Перов Спор О Вере Описание

Перов никита пустосвят спор о вере

В глубине изображён князь Иван Хованский. В качестве исключения Леняшин приводил мнение художника Николая Ге, который считал, что при переходе от обыденного жанра к религиозному, а затем к историческому талант Перова «развивался и он поднимался всё выше и выше». Тогда было решено предать Никиту отлучению от Церкви и заточить в темницу Угрешского Николаевского монастыря. Вернувшись в Суздаль, Д. вновь подал челобитную с приложением новой «росписи винам» архиеп. Я не с тобою говорю, а с патриархом». Посмотрите на него на картине «Утро стрелецкой казни» Этот взгляд скажет вам всё, всю его ненависть к тем, кто покусился на его власть. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Он ведь даже и рубил им головы собственноручно. Отрешенный от служения священник Никита, прозванный своими противниками Пустосвятом, вызывает на спор представителей официальной церкви и спор этот происходит в присутствии самой царевны Софьи. Пустосвят изображён как выходец из народа из бедного провинциального духовенства. Л., 1985. Спор о вере»— самым большим по размеру из всех своих полотен— в 1880—1881 годах.

Не дрогнувшей рукой. Никита Пустосвят ответил: «Мы пришли к царям-государям побить челом о исправлении православной веры, чтоб дали нам своё праведное рассмотрение с вами, новыми законодавцами и чтоб церкви Божии были в мире и согласии». На ногах его— лапти и онучи, одной ногой он наступает на новопечатную «исправленную» книгу. Никита отличался особым мастерством оратора и после окончания «прений о вере», он вышел победителем, но, несмотря на это, царевна Софья приказала схватить бунтаря и казнить, что было исполнено на следующий день. Многофигурная композиция картины отличается высокой сложностью и невероятной глубиной вложенной в неё мысли. В монографии о Перове, выпущенной в 1934 году к столетию со дня рождения художника искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл эти картины неудачными и эклектическими и писал, что трактовка раскола в «Никите Пустосвяте» в той же степени реакционна, как и трактовка крестьянской революции в его картине «Суд Пугачёва».

Выше: что вы искали. Вместе с Перовым Фёдоров-Давыдов критиковал и поддержавшего его Николая Лескова, которому нравилось представление раскольников в виде слепых фанатиков и интриганов, а Софьи— в качестве олицетворения «мудрой и могущественной государственной власти самодержавия». Справа от него— монах Сергий с челобитной.

Бесстрашно, широко открытыми глазами смотрит она на толпу раскольников, «с тем выражением холодного, управляемого гнева, которое так отличает её психическое состояние от состояния Пустосвята»34. По словам искусствоведа Ольги Лясковской, в этой схватке «ясно одно— непримиримость сторон, бесполезность спора и вместе с тем бессилие протеста против государственной власти». Александр, оппонент Никона, провел новое расследование, подтвердившее «вины» архиеп. В 1887 году, сравнивая суриковскую «Боярыню Морозову» с перовским «Никитой Пустосвятом», художественный критик Владимир Стасов писал, что у Перова «не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы», к которым, по его мнению, в первую очередь относится сам Никита Пустосвят— «бурный, страстный, раздражённый, громко и необузданно укоряющий всех за отступничество», а также стоящий немного позади него «товарищ его, с большой иконой в руках, тоже раскольник-фанатик, но невозмутимый и непоколебимый, как гранит, как скала, о которую разобьются все кипучие волны врагов и друзей». Княгиня Софья и Никита Пустосвят являются самыми яркими фигурами на полотне. На следующий день был казнен Пустосвят.

Самого дурака сбросили вниз прямо на копья стрелецкие. Высоко оценивая картины «Суд Пугачёва» и «Никита Пустосвят. В результате этого стрелецкого бунта Софья Алексеевна была объявлена регентшей при малолетних царях Иване и Петре, а начальником Cтрелецкого приказа был назначен князь Иван Андреевич Хованский. Патриарх возразил, что не пристало им исправлять что-либо в церковных делах, поскольку они ещё «грамматического разума не коснулись». Собор утвердил обличение «великой» челобитной Добрынина.

В «Истории России с древнейших времён» Сергей Соловьёв так описывал их приход: «С шумом вошли раскольники в Грановитую и расставили свои налои и свечи, как на площади они пришли утверждать старую веру, уничтожать все новшества, а не замечали, какое небывалое новшество встретило их в Грановитой палате: на царском месте одни женщины. В результате этого стрелецкого бунта Софья Алексеевна была объявлена регентшей при малолетних царях Иване и Петре, а начальником Cтрелецкого приказа был назначен князь Иван Андреевич Хованский. Первый, как незнакомый со славянским языком, читал её, вероятно, только в латинском переводе Симеона Полоцкого и составил против неё 31 «отражение».

Староверы просили устроить дебаты на Красной площади. 29 мая (10 июня) 1882 года Василий Перов скончался от чахотки и в том же году картина была приобретена у его наследников Павлом Третьяковым1. Суздальский священник Никита Добрынин (старовер) был противником преобразований.

