Перов Картина Никита Пустосвят
Картина Василия Григорьевича Перова «Никита Пустосвят.
Перов никита пустосвят спор о вере
И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Это странно тем более, что Г. Литовченко даже не член Общества. Искусствовед Леонид Дитерихс отмечал, что фигура Пустосвята «одна могла бы быть целой картиной» по его словам, «во всей русской школе живописи нельзя найти другой, подобной ей, где бы так поразительно верно разгадан был характер этого фанатика раскола»6. Искусствовед писал, что, несмотря на незаконченность картины, «Никита Пустосвят» является одним из сильнейших полотен в русской исторической живописи, как со стороны «проникновения» (по выражению Лескова), так и с точки зрения техники и красок. Что до художника Перова, то специально-критическое отношение к староверам он вряд ли имел изображая карикатурно и служителей официальной Церкви, как в «Сельском крестном ходе на Пасхе».
Одна из самых известных жанровых картин Перова – «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду», 1866). Первый эскиз «Боярыни» появился в 1881 году непосредственно к работе над картиной Суриков приступил три года спустя, написав «Меншикова в Березове» и побывав за границей. Здесь он слег окончательно. Выше: что вы искали. А у меня ружье заряжено бекасинником Что делать. Стасов высоко ценил это полотно и считал, что «Суриков остался далеко позади Перова и двух главных действующих лиц в его картине».
Уже ко времени образования Товарищества между членами Артели существовала неприязнь, доходившая иногда до резких выходок и грозившая полным разрывом. В картине же 1879 года (ГРМ) и более раннем варианте 1875 года (ГИМ) он изобразил сцену расправы с помещиками. При этом, однако, Стасов признавал, что Перову плохо удавались, по его определению, «многосложные» сцены и что вся левая сторона картины «уже вполне лишена всякой талантливости, характеристики и правды»45.
Композиция картины строится на противопоставлении правой части, где находится группа раскольников-старообрядцев во главе с суздальским священником Никитой Пустосвятом и левой части, где изображены власть имущие— царевна Софья Алексеевна, патриарх Московский Иоаким, архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов) и другие. В монографии о Перове, выпущенной в 1934 году к столетию со дня рождения художника искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл эти картины неудачными и эклектическими и писал, что трактовка раскола в «Никите Пустосвяте» в той же степени реакционна, как и трактовка крестьянской революции в его картине «Суд Пугачёва». Не дрогнувшей рукой. По некоторым сведениям, в процессе работы над полотном Перову помогал его ученик Александр Новоскольцев15. Со стороны староверов-раскольников главным действующим лицом является Никита Пустосвят— «растерзанный исступлённый, с торчащей вперёд острой бородёнкой», в образе которого «звучит тема фанатизма, преданности идее до самоуничтожения»35.
Писатель Николай Лесков отмечал, что «картина Никита Пустосвят представляет собой удивительный факт художественного проникновения», а критик Владимир Стасов писал, что у Перова «не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы». В глубине изображён князь Иван Хованский. Я не с тобою говорю, а с патриархом».
Что мы знаем о нём. Воззрения Мокрицкого на искусство были в высшей степени идеальны и к тому же он был наиболее знающим и образованным из всех трех он был хорошо знаком с историей итальянской живописи, что, впрочем, ему сильно иногда мешало в понимании требований современного искусства. Лидером раскольников— противников официальной церкви— был суздальский священник Никита Добрынин, по прозвищу Пустосвят.
арх. Он отмечал, что в картине «Никита Пустосвят» исторический характер присутствует не только в обстановке, но и в образах стрельцов, монахов и раскольников— «это не переряженные актёры, а живые и психологически достоверные исторические типы». В описи произведений Перова, опубликованной Николаем Собко в 1899 году, упоминались пять рисунков, созданных художником в период работы над картиной «Никита Пустосвят», а также «головы оттуда же, 2 листа» (все указанные эскизы и этюды датированы 1880 годом). В 1870-е Перов задумал трилогию, посвященную пугачевскому бунту. Премии ОПХ и МОЛХ. Что за прелесть. Василий Перов работал над картиной «Никита Пустосвят.
Удивительную нетерпимость к ревнителям старины проявил и преемник Федорова архиепископ Неофит (Соснин), опровергая тем самым в глазах историков образ того благостного старца, каким Соснина показал Лесков в «Мелочах архиерейской жизни». Текст касался больше не практических вопросов, которые волновали староверов, а диалектических тонкостей.
Можно легко прочитать характер любого из них. Никита Пустосвят ответил: «Мы пришли к царям-государям побить челом о исправлении православной веры, чтоб дали нам своё праведное рассмотрение с вами, новыми законодавцами и чтоб церкви Божии были в мире и согласии». Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией. Но прямо напротив висит потрясающая картина Перова «Христос в Гефсиманском саду». И это – приуменьшение. И потом, количество членов не есть еще процветание Общества, а скорее его упадок.
«Сельский крестный ход на Пасхе»: Как за эту картину Перова чуть не отправили в ссылку
«Вы мне задали многотрудную работу – высказать мое мнение, а также и других московских художников по поводу картин В. В. Верещагина тем более это трудно, что я знаю по опыту, как опасно писать людям, пишущим критические статьи, – я говорю вообще, вас же я считаю великодушнее других, а потому и пишу с большей уверенностью в том, что мои смиренные строки не будут представлены на обсуждение и порицание всего читающего люда По моему мнению, картины г-на Верещагина представляют книгу большого объема, которую нужно сначала разобрать, понять ее смысл и тогда уже, не увлекаясь ни похвалой, ни порицанием, воздать должное творцу и сотворенному и, вследствие такого моего взгляда на вещи, я в настоящее время о картинах г-на Верещагина сказать ничего не могу, так как еще сам не понял ни их смысла, ни их значения в той степени, в какой бы желал понять и уяснить их для себя». Но нельзя похвалить таким же образом другие картины художника: «Отпетый», «Возвращение с купанья», «Странник-семинарист». Появились лишь эскизы и вариант картины "Суд Пугачева" (1875). Главный агитатор в пользу восстания князь Хованский избрал Никиту, который добился назначения «прений о вере» в Грановитой Палате, в присутствии царственных особ. И это удивительно, ведь Аввакум написал «Житие» о самом себе, а событий во времена Тишайшего царя случилось столько, что хватит не на один десяток фильмов.
Живопись, театр, музыка, литература – но где же кино. Двухсаженное полотно изображает Грановитую палату. Подоспевшие стрельцы разняли дерущихся и проводили раскольников к месту спора.
Описание картины Василия Перова «Спор о вере»
Стасов высоко ценил это полотно и считал, что «Суриков остался далеко позади Перова и двух главных действующих лиц в его картине». Бесстрашно, широко открытыми глазами смотрит она на толпу раскольников, «с тем выражением холодного, управляемого гнева, которое так отличает её психическое состояние от состояния Пустосвята». И всё это на глазах десятилетнего ребенка Петеньки. Но это лганье бывает по большей части самого невинного свойства про него обыкновенно говорят добродушно: «Не любо – не слушай, а врать не мешай». «Спор о вере» и «Боярыня Морозова» способствуют заблуждению, показывая староверов упрямцами, отстаивавшими второстепенные детали обряда.
Все лицо мелко было. Всех безжалостнее и спокойнее стоят за своими аналоями иноки. По-видимому, болезнь в это время уже сильно начала подтачивать его крепкий организм. Кругом него толпа раскольников, пришедшая с ним защищать общее дело.
