Пейзажи Рериха
Розовые горы» — работа зрелого мастера горных пейзажей, творца небесных и горных пространств – Николая Константиновича Рериха. У Борисова же все-таки преобладает пейзаж, да он и не ставил перед собой, как Рерих, «архитектурных» задач, его стихия – Крайний Север России, снега, ледяные торосы. Рерих как мастер горного пейзажа занимает исключительное место. Неотпитая чаша – полный целебный родник1 – для Рериха русский пейзаж на всю жизнь остался той неотпитой чашей, тем целебным родником, который поит каждого, умеющего чувствовать красоту родной земли.
С детства Рерих интересовался седой стариной, с упоением слушал рассказы отца и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, на всю жизнь полюбил пейзажи сурового русского Севера – все это наложило яркий отпечаток на его творчество и он пишет целую Славянскую серию картин. Чем привлек Н. Рериха горный пейзаж. Рерих как мастер горного пейзажа занимает исключительное место.
Не все пейзажи Рериха, созданные в этот период, отличаются такой явной декоративностью. Николай Константинович Рерих Горный пейзаж, 1925 г., холст на картоне, темпера. Кстати интересная закономерность: Рерих писал горные пейзажи в горах.
Рерих, по существу, создает здесь новый жанр исторического пейзажа, в котором жизнь древних славян протекает в неразрывном единстве с природой. «знаки Майтрейи», большая живописная серия горных пейзажей Рериха, была создана во время пребывания художника в хотанском оазисе.
Философские пейзажи Николая Рериха
Художник не раз возвращался в Сикким (Дарджилинг), чтобы работать над темами Канченджанги, Эвереста и других вершин Гималаев, его восточной части, граничащей с Непалом. Рерих отводил горам особое место. При закате я заметил необычную группу.
В академии Рерих писал в основном картины с исторической тематикой. С конца 1935 года Рерих постоянно живёт в Индии (Северные Гималаи, долина Куллу, Наггар). Таковы картины Бой (1906, ГТГ), За морями – земли великие (1910), Небесный бой (1909, ГРМ) и другие.
В 1925 году, в то время как Рерих находился в Азии, Хорш начал реализацию самого масштабного проекта Рериха в США— строительство Мастер-Билдинга (The Master Building, название может быть переведено как Дом Учителя или Дом Мастера). Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки и по окончании экспедиции 12 июля 1928 года в Нью-Йорке был основан Институт Гималайских исследований107, а затем в Западных Гималаях, в долине Куллу (англ. )русск. Таковы валуны, разбросанные на берегу моря в картине За морями – земли великие (1910), таковы камни в этюде Седая Финляндия (1907) и многих других этюдов, выполненных в Финляндии в 1907 году.
Картина полна необычайного внутреннего напряжения и звучит как торжественный колокольный звон. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. В 1957 году часть имущества Н. К. Рериха была привезена в Москву его старшим сыном Юрием. Во всех его движениях была уравновешенная гармония. Санкт-Петербургское государственное учреждение культуры «Музей-институт семьи Рерихов» создано 12 марта 2007 года. Таковы картина «Весть Шамбалы» (1946), «Сострадание» (1936), «Кришна» (1946).
- Величие недосягаемого: горы в живописи Николая Рериха
- Николай Константинович Рерих, картины, биография, живопись
- Николай Рерих: картины и краткая биография великого русского художника
- Картины — Рерих, Николай Константинович
- Пейзажи и этюды Севера Николая Рериха
- Николай Константинович Рерих (1874–1947)
«знаки Майтрейи», большая живописная серия горных пейзажей Рериха, была создана во время пребывания художника в хотанском оазисе. Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Хорш помогал Рериху и в других его начинаниях— финансировал экспедиции «Гуру» и организовываемые им предприятия, прежде всего концессии «Ур» и «Белуха». Кроме Эвереста и Канченджанги, Н. К. Одним из наиболее активных было Рериховское общество Латвии.
Рерих старался воплотить различные состояния и «настроения» Гималаев, подчеркнуть их многоликость и своеобразие. Жизнь природы, «полную грозной значительности», он постигает еще мальчиком в отцовском имении «Извара». Рерих Николай Константинович (Roerich Nicholas), русский художник, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна.
Рериха. В последующие годы, возвратясь из длительной экспедиции по Центральной Азии (1925—1928 гг. ) и поселившись в Кулу, Н. К. Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рерих (1902–1960) и художник Святослав Рёрих (1904–1993). Публикуются очерки о Японии и Индии («Девассари Абунту» 1905, «На Японской выставке» 1906, «Границы царства» 1910, «Лакшми-победительница» 1909, «Индийский путь» 1913, «Заповедь Гайатри» 1916), пишутся картины на индийские мотивы («Девассари Абунту» 1905, «Девассари Абунту с птицами» 1906, «Граница царства» 1916, «Мудрость Ману» 1916— для теософского центра в Петербурге).
Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской. Мозаика дает стиль и в самом материале ее уже зарождается естественное стилизирование. Синтезом исканий художника в этой области является картина Граница царства (1916 г. ). говорит он от сердца. На высоком камне была помещена многоцветная тибетская картина, перед ней сидела тесная группа людей в глубоком почтительном молчании. И далее начинается основной этап экспедиции, который проходил через Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев.
- История одного шедевра: «Розовые горы» Рериха
- Рерих Николай Константинович (1874 – 1947)
- «Держава Рериха»: Художник и Личность мирового масштаба
- Николай Рерих — «Поездка по старине»
- Художник, археолог, редактор и ученый
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Комментарии (0) добавить комментарий
Рерих проповедовал неизбежность сближения христианства с буддизмом, за что получил прозвище «полубуддиста-полусоциалиста». Король Леопольд жалует музею титул «в память короля Альберта». Был вечер. Кроме собираемой Рерихом коллекции картин «малых голландцев»47, появляется коллекция японского искусства. Несколько картин Рериха затем были приобретены Советом галереи.
Каждый художник должен хотя бы немного приблизиться к мозаичному делу. Какие это сокровища. В 1920-е и 1930-е годы начали создаваться общества Рериха, ставившие своей целью продвижение Пакта Рериха, одновременно распространявшие идеи Агни Йоги («Живой этики»). Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рерих (1902–1960) и художник Святослав Рёрих (1904–1993). От них веяло тайной. Вспенилось синее море, сказочными глыбами встали на нем острова.
Влажным морским ветром наполнено пространство картины. Картины Небесный бой, Видение, Веление неба, Ждущие, Карелия и многие другие построены исключительно на облачных образованиях. Отчего так зовётся эта величественная гора. Ю. Н.
Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там. Тема горного пейзажа впервые возникла у Н. К. Новые черты его творчества лучше всего выражены в эскизе к Идолам (1901, ГРМ), написанном темперой. Какие-то старцы стоят на дороге. В 1900–1901 годах Рерих учился в студии Кормона в Париже.
Это очень характерно для своего времени. Николай Рерих был не только замечательным художником, но и общественным деятелем. В одежде измятой ветрами, Пустынной тропою шел Бэда слепой. Рерих с семьёй переехал в Индию. Он написал их поэзию их древнюю душу.
В 1900–1901 годах Николай Рерих учился в Париже. Работают экспозиции, посвящённые Музею им. На картине вся природа, весь Космос в едином порыве слушают проповедника, т. к. Георгия для домовой церкви Ю. С. Нечаева-Мальцова (1911), 4 эскиза для росписи часовни Св. Те, кому приходилось видеть холмистые ландшафты Валдая или псковские земли (например, около Изборска), несомненно, найдут в этой картине обобщенный образ великой русской равнины, реальный в своих деталях, переданных тонко и убедительно, поэтично и правдиво. В 1904 году совместно с князем Путятиным Рерих обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос)23.
