Портрет Кустодиева
Этот портрет был заказан Кустодиеву для Третьяковской галереи. Борис Кустодиев вошел в историю русского искусства в первую очередь как очень талантливый портретист. «похожий портрет, — утверждал Кустодиев, — это такой портрет, который внутренно похож, который дает представление о душевной сути данного человека. В 1901 году Репин пишет огромное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» и к написанию картины привлекает своего лучшего ученика Кустодиева – Борис Михайлович написал 27 портретов для этого полотна. Картина художника Бориса Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина» была создана в 1921 году в Петрограде— так назывался город в течение 18 августа 1914 —26 января 1924, до того носивший название Санкт-Петербург, а после того Ленинград, потом снова Санкт-Петербург.
Осенью 1921 г. П. Капица появился в мастерскойБориса Кустодиеваи спросил его, почему он рисует портреты знаменитостей и почему бы художнику не нарисовать тех, кто станет известными. Ранние портреты Кустодиева выполнены в классической манере письма, а позже появляются те краски, что характерны для лубка и для дальнейшей линии творчества художника. Кустодиева позволил увидеть отчётливое желание мастера обогатить портретный жанр использованием приёмов импрессионизма и модерна в том, что касается манеры письма и построения композиции. Кустодиев с воодушевлением работал в самых разных жанрах и видах изобразительного искусства: писал портреты, бытовые сцены, пейзажи, натюрморты.
Мастерски совмещает Кустодиев изображение интерьера и портрет в работе «Монахиня» (1908 г. ), в которой изображена игуменья Староладожского монастыря Олимпиада. Осенью 1921 г. П. Капица появился в мастерской Бориса Кустодиева и спросил его, почему он рисует портреты знаменитостей и почему бы художнику не нарисовать тех, кто станет известными. Этот портрет идейно напоминает портрет Николая II: поэт сидит на фоне горного пейзажа, как вид Коктебеля, где Волошин жил затворником с 1916 г. Б. Кустодиев Портрет Петра Леонидовича Капицы и Николая Семёнова. Такое сочетание реалистических и импрессионистических приёмов с композиционными принципами модерна станет характерной особенностью многих портретов Кустодиева.
27 портретов были написаны по эскизам Кустодиева, под руководством Репина начинающий художник написал треть всего полотна. Ещё в молодые годы Борис Кустодиев прославился, как талантливый портретист. Кроме вышеупомянутой «Купчихи за чаем», наибольшую популярность получили следующие портреты Кустодиева: портрет Федора Шаляпина, написанный в 1921 году, портрет Максимилиана Волошина (1924), картина «Большевик» (1920), работа «Русская Венера» (1925), картина «Ярмарка в Саратове». Параллельно с этой работой Кустодиев создает портреты своих современников, духовно близких ему людей.
Волошина Кустодиев изображает с книгой стихов в руках, что ставит эту работу в ряд с другими картинами, рассказывающими об увлечениях и деятельности людей изображённых на портретах. Б. кустодиев получил предложение этой галереи создать свой портрет (до этого в галерее были портреты только двух русских художников: О. Кипренского и И. Айвазовского). Обратив внимание на успехи своего ученика, Репин приглашает Кустодиева участвовать в работе над большим групповым портретом-картиной "Торжественное заседание Государственного Совета".
Коллекция портретов кисти Кустодиева
Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны. Созданные мастером как часть хроники его семейной жизни холсты Утро (1904), Сирень (1906), Портрет Ю. Е. Кустодиевой с дочерью Ириной (1908) постигла завидная судьба – картины постепенно стали элементом национальной памяти русских людей, а изображенные в них конкретные люди воспринимаются как обобщенные образы детства и счастливого материнства. Это всевозможные решета с фруктами и овощами ("Купчиха"), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки ("Купчиха за чаем"), ожерелья, кольца и шелк ("Купчиха с зеркалом").
