуация, ко многим словам добавлены авторские глагольные частицы в целом, язык поэмы необычен и малопонятен. В рамках симпозиума были прочитаны лекции и исполнена первая часть поэмы «Пропевень о проросли мировой», после чего состоялось обсуждение этой постановки. Под давлением НКВД один из его товарищей наложил на себя руки, на предательство не пошёл только скульптор Иннокентий Суворов. Однако (в отличие от В. Е. Татлина) он пребывает как бы «футуристом-консерватором» и не переходит к дизайну, оставаясь в рамках чистой искрящейся, пестрой живописности.
В то же время уже на начальном этапе проявляется уникальный живописный метод художника, заключающийся в конструировании изображения из кристаллических ячеек. Художник пытается зрительно воссоздать параллельный природе мир. И, как сказано в автобиографии, «все это время.
определит. Тираж буклета был уничтожен и вместо него появилось гораздо более дорогое издание с репродукциями картин Филонова и идеологически «правильная» статья, в которой доходчиво разъяснялось, почему такое искусство чуждо молодой Стране Советов. Образ художника-демиурга, строящего на холсте «формулу» бытия, осложняется глубоко индивидуальным, трагическим началом.
Первая его выставка состоялась на выставке «Союза молодёжи» со своей главной картиной – Головы. Он был аскетом, мало и бедно питался, отказывался от заграничных выставок. В 1916 году он был мобилизован и воевал на фронтах Первой мировой. С постулатом «художник должен быть голодным» в любые времена соглашались отнюдь не все. Огромный холст занимал почти всю стену.
Революционность Филонова имела и практический выход: проведя два года (1916 – 18) на фронте, войну он окончил в должности председателя военно-революционного исполкома Придунайского края. В 1929 должна была состояться выставка Филонова в Русском музее, но она была запрещена. Первые значительные произведения Филонова, обычно написанные в смешанной технике на бумаге (Мужчина и женщина, Пир королей, Восток и Запад, Запад и Восток все работы – 1912–1913, Русский музей, Петербург), вплотную примыкают к символизму и модерну – с их аллегорическими фигурами-олицетворениями и страстным интересом к «вечным темам» бытия. Стр. Не факт, что у человечества это получилось, но Филонов старался, как мог. Знаменательно то, что творчество Филонова высоко ценят в России, а на Западе -меньше. В детстве Павел занимался хореографией, причем делал успехи. Творчество художника развивалось под воздействием идей символизма и учения Н. Ф. Федорова, новейших открытий в науке, в частности – биологии.
Он выпустил манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков». Он сумел убедить профессоров Академии в искренности своих творческих поисков и их заключение о том, что Филонов «своими работами развращает учеников» было отменено, его восстановили. Мать работала прачкой.
издательство «Академия» предложило Филонову проиллюстрировать новый перевод финского народного эпоса «Калевала». Его картины – хотя бы одну – тщетно пытались приобрести сталинский портретист Исаак Бродский и американский художник Баскервиль, Третьяковская галерея и частные коллекционеры. И осуществил желание со свойственной ему основательностью. Он постоянно по ночам дежурил на крыше. Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Процесс создания картины Филонов называл «сделанностью».
О трудном возвращении в музей расскажет директор Русского музея В. А. Гусев. Наконец, в 1908 его приняли вольнослушателем в школу при Академии, но пару лет спустя он добровольно её покинул (по другим данным – был исключён). Тогда как «актом действия» художника Филонов считал каждое прикосновение к холсту в виде точки. Успех цикла на выставке закрепил это наложение, срастание, его метафорических образов-утопий об эпохе «мирового расцвета» с социально-общественной грезой коммунизма о царстве равенства и братстве на земле.
Поскольку все взаимообусловлено в каждой «единице действия», понятен призыв не отвлекаться на реальную окраску предметов, брать цвет «любой вместо любого». У него был шанс сделать карьеру: он обладал прекрасными деловыми качествами, талантом, его многие уважали, а его происхождение было идеальным для того времени. В 1932г. Гуэ. А в течение этих лет я была уверена, что пакет нёс кто-то, а я только шла с ними. (о спектакле пишут Юлия Волхонович и Олег Минин, участники филоновского спектакля).
Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913). Филонова временно исключили на втором году обучения, а в 1910 он сам оставил Академию. В 1912-м Филонов сформулировал основополагающие принципы аналитического искусства в небольшой статье «Канон и закон», которая так и не была опубликована. Многочисленные «головы», на фоне которых длится история, осуществляются грандиозные строительства и разрушения («Голова» «Головы. до изучения анатомии, незаметно перешедшая в исследовательский подход к искусству».
Но он отказался. Он настолько не представлял себе жизни без жены, что ушел раньше нее. В разное время в состав коллектива входило до 70 художников. В 15 лет юношу отправили в Петербург учиться в живописно-малярных мастерских. Семья его была уже эвакуирована и он зашёл узнать, живы ли мы. Какой же начинающий художник не стремился в питерскую Академию художеств.
За ней последовали «Декларация мирового расцвета» и главный труд – «Идеология аналитического искусства и принцип «сделанности» (1914 – 15). Филонов иллюстрировал литографированные сборники футуристов. Изображения созданные его мыслью дали огромный толчёк развитию авангарда в СССР. М. В. Матюшин – друг и художник идущий в чем-то близким путем, – привлекает Филонова к иллюстрированию футуристической поэзии: выходит в свет (и тут же подвергается цензурному запрету) сборник «Рыкающий Парнас» (1914), а вслед за ним отдельной книгой с иллюстрациями публикуются две поэмы самого Филонова («Пропевень о проросли мировой», 1915). Восьмой рисунок («Пропагандист», 1924—1925) до сих пор не возвращён.
Очень стесненный в средствах, часто голодающий, он, тем не менее, не хотел жить за счет жены, которая в то время получала пенсию, то есть имела, в отличие от мужа, хоть какой-то доход. И писатель Владимир Метальников также упомянул «страдальчески напряженное» настроение картин Филонова7. Роли исполняли не профессиональные актёры, а студенты и любители Поэта сыграл сам Маяковский. Актриса Е. Н. Заработок давали заказы на изготовление эскизов торговой рекламы, для исполнения которых приходилось изучать анатомию животных и птиц по атласам и посещать музеи. «Глаз видящий» воспринимает лишь внешнюю форму, а «глаз знающий»- наполняет ее внутренним движением атомов.
Рисовал с натуры архитектуру старых русских городов и часто расплачивался за постой заказными портретами «по рублю за штуку». Его не устраивала ограниченная строгими рамками манера преподавания, а Академию – он сам. Через несколько лет были обнаружены подлинники они были переданы в ГРМ. Родился в Москве. За этим последовало три неудачных попытки поступить в Петербургскую Академию художеств.
Юлиан Халтурин, например, пишет об учебе Филонова в мастерской Дмитриева-Кавказского Ирина Пронина исследует соотношения реальных мест и пейзажей Филонова Николетта Мислер соединяет ранние работы художника с традициями немецкого Ренессанса Людмила Правоверова напоминает нам о плотных философских слоях, ставших основанием мировоззрения Филонова Николай Школьник подчеркивает достижения Филонова в качестве дизайнера и художника прикладного искусства Евгения Петрова дает переоценку понятия «коммунист Филонов» Галина Марушина повторно «посещает» трагическую «невыставку» Филонова 1929 года а Наталия Скоморовская напоминает о том, как относились к Филонову советские бюрократы и аппаратчики. В 1916 – 1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917 – 1918). Критики встретили художника чрезвычайно тепло. А даже если и писал соцреалистические картины, они не соответствовали ожиданиям.
Через некоторое время Филонов возвращается в Петербург, чтобы стать, как он любил говорить, «чернорабочим от искусства». в Русском музее не состоялась. Всего за три года до рождения сына отец Филонова был бесфамильным крестьянином. Всё, что ему надо было увидеть, он уже увидел.