Возросшая роль линии, широкие цветовые плоскости, повышенная яркость и насыщенность цвета — таковы особенности трактовки природы, которая намечается у Рериха в период пребывания в Париже (сентябрь 1900 — май 1901 гг. ). Рериха — четкое членение их кристаллическими гранями. Илья Долгих американским художником Эндрю Уайетом, ты Рерихом. Эти особенности можно видеть на картине Гималаи — Эверест (1941 г. ), где выделены четыре ритмических ряда: зубчатые горы переднего плана полоса облаков полоса синих гор с более дробным ритмом вершин полоса белых снежных гор, образующих сложный ритмический узор на бледно-зеленом небе.
С 1898 года начал сотрудничать с Петербургским Археологическим институтом. Но заручившись положительным ответом, меня попросили войти и сесть за столик. Сам художник видит в этом свете Materia Lucida – светоносную материю. (Алтай-Гималаи, 1974, с. 64). Рерих не общался с учёными, художниками. Страна Благословенного Ойрота, народного героя этого уединенного племени. Формирование стиля горного пейзажа.
В его искусстве сочетаются реализм и символизм, усиливается поиск мастера в области цвета. Помимо тех картин, где горные вершины вполне портретно схожи, да и названия говорят об изображенном (Канченджунга, Нанда-Дэви), есть другие сюжеты, где горы не столь конкретны. далее) превратилась, как это воспринималось из США, в сплошной скандал американская пресса обвиняла Рериха в «унижении правительства США». Полюбил их таинственное родство с народом.
Именно в Риге были впервые изданы многие книги «Живой этики». Произошел настоящий взрыв. В Академии Рерих стал посещать мастерскую А. И. Рерих — первый русский художник, в творчестве которого горный пейзаж занял ведущее место.
По диагонали из правого угла этюда в левый расположены камни и озеро в холодных серых тонах, по другой диагонали, написанные теплым зеленым цветом – холмы и леса. В 1897 году он выполнил программную композицию «Гонец. В 1925 году, в то время как Рерих находился в Азии, Хорш начал реализацию самого масштабного проекта Рериха в США— строительство Мастер-Билдинга (The Master Building, название может быть переведено как Дом Учителя или Дом Мастера). Он скончался в 1960 году, а значительная часть наследства Н. К. Рериха продолжала оставаться в его квартире, поскольку принятие решения Министерством культуры СССР о создании мемориального музея-квартиры затянулось.
С 1894 по 1902 годы Рерих много путешествует по историческим местам России34, а в 1903—1904 годах Н. К. Рерих уже вместе с женой совершает большое путешествие по России, посетив более 40 городов известных своими древними памятниками старины. В России Лев Толстой звал к «опрощению» в Индии Махатма Ганди сделал домашнюю прялку символом спасения во Франции художник Поль Гоген в поисках «первобытного рая» бежал из Европы на остров Таити в Англии философ Джон Рёскин идейный вдохновитель художников-прерафаэлитов, требовал, чтобы при сооружении железных дорог сообразовывались с окружающим пейзажем американские кантианцы-трансценденталисты (Р. Основой для рисунка послужили кроки Н. И. Веселовского21. Она хранит пять сокровищ Мира. Здесь тонкая и ясная гармония выражает трепетное чувство радости пробуждающейся жизни. В Японии Рерихов принимают на высшем правительственном уровне. Что указывает на ирреальность горных пейзажей Мастера.
Умер Рерих в Кулу 13 декабря 1947. Свет у Рериха не списан с натуры. Сказано: Придет время, когда голод охватит весь мир. В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка. Именно с творчеством Рериха многие французские критики связывали свои представления о «новом русском национальном искусстве»52.
В его фамилии уже задан ритм гор – вершины и низины в виде звучания от букв в фамилии. — Б. С. ). В 2016 году музеем был создан отдельный филиал – Музей Рерихов. Во время экспедиций в сторону Тибета Н. К.
Подобное сходство не случайно. (Н. К. Рерих. «Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град— врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др. Мне же, наоборот, видится начало начал в его горных работах. Вспомним миф «О Происхождении Гор».
Танг-Ла (1943 г. ). Многие картины Н. К. Рериха посвящены звездной красоте Мироздания. Пусть незримо, но эти силы присутствуют там реально. На рубеже веков Рерих написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва другие собрания).
В 1900-х— начале 1910-х годов Рерих, наряду с некоторыми другими участниками «Мира искусства», был одним из самых известных русских художников во Франции. С 1936 года начались письма, запросы. Рерих совместно с Н. Е. Макаренко провел первые археологические раскопки в Новгороде26. Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля («Пер Гюнт» Г. Ибсена в московском Художественном театре, 1912 «Весна священная» И. Ф. Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С. П. Дягилева в Париже, 1913 «Князь Игорь» А. П. Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914).
Он был от них всецело зависим, но пользовался влиянием, авторитетом, уважением. Летом 1910г. Столик нервно вздрагивал и подскакивал и когда его спросили, кто это (был условный стук: раз— да два раза— нет три раза— усиленное да), не Учителя ли, — то столик подскочил и ударил раз. Кто-то в Академии приклеил окурок на такое острие.
После Европы, в начале 1925 года, Рерих посещает Индонезию, Цейлон, Мадрас. Там же зародилась и Ариаварта.
Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. – Б. С. ). Художественное наследие Рериха огромно. У Рериха была своя идея-фикс: пережив сначала Первую мировую войну, а потом русскую революции и возмущаясь тем, как разумные существа могут вести себя как «потерявшие человеческий облик безумцы», Рерих пришел к своей формуле спасения человечества (впрочем, уже до него высказанной его соотечественником) – «красота спасет мир», а инструментом этой красоты должно стать искусство. Что-то скрыто в этих неверных, враждующих формах облаков.
Синтезом исканий художника в этой области является картина Граница царства (1916 г. ). Разрешения на посещение Советского Союза Рерих добивался очень долго. Восстал род на род (1897, ГТГ) пейзаж прежде всего усиливает то настроение ожидания, то таинственное состояние, которое он стремится передать, погружаясь в далекое прошлое. Она подчиняется числу три, происходит из триады, материализует триаду. Маньчжурская экспедиция Рериха 1934-35 годов (см.
Работа центра не прекращается даже в годы Второй мировой войны. Он был в числе создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908 1913—1914)— уникального явления в культурной жизни России начала XX века, причём участвовал Н. Рерих выступал и как создатель декораций и как искусствовед. В них, несмотря на некоторую условность, горы полны величия и яркой образности.
Горным вершинам в Кулу посвящены многие картины. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист46. В тишине раннего утра словно слышатся звуки свирели, пение птиц и шелест леса. В 1936 году в Нью-Йорке проходит защита первой докторской диссертации о педагогическом методе Рериха146.
В Монголии, например, мешал языковой барьер. Достаточные доказательства существования махатм отсутствуют. 9495. Н. К. Рерих основывает Институт «Урусвати»108, что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды».
Горным вершинам в Кулу посвящены многие картины. На пылающем небе розовеют высочайшие вершины Тибета, образуя как бы замкнутый круг. В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году, диплом «Правовое положение художников Древней Руси») и в Императорскую Академию художеств.
Хорш помогал Рериху и в других его начинаниях— финансировал экспедиции «Гуру» и организовываемые им предприятия, прежде всего концессии «Ур» и «Белуха». Танг-Ла (1943 г. ). В связи с этим хочется привести одно из высказываний А. А. Федорова-Давыдова о живописи А. А. Рылова, которое может быть отнесено к творчеству Н. К. Рериха: Живописный пространственный цвет, окраска, явившаяся результатом именно данных условий освещения, рефлекса от соседнего цвета и т. д., то есть цвет в его мгновенном явлении фиксируется, как бы сгущается в больших однородно окрашенных пятнах (курсив мой. Здесь же, в Куллу, пройдёт последний период жизни художника.
Я хотела воочию увидеть нарисованный им мир и я его увидела. В ранних картинах Рерих много работает над фигурами и предметами, которые являются их смысловым и композиционным центром (фигура гонца в челне идолы на берегу реки, вороны на камнях, варяжские ладьи), пейзаж этих картин помогает раскрытию смысла картины. Первые картины Рериха, новые по тематике и трактовке прошлого Древней Руси, опираются в основном на средства выражения, найденные его предшественниками и современниками (Куинджи, Левитаном и другими).
