Питер Брейгель Графика

Питер Брейгель (Старший) (около1525-1569) – нидерландский живописец и график, мастерпейзажаи жанровых сцен. Справка: Питер Брейгель Старший – нидерландский живописец и график, мастер пейзажа и жанровых сцен.

Площадка для продажи фото и графики

Полёт человеческой мысли и фантазии – и приземлённость. Шестнадцатый век принес с собой новое отношение к миру. Теперь он стремится запечатлеть события уже в их конкретной форме. «Возвращение стад. Лето (Нью-Йорк, Музей Метрополитен).

Какое-то время художник жил во Франции и Италии. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. Брейгель тонко чувствует поэзию сельского ландшафта, красоту сезонных изменений его облика, атмосферы, эмоционального строя и колорита: он живописует и бурное весеннее пробуждение природы (Сумрачный день, Вена, Музей истории искусств) и напряженный ритм жаркого летнего дня (Жатва, Нью-Йорк, музей Метрополитен). Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Человек для Брейгеля уже не космическая пылинка, как некогда в Падении Икара. Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.

Он начинал задумываться о том, что есть и такое, перед чем бессильны произвол, лихолетье, даже суды и казни. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Уверенный шаг охотников к долине объединяет первый план с простором огромного пейзажа.

Сейчас, после долгих лет перемещений, утерь и новых открытий, «Месяцы» Брейгеля вызывают немало споров. В свои последние годы жизни Брейгель сосредоточился на непростой политической ситуации в стране: пришедший к власти герцог Альба, получивший прозвище «Черный», фактически отнял у Филиппа II власть и приказал уничтожить всех еретиков в Нидерландах – итогом стали массовые аресты и казни. Новоиспеченные супруги поселились в Брюсселе, предоставившем художнику новые возможности. При этом композиции его «Добродетелей» разобщены отдельные эпизоды изолированы друг от друга, порой – настолько, что их соседство оборачивается нелепостью, а сам смысл изображаемого ускользает от зрителя. Но в этом равнодушном мире, по большей части, всем все равно.

  1. Питер Брейгель Старший – Графика
  2. Брейгель Питер СтаршийКартины и биография
  3. Питер Брейгель Старший – гравюры
  4. Искусство за пять минут: Питер Брейгель Старший

«Нидерландские пословицы» Брейгеля имеют прямую связь с сатирическими представлениями народного театра: перед зрителем как бы весь мир, обращённый в сцену. Иного рода результатом путешествий художника стала напечатанная в 1555-1558 гг. Она слышала, что у него лучшие сковородки. Тот же контраст убогости переднего плана и пейзажной идиллии вдали предопределяет основной образный лейтмотив Калек (1568, Париж, Лувр).

Главного героя вы даже не видете. В картине 1562 г. «Битва у Гелвуйских гор» (Вена, Художественно-исторический музей) он ухитряется «спрятать» в ущелье целую армию с волнующимся лесом пик: на этом фоне особенно одинок Саул изображённый слева – не пережив разгрома, царь и его оруженосец бросаются на свои мечи. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Однако уже в ближайшие годы жизнерадостный «карнавал жизни» сменяется ощущением трагических сторон бытия. В Безумной Грете (1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен) старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть -- преисподнюю лишь бы насытить свою жадность -- олицетворение алчности и порока. Она до сих пор популярна в Австрии и Германии.

  • Питер Брейгель Старший (1525—1569), гравюры
  • Питер Брейгель (Старший): картины
  • Пионер жанровой живописи – Питер Брейгель Старший ( )
  • Графика Питера Брейгеля старшего
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Четко выделяются на белом снегу силуэты деревьев, фигуры людей, свора сопровождающих их собак. Наиболее правдоподобно, что полотен было шесть и каждое посвящено сразу двум месяцам: декабрю и январю – «Охотники на снегу», февралю-марту – «Хмурый день» (обе – Вена, Художественно-исторический музей).

На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины. Но не все помнят, почему он надел на себя эти крылья и полетел. БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок. В летней «Жатве» перед зрителем – пшеничное поле тяжкой янтарной желтизны знойное небо над ним – сиреневато-белое, как бы отдавшее земле все живительное тепло.

  1. Неизвестный цветок Андрей Платонов
  2. Законодательные реформы Юстиниана
  3. Брейгель или мастерская сновидений
  4. Словари и энциклопедии на Академике
  5. Художник Питер Брейгель Старший (Мужицкий) картины

Даже солнечный свет в этой картине – из пословицы: «Как бы ловко ни сладили дело – всё выйдет на свет». Своё победоносное шествие на Олимп художников с мировым именем он начал, как график. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Адские видения открываются зрителю и в картине Безумная Грета (1562.

В феврале 1565 г., когда Брейгель только начинал работу над «Месяцами», заказчик уже распорядился их судьбой. «Мужицкий Брейгель» без лицемерия любил крестьян именно за то, за что многие из горожан его времени презирали и побаивались их – селяне, живущие на земле, вне надёжной ограды городских стен, были неотъемлемой частью Природы, дикой и бессмертной. Но первые дошедшие до нас картины, датируются уже второй половиной 1550-х годов. Осень, Охотники на снегу.

  1. О жизни и творчестве выдающихся художников
  2. Питер Брейгель Старший – Мастер пейзажа и жанровых сцен

В первых двух произведениях ощущается явственное следование традициям искусства Босха. Весна» — одинакового формата и, вероятно, выполнены для одного заказчика. В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений.

Прямо же перед зрителем представители трёх сословий: крестьянин, учёный и рыцарь (сопровождаемый оруженосцем) – отсыпаются на пригорке, под круглым столиком, надетым на cтвол дерева, он образует как бы ось этой «гастрономической планеты». Также в этот период пишется картина— «Поклонение волхвов». В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. Все это рано или поздно исчезнет. Весна». К этим сокровищам Йонгелинк отнёсся с сугубым практицизмом (впрочем, по примеру большинства нидерландских собирателей живописи).

В этой манере работал и Брейгель. Добродетель Веры иллюстрируют изображения церковной проповеди, Крещения, венчания. Крупные цветовые пятна фигур первого плана определяют их колористический строй.

Питер Брейгель Старший 
– Графика

Брейгель трактует зрелище его смерти как незначительную деталь в ничем не нарушаемом ритме вселенной. Сохранилось около 25 работ Брейгеля этого периода, однако это лишь часть выполненного им. «Резонатором» всей сцены выглядит волынщик, словно бы сросшийся со своим инструментом в единый организм: пульсирующий, клокочущий, поющий. Климов. Более тридцати из приблизительно сорока пяти картин Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей.

Здесь нет пестроты и дробности предыдущих картин. Все это ощущается в картине одновременно, сразу. Очевидно, взаимоотношения между Брейгелем и покупателями картин были не всегда гладкими, а их оценки жизни и искусства далеко не совпадали. В основе его языка – яркость первозданного впечатления. А на картине Брейгеля изображено нападение испанских солдат на фламандскую деревню.

Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Весна» – одинакового формата и, вероятно, выполнены для одного заказчика. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой.

