Портрет Рагнеды
Оттуда пошла полоцкая ветвь Рюриковичей. У князя Рогволода и его жены, было два сына (имена история к сожалению не сохранила) и дочь – Рогнеда. Как уже отмечалось, ее сыновьями были: Изяслав, Ярослав, Мстислав и Всеволод.
Рогнеда Полоцкая, – гордая красавица-княжна. Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского. Автор Тверской летописи, который знал эту легенду о матери Ярослава, но не знал её имени, вписал в легенду РогнедуК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан). Да и наследник нужен был князю киевскому.
- Рогнеда – биография информация, личная жизнь
- Мать Ярослава Мудрогокняжна Рогнеда Рогволдовна
- Настоящая княжна Рогнеда была широкоплечей и мускулистой
- Владимир Святославич и Рогнеда Рогволодовна
- Рогнеда Рогволодовна – великая княгиня Киевская
Отец Рогнеды – первый, упомянутый в летописях Полоцкий князь Рогволод, по видимому был приглашен полочанами, как князь по решению вече (Полоцк, древний административно-политический центр племенного союза кривичей, был вечевым городом, как и другой кривичский город Псков или находящийся на границе племен кривичейсловен всем известный вечевой Новгород). Покушение не удается. Владимир, которого гонцы от киевских сторонников известили о битве между Ярополком и Олегом и гибели Олега, бежит с дружиной под защиту к королю Норвегии Хакону II Могучему, который видимо был в союзных отношениях с Новгородом. Древнейшие письменные источники. Почему. Скандинавскими считают имена Рогнеды и её отца Макс Фасмер и авторитетные историки-скандинависты Е. А. Рыдзевская и Т. Н. Джаксон (указывая в качестве скандинавского оригинала имя Ragnheid, в древнеисландском нормализованном написании – Ragnheir).
Особом житии князя Владимира под влиянием скандинавских саг встречается сказание о взятии Херсонеса (Корсуня) ок. Женихи сами не занимались сватовством. Н. М. Более древней формой имени считается «Рогнедь». Согласно относительно поздней «Тверской летописи», в 1000 году Рогнеда постриглась перед смертью в монахини под именем Анастасия.
- «Кровавая свадьба» Владимира и Рогнеды
- Краткая история Беларуси за последнюю 1000 лет
- Значение РОГНЕДА РОГВОЛОДОВНА в Краткой биографической энциклопедии
- Рогнеда Рогволодовна: биография
- Рогнеда (жена князя Владимира Великого)
Вполне вероятно, что они были связаны с Рогнедой. По совету своего дядиДобрыниВладимир обесчестил Рогнеду на глазах её родителей, после чего они были убиты. Зато из версии ПВЛ составитель «полоцкой легенды» вырезает «отроков» – дружинников Владимира, которые слышат дерзкие речи Рогнеды и передают их князю.
Настала пора и возвращения. Изяслав стал основателем династии полоцких князей. В Заславле установлен памятник Рогнеде и сыну Изяславу.
- Отрывок из документального фильма о Рогнеде
- Напишите отзыв о статье Рогнеда Рогволодовна
- Отрывок, характеризующий Рогнеда Рогволодовна
- Полоцкая княжна Рогнеда Рогволдовна
- Словари и энциклопедии на Академике
- Краткая биографическая энциклопедия
События, связанные с Рогнедой, подробно изложены в «Лаврентьевской летописи». Его фигура Наиболее яркая в династии Рюриковичей. Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского.
Потом с юных лет ему пришлось самостоятельно править Ростовской землей. Не случайно былинная память народа нарекла его особым именем – Красным Солнышком. Надо сказать, что подобные ритуалы отличались жестокостью.
- Общееколичествопросмотровстраницы
Запокушение Рогнеде грозила смертная казнь. А если ты принял святое крещение, то и я могу быть невестой Христовою». Вероятно, непосредственно после этих событий Рогнеда сделала покушение на жизнь мужа. Автор «полоцкой легенды» называет её как угодно, но только не Рогнедой.
С матерью Вышеслава, своей первой женой, князь, видимо, тоже не жил. Полоцкий владыка обратился к дочери с вопросом, не хочет ли она взять в мужья Владимира. Но оскорбление было нанесено и притом— публично, а такое не прощалось на Руси.
Брак с Рогнедой принес Владимиру немало детей, среди которых самым знаменитым стал Ярослав «иже от Рогнеды родися» — как напоминала в XVI веке официозная «Степенная книга». В расширенном варианте главная роль отводится его дяде Добрыне («Володимеру детску сущу»). Вероятно, что многие воины были просто отправлены гонцами с приглашениями на свадьбу.
Однако эта попытка завершилась неудачей. Однако мать Ярослава отказалась ответив: «Царицей была, а рабыней быть не хочу», а выразила желание принять постриг, что позже и сделала под именем Анастасия. Лишь А. В. Рогнеда жила с Владимиром если и не счастливо (что было трудно при немыслимом количестве жен и любовных связей Владимира), то долго.
Сама Рогнеда будто бы приняла приглашение Ярополка выйти замуж за него. Часть историков считает, что истинной причиной отказа Владимиру и его дальнейшего захвата Полоцка было то, что Рогволод вступил в борьбу между двумя Святославичами на стороне Ярополка. Посовещавшись же с боярами Владимир решает «воздвигнуть отчину ея», да еще и строит в честь сына город Изяславль. СПб., 2008 с. 133). С раннего возраста он якобы не мог передвигаться из-за болезни ног (антропологи исследовавшие останки князя, действительно обнаружили, что у того было заболевание костей ног и он был хромым). В последней он даже назван Повестью и весь сюжет изложен более понятно и красочно.
Подчас великие люди совершают и великие проступки. Это предопределило правление Изяслава в Полоцке и образование полоцкой ветви Рюриковичей. Но где она проживала с детьми постоянно, неизвестно. Так закончатся их отношения, начавшись во дворе княжеских хором Рогволода в Полоцке. Её слова «не хочу розути робичича» свидетельствуют о знании славянского обычая разувания супруга.
После рождения первого сына Изяслава и дочери Предславы Владимир подарил Рогнеде деревню Прадславина в окрестностях Киева. Но эти сведения исключительно гипотетические и не имеют подтверждения в источниках.
Оскорблённый отказом, Владимир с войском из новгородцев, варягов, чуди и кривичей пришёл под стены Полоцка, когда Рогнеду уже собирались везти к Ярополку. После этого ее, видимо, отправили в Новгород. Но он есть в Троицкой, Воскресенской и Никоновской летописях. Строго говоря, у неженатого Ярополка она и была одна — наложница, любовь. Она пытается убить мужа, а когда это не удается, жестоко его упрекает: «зане отца моего уби и землю его полони мене деля и се ныне не любиши мене и съ младенцем сим». Вот таким образом «дщерь Роговолода» называется в «полоцкой легенде» как угодно, но не Рогнедой. Ведь ее казнь могла произвести самое негативное впечатление на новую невесту-христианку.
Рогнеду он принудительно взял в жёны.
Всего Рогнеда принесла мужу четыре сына и две дочери. Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского. В Повести временных лет сказано: «Этот Рогволод пришел из-за моря и держал власть свою в Полоцке». Новгородский князь был в ярости от такого ответа.
Известный легендарный мотив был таким образом вплетен в иную сетку событий. Ярополк – старший законный сын князя Святослава. По мнению некоторых историков, правящая в Полоцке династия была иноземного (варяжского. ) происхождения, что доказать пытался ещё в начале XIX века Август Шлецер, указывая на имена: Рогволод— «Рёгнвальд», Рогнеда— «Рагнхильд». Маленький Святослав при жизни Игоря сам считался новгородским князем, о чем свидетельствует трактат василевса Константина Багрянородного «Об управлении империей»: «приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии».
За покушение на великого князя Рогнеде грозила смерть.
Брат Ярополка Владимир, в то время князь новгородский, был сильно унижен Рогнедой, так как тоже сватался к ней, однако был назван «робичичем» (сыном рабыни) и получил унизительный отказ: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Рогнеда попала в руки Владимира, который насильно сделал ее своей женой. Услышанное настолько поразило маленького Ярослава, что он вскочил и пошел.
За содеянное ей грозила смерть. История позора дочери Роговолода – изнасилование её Владимиром по приказу «злого гения» Добрыни на глазах отца и матери, попытка убийства ею Владимира из ревности, попытка Владимира казнить её, прерванная маленьким Изяславом и выделение ей и сыну удела в Полоцке содержится в Лаврентьевской летописи, одном из древнейших сохранившихся летописных списков созданном около 1370 года, где она читается на обороте 99 листа под 6636 от сотворения мира (1138) годом в отдельной повести, посвященной происхождению сепаратного от Киева Полоцкого княжения (далее для простоты мы будем назвать эту повесть «полоцкой легендой»). Однако мать Ярослава отказалась ответив: «Царицей была, а рабыней быть не хочу», а выразила желание принять постриг, что позже и сделала под именем Анастасия. Рогнеда попала в руки Владимира, который насильно сделал ее своей женой. Он, видимо, попытался отправить Рогнеду к Ярополку, но не успел. Поддавшись на эти уговоры, Ярополк и посватался к Рогнеде.
Невозможно представить, чтобы в иные времена могучая Византия стала бы делиться добром с диким лесным племенем, которое к тому же не отличалось ни храбростью, ни воинственностью. Владимир решился наказать Рогнеду смертью, но за мать вступился старший сын Изяслав. Рогнеда также приняла сторону отца и предпочла Ярополка Владимиру. Возможно, Рогволд и его два сына пытались оказать сопротивление, но в ходе боя были убиты. Соловьев уделяет этому сюжету несколько страниц, пространно объясняя позор Рогнеды гневом Добрыни, происхождение чьей сестры, а значит и его собственное, она оскорбила своими словами о «робичиче».
Третьи после подробного разбора сказочных корней этой истории с определенностью подчеркивают, что фольклорный и символический характер рассказа об изнасиловании дочери Роговолода «не позволяет расценить его как надежный исторический источник» (Милютенко Н. И. Владимир же был их младше, поскольку поехал в Новгород с дядей-опекуном Добрыней. Однако мать Ярослава отказалась ответив: «Царицей была, а рабыней быть не хочу», а выразила желание принять постриг, что позже и сделала под именем Анастасия. Она сама стала обвинять его в том, что он довел ее до отчаянного и жестокого поступка.
Однако мать Ярослава отказалась ответив: «Царицей была, а рабыней быть не хочу«, а выразила желание принять постриг, что позже и сделала под именем Анастасия. Обычные для западных средневековых хроник эти повествовательные элементы в русских летописях представлены крайне скупо и «полоцкая легенда» – одно из редких исключений. В этом смысле предложение Владимира было, конечно, куда как честнее. И вместо войны с Ярополком разъяренный Владимир, как раненный лев в сердце, устремился к полоцким границам. С шумом вошли в Новгород ратники, предводительствуемые Владимиром. В это время там правил князь Рогволод (его имя означает буквально – «Владеющий рогом».
В противном случае Рогнеда не могла бы обвинить Владимира в низком происхождении. А случилось вот что. Ярополк не может любить ее.
Ярополк болтался между теми и другими, не в силах принять чью-то сторону. Владимир легко уклонился от меча, следовавшие за ним богатыри тут же повязали последних защитников полоцкого князя и князь новгородский увидел перед собою статную и очень юную девушку с коротким мечом, который она держала перед собой двумя руками. Думается все же, что захватить престол Владимир мог и будучи холостым. Отбогемской княжны Мальфриды— сынСвятослав, князь древлянский.
Так страшно и нелепо начавшаяся семейная жизнь и дальше складывалась плохо: «Был же Владимир побеждён похотью и были у него жёны, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. Но этого требовал варяжский кодекс чести, нарушить который он не мог.
Синеус в Белозере. Получается, что младший брат отнимает невесту у старшего, а междоусобица между ними из-за этого начинается только через несколько лет.
Второй ее сын Ярослав (прозванный Мудрым) за 35 лет княжения в Киевской Руси поднял государство к вершине могущества, оставил потомкам первый на Руси свод законов — «Правду Ярослава», построил в Киеве Софийский собор, основал Киевскую митрополию. Владимир воздвиг вполоцкой земле город Изяславль ипоселил Рогнеду ссыном там. Скандинавскими считают имена Рогнеды и её отца Макс Фасмер и авторитетные историки-скандинависты Е. А. Рыдзевская и Т. Н. Джаксон (указывая в качестве скандинавского оригинала имя Ragnheid, в древнеисландском нормализованном написании— Ragnheir). Следовательно, в 969 г. ему было лет 16 и он вполне мог править самостоятельно.
Её слова «не хочу розути робичича» свидетельствуют о знании славянского обычая разувания супруга. Полоцк был захвачен и семья правителя оказалась в плену у Владимира. К тому времени Добрыня всячески старался изжить в юном князе комплекс «дикого утенка», ту самую ущербность, которая возникла в результате еще детских потрясений, понимания неравноправности своей меж братьями. Многому научился князь за это время.
Брат Ярополка Владимир, в то время князь новгородский, был сильно унижен Рогнедой, так как тоже сватался к ней, однако был назван «робичичем» (сыном рабыни) и получил унизительный отказ: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Но можно предположить, что мать навещала его и давала полезные советы. Послал онкРогволоду вПолоцк гонцов сообщить отом, чтохочет дочь еговжены. Последние решили сохранить княжне жизнь, отослав из Киева вместе с сыном. Голодала она, лишь когда голодали сам князь и вся его дружина. Киевский летописец, говоря о кончине князя Владимира под 1015 г., отмечает, что покаяние изменило его образ жизни – где сначала «умножается грех», там затем «преизобилует благодать».
Трудно сказать, действовал ли князь Владимир столь грубо по внушению своего дяди Добрыни, был ли замешан в деле сватовства князь Ярополк, который был уже женат, да и сам сюжет, связывающий браки Владимира со взятием городов выглядит каким-то повторяющимся (Полоцк – княгиня Рогнеда, Киев – вдова Ярополка бывшая монахиня «грекиня», Херсонес – византийская принцесса Анна). Примером являются посольства Мала к Ольге. Начинается эта годовая статья с полоцких известий: «Преставися князь Полотьскыи Борис ».
Соловьева. Князь решил созвать бояр, чтобы те решили будущее Рогнеды. Она была первой женщиной монахинейв Древней Руси. XII в. в сокращенном виде в Повесть временных лет (ПВЛ) под 980 г. В более расширенном виде это сказание появляется в продолжении ПВЛ по Лавреньевскому списку под 1128 г. как своеобразное объяснение давней вражды между полоцкими и киевскими князьями. Но эти сведения исключительно гипотетические и не имеют подтверждения в источниках. Интересно и название протекающих здесь речек – Княгинька и Черница.
Даже пресловутые «пиры Владимира» были застольями для нищих, которых князь щедро кормил. Она выступает здесь как законная жена и упрекает Владимира не в изнасиловании и позоре, а в захвате земли и убийстве отца, совершенных ради брака: «зане отца моего уби и землю его полони мене деля и се ныне не любиши мене и съ младенцем сим». Да и позднее складывалось так, что Новгородом правил либо старший сын великого князя – Вышеслав, сын Владимира, Мстислав Великий, сын Владимира Мономаха, либо, напротив, новгородский князь становился наследником Киева – сам Владимир, Ярослав Мудрый.
Всеволод стал владимиро-волынским князем, погиб вШвеции ещеприжизни отца. "Лета 862. Движимый праведным гневом, он должен был бы поспешить в Киев, чтобы покарать братоубийцу Ярополка (как позже выяснилось, убийства никакого не было, произошел лишь несчастный случай), но внезапно решил жениться на полоцкой княжне, которая была уже обещана его брату Ярополку. Так, Изяславу приписаны следующие слова: «Отче. Кроме того, в случае расправы над Рогнедой князь мог навсегда лишиться любви ее сыновей. Весной 978 года город был взяткомм.
Это решение якобы настолько поразило Ярослава, присутствовавшего при разговоре, что он вылечился от паралича ног. Он, видимо, попытался отправить Рогнеду к Ярополку, но не успел. Однако мать Ярослава отказалась ответив: «Царицей была, а рабыней быть не хочу», а выразила желание принять постриг, что позже и сделала под именем Анастасия. И, прежде чем идти войной на Ярополка, хотел Владимир заполучить в союзники князя. кривичские земли.
Правда, после ее смерти и переноса столицы в Полоцк эта обитель, видимо, заглохла. Некоторые исследователи всё-таки связывают две легенды (о покушении и о постриге) и считают, что непосредственно после отказа выйти замуж за боярина мать Ярослава (то есть Рогнеда) и совершила ночью покушение на жизнь Владимира, правда, в таком случае действия матери Ярослава выглядят довольно непоследовательноК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан). Возможно то и другое.
Рогнеду он принудительно взял в жёны. И князю полоцкому надобно было воздержаться от передачи этой язвительной реплики новгородским дружкам Владимира ибо стоила она потом жизни ему. Летописи числят за нею нескольких сыновей и дочерей, включая полоцкого князя Изяслава (умершего еще при жизни отца) и знаменитого Ярослава, после династической войны со Святополком, ставшего знаменитым на весь мир правителем Руси – героем скандинавских саг и византийских хроник, тестем французского, венгерского и норвежского королей. Младший сын Рогнеды Всеволод получил в управление только что основанный отцом Владимир Волынский.
Два стражника одновременно бросились навстречу, мешая друг другу. Именно это остановило князя от немедленной расправы с супругой-убийцей. Предлогом же для отказа Владимиру стало его не совсем законное происхождение. Откуда вообще стало известно об этом событии. Конечно, Церковь славит Владимира за его благоверие, за чудесное превращение его жизни. Ярослав такой же точно «Роговолжий внук» и его потомки имеют те же материнские права на Полоцк. 3. Русичи и варяги со славянами – параллельные антропологические (антропоэмоциональные) типы. Рабыня.
В этом отношении Владимир был ему совсем не нужен. В т. н. Согласно относительно поздней «Тверской летописи», в 1000 году Рогнеда постриглась перед смертью в монахини под именем Анастасия. В«Повести временных лет» есть сведения, что в 980 (по Тверского летописи — не позднее 976) Рогнеда должна была стать женой великого князя киевского Ярополка.
Ее имя скорее всего было Малфрид и летописец указал его. Своеобразной популярностью пользуется он в Беларуси. Карамзина и С. М.
Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе. В будущем они могли превратиться в тайных врагов, мечтающих отомстить за мать.
По мнению некоторых историков, правящая в Полоцке династия была иноземного (варяжского. ) происхождения, что доказать пытался ещё в начале XIX века Август Шлецер, указывая на имена: Рогволод— «Рёгнвальд», Рогнеда— «Рагнхильд». Князю Рогволоду выгоднее было породниться с киевским князем Ярополком. 7, 47). На, что гордая полочанка ответила: «Княгиней родилась, ею была, ею и останусь.
Но эти сведения исключительно гипотетические и не имеют подтверждения в источниках. Брат Ярополка Владимир, в то время князь новгородский, был сильно унижен Рогнедой, так как тоже сватался к ней, однако был назван «робичичем» и получил отказ: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Первенцем стал Изяслав, будущий полоцкий князь. В Повести временных лет сказано: «Этот Рогволод пришёл из-за моря и держал власть свою в Полоцке».
Ритуальное изнасилование женщин совершали раньше также жрецы, но позже подобные акты мести стали обязанностью светских лиц, занимавшихся прилюдным плотским насилием. Ибо женщиной этой была та самая грекиня, бывшая черница, которую привезли в Киев исполнив завет князя Святослава. Имеется в виду, конечно, не рог изобилия, а место, на котором был возведен город).
По мнению других исследователей, в частности, В. П. Тимофеева имя Рогнеды – славянского происхождения и означает «Изнеженная властью, рождённая для власти», не указывая при этом исторических примеров славянских имён с подобными корнями. Полоцкий князь отступил под защиту стен своего города. Более древней формой имени считается «Рогнедь».
У Церкви есть свои критерии святости. После этого княгиня, уверенная в продолжении своего рода, очевидно, ушла на покой. Этот поступок был, конечно, осознанием своей вины перед насильно взятой женой. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Вот если бы у нее родился сын Однако она все никак не беременела. Всего лишь несколько замечаний о ней можно встретить в капитальных трудах Н. М. В987году Рогнеда решила отомстить мужу засодеянное зло. С конца XV века в московском летописании фигурирует также Горислава, не тождественная, но весьма близкая Рогнеде. Но и для Владимира союз с полочанами был просто необходим.
Она с сыном, очевидно, осталась в Новгороде. Отсюда пошли ещё более поздние легенды о том, что Рогнеда под именем Анастасия жила в Изяславле, где якобы для неё был основан монастырь. Гораздо более архаичная формула «имеяше волость свою Полтеск» торчит неловким заусенцем, выдавая, что составитель полоцкой легенды использовал текст ПВЛ. Вот таким образом его владения перешли к другому сыну Владимира Борису. Но эти сведения исключительно гипотетические и не имеют подтверждения в источниках.
Считается, что княжна Рогнеда Рогволодовна умерла в Изяславле ориентировочно в 1000 году. И Рогнеда всю жизнь любила только его. Владимир не смог убить Рогнеду на глазах сына. Однако А. А. Шахматов решил, что это событие было в начале 70-х гг. Владимир не стал собственноручно казнить княжну. Вотместку заотказ Владимир поступил ссемьей местного градоначальника, каксРогволодом.
Примером являются посольства Мала к Ольге. Естественно, что полоцкий князь Рогволд не мог сражаться с такой большой силой. А соотечественники-язычники корили, что слишком много воли дал в стольном граде «греческой вере». По мнению некоторых историков, правящая в Полоцке династия была иноземного (варяжского) происхождения, что доказать пытался ещё в начале XIX века Август Шлецер, указывая на имена: Рогволод— «Рёгнвальд», Рогнеда— «Рагнхильд». Некоторые исследователи всё-таки связывают две легенды (о покушении и о постриге) и считают, что непосредственно после отказа выйти замуж за боярина мать Ярослава (то есть Рогнеда) и совершила ночью покушение на жизнь Владимира, правда, в таком случае действия матери Ярослава выглядят довольно непоследовательно.
Тогда, по легенде, Вильгельм прискакал во Фландрию избил Матильду, бросил её на пол и изорвал на ней платье шпорами (прозрачный намек на изнасилование). Она называется сперва «дочерью Роговолода», потом Гориславой, а дальше и вовсе никак, безликим «она».
Полоцкая княжна, просветительница. —Так и знал, по глазам видел. В «полоцкой легенде» получается так, что Владимир слышит эти слова сам и бежит жаловаться Добрыне, воспылавшем яростью на поношения дочери Роговолда и решившего отомстить ей большим позором.
Владимир хочет казнить её и «повеле ею устроитися во всю тварь царскую якоже в день посага ея и сести на постеле светле в храмине». Варяги, как известно, жили в Старой Ладоге и Новгороде. Крещение созидает новых людей. «Полоцкая легенда» появляется в летописях не в связи с биографией Владимира, а в связи с ранней историей Полоцкого княжения, а потому её статус как источника по истории Крестителя Руси сильно колеблется в зависимости от источниковедческой позиции историка. Он был и остался первым и единственным мужчиной в ее жизни. В Повести временных лет сказано: «Этот Рогволод пришел из-за моря и держал власть свою в Полоцке». В это же время, по преданию, она получила имя Горислава.
Поясним: покорная жена, по обычаю, должна была снимать сапоги с мужа. Память крестителя Руси князя Владимира (28. 07. В это же время, по преданию, она получила имя Горислава. Тот не смог дать отпор младшему брату и вскоре был убит.
Та вскоре родила двух сыновей-наследников – Всеслава и Брячислава. Однако мать Ярослава отказалась ответив: «Царицей была, а рабыней быть не хочу», а выразила желание принять постриг, что позже и сделала под именем Анастасия. До конца жизни Рогнеда ненавидела его за великий позор, который она приняла тогда от него. Её слова «не хочу розути робичича» свидетельствуют о знании славянского обычая разувания супруга.
Эйрена, будь она язычницей, молилась бы о милости мечу. С этого времени практически все восточные славяне оказались под властью русского Киева.
Но люди постоянно помнили о незаконном происхождении Владимира, называя его сыном рабыни. Весной 978 года город был взят. По мнению некоторых историков, правящая в Полоцке династия была иноземного (варяжского) происхождения, что доказать пытался ещё в начале XIX века Август Шлецер, указывая на имена: Рогволод— «Рёгнвальд», Рогнеда— «Рагнхильд».
Однако Полоцк более готовился к свадьбе своей княжны, чем к внезапной осаде и вскоре пал. Весной 978 года город был взят4. В других повествование о ней сокращено и она упоминается не столько как жена князя Владимира, сколько как мать Ярослава Мудрого (Софийская I, Ермолинская). Её слова «не хочу розути робичича» свидетельствуют о знании славянского обычая разувания супруга2. В Белоруссии Рогволодовичи рассматриваютсякем. Все эти выкладки не противоречат данным летописей о том, что князь Владимир умер в 1015 г. в преклонном возрасте, но дряхлым старцем он не был, поскольку собирался в поход на Новгород, на непокорного сына Ярослава.
Дочь полоцкого князя Рогволода, жена великого князя киевского Владимира Святославича (Владимира Крестителя) мать князей Изяслава Владимировича (полоцкий князь с 988 по 1001), Ярослава Мудрого (великий князь киевский с 1019 по 1054), Всеволода (князь волынский), Мстислава, а также княгиньПредславы иПрамиславы. Захватив город, Владимир изнасиловал Рогнеду на глазах ее родителей. Возведенный им в Киеве Софийский собор стал шедевром древнерусского искусства. После этого ее прозвали Гориславой.
Вот таким образом православная церковь забыла одну из первых подвижниц. Видимо, в ознаменование того, что отныне участью ее сделается только горе и печаль. Однако хронологические нестыковки в этой версии (на момент сватовства Всеволоду могло быть не больше 15 лет) делают ее малоубедительной для некоторых исследователей.
А продолжается история дочери Роговолда еще более драматическим рассказом о том, что Владимир оставил её ради иных жен. Оправдываясь, княгиня сказала следующее: «Отца моего уби и землю его полони, мене деля и се ныне не любиши мене и с младенцем сим». Вот таким образом-то Ярополк и хотел жениться на Рогнеде. Владимир приник к ее губам и Рогнеда медленно и нежно ответила на его поцелуй.
Впрочем, это неважно. Тогда Владимир сослал жену и сына в Полоцк. Несомненно, что все новые детали были сочинены автором Никоновской летописи. В это же время, по преданию, она получила имя Горислава.
Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского. Зато С. М. К концу жизни Ярослав собрал большую библиотеку, одну из первых на Руси. В истории этих отношений есть еще одна деталь, которую нам хочется подчеркнуть: отец фактически— как это было и со Святославом— не занимается воспитанием детей, они на попечении матери и дядьки, который назначается к ним с рождения (любопытно, что и в животном мире почти те же разграничения функций между отцом и матерью). К началу 80-х гг.
Онпотребовал отдать занего дочь градоначальника вместо принцессы, ноитутегождал отказ. Иисус дал ответ на это в форме известной притчи: из двух должников, которым заимодавец простил их долг, более благодарным будет тот, чей долг на совести будет большим ибо «кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. Процесс сватовства кполоцкой княжне Рогнеде подробно описан в«Лаврентьевской летописи». Рогнеда отказала новому претенденту: «Не хочу разуть сына рабыни, а Ярополка хочу». (Перед брачной ночью молодая жена должна была снять с ног мужа обувь, в знак покорности. В христианстве князь боится казнить смертью даже разбойников.
Тогда Владимир собрал войско изварягов, славен, кривичей ичуди ипошел наПолоцк. Малолетний Изяслав с мечом в руках встал на пути отца, который хотел покарать покушавшуюся на жизнь супруга отчаявшуюся жену. После этого ее, видимо, отправили в Новгород. В Никоновской летописи под 865 годом говорится, что Аскольд и Дир «воеваша полочанъ и много зла сытворица». Хотя в летописной статье 1128 г. есть замечание о том, что Владимир на момент сватовства был «детеск», поведение его было отнюдь не детским – на глазах родителей он овладел плененной Рогнедой, желая всячески ее унизить. Вот таким образом отец наверняка посоветовал дочери выбрать киевского князя.
Надо ли объяснять, что Рогнеда, мягко говоря, не питала любви к убийце своего отца. После этого, Владимир пошел на Киев с целью захватить престол. Между двумя записями есть существенные различия.
Добрыня, вестимо, знает, что делает, Владимиру, племяннику своему, дорогу мостит. По мнению некоторых историков, правящая в Полоцке династия была иноземного (варяжского) происхождения, что доказать пытался ещё в начале XIX века Август Шлецер, указывая на имена: Рогволод – «Рёгнвальд», Рогнеда – «Рагнхильд». Если вспомнить, что бодрич Рюрик также был «заморским» князем, то можно предположить, что Рогволод и Рюрик – русские князья родом из Западной Балтии. Ему она дала меч и научила словам, которые тот должен был сказать при виде отца. Многое, но не все. Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе.
Сама же надела лучшие одежды и приготовилась ждать. На обратном пути в Киев он послал сказать своей первой жене Рогнеде: «Теперь, крестившись, я должен иметь одну жену, с которой вступил в христианский брак ты же выбери себе мужа из моих бояр». Нужен ли нам позор такой, сама подумай.
Рогнеда отказалась. На родине она наконец-то превратилась в полновластную хозяйку собственной судьбы.
В Повести временных лет сказано: «Этот Рогволод пришёл из-за моря и держал власть свою в Полоцке». Это предопределило правление Изяслава в Полоцке и образование полоцкой ветви Рюриковичей. Более древней формой имени считается «Рогнедь».
Этот планировавшийся брак не был лишен двойного дна. Дочь Роговолода во второй части «полоцкой легенды» выступает не как опозоренная рабыня, а напротив – как царица. Известно, что греки, выплачивая дань победителям, часть ее выделили особо – «на Полтесг». Рогнеда назвала его «робичичем», то есть сыном рабыни, так как Владимир действительно был рожден от наложницы и сочла их союз недостойным для ее рода.
Жена. Естественно, что полоцкий князь Рогволд не мог сражаться с такой большой силой. Над этим стоит задуматься тем, кто по меткому выражению древнего русского летописца, «словом нарицающеся хрестьяне, а поганьскы живуще». Так, в 907 году ладьи полочан приняли участие в походе Олега Вещего на Византию. В Полоцке Рогволод готовится к свадьбе единственной дочери и киевского князя.
Некоторые исследователи всё-таки связывают две легенды (о покушении и о постриге) и считают, что непосредственно после отказа выйти замуж за боярина мать Ярослава (то есть Рогнеда) и совершила ночью покушение на жизнь Владимира, правда, в таком случае действия матери Ярослава выглядят довольно непоследовательно. Скандинавскими считают имена Рогнеды и её отца Макс Фасмер и авторитетные историки-скандинависты Е. А. Рыдзевская и Т. Н. Джаксон (указывая в качестве скандинавского оригинала имя Ragnheid, в древнеисландском нормализованном написании — Ragnheir). Однако. Для нее веской причиной для отказа стало его низкое происхождение. В 59-60 лет мужчины как раз такими и бывают.
Дверь оказалась закрытой на засов. В отроке уже созревал мужчина и новая энергия требовала выхода. Большинство исследователей не сомневались в реальности сватовства Владимира к Рогнеде именно в 980 г., как сообщено в летописях. А хоть бы и любил.
События, связанные с Рогнедой, подробно изложены в «Лаврентьевской летописи». Трувор в Изборске. Обнаженный меч Изяслава и стал по смыслу легенды символом вражды между внуками Рогволода (полоцкими князьями) и внуками Ярослава (киевскими князьями). Затем ограбил Полоцк, убил отца и братьев княжны. У Рогволода было двое сыновей и красавица дочь Рогнеда.
Еще одним свидетельством реальности рассказов о Рогнеде является запись в Тверской летописи о том, как сын Владимира Ярослав (впоследствии получивший прозвище Мудрый) научился ходить. Доэтого Болеслав сватался кПредславе, нополучил отказ. По своему богатству они были вполне сравнимы с киевскими князьями. В Ладоге престол.
Полоцкая земля виделась соседним народам желанной добычей. По мнению других исследователей, в частности, В. П. Тимофеева имя Рогнеды— славянского происхождения и означает «Изнеженная властью, рождённая для власти», не указывая при этом исторических примеров славянских имён с подобными корнями. Заканчивается повесть следующим резюме: «оттоле мечь взимают Роговолжьи внуци противу Ярославлим внуком».
«Робичич» – сын рабыни. По мнению других исследователей, в частности, В. П. Тимофеева имя Рогнеды— славянского происхождения и означает «Изнеженная властью, рождённая для власти», не указывая при этом исторических примеров славянских имён с подобными корнями. В 977 г. он уже расправился с полностью родным братом Олегом и присоединил Древлянскую землю к своим владениям. 2. Рогнеду он принудительно взял в жёны6.
Если был сыт Святослав, была сыта и его пленница. Так «полоцкая легенда» дожила наряду с официальной до тех времен, когда историки стремились найти в летописях максимум сведений при минимальной критической оценке, а потому, в большинстве своем (за исключением, как мы видели, Карамзина) отнеслись к «полоцкой легенде» с восторгом и без особой критики – ведь она давала именно то, чего так не хватало в большинстве русских летописей – драму, страсть, эмоции, женские слезы, постельные сцены, кровь и жестокость.
Согласно летописи перед смертью она постриглась в монахини под именем Анастасия. Полоцк был захвачен и семья правителя оказалась в плену у Владимира. В 990 здесь Рогнеда приняла христианство и постриглась в монахини под именем Анастасия.
как правильно заметил Е. В. Он оторвался от ее рта и провел губами по прекрасной белоснежной шее. «Роговолоду держащу и владеющу и княжащу Полотьскую землею, а Володимеру сущу Новегороде детьску сущю еще и погану и бе у него Добрына воевода и храбор и наряден муж сеи посла к Роговолоду и проси у него дщере за Володимера он же рек дъщери своеи «хощещи ли за Володимера» она же рече «не хочю розути робичича но Ярополка хочю» бе бо Рогволод пришел изъ заморья имеяше волость свою Полтеск слышавше же Володимер разгневася о тои речи оже рече «не хочу я за робичича» пожалиси Добрыня и исполнися ярости и поемше вои идоше на Полтеск и победиста Роговолода. Легенда о Рогнеде-Гориславе, дочери варяга Рогволода, матери Ярослава Мудрого и праматери разветвленного рода полоцких, киевских и происходящих от них русских князей бытовала сначала в устной форме, а затем была внесена в нач. Белорусы обрели славу непобедимых воинов только под началом русского князя Олега.
Став княгиней киевской, Рогнеда не потерпит рядом с мужем никаких других женщин. Владимир, как известно, был сыном рабыни-ключницы своей бабки княгини Ольги, с которой согрешил его отец. Но, он, нужно отдать честь киевскому князю, успел вовремя остановить жену. В отместку за нанесенное оскорбление князь Владимир решил унизить и обесчестить род Рогнеды и по совету своего дяди и наставника Добрыни изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, после чего князь Рогволод, его жена и сыновья были убиты3. Его дальнейшая судьба туманна.
Следуя примеру матери, он строил храмы и основывал монастыри. Однако хитрая Рогнеда решила спастись с помощью маленького Изяслава. Вот тут и начинается компания, где один брат стремился обыграть другого в политическом поле: пытаясь сватовством к дочери независимого полоцкого князя Рогволода, получить козырь для решительной победы над соперником. Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе. Свято блюл завет господина после его гибели и Свенельд.
Женихи сами не занимались сватовством. Хотя в летописной статье 1128 г. есть замечание о том, что Владимир на момент сватовства был «детеск», поведение его было отнюдь не детским – на глазах родителей он овладел плененной Рогнедой, желая всячески ее унизить. У нас есть все основания не доверять этому анекдоту. Были уВладимира дети, чьих матерей установить неудалось. Войско же во главе с Владимиром направилось в Киев против Ярополка.
Брат Ярополка Владимир, в то время князь новгородский, был сильно унижен Рогнедой, так как тоже сватался к ней, однако был назван «робичичем» (сыном рабыни) и получил унизительный отказ: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Давно было происхождение русчией, тысячи лет назад.
«Посла ко Рогъволоду Полотьску глаголя хочю пояти тьчерь твою собе жене он же рек тьчери своеи «хочеши ли за Володимера» оно же рече «не хочю розути робичича но Ярополка хочю» бе бо Рогъволод пришел изаморя имеяше власть свою в Полотьске а Туры Турове от негоже и Туровци прозвашася придоша отроци Владимирови и поведаша ему всю речь Рогънедину и дъчерь Рогъволожю князя Полотьского. Так что пробыть «женой Ярополка» Рогнеде предстояло максимум несколько месяцев, после чего немецкие послы конечно строго следили бы за нерушимостью высокого династического союза. Запись была сделана в качестве пролога к высылке семейства полоцких князей киевским князем Мстиславом в Константинополь в 1129 г. за их отказ поддержать совместный поход русских на степняков-половцев. церк.
Однажды князь приехал кнейвсельцо. Согласно относительно поздней «Тверской летописи», в 1000 году Рогнеда постриглась перед смертью в монахини под именем Анастасия. н. ст. / 15. 07. Печальная судьба ее безусловно интересна для историка изучающего становление княжеского дома Рюриковичей и более того, что она, через своих потомков связана с многими другими династиями средневековой Европы: французскими Капетингами, норвежскими Хардратами, датскими Эстридсонами, чешскими Пржемысловичами, угорскими Арпадами и прочими.
Кроме Изяслава у Рогнеды от Владимира родились сыновья Всеволод и Ярослав. Новгородский князь через послов потребовал ее себе в жены. Рогнеда принудительно стала его женой. Двойное дно состояло в том, что Ярополк к тому моменту активно вел переговоры с германским императором Оттоном II о браке с императорской родственницей и не исключено, что в приготовление к этому браку был крещен, как минимум – оглашен. Рогволод вступил вборьбу скнязем, нопотерпел поражение изакрылся вгороде. Ей удалось собрать вокруг себя достаточно много опытных людей, сформировать княжеский двор, набрать дружину для юного сына покровительствуя сельскому хозяйству, ремеслу и торговле, она с помощью налогов наполнила свою казну.
Никто не знает, сколько раз затевала она с Ярополком разговоры о крещении. Дядька понадобился в этой истории за тем, чтобы вина за гнусное преступление не легла на самого Владимира (ему ведь еще предстоит выделить отчину Изяславу, а значит нужно сохранить его авторитет). Ведь на иерархической лестнице гречанка стояла много выше Рогнеды. Позже для Рогнеды и ее сына был построен город Изяславль (названный именем старшего сына Изяслава, ныне г. Заславль).
Ее слова «Княгиня была, не хочу быть рабыней» настолько поразили ее больного сына Ярослава (Присутствовал при разговоре родителей), что он вылечился от паралича ног. Отболгарыни Милолики— сыновья Борис иГлеб, которые княжили вРостове иМуроме. То есть перед нами история о происхождении борьбы «Роговолжьих внуков» против Ярославичей и в самом деле кипевшей весь XI век, особенно при князе Всеславе («Волхе Всеславиче» из «Слова о полку Игореве»). 988 г. Согласно этой версии, киевский князь по подсказке варяга Ижберна нарушил тайное сообщение горожан с внешним миром, взял город и, схватив «корсунского князя с княгинею», овладел на их глазах их дочерью, после чего приказал убить.
Под 1000 годом «Повесть временных лет» сообщает: «Преставися Мальфредь в се же лето преставися и Рогънедь, мати Ярославля». — красота. 21, 31). Согласно относительно поздней «Тверской летописи», в 1000 году Рогнеда постриглась перед смертью в монахини под именем Анастасия. После этого ее прозвали Гориславой.
Неволить тебя не буду, как и обещал, но не торопись, доченька, рассуди по уму. И всю жизнь Владимир любил ее больше, чем всех своих жен и многочисленных любовниц. Абсолютно очевидно. Победитель сделал пленницу своей женой, хотя ужеибылженат. Рогволод и упоминаемый вместе с ним в летописях князь туровский Тур, не принадлежали к Рюриковичам, княжившим в Киеве и остальных землях восточных славян.
Брат Ярополка Владимир, в то время князь новгородский, был сильно унижен Рогнедой, так как тоже сватался к ней, однако был назван «робичичем» и получил отказ: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Впоследствии этот город будет назван Изяславлем. Всеволод впоследствии стал первым князем Волынским. На следующий день Владимир отдаст Рогнеде Полоцк и она уедет туда править с сыновьями. Так каким же было начало земли русской.
Полоцкий князь жеспросил отомудочери, начтополучил ответ: «Нехочу разуть сына рабыни, нохочу заЯрополка». Рогнеду он принудительно взял в жёны4. В путь, в путь. Вторым сыном стал Мстислав, ноон, скорее всего, умер вмладенчестве.
Нужно отметить, что старшему из братьев князей было 16 лет, что наверняка указывает на вдохновение межусобной войны третьих лиц. Рогнеду ужесобирались везти кЯрополку, когда Владимир напал нагород. Но тот внезапно проснулся и перехватил ее руку. По совету с боярами князь решил отослать Рогнеду с сыном в «ее отчину», построив город известный сейчас как Заславль. Полоцк был разорен.
А Ярополк на княжьем престоле в Киеве скоро сядет. Вероятно, здесь родились и другие дети Рогнеды. Привели на его суд наместников Ярополковых. Итак. Вот тут-то гордая Рогнеда (в замужестве Горислава, намек на участь ее рода) не захочет терпеть подобный позор (ибо быть брошенной— вот настоящее несчастье. ) и сделает попытку убить мужа.
Сквозь ненависть и отчаяние, сквозь прилюдный позор и душевные муки.
Согласно относительно поздней «Тверской летописи»5, в 1000 году Рогнеда постриглась перед смертью в монахини под именем Анастасия. К примеру, мужчин убивали ударом двух мечей: «под пазухи» и поднятием тела на мечах в воздух с посвящением его Богам, причем жрецы держали руки жертвы разведенными в стороны. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси.
Её слова «не хочу розути робичича» свидетельствуют о знании славянского обычая разувания супруга3. Возможно, Рогволд и его два сына пытались оказать сопротивление, но в ходе боя были убиты. От тех варяг прозвалась страна сия Русь, что потом Новгородская страна именовалась ибо прежде были князи по родам их, а ныне владеют бывшие от рода варяжского" (Василий Татищев "Повесть временных лет")Князи по родам – русичи.
Скандинавы Аскольд и Дир, завладевшие Киевом, посылали сюда свои войска. Некоторые исследователи всё-таки связывают две легенды (о покушении и о постриге) и считают, что непосредственно после отказа выйти замуж за боярина мать Ярослава (то есть Рогнеда) и совершила ночью покушение на жизнь Владимира, правда, в таком случае действия матери Ярослава выглядят довольно непоследовательно. На арене борьбы остаются Ярополк и Владимир. Уже в Евангелии упоминаются люди, которые роптали на общение Христа с явными грешниками. Здесь в основанном ею монастыре Рогнеда умерла.
Но потом переменился, стал жить благочестиво, творить дела милосердия. События, связанные с Рогнедой изложены в «Повести временных лет». Зачем мужчине — тем паче князю киевскому. Князь Владимир приказал Рогнеде надеть лучшие платья и взял меч.
Два года провел Владимир за морем. Князь проснулся и отвел удар. Отсюда пошли ещё более поздние легенды о том, что Рогнеда под именем Анастасия жила в Изяславле, где якобы для неё был основан монастырь.
Гнев, страх и ярость смешались в ее взгляде, невероятной радугой отражаясь в широко распахнутых глазах, а яркий румянец, вспыхнувший на щеках, делал ее наивно-отчаянной и прекрасной в этом отчаянии. В «полоцкой легенде» Лаврентьевской и Радзивилловской летописей эта информация лишена всякого смысла, так как выше уже пышным книжным языком более позднего времени сообщено, что Роговолод держит и владеет и княжит Полоцкой землею. Сведений о том, где она похоронена не сохранилось.
Это известие, записанное в XVI в. и правдоподобное само по себе, основывается, вероятно, на каком-то предании. Рогнеду он принудительно взял в жёны. Несмотря на то что в древнейших летописях довольно много сведений о Рогнеде, никто из историков не попытался воссоздать ее исторический портрет, реконструировать биографию. Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе.
Как бы то ни было, но князь, пока еще новгородский, отправил в Полоцк «сватов». Владимир прознал о гибели Олега и решил, что это Ярополк убил брата и бежал к варягам. Тогда князь взял город вдолгую осаду. Тот не смог дать отпор младшему брату и вскоре был убит. Она ответила кратко и внятно и ответ ее, благодаря упоминанию в летописи, широко известен: «Не хочу розути робичича Ярополка хочу». Образ Рогнеды Рогволодовны впоследствии стал популярной темой в литературе и искусстве. Точное место ее захоронения осталось невыясненным. Правда, полностью под опекой матери он находился только в раннем детстве. Но эти сведения исключительно гипотетические и не имеют подтверждения в источниках.
По возрасту среди остальных сыновей Владимира он, видимо, был третьим. Она же велит своему сын Изяславу, только что названному «младенцем», встать на пути отца с обнаженным мечом и тем самым посеять у Владимира сомнения в правоте своего поступка. Довольно с него и власти и богатства. Регентство княгини, вероятно, продолжалось около 10 лет. Но все же рядом со своим похитителем Эйрена ощущала себя почти в безопасности. Но в Полоцк приехали сваты и от новгородского князя Владимира Святославича.
Именно Добрыня посылает сватов в Полоцк и после унизительного отказа княжны «не хочу я за сына рабыни» (Ярополк как другой жених не упоминается вовсе) идет с Владимиром на Полоцк, пленяет Рогволода и велит Владимиру совершить насилие над Рогнедой в присутствии отца и матери (краткая редакция последней острой подробности не содержит). Она же могла помочь ему в христианизации Ростовской земли, привила любовь к книгам и чтению. ». События, связанные с Рогнедой, подробно изложены в «Лаврентьевской летописи». Христиане и прежде всего Эйрена, упрекали его за отказ креститься.
Более древней формой имени считается «Рогнедь». И сказал им Владимир: «Идите к брату моему и скажите ему: Владимир идет на тебя, готовься с ним биться». Пчелов изменение даты сватовства полностью нарушает логику последующих событий. Некоторые исследователи всё-таки связывают две легенды (о покушении и о постриге) и считают, что непосредственно после отказа выйти замуж за боярина мать Ярослава (то есть Рогнеда) и совершила ночью покушение на жизнь Владимира, правда, в таком случае действия матери Ярослава выглядят довольно непоследовательноисточник не указан 1207 дней.
Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского. По мнению других исследователей, в частности, В. П. Тимофеева имя Рогнеды — славянского происхождения и означает «Изнеженная властью, рождённая для власти», не указывая при этом исторических примеров славянских имён с подобными корнями. Согласно приданию, после этого Владимир дал ей имя Горислава. С того дня, Рогнеда стала зваться Гориславой.
Больно мне слышать это. Однако в Ипатьевской летописи нет красочного рассказа о Рогнеде в годовой статье 1128. Другие же, по мнению исследователей, стали княжить несколько позднее. И дело не в том, что у Ярополка уже была жена «грекиня», в конечном счете и Владимир уже был женат на чешке, родившей ему сына Вышеслава.
Карамзин, несмотря на то, что в молодости мечтал написать русскую историю с «яркими картинами» от включения в свою «Историю» этого сюжета воздержался, ограничившись лишь скептическим замечанием, что Нестор молчит о таком «гнусном обстоятельстве». В источниках нет сведений о том, как Рогволд оказался правителем Полоцкого княжества. Рогъволод же вбеже в город и приступивше к городу и взяша город и самого яша и жену его и дщерь его и Добрыня поноси ему и дщери его нарек еи «робичица» и повеле Володимеру быти с нею пред отцем ея и матерью потом отца ея уби а саму поя жене и нарекоша еи имя Горислава и роди Изяслава». Ее отец Рогволод, по одной из гипотез — варяг, приглашенный в Полоцк на княжение, по другой — сын полоцкой княгини Предславы, который после смерти матери принял княжение, вернувшись в вотчину «из заморья». Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе.
Когда началась междоусобица между старшими братьями, ему было лет 20. Там он набрал среди чужеземцев боевую дружину и вернулся в Новгород. Вытянулся, повзрослел и трудно было узнать в крепком воине пятнадцатилетнего отрока. Сын Свенельда Лют въехал с охотой в Древлянскую землю. Летописец сообщает, что он прибыл на берега Западной Двины из-за моря.
Весной 978 года город был взят. Скандинавскими считают имена Рогнеды и её отца Макс Фасмер и авторитетные историки-скандинависты Е. А. Рыдзевская и Т. Н. Джаксон (указывая в качестве скандинавского оригинала имя Ragnheid, в древнеисландском нормализованном написании— Ragnheir). Ответ Рогнеды свидетельствовал о политическом выборе Рогволода в пользу Киева, что неминуемо вело к войне с НовгородомК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан).
Дочь Премислава же, понекоторым источникам, стала женой венгерского принца Ласло Лысого. Войско же во главе с Владимиром направилось в Киев против Ярополка. Потом, видимо, не только хитрость княгини, но и советы бояр склонили его к решению о высылке Рогнеды в Полоцкую землю.
В это же время, по преданию, она получила имя Горислава. Никто не смел посягнуть на женщину князя. События, связанные с Рогнедой изложены в «Повести временных лет». Правда, насчет красоты — это одни разговоры, Рогнеда Ярополка никогда не видела. Некоторые исследователи всё-таки связывают две легенды (о покушении и о постриге) и считают, что непосредственно после отказа выйти замуж за боярина мать Ярослава (то есть Рогнеда) и совершила ночью покушение на жизнь Владимира, правда, в таком случае действия матери Ярослава выглядят довольно непоследовательно. Отсюда они добрались и до «Полтеска» – Старого Полоцка.
Весной 978 года город был взят. Владимир «повеле ею устроитися во всю тварь царскую якоже в день посага ея и сести на постеле светле в храмине». Согласно относительно поздней «Тверской летописи»8, в 1000 году Рогнеда постриглась перед смертью в монахини под именем Анастасия. Это предопределило правление Изяслава в Полоцке и образование полоцкой ветви Рюриковичей. Но эти сведения исключительно гипотетические и не имеют подтверждения в источниках. Чтобы стоило княжне этой причиной и ограничиться, однако, услышав о сватовстве Владимира и хорошо зная, от кого он рожден, позволила себе заметить полоцкая княжна: ниже ее достоинства будет разувать сына рабыни. Представители этого рода считали себя внуками Рогнеды Рогволодовны и вели свою отчину от князя Рогволода.
В это же время, по преданию, она получила имя Горислава. К Рогнеде же он посватался приблизительно в 22 года. Иной была полоцкая княжна. Ответ Рогнеды свидетельствовал о политическом выборе Рогволода в пользу Киева, что неминуемо вело к войне с Новгородом. как династия, стоявшая у основания белорусской государственности. В ее глазах Владимир не желал представать кровавым варваром. Рогнеду он перевез в Киев (вместе со второй женой, скандинавки Алов).
Егда един жити хощеши на земли или бессмертен мнишися. И сел старший из них Рюрик в Ладоге, другой Синеус сел в у нас в Белозере, а третий Трувор в Изборске. В Повести временных лет сказано: «Этот Рогволод пришёл из-за моря и держал власть свою в Полоцке». Так и стала жить Рогнеда в стольном граде Киеве.
.