Однако не осталось никаких эскизов или этюдов ночного пейзажа. В 1914 году издается первый том собраний сочинений Рериха54. Она связывает священное русло Ганга с Гималаями, а Манасаровар близок к Сатледжу и началу Великого Инда. Для строительства здания в 1923 году была учреждена общественная организация— Музей Рериха, управлявшаяся Президентом Л. Хоршем и Советом поверенных (The Board of Trustees), Н. К. Рерих был избран Почётным президентом.
Обычно небо — лишь фон, на котором развертывается действо горных вершин.
Для пейзажа он использовал гуашь Камни (Астраханская картинная галерея). Встреча с Гималаями. За 1924 – 1925 годы художник создал около 140 произведений из них около 80 картин значительных размеров: серии «Его Страна» (12 картин), «Сикким» (13 картин и этюдов), «Тибетский путь» (8 картин), «Гималаи» (40 картин и этюдов), «Знамёна Востока» (28 больших картин), «Святилища и крепости» (27 картин), «Озёра и Гильгитский путь» (12 этюдов). Вспенилось синее море, сказочными глыбами встали на нем острова. Художник стремится увидеть в этой связи истоки национального мировосприятия русского народа. Здесь еще живут престарелые люди, которые помнят их личные встречи с Махатмами. Величие и разнообразие горного мира Азии, от Гималаев на юге до Алтая на севере, служило темой большинства его работ на протяжении последних двадцати лет жизни.
В очерке «Шамбала» Рерих передавал легенду о Белом Бурхане: «Глуше и дичее становятся горы от Чугучака к Алтаю. Постоянной резиденцией Рериха становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929. С 1906 года Рерих дружит и имеет переписку48 с индологом В. В. Голубевым. В 1912 году Рерих совместно с А. К. Лядовым и С. М. Городецким выступает против переименования исторических мест России56, а в 1915 году Н. К. Рерих делает доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России.
На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем ориентальным. Эти восемь месяцев, проведенные в Гималаях (до сентября 1924 г. ), поистине отметили второе рождение художника. Они в основном лишь средство для глубокого изучения горной природы.
В 1913—1914 годах Рерих создает два монументальных панно— «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для оформления Казанского вокзала в Москве (не сохранились). Картины приобретаются индийскими музеями и коллекционерами. С 1892 года Рерих начал проводить самостоятельные археологические раскопки.
В 1936 году в Риге выходят в свет книги «Врата в Будущее» и «Нерушимое», а в 1939 году— одна из самых крупных монографий о творчестве Рериха с очерками Всеволода Иванова и Эриха Голлербаха. Куинджи. Чувство рождается благодаря необычному цвету. По сравнению с сумрачностью его первых пейзажей картины этого периода насыщены ярким, открытым цветом, поют песню о любимом.
Дать возможность своему духу почувствовать эту прекрасную лёгкость бытия. Он писал этот перевал многократно: «Танг-Ла» (1924), «Величайшая Танг-Ла» (1928), «Путь в Шамбалу» (1933), «Шамбалей-Лам» («Перевал Шамбалы», 1935 – 1936), «Святейшая Танг-Ла» (1939) и завершает этот цикл монументальная картина «Танг-Ла. Одна из них очень характерна — «Кулута» (1937) — с чёткими кристаллическими формами синеющих гор, со сверкающими горными вершинами на заднем плане.
Так различаются люди на равнинных и на горных. В последующие годы, возвратясь из длительной экспедиции по Центральной Азии (1924 – 1928) и поселившись в Кулу, Н. К. Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе.
Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. Таковы валуны, разбросанные на берегу моря в картине За морями – земли великие (1910), таковы камни в этюде Седая Финляндия (1907) и многих других этюдов, выполненных в Финляндии в 1907 году. Музей Рериха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. Один из выставочных залов посвящён Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха (1924—1928).
Род на род» (Третьяковская галерея, Москва) и получил за нее звание художника. Здесь тонкая и ясная гармония выражает трепетное чувство радости пробуждающейся жизни. С 1929 года все коммерческие начинания Рериха и Хорша шли неудачно.
К 1910г. Этот момент озарения Высшим, некой духовной энергией, когда из ее скрытого резервуара начинает проявляться видимая форма, еще далекая от классического завершения, но уже узнаваемая и при этом не потерявшая связи со своим духовным источником и потому выявляющая себя прежде всего в ритме и цвете исполненная музыки и движения этот творческий акт пространства, это состояние меж двух миров возможно передать только в мгновенном запечатлении именно в этюде, если он возникает под рукой великого художника. Он жил в постоянном окружении гор (Западные Гималаи), совершая длительные поездки в районы Восточных Гималаев и Тибета. Рериха — чёткое членение их кристаллическими гранями. Его отец – коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать – псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927).
Строя монастырь, Преподобный сам с двумя водоносами носил воду для братии (что изображено на картине), молол муку ручными жерновами, пёк просфоры, варил квас, катал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь и работал на братию как раб купленный. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии. Сохранились карандашные эскизы картины. Успешно работает музей Николая Рериха в Брюгге при созданном фонде «Рерих Фаундейшен», где экспонируются 18 картин Рериха.
У. Художник не раз возвращался в Сикким (Дарджилинг), чтобы работать над темами Канченджунги, Эвереста и других вершин Гималаев, его восточной части, граничащей с Непалом. Особым почитанием творчество Рериха пользуется в Индии. Шри Читралайама (Тривандрум) под картины Н. К. Рериха был выделен отдельный флигель из двух залов. Строгость композиции и цветовой гармонии соответствует суровой природе Севера. Вон жёны с детьми.
Она изображает бамбук с темно-зелеными листьями и синими стволами. Но мальчик устал ягод свежих отведать, Иль просто слепца он хотел обмануть: Старик. Он написал их несколько сотен и ни одна из его работ не похожа на другую. Он составил первое международное соглашение о защите культурных ценностей и создал философское учение «Живая этика», возродил старинные русские ремесла и оформил театральные представления на Русских сезонах Сергея Дягилева. На подъёме к вершине множество пещер Канченджанги. Ю. Н. Зачинателем этой издательской деятельности был рижанин Владимир Анатольевич Шибаев (1898—1975).
Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род), 1902 «Город строят», 1902 «Бой», 1906 история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев). Экспедиция продолжалась до 1928 года. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника А. И. Куинджи. Философия горного пейзажа.
Цейлон» (1931, Третьяковская галерея, Москва), отразившая впечатления, полученные мастером во время поездки на Цейлон. Помимо тех картин, где горные вершины вполне «портретно» схожи, да и названия говорят об изображённом («Канченджанга», «Нанда-Дэви»), есть другие сюжеты, где горы не столь конкретны.
Эти восемь месяцев, проведённые в Гималаях (до сентября 1924 г. ), поистине отметили второе рождение художника. И работа «Гималаи. Как правило, небо занимает 1/4–1/6 часть картины, а иногда и еще меньше. Духа в Талашкине (композиции «Царица Небесная», «Спас Нерукотворный с предстоящими ангелами»). На полотне видим, как святые занимаются простыми земными делами, трудятся на Общее Благо. Синтезом исканий художника в этой области является картина «Граница царства» (1916).
Директором Института становится Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, учёный-востоковед. Он жил в постоянном окружении гор (Западные Гималаи), совершая длительные поездки в районы Восточных Гималаев и Тибета. Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы. Как правило, небо занимает – часть картины, а иногда и ещё меньше.
Рерих в статье «Гималаи». Его отец – коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать – псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо. Влажным морским ветром наполнено пространство картины.
Идет бой между двумя началами. Эверест — 1943 г. интенсивные синие тона в сочетании с белым. Это общество существовало до присоединения Латвии к СССР в 1940 году.