К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название – «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп». Произведения исполненные в самом конце 1550-х годов, носят уже иной характер. Брейгель в ней вспоминает порождённую вечно недоедавшим Средневековьем сказку о Кокани, Шлафландии: изобильной «стране-самобранке», где пища сама приходит к едоку.

И это – пословица: «Колокольня вдали – ещё не конец пути». Деревню оцепили, спастись негде. Необычайно разнообразие иногда диковинных бытовых сцен, поступков, жестов и поз. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты.

Конкретная реальность события поднята до общечеловеческого синтетического уровня. Вернувшись на родину, Брейгель сотрудничает с издателем Иеронимом Коком (предприятие которого, одновременно типография и лавка именовалось «На четырёх ветрах»). «Возвращение стад.

Мотлея, «вся страна обратилась в живодёрню». Может быть, вот таким образом при жизни его считали «немым». Лето» и «Сумрачный день. Героем его картин стала не отдельная личность, а коллектив, народные массы.

Здесь, как и в «Охотниках на снегу», композиция построена на резком переходе от укрупнённого первого плана к далевому виду в глубине. Герой его рисунка 1558 г. «Elk» («Каждый» – Лондон, Британский музей»), чудаковатый педант с фонарём в руке, упорно ищущий и в дальней деревне и в военном стане и в каждой попавшейся ему бочке или корзине что-то кровно важное: Истину. Внизу, позади их, остаются широкая гладь озера и краски солнечного заката. В наиболее архаичной из картин цикла «Месяцы» – в «Сенокосе» – господствует стандартная «трёхцветка» чередование общего тона от коричневого вблизи к голубому в глубине композиции. Тяжеловесный ритм кругового танца по-своему величав он сравним с механикой небесных орбит. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица. Солнце, растопившее восковые крылья Икара, также выступает в роли высокого судьи, бесстрастно карающего того, кто дерзко посягнул на незыблемый вселенский порядок.

Две другие — Жатва. Смерть проносится на лошади с косой в руках. Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. Брейгель – художник с динамичной, непредсказуемой точкой зрения, добивается эффекта панорамы его пейзажи «втягивают» зрителя в собственную среду. Две другие— «Жатва. Жениха же за столом не видно, вот таким образом в картине видят иллюстрацию к нидерландской пословице: «Бедняк не гуляет и на собственной свадьбе».

Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы. В тревожные и тяжкие дни Брейгель пишет картины «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец» (обе ок. На почётном месте, под бумажной короной, висящей на фоне зелёного ковра, восседает невеста – дебелая деревенская красавица с румянцем в пол-лица. У Брейгеля были и иные картины, где, казалось бы, ничего мрачного не происходило.

Люди казались жертвами собственных пороков и суетных страстей. Вот тут и пришло время Босха в жизни Брейгеля. Подобное «вхождение в вечность» было доступно самому Брейгелю с его цепкой памятью – позволявшей ему среди зимы писать летний «Сенокос». В их среде излюбленными темами были смысл жизни, пути достижения подлинного счастья, свобода человека и её границы.

Впрочем, всё это Брейгель уже выразил в раннем варианте «Избиения младенцев» (ок. Величие Брейгеля заключается в утверждении неразрывной связи между человеком и природой, а также в глубоко человечном видении христианской истории как живой реальности. Башня была гигантским олицетворением тщеты.

Две другие— «Жатва. Как в начале, так и в конце своего жизненного пути Брейгель размышляет о прирожденной глупости человека. Накидки калек украшают лисьи хвосты: отличительная эмблема оппозиционеров-«гёзов» в Нидерландах середине 1560-х гг.

Затем началась одна из самых чудовищных боен Новой истории. Дым от костров инквизиции стлался по улицам, люди боялись доверять друг другу, с тревогой ожидали завтрашний день, с тоской вспоминали вчерашний. На картине солдаты Ирода одеты в испанскую форму, а Вифлеем ассоциируется с нидерландской деревней.

преобладала идея линейного времени, отсчёт календарных вех был необратимым. В 1563 г. Брейгель переехал из Антверпена в Брюссель, столицу королевских наместников. Во-первых, это аллюзия на "Метаморфозы" Овидия.

Деревья и фигуры изображены как застывшие силуэты на фоне серого зимнего пейзажа, а пики островерхих крыш вторят зубцам гор вдали. Сусленков. Рисунки Брейгеля дают нам ясный ответ – сама эта дорога.

Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха. В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр иллюстрирующий семь смертных грехов. В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель. Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. Об одной из последних работ Брейгеля — «Сорока на виселице» (1568, Музей земли Гессен) — ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице.

И это подтверждают его праздничные монументальные сцены Крестьянской свадьбы. Борьба проходила с переменным успехом.

Лиса и так и этак – съесть ничего не получилось. Без сомнения, он один из самых загадочных художников и личностей прошлого. В 1564 году написана картина «Поклонение волхвов», а в 1565 году – цикл из шести картин «Времена года» (или «Двенадцать месяцев»), одна из которых в настоящее время утрачена. Так и на картине «Икар» Брейгеля.

Ван Альст бывал в Риме и Константинополе (в 1553 г. напечатан альбом гравюр с его турецких зарисовок) издавал в Нидерландах труды классиков архитектуры Витрувия и С. Серлио за год до смерти был назначен придворным живописцем в Брюсселе. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»). Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). По стране прокатывается волна кровавого террора, чинимого испанской инквизицией. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода сходство этого персонажа с Альбой намекает на сравнение короля Филиппа II с Иродом.

Что же стало конечной целью его дальней нелёгкой дороги. Они близки между собой и общностью композиционного решения и фольклорной основой сюжетов. Снег чуть золотист, строгие очертания сизо-голубых речек и прудов уверенно ведут вдаль. Даже в зимнем просторе «Охотников на снегу» есть оттенок домашнего тепла: везде видны следы присутствия человека – трактир, запруда, деревня, колокольня. Например: фигура согбенного под тяжестью креста Спасителя почти теряется среди множества других впечатлений любого из изображенных на картине людей и люди эти делают свой нравственный выбор, не догадываясь, что видят перед собой Бога. «Месяцы» были созданы по заказу антверпенского банкира Николаса Йонгелинка, в замечательную коллекцию которого, наряду с произведениями Ф. Флориса и А. Дюрера, к 1565 г. уже входили Брейгелевы «Большая Вавилонская башня» и «Шествие на Голгофу».

Особенно поразили уроженца брабантских (или лимбургских) просторов Альпы с их головокружительными перепадами высот и глубин – большую часть дорожных зарисовок Брейгель посвятил горам. В обеих картинах изображены, казалось бы, праздничные сцены, но в лицах участников, будь то старики, молодежь, женщины или дети, нет ни веселья, ни радости. В 1551 г., как уже было сказано, Брейгель был принят в художественную гильдию г. Антверпена весной следующего года он отправился в Италию. Единая «мелодия» линий и форм повторяется всюду, варьируется на разные лады, заставляя ощущать дальние горы и бег щенка, поступь охотников и лет птицы как части одного целого и неделимого мира – огромного, но нечужого, пусть незнакомого, но не внушающего тревоги.

Противопоставляются возвышенное и обыденное. По преданию, Евстафий был римским военачальником. Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Музей Бойманса – ван Беннингена) и «Большая Вавилонская башня» (Вена, Художественно-исторический музей). Когда она выставлена на показ, то ее все замечают, все видят.

