Портрет Екатерины Ii Федор Степанович Рокотов

Коронационный портрет Екатерины II явился высшим достижением Федора Степановича Рокотова в области парадного портрета.

Федор Рокотов: лица екатерининской эпохи

А на рисунке Валентина Серова (1865–1911), созданном для знаменитого издания Николая Кутепова по истории царской и императорской охоты, мы видим императрицу выезжающей вечером на соколиную охоту. Это решение надолго определило композиционную традицию екатерининских монументов империи: таков памятник ей в Одессе (1900), таков же – в Екатеринодаре, как назывался современный Краснодар (1907, проект все того же Микешина). По сути, Львов и предложил «программу» этого полотна.

Властно сжимая в руке скипетр, она повелительным жестом указывает в сторону императорских регалий и бюста Петра I с начертанным над ним девизом «Начатое совершает». По-видимому, он отвечал той необходимой героизации, которая была чрезвычайно важна для императрицы при упоминании о «революции» 1762 года. Вокруг был столетний парк с тенистыми аллеями и проточными прудами. С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву».

Фото, рисунки и 
портреты Екатерины 
 Великой

Фото, рисунки и портреты Екатерины Великой

С улыбкой она вошла и в русскую классическую литературу. Изображения Екатерины II передают царственную осанку, твёрдый, но добродетельный, взгляд и, кажется, сам дух эпохи русского просвещения. Улыбка облагораживала, делала образ привлекательнее. Портрет кисти Боровиковского (известен в двух вариантах) показывает императрицу в сугубо «домашних» условиях – на обычной прогулке в Царскосельском парке, но при этом и он не лишен аллегоричности (фоном на одном из вариантов является Чесменская колонна, на втором – Кагульский обелиск). «Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова11. Это инструмент ее политики, ее общения, один из очень многих, но немаловажный.

Но царица выглядит здесь грузной и тяжеловесной, ее лицо – одутловатым и в целом оно производит скорее отталкивающее впечатление (это лишь в незначительной степени было скорректировано живописцем на другом парадном портрете Екатерины). В 16-летнем возрасте был зачислен солдатом в лейбгвардии Преображенский полк. Художник почти не обращает внимания на детали одежды.

Владычица на алтаре сжигает маки в знак жертвования собственным покоем ради общего блага. На губах едва заметная полуулыбка. Но оба брата были вспыльчивого характера, вот таким образом дружба продлилась недолго. Екатерина факт рождения младенца тщательно скрывала, нещадно затягиваясь. На ее голове вместо императорской короны – лавровый венец. В 1760 году, по словесному приказанию Шувалова, Рокотов был зачислен в Академию художеств.

Все эти знания в скором будущем пригодились ей в качестве источника успешного правления. Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых) изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. Она, что называется, себе на уме – качество, угадываемое позднее и другими живописцами. Этот портрет интересен своим камерным, «домашним» характером и императрица смотрит на нем как-то грустно и даже несколько удивленно. На фоне заметен торговый флот – вестник процветания государства.

Хотя последний портрет не был закончен 5, он также был выкуплен и, среди прочих, находился в Воспитательном доме вплоть до революции. Он пишет обобщенно и легко, создавая прелестную гамму жемчужно-серых, перламутровых тонов. В начале выставки вы увидите обворожительные детские портреты. Наконец, та же Анна Розина де Гаск написала семейный портрет Петра и Екатерины с мальчиком-пажом (в этой манере был исполнен и их парный портрет Гроотом): здесь статичность образов наследника российского престола и его супруги придает картине выхолощенный характер. Парадные и не очень парадные, они должны были служить определенным целям. Эта «вечерняя» Екатерина Серебряного века завершает галерею ее художественных образов, созданных в старой России.

Федор Степанович 
Рокотов парадный 
портрет Екатерины

Федор Степанович Рокотов парадный портрет Екатерины

Земная судьба А. П. Портьеры торжественно-красного цвета указывают на особый статус модели. Очень милы портреты работы Георга Кристофа Гроота (1716–1749), представлявшего Екатерину в разной обстановке, в частности на охоте.

Другое дело, что далеко не всем она шла. В 1763 году был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. Растрелли. Его автор Михаил Микешин (1835–1896) уже один раз изобразил великую императрицу – на памятнике Тысячелетию России в Новгороде: там она, возлагающая лавровый венок на голову склонившегося перед ней Григория Потемкина, представлена среди многих выдающихся деятелей русской истории. Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его будущей жены перед свадьбой.

Ему этого и не дали сделать. Многочисленные портреты Эриксена отличают плоскостной характер и слабая выразительность. Данный портретный тип впоследствии был воспроизведен Иваном Аргуновым (1729–1802), учеником Ротари и Алексеем Антроповым (1716–1795) изобразившим Екатерину восседающей на троне, со скипетром и державой, в 1766 году.

И факт рождения Алексея таким образом был действительно скрыт. Вполоборота она повернулась к нам, оглядываясь на сопровождающего ее фаворита. С 1762 года, став адъюнктом, уже надзирал над занятиями других учеников. Автором одного из первых был француз Луи Каравак (1684–1754), получивший известность как придворный портретист еще при Петре I. За долгие годы в России он перерисовал практически всех членов императорской фамилии, не стала исключением и юная Екатерина Алексеевна, которую художник изобразил в излюбленной манере – словно окутанной легкой дымкой. Можно предположить, что это Павел, но на нем нет андреевских лент.

«Золотой век» екатерининской 
эпохи

«Золотой век» екатерининской эпохи

Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен»14. Маленький Павел Петрович приветлив и весел, взгляд его доверчив. В процессе работы он обращался к известным портретам этих деятелей, а его Екатерина словно бы сошла с парадного профильного полотна Федора Рокотова.

Впоследствии Рокотов создал и ее портрет со знаками ордена Святого Георгия. На полотнах же Пьетро деи Ротари (1707–1762) Екатерина, напротив, чрезвычайно неинтересна: это полная дама, умиротворенно и даже немного отрешенно взирающая на зрителя, хотя округлость лица делает ее образ довольно приятным. Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев»15. В 15-летнем возрасте поступил солдатом в лейбгвардии Семеновский полк. В застывшем образе императрицы тут совсем мало жизни.

Духовный мир ее богат и сложен. Императрица шествует, опираясь на трость, в сопровождении любимой левретки Земиры, сдержанно улыбается, что вызывает симпатию, возникающую во многом и благодаря окружающей ее прелестной неофициальной обстановке. Посмертная изобразительная слава Екатерины началась лишь в 1860-х. Впечатление от петербургского монумента, а в большей степени от самой личности царицы превосходно выразил замечательный поэт Алексей Апухтин в стихотворении «Недостроенный памятник». Везде императрица возвышается над зрителями и везде она не одна. Это полотно было создано в 1889-м к 125-летию академии. В первое десятилетие царствования Екатерины ее придворным художником был датчанин Вигилиус Эриксен (1722–1782).

Каноническим можно назвать портрет императрицы в профиль, созданный Федором Рокотовым (1735 (. ) –1808) вскоре после ее коронации, в 1763 году: именно этот ее образ является одним из наиболее известных. Майков наверняка вел беседы во время сеансов. Художники прославляли правление Екатерины Алексеевны, представляли ее мудрой и просвещенной монархиней, создавали желаемый образ. Это была эпоха столетия ее царствования.

Однако на написанном Торелли портрете в русском платье она кажется абсолютно серьезной (даже без улыбки) и производит скорее не слишком благоприятное впечатление. Более неестественное изображение и представить себе сложно. Из неопределенного дымчатого фона мягко выступает нежное, обаятельное лицо прекрасной молодой женщины.

Конец 1780-х в портретной галерее Екатерины представлен ее портретом в дорожном костюме кисти бывшего крепостного, художника Михаила Шибанова (биографические сведения о нем крайне скудны), написанным во время ее знаменитого путешествия в Крым (1787). Императрица как бы устремлена в будущее, к планам и преобразованиям. Здесь художник представил зрителям не только саму императрицу, но и большое число придворных, видных деятелей культуры и искусства эпохи ее правления (Панина, Разумовского, Дашкову, Бецкого, Сумарокова и многих других). В 1759 году переведен в артиллерию адъютантом графа Шувалова П. И.

Именно это приятное впечатление послужило Пушкину основой для создания известного эпизода повести «Капитанская дочка» (поэт был знаком с портретом по гравюре Николая Уткина, очень популярной в его время). При создании двух самых знаменитых образов императрицы на страницах художественных произведений – в «Капитанской дочке» и «Ночи перед Рождеством» – Пушкин и Гоголь используют даже одинаковые слова: у русской царицы голубые глаза и легкая улыбка, так умевшая покорять все вокруг. На них великая княгиня всегда улыбается, а лицо ее несколько заострено. Тонкие сжатые губы усиливают это впечатление. Вечерами восторженный поэт читал ей посвященные стихи.

Судьба Струйской была не очень удачной. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шёлковых платьев игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа18. Её всю жизнь согревал пламень любви и поэтического вдохновения мужа.

Высшее достижение в области парадного портрета

На экслибрисе, выполненном Анной Остроумовой-Лебедевой (1871–1955) для Сергея Казнакова, Екатерина (угадывается лишь ее силуэт) изображена с одним из своих фаворитов лунной ночью в Камероновой галерее Царскосельского парка. Жил в Москве на Пречистенской улице. Александру окружала атмосфера поэзии и красоты. В нём чувствуется деликатная тонкость, доброта и жажда привязанности. Именно он наряду с итальянцем Стефано Торелли (1712–1780) создавал официальный, канонический образ императрицы.

А вот об Алексее она сильно заботилась, ведь это был ребенок от любимого человека. Обе эти работы не понравились стареющей монархине. Здесь молодожены построили роскошный дом-дворец по проекту самого Ф. Б. А уж пленять сердца Екатерина умела виртуозно.

У Рокотова Екатерина II — владычица империи и женщина в расцвете лет. Принцесса Фике (таково было ее домашнее прозвище) смотрит на зрителя внимательно и в то же время как бы высокомерно. Улыбка Екатерины – это нечто большее, чем просто улыбка согласно портретной традиции.

Золотой век екатерининской 
эпохи

Золотой век екатерининской эпохи

Струйской была не менее счастлива, чем судьба её портрета.

Екатерина предстает здесь не в одеяниях античной богини – покровительницы наук и искусств, а в классицистическом образе триумфатора, законодательницы и радетельницы о благе подданных. На картине известного исторического живописца Валерия Якоби (1833–1902) показана церемония инаугурации Академии художеств в 1765 году. Без сомнения, самым знаменитым произведением русской исторической живописи, где образ Екатерины не просто присутствует, а играет одну из главных ролей, является картина Николая Ге (1831–1894) «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874).

Женские портреты, как правило, овальной формы. При всей их официальности портреты Левицкого (а существует несколько их вариантов и повторений) отличает создание образа мягкой, милостивой, ободряющей окружающих и в то же время уверенной в себе царицы и, кстати, улыбка, которую столь блистательно умел передать этот художник играет тут очень важную роль. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»9. Потом он жил в Ревеле.

  • Описание картины «Портрет Екатерины »
  • Портрет Екатерины (1763 год), Фёдор Степанович Рокотов
  • Портрет Екатерины, Федор Степанович Рокотов, 1780-е
  • Федор Степанович Рокотов Портрет Екатерины

Начало XX века принесло интерес к частной жизни императрицы. Депутат от Вяземского уезда Смоленской губернии в комиссии по составлению проекта нового Уложения. Алексей только в 19 лет узнал, кто его родители. Наконец, в последние годы жизни Екатерину запечатлели Иоганн Баптист Лампи Старший (1751–1830) и Владимир Боровиковский (1757–1825), хотя у последнего есть и более ранний парадный портрет императрицы. Несчастный Павел ничего из им задуманного осуществить уже не мог.