План Грачи Прилетели

План сочинения по картине грачи прилетели

Натурные этюды к будущему полотну были написаны художником во время его поездки в Костромскую губернию, когда он находился в селе Молвитино (ныне посёлок Сусанино Костромской области)789. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. Какая простота. Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка». Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести». На выставке, посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проходила в 1947 году в Москве, были представлены два этюда, выполненные на красном дереве.

Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение».

В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал». В нижней части этюда была подпись: «А. Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Церковь в русской живописи всегдаявляется олицетворением добра и света. На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем» и «Разлив Волги под Ярославлем».

РЖ-627). Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. Правда история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены.

За ними виднеется черное поле, серый горизонт. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. Кажется, что смотришь на нее и она оживает.

Естественность развернутого в даль пространства и продуманная заполненность его типично жизненным содержанием с характерным бытованием в сельском пейзаже старинного храма позволяют легко представить те же перемены и в дальних полях с черными проталинами земли и включить в зрительные впечатления повсюду слышимый гомон грачей. По этому поводу высказывались разные версии. На среднем плане мы видим серое пятно. Также мы видим оголенные искривленные и поломанные березы. В нижней части этюда была подпись: «А.

Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене. Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». Это несколько голых берез, часть из них— кривые и изломанные. Единственная яркая деталь здесь – это красивая колокольня и низенькое строение под сияющим куполом одного из столичных храмов.

Сочинение по картине 
Саврасова «Грачи 
прилетели»

Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»

Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью». Пришел ненадолго, да так и остался до вечера.

Можно даже разглядеть поля и представить, что на них совсем скоро засеют пшеницу. Написание сочинения. В 1871 году еще до прихода весны расстался Саврасов с городом. Это достигается через общий светлый колорит картины, включающий в себя голубизну просветов неба, тёплые светло-коричневатые проталины на полях, а также холодные сине-серые тона тающего снега, который написан с использованием множества оттенков сиреневого, розового и голубого цветов.

Но главное в картине – грачи. В центре – высокая каланча да каменные ряды для всякой торговли. В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы». «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве. Практическая часть. О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало.

Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8. Описание картины вот таким образом включает в себя не только очевидные детали, но и то, что может додумать наблюдатель.

План-конспект занятия 
по русскому языку 
 (2 класс) на тему:

План-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему: ГРАЧИ прилетели

Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8. Вторым главным мазком является – талая вода именно она кричит нам о наступлении весны. Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны. Он был приобретён галереей в 1984 году7677.

Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65. Воспитатель занимает сторону стороннего наблюдателя. Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины». В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова.

Сочинение по картине 
Саврасова Грачи 
прилетели 2, 4,

Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели 2, 4, 8 класс

Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный». Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». На заднем плане мы видим сельские постройки.

Началось. В монографии 1967 года Николай Новоуспенский отмечал, что после смерти В. К. Дмаховского новое местонахождение этюда было неизвестно72. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге.

Описание картины 
«Грачи прилетели»

Описание картины «Грачи прилетели»

Какая простота. Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину и не имел столь определённого сходства с картиной. Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6.

Именно здесь их дом, здесь они выведут своих птенцов. Продолжим осматривать картину.

По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». Всегда ему был по душе этот старинный русский город. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи». За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек. Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889.

А. Саврасовъ». Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами. В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака».

Художнику по моему мнению, удалось точно передать настроение того времени года.

Кажется, что они мокрые от таявшего снега. По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах». По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24.

30958), поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. Береза всегда имеет свой рисунок. Обычный весенний немного сероватый день. Саврасовъ. Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу». Тихо здесь после Москвы и так легко, так свободно дышится. При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60.

План занятия по 
рисованию «Грачи 
прилетели-весну

План занятия по рисованию «Грачи прилетели-весну принесли» (пальцевая живопись)

Какие ощущения появляются, когда смотришь на них. Ещё один вариант-повторение, очень близкий по размеру и содержанию к варианту из Русского музея, хранится в Национальном художественном музее Белоруссии (1880—1890-е, холст, масло, 51 38см инв. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23. Лежал еще глубокий снег повсюду, но весна была близка. Вот оно.

Саврасов начал свою работу над «Грачами» в марте 1871 года. «Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный», а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Они очень созвучны с произведениями русских композиторов. Но весна пришла, как приходит всегда, – неожиданно, сразу. Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа».

Описание картины 
Алексея Саврасова 
«Грачи прилетели»

Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»

Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского). Во-первых из-за берез видна церковь с колокольней, типичная для русской деревни средней полосы.

Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством», а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще». Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. На картине также изображена часовня, только не понятно работает она или заброшенная. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе.

Грачи прилетели, 
Алексей Кондратьевич 
Саврасов, 1871

Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871

На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт.

Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова. Необходимо основательно к этому подготовиться. Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров.

Вдалеке раскинулось черное поле. В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв. Также на них заметны птичьи гнезда. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле». При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести».

Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516. Это скорее эскиз по памяти. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего.

На них с шумом и граем опускается стая грачей. Это произведение искусства символизирует некий гимн природе России, начинающейся весне и весеннему настроению, пробуждающемуся в нас. Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого. Воспитатель зачитывает письмо от Весны, которая не может прийти, пока не прилетят вестники весны (загадка).

Вопрос: План сочинения 
по картине грачи 
прилетели

Вопрос: План сочинения по картине грачи прилетели

Молвитино». Второй план занимает изображение деревни. В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». Она изображена на картине в небольшой низине, что дает точное чувство – снег тает медленно, постепенно.

Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа. Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи».

Одним из таких отличий был горячий коричнево-золотистый колорит этюда, который, судя по всему, был написан в яркий солнечный день. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому. Центральная группа берёз является основой композиции. В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. Снег стремительно тает и начинают прилетать птицы из теплых стран. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа». Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели».

По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». На самом же деле эта обыденность мнимая. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года.

По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля, через которые протекает река— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина. Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546.

Любовь к искусству зародилась у мальчика в раннем возрасте. Он был приобретён галереей в 1984 году. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Натурные этюды к будущему полотну были написаны художником во время его поездки в Костромскую губернию, когда он находился в селе Молвитино (ныне посёлок Сусанино Костромской области).

Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46. В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв.

РЖ-627)90. Несколько голых берез – кривых и изломанных. Он тусклый и потому не дает блики на свету.

Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Именно та весна, когда уже чувствуется, что скоро наступит лето. Однажды утром художника разбудили неугомонные птичьи голоса. Вот так жил и творил Саврасов. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики.

Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. Это были деревенские мотивы. Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655.

Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей. 27192)386.

«Грачи прилетели» 
: описание картины

«Грачи прилетели» : описание картины

Картину «Грачи прилетели» показали на 1-й передвижной выставке и она была встречена с восторгом. Дописывал картину художник уже в Москве, в своей мастерской. Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. На первый взгляд, все здесь просто, знакомо каждому.

В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613. В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв.

Сочинение-описание 
картины Грачи прилетели 
Саврасова для 2

Сочинение-описание картины Грачи прилетели Саврасова для 2 класса

Через несколько дней новорождённая девочка умерла. Саврасовъ. Из-за берез невдалеке видна церковь и колокольня, типичные для русской местности. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид.

За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63. В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам. Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа». «Грачи» в свое время стали открытием в живописи благодаря подвижности изображаемого сюжета и наполненности воздухом изображаемого пространства, после монументальных и практически статичных пейзажейАрхипа Куинджи и Ивана Шишкина. С. Молвитино. А. К. Однозначно ответить нельзя.

Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69. Центральная группа берёз является основой композиции. Купил ее в свою коллекцию Третьяков. В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49.

Вот такова краткая история написания картины "Грачи прилетели", которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня. В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего.

Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. – напевал он, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку.

В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). Церковь была построена в конце XVIII века. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу.

На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22. Вот оно. В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге. При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать». Через несколько дней новорождённая девочка умерла.

Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями. В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе.

Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд. Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48.

Описание настроения 
картины Грачи прилетели

Описание настроения картины Грачи прилетели

«Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22. Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно. Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67.

Поездки оставляли глубокий след в его душе. Около них расположена старенькая, но работающая церковь. В серых тонах художник изобразил и избушки. На картине изображена не природа в целом, а непосредственный момент, который говорит нам о том, что вот именно сейчас приближение весны чувствуется особенно остро.

Сочинение по картине 
Саврасова «Грачи 
прилетели» (по плану)

Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели» (по плану) (4 класс – два варианта сочинения)

Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. Полотно Саврасова «Грачи прилетели» – это уникальное творение, которое не похоже ни на одно другое произведения искусства.

По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11.

  1. Сочинение По Картине Саврасова Грачи Прилетели 2 Класс
  2. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  3. Творчество, заказы известных людей
  4. Работа и страсть к путешествиям
  5. Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»
  6. Алкоголизм и увольнение с работы
  7. Этюды, эскизы, повторения и варианты
  8. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93. Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны.

Сочинение По Картине 
Саврасова Грачи 
Прилетели 2 Класс

Это было сделано художником для того, чтобы лучше показать равнинные дали, которые играют в картине важную смысловую и образную роль. С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть». В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798. Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви».

На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27. На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13. Некоторые исследователи творчества Саврасова полагают, что самые первые рисунки и этюды к задуманной картине могли быть исполнены художником в Ярославле или его окрестностях, незадолго до его поездки в Костромскую губернию1112. Обращает внимание на дружную, согласованную атмосферу и помощь друг другу. Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов.

Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. Но больше всего нравилась Саврасову Центральная Россия с ее скромной природой, которую он любил рисовать. Любите это – это ваша родина и она прекрасна.

Но главное – птицы. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом. Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. Давайте же и мы по картине Саврасова Грачи прилетели, сделаем описание полотна. По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021. На переднем плане – рыхлый грязный снег.

Но уже играет на воображении и заставляет улыбаться. Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ).

При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. Можно догадаться, что погода солнечная, но солнышка мы не видим. По этому поводу высказывались разные версии. И становится тепло и весело на душе. Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650). На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны.

Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров. Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели». Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность.

Вот в правой части картины уже появилась проталина со стоящей в ней холодной водой. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Сколько было таких сел в России. Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. Внимательно слушая, что проговаривают детки.

Затем в 1882 году его уволили с работы. Саврасов начал свою работу над «Грачами» в марте 1871 года. Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656. ценитель искусства Третьяков незамедлительно приобрел этот шедевр для своей коллекции.

Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими. Работа стала популярной и ее все хотели приобрести. Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. » Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны. «Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника.

Первыми как правило прилетают грачи именно они и являются предвестниками потепления. Алексей Саврасов на картине «Грачи прилетели» изобразил окраину обычной русской деревни. Вчера еще все кругом было печальным и хмурым, а теперьПришла весна. Картину «Грачи прилетели» показали на 1-й передвижной выставке и она была встречена с восторгом. В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316. Вскоре Алексей женился на хорошей девушке.

В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве. 27192). Однако, это лишь поначалу. Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Соответственно чувствуется, что зима не хочет покидать свои временные владения.

По такому этюду не сделаешь картину. Именно вот таким образом им создано так много весенних пейзажей. Началось.

Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился. Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы». (слайд)- Весна – самое любимое время года Алексея Кондратьевича. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Это можно определить по тени на картине под деревьями.

О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало. Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы. Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок.

На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги. В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей.

Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы. Именно вот таким образом им создано так много весенних пейзажей.

Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон. Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт».

А за ними по пригоркам, по оврагам лепится серая от времени, деревянная Кострома. Алексей Кондратьевич Саврасов, создавая картину Грачи прилетели, совершил настоящую революцию в искусстве изобразив новое видение мира. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852).

На картине нарисован обычный день, судя по всему время года, весна. Саврасов настежь распахнул створки окна. Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению. Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине. В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным». В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова. По мутному пепельному небу плывут облака.

Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников». Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше.

Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу». Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95. Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно. От нее словно веяло пробуждением природы.

Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Саврасов родился 12 мая 1830 года в семье московского купца. О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало. Но потом весна пришла, как приходит всегда, – неожиданно и сразу. У известного русского композитора Петра Ильича Чайковского есть замечательное произведение «Времена года». «Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях.

Однажды он проснулся от шума и птичьего гомона. Давайте послушаем фрагмент этого произведения, который называется «Март», посмотрим на прекрасные весенние пейзажи А. К. За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8. И вот он на Волге, в Костроме. С. Молвитино. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым. – Грачи прилетели. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу. Молвитино»36.

В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17. 30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. Грачи прилетели. В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве. В изображении грачей отмечается некоторый отход от реалистичности— фигуры птиц несколько велики по сравнению с реальными размерами, а их рисунок выглядит довольно приблизительным и даже наивным. Это было настоящей трагедией для него.

Не приходило вдохновение. В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели». Но весна пришла, как приходит всегда, – неожиданно, сразу. Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд».

Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный». Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59. Это скорее эскиз по памяти. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы».

Но эта заурядность кажущаяся. Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности. А. Саврасовъ»3. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей.

От нее словно веяло пробуждением природы. Но главное – птицы. Помогает наводящими, а не прямыми вопросами. Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа». В этом кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало.

Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516. На переднем плане полотна – снег. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236.

Они очень созвучны с произведениями русских композиторов. Когда художник начал писать картину «Грачи прилетели», ему было тяжело. В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. Все еще низкое серое небо покрыто облаками. Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер.

Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже. Они символ весны. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35. Оно расположено на конце высокой горы, выдающейся в долину в виде мыса, между двумя реками, которые под Молвитиным соединяются между собой»38. Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54.

И вот, когда в 1871 году он пребывал в деревне Молвитино, что недалеко от Костромы, он и заприметил красивую церковь начала 13 века. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине.

Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели».

Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. Никто другой не смог бы написать их столь великолепно. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи». В изображении грачей отмечается некоторый отход от реалистичности— фигуры птиц несколько велики по сравнению с реальными размерами, а их рисунок выглядит довольно приблизительным и даже наивным.

Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести». Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. Так могло возникнуть желание отправиться в глушь Костромской губернии и там, на окраине села Молвитина, непосредственно встретиться с чудом пробуждавшейся от зимнего сна природы, запечатленным позднее в картине «Грачи прилетели». Замысел картины «Грачи прилетели» (1871), прочно связавшем творчество художника с весенней темой и сюжетом, близким народной жизни, зародился еще в Ярославле. Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение».

Художник хочет, чтобы мы услыхали их гомон, шум крыльев. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. В монографии 1967 года Николай Новоуспенский отмечал, что после смерти В. К. Дмаховского новое местонахождение этюда было неизвестно.

Весна – самое любимое время года Алексея Кондратьевича. А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света. В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв. Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения.

Унылые черные гнезда ожили, робкий луч солнца проложил на снегу голубые тени. По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». Кроме этого, художник изобразил колокольню несколько более высокой по отношению к храму, чем на самом деле, а также уменьшил расстояние между колокольней и храмом.

Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». При работе над картиной Саврасов использовал сложную технику живописи, с применением цветного грунта, красочных слоёв разного цвета и фактуры, разнонаправленных мазков, а также лессировок и рефлексов. Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро.

В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели». Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59.

В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39. Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27. Алексей Кондратьевич выглянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. За ними виднеется черные дали полей и болот с водой, серые облака у самого горизонта. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал.

Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73. В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова». Мне очень понравилась эта картина, она пропитана жизнью. Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930.

Грачи изображены художником на переднем плане, они присели на березки. Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена. «Грачи» в свое время стали открытием в живописи благодаря подвижности изображаемого сюжета и наполненности воздухом изображаемого пространства, после монументальных и практически статичных пейзажейАрхипа Куинджи и Ивана Шишкина. Точные даты этого путешествия неизвестны и их определение затруднено ещё одним обстоятельством— отсутствием детальной информации о поездке Саврасова в Москву, которая состоялась в марте того же года.

Сейчас в церкви расположен музей Ивана Сусанина. Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. Она оживает и кажется, что наступит завтра и будет лето. Это скорее эскиз по памяти". Саврасов настежь распахнул створки окна.

Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден.