Портрет Арчимбольдо
Состоял на службе у Габсбургов в Австрии и Богемии (15621587) сначала при имперском дворе Фердинанда I в Вене как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи становится Максимилиан II (1564), Арчимбольдо художник при дворе. Состоял на службе у Габсбургов в Австрии и Богемии (1562—1587) сначала — при имперском дворе Фердинанда I в Вене — как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи становится Максимилиан II (1564), Арчимбольдо — художник при дворе. Навыки: обучающиеся научатся отбирать и грамотно использовать нужные иллюстрации, рисунки, фотографии под руководством учителя для создания продукта урока – портрета в стиле Арчимбольдо.
Данная работа Джузеппе Арчимбольдо — одна из наиболее известных из всех портретов этого императора из-за того, что этот портрет итальянского художника представляет Рудольф II в образе вертлявого бога Вертумна из древнего Рима, который сложен из разных ягод, фруктов и овощей. Я решил воссоздать работы Арчимбольдо и в конечном итоге создать свои собственные изображения на основе его картин. Оформление каждого портрета занимает около трех дней и эмоционально этот процесс очень напряженный. Состоял на службе у Габсбургов в Австрии и Богемии (1562—1587) сначала— при имперском дворе Фердинанда I в Вене— как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи стал Максимилиан II (1564), Арчимбольдо— художник при дворе. Когда около 1590 года Арчимбольдо создал свой знаменитый «Овощной портрет» изобразив правителя в облике Вертумна (древнеримского бога времен года) император пришел в такой восторг, что пожаловал художнику титул пфальцграфа.
Став придворным портретистом в 1562 году Арчимбольдо производит фурор благодаря написанию очень необычных и странных портретов, в которых, для построения композиции используются изображенияфруктов, овощей и других органических элементов.
15 малоизвестных фактов об удивительных портретах Джузеппе Арчимбольдо
Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо. В своей аллегорииогня Арчимбольдо изображает различные его виды используемые человеком для собственных целей: от маленького огонька масляной лампы черезогонь раскаленных углей вплоть до впечатляющей силой пушки. Джузеппе Арчимбольдо В 1571 году по случаю свадьбы Карла, брата Максимилиана и Марии Баварской, он ставит «Праздник звезд» – аллегорию планетарной власти Габсбургов, где переодевает каждого участника в планету. Фигура пожилого и усталого человека возникает из древесного пня (символ прочности и стабильности), проросшего узловатыми ветвями, переплетение которых создает форму императорской короны. Концепция этой картины отличается от других аллегорических изображений времен года и не является, в сущности, аллегорическимпортретом. Он создавал для них яркую, нарядную сценографию. победитель – одна из аллегорий на императора, – украшен орденом Золотого Руна (родового знака принадлежности к австрийскому дому).
Но его картины свидетельствуют о превосходном умении передачи света, красок, перспективы. Сохранились альбомы с эскизами (изображения костюмов, процессий и балов) художника, подаренные им Рудольфу II. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира.
«Вертумн» был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом. Марс жарко сверкает, голова его охвачена сиянием, все цветовое решение картины – огонь и золото. Портрет Рудольфа-Вертумна в образе загадочного бога садов, природы и изменчивости "бога перемен" как бы объединяет и продолжает обе эти серии (1591). Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. «Как тело земли, человек составлен из земли, воды, воздуха и огня», – писал Леонардо да Винчи.
Маньеризм всегда свидетельствует о вырождении одного и скором пришествии нового стиля. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Порой художнику могло помочь только хорошее происхождение и связи. Даже оторопь берет. Ни для кого не секрет, что работать художником и зарабатывать на этом деньги очень сложно. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51.
Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). Оба символа позволяют предположить, что зима — любимое время года императора. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. Арчимбольдо же написал «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» — римского бога растений. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Его кора подобна коже, ветви – волосам. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Предполагают, что, увидев рукописи и рисунки Леонардо (а такая возможность у Арчимбольдо была), молодой художник навсегда сохранил в памяти гениальные наброски удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица.
Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. Император Рудольф II в 1580 году пожаловал Арчимбольдо дворянство. Все увлечены разнообразием живых форм.
Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. О них упоминали в Трактате об искусстве живописи Джованни Паоло Ломаццо (1584) и Грегорио Команини (1591) в издании Фиджино или О цели живописи. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Он даже работает при дворе инженером, когда создает фонтаны. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году.