Художник Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье. В Америке Рерихом также была написана серия картин «Санкта» (Святые) о жизни русских святых и подвижников. Жена, которую художник называл Ладой (по-древнерусски — любезная, милая), не только помогала Рериху создавать картины (они обсуждали темы его работ), но и сопровождала его в путешествиях. С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии111.
Он писал крупным и ясным почерком, никогда не исправляя и не меняя своих предложений и слов и менее всего своих мыслей. Характерно, что ни одна из горных композиций Н. К. Примерно с 1906 года отмечается новый период в творчестве Рериха. Олафсборг, Иматра, Сосны, Камни, Седая Финляндия, Лавола. Зачинателем этой издательской деятельности был рижанин Владимир Анатольевич Шибаев (1898—1975).
Среди скал и песков, в лиловых и пурпуровых тонах течет Брамапутра. Именно так впоследствии и писал картины Рерих, называя их сочинениями. В картинах, посвященных Эвересту (Красные кони — 1925 г., Гималаи. Успокоится под их сводами в сиянии их фресок и стекол.
Представлен шестью выставочными залами, библиотекой, видеозалом. Он писал этот перевал многократно: Танг-Ла (1924 г. ), Величайшая Танг-Ла (1928 г. ), Путь в Шамбалу (1933 г. ), Шамбалей-Лам (Перевал Шамбалы (1935—1936 гг. ), Святейшая Танг-Ла (1939 г. ) и завершает этот цикл монументальная картина Песнь о Шамбале. Золото, алмазы, рубины. На фоне золотистого неба возвышаются светло-лиловые горные вершины. Неоромантики искали идеал человека в народной культуре, сюжеты для своих произведений черпали из фольклора. Рерих отводил горам особое место.
Настроение картины определяется языческим восприятием природы и древней жизни. Продолжается сотрудничество с культурными центрами Америки и Европы. «Даже там, – писал Л. Андреев, – где художник ставит себе скромной целью произведения картин земли, где полотна его называются «Покорение Казани» или декорациями к норвежскому Пер Гюнту, – даже и там, он, «Владыка нездешний», продолжет оставаться творцом нездешнего мира: такой Казани никогда не покорял Грозный, такой Норвегии никогда не видел путешественник.
Эти восемь месяцев, проведенные в Гималаях (до сентября 1924 г. ), поистине отметили второе рождение художника. Одновременно в Японии был организован «Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира» под руководством Г. И. Черткова. Рерих изображал ещё несколько высочайших вершин Гималаев, в том числе Нанда-Дэви.
– Меня волнует и то и другое, но пока я сконцентрировалась на эстетике. В 1918 году, получив приглашение из Швеции, Николай Рерих с грандиозным успехом проводит персональные выставки картин в Мальмё и Стокгольме, а в 1919году— в Копенгагене и Хельсинки. Я также не знал, что они спрашивали своих руководителей позволить мне вступить в кружок. Горные вершины здесь не трактуются как нечто холодное и недосягаемое. В ранних картинах Рерих много работает над фигурами и предметами, которые являются их смысловым и композиционным центром (фигура гонца в челне идолы на берегу реки, вороны на камнях, варяжские ладьи), пейзаж этих картин помогает раскрытию смысла картины.
Или пусть они получат крылья или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота». Строение общины и просвещение были единственными занятиями этого замечательного человека.
В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще. Даже самые слепые, даже самые тупые, скоро поймут великое значение русской иконописи». Эволюция горного пейзажа Н. К. Вернувшись на родину, художник представил полотна «Заморские гости» (1901, Третьяковская галерея, Москва) и «Идолы» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), посвященные истории Древней Руси.
В изображениях Канченджунги наиболее высокая вершина располагается в центре картины, представляя собой высшую кульминационную точку (Канченджунга — 1924 г. и Слава Гималаев —1943 г. ). От холмов Сиккима перед ним раскрылась величавая панорама Гималаев, несравненная «обитель снегов». Строя монастырь, Преподобный сам с двумя водоносами носил воду для братии (что изображено на картине), молол муку ручными жерновами, пёк просфоры, варил квас, катал церковные свечи, кроил и шил одежду, обувь и работал на братию как раб купленный. Строгие цветовые гармонии Н. К.
Это число – метафизическое, оно относится к самым распространенным в природе и культуре. Треугольник, стоящий на основании, визуализирует восхождение. Ни в чем не выразить монументальность так твердо, как в мозаичных наборах. В этюде Седая Финляндия движение создается двойной диагональной композицией. Средоточием образов в картинах Рериха нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея, Москва «Три радости», 1916, Русский музей, Санкт-Петербург).
Род на род» (Третьяковская галерея, Москва) и получил за нее звание художника. Произошёл настоящий «взрыв». Вместе с тем Н. К.
Для пейзажа он использовал гуашь «Камни» (Астраханская картинная галерея). Для него горы — символ духовного восхождения, приближения к красоте, к добру. За 1924 г. художник создал около 140 произведений из них около 80 картин значительных размеров: серия Его страна (12 картин), Сикким (13 картин и этюдов), Тибетский путь (8 картин), Гималаи (40 картин и этюдов), Знамена востока (28 больших картин), Святилища и крепости (27 картин), Озера и Гильгитский путь (12 этюдов). Итогом творческой жизни Рериха стало богатейшее наследие182. Горы у Н. К.
Одна из картин Нанда-Дэви (1941 г. ) — в синих тонах со сверкающими снегами, вторая Нанда-Дэви (1941 г. ) — пылающая на фоне темно-синего неба. На рубеже веков Рерих написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва другие собрания). Оттого Сходятся старцы вышли такие шершавые и даже острые.
В августе 1935 года разразился кризис— Хорш окончательно вышел из повиновения Рериху. Духовным итогом путешествий явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов. Эмерсон, Г. Торо, Т. Паркер и другие) связывали свои духовные искания с природой. В 1897 выполнил эскизный рисунок раскопа знаменитого20 майкопского кургана «Ошад»2122. Средоточием образов в картинах Рериха нередко становятся легендарные фигуры героев и святых («Пантелеймон-целитель», 1916, Третьяковская галерея, Москва «Три радости», 1916, Русский музей, Санкт-Петербург).
У него много ветвей, но корень один». Позже была издана «универсальная» версия книги (2-е изд., Рига, 1936г. )— без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община». 99 Например, в параграфе 64 «Общины» 1936 года уже нет тех слов, которые были в издании 1926 года: «Появление Ленина примите как знак чуткости Космоса»100. В 1897 году П. М. 137 В 1954 году Пакт Рериха лёг в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта»137. Эволюция горного пейзажа Н. К. В русском искусстве конца XIX — начала XX вв.
Один из выставочных залов посвящён Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха (1924—1928). Рерих всегда выявлял ритмическое строение гор, чередование вершин и впадин. Горные пейзажи Рериха, на которых изображены Гималаи, привлекают особым колоритом, который выстраивается точно цветовая растяжка или «градиент».
Этот период является одним из самых плодотворных в творчестве Рериха. В. П. По словам Ю. Н. Восстал род на род (1897, ГТГ) пейзаж прежде всего усиливает то настроение ожидания, то таинственное состояние, которое он стремится передать, погружаясь в далекое прошлое.
Сотрудничает с Агваном Доржиевом и другими российскими буддистами50. Рисунок прижившихся мхов на этом валуне придает ему свое неповторимое своеобразие. На мальчика он опирался рукой, По камням ступая босыми ногами. Рериха избирают членом Художественного общества Финляндии, награждают шведским королевским орденом «Полярной Звезды» II степени.
Среди различных образов природы Н. К. Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме «Милосердие» (1918), Рерих, оказавшись за финской границей, с 1918 года жил за рубежом. Он почуял вокруг них сказку времени. Подверглись репрессиям также и члены маньчжурских групп. В последней работе сильно выражено его понимание горного пейзажа.