Картина Спор о вере 
Василия Перова

Картина Спор о вере Василия Перова

Диак. арх. Царевна Софья Алексеевна и патриарх Иоаким согласились устроить диспут. Я хочу обратить внимание на другой эпизод подавления бунта староверов. При написании картины художник использовал сведения из романа Евгения Карновича «На высоте и на доле: Царевна Софья Алексеевна», который был опубликован в 1879 году114. Полотно «Никита Пустосвят» также принимало участие в выставке произведений Перова, посвящённой 150-летию со дня рождения художника. Патриарх Иоаким спросил староверов, зачем они пришли и каковы их требования.

Главный агитатор в пользу восстания князь Хованский избрал Никиту, который добился назначения «прений о вере» в Грановитой Палате, в присутствии царственных особ. Перова за то, что ее можно долго и внимательно рассматривать. При этом, по словам Лескова имеется в виду «проникновение в самую задушевную суть исторического момента, который она изображает»542.

Вопрос состоял в том, по каким образцам переписывать. Александр провел расследование. Продолжая борьбу с богослужебной реформой, Д. составил челобитную на новоисправленные книги с обличениями «нововводных книг Никона, бывшаго патриарха», в первую очередь «Скрижали» (М., 1656). О челобитной стало известно властям. Федор, читавший челобитную в черновике, назвал ее «великой», что, по-видимому, относится не только к ее внушительному объему, но и к содержанию – к 1665 г. это было самое обширное и обоснованное сочинение в защиту старых обрядов.

«За изуверства над 
староверами должно 
быть принесено покаяние,

«За изуверства над староверами должно быть принесено покаяние, наподобие покаяния за инквизицию»

Федором назван в числе «ревностных обличителей» 60-х гг. Согласно каталогу Третьяковской галереи, картина «Никита Пустосвят. Читалась их челобитная о погрешностях в новых книгах. Художник не отвергает Христа, напротив, он страстно стремится укрепиться в вере.

Великая работа живописца представляет боярыню фанатичкой. А переписывали их по реформе с греческих образцов. Рядом с ней— патриарх Иоаким, к которому рвётся Никита Пустосвят. А между этими картинами висит огромное полотно «Никита Пустосвят.

В монографии о Перове, выпущенной в 1934 году к столетию со дня рождения художника искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл эти картины неудачными и эклектическими и писал, что трактовка раскола в «Никите Пустосвяте» в той же степени реакционна, как и трактовка крестьянской революции в его картине «Суд Пугачёва». Несмотря на поддержку Хованского, открытую дискуссию старообрядцам провести не удалось, но 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля состоялся «спор о вере», проходивший в присутствии царевны Софьи Алексеевны и патриарха Иоакима. И всё это на глазах десятилетнего ребенка Петеньки. 1659 г. направленный в Суздаль Вятский еп. Стасов высоко ценил это полотно и считал, что «Суриков остался далеко позади Перова и двух главных действующих лиц в его картине». соч») также долго видели в нём лишь «невежественного раскольника».

По сведениям из того же источника, взяться за написание такого большого полотна Перова убедил художник Иван Шишкин. В ответ Никита заявил: «Мы пришли не о грамматике с тобою говорить, а о церковных догматах. » Далее ему попытался возражать архиепископ Холмогорский Афанасий, но Пустосвят подскочил к нему с поднятой рукой, говоря: «Что ты, нога, выше головы ставишься. Стефан, отвечая на обвинения, утверждал, что следовал благословению патриарха Никона. апр. - нач. Софья Алексеевна и патриарх возражали Д., но большинство собравшихся его поддержали.

Главным же делом Добрынина было служение в Рождество-Богородицкой церкви Суздаля. По свидетельству Саввы Романова (со слов Д. ), Д. работал над челобитной в течение 7 лет (МДИР. При этом признавалась роль Перова в создании концепции исторического героя, готового отдать за убеждения свою жизнь, а также отмечался историзм, пронизывающий всю образную структуру полотна9.

Описание картины 
Василия Перова «Спор 
о вере»

Описание картины Василия Перова «Спор о вере»

Картина, под названием «Никита Пустосвят (из времён царевны Софьи Алексеевны)», действительно фигурировала в каталоге выставки24, но по какой-то причине там не экспонировалась1. Спор о вере» предстала перед зрителями на выставке, проходившей в 1933—1934 годах в Москве, а затем— на выставке 1934 года в Ленинграде.

При этом признавалась роль Перова в создании концепции исторического героя, готового отдать за убеждения свою жизнь, а также историзм, которым проникнута вся образная структура полотна. С. 80). С. 13-265) и Симеону Полоцкому (Симеон Полоцкий. Княгиня Софья и Никита Пустосвят являются самыми яркими фигурами на полотне.

из них опасались, что «старцы» не смогут убедить власти и отвечать придется всем. Патриарх возразил, что не пристало им исправлять что-либо в церковных делах, поскольку они ещё «грамматического разума не коснулись».

На полу, приложив руку к щеке, на которой Никита «запечатлел крест», лежит архиепископ Афанасий. Староверы просили устроить дебаты на Красной площади. Он отмечал, что в картине «Никита Пустосвят» исторический характер присутствует не только в обстановке, но и в образах стрельцов, монахов и раскольников— «это не переряженные актёры, а живые и психологически достоверные исторические типы». Но прямо напротив висит потрясающая картина Перова «Христос в Гефсиманском саду».