«Крестьянская свадьба» – с виду безыскусный, но доскональный рассказ Брейгеля о том, чем были живы эти люди. В серии картин Месяцы (1565) сменяющие друг друга времена года неразрывно объединены с сезонным трудом крестьян. Среди латников появилась фигура длиннобородого старца в чёрном, явно руководящего расправой. В результате террора погибли тысячи людей (по некоторым данным, за небольной период времени было казнено более 8 000 человек), а виселицы стали ассоциироваться с испанской экспансией. Подробнее: История семьи Брейгелей весьма печальная. В прославленных Слепых (1568, Неаполь, Национальный музей Каподимонте) евангельская притча использована для воплощения идеи о слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем за судьбой-фортуной. Весна.

Ушёл из жизни в 1569 году в Брюсселе. Прожив в Италии около года, молодой нидерландец остался почти равнодушным к античным древностям круг его знакомств в среде современных итальянских художников также был предельно узок (зато в числе его новых друзей видный учёный-географ Сципио Фабио из Болоньи). В картинах Битва поста и масленицы (ок. Весна». Это картина Голова крестьянки 1564 года.

Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Патинир и его ученики нередко «прятали» фигуры библейских или античных персонажей в картинном пространстве, заставляя зрителя подолгу и с увлечением отыскивать их. Зима (все — Вена, Музей истории искусства) и Жатва. На тему пороков и добродетелей Брейгель создает и циклы рисунков (1557, 1559), предназначенные для воспроизведения в гравюрах.

Иногда он строго прорабатывает линию – явно думая о переводе экзотичного вида в гравюру («Альпийский пейзаж», 1553, Париж, Лувр). Лето» и «Сумрачный день. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Народное веселье предстает не частным жанровым эпизодом, но наглядным обобщающим утверждением жизнелюбивой энергии, таящейся в глубине крестьянских масс и в смеховой культуре (по известному термину М. М. Бахтина), прорывающейся наружу наперекор силам социального и национального угнетения.

И хотя силы зла не дают забыть о себе, не они царят в этих картинах. Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их. Последнее только что удалось человеку, «влезающему в картину» на втором плане справа.

Но её фигура комична. Теперь их отдаляет от этого места огромное расстояние. Поставляя своему патрону модные, «патинировские», виды, Брейгель должен был пожертвовать живой тканью впечатлений и заново комбинировать «Большие пейзажи» из её обрывков. Как видно по месту его гибели, когда падение началось, Солнце было в зените. Гуляки взобрались на лесистый холм, где поставлена виселица.

Однако «чтоб пройти мир, надо согнуть спину», говорит другая пословица – и рядом со щёголем истощённый оборванец, согнувшись в три погибели, пролезает вовнутрь подобной же, увеличенной, сферы. Умерли родные, сгорел дом. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Питер Брейгель Старший (нидерл. Pieter Bruegel de Oude ок. Художник, однако, не унимался. В картине «Избиение младенцев» Брейгель использует евангельский сюжет, рассказанный апостолом Матфеем, но сюжет этот видоизменяется, остаются только ассоциации.

Еретиков, отступников без сожаления приговаривали к мученической смерти. Главный герой произведений Брейгеля (сатирические рисунки, религиозные, аллегорические и жанровые картины) – постоянно движущаяся народная масса. Ниже, несколько поодаль — стадо овец с пастухом, взирающим на небеса. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу.

Брейгель как бы противопоставил взыскательному глазу зрителя «глядящее» из глубины картины солнечное око. Вразрез с привычным стандартом «исторической картины» Брейгель представил зрителю не эффектный, завершённый вид, а динамичное действие – причём ритм и направленность времени обрисованы им со всей возможной ясностью.

сторона» нормальной человеческой жизни: всё переменилось, когда в селение пришли жестокие враги. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Об одной из последних работ Брейгеля – «Сорока на виселице» (1568, Музей земли Гессен) – ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. К уступам башни и ее галереям успели прилепиться, подобно птичьим гнездам, деревни. Холод и тепло, земля и небо ведут здесь переменчивую борьбу. Сюжет «Падения мятежных ангелов» – обычный зачин Босховых многочастных композиций.

Отсюда эпическая широта повествования. Детям художник передаст уже полноценную фамилию Breugel. Теперь он пишет природу и крестьянский быт. И можно не думать о виселицах, глядя на «Возвращение стад», а наслаждаться суровой гармонией звучных темно-золотых, ржаво-коричневых тонов, ощущать угловатую грацию тяжелой поступи стада, прозрачно-льдистый воздух поздней осени.

Несмотря на то, что отдельные детали еще условны (горы вдали навеяны альпийскими впечатлениями), эта картина, как и вся серия в целом, передает специфический облик и красоту именно нидерландского ландшафта. В средневековой Европе они производились из костей животных. Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в Притче о слепых (1568, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Произведения Брейгеля пользовались большой популярностью в различных кругах общества, в том числе и у знати (даже Филипп II имел его картины). Известен также как Брейгель «Мужицкий«. Лето и Сумрачный день.

Выдающийся кинорежиссер Андрей Тарковский для своего фантастического фильма «Солярис» из всех мировых шедевров земного художественного пейзажа выбрал именно эту картину. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда. И тогда легче и глубже дышится иной мерой измеряет мастер горести и радости бытия.

Вот вид с возвышенности: опушка леса, заполненная массой народа. Вероятно, по заказу Николаса Йонгелинка, около 1565 Брейгель создает знаменитую серию картин, объединенных под названием Месяцы или Времена года (скорее всего, часть более обширного цикла всех месяцев года): Охотники на снегу (Январь), Хмурый день (Февраль), Возвращение стад (Ноябрь) (все -- Музей истории искусств, Вена), Сенокос (Июль) и Жатва (Август). Идея такого цикла восходит к календарям готических часословов, времена года символизируют вечный жизненный круговорот. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году. Один из первых критиков его творчества поэт Лампсоний, в 1572 г., не мог найти для этого художника более удачной характеристики, чем «новый Иероним Босх». Вот Брейгель берет кисть – он и объем насыщает настойчивой густой материальностью, в его фигурах есть особая литая плотность, словно изображенным персонажам или предметам «тесно» в очертаниях, данных художником. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей.

Впрочем, нидерландские мастера издавна владели этим секретом. Работы художника очень повествовательные и, можно сказать, даже – репортажные. Заснеженная земля в соседстве с голубовато-зеленым льдом прудов и тускло-синим небом создает опущение стылого воздуха в «Зиме». Как отголосок этих бедствий воспринимается картина Брейгеля «Избиение младенцев в Вифлееме» (1566/67, Вена, Художественно-исторический музей: завершение своеобразной «рождественской трилогии» картин – живописной хроники нидерландского селения.

Напротив, у «Добродетелей» абсолютно земной фон аллегорическим фигурам сопутствуют сцены, привычные современникам Брейгеля. Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль. Уже в ранних исполненных с натуры рисунках и акварелях (1552-1553) изображающих грандиозные панорамы Тироля, Альп, виды родной страны, Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружив целостное органическое чувство жизненных сил природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. На картине Брейгеля – деревенская околица в праздничный вечер. В последней картине царят силы разрушения, неумолимый рок. В Триумфе смерти (Прадо, Мадрид) он рисует жуткую картину массовой гибели людей.

Вот создается удивительный узор темных силуэтов людей и собак на фоне снега. Брейгель же, дав этим фигурам пластический облик, наделил их прямо противоположной ролью. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Зима и Сенокос — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика.

Художник женился, у него был годовалый сын. Все мы помним греческий миф о Дедале и Икаре, нет смысла здесь его пересказывать. Картины, созданные около 1562 года, — Триумф смерти (Мадрид, Прадо), Безумная Грета (Антверпен, Музей Майер ван дер Берг), Обезьянки (Берлин, Государственные музеи) — отличаются друг от друга, но всем им присуще чувство горечи и отчаяния, глубокое безверие в разумное устройство мира. В изображении Брейгеля это место – не гора Голгофа, а ровная площадка, окаймлённая пугающе правильным кольцом из жадных до кровавого зрелища зевак. В «Триумфе смерти» кошмаром уничтожения был объят весь мир, до самого горизонта.

В 1565 году Брейгель выполнил серию картин Времена года (их было, по-видимому, двенадцать или шесть, но сохранилась лишь часть). Это уходящая к горизонту равнина с мирно бродящим стадом и неустанно вертящейся мельницей, там трудятся простые люди, не привыкшие жаловаться на нелёгкую судьбу: «Всё перемелется – мука будет». Эти размышления, как и живые воспоминания итальянского путешествия, лежат в основе картины «Падение Икара» (Брюссель, Королевский музей изобразительных искусств). В библиотеке космического корабля вместо отсутствующего окна Зима Брейгеля – как щемящее напоминание об оставленной Земле, как чистота земного детства, как мудрость человеческого бытия.

Если это художник, всегда умевший ясно выразить то, во что он действительно верил – не означает ли его нарочитое многословие иронию в отношении к заданной ему теме. 1560, обе – Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок. Отец Икара Дедал был вынужден бежать на Крит после того, как убил своего юного племянника Пердикса. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «» (другое название— «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп». Картина «Мизантроп» (Неаполь, Национальный музей Кападимонте) имеет подпись: «Поскольку мир так несправедлив, я ношу траур». Вопрос о политической позиции Брейгеля в разгар Реформации все ещё остаётся открытым.

Отзвуком размышлений художника о смысле человеческой и природно-вселенской жизни была картина Падение Икара (1555-1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Брейгель многолик: он был одновременно средневековым моралистом и пейзажистом в современном смысле слова был истинно северным художником и вместе с тем его живопись отмечена итальянским влиянием. Но главная его особенность заключается не в выборе сюжета, а в его трактовке. Чтобы убедиться в этом, стоит посмотреть на два его произведения — Крестьянский танец и Крестьянская свадьба (оба — 1568, Вена, Музей истории искусства). Жизнь идет своим чередом.

Хотя она, как и близкая ей по стилю картина «Вид Неаполя» (Рим, Галерея Дориа-Памфили), в последние годы считается старой копией с П. Брейгеля Старшего, сам живописный замысел «Падения» – несомненное детище великого нидерландца – заслуживает особого рассмотрения. Брейгель – явно более оптимистичный или, вернее, более приверженный земному миру художник. Он вновь всемогущ. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом. Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок. Франк), если крестоносное воинство, по делам своим, неотличимо от «искавших души Младенца». Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему.

Кажется именно их имели в виду современники художника, когда «говорили, что он, находясь в Альпах, глотал все горы и склоны, а вернувшись домой, стал извергать их на полотно и доски» (К. Справедливость.

В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. Иной раз Брейгель прямо подражает зрелищной ясности Патинировых пейзажей («Речной итальянский пейзаж со Святым семейством» (1553/54, Берлин, Гравюрный кабинет), но это исключения. Он писал замечательные картины, но никогда не писал статьи, не переписывался с друзьями. В 1561-1562 годах Брейгелем создаются картины, объединенные предчувствием надвигающихся исторических катаклизмов: Триумф смерти (Мадрид, Прадо), Падение мятежных ангелов (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Безумная Грета (Антверпен, музей Майер ван ден Берг), Битва израильтян с филистимлянами (или Самоубийство Саула, Вена, Музей истории искусств).

Тревога звучит под сурдинку, как «memento mori» древних, но и о ней, оказывается, – а это редкость у Брейгеля – можно забыть. Согласно семейному преданию, Питер Брейгель обучался живописи в Антверпене у именитого живописца Питера Кукке ван Альста (1502-1550), ученика Б. ван Орлея художника с широкими гуманистическими интересами. Зрителю тоже предоставляется пройти взглядом всю эту многолюдную «страну дураков» – до крошечной вертикали колокольни на горизонте. В следующем году он уже в Риме, где знакомится со знаменитым итальянским миниатюристом Джулиано Кловио (будущим покровителем Эль Греко). Один патрон – и не важно кто.

Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность. Его картины — это правда и вымысел. Более тридцати из приблизительно сорока пяти картин Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей.

ван Мандер). Таким образом, «Калеки» Брейгеля – возможно, живописная сатира на беспомощную политику нидерландской фронды. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы.

Когда умерла мать сыновьям было четырнадцать и десять лет. И «ни один плуг не остановится, когда кто-то умирает» – как говорит нидерландская пословица, ставшая одним из лейтмотивов брейгелевского творчества. Главные персонажи во многих картинах брюссельского периода (Проповедь Иоанна Крестителя Избиение младенцев, Хэмптон-корт, Лондон Обращение Савла Перепись в Вифлееме, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель Несение креста) с трудом различимы среди групп или толп людей, художник подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания. И они не случайны. Лишь меньшинство из них принимает участие в битве с живыми – полчища мертвецов стоят в резерве: ведь судьба мира такова, что со временем умерших делается всё больше, чем живущих.

Брейгель придал проповеди Предтечи черты одной из таких сходок более того – изобразил среди слушателей, на возвышении справа самого себя вместе с женой (в красном платье) и тёщей – вдовой Питера Кукке ван Альста, художницей Майкен Верхюльст (в сером). Природа и человек в ней – вот что интересовало художника больше всего. Новая ступень в искусстве Брейгеля начинается с 1559 года, когда он пишет «Битву Масленицы и Поста». Тогда Нидерланды не были еще единым государством.

Зима», «Сенокос», «Жатва. Практика включения в ландшафт исторических сцен напоминает нам об И. Патинире.

Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. 1565, Хэмптон Корт, Королевское собрание). Две другие— «Жатва. Тот же принцип в основе картины Игры детей (приложение 6) (в незаконченной серии Четыре возраста человека): перспектива улицы, усыпанной играющими детьми, не имеет предела их веселые и бессмысленные забавы -- своего рода символ столь же абсурдной суеты всего человечества. Перед «Охотниками на снегу» можно поверить, что великий мастер хоть ненадолго отошел от мучительной веры в несправедливость жизни, от мысли о невнятности ее путей или скорее, как думали в ту пору, рока.

Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Воистину «Страсти Христа повторяются каждодневно, каждый раз по-новому» (С. Лето» и «Сумрачный день. Основными направлениями его живописи были пейзажи и жанровые сцены. И эта активность пейзажного пространства придаёт убедительность самым фантастичным видам – каков, например «Героический город» (1553 г., Лондон, Британский музей), где небо, земля и постройки человека образуют единую, пульсирующую, но целокупную форму. «Пейзаж с падением Икара» — так называется одна из них (1555—1558, Брюссель, Королевские музеи изящных искусств).

Наметившееся противоречие между жизнью природы и человеком получает острое трагическое завершение в картине «Слепые» (1568, Неаполь, Музей Каподимонте) изображающей вереницу уродливых слепцов, вослед за поводырем падающих в воду. Весна». Ржавая листва, блеклая бурая трава, рыжие бока коров, грязная глинистая дорога выстраивают цветовой ряд «Осени».

Иные рисунки исполнены им по памяти, другие – с натуры, «Альпийский пейзаж с рисующим художником» (1553/54, Лондон, Собрание Сайлерн).

Осень», «Охотники на снегу. Лето» и «Сумрачный день. Но до сих пор неизвестно, как еще Брейгель выражал свое мнение.

В 1567 – 1569 годах Брейгель пишет несколько картин на темы народной жизни. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом. Исполненные сейчас рисунки: «Горный пейзаж с речкой, деревней и замком» (1553/60, Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана) «Горный пейзаж, Вальтерсшпург» (1554-1555, Брунсвик (США, Мэн), Художественный музей колледжа Бодуэн) «Альпийский пейзаж» (1554-1555, Кембридж (США, Массачусетс), Художественный музей Фогга, Гарвардский университет) превосходят собственно путевые – возможно, натурные – этюды Брейгеля зрелостью и завершённостью пейзажного образа. Голландцы усовершенствовали коньки: начали приделывать полосу металла, чтобы лучше скользить.

Первый биограф художника Карел ван Мандр сообщает, что перед смертью Брейгель просил жену уничтожить некоторые рисунки, так как те были «слишком уж едки и презрительны». Прибыв в Брюссель, Альба предъявил всему нидерландскому народу официальное обвинение в ереси. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Все картины цикла – «Возвращение стад. Об этом можно только догадываться.

Кстати, у Питера "Мужицкого" была одна дочь Мари. Ореховая скорлупа, мало утешительная для хвостатых узниц, напоминает нидерландскую пословицу: «Судиться из-за фундука» – то есть платиться самым ценным ради пустяков.

Весна». Охотник пал на колени и обратился в христианскую веру. Хмурый день (весна), Жатва (лето), Возвращение стад (осень), Охотники на снегу (зима) – это поистине величественная панорама природы, как бы апофеоз пейзажной живописи. Весна, Возвращение стад.

Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. В картину Битва Масленицы и Поста (1559, Вена, Музей истории искусств), где запечатлен народный праздник на улицах фламандского городка, он включает множество конкретно-бытовых, метко охарактеризованных эпизодов. Мандр предполагает, что художник боялся «серьезных последствий для жены».

Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. То же видение посетило и Губерта. Люди органически слиты с природой, они полны энергии и активности. Живя в Антверпене, Брейгель продолжает создавать по памяти горные пейзажи.

Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. Вся эта конструкция из камня, такая прочная и так умело построенная, когда-нибудь уподобиться песку на морском дне. Те же идеи Брейгель развивает в картинах Фламандские пословицы (1559) и особенно Игры детей (1560). Чуда не произошло.

В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года или Месяцы (1565) изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. (Евангелие от Матфея, 2:20). Осень, Охотники на снегу. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Земные люди, занятые привычным делом, не видят Икара – либо не желают на него смотреть.

В обоих изображениях переходных сезонов, «Хмурый день» и «Возвращение стада», живописное пространство рассекает диагональ реки, ниже которой господствует красно-коричневый тон земли, а выше – свинцово-сизый цвет пасмурного неба. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Фон «Надежды» – всевозможные ситуации, в которых человеку служит опорою только надежда: шторм, пожар, темница.

Во льду, точно приникая к заснеженной земле, отражается небо. Но художник ощущал, вероятно, что не может искусство жить лишь отрицанием, горечью, болью. На ней вооружённый отряд поднимается вверх по горной дороге. Родился в 1525 (точная дата неизвестна) году, предположительно в городе Бреда (нидерландская провинция). Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств).

На первом плане – коренастые фигуры людей в широких одеждах, обращенные спиною к зрителю. Только в природе, что виднелась в глубине его картин, оставались крупицы гармонии и покоя. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Между тем, действовавший в то время так называемый «кровавый эдикт» императора Карла V (1550 г. ) угрожал всякому, кто – подобно Брейгелю – не имея университетской степени по богословию, осмелится самостоятельно изучать и толковать Библию – конфискацией всего имущества и плахой либо костром. Оттуда, с невысокого обрыва, открывается вид на равнину, заполненную толпой.

Проходит еще несколько лет и в искусстве Брейгеля вновь происходят серьезные изменения. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года. Всё это – картина «Охотники на снегу». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.

И перед «Сумрачным днем» о ней забываешь, погружаясь в созерцание домов, деревьев, тяжелой, влажной, будто дышащей земли. Зима», «Сенокос», «Жатва. 1480–1550). Картина Брейгеля являет зрителю небесный купол, вершина которого – диск Солнца.

Собранный по крупицам и представленный, наконец, во всем своем творческом могуществе Питер Брейгель Старший сразу убрал с пьедестала своих сыновей – художников Питера Младшего (Адского) и Яна Бархатного (Райского), преуспевших в карьере и славе куда больше отца. Теперь виселица просто нелепа и смешна. В двух картинах – Избиение младенцев (ок. «Возвращение стад. По другой версии, «Месяцы» должны были занять четыре стены комнаты, окружив, таким образом, зрителя со всех сторон. Питер Брейгель Старший (Pieter Brueghel) — великий художник прошлого из Нидерландов. Подробнее: Речь идет не только про Дедала и Икара.

1560) изображена толпа на деревенской площади. назревало массовое неприятие испанского владычества. Проще узнать руку Брейгеля, нежели объяснить, как узнают ее. Бойким и старательным жестам танцующих противостоит тихий покой деревенской улочки с ее уходящими вдаль пушистыми деревьями. Ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог, а затем так и не выкупил их. В большинстве картин 1568 г. Брейгель возвращается к тематике «Нидерландских пословиц», но на новом изобразительном уровне.

Но и природа в «Месяцах» вовсе не чужда человеку – везде её величавость сочетается с неким особым уютом. Брейгель работает пером и тушью. Как сообщает Мандер, Брейгель начинал как подмастерье у крупного антверпенского живописца Питера Кука ван Альста, в 1551 был принят в члены Антверпенской гильдии св. В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами. Своеобразный идеал этого мира выражает картина «Страна лентяев» (1567, Мюнхен, Пинакотека). Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564–1638) и Ян Брейгель (1568–1625), стали известными художниками. В картине Охотники на снегу (или Декабрь, Вена, Музей истории искусств) метко схвачено своеобразие зимнего пейзажа с прозрачным морозным воздухом, зеленовато-серым небом, тонким орнаментом хрупких ветвей деревьев и кустарников, далекими пространствами заснеженных полей и гор, теплом, веющим от человеческого жилья.

Босх, отойдя от традиционной для его школы религиозной живописи, обратился к более общим проблемам бытия человека в мире, но на технически-стилевом уровне он наследует XV в., лишь в позднем творчестве обнаруживая собственные изобразительные приёмы («Поклонение волхвов» в Прадо). Подробнее: В эпоху Ренессанса коньки были популярным развлечением в Нидерландах.

Брейгель женится на Мейкен Кук, дочери своего первого учителя, становится отцом двоих детей (впоследствии знаменитых художников -- Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Бархатного), получает от Совета города почетный заказ на увековечение торжественного открытия канала между Брюсселем и Антверпеном. Прежде всего, неясно из скольких картин изначально состояла серия: было ли их двенадцать, шесть или всего четыре: «Четыре времени года». Казалось, близки времена апостолов, когда живое Слово восторжествовало над буквою закона. В следующей картине, «Битва Поста и Масленицы» (1559, Вена, Художественно-исторический музей), ряженые участники шутовского поединка, устраиваемого в Нидерландах XVI в. в дни проводов зимы спускаются с балаганных подмостков, в толпу своих зрителей. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Х. Босха, от дробных по композиции и ярких по цвету полотен (Битва Масленицы и Поста, 1559, Музей истории искусств, Вена) Брейгель с середины 60-х гг. Л. Д. Эффект разителен.

Произведения Питера Брейгеля вплоть до ХХ века были скрыты в недрах частных коллекций. В этом равнодушии природы есть и светлая сторона – значит, не весь мир подвластен злой воле царя Ирода и прочих иродов «всех времён и народов». Но Вавилонскую-то башню даже во вселенском пейзаже не упрячешь. Художник выбирает высокую точку зрения, завершая дальний план величественной цепью гор.

Картина Брейгеля 1562 г. «Две обезьяны» (Берлин, Музей Далем) выглядит неким памятником угнетению: понурые, съёженные зверьки прикованы в глубоком проёме арки, в которой открывается легко схваченный кистью простор антверпенской гавани. Второе прозвище Брейгеля — «Мужицкий» — характеризует именно этот круг его художественных открытий. Не лучшая тактика для нападения. Всеобщим истреблением заправляет некий кладбищенский трибунал в белых одеждах (изображён в левой части композиции). В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев.

Мастер пейзажа и жанровых сцен. Тот момент, когда к Григорию Мелехову приходят «красные»и один из них просто так убивает его собаку. Когда герой спрашивает, зачем он это сделал, тот отвечает, что ему все равно. Трудно подобрать что-то более далёкое от безыскусной глубины будущих творений Брейгеля, чем изысканно-поверхностные итальянизированные картины ван Альста «Христос на пути в Эммаус» (Частное собрание), «Тайная вечеря» (1531, Брюссель, Королевский музей изобразительных искусств). В избранном художником масштабе фигуры строителей почти неразличимы. В 1563 году художник переезжает в Брюссель, где остается до конца жизни. Он вместе с друзьями приходит на народные гуляния, крестьянские свадьбы – и наблюдает.

Зритель же «Месяцев» – тот счастливец, которому дано было обозреть все картины цикла, собранные в одном месте – вряд ли чувствовал себя путешественником. С 1561 года и до конца жизни Брейгель живет в Брюсселе. Брейгель уже создаёт собственный пейзажный стиль, в корне отличный от стиля Патинира. Зашифрованные послания в картинах понимали только те, кто знали, как читать эти образы.

В «Свадьбе» событие происходит в замкнутом в пространстве деревенской риги, заполненной людьми, сгрудившимися вокруг длинного стола. В её жизни было слишком много горя. И все это на фоне грандиозного гористого пейзажа, где царственно увядает природа. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы.

И это безразличие убивает. Свершившуюся трагедию не замечают люди, занятые своим обычным делом. Сцены сезонных работ, в средневековом искусстве – основные эмблемы месяцев (фигурка садовника – апрель, жнеца – август) – у Брейгеля занимают важное, но не первостепенное место. В 1564 году написана картина«Поклонение волхвов», а в 1565 году — цикл из шести картин «Времена года» (или «Двенадцать месяцев»), одна из которых в настоящее время утрачена.

Две другие— «Жатва. Осень радует «прощальной красою» – но небо справа уже застилает густая мгла и бурые коровы приникают к красноватой земле, как бы в поисках тепла и защиты.

Полукруг шествия в картине Брейгеля (возможно, что и замкнутый круг, часть которого скрыта от нас горизонтом) – мотив, затрагивающий тему нескончаемого круговорота времени. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом. В картину «Обращение Савла» он заложил отчаянную надежда на чудо – единственное, что могло тогда избавить Нидерланды от приближающейся беды.

Львов). Это было и в собственных интересах художника: ведь при слепом переводе его перьевой манеры в более грубую линию резцовой гравюры получалось нечто прямо нелепое («Вид Тиволи», Prospectus tiburtinus). Он привстаёт, глядя в сторону заходящего солнца – только он отважился обернуться к свету и теперь ослеплён ярким сиянием. В написанном около 1562 Триумфе Смерти (приложение 7) Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий панегирик Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами на горизонте -- такое же пустынное море с гибнущими кораблями.

Особое внимание в эти годы Брейгель уделяет сюжетам из Священного писания. Но ничего не меняется.

Лето» и «Сумрачный день. Но намного чаще, пунктирными, «дышащими» штрихами (какими его учили наносить на грунт будущей картины подготовительный рисунок), Брейгель схватывал очертания дальних хребтов извивы рек и дорог плоскости склонов, уже одетых мягким ковром растительности: живой и трепетный лик Земли («Речной пейзаж» (1552, Париж, Лувр) «Пейзаж со св. Комедиантов не сразу отличишь от буднично спешащих по делам пешеходов.

В связи с этим замечательны две фигуры на первом плане картины. Таков мир в знаменитейших картинах Брейгеля, написанных незадолго до «Времен года», — в «Триумфе смерти», «Безумной Грете», да и во многих других его произведениях. Некоторые приемы босховской живописи -- большой размер холста и мелкий -- фигур, бесчисленное количество сюжетов характерны для ранних картин Брейгеля (Нидерландские пословицы, Игры детей, Безумная Грета, Битва Поста и Масленицы), представляющих собою картины-притчи на темы фламандского фольклора. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными».

Помнил он и возвышающую красоту тех мест. Зима» и «Сенокос»— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Зима» и Сенокос— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. В них претворены и детские воспоминания художника и его походы по деревням, «когда там проходили ярмарки и свадьбы Здесь Брейгелю доставляло удовольствие следить за теми безыскусными приёмами крестьян в еде, питье, танцах, прыганье, ухаживании за женщинами и других забавах, которые он так красиво и смешно воспроизводил» (К. Музей истории искусств, Вена) лишь само название напоминает о библейском сюжете. Так, с этим связана довольно скандальная история, когда гравюра на тему Питера Брейгеля «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью Иеронима Босха за большие деньги.

Осень», «Охотники на снегу. «Возвращение стад. морское плавание из Марселя в Неаполь на обратном пути – горные дороги Швейцарии и Тироля. А цвет — он звучит здесь с непривычной строгой умиротворенностью. В картине Избиение младенцев (1566.

Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио. В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен). В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. Другие вещи художника рассеялись по городам и весям Европы. Она все сносила, но до той поры, пока не пропала её сковородка. Зной жаркого летнего дня наглядно передается всей гаммой золотисто-коричневых, соломенных тонов в «Жатве». В начале 1560-х годов произошли резкие перемены в личной жизни Брейгеля.

Зима» и «Сенокос»— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Полная противоположность этим картинам – Крестьянский танец (1568, Вена, Музей истории искусств). Подобно «Шествию на Голгофу», эта картина, так сказать – трагедия «замедленного действия». В начале 1560-х годов народ Нидерландов терпит поражение.

Дети на картине, вероятно, забавляются зимней голландской "игрой кольв". Особая роль в «Месяцах» принадлежит человеку. Около 1552 отправился в традиционное для европейских художников путешествие в Италию.

Прерывисто-неравномерный ритм движения фигур развивают тему неминуемой гибели. Музей в Далеме, Берлин), Война поста с масленицей (1559) и Игры детей (1560 – обе находятся в Музее истории искусств в Вене) фантазия Брейгеля направлена на то, чтобы с максимальной полнотой передать праздничные обычаи горожан, мудрость народных изречений, многообразие забав и развлечений детей.

В "Метаморфозах Овидия" описана версия с убийством. Каждая пора года представляема им как неповторимый облик земли и неба.

Климов). Но в дни правления Альбы, художник, видимо, повторил композицию (1566/67, Вена, Художественно-исторический музей), добавив ряд значимых деталей в группу всадников в доспехах, в глубине картины. На этот раз художник обращается не к городской, а к сельской жизни, быту и трудам крестьян ибо именно их существование органичнее «вписывается» в годовой природный цикл.

Карел ван Мандер называет им богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который позже, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все картины в залог и так и не выкупил их. Он знал, как устроено колесо подъёмника и как устроено колесо для колесования. В композиции картины использован типичный для живописи Брейгеля прием – высокий передний план, с которого открывается вид на простирающуюся внизу равнину.

Осень», «Охотники на снегу. Пейзажный фон играет особую роль и в картине «Разоритель птичьих гнёзд» (Вена, Художественно-исторический музей), восходящей к пословице: «Кто знает, где гнездо – только знает о нём, а кто его берёт – тот его имеет». Брейгель считается пионером жанровой живописи. В XVI в. в северном Брабанте и Лимбурге было несколько селений с подобным названием одно из них, Breughel (Brogel), находится в непосредственной близости от Хертогенбоса. Здесь представлен весь чудовищный зверинец картин Босха – непривычно (и потому особенно страшно) лишь то, что некоторые из монстров ещё сохраняют часть своего прежнего ангельского обличия. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице.

Ибо вещи, явления в «Охотниках на снегу» обрели утерянный ими первоначальный и добрый смысл: греет, но не сжигает огонь легко парят птицы — не воронье каркает над пепелищем даль не пугает, а привлекает открытостью — земля не юдоль печали, а обжитой дом людей. Под видом Переписи в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) изображено взимание испанцами налога с фламандского народа, в Избиении младенцев (1566, Вена, Музей истории искусств) – нападение испанского карательного отряда на мирную деревню. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев.

До нас дошли лишь его живописные произведения, да пара официальных документов. Повествовательность картин Брейгеля особого рода: могучий пластический талант художника сочетается с его необычайным даром занимательного рассказчика, умеющего ставить свои персонажи в самые разнообразные «игровые» ситуации. Зима» и «Сенокос»— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. И тут же — вечная прелесть природы, живущей своей мирной и тихой жизнью.

К «Месяцам» примыкает «Пейзаж с ловушкою для птиц» (1565 г., Брюссель, Королевский музей изобразительных искусств). – Эта картина не похожа на его предшествующие произведения. В знаменитом пейзаже Охотники на снегу (приложение 8) (Музей истории искусств, Вена) художник как бы обозревает панораму местности глазами охотников идущих по заснеженной вершине холма. Большое влияние на всё искусство Питера Брейгеля старшего оказал Иероним Босх. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы.

Будучи прекрасным знатоком масляной техники и темперной живописи, он писал копии настолько мастерски, что многие из них считались подлинными произведениями Питера Брейгеля Старшего. ван Мандер).

Искусство стало его работой. Рано или поздно нехитрые эти истины открываются не просто уму, но сердцу художника. Его жители особенно хорошо сознавали незавидную участь заповедника религиозных гонений, выпавшую в тот момент на долю Нидерландов: в Германии после Аугсбургского соглашения 1555 г., во Франции кануна Религиозных войн, в Англии с воцарением Елизаветы Тюдор (1558) – везде конфликты Реформации, казалось, гасли.

Именно это сочетание прямого, непосредственного наблюдения с условными формулами и создает эффект неизъяснимой притягательности картин Брейгеля. Притом по их заказам он создавал картины, представлявшие (как «Большая Вавилонская башня» и «Шествие на Голгофу») индивидуальную и весьма вольную трактовку библейских сюжетов. Группа охотников, уходящих от переднего плана вглубь, вносит энергичное движение в заснувшую, затихшую природу. «Танец» весь пронизан разнонаправленным движением, в стихии пляски есть что-то самозабвенное, но и заученно-ритуальное. Предметом оживлённых дебатов стал и способ развески картин, задуманный автором. Напротив, для Брейгеля земля приобретает непреходящую подлинность духовной родины.

Сыновья чтили память отца, копировали его работы, варьировали его темы. Таковы «Фламандские пословицы» (1559, Берлин, Государственные музеи), «Битва Масленицы и Поста» (1559) и «Детские игры» (1559—1560 обе — Вена, Музей истории искусства). Осень», «Охотники на снегу.

Это картина Голова крестьянки 1564 года. Брейгель женится на Мейкен Кук, дочери своего первого учителя, становится отцом двоих детей (впоследствии знаменитых художников — Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Бархатного)Картина «Падение мятежных ангелов» создана на основе известного библейского сюжета и также изобилует зловещими босховскими персонажами. А затем отправляется в Антверпен, где в 1551 году был принят в гильдию живописцев. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода сходство этого персонажа с Альбой намекает на сравнение короля Филиппа II с Иродом.

Осень», «Охотники на снегу. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Осень», «Охотники на снегу. По сделанным им рисункам (некоторые выполнены уже по возвращении в Антверпен) становится ясно, что альпийские панорамы, поразившие некогда Альтдофера, Кранаха, Дюрера и др., затмили впечатления художника от Италии и Рима. К годам, проведенным в Риме, относится самая ранняя из подписанных и датированных картин Брейгеля Пейзаж со Христом и апостолами на Тивериадском озере (фигуры были написаны Мартеном де Восом). Итак испанская пехота и конница, стоявшие в северной Италии, двинулись походом на родину Брейгеля. – Главные персонажи во многих картинах брюссельского периода (Проповедь Иоанна Крестителя, Избиение младенцев, Обращение Савла, Перепись в Вифлееме, Несение креста) с трудом различимы среди групп или толп людей, художник подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания.

Свадьба приурочена к окончанию жатвы – помещение украшают связки снопов. А в жизни самого Брейгеля словно наступило некоторое успокоение. 1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля.

Все картины цикла — «Возвращение стад. Отец умер, когда Питеру Младшему было пять лет, а Яну исполнился всего год. Возвращение стад. Итак, добродетель в представлении Брейгеля обыденна – так же, как для Босха, создателя «Семи смертных грехов» из музея Прадо, был обыден грех. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. С 1561 и до конца жизни Брейгель живет в Брюсселе.

1525— 9 сентября 1569, Брюссель) известный также под прозвищем «Мужицкий»— нидерландский художник и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Окружающий мир жил в его памяти в отчётливых контурах, в цвете, в живых подробностях. Календарь «Роскошного часослова герцога Беррийского» изображает разнообразные виды вполне конкретных мест: лично памятных для заказчика – получается как бы живописное путешествие по прекрасным владениям Иоанна Беррийского и, одновременно, по страницам его биографии. Обратите внимание, что недалеко от ног Икара сидит куропатка. Ее принцип был в том, чтобы, толкая клюшкой мяч из дерева или кожи, попасть им в цель.

Луки, где получил звание мастера (в это время ему было около 20 лет). Только тревога, сухая насмешка. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой.

Тогда Грета надела доспехи, взяла меч и пошла в Ад воевать с Дьяволом. Недаром-де Брейгель в период назревающей смуты переселяется из бунтарского Антверпена в официозный Брюссель и там пользуется личным покровительством советника наместницы Маргариты Пармской кардинала Антуана Перроне де Гранвелля (Гранвеллы), которого в Нидерландах тогда считали главным виновником испанского гнёта. Пока Икар «долетел» до поверхности моря, светило успело завершить свой дневной путь и вот-вот скроется за кромкою воды – вслед за своим незадачливым соперником.

В XIV веке к башмакам кожаными ремнями привязывали деревянные бруски. Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города. Первоначально фамилия художника писалась Brueghel (это написание сохранилось у фамилий его детей), однако с 1559 года он начал подписывать свои картины Bruegel. Свою творческую биографию он начал как график. Резко обрисовывая, порою упрощая формы, он выделяет характерные черты предмета, подчеркивая их плотным, красочно интенсивным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), особенно звучным на светлом фоне, умело используя при этом цветовые контрасты. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название — «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп». «Триумф смерти» Брейгеля – не только воспоминание о «готическом» искусстве, но и горькая пародия: это зрелище суда и расправы мёртвых над живыми по смыслу куда страшнее всех «Страшных судов» средневековья. На вывеске нарисован олень (так как гостиница называется Dit is inden Hert – "У оленя") и святой, стоящий перед ним на коленях. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными».

1559), Детские игры (ок. Этому безжалостному посланцу царя Ирода Брейгель придал характерную внешность «Чёрного Альбы», как прозвали в Нидерландах нового наместника отнюдь не за траурный цвет его костюма. По переулку вправо чинно уходит женщина в чёрном – которая, возможно, приносила убогим еду (будто животным в зверинце).

Проходят годы, десятилетия, века, много говорят о ценности человека. В Триумфе смерти (ок. серия гравюр «Большие пейзажи».

Земля доверчиво и дружелюбно открывается взгляду. Как тут не вспомнить один эпизод из великого романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Если герои «Крестьянской свадьбы» подчинены и предписаниям властей и дедовским обычаям, то в «Крестьянском танце» Брейгеля звучит в полную силу голос плотской свободы – недаром действие здесь выносится из интерьера на простор и на свежий воздух. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей.

В поздних произведениях Брейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. 1567 годом датирована его картина «Обращение Савла» (Вена, Художественно-исторический музей). Первое достоверное упоминание о Питере Брейгеле – запись о его вступлении в антверпенскую гильдию художников в 1551 г. – передаёт прозвище новоиспечённого мастера Питера ещё как Breughel, то есть, «брейгеловский», «уроженец Брейгела».

В этой сцене нетрудно узнать обстановку мятежного года истории Нидерландов – 1566-го. Апрель и май изображала неизвестная нам картина, утерянная ещё в XVII в. июнь-июль – картина «Сенокос» (Прага, Национальный музей), август-сентябрь – «Жатва» (Нью-Йорк, Музей Метрополитен) и октябрь-ноябрь – «Возвращение стада» (Вена, Художественно-исторический музей). Известный рисунок Брейгеля Художник и знаток (Альбертина, Вена), где за спиной работающего живописца, усталого и угрюмого изображен улыбающийся, самодовольный ценитель, сжимающий в руке кошелек, дает об этом представление. Если в ранней картине «Пейзаж с падением Икара» трагедия космического масштаба — гибель человека, впервые взлетевшего в небо, — проходит как незаметный эпизод повседневного бытия, то в последней — неминуемое падение нищих слепцов становится символом трагической судьбы всего человеческого существования. Это «Проповедь Иоанна Крестителя» (1566, Будапешт, Музей изобразительных искусств): Брейгелев вариант «Явления Христа народу». большую актуальность. Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур.

Народ здесь представлен как безымянная, пассивно страдающая масса, лишенная сильной воли. И покой, неведомый прежде яростной кисти Брейгеля, льется с картины в душу зрителя. Лето» и «Сумрачный день.

Отчаяние и пессимизм охватывают Брейгеля. В 1567-1569 Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни (которым и обязан своим прозвищем) (Крестьянский танец, Крестьянская свадьба -- обе в Музее истории искусств, Вена). Человек Брейгеля обладает свободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. Цикл этот посвящен временам года: Сумрачный день. На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название— «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».

Художник отлично помнил их маршрут: альпийские дороги, которые когда-то исходил он сам. Более гармонично выглядит «Большая Вавилонская башня» в Вене: в этой картине линия горизонта повышена, массив здания не так подавляет – он уже соизмерим с муравейником города и окрестными далями, с фигурами царя Нимрода и его подданных на первом плане.

Корнхертом, археологом и нумизматом Х. Гольциусом. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. В картинах Фламандские пословицы (1559.

- Все мы помним сказку про лису и журавля (правда немного удивительно, что в Голландии в XVI веке она уже существовала). Услышав знакомое имя Икара, мы инстинктивно поднимаем глаза к небу картины – и не находим там героя. Икар, возмечтавший подняться к самому Солнцу, кажется, был совсем недалёк от цели. Все это уменьшается к горизонту, но не кончается, тянется в бесконечность.

В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. Когда родился Иисус Христос, Ирод приказал уничтожить всех младенцев младше 2 лет (соответствовавших возрасту Христа), чтобы сохранить за собой престол. Есть легенда (она в основе картины) про женщину, которая сошла с ума.

Различные пороки – скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. – воплощаются в образах живых людей их конкретных поступках (Фламандские пословицы, 1559, Берлин-Далем, Картинная галерея). Но в миниатюрах рубежа XIV-XV вв. 1485–1524) и Херри Мет де Блес (ок. 1567 г., Вена, Художественно-исторический музей).

Есть в такой трагедии что-то особенное. Так на картине «Избиение младенцев» наблюдающий за убийствами человек в черном поразительно похож на Альбу.