Полное Имя Грабаря
Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В. И. Сурикова (1937-1943), Всероссийской Академии художеств (1943-1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944 г. ). В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В. И.
Выставка «Век ради вечного»: спасенные шедевры в Центре реставрации имени Грабаря
Был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». Происхождение и место рождения Грабаря, его семейная история достаточно необычны. При его участии вышла большая доля новой Истории русского искусства (тт. Учился в петербургской Академии художеств (18941896), в частности у И. Е. Репина, а кроме того в студии А. Ашбе в Мюнхене (с 1896) организовав вкупе с Ашбе школу, преподавал там в 18981901.
директор Центральных реставрационных мастерских, в годы Великой Отечественной войны — член Государственной Комиссии по учету разрушений и ущерба, нанесенных немецко-фашистскими захватчиками, глава Комиссии по учету и охране памятников искусства при Комитете по делам искусств СССР после войны директор Московского художественного института им. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». 113, 19531969).
После он учился живописи в Париже и Мюнхене. Активно работал как художественный критик (в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др. ). в Россию переехали его жена с сыновьями.
- Грабарь Игорь Эммануилович – художник, творчество
- Биография Грабаря Игоря Эммануиловича
- Грабарь Игорь Эммануилович – биография
- Игорь Грабарь: жизнь и творчество художника
- Игорь Эммануилович Грабарь биография
При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт. Пришлось постепенно распрямлять его, заменять недостающие фрагменты телячьей кожей. Уже в первый период своей деятельности в данной области (с 1909 как редактор "Истории русского искусства" и с 1913 — как "попечитель", т. е. директор Третьяковской галереи) Грабарь обнаружил свои огромные способности организатора и исследователя.
Под руководством Грабаря была проведена реставрация и расчистка многих живописных полотен, среди которых «Портрет Павла I» С. С. Щукина, «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф. Я. Алексеева, «На жатве. В 1896 году он уехал в Европу и в Мюнхене поступил в частную школу-студию Антона Ашбе. Война прервала публикацию однако вышедшие в свет тома (архитектура, скульптура, древнерусская живопись) получили капитальное значение как обилием фактического материала, так и его формально-художественной разработкой. По его собственным словам, работа над инеем будила его «живописный задор».
- Грабарь Игорь Эммануилович (1871 – 1960)
- ГРАБАРЬ, что такое ГРАБАРЬ, ГРАБАРЬ это, значение ГРАБАРЬ
- Значение ГРАБАРЬ ВЛАДИМИР ЭММАНУИЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии
- Словари и энциклопедии на Академике
- Большая биографическая энциклопедия
- Краткое описание творчества Игоря Грабаря
- «Наш пострел везде поспел» или Обучение Грабаря
- Грабарь-художник и Грабарь-искусствовед в дореволюционной России
Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Род. Эта реформа стояла в непосредственной связи с другим, более ранним начинанием Грабаря, создавшим ему широкую популярность, — с его опытом публикации коллективной и общедоступной "Истории русского искусства" (1909—1914). Под его редакцией вышло три русских издания книги Фр. С детства занимаясь живописью, он по окончании Петербургского ун-та (1893) поступил в Академию художеств (мастерская Репина), которую окончил в 1896.
Жил в Петербурге (с 1889) и Москве (с 1903). В 1896 году он уехал в Европу и в Мюнхене поступил в частную школу-студию Антона Ашбе. Нередко реставраторам для этого приходится разрабатывать особые технологии восстановления. Г. является одним из редакторов отдела изобразительных искусств Б. С. Э.
Брат И. Э. Грабаря. С 1920 — проф.
Листа "Международное право" (Юрьев, 1902, 1909 и 1912 годы). Основные ранние пейзажи И. Грабаря созданы в 1903- 1908 годы. Руководитель издания первой научной «Истории русского искусства» (1909-16) монографии о русских художниках. Он оставался на этой должности вплоть до 1925 г. В автомонографии Грабарь вспоминал о том, как он писал «Февральскую лазурь», восхитившись красотой берез, освещенных ярким зимним солнцем: «я прорыл в глубоком снегу, свыше метра толщиной, траншею, в которой я и поместился с мольбертом и большим холстом для того, чтобы получить впечатление низкого горизонта и небесного зенита». Действительный член Академии художеств (1913), Академии художеств СССР (1947), лауреат Государственной премии СССР (1941) с 1943 г. академик АН СССР.
- Игорь Грабарь – певец снега и инея
- Игорь Грабарь в послереволюционной России и СССР
- О знаменитости:русский художник историк искусства, музейный деятель
- Игорь Грабарь картины с названиями
- Искусствоведческая работа Править
- Биография Игорь Эммануилович Грабарь
- Поиск значения / толкования слов
ГРАБАРЬ, ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ (1871–1960), русский художник историк искусства, музейный деятель. Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937 Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» Моя жизнь (1937). Писал и официальные полотна (В. И. Ленин у прямого провода, 1933 Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина, 1938 обе картины в музее в Горках Ленинских).
Капитальное важность имеют двухтомная книжка Грабаря о Репине (1937 Сталинская премия 1941) и мемуарная автомонография Моя существование (1937). Основными направлениями русского художника были пейзажи, натюрморты и портреты. 1–13, 1953–1969).
- Краткая биографическая энциклопедия
А ведь он тогда был молодым художником, только начинавшим свой творческий путь. Почти вся многочисленная родня Грабаря, прежде всего его дед по матери Адольф Иванович Добрянский, была причастна к европейскому славянофильскому движению, вовлечена в борьбу против «мадьяризации» славян Австро-Венгрии. В конечном итоге реформы Грабаря получили поддержку: в заявлении видных деятелей искусства, опубликованном в 1916 году говорилось, что « обновление галереи вполне послужило раскрытию того поступательного движения в русском искусстве, какое провидел и утвердил в жизни своей галереи ее основатель» И. Е. Репин указывал, что была произведена «огромная и сложная работа на славу галереи П. М. Третьякова».
Еще один пример кропотливой работы – картина «Пир Валтасара», прошедшая в буквальном смысле огонь и воду. И. Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Грабарь большое внимание уделял пополнению коллекции, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных живописцев с выставок «Союза русских художников», «Голубой розы», «Мира искусства». Грабарь осуществил вызвавшую бурную дискуссию в прессе и даже на заседаниях Государственной думы (10 сентября 1913 года) реэкспозицию музея: были перепланированы некоторые залы, убраны перегородки, щиты в основу был положен историко-хронологический и монографический принципы экспозиции.
Активно работал как художественный критик (в журналах Мир искусства, Старые годы, Аполлон и др. ). Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. В течение 1879—1880 гг.
Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимает исследовательская и просветительская работа. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт и принимал эшелоны с произведениями искусства. Лето» А. Г. Венецианова, «Пейзаж с животными» С. Ф. Щедрина9.
новой "Истории русского искусства", 1953—69), серии монографий "Русские города — рассадники искусства" (осуществлен 1 выпуск), монографий о выдающихся фигурах в современном русском искусстве написал книги о И. И. Левитане, В. А. Серове, позднее — монографию о Рублеве ("Андрей Рублев. Грабарь много писал об искусстве в журналах – в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его отец Эммануил Иванович Грабарь был юристом и депутатом местного парламента, но затем долгие годы вынужден был скрываться за участие в так называемых «антимадьярских» выступлениях. Грабарь, Владимир Эммануилович – юрист.
Учился в петербургской Академии художеств (1894–1896), в частности у И. Е. Репина, а также в студии А. Ашбе в Мюнхене (с 1896) организовав вместе с Ашбе школу, преподавал там в 1898–1901. С 1893 г. состоит сотрудником настоящего словаря. В. И. Сурикова, 1937—43 директор Института истории искусств АН СССР). 25 марта 1871 г., в Будапеште, ум.
В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В. И. Сурикова (19371943), Всероссийской Академии художеств (19431946), Института истории искусств АН СССР (с 1944). Государственная премия СССР (1941).
Этот карпатский район входил в состав Австро-Венгерской империи. «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок», — говорил сам Игорь Грабарь. Он родился в Будапеште, в галицко-русской семье, его отец был австрийским депутатом. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». К мюнхенскому периоду творчества относятся такие его работы, как «Дама с собакой» (1899) и «Дама у пианино» (1899).
Жил в Петербурге (с 1889) и Москве (с 1903). в Россию переехали его жена с сыновьями. Реставраторам пришлось восстановить «шкуру» оленя, заменив утраченные раковины имитациями, очистить грязь с поверхности холста и хрупких элементов декора. В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В. И. Сурикова (1937 – 1943), Всероссийской Академии художеств (1943 – 1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944). Фрагмент изображающий голые ветви на фоне неба, как и изображение снега в картине «Мартовский снег», – почти готовые абстрактные картины, но в то же время в них много живого ощущения реальности мира, желания «потрогать» даже то, что потрогать нельзя.
Родился 13 (25 марта) 1871 года в Будапеште (ныне Венгрия) в семье галицко-русского общественного деятеля избранного в середине 1860-х годов депутатом австрийского парламента. Поддерживал традиции импрессионизма и постимпрессионизма, писал пейзажи ("Сентябрьский снег", 1903 "Февральская лазурь", 1904 "Мартовский снег", 1904 "Хризантемы", 1905 "Неприбранный стол", 1907), портреты (портрет Н. А. Клюева, 1932 и др. ), "официальные" полотна ("В. Грабарь большое внимание уделял пополнению коллекции, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных живописцев с выставок «Союза русских художников», «Голубой розы», «Мира искусства».
Дальнейшее художественное образование Г. получил за границей, в мюнхенской школе Ашбе (1896—1900). Активно работал как художественный критик (в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др. ). Издалека панно выглядит так, будто автор закончил его совсем недавно.
1 – 13, 1953 – 1969). de droit internat. Одной из главных задач в разработке этого мотива было соединение графического и живописного эффекта, выражение одного через другое — именно это создает самую впечатляющую особенность инея, трудно передаваемую в искусстве. Писал и официальные полотна (В. И. Ленин у прямого провода, 1933 Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина, 1938 обе картины в музее в Горках Ленинских). Литературную деятельность начал в 1888 г. в "Русских Ведомостях". было выпущено 5 значительно позднее, в советское время, вышло 5 тт.
Писал и официальные полотна (В. И. Ленин у прямого провода, 1933 Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина, 1938 обе картины в музее в Горках Ленинских). Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи — он оставался на этой должности вплоть до 1925 года в письме матери он писал, что согласился на попечительство потому, что мечтал изучать « не на расстоянии, не через стекла, а вблизи, вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей» художников.
Писал и официальные полотна (В. И. Ленин у прямого провода, 1933 Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина, 1938 обе картины в музее в Горках Ленинских). 1871) — художник историк искусства, музейный деятель. Грабарь с самого ее начала принял ближайшее участие в организации первых музейных органов Советской власти, а затем играл руководящую роль в центральном музейном управлении (Музейный отдел Наркомпроса).
Крещён православным священником сербского происхождения, восприемником был Константин Кустодиев, дядя художника Бориса Кустодиева. Семья художника переехала в Россию в 1876 году. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». К мюнхенскому периоду творчества относятся такие его работы, как «Дама с собакой» (1899) и «Дама у пианино» (1899). Активно работал как художественный критик (в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др. ).
Владимир Эммануилович (1865-1956), российский ученый, доктор юридических наук, профессор. В совдеповский отрезок времени Грабарь активно занимался живописью, с охотой обращаясь к пейзажу и портретам старинных русских людей (Н. В. Клюев, 1932, Третьяковская галерея). в Россию переехали его жена с сыновьями. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу". Родился в Будапеште 25 марта 1871 в семье Э. И. Грабаря, видного общественного деятеля, тот, что в 1876 вынужден был переселиться в Россию из-за преследований, которым подвергался, выступая супротив антиславянской политики австро-венгерских властей.
1–13, 1953–1969). Жизнерадостные, пронизанные светом пейзажи («Мартовский снег», 1904), натюрморты, портреты («Н. В 1913—25 гг.
При его участии вышла большая доля новой Истории русского искусства (тт. Современный Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт и принимал эшелоны с произведениями искусства. В конечном итоге реформы Грабаря получили поддержку: в заявлении видных деятелей искусства, опубликованном в 1916 году говорилось, что « обновление галереи вполне послужило раскрытию того поступательного движения в русском искусстве, какое провидел и утвердил в жизни своей галереи её основатель» И. Е. Репин указывал, что была произведена «огромная и сложная работа на славу галереи П. М. Третьякова».
Грабарь осуществил вызвавшую бурную дискуссию в прессе и даже на заседаниях Государственной думы (10 сентября 1913 года) реэкспозицию музея: были перепланированы некоторые залы, убраны перегородки, щиты в основу был положен историко-хронологический и монографический принципы экспозиции. Под руководством Грабаря была проведена реставрация и расчистка многих живописных полотен, среди которых «Портрет Павла I» С. С. Щукина, «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф. Я. Алексеева, «На жатве. С 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтоженияисточник не указан 2817 дней, картин из усадеб и икон из монастырей. Отец переселился в Россию в 1876 году под конспиративным именем Храбров (эта фамилия надолго, вплоть до окончания университета, оставалась в жизни Игоря Грабаря и ею он подписывал некоторые свои ранние работы, например иллюстрации к повестям Гоголя изданным в 1890-е годы). Состоял в таких объединениях художников, как «Мир искусства» и «Союз русских художников». В 2010 году в здании, где тогда располагался Центр Грабаря, произошел пожар.
И. Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах— в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Вскоре после рождения сына Ольга Грабарь с детьми уехала в имение отца в Карпатской Руси.
В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи— он оставался на этой должности вплоть до 1925 года в письме матери он писал, что согласился на попечительство потому, что мечтал изучать « не на расстоянии, не через стекла, а вблизи, вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей» художников. В нем были драматические эпизоды, в том числе суд над дедом и матерью, Ольгой Грабарь, которую едва не приговорили к смертной казни за «государственную измену», эмиграция его отца, Эммануила Ивановича Грабаря, юриста, депутата Будапештского парламента, вынужденного скрываться за «антимадьярскую» деятельность. Главные труды: "Joh. «Мне казалось, что я не выдержу, огромный восторг наполнил мою грудь, когда почувствовал неповторимый запах».
Ученик И. Е. Репина, П. П. Чистякова. (р. В течение 1879—1880гг. Среди материалов, с которыми работают реставраторы, встречаются не только традиционные. С 1906 совместно с издателем И. Н. Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И. И. Левитане (1913, в соавторстве с С. Глаголем) и В. А. Серове (1914). Когда мальчику исполнилось пять лет, его отец переехал в Россию.
В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи— он оставался на этой должности вплоть до 1925 года в письме матери он писал, что согласился на попечительство потому, что мечтал изучать « не на расстоянии, не через стекла, а вблизи, вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей» художников8. Народный художник СССР (1956).
16 мая 1960 г., в Москве. Лето» А. Г. Венецианова, «Пейзаж с животными» С. Ф. Щедрина. Опыты Г. в этом направлении, равно как и публикация им трудов мастерских, встретили значительный интерес и на Западе, особенно в связи с выставкой древнерусского искусства, которая, по поручению советских государственных органов, была организована и показана Г. в заграничном турне в 1929.
Лето» А. Г. Венецианова, «Пейзаж с животными» С. Ф. Щедрина. При его участии вышла большая часть новой Истории русского искусства (тт. Олень выложен из раковин, а лесной пейзаж украшен перламутром, кораллами и ракушками. Под руководством Грабаря была проведена реставрация и расчистка многих живописных полотен, среди которых «Портрет Павла I» С. С. Щукина, «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф. Я. Алексеева, «На жатве. Капитальное значение имеют двухтомная книга Грабаря о Репине (1937 Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» Моя жизнь (1937).
В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н. В. Клюев, 1932, Третьяковская галерея). музеев и реорганизации их в научно оправданные просветительные учреждения. Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918—1925 годов"). Был членом объединений Мир искусства и Союз русских художников.
Примечательно, что в начале войны нацисты проводили конфискацию произведений завоёванных ими территорий в рамках проекта «Линц» и немалая часть была конфискована с территории СССР. Как, например, случилось с панно из павильона «Грот» музея-усадьбы «Кусково». Участник творческих объединений "Мир искусства", "Союз русских художников".
Высшей точкой этого движения была деятельность журнала "Старые годы". Он оставался на этой должности вплоть до 1925 года. Также Игорь Грабарь обучался живописи в Париже и Мюнхене. ГРАБАРЬ, ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ (18711960), российский художник историк искусства, музейный участник. Основополагающие труды по теории и истории международного права. ---Игорь Эммануилович (1871-1960), российский художник и искусствовед, народный художник СССР (1956), академик АН СССР (1943) и действительный член Академии художеств СССР (1947).
Действительно, заслуги его перед русским и советским искусством очень значительны. Родился в Будапеште 25 марта 1871 в семье Э. И. Грабаря, видного общественного деятеля, который в 1876 вынужден был переселиться в Россию из-за преследований, которым подвергался, выступая против антиславянской политики австро-венгерских властей.
Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В. И. Сурикова (1937–1943), Всероссийской Академии художеств (1943–1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944). Грабарь большое внимание уделял пополнению коллекции, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных живописцев с выставок «Союза русских художников», «Голубой розы», «Мира искусства». В отличие от старшего брата, Владимира, ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника. Сам он говорил: "Как не мог я жить без искусства, так не мог дня прожить без труда".
Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». В конечном итоге реформы Грабаря получили поддержку: в заявлении видных деятелей искусства, опубликованном в 1916 году говорилось, что « обновление галереи вполне послужило раскрытию того поступательного движения в русском искусстве, какое провидел и утвердил в жизни своей галереи ее основатель» И. Е. Репин указывал, что была произведена «огромная и сложная работа на славу галереи П. М. Третьякова». Neumayr von Ramsla" (Юрьев, 1897) "Римское право в истории международноправовых учений" (Юрьев, 1901 магистерская диссертация) "Неудачная попытка национализации международного права" (Юрьев, 1901) "Объявление войны в современном международном праве" (СПб., 1904) "De Legatis et Legationibus tractatus varius" "Сборник материалов по литературной истории посольского права до 1625 г. " (Юрьев, 1905) "Начало равенства государств в современном международном праве" (СПб., 1912). Грабарь осуществил, вызвавшую бурную дискуссию в прессе и даже на заседаниях Государственной думы (10 сентября 1913 года), реэкспозицию музея: были перепланированы некоторые залы, убраны перегородки, щиты в основу был положен историко-хронологический и монографический принципы экспозиции.
Русский художник Игорь Грабарь родился в 1871 году в Будапеште. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». Состоит профессором международного права в Юрьевском университете. С 1906 совместно с издателем И. Н. Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И. И. Левитане (1913, в соавторстве с С. Глаголем) и В. А. Серове (1914).
Впервые настоящего художника мальчик встретил в лице учителя рисования И. Шевченко. Родился 13 (25 марта) 1871 года в Будапеште (ныне Венгрия) в семье Эммануила Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента. Многие часы посвящает рисованию с натуры. С 1906 совместно с издателем И. Н. Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И. И. Левитане (1913, в соавторстве с С. Глаголем) и В. А. Серове (1914). Родился в 1865 г. Окончил курс на юридическом факультете Московского университета.
В этом отношении и сейчас "История русского искусства" не потеряла ценности. Wilh. В совдеповский отрезок времени Грабарь активно занимался живописью, с охотой обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н. В. Клюев, 1932, Третьяковская галерея). Примечательно, что в начале войны нацисты проводили конфискацию произведений завоёванных ими территорий в рамках проекта «Линц» и немалая часть была конфискована с территории СССР. Здесь он увидел «серебристые тюбики» с красками и испытал огромное волнение. С 1906 совместно с издателем И. Н. Кнебелем осуществил серию монографий о крупнейших мастерах нового русского искусства, написал для этой серии книги об И. И. Левитане (1913, в соавторстве с С. Глаголем) и В. А. Серове (1914). Современный Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.
Его заграничные корреспонденции, появлявшиеся в журн. В советский период Грабарь активно занимался живописью, охотно обращаясь к пейзажу и портретам «старинных русских людей» (Н. В. Клюев, 1932, Третьяковская галерея). Летом он пробует заняться пейзажной живописью. "Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. В течение 1879—1880 гг.
1 МГУ, с 1928 — заслуженный деятель искусства. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок».
Капитальное важность имеют двухтомная книжка Грабаря о Репине (1937 Сталинская премия 1941) и мемуарная «автомонография» Моя существование (1937). Но, приглядевшись, замечаешь: вот тут явно поработала рука реставратора. В поздние годы Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В. И. Сурикова (1937–1943), Всероссийской Академии художеств (1943–1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944). Свое свободное от учебы время, подросток проводит в знаменитой Третьяковке. Д. Зелинский», 1932).