Плакат Отстоим Волгу Матушку Год
Отстоим Волгу матушку когда такой плакат могли нарисовать
Великая русская река для нас священна и она останется незапятнанной. Вот таким образом природные объекты занимают в символическом пространстве нации заметное место. Особое значение имел цикл статей В. Розанова «Русский Нил», опубликованный в «Русском слове» в 1907 г., Розанов, много писавший о «России-матушке» (и даже «России-бабушке»), не мог не затронуть проблему материнской природы великой реки. Специфика образа Волги в дореволюционной культуре связана с тем, что она выступала субститутом «России-матушки», придавая тем самым этому символу дополнительную легитимность. Очевидно, привлечение символа «Волги-матушки» повышало эффективность использования образа Родины-матери: он в большей степени оказывался связанным с родной землей, природой, чем с государственной машиной. Насколько распространенным он был в репрезентациях событий июля 1942 – февраля 1943 гг. в газетах «Правда», «Красная звезда», «Известия», «» и «Литература и искусство».
4), установленный возле Рыбинского водохранилища в 1953 г., в самый разгар Холодной войны. В какой степени материнские образы реки и страны коррелируют. Подобно «России-матушке», этот образ нередко использовался в утверждении идей особости России, ее отличия от Запада, ее чуждости западным ценностям. Не будет преувеличением сказать, что в какой-то степени «Волгу-матушку» был призван символизировать и один из наиболее значительных монументов советской эпохи, связанных с памятью о войне – «Родина-мать зовет. » на Мамаевом кургане. (Ил 2. ).
Таким образом, Свои представлены как дети Волги (например, в стихотворении Е. Долматовского «Разговор Волги с Доном», напечатанном в сентябре, она посылает в бой своих сыновей – советских воинов). В дискурсе Сталинградской битвы образ Волги был представлен широко и многоаспектно. Вместе с тем подчеркивается преемственность советской «Волги-матушки» и дореволюционной, для чего акцентируется ее бунтарское, революционное начало: «Не сдавалась цепям и обманам / Голубая дорога страны, – / Не задаром Степан с Емельяном / Вниз по Волге водили челны». Представления о материнской природе реки характерны для культур многих народов, живших на ее берегах так, Волгу называли «матерью» в татарской и ногайской культурах в XVII в. По мере колонизации Волги русскими материнский образ становился все более востребованным инкорпорирование «Волги-матушки» в систему существовавших поэтических образов и символов выступило одним из способов русского освоения Поволжья. Особое место реки занимают в идентичности национального сообщества. Особое значение для закрепления статуса национального символа Волги-матушки имело его присутствие в музыкальной культуре XIX в., в первую очередь, в народных песнях, наибольшую известность из которых получили, пожалуй, «Эй, ухнем. » и «Ой, ты, степь широкая».
ознаменовался выходом нескольких книг под названием «Волга-матушка». / Как возговорит им Волга-матушка: / Исполать вам, реки святой Руси. Новый этап развития представлений об исследуемом символе связан с появлением в середине XIX в. концепции «Волга – русская река» в ее рамках происходит формирование системы образов Волги как главной реки Российского государства. Наконец, предметом анализа станут формы и функции включения образа «Волги-матушки» в репрезентации военных событий.
Отстоим Волгу-матушку Плакат военного времени
Реки, таким образом, выступают средством натурализации нации. Наконец, в его речи отражен такой элемент коммеморационных практик, как связь исторического события с задачами текущей политики: он подчеркнул, что «величественный памятник», который «отражается в воде великой русской реки матушки Волги», служит предостережением любому агрессору. В появившемся в начале сентября очерке «Сталинград» И. Эренбург пишет: «Сталинград – это Волга. В 1804-1810 гг. Пуще своей жизни люблю землю родную, Волгу-матушку вольную. Какие функции он выполняет в военной пропаганде. «Сказ про Егорку-лоцмана», который содержится в сборнике советского фольклора, повествует о том, как молодой лоцман успешно провел караван судов по заминированной немцами Волге во время Сталинградской битвы. Попробуем подвести итоги.
В репортажах, посвященных открытию памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», состоявшегося в октябре 1967 г., отмечалось, что бассейн в центре площади Героев – – это «кусочек Волги», что на скульптуре «Стоять насмерть. » (ил. Она прорезает сердце каждого русского. – / Так вещали перед Волгою-матушкой / Свобожденные реки российские / В их сонме любимы ее дочери / Ока с Москвой негодующей, / И с чадами своими сердитый Днепр, / Он с Вязьмой, с Вопью, с Березиной, / И Двина терпеливая с чадами, / С кровавой Полотой и Улою. 20 августа в «Комсомольской правде» было опубликовано обращение красноармейца А. Андреева, одного из защитников Сталинграда, озаглавленное «Дума о Волге», которое начиналось такими словами: «Мы не имеем права отступать, не смеем допустить немца к Волге. Так, например, репортаж о приеме в Кремле по случаю 70-летия разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, помещенный в «Красной звезде», был озаглавлен «Отстояли Волгу-матушку». Россия без Волги – тело без души. ». Образ этого воина, как известно имеет внешнее сходство с маршалом Чуйковым, который также выступал на открытии, отметив, что «воины-сталинградцы дали клятву Родине: враг будет остановлен и разгромлен – за Волгой для нас земли нет» и этот рубеж указала им Родина-мать.
Большую роль в создании образа Волги-матушки в советской культуре сыграла музыкальная комедия Г. Александрова «Волга-Волга», а также «Песня о Волге» (слова В. Лебедева-Кумача, музыка И. Дунаевского) из этого фильма. Прежде всего, это граничит с особенностями позиционирования национального сообщества как естественного, природного. Далее, образ включался в мобилизационную пропаганду. В упомянутом стихотворении Долматовского Волга заявляет: «Никогда, сколь помню, не сдавались / Реки русские врагам». Нет в Европе такой реки.
События Великой отечественной войны на плакатах 1941 – 45 годов
В свою очередь, Чужие – это те, кто является смертельной опасностью для Волги-матушки. Яркой демонстрацией роли исследуемого символа в послевоенной советской культуре стал монумент «Мать-Волга» (ил.
3). Заметим, что и дореволюционные авторы нередко высказывали убежденность в спасительной роли Волги в русской истории (напр. : «Когда вся Россия была беззащитною жертвою чужих и своих злодеев, на берегах Волги явился и спаситель ее: Нижегородский гражданин Минин» Благовидов, Шемякин, 1895: 8). Они воспринимаются не только как маркер национального сообщества, но и выражение «национального духа». Можно выделить несколько функций данного символа в военной пропаганде. По этой причине во многих странах получают распространение женские аллегории национальных сообществ, одной из которых является «Россия-матушка».
"Отстоим Волгу-матушку" Плакат военного времени
Только нам она матушка подвластна, а ворогам лютым здесь смерть приготовлена». ». Материнский образ России является важным элементом репрезентаций войны в отечественной культуре. Кроме того, реки ассоциируются с плодородием и возрождением, символизируя жизнь и тем самым позволяют использовать в нарративах нации материнскую метафору (скажем, великая индийская река носит название «Мать Ганга»). Кто скажет, что значит Волга для России. Подобная «натурализация» национального сообщества усиливалась и за счет репрезентаций Своих как детей Волги.
В знаменитом же приказе «Ни шагу назад. » цель советских воинов определялась как «защита своей поруганной Родины». В свою очередь, успех Красной армии в битве и в Великой Отечественной войне в целом сделал символический капитал «Волги-матушки» еще более значительным. Народ сложил сотни песен о Волге матушке. Помимо того, что Волга прямо маркировалась как «мать» и изображалась в визуальной культуре как женщина, ее восприятию в материнском облике способствовало и приписывание ей черт, которые ассоциировались с материнским началом рождения, плодородия, кормления, заботы, защиты, милосердия, амбивалентности (подробнее об истории, содержании и функциях образа Волги-матушки в культуре России см. :). Толстого и других).
Например, в очерке «Русский Антей» Эренбург, отмечая, что немцы дошли до Волги, видит в этом и положительный момент: «Припадая к земле, русский Антей находит новые силы и он встает, он идет на врага, Антея не сразить». Цель статьи – анализ образа Волги-матушки в дискурсе Сталинградской битвы. Начало советского культа Волги относится к середине 1930-х – времени «воскрешения» дореволюционного образа «России-матушки» в облике советской Родины-матери.
В этой песне Волга показана как символ бедствий народа, страдающего под царским гнетом. Она прорезает Россию. Такое значение реки в идентичности нации обусловлено рядом факторов. Конец XIX – начало XX вв. Вот таким образом образы страданий Своих женщин (или страданий нации, которая символизируется женской, материнской фигурой) в качестве апелляции к гендерной идентичности Своих мужчин широко используются в военном дискурсе. / Круши его, матушка Волга, / Руби его, жги и топи. ». Какими материнскими чертами при этом он наделяется.
Прежде всего, она служит источником военного превосходства советских воинов. Дж.