Плот Медуза
Полотно Жерико «Плот Медузы» является одним из важнейших творений художника, с которого началось его всеобщее признание. Ну, а знаменитое полотно Жерико Плот Медузы в настоящее время находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре. Т. е., Плот Медузы размером с настоящий 7-метровый плот, который был построен моряками. Как бы посетитель Лувра ни был утомлен и пресыщен впечатлениями, он наверняка остановится в 77-м зале галереи «Денон» перед картиной «Плот Медузы» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. Потому и напишет Жерико «Плот Медузы».
«плот Медузы» (фр. Le Radeau de la Mduse)— картина французского художника Теодора Жерико, одно из самых знаменитых полотен эпохи романтизма. Тем временем капитан де Шомарей вспомнил, что на плоту «Медузы» остались три ьочонка с 90 000 франков золотыми монетами и очень расстроился. Когда Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне в 1819году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета.
- Мы не можем согласиться с названием «Плот «Медузы», – заключает председатель жюри. Масштабность полотна, мелкие детали и подлинность истории заставляют многих искусствоведов считать, что Плот Медузы нужно классифицировать как исторический документ. Эти события явились сюжетом для масштабной картины художника, которая называется «Плот Медузы». Жерико построил реплику плота с Медузы в своей мастерской и использовал ее в качестве наглядной модели. «плот Медузы», неожиданно для автора, вплыл в море политических страстей.
«плот Медузы» — одна из самых известных картин известного французского художника XIX века Теодора Жерико (1791-1824). Искусствоведы считают, что техника передачи света и тени на картине Плот Медузы очень похожа на религиозные полотна итальянского художника 16 века. Картину «Плот Медузы» художник создавал около года. «плот Медузы» (фр. Le Radeau de la Mduse)— magnum opus французского художника Теодора Жерико, одно из самых знаменитых полотен эпохи романтизма.
Описание картины «Крушение плота «Медузы»»
Они оба спаслись в ужасной катастрофе и позировали Жерико во время написания картины. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. (В Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). В корпусе судна открылась течь и его решено было покинуть, но шлюпок на всех не хватило. А на плоту положение стало ужасным.
Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. Но корабль далеко и там, по-видимому, ещё не видят терпящих бедствие То отчаяние, то надежда наполняют души пассажиров плота и это состояние отражается на их лицах. За это время большая часть людей погибла. Разразился и немалый политический скандал: в трагедии «Медузы» либералы поспешили обвинить королевское правительство, которое плохо подготовило экспедицию. В полдень он появился снова и на это раз взял курс прямо на плот.
- Плот Медузы: когда живые завидуют мертвым
- 15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»
- Теодор Жерико, «Плот Медузы»: история, описание, анализ
- Картина Плот «Медузы», Теодор Жерико
- «Плот Медузы» картина Теодора Жерико
Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы». Казалось, что «Плот Медузы» – первое крупное произведение многообещающего молодого художника, что, судя по его следующим работам – серии портретов душевнобольных и написанной в Англии картине «Скачки в Эпсоме» – Жерико ждет блестящее будущее. «Клятва Горациев» написана на сюжет о том, как римские патриоты три брата Горация были выбраны, чтобы сразиться с представителями враждебного города Альба-Лонги братьями Куриациями. К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения)34. Это был взгляд несколько сверху.
Как ты можешь увидеть свободу. Рядового человека она отпугивала тем, что он не очень может понять, кто это. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Но есть поразительные пейзажи, которые принадлежат и тому и другому модусу. К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения).
- Рецензии на книгу «Плот Медузы»
- Самое интересное в виде мозаики
- «Плот Медузы» (Теодор Жерико): описание
- Словари и энциклопедии на Академике
- ПЛОТ МЕДУЗЫ – ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ
- Напишите отзыв о статье Плот «Медузы»
- Отрывок, характеризующий Плот «Медузы»
В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот. Что соединяет эти две неравные части композиции. Эти люди на переднем плане – маленькие, корявые, не очень привлекательно написанные – своим ритмом повторяют ритм парусника, как пианист повторяет музыку сфер. 17 июня 1816 года в Сенегал направилась французская морская экспедиция, состоявшая из фрегата «Медуза» и еще трех судов. Плот скитался в море в течении 12 дней.
Он рос в то время, когда Франция была полна надежд, когда искренние патриотические, а затем драматические чувства захлестывали народ. Художник родился в Руане в 1791 году. Его должны были вести на буксире лодки.
На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Солдаты дрались прикладами, чтобы занять места раньше пассажиров. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза». На двенадцатый день их подобрал бриг «Аргус».
Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Это команда. На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов».
«Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту»K 627. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь. Паника охватила команду, пассажиров и солдат. Франция была поражена, что её просвещённые граждане могли опуститься до каннибализма, поедания трупов и прочих мерзостей (хотя удивляться тут, пожалуй, особо нечему— ведь пассажиры «Медузы» росли и формировались в кровавую эпоху революции и непрерывных войн).
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Ален Жобер снял фильм «Красота катастрофы» (цикл «Палитры», Франция, 2002), посвящённый картине Жерико. Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Так реалистично страдание и смерть до Теодора Жерико не изображал ещё никто.
Он стоит в центре, он представляет собой ось картины. Такие картины часто ставят зрителя, который ищет содержание, который ищет истории, в тупик. Флагманским кораблём «Медузой» и всей эскадрой командовал Дюруа де Шомарэ, неопытный капитан, получивший эту должность по протекции. Жерико был всецело поглощён работой.
Для любой нации, ковавшей свое самосознание во время Наполеоновских войн, было исключительно важно осознать, что эта война есть часть вечной войны за свои ценности. «Медуза» потеряла из виду сопровождающие суда, а в ночь на 2 июля села на мель между островами Зелёного Мыса и побережьем Западной Африки. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. Четыре дня спустя шлюпки с капитаном Дюруа де Шомареем и его друзьями благополучно добрались до сенегальского побережья бросив на произвол судьбы плот «Медузы» со 157 потерпевшими кораблекрушение.
Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады20. «Французские салоны знали изображения тяжелого крестьянского труда, бедных крестьян. «Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много.
Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нём пятнадцать истощённых до последней крайности, полумёртвых людей (пять из них впоследствии скончались). Именно «Плот Медузы» послужил началом становления французского романтизма. На борту было около 400 человек. Человек изменяет свой масштаб, человек переживает себя по-иному в мире.
На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Сюжет данной картины рассказывает о реально произошедшем трагическом случае. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Чтобы их успокоить, все шлюпки соединили вместе и к последней из них привязали плот. Однако ему пришлось во всём подчиняться Шомарэ, а между тем с капитаном «Медузы» творилось что-то странное: похоже, он попросту заблудился в море. Парижане восприняли изображение этой добропорядочной зажиточной толпы как изображение бедняков.
Сами выжившие рассказывали об ужасах этого путешествия. Ветер с силою рвет парус, клонит мачту, удерживаемую толстыми канатами. На плоту – изможденные, отчаявшиеся люди. Предполагалось построить плот, чтобы перенести на него груз с корабля и тем самым способствовать снятию судна с мели. На ней художник размещал восковые фигуры, уточняя композицию будущей картины.
Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи Денон перед картиной «Плот Медузы» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Капитан Дюруа де Шомарей с офицерами из числа своих друзей и семьей губернатора сели в самую лучшую шлюпку. Памятуя об этом, Шомарэ решил позволить «Луаре» плыть в своём темпе, а остальным судам приказал двигаться как можно быстрее. «Курбе переехал в Париж, но не стал частью художественного истеблишмента. Все люди изображены в своеобразном клубке из сплетенных человеческих тел. Барнс обращает внимание читателей на некомпетентность морских офицеров фрегата «Медуза», коррумпированность Королевского флота, бессердечное отношение представителей правящего класса к тем, кто находится рангом ниже.
Он всегда ощущал себя провинциалом и лучше всего ему было дома, в Орнане. Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.
Миллионы посетителей музея и туристов приходят сюда, чтобы воочию увидеть это культовое произведение искусства. Флагманским кораблем «Медузой» и всей эскадрой командовал Дюруаде Шомарэ, неопытный капитан, получивший эту должность по протекции. На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых. На столе, в тепле стоят четыре бутылки шампанского – но почему не во льду.
После смерти художника в 1824 году картина, вместе с другими произведениями и коллекциями Жерико, была выставлена на аукцион. Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. Памятуя об этом, Шомарэ решил позволить «Луаре» плыть в своем темпе, а остальным судам приказал двигаться как можно быстрее. Нерешительность капитана сторицей передалась остальным. Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось)1.
Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас». Неожиданно канат, удерживавший на буксире плот, оборвался. Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. Крестьян нужно было пожалеть, крестьянам нужно было посочувствовать.
Художник тем самым аллегорично показывает связь между жизнью и смертью, её неразрывность. Ветер с силою рвёт парус, клонит мачту, удерживаемую толстыми канатами. Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Англичане, плохо знавшие современную французскую живопись, ошибочно причисляли его к представителям школы Давида. Офицеры (по большей части молодые бонапартисты) очень быстро воспылали злобой к своему капитану, считая его старым амбициозным аристократом.
17июня 1816г. Продуктов у них не было. Каравелла Эхо, не отклоняясь от курса, утром обогнала Медузу. Как писал один из критиков, Жерико «показал на тридцати квадратных метрах картины весь позор французского флота».
7 июня 1816 года судно «Медуза» покинуло Францию и отправилось к берегам Сенегала (только что возвращенного Франции англичанами). Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. «Эхом» командовал капитан Бетанкур, опытный моряк. Все, кто был на лодках, спаслись. Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы». Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном.
Когда стало очевидно, что тяжелый плот буксировать практически невозможно, капитан отдал приказ обрезать веревки. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мертвым сыном. «Это полотно обращается не к личности – оно обращается к человеку, стоящему в строю. Когда «Медуза» села на мель Арген, он думал, что корабль в ста милях от нее. Лондонская выставка была успешной и финансово— Жерико имевший право на треть выручки от продажи входных билетов, получил 20 тысяч франков.
А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза»— он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту ещё были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов12. В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов».
Кто-то потерял рассудок, другие погружены в апатию. Так как эта полнокровная женщина – это, конечно, сама Свобода. 1июля корабли должны были миновать мыс Блан (Белый), но с борта «Медузы» этого мыса с характерной белой скалой так и не увидели. В 1817 г. они опубликовали записки об этих трагических событиях.
В их числе были и губернатор Сенегала Шмальц и солдаты «африканского батальона» – три роты по 84человека, набранные из людей разных национальностей, среди которых попадались и бывшие преступники и разные сорвиголовы. В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре36. Начальник экспедиции, капитан «Медузы» де Шомарэ, был назначен на эту должность по протекции и его некомпетентность проявилась самым роковым образом.
Само создание этой картины является исторически важным. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу. Капитан дал приказ всем покинуть корабль. Это Утро стрелецкой казни Василия Сурикова». Книга начиналась словами: «История морских путешествий не знает другого примера, столь же ужасного, как гибель Медузы». Жерико был материально независим и мог себе позволить писать свой «Плот Медузы» сколь угодно долго. Шомарэ был слегка удивлен исчезновением «Эха», но не попытался выяснить причины этого. - Поймите же наконец.
Именно эта спрессованность момента здесь исключительно важна. Таким образом он достигает большей универсализации, поднимая частную драму до общечеловеческой трагедии. Он, губернатор Шмальц и старшие офицеры разместились в шлюпках.
У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле. Поразительный был распад коммуникаций между зрителями провинциальной Франции и парижанами.
Правительственные круги и официальная пресса сочли живописца опасным бунтарем, сам король Луи XVIII язвительно поинтересовался: «Это, месье Жерико, – не то ли кораблекрушение, в котором утонет создавший его художник. » Напротив, противники режима увидели в картине обличительный документ. Входившие в состав эскадры корабли обладали разным запасом хода и тихоходная «Луара» начала отставать от головных. Он наизусть знал книгу Корреара и Савиньи, познакомился со всеми документами, в том числе с материалами суда над капитаном, подолгу разговаривал с пережившими плавание на плоту, писал их портреты. В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством.
Он побывал на морском побережье Нормандии, чтобы пережить шторм и сделать наброски. Где это видано, мосье Жерико, чтобы потерять из виду позади идущие корабли. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Она шла против всего, к чему парижская публика на этот момент привыкла.
Их, как и капитана «Медузы», находившегося в одной из шлюпок, уже волновала мысль лишь о собственном спасении— вот-вот могла нагрянуть буря. Запасшись в Санта-Крусе, столице острова Тенерифе, провизией, корабли продолжили путь. Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному.
Человек, который сочувствует, по определению находится в приоритетной позиции. «Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise. Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством.
