Пліт Медузи
«Эхом» командовал капитан Бетанкур, опытный моряк. На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. Действительно, в них отсутствует один герой – в них отсутствует один двигатель. Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. Капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции. В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот.
Он назвал картины такого рода хоровыми. К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. В числе спасенных на плоту были офицеры Корреар и Савиньи. Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался. Старик держит три меча.
Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. Они оба спаслись в ужасной катастрофе и позировали Жерико во время написания картины. Предполагалось построить плот, чтобы перенести на него груз с корабля и тем самым способствовать снятию судна с мели.
- Теодор Жерико, «Плот Медузы»: история, описание, анализ
- 15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»
- Плот Медузы: когда живые завидуют мертвым
- Рецензии на книгу «Плот Медузы»
Но зато, найдя наконец ключ к шифру Эстер, я в дальнейшем уже пользовался им без труда. Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады. Плот скитался в море в течении 12 дней. А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле.
«Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. В их числе были и губернатор Сенегала Шмальц и солдаты «африканского батальона» – три роты по 84человека, набранные из людей разных национальностей, среди которых попадались и бывшие преступники и разные сорвиголовы. Ален Жобер снял фильм «Красота катастрофы» (цикл «Палитры», Франция, 2002), посвящённый картине Жерико.
Именно эта спрессованность момента здесь исключительно важна. Он также размышлял на темы взаимного сосуществования людей в социуме.
Под впечатлением от прочитанного Жерико задумал большую картину к Парижскому салону — главному государственному конкурсу живописи. Последние стали роптать (тем более что груз оказался слишком тяжел и плот погрузился так, что вода доходила им до лодыжек). Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Бурхливе море й грзн хмари також не вдповдають реальним умовам, що були на плоту.
- Описание картины «Крушение плота «Медузы»»
- Картина Плот «Медузы», Теодор Жерико
- «Плот Медузы» картина Теодора Жерико
- «Плот Медузы» (Теодор Жерико): описание
Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке. Человек на переднем плане – это его конечное бытие. А такие политические абстракции, как свобода, равенство, братство, не имеют облика. Ему удается в одной картине – очень патетической, очень романтической, очень звучной – соединить реальность, физически осязаемую и брутальную, (посмотрите на любимые романтиками трупы на переднем плане) и символы.
«Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас». Мане историй не рассказывает.
- Как с первого раза подобрать и выгодно купить обувь в интернете: 7 советов бывалого шопоголика
- Самое интересное в виде мозаики
- Словари и энциклопедии на Академике
- ПЛОТ МЕДУЗЫ – ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ
- Напишите отзыв о статье Плот «Медузы»
Живые и мертвые. Художник тем самым аллегорично показывает связь между жизнью и смертью, её неразрывность. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. Лондонская выставка была успешной и финансово— Жерико имевший право на треть выручки от продажи входных билетов, получил 20 тысяч франков. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра.
На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего».
Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества. В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична. Команда Аруса повдомляла, що, помтивши плт, вони спершу сприйняли щоглу й обривки тканини за рештки втрила чи вившену близну, тод як насправд це були шматки людського мяса, вившен для вялення. Вскоре отстал и «Аргус». Когда Петрушу Гринева в Капитанской дочке вешали пугачевцы, они говорили: Не бось, не бось, словно и впрямь хотели подбодрить. Тут нет человека, которого ты жалеешь.
- Отрывок, характеризующий Плот «Медузы»
- Отзывы о Джейн Веркор – Плот Медузы
В самую первую ночь погибли двадцать человек. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». Стоит отметить, что на картине есть портретные изображения действительных участников событий – врача Савиньи и инженера Корреара.
На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Давид тщательно срежиссировал появление своего шедевра. Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро. Всего на «Медузе» было 245 пассажиров. Он стоит в центре, он представляет собой ось картины. Но есть поразительные пейзажи, которые принадлежат и тому и другому модусу. Картину скрепляет дуэль взглядов Петра и рыжебородого стрельца. Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной».
К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения). Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse).
Запасшись в Санта-Крусе, столице острова Тенерифе, провизией, корабли продолжили путь. Но это позволяет Гойе превратить современное событие в звено истории Испании.
Сюжет картины основан на реальной трагедии. «Клятва Горациев» написана на сюжет о том, как римские патриоты три брата Горация были выбраны, чтобы сразиться с представителями враждебного города Альба-Лонги братьями Куриациями.
Здесь Жерико по-новому увидел своё произведение и решил тут же переделать нижнюю левую часть, которая показалась ему недостаточно убедительной как основание для пирамидальной композиции. Продуктов у них не было. «Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824).
Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат. Сюжетом для картины послужило событие, взволновавшее в ту пору всю Францию. Но смерть для него, верующего человека, – это обетование вечной жизни, про которую мы не знаем. «XIX век создал историческую живопись, какой мы ее знаем.
Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей». Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. Эта картина потрясающе проста.
Следует провести реминисценцию с книгой Джулиана Барнса «История мира в 10, 5 главах», а именно с пятой главой этого постмодернистского романа второй половины двадцатого века (1989 г. ). Однако я не мог допустить, чтобы погибли собранные ею сокровища. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Это команда. Романтизм был полностью ориентирован на современность.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плотаK 2. «Медуза» и «Эхо» оторвались от остальных кораблей и ушли далеко вперед. «Французские салоны знали изображения тяжелого крестьянского труда, бедных крестьян. Однако все это только предположения. Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота3. «Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise. А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Утром 17июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду. Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов12. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мертвым сыном. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Однако ему пришлось во всем подчиняться Шомарэ, а между тем с капитаном «Медузы» творилось что-то странное: похоже, он попросту заблудился в море. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке.
Какая невосполнимая утрата, если эти драгоценные записи погибнут и никто их не обнародует. 4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма. По словам первого биографа Жерико, Луи Батисье, люди искусства, привыкшие к возвышенным и отвлечённым сюжетам, не оценили полотно. Все люди изображены в своеобразном клубке из сплетенных человеческих тел. Есть жертвы и есть убийцы.
Но модус изображения был общепринятым. История плота «Медузы» вдохновила художника Теодора Жерико, который потратил год на то, чтобы написать удивительное полотно размером 5 на 7 метров.
Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов. В живых осталось лишь 15 человек. Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы». Картина была закончена в июле 1819 года.
Так само не було на плоту зображеного Жерко втрила. Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке31. Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой.
Это Утро стрелецкой казни Василия Сурикова». Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза».
Именно «Плот Медузы» послужил началом становления французского романтизма. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Но ветер относит плот от корабля спасения.
они опубликовали записки об этих трагических событиях. Картина была закончена в июле 1819 года. В общем, она ведет себя так, как должна была бы вести та, на которую смотрим мы».
На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. «Но когда эта картина была выставлена в 1851 году в Париже, она создала скандал.
В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Капитан дал приказ всем покинуть корабль.
Ветер с силою рвет парус, клонит мачту, удерживаемую толстыми канатами. Но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают ее уникальной. Флагманским кораблем «Медузой» и всей эскадрой командовал Дюруаде Шомарэ, неопытный капитан, получивший эту должность по протекции.
Кто-то потерял рассудок, другие погружены в апатию. Морское министерство, стремясь замять скандал, пыталось воспрепятствовать появлению информации о катастрофе в печати1. Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались). «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту».
В настоящее время «Плот Медузы» находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре (INV. Незважаючи на реальне пдрунтя, картина яскравим виявом мистецько свободи. Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии.
Также стоит отметить цветовое решение, к которому прибегает автор на своем полотне. Чего нельзя сказать о жанре барокко, где эмоции выходят на первый план. «Это полотно обращается не к личности – оно обращается к человеку, стоящему в строю. Гибель Эстер Обань на Южной автостраде в 1960 году потрясла нас всех, но не удивила.
Теодор Жерико, впечатлившись ужасной историей, произошедшей с людьми, в 1819 году написал картину «Плот Медузы», холст, масло, 491716 см. Море у Фридриха очень часто метафора инобытия, смерти. Само собой, я старался ничем не выдать своего страха, но невольно вцеплялся в сиденье, а она закатывалась смехом (она была по натуре жизнерадостна и смешлива), дружелюбно подтрунивая надо мной. Что соединяет эти две неравные части композиции.
Книга начиналась словами: «История морских путешествий не знает другого примера, столь же ужасного, как гибель Медузы». Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Сам плот почти упирается в раму картины.
Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. Я уже тогда подумал: как с ними быть. Но, с другой стороны, я не чувствую себя вправе утаить мою находку от Истории. За застывшим Петром, шеренгой солдат, шеренгой виселиц – шеренга зубцов кремлевской стены. В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре36. В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре. Для эвакуации пассажиров планировалось задействовать лодки фрегата, для чего понадобилось бы сделать два рейса. Про те, що плт був значно бльший, Жерко натяка з лвого боку полотна.
На плоту – изможденные, отчаявшиеся люди. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой.
К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения)34.
Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель. Сюжет данной картины рассказывает о реально произошедшем трагическом случае.
Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас».
Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады20. Тела людей, проведших две недели почти без пищи и воды, должны были бы быть более измождёнными, однако художник написал прекрасных атлетов. Художник родился в Руане в 1791 году. Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства.
Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse). небольшая французская эскадра – фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус» – отправилась из Франции в Сенегал. Это был бриг «Аргус». Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством.
Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей17. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Памятуя об этом, Шомарэ решил позволить «Луаре» плыть в своем темпе, а остальным судам приказал двигаться как можно быстрее.
Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось). Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей.
Под безобразием на самом деле понималась предельная правдивость». Глава Департамента изящных искусств виконт де Ларошфуко, к которому обратился директор Лувра де Форбен, с просьбой приобрести полотно, предлагал за неё 4—5 тысяч франков, хотя она оценивалась в 6000. Лично я никогда не садился без дрожи в ее открытый феррари. На пути корабли должны были пройти мыс Блан (Белый), но мыса с характерной белой скалой в назначенный срок не было видно. Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом.
В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. «Медуза» шла впереди «Эха». Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации.
Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). А Курбе лишал своего зрителя возможности такого покровительственного сопереживания. Именно Давид превращает клятву в центральный эпизод трагедии. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. 7 июня 1816 года судно «Медуза» покинуло Францию и отправилось к берегам Сенегала (только что возвращенного Франции англичанами).
За это время большая часть людей погибла. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации.
«Курбе переехал в Париж, но не стал частью художественного истеблишмента. м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. В своей книге автор рассматривает ряд общечеловеческих проблем в философском аспекте. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён35 ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка.
Это был взгляд несколько сверху. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Рядом с живыми лежат тела мертвецов. Здесь прослеживаются традиции барокко. Ален Жобер снял фильм «Красота катастрофы» (цикл «Палитры», Франция, 2002), посвящённый картине Жерико. А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра.
Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв. Он написал и выставил его в Риме, собрав там восторженную критику, а затем отправил письмо французскому покровителю. ви можете запитати все в систем з коробкою.
Фрегат «Медуза» потерпел кораблекрушение 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Тяжелые волны вздымаются к небу, грозя вот-вот опрокинуть утлый плот. Барнс обращает внимание читателей на некомпетентность морских офицеров фрегата «Медуза», коррумпированность Королевского флота, бессердечное отношение представителей правящего класса к тем, кто находится рангом ниже. По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства. В1817г.
Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии. Рядового человека она отпугивала тем, что он не очень может понять, кто это. Так реалистично страдание и смерть до Теодора Жерико не изображал ещё никто.
Само создание этой картины является исторически важным. Сюжет, легший в основу его полотна, был известен британской публике благодаря появившемуся в 1818 году английскому переводу книги Корреара и Савиньи. Шомарэ был слегка удивлен исчезновением «Эха», но не попытался выяснить причины этого. Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот.
Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. 17июня 1816г.
Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. Англичане, плохо знавшие современную французскую живопись, ошибочно причисляли его к представителям школы Давида. Спасательных шлюпок на борту было недостаточно, чтобы вместить всех пассажиров. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот.
Случилось это в 1816 году. В чем сущность романтического мировосприятия. Его персонажи величественные, монументальные игнорируют своих зрителей и они не позволяют установить с ними вот такой вот контакт, который делает их частью привычного мира, они очень властно ломают стереотипы». Такое искусство, которое скорее хвалит, которое скорее услаждает, как правило, находит очень большой спрос. По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Так изобразил эту драму художник Теодор Жерико на своей картине «Плот Медузы» (1818–1819, Париж, Лувр). А поскольку этот ужас универсален, то и Клятва Горациев никуда от нас не уйдет».
Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества. Как ты можешь увидеть свободу. 147 человек были вынуждены спасаться, забравшись на плот. Но это не единственная проблема, которой коснулся Жерико в своей работе.
На двенадцатый день их подобрал бриг «Аргус». 1июля корабли должны были миновать мыс Блан (Белый), но с борта «Медузы» этого мыса с характерной белой скалой так и не увидели. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
На картине мы видим оттенки холодного красного, темно-синего и грязно-серого и коричневого, которые символизируют общую безысходность и трагичность положения людей, находящихся на терпящем бедствие плоту. Общественность была глубоко потрясена этим происшествием. Крестьян нужно было пожалеть, крестьянам нужно было посочувствовать. На столе, в тепле стоят четыре бутылки шампанского – но почему не во льду.
В техническом плане произведение выполнено превосходно. Вище: що ви шукали. На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых. Эти корабли везли нового губернатора колонии и чиновников с их семьями. Все, кто был на лодках, спаслись.
Картина Жака Луи Давида «Клятва Горациев» является поворотной в истории европейской живописи. (В Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи Денон перед картиной «Плот Медузы» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно.
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Но до Канарских островов все-таки добрались благополучно. Каравелла Эхо, не отклоняясь от курса, утром обогнала Медузу.
Поразительный был распад коммуникаций между зрителями провинциальной Франции и парижанами. Она шла против всего, к чему парижская публика на этот момент привыкла. Для того, чтобы не умереть от голода, они были вынуждены питаться погибшими товарищами. Всех охватила паника.
Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. Но в этой картине очень хорошо заметна роль народа.
«Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. Таким образом, на холсте изображены подлинные участники разыгравшейся трагедии. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра.
В настоящее время полотно находится в Лувре. Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. Двигателем становится народ. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. 4884).
В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых. Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица. «Эхо» всю ночь шло правильным курсом и к утру далеко обогнало «Медузу», скрывшись за горизонтом. Он как будто бы приближает камеру, от панорамы он переходит к исключительно близкому плану, чего тоже не было в такой степени до него. Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. Когда стало очевидно, что тяжелый плот буксировать практически невозможно, капитан отдал приказ обрезать веревки.
«Мане – провокатор. «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту»K 627. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду. Он всегда ощущал себя провинциалом и лучше всего ему было дома, в Орнане.
Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы». Вот почему я подавил некоторые соображения щепетильности и, решив утаить до поры до времени подлинное имя писателя и опустить кое-какие факты, в которых слишком легко угадываются действующие лица (по истечении подобающего срока я внесу необходимые разъяснения, которые позволят восстановить все факты и подлинные имена), стал приводить свою находку в порядок. Сами выжившие рассказывали об ужасах этого путешествия. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мертвым сыном.
Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей. На самом же деле фрегат ночью отнесло далеко к югу и курс был выправлен лишь утром 2июля. А на плоту положение стало ужасным.
Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». Между тем она не кокетничает с нами, а смотрит сквозь нас. На борту было около 400 человек. Жерико был всецело поглощён работой.
Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Вот высокие фигуры, вот низкие фигуры, вот парусники большие, вот шлюпки под парусами.
Люди, страстно любящие жизнь, слишком любят ею рисковать. Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось)1. Да и видно ли его. Разразились политические споры, атмосфера становилась все хуже и хуже.
Но наблюдал, как изменяется оттенок мертвой плоти и переносил эти цвета на холст. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. Жерико был всецело поглощён работой.
Она сделала единственное распоряжение (как знать, может быть, предвидела катастрофу. ), назначив меня своим душеприказчиком. По-видимому, Эстер не поддерживала с супругами дружеских отношений (во всяком случае, мужа она прежде не встречала), однако с женой, несомненно, была связана какими-то общими занятиями. Самый простой ответ: Мане прежде всего художник, Мане прежде всего глаз. Чтобы их успокоить, все шлюпки соединили вместе и к последней из них привязали плот. «Пейзаж абсолютно меняет оптику. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады. Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент.
Дуже скоро в систему додан нов мови. Его должны были вести на буксире лодки. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Итак, утром 17 июня 1816 года в Сенегал отправилась французская экспедиция, состоявшая из фрегата Медуза, каравеллы Эхо, флюта Луара и брига Аргус. Так как эта полнокровная женщина – это, конечно, сама Свобода. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Но по некоторым оброненным вскользь словам можно предположить, что они состояли в одном спортивном клубе – играли то ли в гольф, то ли в теннис (а может, занимались другим видом спорта).
Я был уверен, что в один прекрасный день она вот так и погибнет – смеясь. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». И это команда к человеку, который сначала действует, а потом размышляет. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством.
На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых, а потом— и всё оружие, чтобы не перебить друг друга1. Входившие в состав эскадры корабли обладали разным запасом хода и тихоходная «Луара» начала отставать от головных. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Но завещания не оставила.
Художников она оскорбляла отсутствием четкой композиции и грубой, плотной пастозной живописью, которая передает материальность вещей, но не хочет быть красивой. Жерико позировал Эжен Делакруа, который также имел возможность наблюдать работу художника над картиной, ломающей все привычные представления о живописи. Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь.
147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море. Лицо ее и в смерти сохранило отпечаток жизнелюбия и в то же время иронии, неизменно прятавшейся в уголках ее губ. История XIX века становится театрально-мелодраматичной, она приближается к человеку и мы в состоянии теперь сопереживать не великим деяниям, а несчастьям и трагедиям.
В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». Есть и еще одна волнующая вещь: ощущение хаоса и поножовщины здесь чрезвычайно важно. Офицеры (по большей части молодые бонапартисты) очень быстро воспылали злобой к своему капитану, считая его старым амбициозным аристократом. Все это безумный художник сохранял до полного разложения.
Жерико питал надежду, что в стране с развитыми морскими традициями его произведение будет понято. Человек изменяет свой масштаб, человек переживает себя по-иному в мире.
Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Четыре дня спустя шлюпки с капитаном Дюруа де Шомареем и его друзьями благополучно добрались до сенегальского побережья бросив на произвол судьбы плот «Медузы» со 157 потерпевшими кораблекрушение. Слева от него – три сына, сливающиеся в одну фигуру, справа – три женщины.
147 людей оказались обречены на смерть. И очень трудно понять, на самом деле, какой из них доминирует». По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Человек, который сочувствует, по определению находится в приоритетной позиции. Картина была закончена в июле 1819 года.
Недаром именно оно ассоциируется с художником и приходит первым на ум, когда речь заходит о Жерико. Опасаясь, что «Медузу» купит английский коллекционер, её приобрел близкий друг Жерико Дедрё-Дорси за 6005 франков. На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. Картина была закончена в июле 1819 года. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. За живой клубящейся толпой, часть которой скоро умрет, стоит пестрый, волнующийся храм Василия Блаженного.
Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас»21. Картина Сурикова здесь – яркое исключение.