И. А. Хованским, по старому обряду. Василий Перов работал над картиной «Никита Пустосвят. Первоначально учился живописи в школе Ступина в Арзамасе. Царевны-девицы открыто пред всем народом и одна царевна заправляет всем. » По описанию Соловьёва, на троне рядом с Софьей Алексеевной сидела её тётка Татьяна Михайловна, а пониже в креслах— царица Наталья Кирилловна и царевна Мария Алексеевна. Этого художник на полотне не указал. Контраст настроений можно проследить, взглянув на удивительное спокойствие царевны Софьи и её свиты. Писатель Николай Лесков в письме к редактору «Художественного журнала» Николаю Александрову отмечал, что с его точки зрения— как человека, «несколько разумеющего историю раскола», картина Василия Перова «Никита Пустосвят» представляет собой «удивительный факт художественного проникновения». Тем не менее полотно осталось незаконченным. царевна пришла к власти.

Николай Собко сообщал, что художнику Михаилу Боткину удалось уговорить Перова послать «Никиту Пустосвята» (вместе с полотном «Первые христиане в Киеве») на Всероссийскую промышленно-художественную выставку21, которая открывалась в Москве 20 мая 1882 года, за несколько дней до смерти автора23. На полу, приложив руку к щеке, на которой Никита «запечатлел крест», лежит архиепископ Афанасий. В 1682 году он добился проведения «прений о вере». Писатель Николай Лесков отмечал, что «картина Никита Пустосвят представляет собой удивительный факт художественного проникновения», а критик Владимир Стасов писал, что у Перова «не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы». По случаю рождения 27 авг.

Искусствовед Ольга Лясковская полагает, что, скорее всего, работа над полотном была начата раньше, в конце 1870-х годов, поскольку «сама величина сложной картины требовала многолетней работы». Между тем староверы все больше воодушевлялись. В 1861 году по окончании училища получил золотую медаль. Композиция картины строится на противопоставлении левой части полотна, где изображены представители высшего духовенства и царствующие особы во главе с царицей Софьей, с правой частью, где мы видим раскольников-старообрядцев. По ее приказу Никита был схвачен и казнен.

В нем и в целом во всем его творчестве отражена судьба русского народа. Искусствовед Алла Верещагина писала, что «композиция строится на противопоставлении левой и правой частей картины: раскольников и официального окружения Софьи и патриарха». Рядом с ней— патриарх Иоаким, к которому рвётся Никита Пустосвят. 21 нояб.

18-летним юношей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Пустосвят изображён как выходец из народа из бедного провинциального духовенства. Однако 7 июля стрельцы, принявшие сторону Софьи Алексеевны, отказались от защиты «старой веры» и выдали Д. 11 июля «за оскорбление царского величества» Д. был казнен в Москве. Мне понравилась картина В. Г. Печатное дело уже существовало, но не так чтобы сильно развито. Спор о вере». Обстановка была напряженной, в рядах стрельцов не было единства, мн.

В 1887 году, сравнивая суриковскую «Боярыню Морозову» с перовским «Никитой Пустосвятом», художественный критик Владимир Стасов писал, что у Перова «не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы», к которым, по его мнению, в первую очередь относится сам Никита Пустосвят— «бурный, страстный, раздражённый, громко и необузданно укоряющий всех за отступничество», а также стоящий немного позади него «товарищ его, с большой иконой в руках, тоже раскольник-фанатик, но невозмутимый и непоколебимый, как гранит, как скала, о которую разобьются все кипучие волны врагов и друзей»7. В ответ на это Никита заявил: «Мы пришли не о грамматике с тобою говорить, а о церковных догматах. » Далее ему попытался возражать архиепископ Холмогорский Афанасий, но Пустосвят подскочил к нему с поднятой рукой, говоря: «Что ты, нога, выше головы ставишься. Челобитная вызвала ряд опровержений, наиболее известные из них (написаны в 1666-1667) принадлежат Паисию Лигариду (опубл. : МДИР. Со стороны староверов-раскольников главным действующим лицом является Никита Пустосвят— «растерзанный исступлённый, с торчащей вперёд острой бородёнкой», в образе которого «звучит тема фанатизма, преданности идее до самоуничтожения».

Картина Спор о вере 
– Перов Василий

Картина Спор о вере – Перов Василий

Спор о вере», Ге отмечал, что Перов «перешёл к истории и сделал только две вещи, которые не кончил, но которые имели громадное значение»4849. Старообрядцы признают Никиту «столпом правоверия», православные иерархи отзывались о нём как о грубом, вредном и невежественном (Пустосвят) расколоучителе. И всё. Подоспевшие стрельцы разняли дерущихся и проводили раскольников к месту спора. Помимо этого, «сумятице фигур в нижней части картины противостоит верхняя часть— выше всех возвышается правительница». Прения состоялись 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля.

Выйдя из Грановитой палаты, Никита и другие громко провозглашали свою победу. В глубине изображён князь Иван Хованский32. Стефана, обвиняя архиерея, кроме всего проч., в том, что тот «отрешил его от церкви и лишил всякого дохода». Стоящий по правую руку от Софьи молодой боярин— по-видимому, князь Василий Голицын. На прениях, проходиших 5 июля и ведшихся «раскольниками» с большим ожесточением, не пришли ни к какому результату.

Помимо этого, «сумятице фигур в нижней части картины противостоит верхняя часть— выше всех возвышается правительница». Подоспевшие стрельцы разняли дерущихся и проводили раскольников к месту спора. Однако этот же традиционализм сыграл роковую роль в судьбе правительницы. В последний год своей жизни Перов сильно болел и, по выражению Алексея Новицкого, картина «Никита Пустосвят» оказалась «лебединой песнью художника», который «работал над нею даже тогда, когда уже едва был в состоянии держать кисти в руках»17. книжность: По мат-лам Пушкинского Дома. XVIII в. причисляют его к первым борцам за «старую веру». В картине показан «отчаянный поединок сильных характеров, который может разрешиться только катастрофой— смертью главного героя»37. он принес покаяние на Соборе.

  1. Рядом расположены достопримечательности
  2. Известия императорского археографического общества
  3. Словари и энциклопедии на Академике

Д. впервые выступил с обличением богослужебной реформы в Русской Церкви (см. В 1682 году он добился проведения «прений о вере». 18 мая этого года инок Сергий (Крашенинников), Савва Романов и др. На этот раз и свидетели подтвердили многие показания Никиты и сам Стефан, вызванный в Москву, на Соборе 1660 года во многом сознался, за что и был переведён из Суздаля в Москву, «для архиерейских священнослужений». Бесстрашно, широко открытыми глазами смотрит она на толпу раскольников, «с тем выражением холодного, управляемого гнева, которое так отличает её психическое состояние от состояния Пустосвята». Писатель Николай Лесков в письме к редактору «Художественного журнала» Николаю Александрову отмечал, что с его точки зрения как человека, «несколько разумеющего историю раскола», картина Василия Перова «Никита Пустосвят» представляет собой «удивительный факт художественного проникновения».

(1868). 9-13 дек. Д. одним из первых обратился к детальному сличению старых и новых книг и обрядов и к систематическому подбору доказательств в пользу первых (обширная 5-я соловецкая челобитная была подана позднее – в 1667). Стефана (что он делает «не по правилам святых отцев»). Стасов высоко ценил это полотно и считал, что «Суриков остался далеко позади Перова и двух главных действующих лиц в его картине»44.

Рядом расположены 
достопримечательности

С. 377). Когда в 1862 году открылось дело арестованного старообрядческого епископа Геннадия (Беляева) и министр внутренних дел решил передать дело в Екатеринбургский уездный суд, Соснин возмущался: «Что же сделает суд. «Спор о вере» и «Боярыня Морозова» способствуют заблуждению, показывая староверов упрямцами, отстаивавшими второстепенные детали обряда. Отмечая, что картины Перова относятся к наиболее психологичным в русской исторической живописи 1870-х годов, Фёдоров-Давыдов писал, что «психологизм, всё нарастая в творчестве Перова, к концу его жизни становится орудием выражения реакционного содержания»46. Здесь изображено много разных персонажей, они встретились в сражении за свои убеждения. Неточное понимание старообрядчества дает и «Боярыня Морозова» кисти Василия Сурикова. мая 1666 г. на Большом Московском Соборе. И ненавидел он стрельцов самой лютой ненавистью.

Искусствовед Ольга Лясковская полагает, что, скорее всего, работа над полотном была начата раньше, в конце 1870-х годов, поскольку «сама величина сложной картины требовала многолетней работы»13. Никон, патриарх Московский и всея Руси) в 1-й пол. Идея создания картины «Никита Пустосвят», скорее всего, появилась у Перова под влиянием его общения с писателем Павлом Мельниковым-Печерским, с которым художник неоднократно обсуждал проблемы, связанные с историей раскола. Неточное понимание старообрядчества дает и «Боярыня Морозова» кисти Василия Сурикова. При этом, по словам Лескова имеется в виду «проникновение в самую задушевную суть исторического момента, который она изображает». Таковым стало его полотно «Последний кабак у заставы».

С появлением Федотова был подписан смертный приговор старому направлению. Василий Перов работал над картиной «Никита Пустосвят.

В этой схватке «ясно одно— непримиримость сторон, бесполезность спора и вместе с тем бессилие протеста против государственной власти»31. Вятский еп. Со стороны староверов-раскольников главным действующим лицом является Никита Пустосвят— «растерзанный исступлённый, с торчащей вперёд острой бородёнкой», в образе которого «звучит тема фанатизма, преданности идее до самоуничтожения»35. В «Винограде российском» Д. причислен к мученикам: «Аще и поползнеся прежде сих Никита, / но омывся кровию, яко цвет Дафнита, / дивно в рай с Савватием страдальца взыдоста» (Денисов С. Виноград российский.

Нечто подобное мы видим и в истории русского искусства. Софья не могла смириться с существованием такого оппонента-проповедника— вскоре после «спора о вере» Никита Пустосвят был схвачен стрельцами и обезглавлен. Я не с тобою говорю, а с патриархом».