- «За изуверства над староверами должно быть принесено покаяние, наподобие покаяния за инквизицию»
- ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ (часть четвёртая)
- Картина Никита Пустосвят, Спор о вере, 1880-1881
- Перов Василий ГригорьевичКартины и биография
- Рядом расположены достопримечательности
- Известия императорского археографического общества
Так и произошло в действительности: Софья не смогла смириться с существованием оппонента-проповедника, столь фанатично преданного своим идеям и верованиям и вскоре после «спора о вере» Никита Пустосвят был схвачен стрельцами и обезглавлен3829. Староверы не промолчали. Так думали вначале. Помимо этого, «сумятице фигур в нижней части картины противостоит верхняя часть— выше всех возвышается правительница».
В советское время исторические произведения позднего периода творчества Василия Перова, включая «Никиту Пустосвята», подвергались резкой критике, а его взгляды на историю и религию рассматривались как реакционные8. Сюжет картины основан на «споре о вере»— историческом событии времён Московской смуты 1682 года, также известной как Хованщина. Помимо «Никиты Пустосвята», в этой связи упоминалась также его другая картина— «Суд Пугачёва» (1875, Государственный исторический музей). Инициатива этого предприятия принадлежит известному художнику Г. Г. Мясоедову. При написании картины художник использовал сведения из романа Евгения Карновича «На высоте и на доле: Царевна Софья Алексеевна», который был опубликован в 1879 году114.
- «Сельский крестный ход на Пасхе», 1861
- Раскол в театре и кино: история, которой не было
- Самое интересное в виде мозаики
- Словари и энциклопедии на Академике
Находили и убивали. И выходит как будто так, что будь столпы господствующей церкви податливее, то раскола у нас бы и совсем не было. Историк искусства Николай Собко писал, что Перов оставался недоволен многим в картине, особенно в её правой стороне и «замышлял многое переписать тут на-ново, да смерть помешала исполнить ему это намерение»21. В этой схватке «ясно одно— непримиримость сторон, бесполезность спора и вместе с тем бессилие протеста против государственной власти». Много нам рассказали ужасов про жизнь несчастных на этом острове в Белом море.
В 1667 году «Жезл» был напечатан. В советское время исторические произведения позднего периода творчества Василия Перова, включая «Никиту Пустосвята», подвергались резкой критике, а его взгляды на историю и религию рассматривались как реакционные. Пробовал обличать Добрынина и митрополит Газы (Иерусалимский патриархат) Паисий Лигарид, но его работа не была напечатана. Искусствовед Ольга Лясковская писала, что женские фигуры получились у Перова слабее всего, отмечая при этом, что, возможно, он собирался ещё поработать над образом Софьи.
Перова за то, что ее можно долго и внимательно рассматривать. Подлая Альфа, конечно, – стрекача кругом ни деревца, ни кустика, гладко, как ладонь. Прения состоялись 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля. Одним из первых стало появление староверов в несохранившемся фильме Александра Разумного «Бегствующий остров» 1929 года по рассказу Вс.
29 мая (10 июня) 1882 года Василий Перов скончался от чахотки и в том же году картина была приобретена у его наследников Павлом Третьяковым. Кроме того, я взял на срок для академической выставки портреты Писемского и Борисовского и долгое время не получаю их обратно. Спор о вере» (бумага на картоне, карандаш, 15, 3 23см, 1880).
Названное «Жезл правления» обличение написал Симеон Полоцкий, участник никоновского «новодела». Искусствовед отмечал, что, работая над образами Никиты Пустосвята и его товарищей, Василий Перов проявил себя в качестве одного из создателей концепции исторического героя— «деятельного, ответственного за каждый свой поступок, готового отдать за убеждения собственную жизнь». Среди других недостатков Обухов упоминал бросающуюся в глаза жёсткость живописи, «некоторый композиционный разлад», а также условность образов некоторых персонажей— в частности, царевны Софьи и архиепископа Афанасия. В произведениях изображающих духовенство и купечество («Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», «Чаепитие в Мытищах», «Приезд гувернантки в купеческий дом»), чувствуется, что Перов продолжает творческую линию Петра Федотова.
В 1882 году состояние его здоровья значительно ухудшилось. Княгиня Софья и Никита Пустосвят являются самыми яркими фигурами на полотне. Я, к сожалению, не кончил своих картин, а потому и не могу прислать их на выставку настоящего года». С весны 1863 жил и работал в Париже. Пустосвят изображён как выходец из народа из бедного провинциального духовенства.
В глубине изображён князь Иван Хованский32. Несмотря на поддержку Хованского, открытую дискуссию старообрядцам провести не удалось, но 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля состоялся «спор о вере», проходивший в присутствии царевны Софьи Алексеевны и патриарха Иоакима3228. Бесстрашно, широко открытыми глазами смотрит она на толпу раскольников, «с тем выражением холодного, управляемого гнева, которое так отличает её психическое состояние от состояния Пустосвята». Великая работа живописца представляет боярыню фанатичкой. Нелишним будет вспомнить историю возникновения Товарищества передвижных художественных выставок.
В частности, художник Владимир Осипов (ученик Павла Чистякова) высказал следующее мнение об этом произведении Перова: «Какие прекрасные вещи его молодости, какая добросовестность выписки. Работа продолжалась с 1873 по 1879. Вместе с Перовым Фёдоров-Давыдов критиковал и поддержавшего его Николая Лескова, которому нравилось представление раскольников в виде слепых фанатиков и интриганов, а Софьи— в качестве олицетворения «мудрой и могущественной государственной власти самодержавия». В этой схватке «ясно одно— непримиримость сторон, бесполезность спора и вместе с тем бессилие протеста против государственной власти»31.
После смерти царя Фёдора Алексеевича, происшедшей 27 апреля 1682 года, обострилась борьба за власть между боярскими родами Милославских и Нарышкиных. В толпе терялось. Справа от него— монах Сергий с челобитной. Они свидетельствуют о возросшем профессиональном мастерстве.
В 1887 году, сравнивая суриковскую «Боярыню Морозову» с перовским «Никитой Пустосвятом», художественный критик Владимир Стасов писал, что у Перова «не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы», к которым, по его мнению, в первую очередь относится сам Никита Пустосвят— «бурный, страстный, раздражённый, громко и необузданно укоряющий всех за отступничество», а также стоящий немного позади него «товарищ его, с большой иконой в руках, тоже раскольник-фанатик, но невозмутимый и непоколебимый, как гранит, как скала, о которую разобьются все кипучие волны врагов и друзей». В последний год своей жизни Перов сильно болел и, по выражению Алексея Новицкого, картина «Никита Пустосвят» оказалась «лебединой песнью художника», который «работал над нею даже тогда, когда уже едва был в состоянии держать кисти в руках»17. Немного позже Перов создает ряд жанровых картин, проникнутых мягким, добродушным юмором («Птицелов», «Охотники на привале», «Рыболов», «Голубятник», «Ботаник»).
Полотно «Никита Пустосвят» также принимало участие в выставке произведений Перова, посвящённой 150-летию со дня рождения художника. Спор о вере»— самым большим по размеру из всех своих полотен— в 1880—1881 годах. Ведь сколько времени я его искал. Византийские образцы были более древними. В статье о Перове, включённой в 13-й том «Русского биографического словаря» историк искусства Алексей Новицкий сообщает некоторые сведения, переданные ему Елизаветой Егоровной16, вдовой художника.
Направление этого художника было более чем серьезно. Он уговорил мать разрешить ему написать портрет мальчика. Николай Собко сообщал, что художнику Михаилу Боткину удалось уговорить Перова послать «Никиту Пустосвята» (вместе с полотном «Первые христиане в Киеве») на Всероссийскую промышленно-художественную выставку21, которая открывалась в Москве 20 мая 1882 года, за несколько дней до смерти автора23.
