Портрет Рогнеды
В «полоцкой легенде» Лаврентьевской и Радзивилловской летописей эта информация лишена всякого смысла, так как выше уже пышным книжным языком более позднего времени сообщено, что Роговолод держит и владеет и княжит Полоцкой землею. Скандинавскими считают имена Рогнеды и её отца Макс Фасмер и авторитетные историки-скандинависты Е. А. Рыдзевская и Т. Н. Джаксон (указывая в качестве скандинавского оригинала имя Ragnheid, в древнеисландском нормализованном написании — Ragnheir). Точное место ее захоронения осталось невыясненным. Настала пора и возвращения. Следовательно, в 969 г. ему было лет 16 и он вполне мог править самостоятельно. У нас есть все основания не доверять этому анекдоту. Скандинавскими считают имена Рогнеды и её отца Макс Фасмер и авторитетные историки-скандинависты Е. А. Рыдзевская и Т. Н. Джаксон (указывая в качестве скандинавского оригинала имя Ragnheid, в древнеисландском нормализованном написании— Ragnheir).
Точно так же на сцене по законам театрального действа эпохи классицизма предписывалось (наставлял актеров А. П. Сумароков) «отдавать преимущество добрым делам, а злодеянию, сколько б оно ни имело успехов, всегда б наконец быть в попрании». Некоторые исследователи всё-таки связывают две легенды (о покушении и о постриге) и считают, что непосредственно после отказа выйти замуж за боярина мать Ярослава (то есть Рогнеда) и совершила ночью покушение на жизнь Владимира, правда, в таком случае действия матери Ярослава выглядят довольно непоследовательно. Сев на золотой княжеский стол, Владимир – язычник и сластолюбец – обзавелся новыми женами («поя же паки и ины жены многи»), а заодно и гаремом в 800 наложниц ибо, как записал летописец, «был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». Так что пробыть «женой Ярополка» Рогнеде предстояло максимум несколько месяцев, после чего немецкие послы конечно строго следили бы за нерушимостью высокого династического союза. Затем ограбил Полоцк, убил отца и братьев княжны.
- Мать Ярослава Мудрогокняжна Рогнеда Рогволдовна
- Настоящая княжна Рогнеда была широкоплечей и мускулистой
- Полоцкая княжна Рогнеда Рогволдовна
- Рогнеда Рогволодовна – великая княгиня Киевская
- «Кровавая свадьба» Владимира и Рогнеды
Её слова «не хочу розути робичича» свидетельствуют о знании славянского обычая разувания супруга. Варяги, как известно, жили в Старой Ладоге и Новгороде. Рогнеда Рогволодовна – дочь полоцкого князя, супруга Владимира св. По возрасту среди остальных сыновей Владимира он, видимо, был третьим. Но люди постоянно помнили о незаконном происхождении Владимира, называя его сыном рабыни. Белорусы обрели славу непобедимых воинов только под началом русского князя Олега.
В Белоруссии Рогволодовичи рассматриваютсякем. Но можно предположить, что мать навещала его и давала полезные советы. Вторым сыном стал Мстислав, ноон, скорее всего, умер вмладенчестве. Вытянулся, повзрослел и трудно было узнать в крепком воине пятнадцатилетнего отрока. Более древней формой имени считается «Рогнедь». С этого времени практически все восточные славяне оказались под властью русского Киева. До конца жизни Рогнеда ненавидела его за великий позор, который она приняла тогда от него.
Были уВладимира дети, чьих матерей установить неудалось. Однако А. А. Шахматов решил, что это событие было в начале 70-х гг. Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе. Брак с Рогнедой принес Владимиру немало детей, среди которых самым знаменитым стал Ярослав «иже от Рогнеды родися» — как напоминала в XVI веке официозная «Степенная книга». Из остальных княжичей сразу получили собственные владения только Святополк – Туров и Святослав – Древлянскую землю. 1 вместе с отцом— князем Рогволодом— и не названными в летописях по именам матерью и братьями. Многое, но не все.
- Владимир Святославич и Рогнеда Рогволодовна
- Краткая история Беларуси за последнюю 1000 лет
- Значение РОГНЕДА РОГВОЛОДОВНА в Краткой биографической энциклопедии
- Рогнеда Рогволодовна: биография
Правда, после ее смерти и переноса столицы в Полоцк эта обитель, видимо, заглохла. В это же время, по преданию, она получила имя Горислава. В это же время, по преданию, она получила имя Горислава.
Княжна Рогнеда жила в Полоцке, вместе с отцом— князем Рогволодом и не названными в летописях по именам матерью и братьями. По мнению некоторых историков, правящая в Полоцке династия была иноземного (варяжского) происхождения, что доказать пытался ещё в начале XIX века Август Шлецер, указывая на имена: Рогволод – «Рёгнвальд», Рогнеда – «Рагнхильд». Но на этом полоцкая история еще не кончилась. Дверь оказалась закрытой на засов. Вот таким образом «дщерь Роговолода» называется в «полоцкой легенде» как угодно, но не Рогнедой. Автор: Лосенко А. П.
- Отрывок из документального фильма о Рогнеде
- Словари и энциклопедии на Академике
- Коллекция Государственного Русского музея
- Краткая биографическая энциклопедия
- Добавить комментарий1 комментарий
Однако мать Ярослава отказалась ответив: «Царицей была, а рабыней быть не хочу», а выразила желание принять постриг, что позже и сделала под именем Анастасия. Покушение не удается. После этого княгиня, уверенная в продолжении своего рода, очевидно, ушла на покой. Ведь ее казнь могла произвести самое негативное впечатление на новую невесту-христианку. По своему богатству они были вполне сравнимы с киевскими князьями. Скандинавскими считают имена Рогнеды и её отца Макс Фасмер и авторитетные историки-скандинависты Е. А. Рыдзевская и Т. Н. Джаксон (указывая в качестве скандинавского оригинала имя Ragnheid, в древнеисландском нормализованном написании— Ragnheir).
Однако эта попытка завершилась неудачей. Регентство княгини, вероятно, продолжалось около 10 лет. Гораздо более архаичная формула «имеяше волость свою Полтеск» торчит неловким заусенцем, выдавая, что составитель полоцкой легенды использовал текст ПВЛ. Рогнеду он принудительно взял в жёны.
Именно это остановило князя от немедленной расправы с супругой-убийцей. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси. И, прежде чем идти войной на Ярополка, хотел Владимир заполучить в союзники князя. Рогъволод же вбеже в город и приступивше к городу и взяша город и самого яша и жену его и дщерь его и Добрыня поноси ему и дщери его нарек еи «робичица» и повеле Володимеру быти с нею пред отцем ея и матерью потом отца ея уби а саму поя жене и нарекоша еи имя Горислава и роди Изяслава». За спиной Владимира его воеводы, принимающие сторону своего князя. Считается, что княжна Рогнеда Рогволодовна умерла в Изяславле ориентировочно в 1000 году. И в тот день в Полоцке публичное насилие над Рогнедой закончилось тем, что она забеременела и впоследствии родится первый сын Владимира Изяслав, а Рогнеда станет первой и главной женой князя, родив ему четырех сыновей и двух дочерей.
После этого ее прозвали Гориславой. Однако хитрая Рогнеда решила спастись с помощью маленького Изяслава. Как уже отмечалось, ее сыновьями были: Изяслав, Ярослав, Мстислав и Всеволод. Посоветовавшись с боярами, он вернул Рогнеде полоцкие земли и основал там город Изяславль.
Примером являются посольства Мала к Ольге. Более древней формой имени считается «Рогнедь». Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского. Брат Ярополка Владимир, в то время князь новгородский, был сильно унижен Рогнедой, так как тоже сватался к ней, однако был назван «робичичем» (сыном рабыни) и получил унизительный отказ: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир.
Некоторые исследователи всё-таки связывают две легенды (о покушении и о постриге) и считают, что непосредственно после отказа выйти замуж за боярина мать Ярослава (то есть Рогнеда) и совершила ночью покушение на жизнь Владимира, правда, в таком случае действия матери Ярослава выглядят довольно непоследовательноисточник не указан 1207 дней. Тогда Владимир, по свидетельству «Повести временных лет», пошел войной на Полоцк, убил отца и двух братьев княжны и насильно взял ее в жены. После этого, Владимир пошел на Киев с целью захватить престол. Дядька понадобился в этой истории за тем, чтобы вина за гнусное преступление не легла на самого Владимира (ему ведь еще предстоит выделить отчину Изяславу, а значит нужно сохранить его авторитет).
Согласно приданию, после этого Владимир дал ей имя Горислава. Рогнеда назвала его «робичичем», то есть сыном рабыни, так как Владимир действительно был рожден от наложницы и сочла их союз недостойным для ее рода. В будущем они могли превратиться в тайных врагов, мечтающих отомстить за мать. Как уже отмечалось, ее сыновьями были: Изяслав, Ярослав, Мстислав и Всеволод.
По мнению некоторых историков, правящая в Полоцке династия была иноземного (варяжского) происхождения, что доказать пытался ещё в начале XIX века Август Шлецер, указывая на имена: Рогволод— «Рёгнвальд», Рогнеда— «Рагнхильд». Подчас великие люди совершают и великие проступки. Но эти сведения исключительно гипотетические и не имеют подтверждения в источниках. Но оскорбление было нанесено и притом— публично, а такое не прощалось на Руси. Кроме Изяслава, от Р. у Владимира было еще два сына и две дочери. Имеется в виду, конечно, не рог изобилия, а место, на котором был возведен город).
Художник выделяет главных героев изображая их в духе театрального классицизма. Тогда князь взял город вдолгую осаду. Дочь Премислава же, понекоторым источникам, стала женой венгерского принца Ласло Лысого. Почти в тот же день по наущению Добрыни князь новгородский, заслав сватов в Полоцк, к полоцкому князю Рогволоду, попросил руки его дочери Рогнеды.
Уходя, Владимир приказал княгине приготовиться к смерти. Неудивительно, что Владимир вскоре забыл об упрямой Рогнеде. К примеру, мужчин убивали ударом двух мечей: «под пазухи» и поднятием тела на мечах в воздух с посвящением его Богам, причем жрецы держали руки жертвы разведенными в стороны. Об этом известно из повествования 1128г.
Однако мать Ярослава отказалась ответив: «Царицей была, а рабыней быть не хочу», а выразила желание принять постриг, что позже и сделала под именем Анастасия. Для нее веской причиной для отказа стало его низкое происхождение. И се ныне не любиши мене со младенцем сим. ».
По мнению других исследователей, в частности, В. П. Тимофеева имя Рогнеды— славянского происхождения и означает «Изнеженная властью, рождённая для власти», не указывая при этом исторических примеров славянских имён с подобными корнями. Согласно относительно поздней «Тверской летописи», в 1000 году Рогнеда постриглась перед смертью в монахини под именем Анастасия. Абсолютно очевидно. Она ответила кратко и внятно и ответ ее, благодаря упоминанию в летописи, широко известен: «Не хочу розути робичича Ярополка хочу».
Это предопределило правление Изяслава в Полоцке и образование полоцкой ветви Рюриковичей. Два стражника одновременно бросились навстречу, мешая друг другу. Обычные для западных средневековых хроник эти повествовательные элементы в русских летописях представлены крайне скупо и «полоцкая легенда» – одно из редких исключений.
Весной 978 года город был взят. Отбогемской княжны Мальфриды— сынСвятослав, князь древлянский. В ее глазах Владимир не желал представать кровавым варваром.
Автор Тверской летописи, который знал эту легенду о матери Ярослава, но не знал её имени, вписал в легенду Рогнеду. С шумом вошли в Новгород ратники, предводительствуемые Владимиром. Историки затрудняются оценить степень достоверности этого сообщения, которое не встречается в других источниках. Князь решил созвать бояр, чтобы те решили будущее Рогнеды. Ведь на иерархической лестнице гречанка стояла много выше Рогнеды. Княжна Рогнеда жила в Полоцкекомм. Последние решили сохранить княжне жизнь, отослав из Киева вместе с сыном. Отсюда они добрались и до «Полтеска» – Старого Полоцка.
Но тот внезапно проснулся и перехватил ее руку. В отроке уже созревал мужчина и новая энергия требовала выхода. Князь Владимир приказал Рогнеде надеть лучшие платья и взял меч. ».
Он кажется таким нежным и любящим влюбленным романтическим героем – жертвой обстоятельств. Однако мать Ярослава отказалась ответив: «Царицей была, а рабыней быть не хочу», а выразила желание принять постриг, что позже и сделала под именем Анастасия. Она пытается убить мужа, а когда это не удается, жестоко его упрекает: «зане отца моего уби и землю его полони мене деля и се ныне не любиши мене и съ младенцем сим». Рогнеду он принудительно взял в жёны4.
В этом смысле предложение Владимира было, конечно, куда как честнее. В этом отношении Владимир был ему совсем не нужен. Возведенный им в Киеве Софийский собор стал шедевром древнерусского искусства. Посовещавшись же с боярами Владимир решает «воздвигнуть отчину ея», да еще и строит в честь сына город Изяславль.
Карамзин, несмотря на то, что в молодости мечтал написать русскую историю с «яркими картинами» от включения в свою «Историю» этого сюжета воздержался, ограничившись лишь скептическим замечанием, что Нестор молчит о таком «гнусном обстоятельстве». Вместо этого он по совету бояр приказал сослать их обоих в полоцкую вотчину— город в верховьях реки Свислочь, названный Изяславль. События, связанные с Рогнедой, подробно изложены в «Лаврентьевской летописи».
К Рогнеде же он посватался приблизительно в 22 года. Автор «полоцкой легенды» называет её как угодно, но только не Рогнедой. В Повести временных лет сказано: «Этот Рогволод пришёл из-за моря и держал власть свою в Полоцке». Два года провел Владимир за морем. Когда Владимир вошел в покои, навстречу ему вышел Изяслав и, протягивая обнаженный меч, сказал: «Отче.
Ведь на иерархической лестнице гречанка стояла много выше Рогнеды. Дочь Роговолода во второй части «полоцкой легенды» выступает не как опозоренная рабыня, а напротив – как царица. Её слова «не хочу розути робичича» свидетельствуют о знании славянского обычая разувания супруга2.
С конца XV века в московском летописании фигурирует также Горислава, не тождественная, но весьма близкая Рогнеде. В это же время, по преданию, она получила имя Горислава. впреклонном возрасте, но дряхлым старцем он не был, поскольку собирался в поход на Новгород, на непокорного сына Ярослава. В Новгород он поехал приблизительно в 13 лет.
У Рогволода было двое сыновей и красавица дочь Рогнеда. Дочери Предслава иМстислава были угнаны в1018 году вПольшу князем Болеславом I, после того, каконвзял Киев. Рогволод и упоминаемый вместе с ним в летописях князь туровский Тур, не принадлежали к Рюриковичам, княжившим в Киеве и остальных землях восточных славян.
И дело не в том, что у Ярополка уже была жена «грекиня», в конечном счете и Владимир уже был женат на чешке, родившей ему сына Вышеслава. Один из самых жестких сюжетов, посвященных Владимиру, рассказывает о тех временах, когда он, будучи еще новгородским князем (следовательно, язычником) посватался к полоцкой княжне Рогнеде, но был отвергнут ее отцом — князем Рогвольдом. После этого ее прозвали Гориславой. Вотместку заотказ Владимир поступил ссемьей местного градоначальника, каксРогволодом. Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского. История позора дочери Роговолода – изнасилование её Владимиром по приказу «злого гения» Добрыни на глазах отца и матери, попытка убийства ею Владимира из ревности, попытка Владимира казнить её, прерванная маленьким Изяславом и выделение ей и сыну удела в Полоцке содержится в Лаврентьевской летописи, одном из древнейших сохранившихся летописных списков созданном около 1370 года, где она читается на обороте 99 листа под 6636 от сотворения мира (1138) годом в отдельной повести, посвященной происхождению сепаратного от Киева Полоцкого княжения (далее для простоты мы будем назвать эту повесть «полоцкой легендой»).
Если говорить о раннем Средневековье, то речь пойдет о скандинавских варягах, приплывавших в ладьях из Швеции, с Готланда из Дании и Норвегии и о киевских князьях, приходивших посуху. Брат Ярополка Владимир, в то время князь новгородский, был сильно унижен Рогнедой, так как тоже сватался к ней, однако был назван «робичичем» (сыном рабыни) и получил унизительный отказ: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. В Повести временных лет сказано: «Этот Рогволод пришел из-за моря и держал власть свою в Полоцке». По возрасту среди остальных сыновей Владимира он, видимо, был третьим. События, связанные с Рогнедой изложены в «Повести временных лет». Согласно относительно поздней «Тверской летописи»5, в 1000 году Рогнеда постриглась перед смертью в монахини под именем Анастасия.
Следуя примеру матери, он строил храмы и основывал монастыри. Анализируя деятельность Владимира I Святославича, можно заметить, что гордое и независимое поведение Рогнеды побудило его на ряд судьбоносных для Древнерусского государства поступков: присоединение Полоцкого княжества, разгром Ярополка и объединение под своей властью всех славянских земель. Привели на его суд наместников Ярополковых. Она – совесть, укоризненно взирающая на неправедное сватовство Владимира. Образ Рогнеды Рогволодовны впоследствии стал популярной темой в литературе и искусстве.