В советское время исторические произведения позднего периода творчества Василия Перова, включая «Никиту Пустосвята», подвергались резкой критике, а его взгляды на историю и религию рассматривались как реакционные8. С. XI). К челобитной Д. приложил «роспись» нововведений архиеп. «Соборный священник Никита» наряду с протопопами Аввакумом, Даниилом, свящ.

В описи произведений Перова, опубликованной Николаем Собко в 1899 году, упоминались пять рисунков, созданных художником в период работы над картиной «Никита Пустосвят», а также «головы оттуда же, 2 листа» (все указанные эскизы и этюды датированы 1880 годом). Византийские образцы были более древними. Никанор, в «Описании раскольнич. Встречаются упоминания об этом полотне и в воспоминаниях художника Михаила Нестерова, который описывал, как ученики натурного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в котором преподавал Перов, заходили к нему на именины: «Учеников встречал именинник со своей супругой, приглашал в мастерскую, где во всю стену стоял Пустосвят, а по другую Пугачёвцы» (имелась в виду картина «Суд Пугачёва»)20.

Николая Чудотворца мон-ре. Никита Пустосвят ответил: «Мы пришли к царям-государям побить челом о исправлении православной веры, чтоб дали нам своё праведное рассмотрение с вами, новыми законодавцами и чтоб церкви Божии были в мире и согласии». вы можете запросить все в системе с коробкой.

Ч. 1. Эти жуткие картины стояли у него в глазах всю жизнь. Названное «Жезл правления» обличение написал Симеон Полоцкий, участник никоновского «новодела». Направление этого художника было более чем серьезно. В 1682 г. бывш. Помимо «Никиты Пустосвята», в этом ряду упоминалась также его другая картина— «Суд Пугачёва» (1875, Государственный исторический музей).

Главным же делом Добрынина было служение в Рождество-Богородицкой церкви Суздаля. 29 июня договорились проводить прения в Грановитой палате. изменником и еретиком, не поминал его на вечерне и на многолетии. Пробовал обличать Добрынина и митрополит Газы (Иерусалимский патриархат) Паисий Лигарид, но его работа не была напечатана. Обсуждая композицию окончательной версии картины искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов отмечал, что в ней художник пришёл «к академическому приёму расположения фигур по овалу, несколько разомкнутому спереди, с заполнением углов холста второстепенными группами».

1659 г., когда он в Москве подал челобитную на Суздальского архиеп. Рубили на месте. Он отмечал, что в картине «Никита Пустосвят» исторический характер присутствует не только в обстановке, но и в образах стрельцов, монахов и раскольников— «это не переряженные актёры, а живые и психологически достоверные исторические типы».

Стефана. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В статье о Перове, включённой в 13-й том «Русского биографического словаря» историк искусства Алексей Новицкий сообщает некоторые сведения, переданные ему Елизаветой Егоровной, вдовой художника. Их действия возглавил находившийся в это время в столице Д. 23 июня он вместе со «старцами» и стрелецкими выборными пришел во дворец с требованием созвать Собор для разбора челобитной. Что мы знаем о нём. Историк искусства Николай Собко писал, что Перов оставался недоволен многим в картине, особенно в её правой стороне и «замышлял многое переписать тут на-ново, да смерть помешала исполнить ему это намерение»21. Спор о вере»— самым большим по размеру из всех своих полотен10— в 1880—1881 годах121112.

В челобитной Д. обратился не только к печатным книгам (старым и новым), но и к древним рукописям и памятникам иконописания и стенописи. Так и произошло в действительности: Софья не смогла смириться с существованием оппонента-проповедника, столь фанатично преданного своим идеям и верованиям и вскоре после «спора о вере» Никита Пустосвят был схвачен стрельцами и обезглавлен3829. Княгиня Софья и Никита Пустосвят являются самыми яркими фигурами на полотне. В советское время исторические произведения позднего периода творчества Василия Перова, включая «Никиту Пустосвята», подвергались резкой критике, а его взгляды на историю и религию рассматривались как реакционные. Только профессор Субботин издавший её впервые в полном виде (в «Материалах для истории раскола» т. IV), показал, что она богата содержанием обвинения против церкви изложены тщательно и искусно и автор по начитанности, находчивости и способности излагать мысли простым и ясным языком может занять место среди раскольничьих писателей наряду с протопопом Аввакумом и дьяконом Фёдором Ивановым.

Патриарх Иоаким спросил староверов, зачем они пришли и каковы их требования. Среди других недостатков Обухов упоминал бросающуюся в глаза жёсткость живописи, «некоторый композиционный разлад», а также условность образов некоторых персонажей— в частности, царевны Софьи и архиепископа Афанасия9. Оправданный по следствию Стефан отрешил Никиту от места и грамоту об этом велел дьяку читать публично Никита изорвал грамоту избил дьяка, проклял Стефана и снова послал государю челобитную, с подробнейшей «росписью» преступлений архиепископа. Удивительную нетерпимость к ревнителям старины проявил и преемник Федорова архиепископ Неофит (Соснин), опровергая тем самым в глазах историков образ того благостного старца, каким Соснина показал Лесков в «Мелочах архиерейской жизни». На следующий день был казнен Пустосвят.

Жезл правления. Искусствовед Владислав Зименко в целом также считал картину «Никита Пустосвят» малоудачной, тем не менее признавая выразительность ряда представленных на ней образов, среди которых он выделял экспрессивную фигуру самого Никиты Пустосвята, «страстное сухое лицо которого с острой, резко выдающейся вперёд бородой гневно обращено к противникам истинной веры». Обсудит как беглого раскольника, подвергнет увещанию и выдворит в прежнее место жительства Нельзя будет исправить дела, когда виновный вырвется из рук» Усилиями таких, как Соснин, старообрядческий епископ не вырвался на свободу, попав в суздальское узилище, где его намеревались уморить. Стоящий по правую руку от Софьи молодой боярин— по-видимому, князь Василий Голицын29.

Последующие исследователи (напр. Диспут проходил бурно. Бывали примеры героических поступков. Хотя круг этих памятников не столь широк, как в сочинениях старообрядческих книжников 1-й четв.

Т. 4. Стефана гос. Это парадоксально, но это факт. Находили и убивали.

Справа от него— монах Сергий с челобитной. Согласно приведённой информации, большая часть этих рисунков была в собственности художника Владимира Перова (сына Василия Григорьевича), а меньшая часть— в московской коллекции А. И. Балк40. XVII в. (Брещинский Д. Н. Житие Корнилия Выговского Пахомиевской редакции (тексты) // Древнерус.

Стефана, сторонника патриарха Никона, к этому времени оставившего кафедру. Лазарем и диак. В 1681 г. Собор ответил отказом на прошение Д. разрешить ему священнодействовать.

В частности, художник Владимир Осипов (ученик Павла Чистякова) высказал следующее мнение об этом произведении Перова: «Какие прекрасные вещи его молодости, какая добросовестность выписки. Вместе с Перовым Фёдоров-Давыдов критиковал и поддержавшего его Николая Лескова, которому нравилось представление раскольников в виде слепых фанатиков и интриганов, а Софьи— в качестве олицетворения «мудрой и могущественной государственной власти самодержавия»8. Зная, что за Никитой Добрыниным стоит толпа единомышленников, Патриарх Иоаким боялся публичных обсуждений и перенес их в Грановитую палату Московского Кремля, В результате на диспут, состоявшийся 5 июля, смогли попасть не все приверженцы старой веры. Опасаясь казни, Д. и Федор 2 июня 1666 г. принесли покаяние перед игум. Есть головы положительно хорошие»1319.

Никита Пустосвят держит крест, рядом с ним — монах Сергий, одетый в рясу и черную шапочку, в руках у него – челобитная с требованием восстановить старую веру. Здесь изображено много разных персонажей, они встретились в сражении за свои убеждения. Сравнивая с картиной Ильи Репина «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре» (1879, ГТГ) искусствовед отмечала, что перовский образ царевны Софьи— «своеобразная антитеза репинскому: в ней та же сила характера, но благородная она благообразна и светла даже в гневе» «она стоит над схваткой, смиряя её».

А именно на историю Соловецкого монастыря. Здесь изображено много разных персонажей, они встретились в сражении за свои убеждения. Искусствовед Леонид Дитерихс отмечал, что фигура Пустосвята «одна могла бы быть целой картиной» по его словам, «во всей русской школе живописи нельзя найти другой, подобной ей, где бы так поразительно верно разгадан был характер этого фанатика раскола»6. На полу сидит потрясенный речью священника архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов), противник староверов (он приложил руку к щеке и отстраняется от разгневанного Никиты). Названное «Жезл правления» обличение написал Симеон Полоцкий, участник никоновского «новодела». В 1667 году «Жезл» был напечатан. Архиеп.

Что до художника Перова, то специально-критическое отношение к староверам он вряд ли имел изображая карикатурно и служителей официальной Церкви, как в «Сельском крестном ходе на Пасхе». В назидание. В последний год своей жизни Перов сильно болел и картина «Никита Пустосвят» оказалась «лебединой песнью художника», который «работал над нею даже тогда, когда уже едва был в состоянии держать кисти в руках».

15 нояб. Л. 42-43 об. К достоинствам картины Обухов относил «историзм, которым проникнута вся её образная структура».

«Спор о вере» и «Боярыня Морозова» способствуют заблуждению, показывая староверов упрямцами, отстаивавшими второстепенные детали обряда. Искусствовед Леонид Дитерихс писал, что, несмотря на незаконченность картины, «Никита Пустосвят» является одним из сильнейших полотен в русской исторической живописи, как со стороны «проникновения» (по выражению Лескова), так и с точки зрения техники и красок43. В основу сюжета картины положен «спор о вере»— историческое событие времён московской смуты 1682 года, также известной как Хованщина. Мнение Симеона было всецело принято Собором 1666 года, на котором была прочитана, в присутствии самого автора, «Челобитная», с возражениями на неё и сделаны попытки к вразумлению Никиты.

Было любопытно узнать, что же произошло в год, когда молодая, двадцатипятилетняя. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Быть может, этим Перов хотел указать на равнодушие власть имущих к проблемам истинной веры, описать бессмысленность и бессилие любых протестов против государственной власти.

