Портрет Демидова Левицкий Описание

Левицкий Дмитрий Григорьевич – русский художник-портретист

Грациозный поворот корпуса подчинен ее изящному плавному движению. Его увлекла непосредственность девушек искренность, с которой они играли свою роль.

Но не только своими щедрыми подношениями прославился герой портрета. Архитектор жестом указывает на лежащий перед ним план здания Академии художеств. Мы видим, что Левицкий сохранил в этой работе и внешнюю схему парадного портрета, с обязательным сочетанием репрезентативности, монументальности и декоративности и то настроение особой приподнятости, тот пафос возвеличивания портретируемого, без которых такие произведения невозможны. Левицкий сумел сочетать черты экстравагантности с элементами парадного портрета (колонны, драпировка, пейзаж с видом на Воспитательный дом в Москве, огромные пожертвования на который, сделанные Демидовым, были известны в обществе) Однако, в лице изображенного проскальзывают нотки горького скепсиса и иронии.

  1. Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
  2. Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова
  3. Описание картины «Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова»
  4. Портрет Демидова кисти художника Левицкого
  5. Левицкий Дмитрий Георгиевич (1735-1822)
  6. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Непосредственным поводом для создания портрета было, возможно, замужество дочери. Атласная одежда Демидова сверкает и переливается алыми и серебристыми оттенками. Вмиг изображение переносит нас через два столетия.

Немногочисленные друзья пытались облегчить положение старого мастера. Демидов действительно увлекался ботаникой, выращивал редкие растения (настоле лежат очень дорогие потем временам луковицы тюльпанов ираскрытая научная книга). Предположительно участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (середина 1750-х годов). Художник восхищен очарованием и юностью девушек. В пары объединялись обычно портреты супругов иногда братьев и сестер.

  1. О жизни и творчестве выдающихся художников
  2. Описание картины Дмитрия Левицкого «Портрет Демидова»

С 1779 преподавал в портретном классе Академии Художеств. Но все это скрывается под маской светской любезности и величавости. Среди произведений молодого Левицкого надо назвать замечательный портрет архитектора А. Ф. Кокоринова (1769) директора Академии художеств и одного из создателей ее великолепного здания на Васильевском острове.

Официальный блог 
Государственной 
Третьяковской галереи

В 1775 г. он произведен в советники Академии.

Левицкий владел всеми формами портрета — от парадного до камерного. Их ровесница Е. И. Нелидова (тоже в пастушеском платье) исполняет грациозное па менуэта. Вокруг аксессуары, которые несут большую смысловую нагрузку. Певица изображена в костюме поселянки.

Сеземов — «села Выжигина поселянин», — как сообщает надпись, сделанная на обороте холста, на котором написан портрет, был крепостным графа П. Б. Шереметева. При этом модель выступала в строго определенной социальной роли: монарха, военачальника, государственного деятеля. Таков, например, камерный портрет бывшей фрейлины Екатерины II А. С. Протасовой.

Такой подход позволяет художнику далеко отступать от привычного для его времени канона. Кокоринов запечатлен в обстановке рабочего кабинета. Разумеется, такие костюмы лишь в общих чертах подражали народной крестьянской одежде.

Непринужденный стиль одежды провозглашает: «Жить можно и частной жизнью, но при этом быть достойным гражданином своего отечества». Левицкий создал ряд больших портретов в рост, в которых свободно преобразовал традиционные парадные формы. Слева от него размещался портрет Е. И. Молчановой, сидящей с раскрытой книгой. «Этот портрет параден по своим задачам.

Прокофий Акинфиевич Демидов (1710–1786) – старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, в нарушение традиций большого парадного портрета представлен в домашнем шелковом халате в образе садовника, указывающего на оранжерейные цветы. Произведение Левицкого можно рассматривать как одно из слагаемых более широкого явления. Сохранился и портрет мужа Бакуниной.

В первом портрете мягкие краски в гармоничной тональности. Изменилась цветовая гамма. Он собрал редкостный гербарий изучал жизнь пчел.

Тщательно выписана орденская звезда на груди — свидетельство заслуг на жизненном поприще. Левицкий неоднократно использовал костюмизацию как важное средство создания образа, которое давало эффект как бы двойного преображения модели. Это различие является не просто результатом контрастности именно этих человеческих натур.

В «Портрете Урсулы Мнишек» поражает отточенное до виртуозности мастерство художника, который добивается нужного эффекта последовательной системой приемов. Кокоринов не был знатным человеком, принадлежащим к верхушке правящего сословия. камерные портреты преобладают у Левицкого над всеми другими видами изображений. На многие годы он связал свою деятельность с Академией художеств. ВглядимсяОвал.

Как в волшебное зеркало глядим в полотно. Среди сохранившихся произведений Левицкого 1770-х гг. Однако, художник, работая над портретами, подошел к решению задачи абсолютно неожиданно.

Рядом со своей цветущей, дородной супругой Бакунин выглядит еще более аккуратным, собранным и суховато-педантичным. Образ молодой женщины получился довольно жеманным, акцент сделан на чисто внешней стороне ситуации. Поза его торжественна и величава.

С портрета смотрит чуть полноватый мужчина в самом расцвете сил. Ощущается, что ей пришлось столкнуться с чем-то трудным, тяжелым. Личность изображенного являла весьма благодатный материал для художника. Нигде не служил и гордился этим, но получил чин действительного статского советника за благотворительную деятельность: основал в Москве Демидовское коммерческое училище (1772), вносил миллионные вклады в строительство Московского воспитательного дома, членом опекунского совета которого состоял.

Все они построены по уже сложившейся схеме решения парадного портрета. А «простонародная» одежда из голубовато-зеленоватого шелка, отделанная золотисто-коричневым мехом, выглядит не менее дорогой и нарядной, чем любой роскошный костюм аристократа. Вполне официальный костюм кажется несколько помятым и вольно-небрежным.

Если верить Пыляеву, над разравниванием ландшафта здесь работали целые два года ежедневно по семисот рабочих. Таковы портреты фрейлины Екатерины II П. Н. Репниной (1781 г. ), жены директора придворной певческой капеллы А. А. Полторацкой (около 1780 г. ) и другие. На такие концерты съезжалась петербургская знать, нередко во главе с самой императрицей. Знатных людей обычно изображали в величественной позе, наряженными в богатые одежды. Однако имя его никогда не исчезало из памяти потомков. преобладают различные варианты парадных портретов.

Первый портрет показывает восемнадцатилетнюю девушку, почти ровесницу «смолянок». Это обстоятельство свидетельствует, что он уже пользовался уважением и известностью. Отсвет этого идеала ложится на самых разных по натуре людей.

Живописная поверхность доведена до эмалевой гладкости. Д. Г. Но несомненно этот каприз большого барина отвечал реалистическим устремлениям самого художника, как показало все его дальнейшее творчество.

Художник спешит. Демидов действительно увлекался ботаникой, выращивал редкие растения (на столе лежат очень дорогие по тем временам луковицы тюльпанов и раскрытая научная книга). У меня лицо, которое обманывает художника».

Вот портрет М. А. Львовой (1781 г. ), рожденной Дьяковой, жены Н. А. Львова, хозяйки дома, в котором собирались крупнейшие деятели культуры того времени. Образование П. А. Храповицкий получил известность благодаря своему «Дневнику», в котором описал жизнь императрицы на протяжении нескольких лет.

Графиня быстро встает, чопорно приседает, придерживая широкие юбки, сгибается в легком поклоне ее пудреная головка. Прокофий Акинфиевич Демидов (1710-1786) происходил из семьи крупнейшего уральского горнозаводчика А. Н.

Они шились из дорогих тканей и, по сути, мало отличались от маскарадного костюма. Заказ имел в виду, конечно, парадные портреты. Эта ясно читаемая аллегория бережного, тщательного, умелого воспитания. Демидова.

отражается в мужских и женских образах как бы различными своими сторонами. На нем халат и ночной колпак. Вот какой непростой человек заказал свой портрет художнику Левицкому. Современниками характеризовался как человек грубоватый и независимый настолько, что вызывал негодование Екатерины II, отзывавшейся о нём как о «дерзком болтуне».

Демидов у Левицкого стоит торжественно, как на парадном портрете. Его дом на Басманной улице был обшит железом, а в стенах были скрыты маленькие органчики. Раскрытая книга олицетворяет пользу просвещения. Похоронен Демидов был в соседнем с усадьбой Донском монастыре.

Три более ранних портрета изображают учениц младшего и среднего возраста. Да и одет Демидов по-домашнему. Улыбка Урсулы означает конец сеанса. Старческие изображения нечасто возникали в портретной живописи XVIII в. Но в «Портрете священника» чувствуются особая теплота отношения к модели, оттенок скорбной горечи при виде разрушений, которые причиняет человеку неумолимо уходящее время. Такой портрет называют парадным.

В камерном портрете человек предстает как бы в частной жизни, освобожденным от своей социальной роли. П. В. Бакунин Старшой на портрете полон сдержанного достоинства и уверенности в себе. «Екатерина II — Законодательница» — своеобразная попытка Левицкого выйти за границы портретного жанра. Отсутствие какой бы то ни было обстановки и несколько затемненный колорит лишают портрет Сеземова привычной нарядности парадных изображений, что обособляет его и среди ранних работ Левицкого. Передавая фактуру различных материалов, художник словно наделяет их некой самоценностью: холодно сияет атлас платья, жестко топорщатся прекрасные кружева, живая плоть приобретает матовость слоновой кости, блеск глаз напоминает блеск прозрачных самоцветных камней.

Обе девушки одеты в парадные платья из белого атласа. Сопоставление в парных портретах двух образов усиливает и оттеняет их непохожесть.

Чувствуется, что для нее представление — не повод продемонстрировать «изящные манеры», привитые в пансионе. В конце концов ее настойчивость победила.

Известны многочисленные примеры его «изобретательности», наподобие демидовского «выезда», состоявшего из колымаги ярко-оранжевого цвета, трех пар лошадей (одной – крупной и двух – мелкой породы) и форейторов – карлика и великана. Он сотнями продавал крепостных крестьян. Но Демидов показывает рукой на горшки с выращенными им цветами. Художник добивается здесь большой полноты характеристики портретируемого.

Гордо посаженная головка. Началась самая плодотворная полоса его творчества.

Кроме того, передавая «демократические» черты облика Сеземова, художник в то же время дает нам почувствовать, что хотя перед нами и мужик, но мужик необыкновенный. Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова (с 1758 года). Демидов получил в Гамбурге. Полное представление о том, каким был типичный парадный портрет XVIII века, дает изображение директора Академии художеств Александра Филипповича Кокоринова, в котором торжественность и значительность образа портретируемого соединяются с почти театральной условностью и изысканностью. Эмоциональность, чувствительность естественного человека, облагороженные разумом, оставались преимуществами женщины.

В 1769 г. Левицкий окончательно поселился в Петербурге. На портрете в полный рост изображен пожилой человек в роскошном домашнем одеянии. Характерна его фигура, уже заметно отяжелевшая.

В ее взгляде чувствуется усталость, в улыбке проскальзывает горечь. Его московский дом был заполнен растениями. Богатство сделало из Демидова самодура, угождавшего всякой своей прихоти. Он был знаменит своими чудачествами.

Портреты смолянок представляют собою ансамбль из семи полотен. Девушки — «смолянки» изображены в образе пастушка и пастушки, которые играют грациозную пастораль. Другим примером костюмизации является портрет дочери Левицкого Агафьи в русской одежде (1785 г. ). Вместе с тем известны случаи, когда Демидов делал крупные пожертвования избегая огласки. (Кстати, пятнадцатилетняя «актриса» пользовалась такой любовью публики, что ее игра отмечалась в газетах, ей посвящали стихи. ). Академик Паллас целый месяц прожил в его подмосковном доме, составляя «Каталог растениям находящимся в Москве в саду его превосходительства, действительнаго статскаго советника и Императорскаго Воспитательнаго дома знаменитаго благодетеля, Прокопия Акинфиевича Демидова» (1781)4.

П. А. Дань преромантическим тенденциям отдал Левицкий в портрете Ф. П. Макеровского (1789 г. ). Около 1758 года Левицкий переехал в Санкт-Петербург. Это были 7 крупноформатных произведений, выполненных в 1773 — 1776 годах. Он уже немолод, но подтянут и не утратил строгой прямой осанки. А. Демидова) – уже четыреста.

Основным было деление на торжественные, парадные портреты и небольшие, камерные. ГРМ).

Ведь и цветы и обитатели Воспитательного дома нуждаются в нежнейшем уходе. Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков (портреты Н. Сеземова, 1770 П. Демидова, 1773). Он знает, что внизу ее ждет карета.

Очень интересны с этой точки зрения портреты А. Ф. Кокоринова (1769), Б. В. Умского (1770), Н. А. Сеземова (1770). О московских чудачествах Демидова ходили легенды. Но портрет вызывает неизменный интерес.

Сеземов широким жестом указывает на бумагу, которую держит в руке. Демидов очень любил природу, подолгу работал в своем саду.

Общечеловеческий по содержанию портретный идеал камерного изображения 1780-1790-х гг. В портрете Демидова они имеют несколько другое значение. В духе традиционных портретов государственных мужей написаны портреты А. М. Голицына (1772 г. ) и А. Д. Ланского (1782 г. ).

Мальчик запечатлен в маскарадном костюме. Учился в Академии Художеств. Этот портрет – развернутая просветительская программа.

черты образного строя. В портретной живописи сложились определенные образные каноны. Известно, что Екатерина была недовольна выполненным заказом. Но, в первую очередь, он был большой чудак.

Камерный портрет сложился в России к середине XVIII в. — позже других видов портрета. И на столе перед ним не шлем и не шпага полководца, не свернутые свитком государственные бумаги, а ученый труд по ботанике, луковица какого-то цветка и лейка.

Очень выразительна поза Демидова, в ней ощущается какое-то небрежное изящество. Обстоятельно, подробно рассказывают о Кокоринове окружающие его предметы. Там можно было встретить заморские растения, попугаев и даже орангутангов. Среди работ Левицкого особое место занимает аллегорическая композиция «Екатерина II — Законодательница в храме богини Правосудия» (1783 г. ). Поза его со слегка откинутым назад корпусом выглядит удобной и естественной.

«Одиночество» героя в камерном портрете XVIII в. имеет принципиальный характер: образ всегда строится с расчетом на присутствие зрителя, современника и потомка, ради которого герой и демонстрирует себя в самых лучших своих качествах. Умер Левицкий в 1822 г., надолго пережив свою эпоху и собственную славу.

Демидов был личностью очень колоритной, слыл чудаком и самодуром. Мода на одеяния в русском стиле широко распространилась в высших слоях общества после воцарения Екатерины II. Именно в тот период ее запечатлел художник в первом портрете. В то же время сам великий философ отмечал, что написать его портрет чрезвычайно трудно. В картине нет ни одной случайной подробности, однако каждая деталь – от гербария и лейки на столе до фасада здания – свидетельствует не о преуспевании изображенного, а о его вкусах, увлечениях, характере. Некрасивое, умное, обладающее ярко индивидуальным выражением, лицо Демидова и вся фигура его написаны без всякой ложной многозначительности и снисходительности к возрасту.

Целью, к которой стремилась императрица в своей деятельности на педагогической ниве, было создание «новой породы» людей, свободных от пороков общества. В 1770 г. работы Левицкого имели большой успех на ежегодной летней академической выставке.

Таков портрет Анны Давиа Бернуцци, примадонны итальянской оперы-буфф в Петербурге (1782 г. ). Живавший за границей и принимавший в своём доме императора Священной Римской империи, П. А. Демидов тем не менее бравировал своей рускостью, уснащал свои письма словечками вроде «таперя», «войтить», «коностас», а ещё более того едкими и не всегда пристойными шутками5. Он так прославился своими чудачествами, что была даже выпущена книга «Русский чудак XVIII столетия».

Среди его родоначальников был и учитель Левицкого Антропов. Родился около 1735 года в семье священника Г. К. Левицкого (настоящая фамилия Нос или Носов) известного также как художник-гравёр.

Левицкий передает полное душевное растворение Нелидовой в сценическом действии. Бьют часы. Вершиной достижений Левицкого в 1770-е годы стала серия портретов смолянок – воспитанниц Смольного института благородных девиц исполненные по заказу Екатерины II в 1772-1776 гг. Одной из интереснейших проблем камерного портрета является изображение детей.

и М. А. Митрофановых (1790-е гг. ). Ни в одном портрете Левицкий не повторил больше такой композиции. Учился в Гамбурге, где воспитывал и своих сыновей. Тогда они тайно обвенчались. Осуществление этой слегка утопической идеи возлагалось, в частности, на Смольный институт. Он был одним из самых эксцентричных чудаков своего времени.

Во втором портрете темные звучные тона делают колорит напряженным, чуть жестковатым. Три других портрета составляют единое целое по композиции и колористическому решению. Однако, по сути, художник далеко отходит от привычного истолкования образа императрицы.

Правый портрет изображает Г. И. Алымову играющую на арфе. Ребенок в XVIII в. трактовался обычно как маленький взрослый. Он говорил, что придет время – из-за границы будут ездить к нам учиться.

Храповицкий находился на государственной службе, но увлекался литературной деятельностью. Более того, по размаху, торжественности, да и по количеству аксессуаров этот, портрет намного превосходит то, что делал в этом роде Левицкий прежде. Постепенно происходит открытие истинно детского портрета.

Своеобразным пиком творчества Левицкого стал портрет Урсулы Мнишек, жены литовского коронного маршала М. Мнишека (1782 г. ). Это характер еще до конца не сформированный, полный ожидания со взрослой жизнью. «Смолянка» Екатерина Нелидова запечатлена в своей лучшей роли — служанки Сербины из оперы Перголези»Служанка — госпожа», в которой рассказывается, как ловкая горничная сумела добиться сердечного расположения своего господина, а затем и брака с ним.

Он не уставал повторять, что происходит от кузнеца и не совсем доверял чиновным дворянам, которые (по его выражению) «водят за нос» таких, как он, «мохнорылых»5. А. П. Левшина в театральном платье остановилась в танце среди пышной дворцовой обстановки. Его фигура свободно размещена на холсте, вокруг нее оставлено широкое пространство нейтрального фона.

Одно из самых прекрасных полотен Левицкого 1770-х гг. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822 гг. ) родился на Украине.

На его заводах беспощадно угнетали рабочих. Мнимая простота роскошного атласного туалета как нельзя лучше оттеняет почти неуловимую нарочитость в выражении слишком ярко нагримированного лица с любезной улыбкой. В 1785 году он написал серьезный трактат «Об уходе за пчелами».

Но вначале он был известен как мастер парадного портрета. Девушки старшего возраста запечатлены в четырех портретах. Он ни с кем не считался, оскорблял и унижал людей. В центре расположена фигура портретируемого, четко и объемно рисующаяся на фоне. Девушка была влюблена в архитектора, близкого друга Левицкого, но ее родители не соглашались, чтобы их дочь вышла замуж за «ремесленника». Пора.

Блестяще написанный, он интересен во многих отношениях. «У меня было сто различных физиономий на день, смотря по предмету, каким я был занят. Одна рука П. А. Демидова протянута к горшкам с цветами и одновременно указывает на изображенный в отдалении Воспитательный дом, а другая – опирается на лейку, подразумевая между предметами аллегорическую связь. В 1780-е гг. К концу XVIII в. деятельность Левицкого ослабевает. Очевидно, портрет Сеземова создан для того, чтобы рассказать об общественных добродетелях богатого откупщика — его щедрой благотворительности, его заботе о «сирых и бездомных».

В ее облике — лукаво-задорная смелость и целомудренная робость, всепроникающее счастье и просветленная грусть. Причудливым сплетением традиционно-парадных и неожиданных черт отмечен его портрет. Художник строит богатую гамму серо-зеленых, жемчужных и розовых тонов. Костюм парадный, но на голове домашний колпак насмешливый умный взгляд и провалившийся беззубый рот: сам заказчик настаивал на таком «реализме» или художник остался верен себе.

— неизвестно. Подчеркнуто неофициальный костюм означает негосударственный характер деятельности героя. Однако здесь он еще только начинает поиски пути для выражения в своем искусстве новых принципов изображения человека. Особняком стоит в творчестве Левицкого так называемый «Портрет старика-священника». Он нередко жалуется на ухудшение зрения и невозможность продолжать работу. Второй портрет (1781) написан, когда молодой женщине исполнился 21 год, но она выглядит старше своих лет.

И все-таки этот портрет — парадное, торжественное изображение человека. У Левицкого можно найти такой пример: это портрет супружеской четы В. Н. Благородный овал лица. Изображение П. А. Демидова наиболее «картинное» из всех произведений Левицкого (за исключением написанного позднее «Портрета Екатерины II Законодательницы», 1783.

Высокая напудренная прическа.

Прокофий Акинфиевич Демидов (1710–1786)– старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, внарушение традиций большого парадного портрета представлен вдомашнем шелковом халате вобразе садовника, указывающего наоранжерейные цветы. Теперь понятна и программа парадного портрета. — портрет М. А. Дьяковой, будущей жены Н. А. Львова (1778 г. ). Большой, в рост близкий к размеру натуры парадный портрет в русской живописи имел к тому времени длительную историю.