По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано), одухотворения коммунизма буддийским учением69, а также давались указания о недопустимости насильственной общины. Кто-то в Академии приклеил окурок на такое острие. С институтом сотрудничали десятки научных учреждений Европы, Америки и Азии111. Если Культура имеет отношение к духовному миру человека в его творческом самовыражении, то цивилизация есть лишь внешнее обустройство человеческой жизни во всех её материальных, гражданских аспектах. Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи.
Во время экспедиции в сторону Тибета Н. К. Постоянной резиденцией Рериха становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (штат Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929. Экспедиция стартовала 28 апреля 1934 года из Сиэтла в Иокагаму (Япония), откуда 24 мая 1935 Рерих с старшим сыном отбыли в Киото. Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках испытывая постоянное тяготение к природе, художник стремился дать художественную концепцию «несравненно самобытной былой природы», русского исторического прошлого. Я также не знал, что они спрашивали своих руководителей позволить мне вступить в кружок.
С тех пор жизнь древних привлекает его неудержимо. Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках испытывая постоянное тяготение к природе, художник стремился дать художественную концепцию «несравненно самобытной былой природы», русского исторического прошлого. Нет, старый Восток ценит иные сокровища. Лама пел о бесчисленных сокровищах Великого Владыки Шамбалы. В монументальной живописи художник тесно сотрудничает с архитектором Щусевым44.
Среди различных образов природы Н. К. Несмотря на вполне американское происхождение оборотной стороны Большой печати, Рерих, подавший идею украсить доллар пирамидой, Уоллес, «озвучивший» эту идею и некоторые сотрудники казначейства после появления в 1935 году доллара с пирамидой прославились как сторонники некоего эзотерического и каббалистического культа. В 1928 году131 Н. К. Рерих в сотрудничестве с доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером подготавливает проект Договора о защите культурных ценностей (Пакт Рериха)132. Наше французское общество писало Верховному Совету о Пакте.
Доверие Хорша к Рериху, первоначально безграничное, постепенно оказывалось всё более и более подорванным. тема горного пейзажа играла незначительную роль. Умер Рерих в Кулу 13 декабря 1947.
Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов), коллекция фотографий старины, вошедшая частью в «Историю русского искусства» Грабаря и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры35. «Культура покоится на Красоте и Знании», — писал он. 130 И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир». Песнь о Шамбале» (1943). Куинджи. Академик Н. И. Вавилов известный советский ботаник и генетик, обращался в институт «Урусвати» за научной информацией, а также получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции112. Художник Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье. Именно так впоследствии и писал картины Рерих, называя их сочинениями. Анастасии у Ольгинского моста в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце43 (1914), эскиз росписи «Святая Ольга» (1915).
Приближаясь к Брамапутре, можно найти еще больше легенд, связанных с Шамбалой. Например, в картине Никола (1916, Киевский музей русского искусства) камни на переднем плане целиком переписаны с этюда. Шри Читралайама (Тривандрум) под картины Н. К. Рериха был выделен отдельный флигель из двух залов. Позднее Николай Константинович писал: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану». Рерих с семьей переехал в Индию.
Если были на земле прекрасные создания рук человеческих, к ним придет путник. Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской.
Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье нотариуса. Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением». Те, кому приходилось видеть холмистые ландшафты Валдая или псковские земли (например, около Изборска), несомненно, найдут в этой картине обобщенный образ великой русской равнины, реальный в своих деталях, переданных тонко и убедительно, поэтично и правдиво. Многие картины Н. К. Рериха посвящены звездной красоте Мироздания.
Это борьба Света и тьмы. В списке строителей Общины Сергий сохранил большое место». Ты просто видишь и понимаешь, что это твое, это находит отклик в твоей душе.
Эверест — 1941 г. ), три горных вершины последовательно повышаются слева направо, а ближе к углу картины расположена самая высокая вершина — Эверест. Те, кому приходилось видеть холмистые ландшафты Валдая или псковские земли (например, около Изборска), несомненно, найдут в этой картине обобщенный образ великой русской равнины, реальный в своих деталях, переданных тонко и убедительно, поэтично и правдиво. Ждали вестей»154. Продолжается сотрудничество с культурными центрами Америки и Европы.
Свои философские проповеди художник собрал в книгах «Держава Света» (1931) и «Твердыня пламенная» (1933). Мы глубоко уважаем Николая Рериха за его мудрость и творческий гений. Художник не раз возвращался в Сикким (Дарджилинг), чтобы работать над темами Канченджунги, Эвереста и других вершин Гималаев, его восточной части, граничащей с Непалом.
«Культура покоится на Красоте и Знании», — писал он. В августе 1935 года разразился кризис— Хорш окончательно вышел из повиновения Рериху. В тишине раннего утра словно слышатся звуки свирели, пение птиц и шелест леса.
Летом 1910г. Там находится вход в священную страну Шамбалу. А в 1922 году, опять же его стараниями, возник Международный культурный центр «Венец мира», где могли трудиться деятели науки и искусства из разных стран. Экспедиция стартовала 28 апреля 1934 года из Сиэтла в Иокагаму (Япония), откуда 24 мая 1935 Рерих с старшим сыном отбыли в Киото. Что отличает эту форму.
Но заручившись положительным ответом, меня попросили войти и сесть за столик. Рерих неустанно работал над горной темой и создал огромное количество этюдов (по-видимому их более 1000), каждый из которых — маленькая законченная картина.
Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. От малейшего цветка, от крыла бабочки, от сверкания кристалла и так дальше и выше, через прекрасные человеческие образы, через таинственное касание надземное человек хочет утверждаться на незыблемо прекрасном. В последней работе сильно выражено его понимание горного пейзажа. В них несмотря на некоторую условность, горы полны величия и яркой образности. Мозаика стоит, как осколок вечности.
Эти пейзажи эпизодичны в их творчестве. Помимо тех картин, где горные вершины вполне портретно схожи, да и названия говорят об изображенном (Канченджунга, Нанда-Дэви), есть другие сюжеты, где горы не столь конкретны. Тема горного пейзажа впервые возникла у Н. К. Совсем иное состояние природы в Человечьих праотцах. Треугольник, стоящий на основании, визуализирует восхождение.
Он почуял вокруг них сказку времени. Рерих — первый русский художник, в творчестве которого горный пейзаж занял ведущее место. В картинах, посвящённых Эвересту («Красные кони» 1925 г., «Эверест» 1931 г. ), три горных вершины последовательно повышаются слева направо, а ближе к углу картины расположена самая высокая вершина — Эверест. Рериха — как своеобразные иероглифы земной коры, полные невыразимого словом, но очевидного глазу внутреннего смысла. Братство». Цвет холста нередко служит своеобразным камертоном, определяющим тональность картины. Рериховские же идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954.
В 1912 году Рерих совместно с А. К. Лядовым и С. М. Городецким выступает против переименования исторических мест России56, а в 1915 году Н. К. Рерих делает доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ, рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России. Своеобразен образ суровой Балтики в картине За морями – земли великие. Рериха. Выставки имели исключительный успех. За 1924 г. художник создал около 140 произведений из них около 80 картин значительных размеров: серия Его страна (12 картин), Сикким (13 картин и этюдов), Тибетский путь (8 картин), Гималаи (40 картин и этюдов), Знамена востока (28 больших картин), Святилища и крепости (27 картин), Озера и Гильгитский путь (12 этюдов).
Рерих, по существу, создает здесь новый жанр «исторического пейзажа», в котором жизнь древних славян протекает в неразрывном единстве с природой. Первые картины Рериха, новые по тематике и трактовке прошлого Древней Руси, опираются в основном на средства выражения, найденные его предшественниками и современниками (Куинджи, Левитаном и другими). Одновременно он постоянно наблюдал горы западной части Гималаев — в Кулу. Так это или нет, мы пока не знаем. Посылали книги.
Живя в Индии, мастер не забывал о своей родине. Нельзя не отметить и влияние Куинджи в передаче светового эффекта от молодого месяца. Это очень характерно для своего времени. Рерих отводил горам особое место.