В статье о Перове, включённой в 13-й том «Русского биографического словаря» историк искусства Алексей Новицкий сообщает некоторые сведения, переданные ему Елизаветой Егоровной16, вдовой художника. 1667 г. Д. был воссоединен с Церковью, но запрет на священнослужение не был снят. А это было не совсем одно и тоже. Великая работа живописца представляет боярыню фанатичкой. При этом, однако, Стасов признавал, что Перову плохо удавались многосложные сцены и что вся левая сторона картины «уже вполне лишена всякой талантливости, характеристики и правды». На полу сидит потрясенный речью священника архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов), противник староверов (он приложил руку к щеке и отстраняется от разгневанного Никиты). Что до художника Перова, то специально-критическое отношение к староверам он вряд ли имел изображая карикатурно и служителей официальной Церкви, как в «Сельском крестном ходе на Пасхе».

Мне понравилась картина В. Г. Перова за то, что ее можно долго и внимательно рассматривать. К оценкам названных авторов, видимо, восходит несправедливое прозвище Д. Пустосвят. Перов изобразил его сидящим на полу. XVII – нач. Искра взорвала пороховую бочку.

Ч. 1. После чтения челобитной было решено продолжить прения 7 июля. От картины к картине последовательно приближался к созданию подлинного шедевра. Тем не менее, Собор не освободил Никиту от прещений, наложенных на него Стефаном.

Эта толпа увидела обоих братьев и успокоилась было. На следующий день был казнен Пустосвят. При этом, однако, Стасов признавал, что Перову плохо удавались, по его определению, «многосложные» сцены и что вся левая сторона картины «уже вполне лишена всякой талантливости, характеристики и правды»45. Потому сообщил царю Алексею Михайловичу, что Стефан, служа в храме, во время «Трисвятого» держит крест не в правой руке, а в левой, точно пренебрегая символом христианского спасения. Искусствовед Владимир Обухов отмечал, что, работая над образами Никиты Пустосвята и его товарищей, Василий Перов проявил себя в качестве одного из создателей концепции исторического героя— «деятельного, ответственного за каждый свой поступок, готового отдать за убеждения собственную жизнь».

По словам Леняшина, «не переоценивая эти работы, не следует обходить их вниманием»48. Можно легко прочитать характер любого из них. Сочувствует ли автор произведения Никите или нет. Спор о вере» (бумага на картоне, карандаш, 15, 3 23см, 1880)39. Двухсаженное полотно изображает Грановитую палату. На ногах его— лапти и онучи, одной ногой он наступает на новопечатную «исправленную» книгу. С тех пор до 1682 года о нём ничего не известно.

В сентябре 1880 года Перова в его московской мастерской навестил художник Иван Крамской. Находясь под запрещением, принялся за составление «Челобитной», которая была окончена в конце 1665 года. И не так важно, прав или не прав Никита. Этого ему было мало и он осудил архиепископа прямо в храме, вызвав смятение верующих. Искусствовед отмечал, что, работая над образами Никиты Пустосвята и его товарищей, Василий Перов проявил себя в качестве одного из создателей концепции исторического героя— «деятельного, ответственного за каждый свой поступок, готового отдать за убеждения собственную жизнь». Сложив пальцы двуперстно, староверы, как по команде, вскинули руки вверх, крича: «Сице, сице, тако, тако» Софья, патриарх, все противники староверов были ошеломлены.

В свою очередь и Полоцкий, несомненно, руководствуясь «отражениями», написал «Жезл Правления», где рассматриваются взгляды Никиты в 30 «возобличениях». М., 1906. 1659 г. в суздальском соборе назвал архиеп.

Сюжет картины основан на «споре о вере»— историческом событии времён Московской смуты 1682 года, также известной как Хованщина. Надо было их править. Именно этот момент диспута запечатлен на полотне художника. Симеон Полоцкий пользовался только чистовой «челобитной», которая была не окончена. (М., 2003р).

Несмотря на поддержку Хованского, открытую дискуссию старообрядцам провести не удалось, но 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля состоялся «спор о вере», проходивший в присутствии царевны Софьи Алексеевны и патриарха Иоакима3228. Т. 9. 1 – Все книги религиозные, а других вроде бы и не было тогда, переписывались от руки. Особую экзальтацию вызвал вопрос о троеперстии. При написании картины художник использовал сведения из романа Евгения Карновича «На высоте и на доле: Царевна Софья Алексеевна», который был опубликован в 1879 году.

Т. 1. Помимо «Никиты Пустосвята», в этой связи упоминалась также его другая картина— «Суд Пугачёва» (1875, Государственный исторический музей). В тексты вкрадывались ошибки и описки.

Сравнивая с картиной Ильи Репина «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре» (1879, ГТГ) искусствовед Нонна Яковлева отмечала, что перовский образ царевны Софьи— «своеобразная антитеза репинскому: в ней та же сила характера, но благородная она благообразна и светла даже в гневе» «она стоит над схваткой, смиряя её»35. По византийским или греческим. Более всех – архиепископ Афанасий (Любимов).

Этого ему было мало и он осудил архиепископа прямо в храме, вызвав смятение верующих. Мне понравилась картина Перова за то, что ее можно долго и внимательно рассматривать. Обсуждая композицию окончательной версии картины искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов отмечал, что в ней художник пришёл «к академическому приёму расположения фигур по овалу, несколько разомкнутому спереди, с заполнением углов холста второстепенными группами»33. Искусствовед писал, что, несмотря на незаконченность картины, «Никита Пустосвят» является одним из сильнейших полотен в русской исторической живописи, как со стороны «проникновения» (по выражению Лескова), так и с точки зрения техники и красок. То есть коммунистическую веру. Пробовал обличать Добрынина и митрополит Газы (Иерусалимский патриархат) Паисий Лигарид, но его работа не была напечатана. решили подать челобитную с целью восстановления в Москве «старой веры».

Даже и огромный камень привезли с этого острова и установили на Лубянке перед известным зданием. На картине изображён драматический момент «спора о вере»— исторического события времён Московской смуты 1682 года, к двухсотлетию которого Перов планировал завершить работу над полотном. М., 1667), к-рые упрекали Д. в невежестве, незнании «грамматики» и «философии». Собор утвердил обличение «великой» челобитной Добрынина. А те, кто ему пытаются противостать, чувствуя за плечами поддержку властной царицы, горделиво, с пренебрежением себя ведут.

суздальский священник выдвинулся в первые ряды стрелецкого восстания («хованщины»). В «Истории России с древнейших времён» Сергей Соловьёв так описывал их приход: «С шумом вошли раскольники в Грановитую и расставили свои налои и свечи, как на площади они пришли утверждать старую веру, уничтожать все новшества, а не замечали, какое небывалое новшество встретило их в Грановитой палате: на царском месте одни женщины. Потому сообщил царю Алексею Михайловичу, что Стефан, служа в храме, во время «Трисвятого», держит крест не в правой руке, а левой, точно пренебрегая символом христианского спасения. Кроме того, соборный протопоп Симеон с причтом свидетельствовали, что Д. «церковный денежный доход и хлебный емлет весь сполна» (МДИР. Как бы то ни было, во время выставки некоторые специалисты получили возможность ознакомиться с картиной «Никита Пустосвят».

Чуть правее центра картины, с крестом в руке— Никита Пустосвят. В том году сторонники старого обряда, по смерти Феодора Алексеевича, задумали, опираясь на стрельцов, восстановить «древлее благочестие». Искусствовед Владислав Зименко в целом также считал картину «Никита Пустосвят» малоудачной, тем не менее признавая выразительность ряда представленных на ней образов, среди которых он выделял экспрессивную фигуру самого Никиты Пустосвята, «страстное сухое лицо которого с острой, резко выдающейся вперёд бородой гневно обращено к противникам истинной веры». Перед глазами стоит уже пожилой проповедник, который своими словами всколыхнул людей.

Суздальский священник Никита Добрынин (старовер) был противником преобразований. Паисию Лигариду и Симеону Полоцкому. В 1667 году «Жезл» был напечатан. Искусствовед Алла Верещагина писала, что «композиция строится на противопоставлении левой и правой частей картины: раскольников и официального окружения Софьи и патриарха».

Происходило это оттого, что с «Челобитной» знакомились лишь по тем выдержкам, какие заключались в «Изобличениях» Симеона Полоцкого. К достоинствам картины Обухов относил «историзм, которым проникнута вся её образная структура». Староверы не промолчали. Ведь в глазах общественного мнения уходящей московской эпохи Петр Алексеевич был законным, «богом данным» царем и царевна Софья Алексеевна по достижении им абсолютнолетия превращалась в простую узурпаторшу, свергнуть которую не составило большого труда. Чуть правее центра картины, с крестом в руке— Никита Пустосвят.

Идея создания картины «Никита Пустосвят», скорее всего, появилась у Перова под влиянием его общения с писателем Павлом Мельниковым-Печерским, с которым художник неоднократно обсуждал проблемы, связанные с историей раскола. Царевна при этом, перебивая чтеца, делала критические заявления. Николо-Угрешского мон-ря Викентием, Д. написал также «Покаянный свиток». Много нам рассказали ужасов про жизнь несчастных на этом острове в Белом море. Отмечая, что картины Перова относятся к наиболее психологичным в русской исторической живописи 1870-х годов, Фёдоров-Давыдов писал, что «психологизм, всё нарастая в творчестве Перова, к концу его жизни становится орудием выражения реакционного содержания».

Композиция картины строится на противопоставлении правой части, где находится группа раскольников-старообрядцев во главе с суздальским священником Никитой Пустосвятом и левой части, где изображены власть имущие— царевна Софья Алексеевна, патриарх Московский Иоаким, архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов) и другие. Ч. 1. Тем не менее полотно осталось незаконченным. Несмотря на то что Д. не был связан с первоучителями старообрядчества (о нем не упом. В авг.

Главным недостатком полотна Обухов считал «полное отсутствие живых авторских интонаций», отстранённую позицию художника по отношению к тому, что изображено на картине— положительные явления спокойно им констатируются, а по отношению к отрицательным сторонам нет прямого осуждения. Этот человек, воспитанный в исключительно тяжелых условиях жизни, громкой славой своего имени обязан был только самому себе.