Портрет Никитин
Гетмана Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). Лишь недавно из архивных материалов историки узнали отчество Никитина и определили точную принадлежность портретов кисти И. Н. Любимый художник Петра I, «Персонных дел мастер», первый знаменитый портретист во всей Европе Иван Никитич Никитин середина 1680-х (точная дата его рождения не установлена), город Москва. Портреты собственноручно подписаны Никитиным. Иван Никитич Никитин (около 1690, Москва— не ранее 1742)— русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века.
Портрет был создан после возвращения Никитина изИталии, где он обучался вофлорентийской Академии художеств. Иван Никитич Никитин (около 1690 — не ранее 1742) — русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века. Иван Никитич Никитин (около 1690, Москва — не ранее 1742) — русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века. Иван Никитич Никитин (около 1680— не ранее 1742)— русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века.
Портрет свата, о котором упоминает в письме Петр, Никитин написал позднее (1720-е, ГТГ). Портрет царевны Натальи Алексеевны — одно из ранних произведений Никитинa. Иван Никитин считается основателем русской портретной школы XVIII в. С уверенностью Роману Никитину приписывают только два портрета: Григория Дмитриевича Строганова и его супруги, баронессы Марии Яковлевны (Вассы) Строгановой, относящиеся примерно к 1724 г. Возможно им созданы портреты всей семьи Строгановых, но они не сохранились.
Иван Никитин – первый русский портретист
В нём ощущается ещё некоторая скованность в изображении фигуры, плоскостность в трактовке костюма и фона (следы парсуны), но уже и умение передать живой образ девочки. Его творчество явилось вершиной русской живописи первой половины XVIII века. 88 x 67, 5 см. исполнен, согласно надписи на обороте, когда ему было 59 лет. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г.
«Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, который выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям. Главное внимание Никитин сосредоточил на голове умершего. В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. В Италии и Флоренции братья Никитины учатся у Томмазо Реди.
Парадный портрет (на примере Никитина и Антропова)
Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Потом Учился в Петербурге у И. Г. Танауэра, для дальнейшего обучения был послан Петром I в Италию (1716-1719). Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву. Все учатся на государственную пенсию.
Она обладала волевым, настойчивым характером, несмотря на слабое здоровье. Иван Никитин становится его учеником. В течение 5 лет находился под следствием в одиночной камере Петропавловской крепости.
Родился в семье московского священника. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)— в сущности, большой этюд исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный. Но главное – от этих портретов остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности. Портрет Елизаветы Петровны ребенком (1712-1713). Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов. В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра.
- Иван Никитин: жизнь и творчество художника
- Картины — Никитин, Иван Никитич
- Портрет напольного гетмана, Иван Никитич Никитин
- Иван Никитич Никитин (около 1788 – 1741)
- Биография Никитина Ивана Саввича
- Братья Никитины – русские художники века
В атом портрете (и вообще в манере Никитина) удивителен цвет — повсюду необычайно интенсивный, вещественный, светящийся изнутри, не оставляющий места серым теням. После возвращения становится придворным художником. Всю жизнь Никитин был верен идеалам петровских времен. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого.
В начале 30-х годов он пишет портрет Прасковьи Федоровны, вдовы брата Петра I Ивана Алексеевича (Загорский историко-краеведческий музей). Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726). Позже наставником Романа стал Иоганн Готфрид Дангауер (Таннауэр) – немецкий художник, портретист, миниатюрист, придворный художник Петра I. Возвратившись в Россию после учёбы в Италии, Роман Никитин участвовал в украшении живописью триумфальных ворот в Москве, воздвигнутых по случаю заключения Ништадтского мира, занимался церковной живописью. В Тобольске Роман Никитин продолжал заниматься живописью. После вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны Роман Никитин был возвращён в придворные художники, ему было поручено написать образа для новой церкви в Московском Златоустовском монастыре. Роман Никитич Никитин умер в конце 1753 или в начале 1754 г. В ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Это также ранняя работа художника, выполненная по возвращении из Италии. изучением французского и немецкого языков, переводами из Фр. Шиллера и Г. Гейне), опять одевается «по моде» и становится, по словам его неустанного попечителя Второва, «светским человеком».
К концу 18 века художники передают душу своих моделей, тончайшие настроения изменчивость характеров. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Словари и энциклопедии на Академике
- Коллекция Государственного Русского музея
- Любимый художник Петра Великого
Роман Никитич Никитин – младший брат художника Ивана Никитича Никитина. Портрет этого привлекательного человека принадлежит к лучшим творениям Антропова, хотя он может показаться несколько архаичным, «парсунным» и потому, на первый взгляд, неожиданным. Попались мне навстречу Беклемишев и художник Иван. Художник создал образ энергичного государственного деятеля, человека эпохи Петра. В 1732 арестован по обвинению в антиправительственном заговоре.
Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. В 1716-1720 гг. Портрет царевны Прасковьи Иоанновны (племянницы Петра I, 1714). Петр Первый на смертной ложе (1725).
Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726). Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы – самое раннее из известных полотен художника. Но Иван Никитин скончался в 1742 г. по дороге во время возвращения. Обстановка предполагала торжественность интерьер был пышным. Учился в Петербурге у И. Г. Таннауера, для дальнейшего обучения был послан Петром I в числе 20 человек в Венецию и Флоренцию, где учился у Т. Реди (1716 – 1719).
Выехал в 1742 году и скончался по дороге. Парик – по моде того времени. К тому же Антропов избегает здесь теней, благодаря чему лицо кажется источающим свет, но плоскостным и словно вырезанным из твердого материала. В 1742 помилован указом императрицы Анны Леопольдовны. Занимался хозяйством (вплоть до выполнения обязанностей дворника на купленном семьей постоялом дворе), сменив, соответственно, свой недавний внешний вид свободолюбивого «западника» на облик простого русского мужика (волосы «в кружок», сапоги с высокими голенищами, тулуп на голое тело и т. п. ). Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера.
Холст, масло. Торжественность и значительность образу придают сдержанность позы, андреевская лента и звезда, польский орден Белого Орла в виде креста на голубом банте. Портрет напольного гетмана считается вершиной творчества Ивана Никитина. Необычна его биография. Мастера уже не ставили себе задачу сделать портрет похожим на модель. Имеется всего три подписанных работы Никитина, вместе с теми, что ему приписываются, всего около десяти. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. К 1731 году относится большая подписная работа Никитина Родословное древо русских царей (ГРМ). Социальный заказ обусловливал манеру художественного исполнения парадного портрета.
Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). По возвращении работал в Петербурге, персонных дел мастер. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. В ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVJI столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней.
Скончался по дороге в Москву. Никитин запечатлел цесаревну Анну в 6-7-летнем возрасте. Портреты впечатляют психологической достоверностью, реалистической убедительностью.
Из Италии И. Н. Никитин действительно вернулся мастером. Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям.
После возвращения становится придворным художником. 54 х 43см. Быстро завоевывает авторитет при дворе.
В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. Иван Никитин передал не только внешнее сходство, но и настроение Елизаветы.
Увлекался изобразительным искусством, о чем стало известно Петру I. Никитина направили стипендиатом (за счет государства) в Италию, где он обучался в академиях художеств. В его осанке – чувство собственного достоинства. В правление Анны Иоанновны примкнул к оппозиции и был сослан в Сибирь, в Тобольск. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г.
Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Энергичное, с крупными чертами лицо, словно вырублено из крепкого дерева. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Царевне Прасковье Иоанновне 19 лет. Никитин сближается с московской старорусской оппозицией. Лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой. В них есть и композиционное мастерство и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать цветовые пятна. В её образе нет кокетства, а есть осознание себя и своих возможностей.
Холст, масло. Иван Никитин. Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов. Холст, масло. Следствие длилось более пяти лет.
Вернувшись из-за рубежа, он возглавил русскую реалистическую художественную школу. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям. Родился 21 сентября (3 октября) 1824 в Воронеже. Иван и Роман оказались в Тобольске. В 1737 вместе с братом Романом отправлен в Тобольск. В ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами – русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Иван и Роман оказались в Тобольске.
Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. После возвращения становится придворным художником. Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна.
Кто именно изображён на полотне – не вполне ясно, называются различные имена. Головкина (1720). Картины часто были больших размеров, а человек изображался в полный рост, стоя или сидя. Возвратившись на родину, Иван Никитин стал придворным художником и любимцем Петра I. Жил в Петербурге и Москве. Но карьера Ивана Никитина внезапно прерывается.
Уже в ранних портретах Никитин отходит от условных приемов парсуны, стремится точно передать характерные черты модели («Цесаревна Анна Петровна», «Царевна Наталья Алексеевна» – оба до 1716). 90, 9 x 73, 4 cм. Сын московского священника, брат Р. Н. Никитина, получил разностороннее образование. Быстрая известность окрылила Никитина, он упорно занимается самообразованием (в т. ч. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов.
Ранние портреты Никитина позволили Петру I распознать дарование художника. Но и в эти тяжелые годы Никитин не оставляет творчества. Портрет канцлера Г. И. По словам критика А. М. Скабичевского, автобиографической основой многих стихов Никитина, находившегося в сложных взаимоотношениях со своим отцом, человеком крутого нрава, был «вечный российский сюжет семейного самодурства», вырастающий под пером Никитина в проблему несоответствия высоких душевных порывов творческой личности и ее грубого эгоистического окружения, в характерную для романтизма и специфически преломленную в «народной» лирике Никитина проблему неизбывного одиночества талантливого неудачника.
Прасковья Иоанновна (1694-1731) – младшая дочь царя Ивана VI Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны, племянница Петра I. Жила с матерью в селе Измайлово под Москвой, затем имела свои дворы в Москве и Петербурге. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав.
Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, довольно темный и насыщенный колорит, в котором преобладают теплые оттенки.
Сын разорившегося к 1830-м годам владельца свечного завода, получил образование в Воронежском приходском (1833) и уездном (1834 – 1839) духовных училищах и духовной семинарии (1839 – 1843 отчислен за неуспеваемость), в литературной жизни которой несколько ранее участвовал А. В. Кольцов. В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. В 1716-20 гг. Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера. Военные победы России отражены в батальных полотнах, приписываемых Никитину.
Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. И. Н. Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Этот образ полон обаяния. И. Н. Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав.
В 1716-20 гг. Это не было случайным в творчестве художника. Массивная фигура Измайловой помещается на фоне очень темного цвета с зеленым оттенком. Иван Никитин родился в Москве в семье священника, служившего в Измайлове. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. Один из его братьев (Иродион) стал священником, а другой (Роман) – художником. Учился гравировальному делу в Москве при Оружейной Палате у голландца А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург.
Вместе с ним был отправлен и брат Роман. Иван Никитин. Имеются в виду Полтавская баталия (1727, не сохранилась) и картина, утверждающая преемственность славы русского оружия, – Куликовская битва (ГРМ). В 1854 Н. В. Кукольник опубликовал в своей «Библиотеке для чтения» две подборки стихотворений Никитина несколько стихотворений вышли в журнале «Москвитянин».
Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала 18-го столетия. Иван Никитин. Елизавета вернула его, но по дороге из ссылки Никитин умер. Никитина считают основоположником русского портретного жанра.