Павел Филонов окружен единомышленниками, он переживает период активности. В конце 1930-х годов имя Филонова известно узкому кругу. Его жизнь и творчество не было оборвано войной. Кроме того, по выставкам и аукционам по сей день «гуляют» многочисленные фальшивки и подозрительные неизвестные работы. Мировое признание и место в пантеоне классиков-авангардистов XX века Филонов получил после выставки в музее центра Ж. Помпиду в Париже, которая продолжалась с конца 1989 по начало 1990 гг. «Центр тяжести по ИЗО переносится в Россию», – объявляет Филонов в декларации «Сделанные картины».
Но он только сказал: «За это время я вырыл бы три могилы». Картины разнородны по манере – однако то, что принято называть «филоновским стилем», представляет смешение фигуративных и беспредметных форм, в россыпи и дроби которых угадывается целое. Происходящее совершается людьми и для людей. В эти же годы художник создал свою социально-художественную утопию о братской, справедливой жизни людей на Земле — цикл «Ввод в мировой расцвет» («ЦВЕТЫ МИРОВОГО РАСЦВЕТА», 1915, ГРМ).
Вскоре он формирует теоретическую основу своего творчества. Характер у Филонова весьма крут, компромиссы он считает неуместными, а к дискуссиям отнюдь не расположен. Но родные заметили, что мальчик отлично рисует, это и определило его дальнейшую судьбу. Прийти к формуле возможно, тщательно продумав «мозаику» ее состава.
Так и получилось, что в столь немилосердном к Филонову отечестве оказалась практически полная коллекция его «сделанных картин». Но время меняется и круг его зрителей становится все уже. Павел Филонов становится профессором Академии искусств и членом Института художественной культуры (ИНХУК). Мертвецы величаво и важно ели овощи, озарённые подобно лучу месяца бешенством скорби». Одна из них, Евгения, впоследствии упомянула этот любопытный эпизод в мемуарах: «Хорошо помню, как мы трудились над какой-то огромной «слезой», что ещё мы делали теперь уже и не помню». Отзывы на постановку вообще и декорации в частности были разгромными. Павел Николаевич Филонов родился в 1883году в Москве, в многодетной семье рязанских мещан Николая Иванова, бывшего дворового графа Головина, «бесфамильного» и его законной супруги, Любови Николаевны, бывшей намного его моложе. Хотя в настоящее время изобразительное и литературное наследство Павла Николаевича Филонова (1883-1941) пристально исследуется, особенно российскими специалистами, его искусство все еще продолжает окружать тайна.
Ленинград бомбили, в том числе — и зажигательными бомбами. Портрет относится к самым «реалистичным» изображениям в творчестве Филонова – в этой манере были выполнены и другие семейные портреты родственников художника: певицы Глебовой, Азибера с сыном, А. Н. Жестко выполненные портреты – как бы демонстрирующие, по терминологии художника, «реализм адекватный по отношению к натуре». «Сделанные картины»В 1914 году Павел Филонов объединился с художниками Д. Н. Приставка «анти» означает, что в отличие от кубистов Филонов не желает отказываться от природы, но, напротив, стремится к её постижению, анализирует её формы в процессе развития. Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства.
В них вырабатывается самобытная манера художника строить картину кристаллическими цветовыми ячейками – как прочно «сделанную» вещь. Один из наиболее ядовитых критиков написал следующие строчки: «Общественно-политический гротеск с уклоном в патологическую анатомию — вот наиболее точное определение того, что выставила в Доме печати школа Филонова». В 1932-1933 гг. Образ Филонова также сопровождают многочисленные легенды, такие как, например, его пребывание в сумасшедшем доме на попечении Владимира Бехтерева3 и что для него не было различия между процессами живописи и рисунка – «я пишу инком» 4. В семье было пятеро детей. Художника обвиняли в «контрреволюционной» тяге к сложному, непонятному искусству.
В 1927 году филоновцы получили от Ленинградского Дома печати серьёзный заказ. За Филоновым прочно закрепился ярлык «классового врага». Его отец, Николай Иванов, до 1880 года оставался бесфамильным, фамилия «Филонов» закрепилась за ним по приезду в столицу. Создана Филоновым в 1925г. Пафос всеобщего корректируется тревогой за человека, за его настоящее и будущее.
Пола Гетти в Лос-Анджелесе. Так возникали «многомерные» и «неохватные» композиции, рождались реальные и воображаемые существа, настоящие миры видимых и невидимых явлений их реакций, эманаций, бытия, генезиса известных и тайных свойств («Декларация мирового расцвета», начало 1920-х гг. ). Родители рано умерли и заботу обо всех взяла на себя старшая сестра с мужем, московским купцом.
Власть самодовлеющая и беспомощная, потерявшая свой смысл и свою цель. В 30-е годы он продолжал полулегально преподавать своим адептам – принципиально бесплатно. После того как картины были развешаны, был напечатан буклет с комплиментарной статьёй, разъясняющей аналитический метод, перед самым открытием на дверях зала с экспозицией появился замок.
В 1908–1910 вольнослушателем обучался в Императорской Академии художеств. Для мастера город — источник зла, убивающий человека физически и духовно, олицетворение мирового зла, уничтожающего все гуманное, доброе в людях («ПИР КОРОЛЕЙ», 1913, ГРМ). Он принял участие в первой постреволюционной свободной выставке художников всех направлений в Зимнем дворце, на которой представил 23 картины из цикла «Ввод в мировой расцвет».
Его целью было достижение систематического знания мира и его человеческого населения. К ним относятся принцип «органического» (от частного – к общему) и так называемый антикубизм. «Я был на войне 1, 5 года и, к счастью, меня выбрали в комитет и этим спасли меня» – признавался Филонов. Он хотел их подарить государству, чтобы «из них был сделан музей аналитического искусства». Данные качества ярко проявились в филоновском творчестве 1920-х годов.
Поездка во Францию и Италию (1911 – 12) ничего не прибавила к сложившемуся мировоззрению, замешенному на основах своеобразного художественного национализма. В этот период Филонов сблизился с поэтами группы «Гилея», в которую входили В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых. Позже своим ученикам он говорил: «Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом». Сбылось то, о чем мечтал художник. Некоторые идеи захватывали его настолько, что превращались в настоящую одержимость.
По возвращении в Петербург Филонов засядет и будет писать «спиной к окну», как сам говорил. Художника часто сближают с экспрессионизмом – но его техника чужда экспрессионистической спонтанности: каждая «единица действия» глубоко продумана.
Кроваво-красные тона цвета запекшийся крови и разложения. В 1929 году Русский музей собирался сделать персональную выставку художника. Вернувшегося в 1927 году Петра Филонов запечатлел на двойном портрете с Е. А. Серебряковой.
Творческая деятельность художника началась в 1910, когда он впервые показал свои работы на выставке «Союза молодежи», объединявшего в основном художников-авангардистов. Скорее, это утопия. К жене он ходил «в гости», продолжая самостоятельно вести хозяйство.
Там он провел два года, после чего они с Академией расстались, взаимно недовольные друг другом. Его персональная выставка в Русском музее (1929) с уже отпечатанным каталогом была запрещена. Продав одну из своих самых удачных картин «Головы», в 1913 году Филонов отправился в путешествие по Италии и Франции, по которым скитался изучая европейское и античное искусство. Филонов оказался без работы, страшно бедствовал, но продолжал рисовать.
Их Любовь не была омрачена ничем – ни бытовыми проблемами, ни материальными трудностями. Зимой того же года, по словам самого художника, он написал «первую картину» – «Головы». В апреле 1910, вскоре после завершения выставки, последовало исключение из Академии. Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно. После этого он начинает успешную карьеру художника.
Филоновым он стал, перебравшись в Москву, где служил кучером. Продолжая работать, он очень внимательно слушал меня». Более того, общественность прониклась глубоким неприятием его творчества.
Мечтая о будущем Музее аналитического искусства, Филонов завещает все свои картины пролетариату (и даже в периоды кризисов, когда не было денег на холсты и приходилось писать маслом на бумаге, не продаст ни одной). Отец и мать рано умерли и будущему художнику пришлось рано начать работать. Филонов со своими учениками участвует в различных видах художественной деятельности: участвуют в постановке «Ревизора»Гоголя иллюстрируют финский эпос«Калевала». От всегдашнего сильного напряжения воли я наполовину сжевал свои зубы» 6. В 1919 году Филонов принял участие в выставке, проводимой в Зимнем дворце и продемонстрировал цикл «Ввод в мировой расцвет». Если современникам Филонова, таким как Василий Кандинский, Каземир Малевич, Александр Родченко и Владимир Татлин, посвящены многочисленные публикации, выставки и конференции, то Филонову повезло меньше и все еще есть серьезные пробелы в изучении его биографии и эстетического развития, самыми серьезными из которых являются: так и не выясненные истоки стиля мастера, отсутствие точной хронологии его картин (его собственные «удлиненные» даты – особенная проблема для исследователей) интерес художника к анатомии и хирургии и его интерпретация православной традиции. Он стал настоящим мастером авангарда.
В 1923г. Лица», 1926). Не отвлекаясь в стороны, себя не жалея. В начале 1924 года Анатолий был арестован и сослан на Соловки на 10 лет. Филонов пытается удержаться, создавая группу«мастеров аналитического искусства» (МАИ). Руководитель студии поощрял в начинающих художниках точность и этнографические знания. Одна из таких тем — тема современного города.
Оно аллегорично иносказательно и развивает «вечные темы». Он умер от пневмонии во время блокады Ленинграда в 1941г. За всё время своего существования группа сделала четыре выставки работ.
Филонов там настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием. Творческая жизнь независимого художника началась с поездки в деревню Ваханово в 1910 году. В основе филоновских живописных трудов – тщательная прорисовка и пропись «микрочастиц» из «первоначал». Филонов выразил свое отношение к войне, жизни и смерти еще до ухода на фронт. Официально признана в 1927г.
В 1914 – 1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой». Результатом должна явиться «сделанная картина», чей материал исследован и уплотнен в формулу. Цель свою Филонов видел в том, «чтобы человечество вошло в будущее не таким кретином, каким является ныне». Состоявшееся там вскоре знакомство с профессиональным революционером Н. Н. Глебовым, мужем младшей сестры Евдокии, переросло рамки семейных связей и во многом определило первоначальное возвышенно-доверительное отношение художника к новой власти и большевикам.
В 1913-м году Филонов и И. С. Школьник создали декорации к трагедии «Владимир Маяковский», главную роль в которой играл сам поэт (декорации погибли в 1924). И потомки поняли. Тем не менее, Филонов продолжил вести занятия до самой смерти в 1941 году. Художника обвиняли в создании непонятного, противного человеку искусства.
Кроме этого, главные теоретические термины Филонова – «аналитическая живопись», «формула» и «сделанность» – все еще не поддаются окончательному определению, несмотря на его усилия объяснить и распространить мировой расцвет своего мировоззрения. Наставления ученикам – «упорно и точно рисуй каждый атом», «позволь вещи развиться из частных, до последней степени развитых, тогда ты увидишь настоящее общее», – поясняют филоновский метод построения картины от частного к целому. Уже в ранних произведениях он начал разрабатывать принцип аналитического искусства, выполнял работы по принципу «сделанности». По окончании обучения Филонов до 20 лет работал маляром-декоратором интерьеров в составе бригады Н. Н. Рубцова, находящейся во введении конторы двора принцев Ольденбургских, членов Императорской семьи.
Пребывание в 1910–1914 годы в среде новаторски настроенной петербургской творческой молодежи определило интеллектуальные предпочтения и стиль работ Филонова, его обращение к «заумной» поэзии. Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911 – 1912). В период с 1905 по 1907 художник много путешествовал по России, Кавказу, Европе, посетил Иерусалим. В 1910 году Филонов принял участие в выставке «Союза молодёжи», основанного М. Матюшиным, Е. Гуро и В. Матвеем. И тогда она позволила ему жить так, как он считал необходимым.