Может быть, «Битва амазонок» Рубенса – это та самая копия с картины (находящейся в Британском музее), которая была вывезена в музейный фонд из здания Московского скакового общества в 1919 году и после этого навсегда исчезла. Работает музей Николая Рериха в Париже (в Пале Рояль, где выставлены не менее 19 картин). С 1932 по 1947 год в разных городах Индии было проведено 18 крупных выставок картин Рериха (Бенарес (1932), Аллахабад (1933), Люкноу (1936), Тривандрам (1938), Хайдарабад (1939), Тривандрам (1939), Ахмадабад (1939), Майсур (1939), Лахор (1940), Бомбей (1940), Тривандрам (1941), Индор (1941), Барода (1941), Ахмадабад (1941), Мадрас (1941), Майсур (1942), Хайдарабад (1943—1944), Дели (1947). Первые картины Рериха, новые по тематике и трактовке прошлого Древней Руси, опираются в основном на средства выражения, найденные его предшественниками и современниками (Куинджи, Левитаном и другими). Покровский В. А. ) (1906) и Троицкого собора Почаевской лавры (1910) иконостас для церкви Казанской Божией Матери Успенского женского монастыря в Перми42 (1907) изображение св.
Формирование стиля горного пейзажа. На 135 одном из них — одинокая фигура, созерцающая величие заката, устремленная вдаль. Сюжет взят из живых впечатлений художника, полученных во время Центрально-Азиатской экспедиции 1925-1928 годов. в коллекции насчитывалось более 30 тыс. Именно он может строить светлое будущее своей страны». – Б. С. ).
Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914 панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до настоящего времени в виде фрагментов. Г. Г. Ш извещал, что Суриц предложил пожертвовать для музеев четыре картины. Рериховское движение возникло в 1920-е годы в таких странах, как США (Нью-Йорк), Латвия (Рига), Франция (Париж)176, Болгария (София), Маньчжурии (Харбин), Эстонии177, Литве ит. д. Кроме собираемой Рерихом коллекции картин «малых голландцев»47, появляется коллекция японского искусства.
Индийские метафизические доктрины их взгляд на космические и исторические циклы захватили Рериха, как захватили многих. Другая особенность трактовки гор у Н. К. Если лицевая сторона печати существует уже в шестом варианте, то её «оборотка» сохранилась неизменной со времени утверждения печати Конгрессом в 1782 году. В 1912 году для постановки пьесы «Пер Гюнт» Г. Ибсена в Художественном театре он возвратился к теме гор в эскизах «Мельница в горах» и «Рондские скалы». Здесь как бы соприкасаются чудесный мир Рериха и старая знакомая земля».
Г. Г. Ш извещал, что Суриц предложил пожертвовать для музеев четыре картины. Рисунок прижившихся мхов на этом валуне придает ему свое неповторимое своеобразие. Эти особенности можно видеть на картине Гималаи — Эверест (1941 г. ), где выделены четыре ритмических ряда: зубчатые горы переднего плана полоса облаков полоса синих гор с более дробным ритмом вершин полоса белых снежных гор, образующих сложный ритмический узор на бледно-зеленом небе. Рерих как мастер горного пейзажа занимает исключительное место. Примеры использования отдельных элементов пейзажа, взятых с натуры, встречаются у Рериха и позже.
Он был в числе создателей реконструктивного «Старинного театра» (1907—1908 1913—1914)— уникального явления в культурной жизни России начала XX века, причём участвовал Н. Рерих выступал и как создатель декораций и как искусствовед. Успешно работает музей Николая Рериха в Брюгге при созданном фонде «Рерих Фаундейшен», где экспонируются 18 картин Рериха. Посылали книги. Особым почитанием творчество Рериха пользуется в Индии.
Позднее Николай Константинович писал: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану». В Америке снова проявился неутомимый общественный темперамент Рериха: он организовал Институт объединенных искусств в Чикаго, объединение художников с характерным названием – «Пылающее сердце». Поздний период творчества Рериха не противоречит раннему, а естественно и последовательно из него вытекает. Особенно остро Рерих чувствовал «прямую противоположность» природы и современного города: «Город, выросший из природы, угрожает теперь природе, город, созданный человеком, властвует над человеком», – писал он.
Публикуются очерки о Японии и Индии («Девассари Абунту» 1905, «На Японской выставке» 1906, «Границы царства» 1910, «Лакшми-победительница» 1909, «Индийский путь» 1913, «Заповедь Гайатри» 1916), пишутся картины на индийские мотивы («Девассари Абунту» 1905, «Девассари Абунту с птицами» 1906, «Граница царства» 1916, «Мудрость Ману» 1916— для теософского центра в Петербурге). Будучи, по существу, динамическим и изменчивым, он приобретает определенность и постоянство локального цвета. Сколько незапамятных Божественных Знаков соединено с этой горной страной. Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой.
На одном из них — одинокая фигура, созерцающая величие заката, устремлённая вдаль. С 1905г. он был лектором специального курса «Художественная техника в применении к археологии»19, организатором и одним из руководителей учебных археологических раскопок, а также редактором-составителем «Археологической карты Петербургской губернии». Беспредельное делает и мысли возвышенными.
Философия горного пейзажа. У Рериха была своя идея-фикс: пережив сначала Первую мировую войну, а потом русскую революции и возмущаясь тем, как разумные существа могут вести себя как «потерявшие человеческий облик безумцы», Рерих пришел к своей формуле спасения человечества (впрочем, уже до него высказанной его соотечественником) – «красота спасет мир», а инструментом этой красоты должно стать искусство. Леонид Андреев образно называет творимый художником мир— «Державой Рериха». Например, в картине «Никола» (1916, Киевский музей русского искусства) камни на переднем плане целиком переписаны с этюда. В. П. Никогда он не писал и не говорил о том, что в 1918 году в Петербурге были варварски уничтожены его работы, предназначенные для украшения Казанского вокзала в Москве, что его коллекция картин западноевропейских художников была национализирована (несколько картин сейчас находятся в Эрмитаже).
Первые картины написаны толсто-претолсто. На полотне видим, как святые занимаются простыми земными делами, трудятся на Общее Благо. По ним можно судить, как работал молодой художник над композиционным решением. Примерно с 1906 года отмечается новый период в творчестве Рериха.
Картины приобретаются индийскими музеями и коллекционерами. 19 февраля 1934 года специальный зал Рериха был открыт в Аллахабадском муниципальном музее, собрание которого пополняется вплоть до 1937 года и составляет 19 картин художника152. Небесное и земное как бы раздвоились, как бы отошли друг от друга.
Кстати интересная закономерность: Рерих писал горные пейзажи в горах. Уровень чувства открывает перед нами нечто большее. В 1937 году прибалтийские общества проводят Конгресс Балтийских обществ Рериха, в Риге работает Музей Рериха181. Рерих в статье Гималаи2). Все это так. Первые картины написаны толсто-претолсто.
Вернувшись на родину, художник представил полотна «Заморские гости» (1901, Третьяковская галерея, Москва) и «Идолы» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), посвященные истории Древней Руси. В одежде измятой ветрами, Пустынной тропою шел Бэда слепой. Объёмы гималайского творчества были таковы, что недоброжелатели художника стали говорить об «индустрии Рерихов».
Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков («Листы дневника», 1934–1935 «Моя жизнь», 1936–1947). В России Лев Толстой звал к «опрощению» в Индии Махатма Ганди сделал домашнюю прялку символом спасения во Франции художник Поль Гоген в поисках «первобытного рая» бежал из Европы на остров Таити в Англии философ Джон Рёскин идейный вдохновитель художников-прерафаэлитов, требовал, чтобы при сооружении железных дорог сообразовывались с окружающим пейзажем американские кантианцы-трансценденталисты (Р. У. выставленное на весенней ученической выставке в Академии художеств в Петербурге. В 1937 году Рерих сначала через Парижский центр Рериха, а после и лично, обращается к советскому руководству о возможности присоединения СССР к Пакту Рериха— «полный мыслью о служении Родине»155, обсуждает через посла СССР во Франции Сурица пути возвращения на Родину. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры.
Период неоромантизма был коротким, переходным. Свайный посёлок изображенный внизу, как бы притих в ожидании исхода схватки стихий. Идеи Руссо приобрели в XIX веке еще больший смысл. Он никогда не спешил и все же его продуктивность была изумительной. Рериха в 1906 году, когда он выполнил ряд этюдов в горах Швейцарии. Суровым величием Севера полна картина «Бой» (1906). Третьяков приобрел полотно Гонец. Рерихи преодолевают свыше трех тысяч километров, посещая Бомбей, Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту и Дарджилинг (Сикким).
В Америке снова проявился неутомимый общественный темперамент Рериха: он организовал Институт объединенных искусств в Чикаго, объединение художников с характерным названием – «Пылающее сердце». Он никогда не спешил и все же его продуктивность была изумительной. Рерих неустанно работал над горной темой и создал огромное количество этюдов (по-видимому их более 1000), каждый из которых — маленькая законченная картина. Рерих всегда выявлял ритмическое строение гор, чередование вершин и впадин.
В 1904 году совместно с князем Путятиным Рерих обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос)23. экспонатов из России, Германии, Италии и Франции (в н. в. экспонируется в Эрмитаже25). В комнате был полный свет и я ясно видел, что всякая возможность обмана была исключена. Николай Рерих сформулировал принципиальное отличие Культуры от цивилизации. Во время спиритических сеансов «столоверчения», которые не были самоцелью86, Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению им удалось сделать со второй половины 1921 года89.
В Москве же (помимо специального отдела искусства Н. Н. Были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Вивекананды, Упанишады, «Бхагават-Гита». Я сравниваю различные подходы, базис, на котором они рождаются. Возросшая роль линии, широкие цветовые плоскости, повышенная яркость и насыщенность цвета – таковы особенности трактовки природы, которая намечается у Рериха в период пребывания в Париже (сентябрь 1900 – май 1901 гг. ). Он писал о том, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры.
Золотистый месяц, выступающий из-за холма, озаряет пространство таинственным светом. С 1932 года в индийском Аллахабаде работает Рериховский центр искусства и культуры.
Так было собрано несколько фраз. Техника темперы по влажному картону требовала именно такого темпа работы. В 1940 году в галерее им.
По словам Ю. Н. Царь нагов предстает в облике многоголового змея, похожего на зонтик, сложенный из капюшонов кобр. Характерно, что ни одна из горных композиций Н. К. В Англии Рерих успешно проводит персональные выставки под общим названием «Очарования России»— в Лондоне, а затем в Уортинге. Горы у 136 Н. К.
Чем привлек Н. Рериха горный пейзаж. Кан-чен-цзонд-нга – пять сокровищ Великих Снегов.
Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. Особенно остро эти вопросы звучали в творчестве тогдашних неоромантиков. В 1911 году при деятельном участии Рериха была создана Комиссия по регистрации памятников старины в Санкт-Петербургской губернии при Обществе защиты и сохранения в России памятников искусства и старины27. В том же 1938 году Рерих пишет письмо в Наркомат иностранных дел СССР: «Я и члены моей семьи стремятся теперь же принести свои познания и творчество в пределы Родины».
Тогда появится некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает всё человечество. В 1932 году отдельный зал 12 картин Н. К. Рериха был организован в музее «Бхарат Бхала Бхаван» (Варанаси)151. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями». На пылающем небе розовеют высочайшие вершины Тибета, образуя как бы замкнутый круг.
В 1907 году Рерих написал восемь этюдов: Пунка-Харью, Вентила, Нислот. Ты это делала в своих поездкахи что тебя больше волнует жанр или все же чистая эстетика. Восста. С 1932 года издательскую деятельность перенял Рихард Яковлевич Рудзитис179 (1898—1960), поэт и знаток культуры и традиций Востока, приглашённый в 1929 году для перевода трудов по философии180.
Рерих изображал еще несколько высочайших вершин Гималаев, в том числе Нанда-Дэви. До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. Встреча с Гималаями. 130 И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасёт мир».
Писали в Комитет по делам искусства. Николай Рерих достаточно длительное время прожил в Индии, где с присущей ему глубиной ума и сердца воспринял культуру и природные образы этой страны. Однако, все предпринятые усилия не увенчались успехом.
В Сиккиме Рерихи определяют будущий маршрут экспедиции и в сентябре 1924 года Рерих с младшим сыном совершает поездку в Америку и Европу для оформления необходимых разрешений и документов (официально экспедиция была заявлена как американская). Путь к духовному обновлению жизни многие мыслители видели в возвращении к природе. Однако, все предпринятые усилия не увенчались успехом. Выставки имели исключительный успех.
В конце 1923 г. Н. К. Горы у 136 Н. К. Сцены минувшего предстают в картинах Николая Рериха в виде красочных символов-обобщений: «Гонец» (Восстал род на род), 1902 «Город строят», 1902 «Бой», 1906 история трактуется как цепь таинственных космических знаков («Небесный бой», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург «Короны», 1914, Музей русского искусства, Киев). Эмерсон, Г. Торо, Т. Паркер и другие) связывали свои духовные искания с природой. Елена Ивановна записывала, а Николай Константинович отображал идеи Живой Этики в художественных образах.
Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. В конце 1923 года Н. К. Картина Рериха «Пречистый град – врагам озлобленье» (1912) удивительно похожа на один из фрагментов большой иконы XVI века «Церковь воинствующая». Первая персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920года в Нью-Йорке. С 1906 года художник постоянно участвует в зарубежных выставках. Рериховское движение почитателей «Живой Этики», сформировавшееся в СССР во время перестройки, оказало заметное влияние на развитие нью-эйджа в России185.
Мы глубоко уважаем Николая Рериха за его мудрость и творческий гений. «Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне Первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град— врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др.
Во втором варианте — четкие контуры ближних гор полны глубокой интенсивной синевы, а вершины Канченджунги чуть розовеют в предзакатном свете. Рериха не построена по вертикали. Если может путник найти марево далеких горизонтов, он устремится и к ним. Леонид Андреев образно называет творимый художником мир— «Державой Рериха». 57 На общественном поприще Рерих совместно с Андреевым организует кампанию против большевиков, захвативших власть в России. В последнем учреждении в 1898—1903гг. Первый музей Рериха был основан 17 ноября 1923 года и официально открыт для публики 24 марта 1924 года188 в Нью-Йорке (Риверсайд-драйв, 310) с помощью тесного круга соратников Рериха при финансовой поддержке бизнесмена Луиса Хорша183. Итогом творческой жизни Рериха стало богатейшее наследие183.
Конечно, не физическою, но духовной пищей. Розовые горы» не исключение. Здесь действуют постоянные экспозиции, посвященные жизни и творчеству семьи Рерихов. Увлечение Рериха Востоком не взялось из «ниоткуда», как иногда пишут. Рерих с семьей переехал в Индию. Колорит индийских пейзажей мастера кажется неожиданным, даже фантастическим, но в них ощущается тонкая наблюдательность художника, много работавшего с натуры.
Особенно остро Рерих чувствовал «прямую противоположность» природы и современного города: «Город, выросший из природы, угрожает теперь природе, город, созданный человеком, властвует над человеком», – писал он. В 1910—1914 годах им была оформлена церковь св. И далее начинается основной этап экспедиции, который проходил через Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Были переведены и изданы «Провозвестие Рамакришны», книги его ученика Вивекананды, Упанишады, «Бхагават-Гита». Картина Рериха «Пречистый град – врагам озлобленье» (1912) удивительно похожа на один из фрагментов большой иконы XVI века «Церковь воинствующая».