Флора Произведения Арчимбольдо восхищали своей оригинальностью современников. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Эти трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали. В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма. Его трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали Арчимбольдо создавал также ирреально-гротескные антропоморфные пейзажи, с холмами и скалами в виде голов и т. п., но их труднее отделить от работ подражателей-«арчимбольдистов», которых на рубеже 16-17 вв.
Конспект урока Необычные портреты Джузеппе Арчимбольдо
Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. Художники считают природу живым спектаклем и стараются найти соответствия между человеческими, растительными и минеральными тканями. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Арчимбольдо известен не только «Временами года». Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу.
Достаточно потереть два огнива имитирующие нос и ухо фигуры, чтобы они вспыхнули искрами. Дата рождения художника неизвестна. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. В XX веке, особенно с появлением сюрреализма, этот художник вошёл в моду. Обычная миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию.
Аллегория в портретной живописи
При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году.
«Библиотекарь», сконструированный из уложенных в стопку книг (например, отрытая книга и два колечка для ключей являются образами соответственно волос и глаз), считается фантастическим портретом Вольфганга Лациуса, личности, очень близкой Максимилиану II. Вариантов «Времен года» было несколько. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана.
- То, что время пощадило, то, что память сберегла
- «Смешные картины» Джузеппе Арчимбольдо (1527 — 1593)
- Джузеппе Арчимбольдо, биография и картины
- Невероятные картины Джузеппе Арчимбольдо
- Средневековый сюрреалист Джузеппе Арчимбольдо
- История одного шедевра: «Рудольф в образе Вертумна» Арчимбольдо
- Овощные картины Джузеппе Арчимбольдо и скульптуры Филипа Хааса
- Крупнейшую выставку «смешных картин» Арчимбольдо собрали в Риме
В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. В первом цикле времен года, в духе модной в то время натурфилософии, каждая картина соответствует определенному периоду жизни человека. Весна показывает нам его в самые юные годы, с лицом, полным свежих цветов Лето — как молодого человека, отсюда фрукты, которые созрели Осень (утраченная картина) изображает уже зрелого мужчину, а Зима представляет старца с редкой растрепанной бородой, со сморщенной и увядшей кожей. С восхищением писали современники и о его рисунках, подаренных Рудольфу II (тетрадь со 150 рисунками хранится во Флоренции в галерее Уффици) и об оригинальной формы лютне, придуманной Арчимбольдо для Кунсткамеры Рудольфа II. В его композициях зритель встречал много новых, лишь входивших в обиход изображений малоизвестных ранее животных (например, тюленя, спрута и др. ) все они выписаны тщательно и безошибочно, как на иллюстрациях ко всякого рода «Описаниям» и «Театрам», распространявшимся тогда по всей образованной Европе вместе с картами далеких городов и стран. В расходной книге собора Комо сохранился счёт 1558 года в 119 лир, выданных Д. Арчимбольдо за эскиз гобелена.
Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Например, «Огонь», он же Марс, т. е. Но Джузеппе Арчимбольдо все передряги прошли стороной. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. Вообще художнику очень повезло с покровителями.
Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. Написанные с совершенной зрительной адекватностью, красочные, на свой лад одушевленные, они обладают почти сюрреалистической навязчивостью. На воинственное начало указывают и пушки. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля».
Плоды здесь сочетаются с пушками, что напоминает о венгерских войнах Габсбургов. могут быть истолкованы как символ высшего единства, вечности. В эпоху Ренессанса при дворах европейских монархов было принято устраивать праздники, турниры и т. п. -- яркие и торжественные, они надолго запоминались современникам.
- Вакханалия природы в полотнах Джузеппе Арчимбольдо
- Краткая биография Джузеппе Арчимбольдо
- Портреты Арчимбольдо из реальных овощей и фруктов
- Тема: «Портрет в стиле Арчимбольдо»
- Художник Джузеппе Арчимбольдо ( )
Но в 16 -м символика натбрморта еще затмевает его эстетическое значение. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Он отвечал при дворе за архитектуру и театрально-художественное оформление всех мероприятий. И даже самое слабое дуновение ветра может привести к тому, что вся фигура начнет пылать. Естественно их роль была несколько пародийной.
Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. Огонь.
- Арчимбольдо Джузеппе: картины-вымыслы
- Арчимбольдо Джузеппе: праздничное меню века
- АРЧИМБОЛЬДО – ПРЕДТЕЧА СЮРРЕАЛИЗМА
- Описание картины Джузеппе Арчимбольдо «Портрет императора Рудольфа в образе Вертумна»
- живопись фото архитектура анимация
Картины Ван Гога действительно не пользовались популярностью при его жизни. Он играет правилами искусства. Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Рудольф II по натуре был эксцентриком, обладал слабым, склонным к депрессиям характером и стремился избегать проблем.
С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Предполагают, что молодой художник мог видеть рисунки Леонардо изображающие удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Его дедушка был архиепископом, отец — художником.
Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Зима. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Он родился в Милане в 1527 году.
Умер Арчимбольди в Милане 11 июля 1593, в 66 лет. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Личной концепцией художника, руководствуясь которой он создал свой образ мира, был вкус к «натуральной тайне». Душой творчества Арчимбольдо была идея метаморфозы, в ней он видел один из возможных путей познания Вселенной идея, жившая в подсознании всех художников- маньеристов, стремившихся в своих усложненных, многозначительных образах совместить многие явления. Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента.
- Иллюзии в картинах Джузеппе Арчимбольдо
- Портрет императора Рудольфа в образе Вертумна
- Фантастический иллюзионизм Арчимбольдо Джузеппе
- Все Картины Джузеппе Арчимбольдо по алфавиту
- Как с первого раза подобрать и выгодно купить обувь в интернете: 7 советов бывалого шопоголика
- Самое интересное в виде мозаики
- Рабочие моменты Джузеппе Арчимбольдо
Об этой связи прекрасно написал известный врач Парацельс (1493-1541): "Дерево – тоже тело. Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо и его жизнь.
Существует версия, что росписи в церкви св. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи.
- Разносторонность интересов художника
- Словари и энциклопедии на Академике
- Подземный мир в пустынных скалах Нью-Мехико
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253.
Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Атмосфера города, который называли столицей магии и меланхолии обстановка при дворе замкнутого и нервозного Рудольфа II, окна замка которого были заделаны серебряными коробами и покрыты чёрным бархатом королевская коллекция редкостей (страусиных яиц, бивней слона, заморских фруктов, статуэток) стали источниками причудливой и неповторимой живописной манеры Арчимбольдо. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Земля. Порой живописцам не хватало денег даже на пропитание.
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- Уильям Блейк: необычные картины английского поэта
- Клод Моне – человек, дарящий «впечатление»
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Виртуозно исполненные «плодоовощные» головы являли собой не только острую сатиру (обнаруживая очевидное сходство с придворными императора), но и хитроумные головоломки. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. было довольно много. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Рисунок в Лувре — «Повар» — составлен из кухонных элементов.
Характерно, что и Максимилиан II и Рудольф II заказывали художнику авторские повторения его знаменитых циклов для того, чтобы дарить их своим политическим оппонентам и союзникам. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14.
Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). Красота отдельно взятой детали становится важнее красоты целого. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов. Художник составляет аллегорические портреты из атрибутов, характерных для данной профессии.
- 1913-й – революционный год в истории искусства и авангарда
- Самые красивые города в вечернем освещении
- Юлиус Нойброннер и невероятный мир голубиной фотографии
- Тайная вечеря – ошибки Леонардо да Винчи
- Самые необычные уголки Европы: квартал Ла-Пинья, Сан-Ремо, Италия
Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств. Некоторые историки искусства считают произведение портретом самого Максимилиана II.
Воздух. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». В сочетании с гармоничными, природными тонами и полутонами портреты будят воображение. Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Наиболее ярко эта его роль проявилась в Италии, где маньеризм предвещал рождение Барокко.
Голландский скульптор Адриан де Врис сделал царственный бюст монарха. Далее кафедра переходила к прочим представителям рода, в частности, в 1550—1555 годах миланским архиепископом был Джананьело Арчимбольдо — потомок внучатого племянника Гвидо23. В XVI веке искусство садовников равноценно искусству художника. Отсутствуют и данные, чему именно обязан художник своим приглашением к императорскому двору и высокому положению13.
Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо.
- Даг Джонс: актёр, который всегда скрывается под маской
- : музыка, которую можно увидеть
- Эдриан Броуди: 5 интересных фактов
- Сирша Ронан: фильм её жизни и погоня за «Оскаром»
- САМОБЫТНОЕ ИСКУССТВО ХАРЛЕЯ ЛАНГБЕРГА
- Оптические иллюзии, которые всех ставят в тупик
- Невероятные приключения русского электрика
- Благодаря этому порванные капроновые колготки станут незаменимыми
В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569). Сын Луини, однако, общался с Джузеппе Арчимбольдо и показывал ему альбомы и записи Леонардо, оставшиеся в семье. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Так американский художник и кинорежиссерФилип Хаас (Philip Haas)в 2012 году создалхудожественную инсталляцию«Времена года», ставшая скульптурной переработкой цикла картин итальянского художника. Каждая из четырех скульптур, размером 4, 5 х 4 х 3 метра, состоит из разнообразных природных форм – цветы, плющ, мох, грибы, овощи, фрукты, деревья, кора, ветви, листья – вместе образующих портреты людей. Инсталляция «The Four Seasons» олицетворяла собой Зиму, Весну, Лето и Осень.
