Портрет Анны Ахматовой Петров Водкин

Сегодня в честь выставки Козьмы Петрова-Водкина, проходящей в Русском музее, рассказываем об одной из самых известных и удивительных работ художника: портрете Анны Ахматовой.

9 фактов о художнике Петрове-Водкине и его портрете Анны Ахматовой

Анна Ивановна Гумилева никогда не жаловалась, что Ахматова не навещала Леву. Искренне приняв революцию, художник создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя», 1923 «Смерть комиссара», 1928). На рубеже 1920-х и 1930-х, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, обратился к литературному творчеству. Профессор.

Активно использовал этот принцип в картинах, посвященных материнству («Мать», 1915, «Богоматерь Умиление злых сердец», 1914–1915, «Петроградская мадонна», 1918). Почему-то все были уверены, что родится мальчик. Принципиально важным рубежом стало «Купание красного коня» (1912), в котором прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций. В частности, художник в поисках средств передачи некоей планетарности прибегал к наклонному изображению фигур на картинной плоскости, считая, что все вертикали на земле в конечном счете должны находиться в наклонном положении друг к другу. Недаром картина имеет и второе название — «Петроградская мадонна». Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старых традиций (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения). С 1908 участник выставок «Золотого руна».

12 портретов Анны 
Ахматовой – 12 попыток 
запечатлеть неуловимое:

12 портретов Анны Ахматовой – 12 попыток запечатлеть неуловимое: от беззаботности до обреченности

Он написал её такой, какая она к нему пришла для позирования. Среди остальных встречаются в его работах портреты известных людей и выдающихся личностей, в частности «Портрет Анны Ахматовой», написанный им в 1922 году, когда он впервые в жизни стал отцом. Если в Бежецк ты подолгу не можешь собраться, то тем паче в такую глушь не заедешь». Ее замысел возник, так же как в картинах «Купание красного коня» и «Мать» из непосредственного наблюдения жизни волжан и на основе конкретных впечатлений, полученных во время длительных поездок в родной Хвалынск.

Она предлагает дочери на Пасху съездить в Бежецк вместе, повидать Левушку. Оно заключалось прежде всего в образно-колористическом звучании. Вот таким образом Петров-Водкин охотно берется за выполнение заказов по росписи новых церквей. Этот портрет в 2013 г. был продан на торгах аукционного дома Sothebys за 1, 380 млн долларов. Вот таким образом художник называл свою «сферическую перспективу» также и «наклонной».

Как известно, в любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия. В 1910-х складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет изображая натуру одновременно сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты» («Полдень. Простота и благородство портрета Анны Андреевны Ахматовой сродни ее лучшим стихам. Именно тогда написаны автобиографические повести «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933). В дальнейшем художник обучался у Серова в Москве, выезжал за границу – в Европу и Африку. Член обществ «Мир искусства» (1910–1922), «Четыре искусства» (1925–1928) и других. При этом мастер прекрасно понимал, что должен представить публике шедевр, вот таким образом возлагал на «Купание красного коня» большие надежды.

Поэтична и содержательна вторая картина — «Полдень. От них – как облака – легкие, тяжелые тени по лицу и в них – столько утрат. Это придало полотну большую силу. Чуть позднее Петров-Водкин создал картину «Играющие мальчики», где он во всей полноте применил трехцветную гамму – большинство работ в дальнейшем он писал красным, желтым и голубым. К осени 1912 года в семье младшего, Николая, ждали наследника. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878, Хвалынск Саратовской губ. Первые наброски художник сделал на юге России, близ Камышина.

Анна Ахматова: галерея 
портретов (ФОТО)

Анна Ахматова: галерея портретов (ФОТО)

В самые тяжёлые для поэта годы её рисовал В. Фаворский. Внешний аскетизм и предельная внутренняя собранность. Работа говорила уже не только о прекрасной природе и радости жизни. Лето».

В этот же период сформулировал принцип трехцветия, в котором принимал за основные цвета только синий, желтый и красный, считая остальные производными от их смешения друг с другом. Работая, Альтман как бы спорил с очевидностью и старался переубедить себя. В картине он прозвучал как символ могучей воли, благородства и энергии. И если можно только догадываться о мотивах, заставивших Альтмана переосмыслить образ Ахматовой, то все-таки следует сказать, что основания для переосмысления у него были.

Тревога» (1934). Это был долгожданный ребенок. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Тем не менее бабушка старалась порадовать внука, отправляла небольшие посылки. Появились тысячи рисунков, сотни этюдов и несколько картин. Взволнованное чувство любви художника к героям революции проявилось в полотне «Смерть комиссара» (1928), написанном к десятилетию Красной Армии. Первый председатель Ленинградского отделения Союза советских художников. Уже в ранний период творчество отмечено символистской ориентацией («Элегия», 1906 «Берег», 1908 «Сон», 1910). Брак старшего сына Дмитрия, к огорчению Анны Ивановны Гумилевой, оказался бездетным.

Еще более прямым откликом художника на реальные революционные события стала картина «После боя» (1923). Еще в 1922 году Петров-Водкин написал портрет Анны Ахматовой. Неожиданно почти полностью академическое направление работы было «поколеблено» придуманной самим художником в 1907 году трехмесячной поездкой в Африку. И все же все эти работы еще не были вполне самостоятельными, напоминая то один, то другой образец символико-аллегорической живописи тех лет. Ее силуэт выступает из космической синевы фона, словно источающего свет – свет «ахматовского» серебряного месяца, ярко стывшего над Серебряным веком и теперь становящегося все холоднее и бесприютней. Художник не успел дописать руки поэтессы.

Фигура «Ночи» (портрет 
Модильяни)

Фигура «Ночи» (портрет Модильяни)

Но все относились к ней доброжелательно, оберегали, в буквальном смысле на руках носили. В это же время он пишет картины «Юность» (1912) и «Играющие мальчики» (1911), целиком построенные на ритмическом движении фигур.

Ее муза олицетворяет скорбь. Ю. Анненков. Держалась она очень уединенно». Вначале он задумал написать жанровую сценку купания коней на Волге при закате солнца, которую однажды увидел около Хвалынска. Первым таким произведением стала картина «1918 год в Петрограде» (1920). Лето», 1917, «Весна», 1935 и др. ).

«Такая, какой ее знали друзья — поэты» (портрет Альтмана)

В основном это были образы советской женщины тех лет.

Строгий лаконичный силуэт оплечной фигуры. Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть. По-своему «планетарны» его натюрморты («Селедка», «Утренний натюрморт», 1918). Поездка не состоялась. Еще более важной в творческом росте художника и в окончательном формировании его своеобразного индивидуального стиля стала картина «Девушки на Волге» (1915). В картине Петров-Водкин наиболее убедительно передал свое ощущение земли как планеты, построив композицию по принципу разработанной им «сферической перспективы».

Это полотно стало важным этапом к его главному творению – «Купанию красного коня». «Вы во мне как наважденье», — писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы — по памяти. Зато Инна Эразмовна Горенко мягко упрекала дочь. В Петербурге его персональная выставка состоялась в 1909-м. Это уже не «декаденская богиня» изысканная и вдохновенная, как в ранних, дореволюционных портретах. Вторую половину июля и начало августа Николай и Анна провели в Слепневе.

Анненков говорил, что увидел ее «печальной красавицей, казавшейся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы». Одновременно художник выполнял плакаты, оформлял журналы, делал иллюстрации. Космологический символизм сказывается и в портретах («Автопортрет», 1918 «Голова мальчика-узбека», 1921 «Портрет Анны Ахматовой», 1922 и др. ). Эта поездка сыграла заметную роль в его творческой судьбе ибо когда он приехал в конце 1908 года в Петербург именно его этюды привлекли внимание известного критика и редактора организованного в 1909 году журнала «Аполлон» Сергея Маковского, который и выставил их вместе с парижскими работами в помещении редакции журнала. В синеве мудрых ахматовских глаз, в ее печали раскрыта духовная красота.

Где «пенье и слезы Ахматовой» (Хлебников). Сама мать, охраняющая своего ребенка, еще более раскрывает тревожное настроение сцены.

Несмотря на то, что многие из них станут очень похожими друг на друга манерой письма и качеством исполнения, Кузьма Сергеевич пытался передать мазками кисточки по холсту все мельчайшие детали человеческих лиц, которые он написал в этом жанре изобразительного искусства. Об этой поездке сведений почти не сохранилось, только маршрут: Генуя — Пиза — Флоренция. Первой картиной на этом пути стало его знаменитое «Купание красного коня» (1912).

Написать в то время портрет известной во всех слоях общества поэтессы было делом рискованным, так как до него, кто только не рисовал и не писал Анну Ахматову и люди более одаренные, чем Петров-Водкин и менее и даже гении живописи своего времени. И правда, где царскосельская осанка, смутность, скорбность. Недаром устроители выставки «Мир искусства» сразу поняли ее значение и поместили как знамя над входом своей выставки 1912 года. Именно в эти годы Кузьма Сергеевич пришел в своей живописи к системе трехцветия.

«Печальная красавица» 
 (портрет Анненкова)

«Печальная красавица» (портрет Анненкова)

Черты характера и внешность Анны Ахматовой менялись, она чаще замыкалась в себе, образ становился трагическим, в нем чувствовалась какя-то скорбь, отрешенность от прошлого и решимость быть стойкой до конца. В эти же годы посетил Италию, Грецию, Францию, Северную Африку.

От них – как облака – легкие, тяжелые тени по лицу и в них – столько утрат. Подростка, сидевшего верхом, Петров-Водкин писал со своего племянника. Приехав в Париж в 1906 году после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, молодой художник первое время еще пытался сочетать литературную работу (закончил пьесу «Жертвенные») с занятиями рисунком, но вскоре задачи, которые он себе поставил в овладении классически строгим и выразительным рисунком, настолько увлекли его, что не оставалось ни времени, ни сил, чтобы продолжать писать повести и рассказы.

Путешествуя, Кузьма Сергеевич много наблюдал изучал мастеров. В рисунках Тышлера и в портрете, написанном М. Сарьяном, она спокойна и горда.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Только через двадцать пять лет он снова обратится к литературе и напишет две свои замечательные книги — «Хлыновск» и «Пространство Эвклида». Учился в иконописной мастерской, позже – в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1893–1895), в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1895–1897), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и В. А. Серова (1897–1904), в студии А. Ашбе (1901) в Мюнхене, в частных академиях Парижа (1905–1908), в том числе в студии Ф. Коларосси. Нет и тени плакальщицы и вещуньи. Октябрьскую революцию К. С. Петров-Водкин принял, как и Александр Блок, одним из первых в художественной среде Петрограда и сразу включился в решение задач, вставших перед мастерами искусств после победы пролетариата.

«Духовный портрет» 
 (портрет Петрова-Водкина)

«Духовный портрет» (портрет Петрова-Водкина)

Анненков говорил, что увидел ее «печальной красавицей, казавшейся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы». Итальянское солнце казалось панацеей от телесных и душевных недугов. На этот раз он вспомнил тревожные дни 1919 года, время гражданской войны.

Преподавал в школе Е. Н. Званцевой (1910–1915) в Петербурге, в Свободных художественных мастерских (1918–1921), Всероссийской Академии художеств (1918–1933). Тогда и появился пылающий образ лошади, напоминающий коня Георгия Победоносца. Нельзя не отметить и своеобразное провидение Петрова-Водкина, будто предсказавшего «красную» судьбу страны.