Плот Медузы История
Масштабность полотна, мелкие детали и подлинность истории заставляют многих искусствоведов считать, что «Плот Медузы» нужно классифицировать как исторический документ. Масштабность полотна, мелкие детали и подлинность истории заставляют многих искусствоведов считать, что Плот Медузы нужно классифицировать как исторический документ. Масштабность полотна, мелкие детали и подлинность истории заставляют многих искусствоведов считать, что Плот Медузы нужно классифицировать как исторический документ.
Теодор Жерико, «Плот Медузы»: история, описание, анализ
Он всегда ощущал себя провинциалом и лучше всего ему было дома, в Орнане. Так как эта полнокровная женщина – это, конечно, сама Свобода. «Медуза» и «Эхо» оторвались от остальных кораблей и ушли далеко вперед. Именно Давид превращает клятву в центральный эпизод трагедии. Он познакомился с Корреаром и Савиньи, беседовал с ними, даже, вероятно, написал их портреты.
В чем сущность романтического мировосприятия. Рядом с живыми лежат тела мертвецов. Также стоит отметить цветовое решение, к которому прибегает автор на своем полотне. Многие сходили с ума. При первых промерах лот даже не достиг дна и Шомарэ успокоился, решив, что может беспрепятственно вести корабль к берегу. Эти корабли везли нового губернатора колонии и чиновников с их семьями. Продуктов у них не было.
Сами выжившие рассказывали об ужасах этого путешествия. – горячился он. Ветер с силою рвет парус, клонит мачту, удерживаемую толстыми канатами. К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения)34. В их числе были и губернатор Сенегала Шмальц и солдаты «африканского батальона» – три роты по 84 человека, набранные из людей разных национальностей, среди которых попадались и бывшие преступники и разные сорвиголовы. Он стоит в центре, он представляет собой ось картины. Паника охватила команду, пассажиров и солдат.
Памятуя об этом, Шомарэ решил позволить «Луаре» плыть в своем темпе, а остальным судам приказал двигаться как можно быстрее. Следует провести реминисценцию с книгой Джулиана Барнса «История мира в 10, 5 главах», а именно с пятой главой этого постмодернистского романа второй половины двадцатого века (1989 г. ). Несколько человек сошли с ума.
Описание картины «Крушение плота «Медузы»»
Спасательных шлюпок на борту было недостаточно, чтобы вместить всех пассажиров. В числе спасенных на плоту были офицеры Корреар и Савиньи. А Курбе лишал своего зрителя возможности такого покровительственного сопереживания. они опубликовали записки об этих трагических событиях.
Четыре дня спустя шлюпки с капитаном Дюруа де Шомареем и его друзьями благополучно добрались до сенегальского побережья бросив на произвол судьбы плот «Медузы» со 157 потерпевшими кораблекрушение. «Эхо» всю ночь шло правильным курсом и к утру далеко обогнало «Медузу», скрывшись за горизонтом. 2 июля 1816 года «Медуза» наскочила на мель приблизительно в 50километрах от берега.
Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью. Чего нельзя сказать о жанре барокко, где эмоции выходят на первый план. «Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа. «Французские салоны знали изображения тяжелого крестьянского труда, бедных крестьян. В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством.
- 15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»
- Плот Медузы: когда живые завидуют мертвым
- Какие тайны хранит знаменитая картина «Плот Медузы» Теодора Жерико
- Картина Плот «Медузы», Теодор Жерико
- «Плот Медузы» картина Теодора Жерико
- «Плот Медузы», Теодор Жерико, 1818 — 1819
Конечно, Жерико не мог пройти мимо такого сюжета, как плот с «Медузы». «Казалось бы, странно, что художник превращает в символ французской оккупации мусульманских бойцов. Из ста сорока семи человек только пятнадцать остались в живых.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись).
- «Плот Медузы» (Теодор Жерико): описание
- Самое интересное в виде мозаики
- Напишите отзыв о статье Плот «Медузы»
- Отрывок, характеризующий Плот «Медузы»
- В печени 375-летней мумии обнаружили паразитов
- В Нижнем Тагиле нашли редкий артефакт эпохи мезолита
- В центре Риги нашли и срочно закопали секретный туннель КГБ
- Человеческие жертвоприношения в древнейшем армянском поселении – Мецаморе
149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно. И это команда к человеку, который сначала действует, а потом размышляет. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас»21.
Ему удается в одной картине – очень патетической, очень романтической, очень звучной – соединить реальность, физически осязаемую и брутальную, (посмотрите на любимые романтиками трупы на переднем плане) и символы. В следующем году Совиньи и ученый-географ Александр Коррейяр (один из пятнадцати, выживших на плоту) опубликовали книгу «Крушение фрегата Медуза». Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь. Художник родился в Руане в 1791 году. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы».
- В Великом Новгороде нашли берестяную грамоту о денежном сборе
- В Британии нашли следы древнего каннибализма
А на плоту положение стало ужасным. Настолько близкий, что изображен на картине трижды. Ничтожный и спесивый человек, он создал на борту «Медузы» невыносимую атмосферу: старый эмигрант-монархист, к тому же бездарный моряк, он пользовался любым поводом, чтобы унизить офицеров. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Кто-то потерял рассудок, другие погружены в апатию. 17 июня 1816 г. небольшая французская эскадра – фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус» – отправилась из Франции в Сенегал.
Людям пришлось покинуть фрегат, но боже, какой беспорядок царил при этом. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв. А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота.
Теодор Жерико, впечатлившись ужасной историей, произошедшей с людьми, в 1819 году написал картину «Плот Медузы», холст, масло, 491716 см. Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось)1. Все люди изображены в своеобразном клубке из сплетенных человеческих тел. Роман закончился ребёнком (которого воспитывали родители молодого Теодора) и большим скандалом, после какового Жерико (как утверждали сплетни) поклялся не прикасаться больше к женщинам и стал гомосексуалистом. Человек на переднем плане – это его конечное бытие. Между тем она не кокетничает с нами, а смотрит сквозь нас. «Эхом» командовал капитан Бетанкур, опытный моряк.
В-третьих, у многих картина вызвала восторг. Последние стали роптать (тем более что груз оказался слишком тяжел и плот погрузился так, что вода доходила им до лодыжек). Есть на картине и ещё один друг Жерико.
Она шла против всего, к чему парижская публика на этот момент привыкла. Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро. Мари-Зинаидаида, маркитантка из Сенегала, умерла в тот же вечер.
Утром 17июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду. Но до Канарских островов все-таки добрались благополучно. Плот был оставлен на произвол судьбы. На картине мы видим оттенки холодного красного, темно-синего и грязно-серого и коричневого, которые символизируют общую безысходность и трагичность положения людей, находящихся на терпящем бедствие плоту.
Утром 17 июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду. Ее тело тоже съели.
Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался. Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей). Полуобезумевшие и обессиленные, они были найдены среди трупов своих погибших товарищей. Это Утро стрелецкой казни Василия Сурикова». Кое-кто бредил.
Жерико был всецело поглощён работой. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». И новый курс «Медузы»направил фрегат вдоль мавританского побережья изобиловавшего мелями и рифами. Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов. На двенадцатый день их подобрал бриг «Аргус». Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле.
Салон 1819 года изобиловал произведениями, прославляющими монархию главным жанром на нём был исторический, также широко были представлены аллегорические и религиозные сюжеты. Именно «Плот Медузы» послужил началом становления французского романтизма. Картина была закончена в июле 1819 года. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. За застывшим Петром, шеренгой солдат, шеренгой виселиц – шеренга зубцов кремлевской стены. Это был взгляд несколько сверху.
Однако ему пришлось во всем подчиняться Шомарэ, а между тем с капитаном «Медузы» творилось что-то странное: похоже, он попросту заблудился в море. Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат. В1817г. Поразительный был распад коммуникаций между зрителями провинциальной Франции и парижанами. Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас». Море у Фридриха очень часто метафора инобытия, смерти.
«Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Казалось, что ничего особенного не должно произойти: лодки корабля сделают два рейса и вывезут всех пассажиров. Здесь прослеживаются традиции барокко.
Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. «Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise. В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот. В живых осталось лишь 15 человек.
Еще несколько шлюпок продолжили путешествие морем и добрались до Сенегала (или были подобраны другими кораблями конвоя) — на них, среди прочих, находилисьДюруа де Шомаре и Шмальц. Возможно, впрочем, что первоначально цвета были более интенсивны, а позднее краски сильно потемнели. Крестьян нужно было пожалеть, крестьянам нужно было посочувствовать. 1 июля корабли должны были миновать мыс Блан (Белый), но с борта «Медузы» этого мыса с характерной белой скалой так и не увидели. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. На плоту начались драки за доступ к воде.
Очень близкий друг. И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи. 147 людей оказались обречены на смерть. Французский художник Жан Луи Теодор Жерико, впечатленный этой трагедией, воспринял ее как общечеловеческую, вневременную историю, которая побудила его изобразить людей, терпящих муки на плоту «Медузы».
Все это безумный художник сохранял до полного разложения. Общественность была глубоко потрясена этим происшествием. Разумеется, выставленная картина произвела фурор. «Но когда мы начнем присматриваться к тому, что натворил Мане в своей картине, мы поймем, что здесь огромное количество несоответствий, подсознательно беспокоящих и, в общем, не получающих внятного разрешения. Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. 17июня 1816г.
Отлично помню, как на пути к Мадейре по приказу Шомаре в открытом море был оставлен без помощи маленький юнга, случайно свалившийся за борт. «Медуза» шла впереди «Эха». Давид тщательно срежиссировал появление своего шедевра. Вскоре художник познакомился с английским предпринимателем Уильямом Буллоком, арендатором нескольких выставочных залов в Лондоне известных под названием Романской галереи.
Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Но модус изображения был общепринятым. И они начали есть друг друга. 4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма.
Но это не единственная проблема, которой коснулся Жерико в своей работе. Историки говорят, что катастрофа плота Медузы в глазах людей XIX века была примерно тем же, что Титаник для века ХХ-го. «Мане – провокатор. Полотно получилось действительно впечатляющим своей трагичной реалистичностью. Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации. А такие политические абстракции, как свобода, равенство, братство, не имеют облика. Когда «Медуза» села на мель Арген, он думал, что корабль в ста милях от нее.
Так изобразил эту драму художник Теодор Жерико на своей картине «Плот Медузы» (1818–1819, Париж, Лувр). На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. Он также размышлял на темы взаимного сосуществования людей в социуме. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Это был бриг «Аргус».
Капитан дал приказ всем покинуть корабль. Где это видано, мосье Жерико, чтобы потерять из виду позади идущие корабли. Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии. Израненные, покрытые язвами, обессиленные, мучимые жаждой и голодом, одурманенные солнцем, люди впали в состояние апатии и полной безнадежности и ничего не соображали.
Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей17. Здесь Жерико по-новому увидел своё произведение и решил тут же переделать нижнюю левую часть, которая показалась ему недостаточно убедительной как основание для пирамидальной композиции. Еще несколько человек решило остаться на «Медузе» (по разным данным от 10 до 17, 4 сентября спасли троихиз них). Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи Денон перед картиной «Плот Медузы» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. Все стали стремиться туда.
При высадке с корабля невероятная. В самую первую ночь погибли двадцать человек. Сначала правительство пыталось скрыть эту историю. Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались).
Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. В общем, она ведет себя так, как должна была бы вести та, на которую смотрим мы».
Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи «Денон» перед картиной «Плот «Медузы»» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. Картина была закончена в июле 1819 года. История плота «Медузы» вдохновила художника Теодора Жерико, который потратил год на то, чтобы написать удивительное полотно размером 5 на 7 метров. Своей революционностью. Затем поднялся шторм.
Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Газеты писали, что толпы посетителей останавливались «перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз». «Плот Медузы» в Лувре. Но лишь 10 человек из 147, которые перешли на плот, в конечном итоге выжили. Но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают ее уникальной. Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались).