Эти этюды создавались с натуры и писались достаточно быстро, практически в один прием. Вот, например, «Кулута» (1937). Рериха не построена по вертикали. По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано), одухотворения коммунизма буддийским учением69, а также давались указания о недопустимости насильственной общины. На переломе веков Россия переживала увлечение Индией и всем ориентальным. – О, да.
Путь к духовному обновлению жизни многие мыслители видели в возвращении к природе. Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться абсолютно темными. Изменение колорита особенно заметно, если сравнить, например, картину «Помни» 1924 года и ту же композицию, написанную позже, — «Помни» 1945 года. С 1935 года, после прекращения поддержки Рериха со стороны бизнесмена Луиса Хорша178 и политика Генри Уоллеса, движение в Америке пошло на спад, оставаясь активным в Европе, Прибалтике и среди русской эмиграции Маньчжурии. Он стремился, прежде всего, развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Вначале на медно-звучащем облаке были написаны фигуры летящих Валькирий, которых художник потом обратил в облака: Пусть присутствуют незримо. Николай Рерих исполнил также целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914 панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до настоящего времени в виде фрагментов.
Она хранит пять сокровищ Мира. На картине изображена священная река Индии, которая берет начало из великого озера Манасаровар – озера Нагов. Потом было последовательное сообщение букв. К ней еще большее уважение, чем к Голубой Реке. Уже в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества.
Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист46. Брамапутра означает Сын Брамы. От них веяло тайной. В Америке Рерих предпринял несколько путешествий по Аризоне, Новой Мексике, Калифорнии, на остров Монхеган и создал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости». Иначе, по мнению Рериха, в значительной степени пропадет смысл создания картин. Мастер-Билдинг представлял собой 29-этажный небоскрёб в стиле ар-деко, на первых двух этажах которого размещались Музей Рериха (The Roerich Museum) и Институт объединённых искусств Мастера (The Master Institute of United Arts), а на верхних— апартмент-отель.
Характерно также, что история тесно связана у него с народной легендой. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Другая особенность трактовки гор у Н. К. На пылающем небе розовеют высочайшие вершины Тибета, образуя как бы замкнутый круг. Таковы картина Весть Шамбалы (1946 г. ), Сострадание (1936 г. ), Кришна (1946 г. ). В научных и периодических изданиях Азии, Европы и Америки выходили статьи по специальным вопросам, разрабатывающимся в «Урусвати»113. Кроме Эвереста и Канченджунги, Н. К.
В изображениях Канченджанги наиболее высокая вершина располагается в центре картины, представляя собой высшую кульминационную точку («Канченджанга» 1924 г. и «Слава Гималаев» 1943 г. ). В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена специальная выставка. Третьяков приобрел полотно Гонец. Если древний человек большинства его картин (Заморские гости, Бой, Город строят и др. ) лишен индивидуальности, то камни, эти свидетели древней истории, всегда неповторимы по форме и полны скрытой жизни. Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны.
Неотпитая чаша – полный целебный родник1 – для Рериха русский пейзаж на всю жизнь остался той неотпитой чашей, тем целебным родником, который поит каждого, умеющего чувствовать красоту родной земли. Культура, по мнению Н. К. Рериха, тесно связана с проблемами космической эволюции человечества и является «величайшим устоем» этого процесса. Фото: Наталья Миронова 1 апреля 2017 – ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИВ ГАЛЕРЕЕ РУСС ПРЕСС ФОТО. Рерихи переезжают в Америку. Другая особенность трактовки гор у Н. К.
Рериха в 1906 г., когда он выполнил ряд этюдов в горах Швейцарии. Одна из картин «Нанда-Дэви» (1941) — в синих тонах со сверкающими снегами, вторая «Нанда-Дэви» (1941) — пылающая на фоне тёмно-синего неба. Тибет и тибетские чудотворцы были притягательны особо. Мальчик прилег отдохнуть, а Бэда, приняв всплеск волны за говор людей, стал проповедовать. Алтай-Гималаи).
Изменение колорита особенно заметно, если сравнить, например, картины Помни (1924 г. ) и ту же композицию, написанную позже Помни (1945 г. ). Как правило, небо занимает 1/4–1/6 часть картины, а иногда и еще меньше. На картине Рериха на груди у Нагараджи просматривается Брахма в огненном сиянии. Суровым величием Севера полна картина Бой (1906). Рерих не получил ответа на посланные обращения.
Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. 137 В 1949 году на 4-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по международно-правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. 137 В 1954 году Пакт Рериха лёг в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта»137. А именно, один из присутствующих называл в беспрерывном порядке алфавит и, когда буква была произнесена, то последовал стук. Однако не осталось никаких эскизов или этюдов ночного пейзажа. Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для представления своих «собеседников» и для их «слышания» семье Рерихов уже не нужна была помощь стола88.
Среди различных образов природы Н. К. В очерке «Шамбала» Рерих передавал легенду о Белом Бурхане: «Глуше и дичее становятся горы от Чугучака к Алтаю. Обычно небо — лишь фон, на котором развёртывается «действо» горных вершин. В 1912 г. в эскизах для постановки пьесы Пер Гюнт Г. Ибсена в Художественном театре он возвратился к теме гор: Мельница в горах и Рондские скалы. Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин «Майтрейя», 1926, Художественный музей, Нижний Новгород и многие другие). Философия горного пейзажа.
Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля («Пер Гюнт» Г. Ибсена в московском Художественном театре, 1912 «Весна священная» И. Ф. Стравинского, – где Рерих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С. П. Дягилева в Париже, 1913 «Князь Игорь» А. П. Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914). Валуны севера России и берегов Балтийского моря внимательно и любовно изучаются Рерихом.
Горят костры, эти светляки пустыни. Для него горы — символ духовного восхождения, приближения к красоте, к добру. – Наташа, а есть фотографы, которые тебя вдохновляют.
Источниками финансирования являлись пожертвования Хорша и облигационный заём. Они в основном лишь средство для глубокого изучения горной природы.
«Гималаи. В комнате был полный свет и я ясно видел, что всякая возможность обмана была исключена. Эти особенности можно видеть на картине «Эверест» (1935), где выделены четыре ритмических ряда: зубчатые горы переднего плана полоса облаков полоса синих гор с более дробным ритмом вершин полоса белых снежных гор, образующих сложный ритмический узор на бледно-зелёном небе. Духовным итогом путешествий явились книги «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии» и «Шамбала» (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов. Восста.
В записных книжках, в альбомах много набросков облачного неба. Н. К. Однако из-за финансовых трудностей ему приходится задержаться в Лондоне. Новые черты его творчества лучше всего выражены в эскизе к «Идолам» (1901, ГРМ), написанном темперой. Здесь свет – это Слово, а Слово – этоБог.
Однако Рерих был прежде всего художником.
Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов), коллекция фотографий старины, вошедшая частью в «Историю русского искусства» Грабаря и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры35. С конца 1935 года Рерих постоянно живёт в Индии (Северные Гималаи, долина Куллу, Наггар). Что скажешь про себя, тоже «не от мира сего». Родился Н. К. Рерих в Петербурге. И в самые трудные дни один взгляд на звездную красоту уже меняет настроение. При этом прежде всего будем поражены изумительным разнообразием этих наследий.
Обширный научный материал, собранный Рерихами во время экспедиции, требовал систематизации и обработки и по окончании экспедиции 12 июля 1928 года в Нью-Йорке был основан Институт Гималайских исследований107, а затем в Западных Гималаях, в долине Куллу (англ. ) русск. К 1911 году, дате строительства в Петербурге первого буддийского храма интерес Николая Рериха к Востоку сформировался настолько определенно, что он вошел в комитет содействия строительству и тесно общался с посланником далай-ламы XIII – Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым. Уже в студенческие годы он становится членом Русского археологического общества. Полюбил их таинственное родство с народом.
Одновременно он постоянно наблюдал горы западной части Гималаев — в Кулу. И в первой его картине Гонец. По словам Ю. Н. Рериха избирают членом Художественного общества Финляндии, награждают шведским королевским орденом «Полярной Звезды» II степени.