Полотна Кустодиева

В 1901 году Репин пишет огромное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» и к написанию картины привлекает своего лучшего ученика Кустодиева – Борис Михайлович написал 27 портретов для этого полотна. Более двух лет трудился Кустодиев под руководством Репина над созданием этого монументального полотна. В 1920-1921 годах по заказу Петроградского Совета Кустодиев написал два больших красочных полотна, посвященных народным торжествам: "Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого" и "Ночной праздник на Неве".

Борис Кустодиев во многих своих лучших полотнах сумел показать такую иллюзию. В городе открывается XV выставка Передвижников и Кустодиев с замиранием сердца рассматривает полотна известных русских художников. Кустодиев мог не только увидеть и оценить красоту природного мира, но и в его силах и в его власти было воссоздать и воплотить на своих художественных полотнах максимально подробно этот сложный мир живой природы.

27 портретов были написаны по эскизам Кустодиева, под руководством Репина начинающий художник написал треть всего полотна. Через свои полотна Кустодиев сказал об исторической значимости конкретных личностей изображенных им на холстах.

Муки и радости Бориса Кустодиева – художника, который писал жизнеутверждающие полотна прикованный к кровати

Несмотря на это, художник продолжал с увлечением работать. " Спустя десятилетия эти впечатления материализуются на картинах Кустодиева. Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы. Одну он подарил Максиму Горькому, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым).

Саутин: Кустодиев – художник разностороннего таланта. После смерти отца (1879) юный Борис учился в духовном училище и семинарии (кстати, все четверо детей рано умершего Михаила Лукича Кустодиева и ставшей молодой вдовой Екатерины Прохоровны учились на казенный счет). Итог своей работы Кустодиев так и не смог увидеть при нужном отдалении, так как в 1922 году Шаляпин уехал вместе с женой и детьми из Петрограда на гастроли за границу — в Париж, куда увёз и портрет, поместив его в свою хорошую коллекцию картин русских художников5262133. Они стараются настичь упряжку, которая находится в центре картины. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23.

Описание полотна 
«Купец, считающий 
деньги»

Описание полотна «Купец, считающий деньги»

Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Грабаря (1916). Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще.

Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Сюжеты произведений живописца также становились своеобразным отражением смутной народной мечты о сытости и довольстве, о бесконечном светлом празднике, где нет и не может быть места грубой реальности. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете.

  1. Лучшие картины русского художника Бориса Кустодиева
  2. Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927)
  3. Художник Кустодиев – биография и описание картин
  4. Картина Кустодиева Масленица, другие известные работы и биография художника
  5. Смотреть галерею Смотреть галерею Кустодиева Бориса Михайловича

Затащил мужика с базара — и писал при народе. Саутин: "Кустодиев – художник разностороннего таланта. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе.

В 1911 году Борис Михайлович начал работать оформителем в театре, где он создал ряд прекрасных декораций. Билибина (1914), Е. Е. Это всевозможные решета с фруктами и овощами ("Купчиха"), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки ("Купчиха за чаем"), ожерелья, кольца и шелк ("Купчиха с зеркалом"). Там он оказался в мастерской Репина и обратился к портретному жанру.

Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Уменьшенный портрет неоднократно представлял творчество Кустодиева на художественных выставках в Швеции, Канаде и Америке1478. Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы». Картину представили на выставке общества «Мир искусства».

Чтобы это показать, несмотря на лёгкий морозец, шуба растёгнута нараспашку— под нею виден строгий концертный костюм. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви – символ православия. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. В вышине – стая грачей, птицы прилетели и находятся в ожидании весеннего тепла.

  • Русское искуство: Кустодиев Борис Михайлович
  • Художник Борис Михайлович Кустодиев 1878-1927
  • Описание картины Бориса Кустодиева «Красавица»
  • Картина Кустодиева Масленица: описание
  • Портрет Шаляпина (картина Кустодиева)
  • «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев»

Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Борис Кустодиев – член Союза русских художников (с 1907года), "Мира искусства" (с 1911года), АХРР (с 1923 года).

Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. Она держит на руках дочь в белом платье с синими полосами. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.

"Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. Что Кустодиев хотел выразить в этой картине. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа.

По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию.

Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях. Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург).

Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.

  1. Все Картины Борис Кустодиев по алфавиту
  2. Астраханское детство Бориса Кустодиева
  3. Художник пишет потаенную душу Вьетнама
  4. Картины Бориса Михайловича Кустодиева
  5. Семья художника в живописных образах
  6. Самое интересное в виде мозаики
  7. Описание картины «Купчиха за чаем»
  8. Записки переводчика с Андреем Десницким

Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. Но и среди них выделяется портрет Грабаря. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина.

Откровенно любуясь материально-телесным изобилием, пёстрым узорочьем изображаемого мира иногда идеализируя его, Кустодиев в то же время относится к нему иронически ("Купчихи", темпера, 1912, Музей русского искусства, Киев "Красавица", 1915, Третьяковская галерея "Купчиха за чаем", 1918, Русский музей). Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. говорит зрителю о том, что составляет жизнь и деятельность царя: государственность, православие, ответственность за судьбы вверенных ему людей. Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным».

  • Сайт о жизни и творчестве художника
  • Краткое описание картин Кустодиева, его биограия и творчество
  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • Загадка самой известной картины Кустодиева

Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». Эти его работы похожи на красочные сны о старой России. Искусство требует всей жизни. Вот кого рисовать-то. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам.

На полотне изображен купец, выразительность лица которого впечатляет. Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Что это за город.

Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника.

Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. В центре картины расписные сани, запряженные парой лошадей. Кустодиев.

Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого — собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы — крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Чертовски трудно. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным.

Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз. В картине «Купчиха» Кустодиев восхищается красотой пышной русской красавицы, в которой есть что-то чрезвычайно пленительное. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж.

  • Русский художник Борис Кустодиев
  • Детские образы в творчестве Кустодиева
  • Описание картины Бориса Кустодиева «Крещенское водосвятие» (1921)
  • Кустодиев, Масленица (1919): описание картины
  • Красавица (картина Кустодиева) Информацию О

Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Как драгоценные камни они переливаются яркими красками, радуя глаз своей нарядностью, пестротой и изобилием". В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Первые три картины «Масленица» написаны в 1916 году и эта тема не оставляет художника вплоть до 1922 года. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Именно купеческое сословие развивало экономику России тех времен.

Лучшие картины русского 
художника Бориса 
Кустодиева

На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. А шуба. Любовь к ней отражается в каждой работе. Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. Такой типаж был любимым у художника, отмечавшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Лечение не помогло и Борис Михайлович вернулся на родину.

Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Для меня главное в картине — цвет. Билибина (1914), Е. Е. В начале 1900-х Кустодиев несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию, после чего выступает с работами новыми по своей концепции – сериями полотен на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души «Балаганы», «Масленицы», «Ярмарки», «Деревенские праздники» и «Гулянье на Волге». А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. В 1911 году Борис Михайлович начал работать оформителем в театре, где он создал ряд прекрасных декораций.

Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Здесь зритель видит и катание на санях и балаган и ледяные горки — типичные «дореволюционные» развлечения на Масленицу. Картина Кустодиева Масленица дышит атмосферой праздника. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией.

Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Искусство требует всей жизни. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. На этот раз он пригласил талантливую исполнительницу чеховских пьес, одну из ведущих актрис, приму Московского Художественного театра Фаину Шевченко.

М. Г. Нестеров. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои». Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии.

Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Сразу после ознакомления с экспертизой Вексельберг отослал картину обратно и потребовал возвращения своих денег, чего, однако, не случилось, после чего в 2010 году он подал иск в Высокий суд Лондона на аукционный дом Christies инициировавший собственное расследование и заказавший новую экспертизу в Великобритании. Изображена на картине и церковь, окруженная деревьями.

Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Полотно немного отдает народным лубочным искусством, но это его не портит.

Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16. Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики.

Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Но что еще более важно отметить — это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей искреннее восхищение жизнью и ее поэзией. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки. Но и среди них выделяется портрет Грабаря.

Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева. Лансере (1915), И. Э. Возможно. В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» – это быт народа России и его многовековая история.

Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание". Жест его руки, придерживающей деньги, подчеркивает впечатление. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин.

Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина.

Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Один из самых известных портретов жены художника, созданный в 1902 году, где Юлия изображена на террасе с собакой, написан легко и непринуждённо. Только щеки да нос краснеют». Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Рериха (1913), М. В. Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин — взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа и дать множество «театральных» планов для действия персонажей.

Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. В 1916 году наступил полный паралич ног. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе.

В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25. Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. Картина экспонируетсяв Нижнетагильском художественном музее изобразительных искусств. Кустодиев.

Лансере (1915), И. Э. Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем». Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16. Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию. Позднее он создал ещё три картины, отличающихся незначительными вариациями в композиции.

Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. Рериха (1913), М. В. Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин — взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа и дать множество «театральных» планов для действия персонажей. Кустодиев разрабатывал жанр портрета-картины, связывая модель с интерьером или пейзажем. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24.

С начала 1900-х гг. Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения).

Кустодиевские картины – это то, что сочетает лирику и романтику с земной жизнью. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». Полотно находится в Русском музее в Петербурге.

С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. Групповой портрет художников «Мира искусства», который начал писать Кустодиев, остался неоконченным: в 1916 г. в результате операции на спинном мозге у живописца отказали ноги, он оказался прикованным к инвалидному креслу. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Кустодиев изобразил на ней главную площадь небольшого городка во время народных гуляний.

Добужинского (1913), И. Я. Болезнь прогрессировала. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Впервые ранее неизвестная работа Бориса Кустодиева «Одалиска» попала на аукцион Christies в 1989 г. Тогда она была приобретена неизвестным частным коллекционером антиквариата за весьма скромную сумму в 34000. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища.

Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. За год до смерти Кустодиев завершил работу над картиной «Русская Венера». Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Сзади видны сцены Москвы: торговые ряды, монастыри, белокаменная церковь.

Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Долгие месяцы провёл в больнице тогда были задуманы многие его будущие картины. Женщина же изображенная на полотне «Одалиска», выставляет свое тело как товар на продажу – бесцеремонно и нагло. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников.

Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее. Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. Он жил в состоянии радостного возбуждения.

Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Некоторое время спустя наставником Бориса стал знаменитый мастер кисти Илья Репин, высоко оценивший дарование молодого художника и пригласивший его принять участие в совместном написании группового портрета «Торжественное заседание Государственного Совета».

В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Картина Кустодиева «Сирень» наполнена радостью и воодушевлением, на ней художник изобразил свою любимую семью. Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой».

Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым.

И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость. Описание картины Кустодиева Масленица можно начать с того, что в верхней части полотна видно, как зима отступает: на небе облака, окрашенные в пастельный кремовый цвет, какой бывает в самом начале весны. Кроме вышеупомянутой «Купчихи за чаем», наибольшую популярность получили следующие портреты Кустодиева: портрет Федора Шаляпина, написанный в 1921 году, портрет Максимилиана Волошина (1924), картина «Большевик» (1920), работа «Русская Венера» (1925), картина «Ярмарка в Саратове». В мае 1927 художник умер в Ленинграде. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции.

Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. И так всю неделю, пока не наступит время главного ритуала – сожжения чучела Зимы. Самые известные полотна художника связаны с сюжетами из русской жизни и быта. Фунтов стерлингов на аукционе Sothebys в 2009 г. Основой для картины Кустодиева «Красавица» послужил рисунок карандашом и сангиной, сделанный с натуры.

Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета».

Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Узкий круг их интересов определен той обстановкой, в которой они живут.

Мы жили на третьем этаже. Эта картина Кустодиева знакома даже тем, кто не слышал о его творчестве. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. Борис Кустодиев во многих своих лучших полотнах сумел показать такую иллюзию.

Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Будто впервые. Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м.

Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. И вновь по центру картины проносятся сани, запряженные тройкой буланых лошадей. В то же время Кустодиев создает ряд портретов. Картины Кустодиева богаты именно оттенками. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749.

Она была очень маленькой, художник работал полулёжа, вот таким образом картину приходилось писать по частям. Несмотря на это, он сохранял жизнерадостность и продолжал работу до 1927 года. Чертовски трудно. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Узкий круг их интересов определен той обстановкой, в которой они живут.

Веселье охватывает всех. В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок, – считает И. Лапина. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Кустодиев, будучи малоподвижным человеком, с готовностью и без колебаний согласился на предложение Шаляпина о создании декораций1718. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью.

Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. Парадокс.

Вот что писал об этой работе критик Володарский: «Кустодиев раскрыл здесь традиционные вкусы в образе, окрашенном одновременно и любованием и эроьткой и иронией изобразив не просто полную, а на сей раз особенно пышнотелую женщину. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Сам же Воинов немало сделал для пропаганды выставки, а в особенности представленного на ней творчества Кустодиева. Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом.

Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи". Так жанр стал определяющим в творчестве живописца. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»), в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. И он рисовал, рисовал много.

И. Шаляпин». вы можете запросить все в системе с коробкой. Жанровая сценка с чертами портретного жанра удается Кустодиеву прекрасно – как и «Купчиха за чаем», эта работа ярко отражает творчество живописца.

В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65. Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей. Репин привлекает молодое дарование к соавторству в работе «Заседание Государственного Совета».

Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». Все они были куплены Шаляпиным лично у Кустодиева, а на память о знакомстве и совместной работе певец подарил художнику автопортрет и ещё несколько рисунков22. Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями».

Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Вскоре птицы исчезнут, сани разъедутся, люди пойдут по домам. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж.

Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего. Заканчивалась Масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму. Навстречу мчатся еще одни сани, поодаль две упряжки также стараются опередить друг друга. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Художник разворачивает перед нами увлекательнейшие рассказы с мельчайшими подробностями, в многофигурных композициях, окрашенных восхищением и его неуловимой иронией.

В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Характерна в этом плане картина "Купчиха" 1915 года – собирательный образ, в котором воплощено представление художника о женской красоте. Выше: что вы искали. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины.

Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами.

В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Молодые кони несут легкие сани, а кучер их понукает кнутом. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). И. Е. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Он создавал рисунки для календарей иллюстрации к книгам, эскизы оформления улиц, занимался изготовлением марок, дизайном почтовой бумаги, пропагандистскими плакатами. Но что еще более важно отметить — это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей искреннее восхищение жизнью и ее поэзией.

А за его спиной переливается радужными красками веселая ярмарка, феерия серебряной и золотой русской зимы. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина.

Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. Весеннее и светлое полотно художник создал в 1906 году. Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. В левой части картины видны два возка, взлетающие на холм.

Уже в эти время проявляется виртуозный талант Кустодиева. Передний план художник отдал детям, катающимся с горки. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов).

В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими.

Катание на лошадях, катание с гор на санях, сжигание соломенного чучела, которое было символом долгой холодной зимы Это целая неделя накануне Великого поста. Вернувшись из заграничного турне, Кустодиев купил под Кинешмой землю и своими руками построил дом. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. На этот раз действие разворачивается на площади небольшого провинциального городка. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Картина экспонируетсяв Санкт-Петербурге, в музее-квартире И. Бродского.

К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви – символ православия. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Глубоко и проницательно видевший косность и застойность этого мира, художник изображал многих своих персонажей с мягким незлобным юмором, лишь подтверждающим его неизменную любовь к ним.

Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Возможно. Юлия Кустодиева одета по моде тех времен – в пышное белое платье, которое подчеркивает стройный силуэт. На следующий день праздник вновь вернется в город, затем еще раз. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.

Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Веселье охватывает всех. Внизу раскинулась ярмарка, мы как будто слышим веселый гомон: идет торговля. Это — одна из тех картин, которую обязательно надо видеть своими глазами». Зашел с мороза прямо в шубе. Использованные цвета подчеркивают добрые эмоции и чистоту мыслей, связанных с верой, которыми пропитана яркая, праздничная картина «Масленица». Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком». Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами.

Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. – Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина.

Степенный коренной жеребец старается сдерживать резвых пристяжных – да куда там. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Для меня главное в картине — цвет. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников.

В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Комнат пять, все они располагались анфиладой. В сани норовит сесть на ходу юнкер с подругой, они слева. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась).

Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи.

Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл.

С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Можно и не быть экспертом, чтобы заметить: шуба, брошенная на стуле, не подходит для невольницы гарема султана — «одалиски». Много работая для театра, Кустодиев переносил на сцену свои тематические и стилистические увлечения. Наугад и ощупью Кустодиев создал удивительное полотно, по сути не видя ни разу его целиком при достаточном отдалении. Сам Кустодиев не был поклонником такого типажа, да и жена его, Юлия, не обладала пышными формами, будучи хрупкой, неброской внешности. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.

Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). Весной 2006 года, несколько месяцев спустя после появления картины в лондонском хранилище фонда, была проведена повторная атрибуция, для чего «Обнаженную в интерьере» траспортировали в Москву. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок, – считает И. Лапина. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.

Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». А вот что пишет Н. А. Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли. На переднем плане дети катаются на санках.

Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Все это домысливается при взгляде на шедевр Кустодиева, третий по счету на тему масленицы. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. С 1906 Борис Кустодиев выступал с сериями картин на темы праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта ("Ярмарки", "Масленицы", "Балаганы", "Деревенские праздники") для этих работ характерны развёрнутая повествовательность, яркая многоцветность, жизненная достоверность в деталях и сближающие Кустодиева с практикой "модерна" линейно-плоскостное, декоративное решение композиции игра разномасштабными фигурами и планами. Высота комнат необычайная.

В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья. На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках. И. Шаляпин». При этом он условился с Шаляпиным о написании его портрета, для которого ещё во время работы над оперой сделал множество рисунков и набросков.

Какова шуба на нем. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Зритель, глядя на портрет, будто сейчас услышит музыку масленицы и голос самого певца, которому кажется близок облик и быт этого городка.

Зашел с мороза прямо в шубе. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251.

Его работы представлялись на выставках петербургского объединения «Мир искусства» и московского Союза русских художников. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой.

Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. «Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой». Шаляпин регулярно приезжал домой к Кустодиеву, рассматривал черновые эскизы до написания их маслом, радуясь тому, что художник понял его замысел24. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского. Но физические силы его иссякали: ничтожная простуда повлекла за собою воспаление легких, с которым сердце уже не справилось.

Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. Красавица откинула атласное одеяло, обнажив свое бело-розовое, как «зефир» тело. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников.

На переднем плане дети катаются на санках. По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу. Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез.

Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. Шуба распахнута, что позволяет показать цивильный— концертный— костюм артиста, явно контрастирующий с простонародьем фона. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. В картине каждая деталь является метафорой, а красавица как бы стала плодом взгляда наивного художника и утончённого эстетизма Серебряного века русской культуры.

Многофигурные композиции размещены в центре и по краям картины. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны.

Но в портрете нет никакого негатива. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Мастер использовал технику гравировального станка по методу многоцветного копирования. Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения.

Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку. Летом и осенью 1921 года художник, увлёкшись новой для него техникой литографии и «оценив эффект воздушности и живописности, который она даёт», создал в Старой Руссе серию рисунков, впоследствии составивших основу «Шестнадцати автолитографий» правда, некоторые из них основывались ещё на дореволюционных полотнах Кустодиева («Трактир», 1916 «Архиерей», 1917). Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Проносится тройка лошадей, запряженная в небольшой возок на полозьях.

В санях сидит дородная купчиха, рядом – тщедушный купец. Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь.

На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Наряду с внешне эффектными, часто салонными портретами он создавал портреты интимно-лирического склада ("Утро", 1904, Русский музей), а также сходные по общей концепции и манере исполнения с его бытовым жанром, в которых портретируемый, сохраняя свою индивидуальность, приобретает обобщённые национальные черты (автопортрет, 1912, Галерея Уффици, Флоренция портреты А. И. Анисимова, 1915, Ф. И. Шаляпина, 1922, оба – Русский музей). В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. На пальце— перстень.

Освоив первоначальные уроки мастерства, Кустодиев в 18 лет уезжает из Астрахани в Петербург, где поступает на учебу в Академию Художеств. Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание.

«Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли.

С «мирискусниками» Кустодиева роднило присущее им в творчестве соединение реальности и фантастики. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Кустодиев твердо решает стать художником. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. «Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Кустодиев – автор многих известных жанровых картин.

Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. В то же время Кустодиев создает ряд портретов. На руках у Марины обезьянка.

Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Впоследствии Шаляпин пригласил Кустодиева к совместной работе над постановкой оперы «Вражья сила» в Мариинском театре в качестве художника по декорациям и костюмам. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». Именно к таким относится и знаменитая картина «Масленица». Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж.

Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. В 1915-м он закончил портрет Александра Анисимова, в 1922 — знаменитый портрет Федора Шаляпина. Волошина Кустодиев изображает с книгой стихов в руках, что ставит эту работу в ряд с другими картинами, рассказывающими об увлечениях и деятельности людей изображённых на портретах. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней.

По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой.

В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события. Это были живые типы Островского.

Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Он, в своем инвалидном кресле, бывал на премьерах в театрах и даже совершал дальние поездки по стране. В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. Спустя три года Кустодиев вновь возвращается к теме масленичного гуляния. Одна из самых первых работ – картина Кустодиева «Портрет Я. Билибина» – была признана на выставке в Мюнхене (в 1901 году) одной из лучших работ в данном направлении. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём.

В лучах зимнего солнца, склоняющегося к закату, праздник в самом разгаре.