С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное». Личность певца, его внутренний и внешний облик, притягивали к себе его современников, выражавших впечатления в своих лучших работах — в мемуарной и художественной литературе, скульптуре, графике, живописи. Но и среди них выделяется портрет Грабаря.
Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен». Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета. Будто впервые. – Так как это обнаженная натура.
Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста». Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Живописал тихую жизнь провинции в Голубом домике, Осени, Троицыном дне (все 1920). В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23. И. Е.
В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь.
Мотив автопортрета в санях в 1918 году был переработан в композицию Автопортрета с женой (в санях), ныне существующую в нескольких вариантах. Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург). Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года.
Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. Грабаря (1916).
Детский и семейный портрет Бориса Кустодиева
Об этом говорит праздничный фон народных гуляний, в круговороте веселья которого Шаляпин, артист яркой и темпераментной натуры, чувствует себя будто в родной стихии, стихии русского народа. Добужинского (1913), И. Я. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции. Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем Блоха.
Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. С 1907 года — член Союза русских художников. Силуэт элегантной и по-превосходному пластичной фигуры предельно обобщён, сама она изображена в фас в три четверти во весь рост, а голова повёрнута влево, чуть ли не в профиль5362324445463339474849.
- Лучшие картины русского художника Бориса Кустодиева
- Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927)
- Художник Кустодиев – биография и описание картин
- Юлия Прошинская – муза Бориса Кустодиева: История любви-история борьбы
- Кустодиев Борис МихайловичКартины и биография
- Муки и радости Бориса Кустодиева – художника, который писал жизнеутверждающие полотна прикованный к кровати
В картинах Купчиха за чаем (1918), Купчиха с зеркалом (1920), Русская Венера (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней Купчихе. Ему нужна была обнаженная натура. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. То есть, вся картина наполнена красивыми вещами. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме. Уменьшенный портрет неоднократно представлял творчество Кустодиева на художественных выставках в Швеции, Канаде и Америке1478.
Вспомним, что в отечественном искусстве начала XX века этой теме внимание уделяли В. А. Серов, Л. О. Пастернак, Л. С. Бакст, С. В. Малютин, П. П. Трубецкой, создавшие портреты с сильным жанровым элементом, а Пастернак – еще и бессюжетные жанры, фиксирующие интимные состояния (сцены материнства с мотивами кормления, укачивания ребенка), музицирования, приготовления уроков. Шумно выдохнул – белый пар остановился в холодном воздухе – в доме не топили, не было дров. Какова шуба на нем.
- Кустодиев: самые яркие картины написал в инвалидном кресле
- Русское искуство: Кустодиев Борис Михайлович
- Художник Борис Кустодиев: основные вехи творческой биографии
- Борис Кустодиев – биография, фото, картины, личная жизнь художника
- Пышнотелые красавицы Бориса Кустодиева
- Смотреть галерею Смотреть галерею Кустодиева Бориса Михайловича
Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Вот насколько мы уголок можем видеть.
Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной». Чертовски трудно. В характерах своих героев художник подчеркивает непосредственность и прямодушие. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца.
Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Но и среди них выделяется портрет Грабаря. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.
- Портрет в творчестве Кустодиева
- Литературно-исторические заметки юного техника
- Портрет Шаляпина (картина Кустодиева)
- «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев»
- О жизни и творчестве выдающихся художников
Комнат пять, все они располагались анфиладой. И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость. В эту картину, как и во многие подобные свои произведения, Кустодиев вводит сочно написанный натюрморт. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века.
Именно тогда, видимо, Кустодиев рассказал Шаляпину о своём желании написать его портрет, но певец сослался на нехватку времени для позирования, в то же время заручившись согласием художника создать портрет своей жены — Марии Валентиновны Шаляпиной. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Сам он с трудом верил в благополучное завершение работы над портретом и даже не представлял своей профессиональной удачи, впоследствии поражавшей многих живописцев благодаря виртуозному мастерству и изумительному расчёту Кустодиева.
- Картины Бориса Михайловича Кустодиева
- Все Картины Борис Кустодиев по алфавиту
- Сайт о жизни и творчестве художника
- Семья художника в живописных образах
- Самое интересное в виде мозаики
- Весь организм его, кроме мозга, сердца и рук, был поражен
- Книги, графика, плакат, календари, декорации
- Астраханское детство Бориса Кустодиева
Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Это были живые типы Островского. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции.
Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). Рериха (1913), М. В.
- Борис Кустодиев: краткая биография, этапы творческого возмужания
- Портреты Кустодиева: особенность жанра
- Иллюстрации к литературным произведениям и театральные работы
- Молодая купчиха в клетчатом платочке, 1919
- Борис Кустодиев: мир на колесах
Билибина (1914), Е. Е. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции -- сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна.
Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах Балаганы (1918), Масленица (1919), Зима. К тому времени отец Бориса уже умер, а своих средств на учебу у Кустодиевых не было, ему оказал помощь дядя, брат отца. Выполнил серию из 20 акварелей Русские типы (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии Автобиографические рисунки (1923). В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург).
- Настоящий мастер – художник Борис Михайлович Кустодие
- Словари и энциклопедии на Академике
- Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде
– Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. Сбитое одеяло, в таком атласном простеганном чехле с кружевами, пышные расшитые подушки. В окончательном варианте он изображен в повороте три четверти идущим вдоль перил террасы, на фоне освещенной зимним солнцем громады лавры, суетливой современной жизни у ее стен и деревьев, покрытых инеем. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Саутин: "Кустодиев – художник разностороннего таланта. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным.
Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Его отец, Михаил Лукич Кустодиев, преподававший в астраханской женской гимназии и в семинарии русский язык, литературу, логику, умер, когда мальчику не исполнилось и двух лет.
И все последние 15 лет своей жизни прикованный к инвалидному креслу художник дарит людям свои искрящиеся светом и разноцветными красками картины. Он выработал свою оригинальную художественную систему, сумел почувствовать и воплотить самобытные черты русской жизни".
А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Так, Александр Головин писал Шаляпина в ролях, а Валентин Серов, Леонид Пастернак, Илья Репин и Константин Коровин — в жизни. 1904-1910 годы были посвящены выработке индивидуального стиля. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Лансере (1915), И. Э.
Добужинского (1913), И. Я. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики.
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии.
Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. Кустодиев.
На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача». Там, не имея возможности работать, он все же фиксировал посещавшие его видения будущих картин. Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.
В 1913-1916 годах он работает над групповым портретом художников объединения «Мир искусства». Я. Билибин, 1901). Отца своего он почти совсем не помнил. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские.
«Портрет Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича, Самодержца Всероссийского» (1915). Только щеки да нос краснеют». Искусство требует всей жизни. В написанных во Франции воспоминаниях Шаляпин уделил художнику несколько проникновенных страниц.
Любовь к ней отражается в каждой работе. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. "Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А.
В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». Парадокс. В то же время Кустодиев создает ряд портретов. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах.
Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет». Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась).
Я. Билибин, 1901). Впоследствии Шаляпин собирался написать третью книгу, на этот раз о целиком театре, но не успел — он скончался в 1938 году8.
Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Высота комнат необычайная. Несмотря на это, последние годы жизни художника оказалось необычайно продуктивными.
По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. «Это было так ярко, так точно, что моя роль в качестве режиссёра, принимающего эскизы, свелась к нулю— мне нечего было исправлять или отвергать.
Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Вот кого рисовать-то. Болезнь прогрессировала.
Позади самодержца художник изображает сердце его империи – Кремль, показанный так, что узнаваемы все здания, но они трактованы лаконично, чтобы быть не просто изображением, а знаком. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. Таковы они в полной очарования и изящества пастели Дети в маскарадных костюмах, в скульптуре Дети (обе – 1909), в других картинах и рисунках.
Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился». Эскиз Автопортрет (в шубе) запечатлел художника в пышной шапке и теплой шубе у прилавка с разноцветными игрушками и шкатулками, на фоне заснеженных церквей и башен Троице-Сергиевой лавры.
Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи". Затащил мужика с базара — и писал при народе. Вместе с семьей отправляется в Париж. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.
За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. 3. Е. Серебрякова, в 1910-1920-х часто изображавшая детей, предпочитала чистый портрет, нагую натуру, чистый жанр (преимущественно тихие игры). Самый ранний Семейный портрет (1904) он уничтожил, сохранив только группу жены и Кирилла. В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Зашел с мороза прямо в шубе.
Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». И еще: мы видим самый краешек туалетного столика.
Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей. Грабаря (1916). Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947. Кроме того, творческая деятельность Б. Кустодиева связана с участием во влиятельных художественных объединениях тех лет: в 1904-1906 годах он был членом-учредителем «Нового общества художников», с 1906 по 1910 — участником выставок Союза русских художников, а конце 1910 года вступил в общество «Мир искусства». Билибина (1914), Е. Е.
Лишь однажды, в холсте На охоте (1905) им была сделана попытка изобразить себя в рост на фоне полей, с собакой у ног, возможно навеянная старинными портретами, но через какое-то время холст был урезан до поясного. Рериха (1913), М. В. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции.
Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол». В сидящей на балконе за столом, уставленным яствами, дебелой, необъятной толщины русской красавице, образ купчихи приобретает подлинно символическое звучание. Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца.
Поступил в студию Рене Менара. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха».
работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Возможно. А Кустодиев пытается привнести вот такую свежую струю аппетитного изобильного тела. Кустодиев, будучи малоподвижным человеком, с готовностью и без колебаний согласился на предложение Шаляпина о создании декораций1718. В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приезжает в Париж. Особенно впечатляющими были его декорации и эскизы костюмов к пьесам Островского, рассказывающим о мире, который был так хорошо знаком художнику.
Распахнутую полу шубы с выбившимся и развевающимся на ветру шарфом Шаляпин придерживает своей правой рукой, холёной и зависшей в манерном жесте с отставленным мизинцем, на котором словно напоказ выставлен великолепный перстень с драгоценным камнем. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. А вот что пишет Н. А.
Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Уменьшенный портрет хранится в Русском музее, куда был передан в 1927 году из Государственной Третьяковской галереи. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16.
В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Кустодиев создает ряд портретов. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77.
Блестяще окончив Академию, он получает право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях.
Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина. Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок.
Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. На пальце— перстень. И еще будучи студентом, Кустодиев выполнил ряд первоклассных портретов – Д. Л. Мордовцева, Д. С. Стеллецкого, И. Я. Билибина (все 1901), В. В. Матэ (1902). Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.
Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе». А шуба. Лечение не помогло и Борис Михайлович вернулся на родину. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете.
Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Впоследствии Шаляпин пригласил Кустодиева к совместной работе над постановкой оперы «Вражья сила» в Мариинском театре в качестве художника по декорациям и костюмам.
В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к.
Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. К этому времени мастер уже создал еще один автопортрет с женой – холст Прогулка верхом (1915).
С 1911 года — член возобновившегося «Мира искусства». Несмотря на это, художник продолжал с увлечением работать. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника.
Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Мастер реализма, мастер портретной классической живописи. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749.
Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию.
Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Некоторое время спустя наставником Бориса стал знаменитый мастер кисти Илья Репин, высоко оценивший дарование молодого художника и пригласивший его принять участие в совместном написании группового портрета «Торжественное заседание Государственного Совета».
Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Почему уговаривает.
«Это было так ярко, так точно, что моя роль в качестве режиссёра, принимающего эскизы, свелась к нулю — мне нечего было исправлять или отвергать. М. Г. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века.
Исключением не стал и Кустодиев, внесший свой вклад в целую галерею шаляпинских портретов22122. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека.
Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. После смерти отца (1879) юный Борис учился в духовном училище и семинарии (кстати, все четверо детей рано умершего Михаила Лукича Кустодиева и ставшей молодой вдовой Екатерины Прохоровны учились на казенный счет).
Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. В 1905—1907 гг. Борис Кустодиев во многих своих лучших полотнах сумел показать такую иллюзию. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф.
После поездок по России появляются портеты людей из мира религии. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург).
Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. В 1916 году наступил полный паралич ног. А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. Кустодиев не смог её посетить и довольствовался отзывами знакомых, которые не всегда оказывались объективными, как в случае Кузьмы Петрова-Водкина, посетившего художника в те дни. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34.
Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена). С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти.
Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации).
Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Масленичное гулянье (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье.
Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. К лучшему из них принадлежат графический портрет Ирины (1919) и полотно Портрет К. Б. Кустодиева (1922).
Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». И. Шаляпин».
Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок, – считает И. Лапина. Исключением не стал и Кустодиев, внесший свой вклад в целую галерею шаляпинских портретов. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.
За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Узкий круг их интересов определен той обстановкой, в которой они живут. Мы жили на третьем этаже. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения.
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа.
Полученное художником в 1910 году предложение Министерства искусств Италии написать работу для собрания автопортретов галереи Уффици во Флоренции послужило поводом для создания концептуальной картины. Уменьшенный портрет неоднократно представлял творчество Кустодиева на художественных выставках в Швеции, Канаде и Америке. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63.
На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251. Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.
На руках у Марины обезьянка. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро».
Литографские иллюстрации в сборнике Шесть стихотворений Некрасова (1922), рисунки к повестям Николая Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала Блоха Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром.
Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—20 гг. На руках у Марины обезьянка. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Он напряжен и пытлив, направлен прямо на зрителя, благодаря чему создаётся ощущение непосредственного контакта модели со зрителем.
Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища». И он рисовал, рисовал много. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. И пышная постель, которая тоже во многом отвечает, наверное, этим формам. Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир.
Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Живописные автопортреты им созданы в ранние годы, позже, в отличие от А. Я. Головина, например, он обходился только графическими, а если писал себя маслом, то – в групповых портретах (Мир искусства, В Тереме). Лансере (1915), И. Э. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65.
Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. То есть, красавица, она перекликается с его вообще интересами живописи – с таким вот изобильным благополучием. На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли.
Шаляпин был очень доволен портретом, ценил его особенно и чрезвычайно высоко, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух». Мне кажется, что в этом он был похож на А. П.
" Спустя десятилетия эти впечатления материализуются на картинах Кустодиева. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался.
Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии. Нестеров. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14.
Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. И в 14-м году, оформляя спектакль «Смерть Пазухина», Кустодиев знакомится с этой обаятельной молодой женщиной и уговаривает ее позировать для карандашного наброска.
Вот она – юная и стеснительная невеста (1901), молодая жена, хрупкая и чуть болезненная (1903), счастливая мать первенца Кирилла (1904), она с недавно родившейся, нарядной, как невеста, Ириной на руках (1906), опять с Ириной двумя годами позже в интерьере квартиры на Мясной (1908), в расцвете сил и женской красоты на фоне окна в имении Терем Костромской губернии (1915), парадный портрет женщины, усталой от тягот жизни, в уютной квартире на Введенской (1920) изображение деловой и энергичной, закаленной в сражениях за жизнь женщины 1920-х годов (1926). Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание". Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи.
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников.
К этому времени у них уже родился сын. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана». Терем (1910) с фигурами жены и детей. Как бы размагниченный, сделанный непослушной рукой, он мог появиться во время лечения Кустодиева в Лейзене. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов.
Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918). Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. К 1912 году замысел портрета уточнился.
Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература». М. Г. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Обращенное к зрителю лицо художника несет печать недавней болезни и физических страданий.
Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе». Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к.
Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева.