Портрет Ахматовой Автор

12 портретов Анны Ахматовой – 12 попыток запечатлеть неуловимое: от беззаботности до обреченности

В итоге сходство (как можно судить по фотографии этого года) индивидуализированное, приблизительное. Модильяни первым увидел ее такой. Харджиев отмечает: «Перед нами не изображение Анны Андреевны Гумилевой 1911 года, а «ахроничный» образ поэта, прислушивающегося к своему внутреннему голосу.

В частности, когда она писала портреты (как и она сама рассказывала), она не только постоянно думала о чисто художественной задаче, она не только духовно сближалась со своей моделью, но как-то по-особенному любовно относилась к ней, — можно даже сказать сильнее — она влюблялась в нее. – Roma, 1994. Здесь важная автобиографическая подробность – «полуброшенной новобрачной». Оно является результатом сознательной стилизации, подгонки натуры под заранее принятую схему и до сходства с Ахматовой 1911 года весьма далеко. Их брак был не самым счастливым, Ахматова писала: «Мне муж палач, а дом его тюрьма». Исследователи отмечают, в 1960-е г. г.

Сравнивая со сфинксом и «Ночью» Микеланджело, которые приводит искусствовед, говорят лишь о мастерстве художника, сумевшего в размер камерного рисунка уложить идею скульптурной глыбы, вызывая одновременно ощущение интимности и монументальности. Рисунки красивой обнаженной женщины выполнены с необыкновенным изяществом и любовью. Альтман Натан Исаевич (1899, Винница Подольской губ. Использовал приемы супрематизма в цикле беспредметных картин (1919–1920). 1922 год. Художник – портретист – это особая каста мастеров.

Анна Ахматова: галерея 
портретов (ФОТО)

Анна Ахматова: галерея портретов (ФОТО)

Ю. Анненков. Даже – когда она улыбалась. В Италии поэтесса получила литературную премию «Этна-Таормина». Среди портретов Ахматовой соседствуют работы различных мастеров. Из всех видов искусств, кроме поэзии, наиболее близким была для Ахматовой живопись. Я встретила на Невском М. Шагинян. К «Ночи» восходит и композиционное построение рисунка Модильяни.

Она общалась с Петровым-Водкиным, Малевичем, Лебедевым, Фаворским. Публиковал статьи по вопросам искусства. – P. 169-184).

«Вы во мне как наважденье», — писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы — по памяти. Он способен подметить тончайшие оттенки выражения глаз, мимики и жестов. Так в чем же тайна ахматовского облика. Практически в одно время с Альтманом Ахматову написала Ольга Делла-Вос-Кардовская. Ее сына реабилитировали – он был освобожден в 1956 году. Работал в промышленной и книжной графике, сделал ряд росписей по фарфору.

Ахматова много общалась с искусствоведами и коллекционерами. В последующие годы сосредоточил свои усилия на графике – станковой (серия портретов современных писателей, 1926–1927) и книжной. – 1970, Ленинград)Художник, график, скульптор, художник театра и кино. Родился в Виннице. Она часто говорила, что «эта тема в живописи и графике уже исчерпана», однако согласилась позировать бывшему участнику группы «Бубновый валет» Александру Осмёркину.

Его друзьями стали Марк Шагал, Осип Цадкин, Давид Штеренберг – те, которые входили в так называемую «монпарнасскую школу» и были светочами нового искусства. На портрете Натана Альтмана она предстала гордой, но уязвимой. В ходе исследования установлено, что художников-портретистов и поэтов-современников притягивала не только своеобразная красота модели (в молодости) известность (в старости), а загадка души как женщины, так и поэта Анны Ахматовой. Исследователи считают, случайности в этом сходстве нет. Так дремлет мраморная «Ночь» на флорентийском саркофаге.

Сегодня нет законченного портрета (ни в живописи, ни в поэзии) поэта да, наверное, еще долго не будет, а значит, не иссякнет интерес к такому явлению в культуре XX века, как Анна Ахматова. Но особенно с художниками.

Далее в очерке «О рисунке А. Модильяни» исследователь пишет: « нет ничего неожиданного в том, что образ Ахматовой перекликается с фигурой одного из известнейших архитектурно – скульптурных сооружений XVI столетия. Б. Анреп выполнил это пожелание много лет спустя после смерти Н. Недоброво, лишь в послевоенные годы (изображение было сделано по памяти: Ахматова и Анреп не виделись с 1917г. ), когда поместил изображение Ахматовой в качестве фигуры «Сострадание» (Ахматова, спасаемая ангелом от ужасов войны) в напольной мозаике Национальной галереи в Лондоне. Голубовского и А. Л. Сауленко. Об этой поездке сведений почти не сохранилось, только маршрут: Генуя — Пиза — Флоренция. Брак старшего сына Дмитрия, к огорчению Анны Ивановны Гумилевой, оказался бездетным. Начинающая поэтесса Анна Ахматова вместе с мужем Николаем Гумилевымпоехала в Париж. Ахматову снова начали печатать, восстановили в Союзе советских писателей.

В 1925 году в Ленинграде вышла первая антология «Образ Ахматовой», составленная историком литературы Э. Ф. Голлербахом и иллюстрированная портретами поэта, а в 1989 в Одессе – «Венок Ахматовой», антология Е. М. Эта книга открывает малоизученные страницы биографии Анны Ахматовой – ее взаимоотношения с итальянским художником. Осенью, приехав сюда, я думаю, ты не откажешься ни от одной из этих задач». Здесь прошлое и настоящее могли взглянуть друг на друга.

1914 год. Особенно плодотворной была его деятельность в театре – спектакль Е. Б. Вахтангова по пьесе С. Анского «Гадибук» (театр-студия «Габима», 1921), сотрудничество с Государственным еврейским театром («Уриэль Акоста» К. Гуцкова, 1922 «Женитьба Труадека» Ж. Ромена, 1927). В 1928–1935 жил в Париже, где написал большое количество пейзажей и натюрмортов, в которых тонко и своеобразно возрождал традицию импрессионизма.

С 1936 работал в Ленинграде. 1921 год. Художник не успел дописать руки поэтессы. Такой увидел Анну Ахматову Осип Мандельштам. 1911 год.

Альтман увлекался новейшими течениями в живописи. Но нельзя полностью согласиться с ним. «Счастье – это ангел с печальным лицом», – писал доктору Модильяни. Это был долгожданный ребенок.

Сказочно красив фон, который по своим формам напоминает драгоценные кристаллы. Поездка не состоялась. Постамент, с которым она составляет единое конструктивное целое, повторяет дугообразное (расчлененную надвое) линию крышки двухфигурного саркофага Медичи.

Да и в России до 1911 года Ахматова мало кому была известна. Принимал участие в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции (1918), в осуществлении плана монументальной пропаганды. Когда Ахматова приехала во второй раз в Париж, Гумилев вскоре отправился в Африку. Вышел второй сборник Ахматовой – «Четки», который принес ей признание. Подобно «Ночи», фигура Ахматовой покоится наклонно.

Анна Ахматова: галерея 
портретов (фото)

Анна Ахматова: галерея портретов (фото)

В 1997 году ее взаимоотношения с итальянским художником Амедео Модильяни были описаны в документальной повести исследователя Б. Носика «История тайной любви Ахматовой и Модильяни или Рисунок в интерьере». Столь же успешными были его опыты в скульптуре, графике (цикл «Еврейская графика» по мотивам надгробных рельефов, 1914) и сценографии – пьеса «Чудо святого Антония» М. Метерлинка в петроградском литературно-артистическом клубе-кафе «Привал комедиантов» (1916). Итальянское солнце казалось панацеей от телесных и душевных недугов.

– V. 1. 1939 год. Это портреты уже совсем другой Ахматовой, такой, какой вспоминал ее художник и писатель Юзеф Чапский: «Анна Андреевна в большом кресле, внушительная, спокойная, полная, чуть глуховатая. Анна Ивановна Гумилева никогда не жаловалась, что Ахматова не навещала Леву. Исследователь Н. И. В этот год Моисей Лянглебен написал один из последних портретов Ахматовой (уже в 1966-м ее не станет).

Фигура «Ночи» (портрет 
Модильяни)

Фигура «Ночи» (портрет Модильяни)

Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть. Харджиев. В этом году вышло постановление ЦК «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера. Страсть молодой Ахматовой, ее поэтичность и необычный облик (длинное гибкое, как бы вытянутое тело, лебединая шея) сыграли определенную роль в необычном творчестве Модильяни (вспомним вытянутые тела его натурщиц). И у них было много общего во взглядах на искусство, творчество, жизнь. Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть.

Натан Альтман – один из самых ярких представителей русского авангардного искусства.

В 1910–1912 работал в «Свободной русской Академии» (академия М. И. Васильевой) в Париже. Среди его созданий той поры выделялись декорации к известным шекспировским пьесам, поставленным ленинградскими театрами – «Король Лир» (ГБДТ, 1941), «Отелло» (1944), «Гамлет» (Театр драмы им. От них – как облака – легкие, тяжелые тени по лицу и в них – столько утрат. Нет и тени плакальщицы и вещуньи.

А вот сама поэтесса отзывалась о нем так: «Не похож – он робкий». В обширной галерее портретов Ахматовой (от А. Модильяни до К. С. Петрова-Водкина) это произведение – одно из лучших. Учился живописи и скульптуре в Одесском художественном училище (1903–1907).

«Такая, какой ее 
знали друзья — поэты» 
 (портрет Альтмана)

«Такая, какой ее знали друзья — поэты» (портрет Альтмана)

Писательница Мариэтта Шагинян назвала эту работу иконой, духовным портретом. Через несколько лет Альтман встретился с Ахматовой в артистическом подвале «Бродячая собака» в Петербурге и был поражен ее обликом, который еще не определился в парижские времена: знаменитой челкой, неизменной шалью, воспетой Блоком и Мандельштамом и вообще великолепным уменьем нести бремя своей внезапной славы, уже придававшим этой молодой женщине, его ровеснице, нечто царственное. Вторую половину июля и начало августа Николай и Анна провели в Слепневе. К сожалению, работа осталась незавершенной: Ахматова заболела и не пришла на пятый, заключительный сеанс.

Но эта «интереснейшая иконография», однако, до сих пор еще толком не собрана, не изучена и не соотнесена с теми представлениями, которые сложились у современников поэта и которые складываются сегодня. Ко времени создания портрета Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966) уже была прославленным поэтом. Я имею в виду аллегорическую фигуру «Ночи» на крышке саркофага Джулиано Медичи, этот значительный и таинственный из женских образов Микеланджело. И такие антологии уже имеются.

«Печальная красавица» 
 (портрет Анненкова)

«Печальная красавица» (портрет Анненкова)

Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни. Первая глава во второй части «Портретная живопись и художники на жизненном пути Ахматовой» посвящена исследованию портретов поэта в живописи и роли некоторых художников в жизни Ахматовой. Ее оставшиеся портреты (сколько их было. ) ушли к доктору Полю Александру. В этот тяжелый период жизни поэтессы ее написал Кузьма Петров-Водкин.

Но все относились к ней доброжелательно, оберегали, в буквальном смысле на руках носили. И правда, где царскосельская осанка, смутность, скорбность. Работая, Альтман как бы спорил с очевидностью и старался переубедить себя. Она предлагает дочери на Пасху съездить в Бежецк вместе, повидать Левушку.

Она даже хотела поместить его на своей книге стихов «Вечер» (но не могла по понятным причинам использовать его в 1912 году). 2 Сегодня некоторые исследователи пытаются пересмотреть значение творчества и личности Анны Ахматовой, как это делает Тамара Катаева в своей книге «Анти-Ахматова» (2006 г. ). На одном из рисунков, обнаруженных в коллекции друга художника Поля Александра изображена обнаженная Ахматова. Конечно, Гумилев (Ахматова всегда для него оставалась Музой), Блок, Мандельштам, Пастернак, Цветаева, Городецкий – всех не перечесть.

«Духовный портрет» (портрет Петрова-Водкина)

«Вы во мне как наважденье», – писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы – по памяти. В обширной галерее портретов Ахматовой (от А. Модильяни до К. С. Простого и единственного ответа на этот вопрос нет. «Ангел с печальным лицом. Зато Инна Эразмовна Горенко мягко упрекала дочь.

Для исследователей жизни и творчества поэтессы появилось новое поле открытий. Но споры и сегодня продолжаются. Его жизнь была насыщена событиями и во многом ему сопутствовала удача.

В белом платье в 
белой ночи (портрет 
Осмёркина)

В белом платье в белой ночи (портрет Осмёркина)

Интенсивный, типично льтмановский контраст желтого и синего в одежде, оттеняет матовую бледность кожи героини:И кажется лицо бледней От лиловеющего шелка, Почти доходит до бровей Моя незавитая челка. Альтман, почти с натурной точностью запечатлел необыкновенный облик Ахматовой, столь поражавший современников и вместе с тем создал персонифицированный образ ее поэзии – отзвук мира «радости небывшей». Но в отличие от напряженной позы «Ночи», как бы соскальзывающей со своего наклонного ложа, фигура на рисунке Модильяни статична и устойчива, как египетский сфинкс». Именно такое впечатление Ахматова производила на многих. 1928 год.

Уцелел лишь один, самый дорогой, с которым она уже никогда не расстанется, – тот, где Ахматова изображена в виде аллегорической фигуры «Ночи». Ее сын Лев Гумилев был в лагерях, а друг Осип Мандельштам скончался в пересыльном лагере. Такой предстаёт великая поэтесса и в портрете Натана Альтмана – одном из лучших произведений в творческом наследии мастера. Портрет появился под впечатлением стихов Ахматовой, а также личного знакомства молодого художника с поэтессой в 1911 году в Париже и последующих их встреч в петербургском кабаре «Бродячая собака». Где «пенье и слезы Ахматовой» (Хлебников).

Она сказала: «Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК – не арестовывать, но и не печатать». Встречи с Ахматовой никогда не были просто бытовыми, круг ее общения в большей степени определялся кругом ее интересов. 21 июня 1939 года художник писал: «Каждый день бываю у Анны Андреевны, которую пишу в белом платье на фоне шереметьевских лип в белую ночь.

Тем не менее бабушка старалась порадовать внука, отправляла небольшие посылки. 1964 год. У последних скульптурных портретов Модильяни было тоже ее лицо, Ее челка, Ее глаза. К осени 1912 года в семье младшего, Николая, ждали наследника. Ко времени создания портрета Анна Андреевна Ахматова (1889–1966) уже была прославленным поэтом. Грусть была, действительно, наиболее характерным выражением лица поэтессы. В своих воспоминаниях дочь художницы Екатерина сравнивала эти две работы: «Но как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет работы моей матери и все же считаю, что Ахматова такая, какой ее знали ее друзья – поэты, поклонники тех лет, Ахматова «четко» передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана». Об авангардном портрете и самом Натане Альтмане поэтесса писала в стихотворении «Покинув рощи родины священной» :Как в зеркало, глядела я тревожно На серый холст и с каждою неделей Все горше и страннее было сходство Мое с моим изображеньем новым.

Пребывающая в состоянии хрупкого, тревожного покоя, печальная и молчаливая, Ахматова сидит, «словно фарфоровый идол, в позе, выбранной ею давно». Анненков говорил, что увидел ее «печальной красавицей, казавшейся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы». Как известно, в любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия. Воспоминания оних придавали ее лицу чудесное, нежное, слегка отрешенное выражение.

Петрова-Водкина) это произведение – одно из лучших. Через месяц «для разъяснения постановления» в Ленинграде выступил с докладом член политбюро Андрей Жданов: «До убожества ограничен диапазон ее поэзии – поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной. мы не хотим видеть поэта в кривом зеркале». Художник не успел дописать руки поэтессы.

Ахматова жила в Петрограде, она была замужем за Владимиром Шилейко (они поженились в 1918 году сразу после развода Ахматовой и Гумилева). Она лежит на животе в свободной расслабленной и, несомненно, сексуальной позе. Их работу признали «абсолютно неудовлетворительной» из-за «безыдейных идеологически вредных произведений» Михаила Зощенко и Анны Ахматовой. К этому времени Ахматову совсем перестали печатать: «После моих вечеров в Москве (весна 1924-го) состоялось постановление о прекращении моей литературной деятельности.

Представительница 
«пустой безыдейной 
поэзии» (портрет

Представительница «пустой безыдейной поэзии» (портрет Сарьяна)

Ахматовой удалось через портрет сохранить связь времен. Но тогда ее увлеченно рисовал Модильяни. Мнепочему-то казалось, чтовоснове этого лежало особое чувство преклонения, скоторым она кним относилась. поэтесса не раз составляла списки своих портретов. Ее муза олицетворяет скорбь.

Много ивеликолепных фотографий, нонинаодной изних незапечатлено самое удивительное выражение ее лица, которое появлялось, когда упоминались имена поэта Иннокентия Анненского иМихаила Булгакова. В синеве мудрых ахматовских глаз, в ее печали раскрыта духовная красота. Если в Бежецк ты подолгу не можешь собраться, то тем паче в такую глушь не заедешь». Держалась она очень уединенно». Она дремлет, но это полусон ясновидящей». В это время выходят два сборника стихов Ахматовой – «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI», в которые вошли стихотворения, посвященные обоим поэтам. В тот же год она рассталась со своим вторым мужем. Начинаю сеанс в 11 и до 2-х, чтобы успеть к мостам». В ту пору Анна Ахматова входила в группу поэтов-акмеистов.

«Интереснейшая у нее иконография», – писал Владимир Пяст. Ахматова считала этот рисунок Модильяни своим портретом. Поэтесса продолжала получать предложения написать ее портрет.

«Русская царица» 
 (портрет Лянглебена)

«Русская царица» (портрет Лянглебена)

Что заставляло современников воссоздавать его на протяжении почти шестидесяти лет. Почему-то все были уверены, что родится мальчик. А С. Пушкина, 1954), эскизы костюмов к кинофильму «Дон-Кихот» (1955) иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема, В. Бласко Ибаньеса, Э. Кастро, Э. Золя и др. В это время, согласно поэтессе, «Модильяни бредил Египтом Рисовал мою голову в убранстве египетских цариц и танцовщиц и казался абсолютно захвачен великим искусством Египта».

1946 год.