Тяжелые волны вздымаются к небу, грозя вот-вот опрокинуть утлый плот. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. 2 июля 1816 г. в 160 км от берега «Медуза» со всего маху наскочила на мель. Именно по его приказу плот с людьми был брошен не произвол судьбы. «Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много. Мане историй не рассказывает.
И очень трудно понять, на самом деле, какой из них доминирует». Но погода не благоприятствовала, ждали шторма.
«Эхо» всю ночь шло правильным курсом и к утру далеко обогнало «Медузу», скрывшись за горизонтом. 147 людей оказались обречены на смерть. На восьмой день плавания пятнадцать человек, сохранивших силы и здоровье, решили столкнуть больных и слабых в море. Под безобразием на самом деле понималась предельная правдивость». Его должны были вести на буксире лодки. Сюжетом для картины послужило событие, взволновавшее в ту пору всю Францию. Старик держит три меча.
В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством. Флагманским кораблем «Медузой» и всей эскадрой командовал Дюруаде Шомарэ, неопытный капитан, получивший эту должность по протекции. В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. Художник тем самым аллегорично показывает связь между жизнью и смертью, её неразрывность.
Книга начиналась словами: «История морских путешествий не знает другого примера, столь же ужасного, как гибель Медузы». «Клятва Горациев» написана на сюжет о том, как римские патриоты три брата Горация были выбраны, чтобы сразиться с представителями враждебного города Альба-Лонги братьями Куриациями. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот».
В их числе были и губернатор Сенегала Шмальц и солдаты «африканского батальона» – три роты по 84человека, набранные из людей разных национальностей, среди которых попадались и бывшие преступники и разные сорвиголовы. На плоту – изможденные, отчаявшиеся люди. По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён35 ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка.
В мае 1819 г. на выставке в Париже он представил свою картину «Плот Медузы» (1818-1819 Париж, Лувр) – одно из самых знаменитых полотен эпохи романтизма. 40-орудийный морской фрегат. Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались). Однако более опытные моряки предупредили его, что корабль, по-видимому, находится в районе отмели Арген (на это указывали окружающий пейзаж и изменение цвета моря там, где его глубина была меньше). В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре36.
Входившие в состав эскадры корабли обладали разным запасом хода и тихоходная «Луара» начала отставать от головных. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824). После смерти Жерико картина была приобретена Лувром при посредничестве друга художника Дедрё-Дорси.
Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Таким образом он достигает большей универсализации, поднимая частную драму до общечеловеческой трагедии1. В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична. Это Делакруа — он позировал другу для «Плота Медузы». Но через некоторое время к этой мере вынуждены были прибегнуть и все остальные». Всего на «Медузе» было 245 пассажиров. Запасшись в Санта-Крусе, столице острова Тенерифе, провизией, корабли продолжили путь. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу.
Сухари были съедены в первый же день (200-300 граммов на человека). «Медуза» шла курсом, параллельным курсу «Эха», но ближе к берегу. Картину скрепляет дуэль взглядов Петра и рыжебородого стрельца. Как ты можешь увидеть свободу.
Все, кто был на лодках, спаслись. «Медуза» шла впереди «Эха». А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений.
Ее герой – толпа в пестрых нарядах, которая занимает практически четыре пятых картины из-за этого кажется, что картина поразительно неорганизованная.
147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества. Флагманским кораблем «Медузой» и всей эскадрой командовал Дюруаде Шомарэ, неопытный капитан, получивший эту должность по протекции.
Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем. Шомарэ был слегка удивлен исчезновением «Эха», но не попытался выяснить причины этого. «Но когда эта картина была выставлена в 1851 году в Париже, она создала скандал. Шомарэ боялся сесть на мель у побережья Африки и распорядился постоянно измерять глубину. Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми.
147 человек были вынуждены спасаться, забравшись на плот. «Эхом» командовал капитан Бетанкур, опытный моряк. Плот длиной 20 и шириной 7 метров был построен под наблюдением географа Александра Корреара.
17 июня 1816 г. небольшая французская эскадра – фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус» – отправилась из Франции в Сенегал. Такие картины часто ставят зрителя, который ищет содержание, который ищет истории, в тупик. Обезумевшие люди ползали по палубе и кусали друг друга за ноги. Барнс обращает внимание читателей на некомпетентность морских офицеров фрегата «Медуза», коррумпированность Королевского флота, бессердечное отношение представителей правящего класса к тем, кто находится рангом ниже. Но наблюдал, как изменяется оттенок мертвой плоти и переносил эти цвета на холст. 7 июня 1816 года судно «Медуза» покинуло Францию и отправилось к берегам Сенегала (только что возвращенного Франции англичанами). Газеты писали, что толпы посетителей останавливались перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз. Было сделано большое количество эскизов и набросков: штормового моря, людей в различных положениях, сидящих, лежащих, стоящих. Кое-кто пил морскую воду — и умирал.
Тут нет человека, которого ты жалеешь. «Пейзаж абсолютно меняет оптику. Самый простой ответ: Мане прежде всего художник, Мане прежде всего глаз. В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели.
Случилось это в 1816 году. Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии. Запасшись в Санта-Крусе, столице острова Тенерифе, провизией, корабли продолжили путь. Двое суток «Медуза» беспомощно простояла на мели, пока, наконец, не было решено построить плот, чтобы перенести на него груз с корабля и тем самым способствовать снятию судна с мели. Однако в Дублине, где Буллок ослабил рекламный напор, картина не вызвала такого энтузиазма у публики, а местная пресса не удостоила выставку своим вниманием. Плот скитался в море в течении 12 дней.
На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины). Каравелла Эхо, не отклоняясь от курса, утром обогнала Медузу. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой.
Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. В своей книге автор рассматривает ряд общечеловеческих проблем в философском аспекте. Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей». Во время шторма десятки людей погибли в борьбе за наиболее безопасное место в центре плота, либо были смыты волной за борт. А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле.
В относительной безопасности была только центральная часть плота. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза». На столе, в тепле стоят четыре бутылки шампанского – но почему не во льду.
«В первый момент многие из нас не притронулись к этой пище. вся элита «Медузы») разместились в шлюпках. Офицеры (по большей части молодые бонапартисты) очень быстро воспылали злобой к своему капитану, считая его старым амбициозным аристократом. При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. Вначале шлюпки взяли его на буксир, но затем, не предупредив, обрубили канаты. Глядя на нее, у созерцателя возникают очень сильные эмоции и переживания, которые еще долго пронизывают все тело и разум. Кстати, о Делакруа и любопытныхдеталях: видите в левом нижнем углу картины двух мертвецов.
Рядового человека она отпугивала тем, что он не очень может понять, кто это. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью.
На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых. м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. 147 людей оказались обречены на смерть. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады. И, хоть он и начал свою службу на флоте ещё в 1780-х годах, последние 25 лет своей жизни он провел почти исключительно (он выходил в море только ради участия в высадке на Кибероне — и то пассажиром) на берегу, в Англии.
По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Чтобы спасти команду, планировалось использовать шлюпки, но их вместимость не позволяла вывезти всю команду, вот таким образом было решено создать плот. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот.
Есть жертвы и есть убийцы. Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины. Живые и мертвые.
Нерешительность капитана сторицей передалась остальным. небольшая французская эскадра – фрегат «Медуза», корветы «Эхо» и «Луара» и бриг «Аргус» – отправилась из Франции в Сенегал. На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. Шомарэ отмахнулся от этого предупреждения. В этой ситуации несущийся фрегат могла спасти лишь быстрая реакция капитана, но Шомарэ впал в какое-то оцепенение и упрямо вел корабль навстречу гибели.
В настоящее время полотно находится в Лувре. Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней. Nicolas Maillot. Он, губернатор Шмальц, старшие офицеры и другие самые важные пассажиры (т. е. А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, которым не хватило места в шлюпках и на плоту. А поскольку этот ужас универсален, то и Клятва Горациев никуда от нас не уйдет».
Далее Жерико высмеивает стремление прессы в живописи видеть лишь желание художника утвердить ту или иную идею искать в любом произведении искусства политическую подоплёку. Сюжет картины основан на реальной трагедии. Разразились политические споры, атмосфера становилась все хуже и хуже. Романтизм был полностью ориентирован на современность. «Медуза» и «Эхо» оторвались от остальных кораблей.
Мане в то же время блестящий художник, обаяние красок которого, красок, очень парадоксально соединенных, заставляет зрителя не задавать себе очевидных вопросов. В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель. Оппозиция обвинила в случившемся правительство.
Но в этой картине очень хорошо заметна роль народа. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады20. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Человек, который сочувствует, по определению находится в приоритетной позиции. Вскоре отстал и «Аргус». Из почти 150 человек в живых осталось десять.
В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». Эта картина потрясающе проста. На борту было около 400 человек. На восьмой день на плоту оставалось в живых только 28 человек.
Вот высокие фигуры, вот низкие фигуры, вот парусники большие, вот шлюпки под парусами. Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. Это был бриг «Аргус». Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. На пути корабли должны были пройти мыс Блан (Белый), но мыса с характерной белой скалой в назначенный срок не было видно.
Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. А журналисты роялистской Le Drapeau blanc упрекали живописца заодно с политической оппозицией в спекуляциях на болезненной теме. - Капитан даже не знал, где мы находимся. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Однако замять историю не удалось. Это, вероятно, его любовник Луи Бро, гаитянский негр, солдат.
Это был бриг «Аргус». Однако ему пришлось во всем подчиняться Шомарэ, а между тем с капитаном «Медузы» творилось что-то странное: похоже, он попросту заблудился в море. Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. Сильные давили слабых, тела умерших бросали в море.
Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. Оппозиция обвинила в случившемся правительство.
Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы». Для того, чтобы не умереть от голода, они были вынуждены питаться погибшими товарищами. На самом же деле фрегат ночью отнесло далеко к югу и курс был выправлен лишь утром 2июля. Картина Сурикова здесь – яркое исключение. Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду.
Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Есть и еще одна волнующая вещь: ощущение хаоса и поножовщины здесь чрезвычайно важно. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота3.
4884). И она действительно была для того времени революционна. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном. Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. Солдаты дрались прикладами, чтобы занять места раньше пассажиров. (В Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений).
Он назвал картины такого рода хоровыми. Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке31. Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. Флагманским кораблем «Медузой» и всей эскадрой командовал Дюруа де Шомарэ, неопытный капитан, получивший эту должность по протекции. Чтобы их успокоить, все шлюпки соединили вместе и к последней из них привязали плот.
Но буксирные концы вскоре полопались — хотя кое-кто утверждает, что что они попросту были обрублены командами шлюпок и что первым обрезал канат губернатор Шмальц. Человек изменяет свой масштаб, человек переживает себя по-иному в мире. Что соединяет эти две неравные части композиции. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы».
Из-за нехватки шлюпок на борту матросы построили плот. Ночь напролет на плоту люди дрались, в ход шли ножи, палки, кулаки. 17 июля, через 12 дней кошмарной одиссеи, оставшиеся в живых 15 человек были подобраны бригом «Аргус». А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. На его борту находилось 232 пассажира (включая губернатора Шмальца с семьей) и 160 человек команды.
Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза». Картина Жака Луи Давида «Клятва Горациев» является поворотной в истории европейской живописи. Сам плот почти упирается в раму картины. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824). Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse).
Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. Шомарэ был слегка удивлен исчезновением «Эха», но не попытался выяснить причины этого.
Картина была закончена в июле 1819 года. В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот. Сюжетом для картины послужило событие, взволновавшее в ту пору всю Францию. Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот. В техническом плане произведение выполнено превосходно. Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов12. Попытки снять корабль с мели были безуспешны.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плотаK 2. У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». «Курбе переехал в Париж, но не стал частью художественного истеблишмента.
Так реалистично страдание и смерть до Теодора Жерико не изображал ещё никто. Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». Да и видно ли его. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение.
Действительно, в них отсутствует один герой – в них отсутствует один двигатель. Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста.
Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Ален Жобер снял фильм «Красота катастрофы» (цикл «Палитры», Франция, 2002), посвящённый картине Жерико. Они оба спаслись в ужасной катастрофе и позировали Жерико во время написания картины. Слева от него – три сына, сливающиеся в одну фигуру, справа – три женщины. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мертвым сыном. А все капитан Шомаре.
Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей». «Это полотно обращается не к личности – оно обращается к человеку, стоящему в строю. В числе спасенных на плоту были офицеры Корреар и Савиньи.
На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». В первую же ночь было убито 20 человек. – На протяжении тринадцати суток несчастные носились на плоту в океане». Когда снова измерили глубину, она составила всего 18 локтей вместо предполагавшихся 80.
- Поймите же наконец. На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой.
К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту»K 627. Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. Именно эта спрессованность момента здесь исключительно важна. На четвертый день осталось менее половины человек и оставшиеся начали поедать человеческое мясо. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке.
В 1817 г. они опубликовали записки об этих трагических событиях. Двигателем становится народ. Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. Но до Канарских островов все-таки добрались благополучно. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра.
На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. В их числе были губернатор Сенегала Шмальц, солдаты «африканского батальона» – три роты по 84 человека, среди которых были люди разных национальностей, в том числе бывшие преступники. Само создание этой картины является исторически важным. Всех охватила паника.
Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. Таким образом, на холсте изображены подлинные участники разыгравшейся трагедии. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица.
1июля корабли должны были миновать мыс Блан (Белый), но с борта «Медузы» этого мыса с характерной белой скалой так и не увидели. Но есть поразительные пейзажи, которые принадлежат и тому и другому модусу. Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. Но ветер относит плот от корабля спасения. В настоящее время «Плот Медузы» находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре (INV.
В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством. Опасаясь, что «Медузу» купит английский коллекционер, её приобрел близкий друг Жерико Дедрё-Дорси за 6005 франков. Во-вторых у многих картина вызвала отвращение — из-за чересчур натуралистичных деталей. По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега.
Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мертвым сыном. Это команда. Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот.
Но корабль далеко и там, по-видимому, еще не видят терпящих бедствие То отчаяние, то надежда наполняют души пассажиров плота и это состояние отражается на их лицах. В учителя себе он выбрал Ораса Верне— их объединяла любовь к лошадям. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Фрегат «Медуза» потерпел кораблекрушение 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Сюжет данной картины рассказывает о реально произошедшем трагическом случае. Все дальнейшие попытки снять корабль с отмели оказались тщетными.
На плот же погрузились те, кто попроще: несколько младших офицеров, тридцать матросов, большая часть солдат, большинство пассажиров и часть экипажа – всего 148 человек (147 мужчин и одна женщина, бывшая маркитантка). Англичане, плохо знавшие современную французскую живопись, ошибочно причисляли его к представителям школы Давида. Люди, находящиеся в лодках, побоялись, что те, кто находится на плоту, начнут переходить на лодки и обрезали канаты, связывающие с ними плот. Кто-то подает сигнал, кто-то лежит полумертвый в прострации, кто-то отупел от безысходности и ни на что не реагирует, кто-то пытается привести в чувство умирающего и удерживает его от падения с плота. Под вечер вспыхнул первый мятеж: недовольные солдаты и моряки восстали против офицеров.
Три пассажира бросились в воду, чтобы покончить с собой. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). «XIX век создал историческую живопись, какой мы ее знаем. Их путешествие длилось не более четырех дней. За это время большая часть людей погибла. В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот.
Романтизм проявлял особенный интерес ко всему трагическому, мрачному и отталкивающему. После прибытия на Мадейру (27 июня) губернатор Шмальц выразил желание прибыть в Сенегал как можно быстрее. Но это позволяет Гойе превратить современное событие в звено истории Испании.
Книга начиналась словами: «История морских путешествий не знает другого примера, столь же ужасного, как гибель Медузы».