«Эхом» командовал капитан Бетанкур, опытный моряк. Он внимательно прочитал их книгу, возможно, в его руки попало издание 1818 года с литографиями, достаточно точно передававшими историю пассажиров плота. «XIX век создал историческую живопись, какой мы ее знаем. Но это не единственная проблема, которой коснулся Жерико в своей работе.
Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плотаK 2. В 1825 году де Форбену удалось найти нужную сумму и главное произведение Жерико заняло своё место в Лувре3233. Однако ему пришлось во всем подчиняться Шомарэ, а между тем с капитаном «Медузы» творилось что-то странное: похоже, он попросту заблудился в море.
Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества. Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат. Всех охватила паника. В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов».
Через три дня Шомарэ рассчитывал достичь Мадейры, но этого не произошло: сказалась ошибка при прокладке курса. Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро. Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов.
Флагманским кораблем «Медузой» и всей эскадрой командовал Дюруаде Шомарэ, неопытный капитан, получивший эту должность по протекции. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду. Художник выбрал точку зрения сверху, максимально выдвинув поднявшийся на волне плот к переднему краю полотна – он словно выплывает из плоскости картины, вовлекая зрителя в действие.
Картина была закончена в июле 1819 года. «Пейзаж абсолютно меняет оптику.
В чем сущность романтического мировосприятия. Давид тщательно срежиссировал появление своего шедевра. Неясно, произошло ли это по чьей-то вине или просто канат не выдержал. они опубликовали записки об этих трагических событиях.
«Эхо» всю ночь шло правильным курсом и к утру далеко обогнало «Медузу», скрывшись за горизонтом. «Медуза» и «Эхо» оторвались от остальных кораблей и ушли далеко вперед. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Между тем Шомарэ еще перед отплытием получил инструкцию от виконта дю Бушажа, министра по делам морского флота и колоний, предупреждавшую о том, что Сенегала надо достичь до наступления сезона дождей и штормов.
Жерико был всецело поглощён работой. Но до Канарских островов все-таки добрались благополучно. Вскоре отстал и «Аргус».
Есть и еще одна волнующая вещь: ощущение хаоса и поножовщины здесь чрезвычайно важно. Гребцы выбились из сил. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений.
А все капитан Шомаре. В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу, однако при первых признаках непогоды канаты, связывающие шлюпки с плотом, лопнули (или были намеренно обрублены) и шлюпки уплыли. Утром 17 июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду.
Да и видно ли его. Жерико был одним из первых в ряду европейских художников, практиковавших разработку изобразительного мотива в пластике. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824). Лондонская выставка была успешной и финансово— Жерико имевший право на треть выручки от продажи входных билетов, получил 20 тысяч франков.
В 1817 году они опубликовали записки об этих трагических событиях. Транспортировать громоздкий тяжёлый плот оказалось крайне сложно. м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. За застывшим Петром, шеренгой солдат, шеренгой виселиц – шеренга зубцов кремлевской стены.
На самом же деле фрегат ночью отнесло далеко к югу и курс был выправлен лишь утром 2июля. В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. На пути корабли должны были пройти мыс Блан (Белый), но мыса с характерной белой скалой в назначенный срок не было видно.
И это команда к человеку, который сначала действует, а потом размышляет. «Эхом» командовал капитан Бетанкур, опытный моряк. Но до Канарских островов всё-таки добрались благополучно. Случилось это в 1816 году. Сюжетом для картины послужило событие, взволновавшее в ту пору всю Францию. Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». В своей книге автор рассматривает ряд общечеловеческих проблем в философском аспекте.
Тяжёлые волны вздымаются к небу, грозя вот-вот опрокинуть утлый плот. 147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море. Сюжетом для картины послужило событие, взволновавшее в ту пору всю Францию.
Человек на переднем плане – это его конечное бытие. Шомарэ был слегка удивлён исчезновением «Эха», но не попытался выяснить причины этого. Тела людей, проведших две недели почти без пищи и воды, должны были бы быть более измождёнными, однако художник написал прекрасных атлетов. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас».
147 людей оказались обречены на смерть. Последние стали роптать (тем более что груз оказался слишком тяжел и плот погрузился так, что вода доходила им до лодыжек). Художник погружался в события, моделировал их, «ставил», как театральную пьесу, проходил по всем кругам этого ада, за что позднее его назвали в одной из газет «Данте в живописи». На плоту— измождённые, отчаявшиеся люди. Книга начиналась словами: «История морских путешествий не знает другого примера, столь же ужасного, как гибель Медузы». - Капитан даже не знал, где мы находимся. Старик держит три меча.
Входившие в состав эскадры корабли обладали разным запасом хода и тихоходная «Луара» начала отставать от головных. В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством. Из ста сорока семи человек только пятнадцать остались в живых. Утром семнадцатого июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду.
И очень трудно понять, на самом деле, какой из них доминирует». А поскольку этот ужас универсален, то и Клятва Горациев никуда от нас не уйдет». Но это позволяет Гойе превратить современное событие в звено истории Испании.
Но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают ее уникальной. Ничтожный и спесивый человек, он создал на борту «Медузы» невыносимую атмосферу: старый эмигрант-монархист, к тому же бездарный моряк, он пользовался любым поводом, чтобы унизить офицеров. Оппозиция обвинила в случившемся правительство. В техническом плане произведение выполнено превосходно. А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле. «Эхо» всю ночь шло правильным курсом и к утру далеко обогнало «Медузу», скрывшись за горизонтом. Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse). Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной».
Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. При высадке с корабля невероятная. Казалось, что ничего особенного не должно произойти: лодки корабля сделают два рейса и вывезут всех пассажиров.
В общем, она ведет себя так, как должна была бы вести та, на которую смотрим мы». Газеты писали, что толпы посетителей останавливались «перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз». Кто-то потерял рассудок, другие погружены в апатию. И такой мифологической войной для испанского народа была Реконкиста, отвоевание Пиренейского полуострова у мусульманских королевств. Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию».
Картина Жака Луи Давида «Клятва Горациев» является поворотной в истории европейской живописи. Утром 17июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду. Вот высокие фигуры, вот низкие фигуры, вот парусники большие, вот шлюпки под парусами. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады.
Запасшись в Санта-Крусе, столице острова Тенерифе, провизией, корабли продолжили путь. Каждая европейская нация создала себе историю в XIX веке и, конструируя историю, она, в общем, создавала свой портрет и планы на будущее. Фрегат «Медуза» потерпел кораблекрушение 2 июля 1816 года у берегов Сенегала.
Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». Спасательных шлюпок на борту было недостаточно, чтобы вместить всех пассажиров. Ален Жобер снял фильм «Красота катастрофы» (цикл «Палитры», Франция, 2002), посвящённый картине Жерико. Таким образом, мы можем видеть, что картина находится на стыке классицизма и барокко, что отчетливо прослеживается в смешении этих традиций при изображении художником трагического сюжета. Именно по его приказу плот с людьми был брошен не произвол судьбы.
Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке31. На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. В числе спасённых на плоту были офицеры Корреар и Савиньи.
В самую первую ночь погибли двадцать человек. Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот. В числе спасенных на плоту были офицеры Корреар и Савиньи. Тяжелый парус, который вторит своим изгибом надвигающейся на плот волне, мачта, крепящие ее канаты и группа сомневающихся, еще не верящих в спасение людей, образуют композиционно «большую пирамиду», вершина которой клонится навстречу волне, в направлении, противоположном кораблю. В числе спасенных на плоту были офицеры Корреар и Савиньи. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse). Запасшись в Санта-Крусе провизией, корабли продолжили путь.
Таким образом, на холсте изображены подлинные участники разыгравшейся трагедии. Сам плот почти упирается в раму картины.
В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре. Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. Сам художник изготовил фигурки людей из воска и, располагая их на модели плота изучал с разных точек зрения композицию, может быть, прибегая к помощи камеры-обскуры. Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой. Слева от него – три сына, сливающиеся в одну фигуру, справа – три женщины.
Но он почти всю жизнь прожил в Париже, воюя с тем искусством, которое уже умирало, воюя с искусством, которое идеализирует и говорит об общем, о прошлом, о прекрасном, не замечая современности. Он назвал картины такого рода хоровыми. 4884). Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота3.
небольшая французская эскадра – фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус» – отправилась из Франции в Сенегал. Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей. На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. Справа устремляется вверх «пирамида надежды» с фундаментом из обессиленных тел и вершиной, на которой сгруппировались люди, пытающиеся привлечь внимание корабля.
Для того, чтобы не умереть от голода, они были вынуждены питаться погибшими товарищами. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Тяжелые волны вздымаются к небу, грозя вот-вот опрокинуть утлый плот.
Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. Картина была закончена в июле 1819 года.
О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1891-1924). В1817г. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён35 ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Рядом с живыми лежат тела мертвецов. Вскоре отстал и «Аргус». Чего нельзя сказать о жанре барокко, где эмоции выходят на первый план.
17 июня 1816 года небольшая французская эскадра— фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус»— отправилась из Франции в Сенегал. Тут нет человека, которого ты жалеешь. Так изобразил эту драму художник Теодор Жерико на своей картине «Плот Медузы» (1818–1819, Париж, Лувр). «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
В живых осталось лишь 15 человек. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Всего на «Медузе» было 245 пассажиров.
Эти корабли везли нового губернатора колонии и чиновников с их семьями. Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии. Ему удается в одной картине – очень патетической, очень романтической, очень звучной – соединить реальность, физически осязаемую и брутальную, (посмотрите на любимые романтиками трупы на переднем плане) и символы. Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей17.
Но ветер относит плот от корабля спасения. Оппозиция обвинила в случившемся правительство. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Несколько младших чинов, тридцать матросов и большая часть солдат и пассажиров попроще перешли на плот. «Но когда эта картина была выставлена в 1851 году в Париже, она создала скандал.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель.
На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». «Медуза» шла впереди «Эха».
Жерико делал эскизы в больницах и моргах, зарисовывал в лечебницах лица безумцев. 1 июля корабли должны были миновать мыс Блан (Белый), но с борта «Медузы» этого мыса с характерной белой скалой так и не увидели. Картина была закончена в июле 1819 года. А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством.
А такие политические абстракции, как свобода, равенство, братство, не имеют облика. В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей».
Следует провести реминисценцию с книгой Джулиана Барнса «История мира в 10, 5 главах», а именно с пятой главой этого постмодернистского романа второй половины двадцатого века (1989 г. ). На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. Картина была закончена в июле 1819 года. Однако ему пришлось во всем подчиняться Шомарэ, а между тем с капитаном «Медузы» творилось что-то странное: похоже, он попросту заблудился в море.
Есть жертвы и есть убийцы. В их числе были и губернатор Сенегала Шмальц и солдаты «африканского батальона» – три роты по 84 человека, набранные из людей разных национальностей, среди которых попадались и бывшие преступники и разные сорвиголовы. Теодор Жерико, впечатлившись ужасной историей, произошедшей с людьми, в 1819 году написал картину «Плот Медузы», холст, масло, 491716 см. Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии.
Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались). Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Романтизм был полностью ориентирован на современность.
Действительно, в них отсутствует один герой – в них отсутствует один двигатель. Работа над монументальным полотном истощила Жерико, он хотел поехать на Восток, чтобы отвлечься от болезни и невзгод в личной жизни, получить новые впечатления, однако друзья отговаривали его. Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. Но наблюдал, как изменяется оттенок мертвой плоти и переносил эти цвета на холст. Полуобезумевшие и обессиленные, они были найдены среди трупов своих погибших товарищей.
Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. В настоящее время полотно находится в Лувре. Публикация эта имела самый широкий резонанс.
Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица.
Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». Мане историй не рассказывает. Он познакомился с Корреаром и Савиньи, беседовал с ними, даже, вероятно, написал их портреты. Шомарэ был слегка удивлен исчезновением «Эха», но не попытался выяснить причины этого. Именно Давид превращает клятву в центральный эпизод трагедии. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение.
Живые и мертвые. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу.
Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. В настоящее время «Плот Медузы» находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре (INV. Общественность была глубоко потрясена этим происшествием. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. Книга начиналась словами: «История морских путешествий не знает другого примера, столь же ужасного, как гибель Медузы».
Опасаясь, что «Медузу» купит английский коллекционер, её приобрел близкий друг Жерико Дедрё-Дорси за 6005 франков. Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. Ничем не удерживаемые, шлюпки с капитаном и губернатором на борту устремились вперёд. Это был бриг «Аргус».
Где изможденные высохшие тела, безумные лица, полуразложившиеся трупы. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически.
«Медуза» шла впереди «Эха». Рядом с живыми лежат тела мертвецов. Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома».
– На протяжении тринадцати суток несчастные носились на плоту в океане». Двигателем становится народ. «Эхо» всю ночь шло правильным курсом и к утру далеко обогнало «Медузу», скрывшись за горизонтом.
Под безобразием на самом деле понималась предельная правдивость». Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Для эвакуации пассажиров планировалось задействовать лодки фрегата, для чего понадобилось бы сделать два рейса.
Сильная рельефная моделировка, придающая фигурам скульптурность, высокая патетика образов, резкие ракурсы – всё это отсылает нас к образам «Сикстинской капеллы». Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы.
На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Задуманное историческое полотно «Отступление французов из России в 1812 году», возможно, затмило бы «Плот Медузы», но ранний шедевр Теодора Жерико оказался его последней крупной работой. Работа над монументальным полотном истощила Жерико, он хотел поехать на Восток, чтобы отвлечься от болезни и невзгод в личной жизни, получить новые впечатления, однако друзья отговаривали его. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома».
Чтобы добиться реализма, он провел собственное расследование этой трагедии, а так же обратился в кыжившим с просьбой позировать ему. К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Жерико питал надежду, что в стране с развитыми морскими традициями его произведение будет понято. Между тем она не кокетничает с нами, а смотрит сквозь нас.
В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Это был бриг «Аргус». «Медуза» шла впереди «Эха». Все это безумный художник сохранял до полного разложения. 17 июня 1816 г. небольшая французская эскадра – фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус» – отправилась из Франции в Сенегал. Он также размышлял на темы взаимного сосуществования людей в социуме.
4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма. Картина Сурикова здесь – яркое исключение. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас»21. В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. «Медуза» и «Эхо» оторвались от остальных кораблей и ушли далеко вперёд.
Вначале шлюпки взяли его на буксир, но затем, не предупредив, обрубили канаты. Также стоит отметить цветовое решение, к которому прибегает автор на своем полотне. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. В их числе были и губернатор Сенегала Шмальц и солдаты «африканского батальона»— три роты по 84 человека, набранные из людей разных национальностей, среди которых попадались и бывшие преступники и разные сорвиголовы. Это был бриг «Аргус». Но модус изображения был общепринятым.
На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке. Художник дал фигуры персонажей в двойном освещении: чтобы избежать силуэтного изображения на фоне светлого неба, вылепить объёмы человеческих тел, он залил плот диагональным потоком света от нижнего левого угла к верхнему правому, повторяя общее движение людей. Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. Бетанкур был уверен в правильности своих результатов, но, соблюдая субординацию, промолчал.
Самый простой ответ: Мане прежде всего художник, Мане прежде всего глаз. Низкое облако дублирует очертания волны, поглощающей «большую пирамиду», но сквозь тучи прорывается луч, на фоне которого вырисовывается «пирамида надежды». А Курбе лишал своего зрителя возможности такого покровительственного сопереживания. Сюжет картины основан на реальной трагедии. А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота.
Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мертвым сыном. 1 июля корабли должны были миновать мыс Блан (Белый), но с борта «Медузы» этого мыса с характерной белой скалой так и не увидели. Но более всего на художника повлиял любимый Микеланджело, о встрече с произведениями которого Жерико писал: «Я дрожал, я усомнился в себе самом и долго не мог оправиться от этого переживания».
- Мы следовали кильватерной колонной из четырех кораблей, чтобы доставить новый французский гарнизон в Сен-Луи-дю-Сенегаль. Картину скрепляет дуэль взглядов Петра и рыжебородого стрельца. «Мане – провокатор. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв.
Эта картина потрясающе проста. Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось). Чтобы спасти команду, планировалось использовать шлюпки, но их вместимость не позволяла вывезти всю команду, вот таким образом было решено создать плот. Переделке подверглись две перекладины в центре плота, а сам плот был удлинён слева— таким образом создавалось впечатление, что люди сгрудились на той части плота, что ближе к зрителю16. Здесь прослеживаются традиции барокко. Разразились политические споры, атмосфера становилась все хуже и хуже.
147 человек были вынуждены спасаться, забравшись на плот. – горячился он. Но в этой картине очень хорошо заметна роль народа. Людям пришлось покинуть фрегат, но боже, какой беспорядок царил при этом.
Море у Фридриха очень часто метафора инобытия, смерти. Но до Канарских островов все-таки добрались благополучно. История плота «Медузы» вдохновила художника Теодора Жерико, который потратил год на то, чтобы написать удивительное полотно размером 5 на 7 метров. «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту». Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались).
Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера.