Портрет Менделеева Репин
Картина Ильи Репина Портрет Д. И. Менделеева в мантии профессора Эдинбургского университета: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Купить картину или постер "Портрет Д. И. Менделеева в мантии профессора", художника Ильи Репина вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. «портрет Менделеева» — один из многих портретов, написанных Репиным, содержащий все свойственные подобным его работам черты.
Русский мир в портретах работы Ильи Репина
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. – Конечно, братцы, талан. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник.
И, к тому же, обладала наименьшим объемом. Крестьяне поражались, какой там вырастал хороший хлеб. Не вдаваясь в характеристику каждой из работ, следует только сказать, что они либо касаются отдельных сторон репинского творчества, либо затрагивают относительно частные вопросы, либо же содержат популярный очерк жизни и творчества художника. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. И.
- Описание картины Ильи Репина «Портрет Дмитрия Менделеева»
- Портрет Менделеева в мантии профессора
- Портрет Дмитрия Ивановича Менделеева (в мантии доктора Эдинбургского университета)
- Описание картины Ивана Репина «Портрет Дмитрия Менделеева»
Художник, который своим кредо считал «ничего не изображать иначе, как только в натуре», тем не менее взялся за портрет. Держа ее, ученый как бы изображен в процессе своей работы. К дубу приходили крестьяне и, задрав голову, спрашивали у Менделеева, какая завтра будет погода – тот смотрел на барометр и пророчествовал.
Это впечатление усиливает раскрытая книга, которая в руках у Менделеева. Если критические статьи, обзоры выставок или статьи, посвященные отдельным произведениям художника, появлялись в печати достаточно часто, то обобщающих монографий, за исключением работы С. Эрнста изобиловавшей неопубликованными ранее материалами и просмотренной и исправленной самим Ильей Ефимовичем, назвать трудно. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Больше к воздухоплаванию Менделеев не возвращался. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
- Последовательность не содержит соответствующий элемент
- Удивительная живопись Ильи Репина
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Тогда лауреатом стал немецкий химик-органик Адольф Байер. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Корявые, как сам – говорил он сам о своих лекциях.
Однажды кто-то подсчитал: только 9 процентов трудов Менделеева посвящено чистой химии. Однако и работа Эрнста остается в рамках биографического очерка, лишь в общих чертах намечая историю творчества и мало места уделяя анализу отдельных вещей и тем менее касаясь общей проблематики творчества передвижников. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и абсолютной искренностью»150. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Вопреки ожиданиям, затмение Менделеева не увлекло. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». В остальном Менделеев мог все. С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926). Это мне имя. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Он подцепил ее в Гейдельберге, куда ездил стажироваться в лаборатории химика Бунзена. Она же оказалась и самой щадящей для желудка. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Гениальный ученый влюбился буйно в хорошенькую женственную и пустую шведку. У дверей его лаборатории выстроились толпы. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Погодин был наставником Афанасия Фета и готовил его к поступлению в Московский университет, помогал Николаю Гоголю с редактурой «Тараса Бульбы», когда писатель гостил в его доме на Девичьем поле. Захочу и уйду. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Старший сын Владимир был морским офицером. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Илья Репин является неотъемлемой частью этого искусства.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Л. Н. Толстого». Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Главный механик Санкт-Петербургской Академии наук был поистине выдающимся человеком. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Произведя на свет троих детей (старшая – Мария – умерла в младенчестве), Феозва Никитична совсем расхворалась, рано поседела и расплылась. Он выпускал альманах «Урания», в котором печатались Александр Пушкин, Евгений Боратынский и Дмитрий Веневитинов, а также журнал «Москвитянин», который публиковал фрагменты из гоголевского «Ревизора». По прошествии многих лет ученый помер. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. – Женившись во второй раз при живой жене, он лишился права бывать в приличном обществе. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Она и картины мажет и с Репиным дружит. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Что же касается остального, то в некоторой степени правы были оба купца.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Он ушел через четыре года и за этот срок изобрел бездымный порох. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Одевался Менделеев, действительно, странно. Полет продолжался три часа. Именно эта работа породила легенду, согласно которой он «принимал участие в разработке производства водки».
(тогда-то по городу и поползли дикие слухи – начиная с того, что Менделеев спился в своей лаборатории, кончая тем, что он заработал миллионы на подделке французских вин для Елисеева). Одним из первых в России он поднимался на водородом шаре в августе 1887 года, в день полного солнечного затмения, какие случаются лишь раз в несколько столетий. И, надо сказать, небезосновательно. Погодин был наставником Афанасия Фета и готовил его к поступлению в Московский университет, помогал Николаю Гоголю с редактурой «Тараса Бульбы», когда писатель гостил в его доме на Девичьем поле. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. По прошествии многих лет ученый помер. Но, по мнению знатоков, Менделеев играл не сильно: нервничал, горячился, брал назад ходы. В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Тридцать тысяч – это кабала, а две тысячи – тьфу. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Еще один портрет, который писался без натуры, — картина Алексея Венецианова.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Предположительно, это было сделано в честь его крестного отца, помещика Менделеева.
Грабарь широко использует эту переписку. Если б не деньги, которых нет, женился бы на ней. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Ясно, что домашним тоже доставалось. Главное лицо литературной Москвы на протяжении полувека — так говорили современники о Михаиле Погодине, писателе издателе, участнике философского кружка «Общество любомудрия».
Умение найти и отобрать огромный материал первоисточников, раскрыть внутреннюю взаимосвязь основных событий в жизни художника с кульминационными моментами творческой истории каждого из его произведений, установить периодизацию творчества мастера, воссоздать ту среду, в которой жил и творил художник — все это сделало труд Грабаря основополагающим в изучении репинского наследия и непревзойденным среди всей литературы об Илье Ефимовиче. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Фамилию Иван поменял в детстве, будучи учащимся Тверской семинарии. В Боблове рос исполинский, раскидистый дуб с огромным дуплом метрах в двух от земли.
Он подцепил ее в Гейдельберге, куда ездил стажироваться в лаборатории химика Бунзена. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Это говорит о недюжинном уме и разностороннем таланте, которыми в жизни обладал Менделеев.
Грабарь широко использует эту переписку. К слову, открытие периодического закона произошло в феврале 1869 года. В такие минуты Феозва Никитична закусывала губу, рыдала: Мучитель. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
В остальном Менделеев мог все. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Для начала добился девяностошестиградусной чистоты спирта. Он ушел через четыре года и за этот срок изобрел бездымный порох.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. – ликовал Дмитрий Иванович. Жена его (до свадьбы и в медовые месяцы влюбленная, во время замужества ненавидевшая) чтит его память свято Ей оправдание, конечно, есть: она не призвана, она пустая бабенка, хотя и не без характера, ей не по силам ни гениальный муж, ни четверо детей из которых каждый по-своему незауряден. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. В частности, он утверждает, что «диссертация была посвящена изучению удельных весов спиртоводных растворов в зависимости от концентрации последних и температуры, а самого Менделеева интересовали в первую очередь совсем другие области концентраций, выше 40 по весу».
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Главное лицо литературной Москвы на протяжении полувека — так говорили современники о Михаиле Погодине, писателе издателе, участнике философского кружка «Общество любомудрия». Такие правильности вы найдете и между числами биржевого листка.
Он как бы в центре картины, что еще больше подчеркивает величие его личности. Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое». На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. И Митя имел неосторожность написать старшей сестре Ольге: Милая, право, эта Физа. 4. Нет, не создан был Дмитрий Иванович для семейной жизни. Все оправдалось. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л.
Именно тогда художник создал портрет астронома Отто Струве. Жена его (до свадьбы и в медовые месяцы влюбленная, во время замужества ненавидевшая) чтит его память свято Ей оправдание, конечно, есть: она не призвана, она пустая бабенка, хотя и не без характера, ей не по силам ни гениальный муж, ни четверо детей из которых каждый по-своему незауряден. 7. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Непокорный учительДмитрий Менделеев имел впечатляющий педагогический опыт. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Судебные экспертизы, сыроварение, разоблачение спиритизма, разработка таможенного тарифа изобретение пульсирующего насоса, усовершенствование керосиновых ламп, проектирование ледокола, модернизация русской метрической системы и даже промышленный шпионаж (путешествуя по Америке, Менделеев по заказу русских нефтяников вызнавал секреты местной перегонки нефти). Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Они еще до свадьбы оба догадывались, что из их брака не выйдет ничего хорошего. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». – Женившись во второй раз при живой жене, он лишился права бывать в приличном обществе. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Талан у тебя, барин, али случай. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Такие правильности вы найдете и между числами биржевого листка. Тем не менее в течение 17 лет он отправлял бывшей любовнице алименты. Император ответил: Это верно, у Менделеева две жены, но Менделеев-то у меня один. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Этот полет был отмечен медалью французской Академии аэростатической метеорологии. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Тридцать тысяч – это кабала, а две тысячи – тьфу.
Менделеев и правда не любил заниматься чем-либо дольше нескольких лет. Еще одну работу Кулибина знают все, кто хотя бы однажды побывал в Эрмитаже: знаменитые часы «Павлин» английского мастера Джеймса Кокса прибыли в Россию в разобранном виде, а Кулибин собрал их. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. И жалел лишь об одном – что мать никогда не узнает о его триумфе.
Уже был назначен день свадьбы и вот накануне Софья призналась отцу, что во время венчания скажет «нет» жениху. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. И, к тому же, обладала наименьшим объемом. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Если б не деньги, которых нет, женился бы на ней. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Менделеев и опомниться не успел, как сделался женихом. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Император ответил: Это верно, у Менделеева две жены, но Менделеев-то у меня один. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. И, хоть сам пил мало, бывало, угощал жителей Петербурга водкой. Талан у тебя, барин, али случай. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Тот предупредил Менделеева и свадьба не состоялась. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». 3.
Так ученым было предсказано существование «экаалюминия» (галлий), «экабора» (скандий), «экасилиция» (германий) и других элементов. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. В Боблове рос исполинский, раскидистый дуб с огромным дуплом метрах в двух от земли.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». (тогда-то по городу и поползли дикие слухи – начиная с того, что Менделеев спился в своей лаборатории, кончая тем, что он заработал миллионы на подделке французских вин для Елисеева). Самый известный портрет Михаила Ломоносова и единственный созданный при его жизни был написан австрийским художником Георгом Каспаром Иосифом фон Преннером.
Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Еще один портрет, который писался без натуры, — картина Алексея Венецианова. Это говорит о недюжинном уме и разностороннем таланте, которыми в жизни обладал Менделеев. Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались. Еще одну работу Кулибина знают все, кто хотя бы однажды побывал в Эрмитаже: знаменитые часы «Павлин» английского мастера Джеймса Кокса прибыли в Россию в разобранном виде, а Кулибин собрал их.
– ликовал Дмитрий Иванович. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Наиболее плодотворным в его творчестве считается период 1880-х годов.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Но, по мнению знатоков, Менделеев играл не сильно: нервничал, горячился, брал назад ходы. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Затем принялся смешивать его с водой в разных пропорциях. Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). Жил в Италии и Франции (1873—1876). В своей книге «Национальная легенда: был ли Менделеев создателем русской «монопольной» водки» доктор химических наук и директор музея-архива Д. И. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Судебные экспертизы, сыроварение, разоблачение спиритизма, разработка таможенного тарифа изобретение пульсирующего насоса, усовершенствование керосиновых ламп, проектирование ледокола, модернизация русской метрической системы и даже промышленный шпионаж (путешествуя по Америке, Менделеев по заказу русских нефтяников вызнавал секреты местной перегонки нефти). Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Например, Екатерине II на Пасху 1769 года он преподнес чудесные часы-яйцо. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Лет через двадцать, женившись на Любе Менделеевой, Александр Блок писал: Тема для романа. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Он работал старшим учителем естественных наук в Симферопольской мужской гимназии (1855 год) и Ришельевском лицее в Одессе (1855-56), а с 1857 года стал преподавать в Императорском Санкт-Петербургском университете, где проработал в общей сложности около 30 лет. В 1861 г. Агнесса родила дочь и потребовала от ученого полного их обеспечения. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. А две толстых книги, находящиеся на столе слева от ученого, а также его одежда – шапочка четырехугольной формы и традиционная профессорская мантия, еще больше подчеркивают его преданность науке. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. Куинджи», посвященная пейзажу «Лунная ночь на Днепре». Крестьяне поражались, какой там вырастал хороший хлеб.
Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Именно тогда художник создал портрет астронома Отто Струве. Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое». В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Однажды Менделеев увлекся гувернанткой собственной дочери, жившей в их доме и даже сделал предложение – та, к великому облегчению Феозвы Никитичны, побоялась стать причиной крушения семьи, Дмитрию Ивановичу отказала и вообще взяла расчет. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. К тому же, она была на 6 лет старше мужа. – Конечно, братцы, талан.
7 августа 1887 года на предоставленном Военным министерством воздушном шаре «Русский» (объём 700 м) Менделеев в одиночку поднялся на высоту более 3000 метров. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Ему посчастливилось плавать на фрегате «Память Азова», на котором Николай II должен был отправиться в путешествие на Дальний Восток. Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Буквально все.
Менделеев и опомниться не успел, как сделался женихом. Однако этот алкогольный напиток, конечно же, существовал задолго до 1865 года, когда он защитил докторскую диссертацию на тему «Рассуждение о соединении спирта с водою».