Эти жуткие картины стояли у него в глазах всю жизнь. Искусствовед Владимир Обухов отмечал, что, работая над образами Никиты Пустосвята и его товарищей, Василий Перов проявил себя в качестве одного из создателей концепции исторического героя— «деятельного, ответственного за каждый свой поступок, готового отдать за убеждения собственную жизнь». К достоинствам картины Обухов относил «историзм, которым проникнута вся её образная структура». Наконец, он встретил мать с сыном, пришедших в один из московских храмов.
И не так важно, прав или не прав Никита. Это усиливает впечатление неприглядности жизни старой русской деревни. При этом, по словам Лескова имеется в виду «проникновение в самую задушевную суть исторического момента, который она изображает». При этом, по словам Лескова имеется в виду «проникновение в самую задушевную суть исторического момента, который она изображает»542.
Он получает гораздо и гораздо более, чем каждый член (за исключением немногих), если даже сложить вместе его годовой заработок с получаемым дивидендом. Поиски новых средств видны и в колорите.
Вы, может быть, скажете, что нельзя же все вдруг, – хорошее еще в будущем. Среди других недостатков Обухов упоминал бросающуюся в глаза жёсткость живописи, «некоторый композиционный разлад», а также условность образов некоторых персонажей— в частности, царевны Софьи и архиепископа Афанасия9. В 1682 году он добился проведения «прений о вере». Неточное понимание старообрядчества дает и «Боярыня Морозова» кисти Василия Сурикова.
Главным недостатком полотна Обухов считал «полное отсутствие живых авторских интонаций», отстранённую позицию художника по отношению к тому, что изображено на картине— положительные явления спокойно им констатируются, а по отношению к отрицательным сторонам нет прямого осуждения. не существовало. Позже на подмостках Госнардома – Народного театра Александровского парка – поставили трагедию в пяти действиях и шести картинах «Патриарх Никон», написанную Владимиром Феофиловичем Боцяновским. Так, он уничтожил свою прекрасную картину «Старики-родители у могилы сына», вырезав из нее фигуры старичка и старушки, разрезал на части «Пугачевский бунт» в первой, лучшей его редакции из «Девушки, бросающейся в воду» сделал «Плач Ярославны». Паисию Лигариду и Симеону Полоцкому.
вы можете запросить все в системе с коробкой. Было любопытно узнать, что же произошло в год, когда молодая, двадцатипятилетняя. Он ведь даже и рубил им головы собственноручно. 29 мая (10 июня) 1882 года Василий Перов скончался от чахотки и в том же году картина была приобретена у его наследников Павлом Третьяковым1. Тем не менее, Собор не освободил Никиту от прещений, наложенных на него Стефаном.
1860 – малая золотая медаль ИАХ за картину "Первый чин" ("Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы"). Обращался художник и к историческому жанру («Суд Пугачева», «Никита Пустосвят. Те будто о пустяках начали спорить, а эти и пустяков не хотели уступить. Тем не менее полотно осталось незаконченным.
Искусствовед Владислав Зименко в целом также считал картину «Никита Пустосвят» малоудачной, тем не менее признавая выразительность ряда представленных на ней образов, среди которых он выделял экспрессивную фигуру самого Никиты Пустосвята, «страстное сухое лицо которого с острой, резко выдающейся вперёд бородой гневно обращено к противникам истинной веры». На следующий день был казнен Пустосвят. Самым известным произведением, так или иначе касающимся эпохи раскола, безусловно может считаться знаменитая картина Сурикова «Боярыня Морозова».
Оно презирает эту действительно достойную презрения интригу, готовую играть судьбой государства и решает не дать ей потачки. Патриарх возразил, что не пристало им исправлять что-либо в церковных делах, поскольку они ещё «грамматического разума не коснулись». С тех пор до 1682 года о нём ничего не известно. Здесь изображено много разных персонажей, они встретились в сражении за свои убеждения.
Гр. В советское время исторические произведения позднего периода творчества Василия Перова, включая «Никиту Пустосвята», подвергались резкой критике, а его взгляды на историю и религию рассматривались как реакционные. В сентябре 1880 года Перова в его московской мастерской навестил художник Иван Крамской.
Стоящий по правую руку от Софьи молодой боярин— по-видимому, князь Василий Голицын. В ответ Никита заявил: «Мы пришли не о грамматике с тобою говорить, а о церковных догматах. » Далее ему попытался возражать архиепископ Холмогорский Афанасий, но Пустосвят подскочил к нему с поднятой рукой, говоря: «Что ты, нога, выше головы ставишься.
Никита Пустосвят ответил: «Мы пришли к царям-государям побить челом о исправлении православной веры, чтоб дали нам своё праведное рассмотрение с вами, новыми законодавцами и чтоб церкви Божии были в мире и согласии». Главным недостатком полотна Обухов считал «полное отсутствие живых авторских интонаций», отстранённую позицию художника по отношению к тому, что изображено на картине— положительные явления спокойно им констатируются, а по отношению к отрицательным сторонам нет прямого осуждения. Женщина, увидев картину, воскликнула: «Вот он – как живой. Искусствовед Владислав Зименко в целом также считал картину «Никита Пустосвят» малоудачной, тем не менее признавая выразительность ряда представленных на ней образов, среди которых он выделял экспрессивную фигуру самого Никиты Пустосвята, «страстное сухое лицо которого с острой, резко выдающейся вперёд бородой гневно обращено к противникам истинной веры». Искусствовед Леонид Дитерихс отмечал, что фигура Пустосвята «одна могла бы быть целой картиной» по его словам, «во всей русской школе живописи нельзя найти другой, подобной ей, где бы так поразительно верно разгадан был характер этого фанатика раскола».
Члены Артели хотя и не так холодно приняли ее, но все же не могли согласиться со многим. Но самая значительная его картина на историческую тему и по размерам своим превосходящая остальные, – «Никита Пустосвят». Названное «Жезл правления» обличение написал Симеон Полоцкий, участник никоновского «новодела». По словам искусствоведа Ольги Лясковской, в этой схватке «ясно одно— непримиримость сторон, бесполезность спора и вместе с тем бессилие протеста против государственной власти». «Чтобы быть вполне художником, – говорит он, – нужно быть творцом а чтобы быть творцом, нужно изучать жизнь, нужно воспитать ум и сердце воспитать – не изучением казенных натурщиков, а неусыпной наблюдательностью и упражнением в воспроизведении типов и им присущих наклонностей Этим изучением нужно так настроить чувствительность воспринимать впечатления, чтобы ни один предмет не прошел мимо вас, не отразившись в вас, как в чистом и правильном зеркале Художник должен быть поэт, мечтатель, а главное – неусыпный труженик Желающий быть художником должен сделаться полным фанатиком – человеком, живущим и питающимся одним искусством и только искусством».
Искусствовед Ольга Лясковская полагает, что, скорее всего, работа над полотном была начата раньше, в конце 1870-х годов, поскольку «сама величина сложной картины требовала многолетней работы». В 1861 году он переехал в Петербург и написал картины «Проповедь в селе» и «Сельский крестный ход на Пасхе». В этих трех фигурах, в Никите, в Софье и в умолкшем иноке, читается вся драма. В. В. Стасов считал Перова прямым наследником и продолжателем Федотова. Патриарх Иоаким спросил староверов, зачем они пришли и каковы их требования.
Перов отвел ее в Третьяковскую галерею, где висела «Тройка». Он один и вождь и политик всего движения. Я хочу обратить внимание на другой эпизод подавления бунта староверов. В ответ Никита заявил: «Мы пришли не о грамматике с тобою говорить, а о церковных догматах. » Далее ему попытался возражать архиепископ Холмогорский Афанасий, но Пустосвят подскочил к нему с поднятой рукой, говоря: «Что ты, нога, выше головы ставишься. Согласно каталогу Третьяковской галереи, картина «Никита Пустосвят.
Однако замысле не был осуществлен. Согласно приведённой информации, большая часть этих рисунков была в собственности художника Владимира Перова (сына Василия Григорьевича), а меньшая часть— в московской коллекции А. И. Балк. Прения состоялись 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля. Мне понравилась картина В. Г.
На полу, приложив руку к щеке, на которой Никита «запечатлел крест», лежит архиепископ Афанасий. В частности, художник Владимир Осипов (ученик Павла Чистякова) высказал следующее мнение об этом произведении Перова: «Какие прекрасные вещи его молодости, какая добросовестность выписки. Реформа патриарха Никона, принятая большинством епископов, уже обозначилась во всех ее масштабах и Добрынин с ней не соглашался, отличаясь критическим настроем к иерархам. Только профессор Субботин издавший её впервые в полном виде (в «Материалах для истории раскола» т. IV), показал, что она богата содержанием обвинения против церкви изложены тщательно и искусно и автор по начитанности, находчивости и способности излагать мысли простым и ясным языком может занять место среди раскольничьих писателей наряду с протопопом Аввакумом и дьяконом Фёдором Ивановым. Спор о вере», Ге отмечал, что Перов «перешёл к истории и сделал только две вещи, которые не кончил, но которые имели громадное значение». Что он вам кажется верен, то это очень естественно.
Патриарх Иоаким спросил староверов, зачем они пришли и каковы их требования. 1 – Все книги религиозные, а других вроде бы и не было тогда, переписывались от руки. Упоминая в конце биографии о некоторых попытках осмыслить личность Перова, автор говорит, что «все-таки в натуре Перова осталось немало необъясненного и лишь полное собрание его литературных произведений (писем, заметок, рассказов), в дополнение к снимкам с его художественных работ, может пролить свет на эту в высшей степени своеобразную личность». Искусствовед Леонид Дитерихс писал, что, несмотря на незаконченность картины, «Никита Пустосвят» является одним из сильнейших полотен в русской исторической живописи, как со стороны «проникновения» (по выражению Лескова), так и с точки зрения техники и красок. Очень трудно ее лицо было найти. Появлялись раскольники и в «Аэрограде» Довженко и в «Петре Первом».
На следующий год начинает преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Собор утвердил обличение «великой» челобитной Добрынина.
Я иду дальше и хочу считать гадостью всякое вранье и во всякие моменты жизни. Картина, под названием «Никита Пустосвят (из времён царевны Софьи Алексеевны)», действительно фигурировала в каталоге выставки24, но по какой-то причине там не экспонировалась1. На прениях, проходиших 5 июля и ведшихся «раскольниками» с большим ожесточением, не пришли ни к какому результату. Есть головы положительно хорошие». Один из таких записных лгунов и представлен на картине Перова.
Эпоха раскола относится к «трудным вопросам» : исследователи обходят его стороной, кинематографисты не рискуют связываться. Искра взорвала пороховую бочку. К достоинствам картины Обухов относил «историзм, которым проникнута вся её образная структура». Мнение Симеона было всецело принято Собором 1666 года, на котором была прочитана, в присутствии самого автора, «Челобитная», с возражениями на неё и сделаны попытки к вразумлению Никиты.
Однако и на этот раз их попытка не увенчалась успехом. Он отмечал, что в картине «Никита Пустосвят» исторический характер присутствует не только в обстановке, но и в образах стрельцов, монахов и раскольников— «это не переряженные актёры, а живые и психологически достоверные исторические типы». За первую получил большую золотую медаль и право поездки в качестве пансионера за границу, вторая же была отвергнута Академией художеств и вызвала большое недовольство Святейшего Синода и части публики. Это такой tour de force техники, который под силу только выдающимся колористам. После этих работ юность художника закончилась, а над его головой нависли неприятности. Здесь изображено много разных персонажей, они встретились в сражении за свои убеждения.
Стасов высоко ценил это полотно и считал, что «Суриков остался далеко позади Перова и двух главных действующих лиц в его картине»44. Происходило это оттого, что с «Челобитной» знакомились лишь по тем выдержкам, какие заключались в «Изобличениях» Симеона Полоцкого. в вышину и 1 1/2 арш.
Согласно приведённой информации, большая часть этих рисунков была в собственности художника Владимира Перова (сына Василия Григорьевича), а меньшая часть— в московской коллекции А. И. Балк40. Я не с тобою говорю, а с патриархом». Симеон Полоцкий пользовался только чистовой «челобитной», которая была не окончена. В 1991 году вышла историческая драма «Хмель» Виктора Трегубовича.
А между этими картинами висит огромное полотно «Никита Пустосвят. На ногах его— лапти и онучи, одной ногой он наступает на новопечатную «исправленную» книгу. Через несколько лет барон Криденер уволился с государственной службы. «Наши учителя» представляют нам портреты трех преподавателей училища живописи и ваяния: Мокрицкого, Скотти и Зарянко. В тексты вкрадывались ошибки и описки.
Первый, как незнакомый со славянским языком, читал её, вероятно, только в латинском переводе Симеона Полоцкого и составил против неё 31 «отражение». Софья не могла смириться с существованием такого оппонента-проповедника— вскоре после «спора о вере» Никита Пустосвят был схвачен стрельцами и обезглавлен. Картина полна движения и драматизма. Бот основа Общества. И как вставил ее в картину – она всех победила».
В монографии о Перове, выпущенной в 1934 году к столетию со дня рождения художника искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл эти картины неудачными и эклектическими и писал, что трактовка раскола в «Никите Пустосвяте» в той же степени реакционна, как и трактовка крестьянской революции в его картине «Суд Пугачёва». В. В. Я уверен, что если бы г-н Перов (и он наверно бы смог это сделать) изобразил французских или немецких охотников (конечно, по-другому и в других лицах), то мы, русские, поняли бы и немецкое и французское вранье, со всеми тонкостями, со всеми национальными отличиями и слог и тему вранья, угадали бы всё только смотря на картину. Это все, что знал Суриков о внешности своей героини.
Увидев образ сына, мать упала на колени и стала молиться. Двухсаженное полотно изображает Грановитую палату. Чуть правее центра картины, с крестом в руке— Никита Пустосвят. Я с нее написал этюд в садике в два часа.
Понимают дело только уставший монах, Никита да Софья. В качестве исключения Леняшин приводил мнение художника Николая Ге, который считал, что при переходе от обыденного жанра к религиозному, а затем к историческому талант Перова «развивался и он поднимался всё выше и выше». Встречаются упоминания об этом полотне и в воспоминаниях художника Михаила Нестерова, который описывал, как ученики натурного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в котором преподавал Перов, заходили к нему на именины: «Учеников встречал именинник со своей супругой, приглашал в мастерскую, где во всю стену стоял Пустосвят, а по другую Пугачёвцы» (имелась в виду картина «Суд Пугачёва»)20. Этого ему было мало и он осудил архиепископа прямо в храме, вызвав смятение верующих. Эта выставка проходила в 1984—1985 годах поочерёдно в Москве, Ленинграде, Киеве и Минске. Иванова.
И ненавидел он стрельцов самой лютой ненавистью. Эта толпа увидела обоих братьев и успокоилась было.
Его влияние весьма прискорбно отразилось на многих молодых талантах. Это было в начале лета 1881 года, а ровно через год Перова уже не стало. Главным же делом Добрынина было служение в Рождество-Богородицкой церкви Суздаля. Чуть правее центра картины, с крестом в руке— Никита Пустосвят. Эта картина напоминала манеру прежнего Перова и произвела сильное впечатление.
Тем не менее полотно осталось незаконченным. «Тройка» считается одной из самых пронзительных социальных картин Перова. В ответ на это Никита заявил: «Мы пришли не о грамматике с тобою говорить, а о церковных догматах. » Далее ему попытался возражать архиепископ Холмогорский Афанасий, но Пустосвят подскочил к нему с поднятой рукой, говоря: «Что ты, нога, выше головы ставишься. Многим понравилась мысль его и составилось Товарищество. Находясь под запрещением, принялся за составление «Челобитной», которая была окончена в конце 1665 года.
По своей коллизии и сатирической направленности близка искусству П. А. Федотова. В первоначальном эскизе (1875, ГТГ) художник намеревался показать вооруженных пугачевцев, приближающихся к помещичьей усадьбе. Искусствовед Алла Верещагина писала, что «композиция строится на противопоставлении левой и правой частей картины: раскольников и официального окружения Софьи и патриарха».
Между тем староверы все больше воодушевлялись. Перед глазами стоит уже пожилой проповедник, который своими словами всколыхнул людей. Княгиня Софья и Никита Пустосвят являются самыми яркими фигурами на полотне. Кроме того, в списке известных старообрядцев – Савва Мамонтов, Морозовы, Рябушинские, атаман Платов – люди, чьи биографии скучными не назовешь, но эта часть их жизни всегда оказывалась «некиногеничной».
В 1887 году, сравнивая суриковскую «Боярыню Морозову» с перовским «Никитой Пустосвятом», художественный критик Владимир Стасов писал, что у Перова «не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы», к которым, по его мнению, в первую очередь относится сам Никита Пустосвят— «бурный, страстный, раздражённый, громко и необузданно укоряющий всех за отступничество», а также стоящий немного позади него «товарищ его, с большой иконой в руках, тоже раскольник-фанатик, но невозмутимый и непоколебимый, как гранит, как скала, о которую разобьются все кипучие волны врагов и друзей». Высоко оценивая картины «Суд Пугачёва» и «Никита Пустосвят. Вместе с Перовым Фёдоров-Давыдов критиковал и поддержавшего его Николая Лескова, которому нравилось представление раскольников в виде слепых фанатиков и интриганов, а Софьи— в качестве олицетворения «мудрой и могущественной государственной власти самодержавия». Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства.
Патриарх возразил, что не пристало им исправлять что-либо в церковных делах, поскольку они ещё «грамматического разума не коснулись». Что же касается второго пункта, что я нахожу некоторые действия Общества несправедливыми, – то прошу извинить меня, если я по поводу этого не скажу, что я думаю, тем более (что), высказывая откровенно свои мнения, пришлось бы коснуться некоторых лиц, а также и действий Собрания. В 1856 году за «Портрет Николая Григорьевича Криденера, брата художника» Академия художеств наградила Василия Перова малой серебряной медалью. Староверы просили устроить дебаты на Красной площади. В 1860 году он получил малую золотую медаль за картину «Первый чин.
Писатель Николай Лесков в письме к редактору «Художественного журнала» Николаю Александрову отмечал, что с его точки зрения как человека, «несколько разумеющего историю раскола», картина Василия Перова «Никита Пустосвят» представляет собой «удивительный факт художественного проникновения». Никита Пустосвят ответил: «Мы пришли к царям-государям побить челом о исправлении православной веры, чтоб дали нам своё праведное рассмотрение с вами, новыми законодавцами и чтоб церкви Божии были в мире и согласии». В назидание. Отмечая, что картины Перова относятся к наиболее психологичным в русской исторической живописи 1870-х годов, Фёдоров-Давыдов писал, что «психологизм, всё нарастая в творчестве Перова, к концу его жизни становится орудием выражения реакционного содержания»46. Высоко оценивая картины «Суд Пугачёва» и «Никита Пустосвят. Василий Перов работал над картиной «Никита Пустосвят.
Эта выставка проходила в 1984—1985 годах поочерёдно в Москве, Ленинграде, Киеве и Минске127. А это было не совсем одно и тоже. Ег.
Пейзажный фон пронизан тоскливым настроением. Искусствовед Владимир Обухов отмечал, что, работая над образами Никиты Пустосвята и его товарищей, Василий Перов проявил себя в качестве одного из создателей концепции исторического героя— «деятельного, ответственного за каждый свой поступок, готового отдать за убеждения собственную жизнь». В основу сюжета картины положен «спор о вере»— историческое событие времён московской смуты 1682 года, также известной как Хованщина. По некоторым версиям, картину однажды облучили рентгеном, чтобы разгадать ее тайны. Вообще душевное его состояние – ряд самых необъяснимых загадок и противоречий.
Бесстрашно, широко открытыми глазами смотрит она на толпу раскольников, «с тем выражением холодного, управляемого гнева, которое так отличает её психическое состояние от состояния Пустосвята»34. Особую экзальтацию вызвал вопрос о троеперстии. С этим человеком уже нечего и не о чем говорить, – ему нужны не уступки, мирящие совесть верующих, а ему нужны распря и бой за преобладание его партии. Василий Перов работал над картиной «Никита Пустосвят.
Патриарх Иоаким спросил староверов, зачем они пришли и каковы их требования. По ее приказу Никита был схвачен и казнен. Николай Собко сообщал, что художнику Михаилу Боткину удалось уговорить Перова послать «Никиту Пустосвята» (вместе с полотном «Первые христиане в Киеве») на Всероссийскую промышленно-художественную выставку, которая открывалась в Москве 20 мая 1882 года, за несколько дней до смерти автора. В свою очередь и Полоцкий, несомненно, руководствуясь «отражениями», написал «Жезл Правления», где рассматриваются взгляды Никиты в 30 «возобличениях».
Пробовал обличать Добрынина и митрополит Газы (Иерусалимский патриархат) Паисий Лигарид, но его работа не была напечатана. Посмотрите на него на картине «Утро стрелецкой казни» Этот взгляд скажет вам всё, всю его ненависть к тем, кто покусился на его власть. Кидаешься ты на врагов, аки лев».
При этом, однако, Стасов признавал, что Перову плохо удавались, по его определению, «многосложные» сцены и что вся левая сторона картины «уже вполне лишена всякой талантливости, характеристики и правды». В последний год своей жизни Перов сильно болел и, по выражению Алексея Новицкого, картина «Никита Пустосвят» оказалась «лебединой песнью художника», который «работал над нею даже тогда, когда уже едва был в состоянии держать кисти в руках». Скотти был человеком в высшей степени самоуверенным, держал себя с учениками гордо и неприступно и хотя тоже был не ахти каким художником, но как техник стоял неизмеримо выше Мокрицкого. Тем не менее полотно осталось незаконченным. Отмечая, что картины Перова относятся к наиболее психологичным в русской исторической живописи 1870-х годов, Фёдоров-Давыдов писал, что «психологизм, всё нарастая в творчестве Перова, к концу его жизни становится орудием выражения реакционного содержания».
Ее можно и не брать в расчет. Однако антиклерикальный настрой Перова, выразившийся в его картинах, не надо считать свидетельством его атеизма, художнику принадлежат и религиозные произведения («Снятие с креста», «Христос в Гефсиманском саду», «Первые христиане в Киеве»).
Ученики вспоминали его как блестящего педагога. И всё. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Звание академика живописи ИАХ. Царевна при этом, перебивая чтеца, делала критические заявления. Он задумался и, выслушав доводы и уступки, не знает, стоит ли о чем дальше спорить.
