Портрет Из Фруктов И Овощей
Портреты Арчимбольдо из реальных овощей и фруктов
Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. Несмотря на то, что очень немногие произведения Арчимбольдо доступны на арт-рынке их аукционная стоимость находится в диапазоне 5—10 миллионов долларов.
Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Существует версия, что росписи в церкви св.
Необычные портреты из овощей и фруктов от Анны Токарской (8 фото)
А каково качество исполнения — настолько мастерски выписаны эти портреты натюрморты, в духе лучших мастеров эпохи Возрождения. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15.
Публиковались и другие работы20. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. В расходной книге собора Комо сохранился счёт 1558 года в 119 лир, выданных Д. Арчимбольдо за эскиз гобелена.
15 малоизвестных фактов об удивительных портретах Джузеппе Арчимбольдо
Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4.
Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Согласно сведениям, записанным при жизни биографом художника — иезуитом Паоло Мориджиа, род восходил ещё ко временам Карла Великого, тогда же его представители перебрались в Италию. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6.
Портреты из фруктов, цветов и овощей от Клауса Энрике Джерджеса
Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. В третьем акте рыцари выходили за барьер и атаковали друг друга самым разнообразным оружием. Дата рождения художника неизвестна. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. В ноябре 1586 года он был удостоен пожалования в 1500 флоринов, что составляло его четырёхкратный годовой оклад30.
Затем имя Арчимбольдо пропадает из анналов истории и всплывает только в 1562 году в Праге, где художник прочно обосновался и находился 26 лет в качестве придворного портретиста Фердинанда I (король Богемии и император Священной Римской империи в 1558-1564 годах), затем Максимилиана II (император в 1564-1576 годах), а затем служил его преемнику – Рудольфу II. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. На родину Арчимбольдо вернулся в возрасте шестидесяти лет довольно известным художником. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года».
известная картина, на которой изображен мужчина из фруктов и овощей
Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. Такого рода представления являлись и элементом имперской пропаганды, демонстрируя прочность положения государства и величие монархии. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку.
Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Вообще художнику очень повезло с покровителями. Начиная с 1562 года жизнь и творческая биография Арчимбольдо достаточно хорошо документированы, особенно благодаря венским Архиву австрийских исторических документов и императорскому архиву. Помимо исполнения обязанностей придворного живописца и декоратора, курировал приобретение предметов искусства, занимался организацией праздников и вёл инженерные работы. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины.
Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Вариантов «Времен года» было несколько.
Свежие лица: художник создает портреты, объединяя творчество с овощами и фруктами
Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц.
Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке.
Книга: «Портреты из фруктов и овощей»
Именно благодаря Рудольфу, в Праге была основана кунсткамера — собрание разнообразной экзотики, начиная с живописи и кончая зверинцем. По мнению Хоке, в эпоху Ренессанса художник должен был являться в первую очередь талантливым ремесленником, умело имитирующим природу, поскольку понятие прекрасного основывалось на её изучении. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.
По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы.
Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Крупнейшая энциклопедическая выставка наследия Арчимбольдо, на которой было представлено около 150 его работ, включая графику, была проведена в Вене в 2008 году41.
Император продолжал выказывать художнику своё благоволение: в 1580 году пожаловал Арчимбольдо и его сыну Бенедетто дворянство с правом иметь собственный герб. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253.
Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. К сожалению, документальных свидетельство его жизни сохранилось крайне мало. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма.
Портреты из овощей, фруктов и цветов
На воинственное начало указывают и пушки. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Даже оторопь берет.
В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. Далее кафедра переходила к прочим представителям рода, в частности, в 1550—1555 годах миланским архиепископом был Джананьело Арчимбольдо — потомок внучатого племянника Гвидо23.
По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости.
Знаменитые портреты из овощей и фруктов стали трехмерными
В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Или при создании собора в Комо – там художником были созданы эскизы для нескольких ковров.
Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28.
Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико.