Покорение Сибири Ермаком Картина Фото

Сочинение по картине Покорение Сибири Ермаком Сурикова

Стучусь к ней. Все явлено зрителю живо, выпукло и достоверно. Все явлено зрителю живо, выпукло и достоверно. Есть только темное предание о том, что дед Ермака был посадский человек из Суздаля, занимавшийся извозом что сам Ермак, в крещении Василий (или Герма), родился где-то в Прикамье, отличался телесной силой, отвагой и даром слова в молодости работал в стругах, ходивших по Каме и Волге, а потом сделался атаманом разбойников. Но уже в начале 1894 года он писал брату: «Теперь я опять принялся за Ермака»6. рПУНПФТА ФБН, ЮФП РТЙЗПДЙФУС.

С нетерпением ждал Ермак помощи из России. В 1893 году в станице Раздорской Суриков делал этюды с местных казаков— Арсения Ковалёва, Антона Тузова, Макара Агаркова, впоследствии использованные в картине4. Казнь стрельцов. » — «Да, говорю, казнил я стрельцов». — «Да как же это так и здесь. » — «Да так, говорю и тут как тут».

При сем внезапном нападении весь казацкий отряд был истреблен вместе с своим вождем. У некоторых казаков за поясом припасены топоры на всякий случай. Выплыть в тяжелых доспехах было невозможно даже такому силачу – раненый утонул. И так до рукопашного боя, который, кстати и происходит на заднем плане. Перед ним раскрывалась жизнь, нравы, характеры, судьбы людей, Во время длинного пути в Сибирь Суриков встречал не только «натуру», прототипов будущих полотен, но и тех людей, для которых он писал. «Вот, говорят, учительница ссыльная живет, у нее, может, найдете».

В 1581 году войско из более 1, 5 тыс. Своею мощью, красочным звучанием эта картина напоминает «Тараса Бульбу».

Становится понятно, что враг пустился в бегство и отряд Ермака победит. На вершине перевала казаки построили Кокуй-город и перезимовали там. Нет, Суриков средствами живописи хотел передать не эпизод, не случай, а глубокий смысл того знаменательного события в истории России и всего мира, когда в результате столкновения «двух стихий» была завоевана и присоединена к России огромная и в то время географически загадочная страна Сибирь. По всей вероятности, она скоро сделалась бременем для самого строгановского края.

Характерно, что знамя «Спаса», под которым стоит Ермак имеет славную и многовековую историю. Ермак – казачий атаман, успешно начавший по приказу Ивана Грозного войну с ханом Кучумом. Память об Ермаке сохранилась во многих народных песнях и преданиях. У каждого героя свое выражение лица, которое передает определенные эмоции. Вместе с тем зритель чувствует их уверенность в победе.

Они и обратились с помянутой грамотой к волжским казакам. Один из великих мастеров русской живописи, крупнейший представитель исторического жанра. За день до открытия выставки ее посетил царь Николай II с царицей. В величавом спокойствии сидят в середине крайней лодки два казака: один заряжает пищаль, другой сдержанно подымает ружье, словно выбирая цель. Наконец, ему удалось устроиться в просторном запасном зале Исторического музея, где позднее им будут написаны и «Переход Суворова через Альпы» и «Степан Разин».

Знамена едва намечены. В Минусинском крае написан и один из самых удачных этюдов к картине— «На реке» с изображением стрелка, стоящего в воде2. В сборе материалов помогли и ранние акварели, написанные в Минусинских степях и личный опыт кулачных боев «стенка на стенку». В восприятии первобытных племен, не имеющих представления об огнестрельном оружии, ни разу не слыхавших ружейного выстрела, каждый казацкий выстрел сотрясает мир, как удар грома, как не поддающееся пониманию разума сверхъестественное эсхатологическое (предвещающее конец мира) явление.

Деревушка — несколько изб. Их экономика, материальная культура, грамматические формы языка — все было иным. Сел я на него, а она, завернувшись в теплую шаль, провожала меня на пристань. хЗТПЪБ У чПУФПЛБ ПФ ФБФБТП-НПОЗПМПЧ ВЩМБ РПУФПСООПК. «Покорение Сибири Ермаком» (картина) не блистает яркими красками, но переливается изумляющей игрой оттенков и письма.

Сочинение по картине 
Сурикова Покорение 
Сибири Ермаком

Сочинение по картине Сурикова Покорение Сибири Ермаком

Но он недолго здесь удержался. В этом эскизе, художник уделяет много внимания композиции. «Где, спрашиваю, переночевать да попить хоть чаю. » Ни у кого ничего нет. Здесь дело пошло быстрее.

Великий историк Карамзин назвал этот отряд «малочисленной шайкой бродяг». Лица его людей полны решимости и смелости. Соединив исторические сведения и фольклор, результаты научных исследований и предания, сохранившиеся в народной памяти, он запечатлел возникшие образы в масштабном полотне. В картине «Не ждали» Репин почти чеховскими приемами воссоздает психологическую атмосферу дома и семьи, когда нежданно-негаданно в комнату входит возвратившийся из далекой ссылки муж и отец. Но это позволяет отметить людей, одетых в красное, как например, человека в центре. На первый взгляд главнокомандующего Ермака трудно заметить, как будто его нет.

Описание картины 
Василия Сурикова 
«Покорение Сибири

Описание картины Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»

Приходилось закатывать высохшие края в трубку. Неудивительно, что В. И. В картине «Не ждали» Репин почти чеховскими приемами воссоздает психологическую атмосферу дома и семьи, когда нежданно-негаданно в комнату входит возвратившийся из далекой ссылки муж и отец. Исходя из общего сразу же верно найденного замысла – показа казаков в момент решительного наступления, художник ищет для группы казаков предельной динамичности, объединяет их единым целеустремленным движением, придает их лицам и фигурам единообразный профильный поворот (среди первоначальных эскизов нередко встречаются, например, у заряжающего ружье в передней лодке, лица в фас). «Мы возвратились из поездки по Дону, – сообщает он брату. Сибирские шаманы с их идолами неохотно уступали место магометанским муллам.

Он с ними наравне, в центре событий. На Туре стоял остяцко-татарский юрт Чингиди (Тюмень), которым владел родственник или данник Кучума, Епанча. Только в декабре 1892 года в работе над «Покорением Сибири» был сделан перерыв: Сурикову было нужно подготовить к выставке картину «Исцеление слепорожденного». Суриков использовал его ля одной из тем своего творчества. юЙФБА, Б ДХЫБ ФБЛ Й ТБДХЕФУС, ЮФП НЩ У ФПВПК ТПДХ ИПТПЫЕЗП. Теснота квартиры на Долгоруковской улице сильно затрудняла работу над большим полотном. Весной они сплавились по реке Тагил.

Татары защищаются щитами и стреляют из луков, может быть, вот таким образом они и проигрывают. Прямо перед глазами, почти переплескиваясь через раму, кипит серо-бурой зыбью Иртыш. В 1892 году он выезжал на Дон— собирать типажи для образов казаков3, в том же году жил в Минусинском краю на золотых приисках И. П. Кузнецова (на территории современной Хакасии), откуда сообщал: «Пишу татар. Казаки передвигались по реке Чусовой до Уральских гор.

Познавательное значение «Покорения Сибири» не исчерпывалось оригинальностью замысла, новизной материала и изобразительных средств. Стучу в дощатую дверь. — «Войдите». Но уже в начале 1894 года он писал брату: «Теперь я опять принялся за Ермака». Только в декабре 1892 года в работе над «Покорением Сибири» был сделан перерыв: Сурикову было нужно подготовить к выставке картину «Исцеление слепорожденного». Их, встретившихся с Ермаком на зыбких пасмурных водах Иртыша, отделяют от русских, владевших огнестрельным оружием, не десятилетия, а многие И многие века. Он по нескольку раз меняет соотношение людских масс, компонует толпу.

Репродукция картины 
Покорение Сибири 
Ермаком

Репродукция картины Покорение Сибири Ермаком

Из воды торчат стрелы татар, видимо не долетевшие до цели. С большим живописным мастерством и выразительностью написан и этюд-типаж «Донской казак Кузьма Запорожцев», представляющий собой острый портрет. Над ним и его соратниками развиваются хоругви с ликом Спаса и конной фигурой Святого Георгия (говоря о первом из этих знамён, В. С. Кеменов отмечает: «осеняя дружину Ермака этим знаменем, Суриков тем самым как бы передает ей эстафету многовековой борьбы русского народа против татар»2). Во второй половине 1581 Ермак сформировал отряд в 540 воинов. Он сделан на бумаге карандашом и акварелью. Над головами русских реют христианские знамена с изображением на них Нерукотворного Спаса. Между тем Кучум был рядом.

Григорий Строганов построил городок Канкор на правой стороне Камы. Становится понятно, что враг пустился в бегство и отряд Ермака победит. Сам стоит слева, замер, ни слова, ни звука.

А картину данную смотрел в январе во время отпуска в Третьяковке. В тщательных эскизных разработках художник варьирует число сидящих, однако скоро останавливается на четырех, причем уже в акварельном эскизе 1891 года (Третьяковская галлерея) их размещение и позы близки картине. Его люди мужественны и отважны, как и он сам.

Мерцают отсветы выстрелов, облачка дыма от них. Суриков увидел его в Оружейной палате. Вот как выглядел первоначально пустынный берег. Это совсем другой характер и темперамент. Все костюмы и образы прорисованы до мельчайших деталей. Всю обстановку нагнетает мрачный пейзаж.

Совет Академии 20 марта 1895 присудил Сурикову звание академика. Предки нанимателей Ермака Строгановых, вероятно, принадлежали к новгородским фамилиям, которые колонизовали Двинскую землю, а в эпоху борьбы Новгорода с Москвой перешли на сторону последней. Увидеть полотно полностью было невозможно, мешали стены. Композиционно картина только кажется поделенной рекой на две части. Турой казаки Ермака вошли в Тобол и на устье Тавды имели удачное дело с татарами.

Воины хана (на правой стороне), несмотря на многочисленность, шаманские пляски, призывающие на помощь богов и натянутые луки, выглядят беспомощными и побежденными. На Тагильском перевале бойцы сами прорубали дорогу топором. Только благодаря бесстрашию и умению вести бой, Ермак побеждает в этой битве. Создавая эту большую горизонтальную картину (285 x 599), Суриков впервые получил возможность работать в мастерской, расположенной в одной из башен Исторического музея.

Спасаясь от преследования властей, Ермак со своими товарищами бросился на Каму и добрался до пермских вотчин крупных промышленников купцов Строгановых. Битва происходит на реке и судя по всему, эта битва решающая. Очевидно, егомогучий образ привлекал народное воображение и любовь главным образом потому, что, восхищаясь силой и удалью Ермака, народ видел в нем героя, вышедшего из его жерядов, умного и отважного вождя, способного вести за собой массы к победе. «Боярыня, говорит, Морозова.

На своей картине «Покорение Сибири Ермаком» художник Суриков изобразил битву отряда Ермака и войска татар. Нашел тип для «Ермака», – делится он радостью с братом. Живу за тысячи верст от центров, от жизни».

Картина Автопортрет 
на фоне картины 
Покорение Сибири

Картина Автопортрет на фоне картины Покорение Сибири Ермаком Василия Сурикова

В центре фигура Ермака, протянувшего вперед руку. Понял и я ее и тоже вначале молчал. Кузнецова отправился в Петербург. Удивленные татары похоронили Ермака на почетном месте (в современности это деревня Баишево), но за оградой кладбища – он не был мусульманином. Этюды для этой своей картины Суриков писал на реке Оби. В это время как раз праздновались трехсотлетие покорения Сибири и открытие Транссибирской железной дороги, так что Василий Иванович случайно «попал в точку», оказавшись в неловкой для себя роли «официального» живописца.

рПУМЕ УТБЦЕОЙС 25 ПЛФСВТС 1581 ЗПДБ еТНБЛ ЪБОСМ УФПМЙГХ УЙВЙТУЛПЗП ГБТС, ИБОБ лХЮХНБ. — «А вы кто. » — «Суриков, говорю, художник».

Живопись покорение 
сибири Ермаком фотокартина 
обои картинки скачать

Живопись покорение сибири Ермаком фотокартина обои картинки скачать на рабочий стол ПК, планшета

Другие ранние пейзажные этюды для полотна Суриков писал на Оби, а также в Тобольске3. Битва происходит на реке и судя по всему, эта битва решающая. «Пустите, говорю, обогреться да хоть чайку согреть». Подчиняясь жесту Ермака, казаки в едином порыве устремляются вперёд. Люди Ермака стреляют из огнестрельного оружия, вот таким образом они окутаны клубами дыма. Лист подклеен с трех сторон.

Многофигурное полотно, тем не менее, воспринимается гармонично и естественно. Уже к августу он определился с размерами полотна, в письме к брату указав их как «8 аршин и 4», то есть примерно 5, 62, 8 метра2. Все выдержано в золотисто-коричневой гамме, но картина Сурикова «Покорение Ермаком Сибири» сумрачна и тяжела. Оно определило дальнейший путь развития страны, расширило ее территорию и её богатства.

человек под руководством Ермака организовало поход против Кучума и победило в битве. Центр и нижнюю половину левой части полотна занимает авангард казачьего войска. Ермака еще не загораживает от зрителя группа казаков. Многофигурное полотно, тем не менее, воспринимается гармонично и естественно. Казаки, видимо, его не ожидали.

Систематически выезжал на родину, в Сибирь. Даже лица и позы воинов передают ощущения силы/бессилия. Ермак в 1582 отправил послов к царю во главе с доверенным лицом (И. Бросилась она топить печь, мед, хлеб поставила, а сама и говорить не может от волнения. Тут он поступеил на службу к Строгановым.

Автор картины «Покорение Сибири Ермаком» изобразил на ней жителей Югры

Давит серое небо на уже бегущих всадников. Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва)Художник, рисовальщик, акварелист. отрядом.

Утром подошел пароход. Сам Ермак тоже лишь постепенно «проявился» в казачьей массе— на ранних набросках его загораживали лишние фигуры, потом отодвинутые на второй план в более поздних вариантах Ермак, наоборот, виден полностью, отделён от своего войска и только после долгих поисков художник определил окончательное место главного персонажа картины2. Мы становимся невольными участниками битвы под древним знаменем, с которым еще Дмитрий Донской ходил на Мамая и удивительным образом сливаемся в едином порыве с ермаковцами. Лица его людей полны решимости и смелости.

В центре казачьей массы— сам Ермак изображённый в профиль, с вытянутой вперёд рукой. Он с ними наравне, в центре событий. Композиционно картина только кажется поделенной рекой на две части. Вслед за казаками был послан князь Болховский с дружиной в триста воинов. Цель посла была рассказать государю о полном разгроме хана. В следующем, 1892 году, Суриков писал этюды в Тобольске и Красноярске. Это кряжистая, прочно стоящая обеими ногами на палубе фигура в стальном шлеме.

Полотно поражает масштабностью и величием изображенного исторического события. Только в декабре 1892 года в работе над «Покорением Сибири» был сделан перерыв: Сурикову было нужно подготовить к выставке картину «Исцеление слепорожденного». Из толстых длинных стволов старинных казацких ружей вылетает пороховой дым и пламя. Он по нескольку раз меняет соотношение людских масс, компонует толпу. «Пустите, говорю, обогреться да хоть чайку согреть». — «А вы кто. » — «Суриков, говорю, художник». Пароход отошел, утро серое, холодное, сибирское.

Недаром еще ранее, прочитав- историю донских казаков, он писал брату: «Душа так и радуется, что мы с тобою роду хорошего». Теперь же закончить «Покорение» в доме оказалось абсолютно невозможно: некуда было отойти, чтобы на расстоянии проверить верность цвета и композиции. Великий историк Карамзин назвал этот отряд «малочисленной шайкой бродяг». В 1572 году в земле Черемисской вспыхнул бунт толпа черемис, остяков и башкир, вторглась в Прикамье, разграбила суда и побила несколько десятков торговых людей.

Василий Суриков 
— Автопортрет на 
фоне картины Покорение

Василий Суриков — Автопортрет на фоне картины Покорение Сибири Ермаком, 1894

Но невозможно не заметить единственную фигуру казака, которую автор картины «Покорение Сибири Ермаком» выделил красной киноварью. При всей своей ненависти к очередям выстоял 3 января очередь- хотя там на Лаврушинском- спасибо правительству Москвы- и костюмированное действо в а ля рус, весело и задорно, очередь прошла незаметно, тем паче перед нами стоял актёр Георгий Мартынюк с семьёй (который майор Знаменский из ЗнаТоКов) и смог в живую увидеть картину. Казаки и московские ратники, в числе не более полутораста человек, немедленно покинули город Сибирь с стрелецким главой Иваном Глуховым и Матвеем Мещеряком, единственным оставшимся из пяти атаманов дальним северным путем по Иртышу и Оби они отправились обратно за Камень (Уральский хребет). Как всплеснет она руками. Строгановы были «в великой печали». Татарские лучники оказали упорное сопротивление. На обороте первого известного наброска к картине надпись рукой художника «За Волгой на Каме»2.

Именно острый клин создает особое напряжение боя, когда внимательно рассматривается картина «Покорение Сибири Ермаком». л ФПНХ ЦЕ 1891 ЗПДХ ПФОПУЙФУС ЬФАД ЛТЕУФШСОЙОБ Ч ЧБМЕОЛБИ Й ВЕЪТХЛБЧЛЕ Ч РПЪЕ еТНБЛБ. Следующей ступенью к осуществлению замысла был эскиз, хранящийся в Русском музее. Холодно, сыро. (Весть о небывалом бухарском караване едва ли не была пущена им, чтобы заманить Ермака в засаду. ) Его лазутчики донесли хану о ночлеге казаков. Удивленные татары похоронили Ермака на почетном месте (в современности это деревня Баишево), но за оградой кладбища – он не был мусульманином.

Описание картины 
Сурикова «Покорение 
Сибири Ермаком»

Описание картины Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»

– РЙЫЕФ ИХДПЦОЙЛ Ч РЙУШНЕ Л ВТБФХ. Тяжело катит глинистые бурые воды река. Собирая материал для «Покорения Сибири», художник садился в седло и ехал сотни вёрст, шёл пешком по нехоженым местам, плыл в лодке там, где когда-то плыло казацкое войско.

Тут же, рядом с Ермаком, стоит его помощник — есаул Кольцо. Замечательный сдержанный колорит выбрал Суриков. Картина построена на противопоставлении, что прослеживается в деталях. Стучусь к ней. Без Ермака Строгановы едва отстояли от неприятелей свои городки.

Живопись покорение 
сибири Ермаком фотокартина 
обои картинки скачать

Живопись покорение сибири Ермаком фотокартина обои картинки скачать на рабочий стол

В 1583 году Ермак покорял татарские селения в бассейнах Оби, Иртыша. мЕФПН уХТЙЛПЧ ЦЙЧЕФ Й ТБВПФБЕФ ОБ дПОХ. В 1583 году Ермак покорял татарские селения в бассейнах Оби, Иртыша. Вот этим и объясняется тот ужас, который с таким мастерством изобразил Суриков на лицах первобытных лучников — вогулов и остяков. Ему удалось покорить неприступную Сибирь.

В репинских «Запорожцах» звучит гоголевский смех. Длительные поездки необычайно обогащали опыт художника. В 1892 году он выезжал на Дон— собирать типажи для образов казаков, в том же году жил в Минусинском краю на золотых приисках И. П. Кузнецова (на территории современной Хакасии), откуда сообщал: «Пишу татар. И Ермак, опасаясь преследований, ушёл на Каму. А собственно правнуки ермаковских казаков были переведены в мещанское сословие во второй половине 19 века. У историков вызывает сомнения, что поход организовывался с одобрения центральных властей.

Описание картины 
Сурикова Покорение 
Сибири Ермаком

Описание картины Сурикова Покорение Сибири Ермаком

Очевидно, что сила на стороне Ермака и его рати. По их выражению видно, что они ни за что не сдадутся и будут идти до победного конца. Венценосная чета приобрела новую работу Сурикова за сорок тысяч рублей. Темен суровый пейзаж Сибири осенним днем.

Сражение происходит посредине реки, которая видна только на переднем плане, а дальше скрыта под человеческими массами. – Говорили разное, называли разные темы и только в самое последнее время стали увереннее называть «Ермака». В истории русского государства одно из важнейших событий – присоединение Сибири.

Неудивительно, что В. И. Пароход отошел, утро серое, холодное, сибирское. Только приглядевшись можно узнать его по жесту, который направляет войско в бой. Я, говорит, ничего не слышу и ничего не вижу. Работа велась на Оби и в Хакассии. Аналогии не просто, а прямо уместны. Поразила небольшим размером. ъБЧФТБ ВХДЕФ ЧПКУЛПЧПК УФБОЙЮОЩК ЛТХЗ.

Летом 1891 года в Туруханском краю он рисовал этюды с эвенков и остяков. Вот таким образом людям пришлось нести струги по склону вверх. Над дружиной Ермака — изображение Спаса Нерукотворного — покровителя русского войска. Нашел тип для Ермака». Член Товарищества передвижных художественных выставок (1881-1907), участник выставок Союза русских художников.

Каждая новая картина Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) воспринималась русской интеллигенцией, всеми передовыми и прогрессивными людьми как огромное событие в истории русской и мировой культуры, как победа реалистического искусства. 6 августа он был уже за работой в Москве. Беглецы татарские принесли Кучуму вести о пришествии русских воинов причем оправдывали свое поражение действием незнакомых им ружей, которые считали особыми луками: «когда русские стреляют из луков своих, тогда от них пашет огонь стрел не видно, а раны наносят смертельные и никакими ратными сбруями невозможно от них ущититься». Вот как выглядел первоначально пустынный берег.

Вступив в пределы Сибирского ханства, он встретил жестокое сопротивление. Георгию на казачьей хоругви. Уже к августу он определился с размерами полотна, в письме к брату указав их как «8 аршин и 4», то есть примерно 5, 62, 8 метра2. По некоторым данным отряд выдвинулся в путь 01. 09. 1581 года, но другие историки настаивают, что это было позже. Если внимательно приглядеться, можно увидеть, как по берегу убегают всадники.

Их лица выражают тревогу, смятение, страх. Сам стоит слева, замер, ни слова, ни звука. В восприятии первобытных племен, не имеющих представления об огнестрельном оружии, ни разу не слыхавших ружейного выстрела, каждый казацкий выстрел сотрясает мир, как удар грома, как не поддающееся пониманию разума сверхъестественное эсхатологическое (предвещающее конец мира) явление. Написал порядочное количество. Только необычайная крепость духа и тела помогли казакам одолеть столько врагов. Кольцо).

Со смертью Волховского Ермак снова стал во главе соединенного казацко-московского отряда. Татары оказывали яростное сопротивление. В центре верхней части картины проступают контуры города, за который идёт сражение3. У некоторых казаков за поясом припасены топоры на всякий случай. Отъехали далеко-далеко, а она, чуть видно, все стоит и стоит одна на пристани». О них Суриков не забывал никогда.

Описание картины 
Сурикова Покорение 
Сибири Ермаком 8

Описание картины Сурикова Покорение Сибири Ермаком 8 класс

С ним обошлись ласково и наложили на него дань в семь сороков соболей. Вслед за казаками был послан князь Болховский с дружиной в триста воинов. Предполагают, что такое же знамя реяло над полками Дмитрия Донского на Куликовом поле и в 1552 г. развевалось над войсками Ивана Грозного у стен Казани. Как справедливо указывает В. Кеменов, «осеняя дружину Ермака этим знаменем, Суриков тем самым как бы передает ей эстафету многовековой борьбы русского народа против татар, одним из последних грозных оплотов которых было сибирское ханство Кучума». И Суриков очень тонко живописными средствами показал это. Нашел тип для Ермака». Бросилась она топить печь, мед, хлеб поставила, а сама и говорить не может от волнения.

Сам Ермак тоже лишь постепенно «проявился» в казачьей массе— на ранних набросках его загораживали лишние фигуры, потом отодвинутые на второй план в более поздних вариантах Ермак, наоборот, виден полностью, отделён от своего войска и только после долгих поисков художник определил окончательное место главного персонажа картины. Меж тем, пользуясь, что в Пермском краю после ухода ватаги Ермака оставалось мало ратных людей, какой-то пелымский (вогульский) князь пришел с толпами остяков, вогулов и вотяков, доходил до Чердыни, главного города этого края, потом обратился на Камское Усолье, Канкор, Кергедан и Чусовские городки, выжигая окрестные села и забирая в плен крестьян. Особое внимание привлекают изображенные на знаменах лик Христа и фигура Георгия Победоносца, подчеркивается идейная правота казаков, действующих «за правое дело» с Божьей помощью, тогда как на стороне татар шаманы исполняют языческие пляски.

Вдалеке виднеется город именно туда наверно держит путь Ермак со своим войском. Однако чувство ответственности и настойчивость не покидали Сурикова. Георгию на казачьей хоругви. Движения казаков неторопливы, не чувствуется никакой суеты, спешки.

Прекрасен тяжелый, сумрачный, суровый колорит картины. Над ним и его соратниками развиваются хоругви с ликом Спаса и конной фигурой Святого Георгия (говоря о первом из этих знамён, В. С. Кеменов отмечает: «осеняя дружину Ермака этим знаменем, Суриков тем самым как бы передает ей эстафету многовековой борьбы русского народа против татар»). В репинских «Запорожцах» звучит гоголевский смех. Достигнув устья Тобола, Ермак сначала уклонился от помянутой засеки, повернул вверх по Иртышу, взял на его берегу городок мурзы Атика и расположился тут на отдых, обдумывая дальнейший план., со свойственной ему скромностью, сообщал брату об этом в осторожных выражениях: «Картина помаленьку подвигается». В этой связи уместно вспомнить и строки из более позднего его письма (7 сентября 1895 года), в которых художник раскрывает смысл своей родовой гордости: «Насчет отличий нам, брат, с тобой не везет.

Спать не пришлось: проговорили мы до утра. Академик Императорской Академии художеств (1895). Именно острый клин создает особое напряжение боя, когда внимательно рассматривается картина «Покорение Сибири Ермаком». И вновь гениальным чутьем угадал художник самую суть событий далекой старины.

Покорение Сибири 
Ермаком картина 
Сурикова

Покорение Сибири Ермаком картина Сурикова

Как справедливо указывает В. Кеменов, «осеняя дружину Ермака этим знаменем, Суриков тем самым как бы передает ей эстафету многовековой борьбы русского народа против татар, одним из последних грозных оплотов которых было сибирское ханство Кучума». Лишь постепенно Суриков пришёл к окончательному мрачноватому колориту. И ещё- белоленточному:Кучум угрожал в основном землям Строгановых, также как в своё время индейцы угрожали белым переселенцам на Диком Западе.