Идея создания картины «Никита Пустосвят», скорее всего, появилась у Перова под влиянием его общения с писателем Павлом Мельниковым-Печерским, с которым художник неоднократно обсуждал проблемы, связанные с историей раскола. Она рассказала, что давно барин писал портрет ее Васи. Вопрос состоял в том, по каким образцам переписывать.
ширины». «Я на картине сперва толпу написал, а ее после, – рассказывал Суриков. Спор о вере», Ге отмечал, что Перов «перешёл к истории и сделал только две вещи, которые не кончил, но которые имели громадное значение»4849. Сложив пальцы двуперстно, староверы, как по команде, вскинули руки вверх, крича: «Сице, сице, тако, тако» Софья, патриарх, все противники староверов были ошеломлены. Этого ему было мало и он осудил архиепископа прямо в храме, вызвав смятение верующих.
Картина явилась характернейшим произведением искусства нового направления. В левой части полотна— царевна Софья Алексеевна, которая встала со своего трона, разгневанная дерзким поведением раскольников. Подоспевшие стрельцы разняли дерущихся и проводили раскольников к месту спора. Последующие исследователи (напр. Два из них еще что-то доказывают, но очень спокойно, а третий справа уже приумолк. В статье о Перове, включённой в 13-й том «Русского биографического словаря» историк искусства Алексей Новицкий сообщает некоторые сведения, переданные ему Елизаветой Егоровной, вдовой художника. Спор о вере»).
Впервые картина была представлена публике на Пятнадцатой передвижной выставке и получила самую восторженную оценку современников. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы». Историк искусства Николай Собко писал, что Перов оставался недоволен многим в картине, особенно в её правой стороне и «замышлял многое переписать тут на-ново, да смерть помешала исполнить ему это намерение». В «Истории России с древнейших времён» Сергей Соловьёв так описывал их приход: «С шумом вошли раскольники в Грановитую и расставили свои налои и свечи, как на площади они пришли утверждать старую веру, уничтожать все новшества, а не замечали, какое небывалое новшество встретило их в Грановитой палате: на царском месте одни женщины. «Представьте себе: этакий, черт возьми, медведь ростом сажени полторы, лапищи – вот какие. Царевны-девицы открыто пред всем народом и одна царевна заправляет всем. » По описанию Соловьёва, на троне рядом с Софьей Алексеевной сидела её тётка Татьяна Михайловна, а пониже в креслах— царица Наталья Кирилловна и царевна Мария Алексеевна. Было любопытно узнать, что же произошло в год, когда молодая, двадцатипятилетняя царевна пришла к власти.
В 1887 году, сравнивая суриковскую «Боярыню Морозову» с перовским «Никитой Пустосвятом», художественный критик Владимир Стасов писал, что у Перова «не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы», к которым, по его мнению, в первую очередь относится сам Никита Пустосвят— «бурный, страстный, раздражённый, громко и необузданно укоряющий всех за отступничество», а также стоящий немного позади него «товарищ его, с большой иконой в руках, тоже раскольник-фанатик, но невозмутимый и непоколебимый, как гранит, как скала, о которую разобьются все кипучие волны врагов и друзей»7. На этом скромный список заканчивается. «. Сравнивая с картиной Ильи Репина «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре» (1879, ГТГ) искусствовед Нонна Яковлева отмечала, что перовский образ царевны Софьи— «своеобразная антитеза репинскому: в ней та же сила характера, но благородная она благообразна и светла даже в гневе» «она стоит над схваткой, смиряя её». По окончании училища Перов написал картины «Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе» и «Чаепитие в Мытищах», которые вызвали большой интерес в обществе, так как каждая воспринималась как контрольный «выстрел» в человеческое малодушие и лицемерие.
Зачастую и эти последние восторгаются и восхищаются какой-нибудь до того натурально написанной шляпой, что от восторга в нее хочется только плюнуть восхищаются кувшином на громадной картине, забывая о целой сотне хорошо исполненных фигур восхищаются старинной серебряной кружкой, персидским ковром и всякой всячиной, не имеющей ровно никакого смысла, кроме виртуозного исполнения и других технических достоинств». С появлением Федотова был подписан смертный приговор старому направлению. В этом последнем отношении она вместе с «Птицеловом» составляет счастливое исключение из всех картин Перова. А переписывали их по реформе с греческих образцов.
Там, как и на родине, его интересует прежде всего жизнь бедноты. В описи произведений Перова, опубликованной Николаем Собко в 1899 году, упоминались пять рисунков, созданных художником в период работы над картиной «Никита Пустосвят», а также «головы оттуда же, 2 листа» (все указанные эскизы и этюды датированы 1880 годом). Сравнивая с картиной Ильи Репина «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре» (1879, ГТГ) искусствовед отмечала, что перовский образ царевны Софьи— «своеобразная антитеза репинскому: в ней та же сила характера, но благородная она благообразна и светла даже в гневе» «она стоит над схваткой, смиряя её». В последний год своей жизни Перов сильно болел и картина «Никита Пустосвят» оказалась «лебединой песнью художника», который «работал над нею даже тогда, когда уже едва был в состоянии держать кисти в руках».
Перов написал портрет Васи и подарил его матери. Старообрядцы признают Никиту «столпом правоверия», православные иерархи отзывались о нём как о грубом, вредном и невежественном (Пустосвят) расколоучителе. Картина давно уже всем известна: «Охотники на привале» один горячо и зазнамо врет, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилег тут же и смеется. 1861 – "Сельский крестный ход на Пасхе". Помимо «Никиты Пустосвята», в этом ряду упоминалась также его другая картина— «Суд Пугачёва» (1875, Государственный исторический музей).
Сравнивая с картиной Ильи Репина «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре» (1879, ГТГ) искусствовед Нонна Яковлева отмечала, что перовский образ царевны Софьи— «своеобразная антитеза репинскому: в ней та же сила характера, но благородная она благообразна и светла даже в гневе» «она стоит над схваткой, смиряя её»35. В левой части полотна— царевна Софья Алексеевна, которая встала со своего трона, разгневанная дерзким поведением раскольников. Писатель Николай Лесков в письме к редактору «Художественного журнала» Николаю Александрову отмечал, что с его точки зрения как человека, «несколько разумеющего историю раскола», картина Василия Перова «Никита Пустосвят» представляет собой «удивительный факт художественного проникновения». Монаху все равно, что сделать, – он пойдет, где трапезнее, к староверам или к нововерам. Несмотря на поддержку Хованского, открытую дискуссию старообрядцам провести не удалось, но 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля состоялся «спор о вере», проходивший в присутствии царевны Софьи Алексеевны и патриарха Иоакима. Старая русская история не слишком помогала художнику в работе.
На картине изображён драматический момент «спора о вере»— исторического события времён московской смуты 1682 года, к двухсотлетию которого Перов планировал завершить работу над полотном. Пустосвят изображён как выходец из народа из бедного провинциального духовенства. Искусствовед Ольга Лясковская полагает, что, скорее всего, работа над полотном была начата раньше, в конце 1870-х годов, поскольку «сама величина сложной картины требовала многолетней работы»13. К тому же роду картин принадлежат также «Поволжские хищники». Вот и зубик его сломанный. ». Перов изобразил его сидящим на полу.
Представьте, – наповал. » «Ну и здоров же барин врать», – думает, ухмыляясь, мужичонка-проводник. Не желая объяснений, я этим ограждаю себя, на прощание, от могущих возникнуть неприязненных отношений с товарищами. Многие картины Перова показывают тяжелую жизнь простых людей («Проводы покойника», «Тройка», «Утопленница», «Последний кабак у заставы»). царевна пришла к власти. При этом, по словам Лескова имеется в виду «проникновение в самую задушевную суть исторического момента, который она изображает».
По византийским или греческим. Если и прежде он часто бывал недоволен своими произведениями, говаривая, что «хорошо-то хорошо, но думаю, что можно и могу лучше написать», то теперь это недовольство собой превратилось в хроническую болезнь с примесью какого-то озлобления даже. Ученики мастеровые везут воду" (показана безотрадная жизнь подростков-мастеровых.
Потому сообщил царю Алексею Михайловичу, что Стефан, служа в храме, во время «Трисвятого», держит крест не в правой руке, а левой, точно пренебрегая символом христианского спасения. Нравилось им, что я казак и не курю. Спустя четыре года женщина пришла к Перову и рассказала ему, что Вася умер. Выйдя из Грановитой палаты, Никита и другие громко провозглашали свою победу. Помимо этого, «сумятице фигур в нижней части картины противостоит верхняя часть— выше всех возвышается правительница». С первых же шагов своего существования оно выступило на стороне национального направления в искусстве, с которым было связано представление о правдивом и верном изображении действительности.
При этом, однако, Стасов признавал, что Перову плохо удавались многосложные сцены и что вся левая сторона картины «уже вполне лишена всякой талантливости, характеристики и правды». Перед нами Грановитая палата. Спор о вере»— самым большим по размеру из всех своих полотен10— в 1880—1881 годах121112.
Так и произошло в действительности: Софья не смогла смириться с существованием оппонента-проповедника, столь фанатично преданного своим идеям и верованиям и вскоре после «спора о вере» Никита Пустосвят был схвачен стрельцами и обезглавлен. Помимо «Никиты Пустосвята», в этом ряду упоминалась также его другая картина— «Суд Пугачёва» (1875, Государственный исторический музей). В сентябре 1880 года Перова в его московской мастерской навестил художник Иван Крамской. За редким исключением все были преданными, восторженными его учениками».
Полотно «Никита Пустосвят» также принимало участие в выставке произведений Перова, посвящённой 150-летию со дня рождения художника. Спор о вере»— самым большим по размеру из всех своих полотен— в 1880—1881 годах.
P. S. В настоящее время я передал все дела по обществу Вл. Согласно каталогу Третьяковской галереи, картина «Никита Пустосвят. Есть головы положительно хорошие»1319. Жена его, Елисавета Егоровна (Перов вторично женился в 1872 году), все время самоотверженно ухаживала за ним, не отходя от его постели.
Шесть лет тому назад первому пришла идея основать Общество Гр. По словам Леняшина, «не переоценивая эти работы, не следует обходить их вниманием». Как бы то ни было, во время выставки некоторые специалисты получили возможность ознакомиться с картиной «Никита Пустосвят». Неточное понимание старообрядчества дает и «Боярыня Морозова» кисти Василия Сурикова. В основу сюжета картины положен «спор о вере»— историческое событие времён московской смуты 1682 года, также известной как Хованщина.
В картине показан «отчаянный поединок сильных характеров, который может разрешиться только катастрофой— смертью главного героя»37. Надо было их править. В 1865 году из-под его кисти одна за другой вышли картины «Тройка» и особенно популярная работа «Охотники на привале». На полу сидит потрясенный речью священника архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов), противник староверов (он приложил руку к щеке и отстраняется от разгневанного Никиты). На ногах его— лапти и онучи, одной ногой он наступает на новопечатную «исправленную» книгу. В 1667 году «Жезл» был напечатан.
Обсуждая композицию окончательной версии картины искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов отмечал, что в ней художник пришёл «к академическому приёму расположения фигур по овалу, несколько разомкнутому спереди, с заполнением углов холста второстепенными группами». При написании картины художник использовал сведения из романа Евгения Карновича «На высоте и на доле: Царевна Софья Алексеевна», который был опубликован в 1879 году. «Спор о вере» и «Боярыня Морозова» способствуют заблуждению, показывая староверов упрямцами, отстаивавшими второстепенные детали обряда. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Его портрет в рассказе обрисован наименее удачно.
Я не с тобою говорю, а с патриархом». Он уничтожал свои картины, переделывал и портил иногда прекрасные вещи, как, например, «Троица», вырезал из картин целые куски и вообще самым варварским образом относился к своим произведениям. Рядом с ней— патриарх Иоаким, к которому рвётся Никита Пустосвят. Не думаю, чтобы поняли, например, Перова «Охотников».
Третий из учителей, знаменитый портретист Зарянко, представляет из себя тип возмутительного деспотизма и крайней узости во взглядах. Стоящий по правую руку от Софьи молодой боярин— по-видимому, князь Василий Голицын29. Писатель Николай Лесков отмечал, что «картина Никита Пустосвят представляет собой удивительный факт художественного проникновения», а критик Владимир Стасов писал, что у Перова «не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы».
Писатель Николай Лесков в письме к редактору «Художественного журнала» Николаю Александрову отмечал, что с его точки зрения— как человека, «несколько разумеющего историю раскола», картина Василия Перова «Никита Пустосвят» представляет собой «удивительный факт художественного проникновения». Этот строгий колорит определяет эмоциональный строй картины, передает ощущение неразрывной связи людей и природы, как бы проникнутых единым настроением. В картине показан «отчаянный поединок сильных характеров, который может разрешиться только катастрофой— смертью главного героя». В монографии о Перове, выпущенной в 1934 году к столетию со дня рождения художника искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл эти картины неудачными и эклектическими и писал, что трактовка раскола в «Никите Пустосвяте» в той же степени реакционна, как и трактовка крестьянской революции в его картине «Суд Пугачёва». Со стороны староверов-раскольников главным действующим лицом является Никита Пустосвят— «растерзанный исступлённый, с торчащей вперёд острой бородёнкой», в образе которого «звучит тема фанатизма, преданности идее до самоуничтожения». Никанор, в «Описании раскольнич.
Со стороны староверов-раскольников главным действующим лицом является Никита Пустосвят— «растерзанный исступлённый, с торчащей вперёд острой бородёнкой», в образе которого «звучит тема фанатизма, преданности идее до самоуничтожения». На полу, приложив руку к щеке, на которой Никита «запечатлел крест», лежит архиепископ Афанасий. После готовую картину немедленно сняли с постоянной выставки ОПХ и вплоть до революции 1905 года запрещали воспроизводить в печати. Собор утвердил обличение «великой» челобитной Добрынина. Обсуждая композицию окончательной версии картины искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов отмечал, что в ней художник пришёл «к академическому приёму расположения фигур по овалу, несколько разомкнутому спереди, с заполнением углов холста второстепенными группами»33. Самого дурака сбросили вниз прямо на копья стрелецкие.
Пусть они тычут вверх иконы и книги, но он все это может замирить, если захочет. Он глупо, бессмысленно смеется и что-то бормочет про себя вероятно, это «что-то» из тех речей, до смысла которых труднее добраться, чем разобрать клинопись на стенах Ниневии. В том году сторонники старого обряда, по смерти Феодора Алексеевича, задумали, опираясь на стрельцов, восстановить «древлее благочестие».
Пусть так, хотя я не вполне этому верю. Печатное дело уже существовало, но не так чтобы сильно развито. 1866 – ""Тройка".