Иногда – это пародия иногда – хвалебная песнь. Внутри каждого цикла также наблюдается симметрия: две головы обязательно смотрят направо, а две— налево. Он начал создавать «композитные головы» – причудливые портреты аллегории, составленные из овощей, фруктов, злаков. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27.
- Самые удивительные частные домики
- 5 самых жестоких женщин в истории
Эти рисунки поразили воображение юного художника и остались в памяти. Маньеризм (от итал. Искусство маньеризма выражается в преобладании формы над содержанием. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы.
В произведениях художника присутствуют сатирические намеки на представителей династии Габсбургов. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции».
Мы смотрим и получаем впечатление не от носа или глаз, а от всего лица). Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Короче, разносторонний художник. Арчимбольдо творит фантастику из повседневности: в сумме нечто иное, чем обычное сложение частей (Социолог Ролан Бартес). Он создает фантастический мир, не поддающийся классификации, черпая с подросткового возраста идеи в набросках живописных голов Леонардо да Винчи. В программу придворных празднеств входили и рыцарские турниры, включающие три акта: сначала парный поединок, в котором конные рыцари пытались по обе стороны барьера выбить друг друга из сёдел. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Джузеппе Арчимбольдо происходил из Милана и был тесно связан с тамошней интеллектуальной средой.
Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Арчимбольдо был художником, наделенным неисчерпаемой фантазией.
Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». У каждого времени года свои признаки. "Времена года" и "Стихии" (вода, воздух, огонь, земля) сопоставлялись философами того времени с процессами, происходящими в организме самого человека. Впервые в документах имя художника Джузеппе Арчимбольдо зафиксировано в 1549 году вместе с отцом — они разрабатывали эскизы жития св.
Там есть еще эмблема Габсбургов — огниво. Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать". Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Только позже она была перевернута, чтобы вызывать смех. Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю. Ряд искусствоведов также утверждают, что стиль миланских работ Арчимбольдо отражает влияние Гауденцио Феррари10. В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II.
«Четыре элемента» представляли собой сюрреалистические портреты, составленные из элегантных животных и роскошных украшений. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. Публиковались и другие работы20. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце.
В сохранившихся рисунках и эскизах (обычно голубой акварелью в той же технике, как известно исполнен и ряд отличных портретных набросков) варьируется тема растительного и животного мира используемая с бесконечным разнообразием и неизменным декоративным эффектом. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Воздух был представлен стаей птиц, в том числе совой, петухом, попугаем и павлином.
В старости вернулся в родной город. Обе эти серии (составляюшие по Аристотелю «Универсум») символизируют связь микрокосма с макрокосмом, т. е. Немец Ханс фон Аахен написал портрет императора в роскошных одеждах.
Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Вероятно именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.
Впечатление причудливой гротесковой игры рождали растительные узоры, стилизованные плоды, орнаментальные мотивы в самых неожиданных сочетаниях. Первую серию фантастических портретов-коллажей художник выполнил для Максимилиана II в 1563 г., это были «Времена года». Его интересуют сублимация реальности, выведение необычного из банальности. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31.
Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подделок под его стиль. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Вода. Да, да это не ошибка. Несколько позже (1566) появились «Элементы».
Второй вариант был написан уже при Рудольфе. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. В обоих циклах применен один и тот же изобразительный прием: на глухом черном фоне воздвигаются антропоморфные пирамиды из отдельных, нагроможденных друг на друга предметов. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых.
Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо».
В Праге Арчимбольдо был организатором придворных празднеств и маскарадов, конструировал сложные сценические механизмы и официально носил титул «Мастер Празднеств». С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают.
Он воспринимался друзьями как человек с универсальной эрудицией и очень развитым творческим гением. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. Сначала картина висела так, чтобы можно было видеть прежде всего натюрморт. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий — «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств.
Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя. «Сложносочиненная» эмблемно-герметическая конструкция, спрятанная в живых, реальных предметах, необычайно адекватна складывающемуся в Праге вкусу с его любовью к маске и курьезу, выдумке и неожиданности, а также высочайшей техничности исполнения. Он родился в Милане.
Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. Иногда эти полу- портреты полу-натюрморты имели явное потретное сходство.