А именно на историю Соловецкого монастыря. Суздальский священник Никита Добрынин (старовер) был противником преобразований. Мне понравилась картина В. Г. Перова за то, что ее можно долго и внимательно рассматривать. По словам Леняшина, «не переоценивая эти работы, не следует обходить их вниманием»48. Идея создания картины «Никита Пустосвят», скорее всего, появилась у Перова под влиянием его общения с писателем Павлом Мельниковым-Печерским, с которым художник неоднократно обсуждал проблемы, связанные с историей раскола. В «Истории России с древнейших времён» Сергей Соловьёв так описывал их приход: «С шумом вошли раскольники в Грановитую и расставили свои налои и свечи, как на площади они пришли утверждать старую веру, уничтожать все новшества, а не замечали, какое небывалое новшество встретило их в Грановитой палате: на царском месте одни женщины.
К достоинствам картины Обухов относил «историзм, которым проникнута вся её образная структура». У него началось воспаление клетчатки таза. Рубили на месте. – И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. соч») также долго видели в нём лишь «невежественного раскольника».
Она утешала, ободряла его и читала для него вслух, чтобы не давать ему много говорить. Именно этот момент диспута запечатлен на полотне художника. При написании картины художник использовал сведения из романа Евгения Карновича «На высоте и на доле: Царевна Софья Алексеевна», который был опубликован в 1879 году. Искусствовед Ольга Лясковская полагает, что, скорее всего, работа над полотном была начата раньше, в конце 1870-х годов, поскольку «сама величина сложной картины требовала многолетней работы». Решили также посылать иногда картины и в провинцию, если это будет не иначе как выгодно.
Но Перов все-таки сумел уговорить ее. Потому сообщил царю Алексею Михайловичу, что Стефан, служа в храме, во время «Трисвятого» держит крест не в правой руке, а в левой, точно пренебрегая символом христианского спасения. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Справа от него— монах Сергий с челобитной. В первоначальном карандашном эскизе (ГТГ), а также эскизе маслом (ГРМ) страдание детей было показано более резко. Спор о вере».
Он отмечал, что в картине «Никита Пустосвят» исторический характер присутствует не только в обстановке, но и в образах стрельцов, монахов и раскольников— «это не переряженные актёры, а живые и психологически достоверные исторические типы». Когда в 1862 году открылось дело арестованного старообрядческого епископа Геннадия (Беляева) и министр внутренних дел решил передать дело в Екатеринбургский уездный суд, Соснин возмущался: «Что же сделает суд. Картина, под названием «Никита Пустосвят (из времён царевны Софьи Алексеевны)», действительно фигурировала в каталоге выставки, но по какой-то причине там не экспонировалась.
В истории есть немало подобных примеров, когда усилиями одного или нескольких лиц преобразовывалась духовная и умственная жизнь целого народа.
На следующий день был казнен Пустосвят. Встречаются упоминания об этом полотне и в воспоминаниях художника Михаила Нестерова, который описывал, как ученики натурного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в котором преподавал Перов, заходили к нему на именины: «Учеников встречал именинник со своей супругой, приглашал в мастерскую, где во всю стену стоял Пустосвят, а по другую Пугачёвцы» (имелась в виду картина «Суд Пугачёва»). Рядом с ней— патриарх Иоаким, к которому рвётся Никита Пустосвят. Бывали примеры героических поступков. В жизни каждого общества бывают моменты, когда наступает пора менять идеалы и стремления. Оказалось, что вспоминать почти нечего, разве что эпизоды из телефильма «Михайло Ломоносов».
Нечто подобное мы видим и в истории русского искусства. Из них лучшими можно считать «Наши учителя», «Фанни под 30» и «Генерал Сафонов». В качестве исключения Леняшин приводил мнение художника Николая Ге, который считал, что при переходе от обыденного жанра к религиозному, а затем к историческому талант Перова «развивался и он поднимался всё выше и выше».
Удивительная виртуозность кисти заметна, например, в изображении цветных стекол в окнах, сквозь которые льются сверху потоки солнечных лучей, освещая и окрашивая беснующуюся толпу фанатиков. На ногах его— лапти и онучи, одной ногой он наступает на новопечатную «исправленную» книгу. Ее антиклерикальная сущность абсолютно очевидна. Великая работа живописца представляет боярыню фанатичкой. Колорит стал одним из активнейших средств раскрытия содержания произведения.
Пустосвят изображён как выходец из народа из бедного провинциального духовенства. На этот раз и свидетели подтвердили многие показания Никиты и сам Стефан, вызванный в Москву, на Соборе 1660 года во многом сознался, за что и был переведён из Суздаля в Москву, «для архиерейских священнослужений». Один из графических эскизов впоследствии был передан в собрание Третьяковской галереи— «Никита Пустосвят.
Мать не соглашалась, чтобы ее Вася позировал художнику, опасаясь, что это сглазит сына. Оправданный по следствию Стефан отрешил Никиту от места и грамоту об этом велел дьяку читать публично Никита изорвал грамоту избил дьяка, проклял Стефана и снова послал государю челобитную, с подробнейшей «росписью» преступлений архиепископа. Искусствовед Леонид Дитерихс писал, что, несмотря на незаконченность картины, «Никита Пустосвят» является одним из сильнейших полотен в русской исторической живописи, как со стороны «проникновения» (по выражению Лескова), так и с точки зрения техники и красок43.
Несмотря на поддержку Хованского, открытую дискуссию старообрядцам провести не удалось, но 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля состоялся «спор о вере», проходивший в присутствии царевны Софьи Алексеевны и патриарха Иоакима. Композиция картины строится на противопоставлении правой части, где находится группа раскольников-старообрядцев во главе с суздальским священником Никитой Пустосвятом и левой части, где изображены власть имущие— царевна Софья Алексеевна, патриарх Московский Иоаким, архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов) и другие. Утро чиновника, получившего первый крестик".
Художник не отвергает Христа, напротив, он страстно стремится укрепиться в вере. Вместе с Перовым Фёдоров-Давыдов критиковал и поддержавшего его Николая Лескова, которому нравилось представление раскольников в виде слепых фанатиков и интриганов, а Софьи— в качестве олицетворения «мудрой и могущественной государственной власти самодержавия»8. Авторитетная власть без всякой силы животворящей идеи. Отмечая, что картины Перова относятся к наиболее психологичным в русской исторической живописи 1870-х годов, Фёдоров-Давыдов писал, что «психологизм, всё нарастая в творчестве Перова, к концу его жизни становится орудием выражения реакционного содержания».
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. В училище Перов близко сошелся с другим преподавателем – Алексеем Саврасовым, художники часто работали вместе. В общем же все это является как какой-то исторический фатум. Маковскому, которого московские члены избрали кассиром. Искусствовед Алла Верещагина писала, что «композиция строится на противопоставлении левой и правой частей картины: раскольников и официального окружения Софьи и патриарха».
«Получил я ваше наилюбезнейшее письмо, в котором вы хотя и предоставляете мне право не отвечать вам (вероятно, зная мою леность писать письма), но тем не менее я не только с удовольствием отвечаю на ваше письмо, но даже хочу еще раз высказать причины, побуждающие меня оставить общество Товарищества. Читалась их челобитная о погрешностях в новых книгах. Более всех – архиепископ Афанасий (Любимов). Что до художника Перова, то специально-критическое отношение к староверам он вряд ли имел изображая карикатурно и служителей официальной Церкви, как в «Сельском крестном ходе на Пасхе».
Там, в Преображенском, все меня знали. Главным же делом Добрынина было служение в Рождество-Богородицкой церкви Суздаля. Спор о вере» (бумага на картоне, карандаш, 15, 3 23см, 1880)39. То есть коммунистическую веру.
Патриарх возразил, что не пристало им исправлять что-либо в церковных делах, поскольку они ещё «грамматического разума не коснулись». Как бы то ни было, во время выставки некоторые специалисты получили возможность ознакомиться с картиной «Никита Пустосвят».