Но эти сведения исключительно гипотетические и не имеют подтверждения в источниках. Добрыня стал позорить дочь Рогволода («поноси дщери его»), «Повесть временных лет» содержит текст, который можно понимать как описание публичного изнасилования Рогнеды на глазах ее родителей, после чего отец обесчещенной девушки и два ее брата были убиты: «.
Заканчивается повесть следующим резюме: «оттоле мечь взимают Роговолжьи внуци противу Ярославлим внуком». Женихи сами не занимались сватовством. Вот таким образом когда в 1010 г. правивший в Новгороде Вышеслав умер, Ярослав был переведен отцом в этот город. В других повествование о ней сокращено и она упоминается не столько как жена князя Владимира, сколько как мать Ярослава Мудрого (Софийская I, Ермолинская).
Доэтого Болеслав сватался кПредславе, нополучил отказ. Вот тут-то гордая Рогнеда (в замужестве Горислава, намек на участь ее рода) не захочет терпеть подобный позор (ибо быть брошенной— вот настоящее несчастье. ) и сделает попытку убить мужа. Рогнеда принудительно стала его женой. Но эти сведения исключительно гипотетические и не имеют подтверждения в источниках.
ему было лет 16 и он вполне мог править самостоятельно. Однажды князь приехал кнейвсельцо. Ему она дала меч и научила словам, которые тот должен был сказать при виде отца. Вот таким образом православная церковь забыла одну из первых подвижниц. А случилось вот что. Однако мать Ярослава отказалась ответив: «Царицей была, а рабыней быть не хочу», а выразила желание принять постриг, что позже и сделала под именем Анастасия. Крещение Руси – всегда считалось поворотным моментом в развитии Руси.
Процесс сватовства кполоцкой княжне Рогнеде подробно описан в«Лаврентьевской летописи». Вокруг них сгруппированы дополнительные персонажи, своеобразные зрители внутри картины. Её слова «не хочу розути робичича» свидетельствуют о знании славянского обычая разувания супруга.
Кроме Изяслава у Рогнеды от Владимира родились сыновья Всеволод и Ярослав. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В «полоцкой легенде» получается так, что Владимир слышит эти слова сам и бежит жаловаться Добрыне, воспылавшем яростью на поношения дочери Роговолда и решившего отомстить ей большим позором. Когда Ярополку удалось найти тело брата во рву, заваленное горой человеческих и конских трупов он с упреком бросил Свенельду: «Вижь сего ты еже еси хотел. Первенцем стал Изяслав, будущий полоцкий князь. Но этого требовал варяжский кодекс чести, нарушить который он не мог.
Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского. Согласно относительно поздней «Тверской летописи», в 1000 году Рогнеда постриглась перед смертью в монахини под именем Анастасия.
Рогнеда также приняла сторону отца и предпочла Ярополка Владимиру. На родине она наконец-то превратилась в полновластную хозяйку собственной судьбы. Отболгарыни Милолики— сыновья Борис иГлеб, которые княжили вРостове иМуроме. С конца XV века в московском летописании фигурирует также Горислава, не тождественная, но весьма близкая Рогнеде. В Повести временных лет сказано: «Этот Рогволод пришёл из-за моря и держал власть свою в Полоцке». За содеянное ей грозила смерть.
В противном случае Рогнеда не могла бы обвинить Владимира в низком происхождении. Сама же надела лучшие одежды и приготовилась ждать.
Надо сказать, что подобные ритуалы отличались жестокостью. Владимир хочет казнить её и «повеле ею устроитися во всю тварь царскую якоже в день посага ея и сести на постеле светле в храмине». Маленький Святослав при жизни Игоря сам считался новгородским князем, о чем свидетельствует трактат василевса Константина Багрянородного «Об управлении империей»: «приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии».
В Повести временных лет сказано: «Этот Рогволод пришёл из-за моря и держал власть свою в Полоцке». Она, видно, неопытная в таких страшных делах, как-то неловко, по-женски замахнулась ножом, князь внезапно проснулся и успел перехватить ее руку (вот бы этот сюжет взял художник. ). Победитель сделал пленницу своей женой, хотя ужеибылженат.
Известно, что греки, выплачивая дань победителям, часть ее выделили особо – «на Полтесг». Он был и остался первым и единственным мужчиной в ее жизни. Её слова «не хочу розути робичича» свидетельствуют о знании славянского обычая разувания супруга. Весной 978 года город был взяткомм. Однако А. А. Шахматов решил, что это событие было в начале 70-х гг.
«Полоцкая легенда» появляется в летописях не в связи с биографией Владимира, а в связи с ранней историей Полоцкого княжения, а потому её статус как источника по истории Крестителя Руси сильно колеблется в зависимости от источниковедческой позиции историка. Но эти сведения исключительно гипотетические и не имеют подтверждения в источниках.
Поясним: покорная жена, по обычаю, должна была снимать сапоги с мужа. Владимир приказал жене нарядно одеться иужебыло взял вруки меч, чтобы привести приговор висполнение, нотутнавстречу емувышел маленький Изяслав тоже смечом вруке. Скандинавскими считают имена Рогнеды и её отца Макс Фасмер и авторитетные историки-скандинависты Е. А. Рыдзевская и Т. Н. Джаксон (указывая в качестве скандинавского оригинала имя Ragnheid, в древнеисландском нормализованном написании – Ragnheir). Соловьев уделяет этому сюжету несколько страниц, пространно объясняя позор Рогнеды гневом Добрыни, происхождение чьей сестры, а значит и его собственное, она оскорбила своими словами о «робичиче». Возможно их городом вместе с матерью-булгаркой стал Муром, поскольку остальные города они получили позднее, а этот располагался неподалеку от Волжской Булгарии.
Вот таким образом-то Ярополк и хотел жениться на Рогнеде. Тогда, по легенде, Вильгельм прискакал во Фландрию избил Матильду, бросил её на пол и изорвал на ней платье шпорами (прозрачный намек на изнасилование). Ей удалось собрать вокруг себя достаточно много опытных людей, сформировать княжеский двор, набрать дружину для юного сына покровительствуя сельскому хозяйству, ремеслу и торговле, она с помощью налогов наполнила свою казну. «Робичич» – сын рабыни.
как династия, стоявшая у основания белорусской государственности. «Роговолоду держащу и владеющу и княжащу Полотьскую землею, а Володимеру сущу Новегороде детьску сущю еще и погану и бе у него Добрына воевода и храбор и наряден муж сеи посла к Роговолоду и проси у него дщере за Володимера он же рек дъщери своеи «хощещи ли за Володимера» она же рече «не хочю розути робичича но Ярополка хочю» бе бо Рогволод пришел изъ заморья имеяше волость свою Полтеск слышавше же Володимер разгневася о тои речи оже рече «не хочу я за робичича» пожалиси Добрыня и исполнися ярости и поемше вои идоше на Полтеск и победиста Роговолода. Думается, что для Рогнеды прекращение ненавистных супружеских отношений с Владимиром и переезд в Изяславль явились величайшим благом. Услышав обвинения в свой адрес, Владимир решил сразу не убивать супругу, но приказал ей приготовиться к смерти на следующий день. Летописец сообщает, что он прибыл на берега Западной Двины из-за моря.
Н. М. Рогволод и упоминаемый вместе с ним в летописях князь туровский Тур, не принадлежали к Рюриковичам, княжившим в Киеве и остальных землях восточных славян. Изяслав стал основателем династии полоцких князей. Однако хитрая Рогнеда решила спастись с помощью маленького Изяслава.
Владимир неожиданно напал на Полоцк, взял в плен Рогволода и женился на Р. (около 979). Это произошло во время похода Владимира на Киев, в результате которого Ярополк погиб, а Владимир стал великим князем киевским. Они общаются языком жестов их лица озарены патетическими чувствами. Более древней формой имени считается «Рогнедь».
Женихи сами не занимались сватовством. Брат Ярополка Владимир, в то время князь новгородский, был сильно унижен Рогнедой, так как тоже сватался к ней, однако был назван «робичичем» (сыном рабыни) и получил унизительный отказ: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Движимый праведным гневом, он должен был бы поспешить в Киев, чтобы покарать братоубийцу Ярополка (как позже выяснилось, убийства никакого не было, произошел лишь несчастный случай), но внезапно решил жениться на полоцкой княжне, которая была уже обещана его брату Ярополку. Потом с юных лет ему пришлось самостоятельно править Ростовской землей. Владимир легко уклонился от меча, следовавшие за ним богатыри тут же повязали последних защитников полоцкого князя и князь новгородский увидел перед собою статную и очень юную девушку с коротким мечом, который она держала перед собой двумя руками. В Никоновской летописи под 865 годом говорится, что Аскольд и Дир «воеваша полочанъ и много зла сытворица».
Полоцкий князь жеспросил отомудочери, начтополучил ответ: «Нехочу разуть сына рабыни, нохочу заЯрополка». Сын Свенельда Лют въехал с охотой в Древлянскую землю. К концу жизни Ярослав собрал большую библиотеку, одну из первых на Руси. Новгородский князь был в ярости от такого ответа. Сквозь ненависть и отчаяние, сквозь прилюдный позор и душевные муки.
Древнейшие письменные источники. Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского.
В987году Рогнеда решила отомстить мужу засодеянное зло. Владимир же был их младше, поскольку поехал в Новгород с дядей-опекуном Добрыней. СПб., 2008 с. 133). Так «полоцкая легенда» дожила наряду с официальной до тех времен, когда историки стремились найти в летописях максимум сведений при минимальной критической оценке, а потому, в большинстве своем (за исключением, как мы видели, Карамзина) отнеслись к «полоцкой легенде» с восторгом и без особой критики – ведь она давала именно то, чего так не хватало в большинстве русских летописей – драму, страсть, эмоции, женские слезы, постельные сцены, кровь и жестокость. Вот таким образом когда в 1010г. Своеобразными дорогами являлись крупные реки: Западная Двина, Полота, Березина, Днепр и др. Полоцкий владыка обратился к дочери с вопросом, не хочет ли она взять в мужья Владимира.
Для самого полоцкого князя наиболее выгодным был союз с Ярополком, владевшим выходом в Черное море. Владимир воздвиг вполоцкой земле город Изяславль ипоселил Рогнеду ссыном там. Летописи числят за нею нескольких сыновей и дочерей, включая полоцкого князя Изяслава (умершего еще при жизни отца) и знаменитого Ярослава, после династической войны со Святополком, ставшего знаменитым на весь мир правителем Руси – героем скандинавских саг и византийских хроник, тестем французского, венгерского и норвежского королей. На родине она наконец-то превратилась в полновластную хозяйку собственной судьбы.
Вот таким образом православная церковь забыла одну из первых подвижниц. За покушение на великого князя Рогнеде грозила смерть. Хотя в летописной статье 1128г.
В 59–60 лет мужчины как раз такими и бывают. К тому времени Добрыня всячески старался изжить в юном князе комплекс «дикого утенка», ту самую ущербность, которая возникла в результате еще детских потрясений, понимания неравноправности своей меж братьями. К началу 80-х гг. Всеволод впоследствии стал первым князем Волынским. – Е. А. ) и нареко-ша имя ей Горислава». Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе. Владимир не стал собственноручно казнить княжну.
То есть перед нами история о происхождении борьбы «Роговолжьих внуков» против Ярославичей и в самом деле кипевшей весь XI век, особенно при князе Всеславе («Волхе Всеславиче» из «Слова о полку Игореве»). Она же велит своему сын Изяславу, только что названному «младенцем», встать на пути отца с обнаженным мечом и тем самым посеять у Владимира сомнения в правоте своего поступка. Рогволод вступил вборьбу скнязем, нопотерпел поражение изакрылся вгороде. Хотя в летописной статье 1128 г. есть замечание о том, что Владимир на момент сватовства был «детеск», поведение его было отнюдь не детским – на глазах родителей он овладел плененной Рогнедой, желая всячески ее унизить.
За спиной Рогнеды фигура плачущей служанки, она – горе, оплакивающее убитых половцев. Это предопределило правление Изяслава в Полоцке и образование полоцкой ветви Рюриковичей. Отсюда напрашивается предположение о том, что Владимир родился после 955 г. В Новгород он поехал приблизительно в 13 лет. Некоторые исследователи всё-таки связывают две легенды (о покушении и о постриге) и считают, что непосредственно после отказа выйти замуж за боярина мать Ярослава (то есть Рогнеда) и совершила ночью покушение на жизнь Владимира, правда, в таком случае действия матери Ярослава выглядят довольно непоследовательно.
Владимир «повеле ею устроитися во всю тварь царскую якоже в день посага ея и сести на постеле светле в храмине». Правда, полностью под опекой матери он находился только в раннем детстве. Так закончатся их отношения, начавшись во дворе княжеских хором Рогволода в Полоцке. Запокушение Рогнеде грозила смертная казнь.
есть замечание о том, что Владимир на момент сватовства был «детеск», поведение его было отнюдь не детским – на глазах родителей он овладел плененной Рогнедой, желая всячески ее унизить. Владимир не смог убить Рогнеду на глазах сына. «Посла ко Рогъволоду Полотьску глаголя хочю пояти тьчерь твою собе жене он же рек тьчери своеи «хочеши ли за Володимера» оно же рече «не хочю розути робичича но Ярополка хочю» бе бо Рогъволод пришел изаморя имеяше власть свою в Полотьске а Туры Турове от негоже и Туровци прозвашася придоша отроци Владимирови и поведаша ему всю речь Рогънедину и дъчерь Рогъволожю князя Полотьского. Захватив город, Владимир изнасиловал Рогнеду на глазах ее родителей.
Невозможно представить, чтобы в иные времена могучая Византия стала бы делиться добром с диким лесным племенем, которое к тому же не отличалось ни храбростью, ни воинственностью. Когда началась междоусобица между старшими братьями, ему было лет 20. События, связанные с Рогнедой, подробно изложены в «Лаврентьевской летописи».
Но тот внезапно проснулся и перехватил ее руку. Послал онкРогволоду вПолоцк гонцов сообщить отом, чтохочет дочь еговжены. известная своей красотой. Тридцать лет спустя всё снова началось со Свенельда, бывшего правой рукой Святослава, пытавшегося предостеречь того не ходить порогами, а теперь служившего Ярополку Святославичу. В Повести временных лет сказано: «Этот Рогволод пришёл из-за моря и держал власть свою в Полоцке».
Она выступает здесь как законная жена и упрекает Владимира не в изнасиловании и позоре, а в захвате земли и убийстве отца, совершенных ради брака: «зане отца моего уби и землю его полони мене деля и се ныне не любиши мене и съ младенцем сим». Она сама стала обвинять его в том, что он довел ее до отчаянного и жестокого поступка. Оттуда пошла полоцкая ветвь Рюриковичей. На следующий день Владимир отдаст Рогнеде Полоцк и она уедет туда править с сыновьями. Рогнеда жила с Владимиром если и не счастливо (что было трудно при немыслимом количестве жен и любовных связей Владимира), то долго. Всеволод стал владимиро-волынским князем, погиб вШвеции ещеприжизни отца. Кроме того, в случае расправы над Рогнедой князь мог навсегда лишиться любви ее сыновей. Как бы то ни было, но князь, пока еще новгородский, отправил в Полоцк «сватов».
Правда и от других жен у Владимира было немало детей. В истории этих отношений есть еще одна деталь, которую нам хочется подчеркнуть: отец фактически— как это было и со Святославом— не занимается воспитанием детей, они на попечении матери и дядьки, который назначается к ним с рождения (любопытно, что и в животном мире почти те же разграничения функций между отцом и матерью). 2.
По мнению других исследователей, в частности, В. П. Тимофеева имя Рогнеды— славянского происхождения и означает «Изнеженная властью, рождённая для власти», не указывая при этом исторических примеров славянских имён с подобными корнями. Часть историков считает, что истинной причиной отказа Владимиру и его дальнейшего захвата Полоцка было то, что Рогволод вступил в борьбу между двумя Святославичами на стороне Ярополка. Смена скандинавского имени на славянское Горислава (производное от слова «горе»), безусловно, должно было унизить дочь конунга. Примером являются посольства Мала к Ольге.
Это было первое обращение к древей истории Отечества в русском искусстве. Добрыня же отправился в Полоцк сватом не потому, что его племянник был юн, а потому, что таков был обычай в то время. Так, в 907 году ладьи полочан приняли участие в походе Олега Вещего на Византию. Оправдываясь, княгиня сказала следующее: «Отца моего уби и землю его полони, мене деля исе ныне не любиши мене и с младенцем сим». Десятилетиями они жестоко враждовали с сидевшими на киевском троне Ярославичами.
Новгородский князь через послов потребовал ее себе в жены. В источниках нет сведений о том, как Рогволд оказался правителем Полоцкого княжества. Думается все же, что захватить престол Владимир мог и будучи холостым. Согласно относительно поздней «Тверской летописи», в 1000 году Рогнеда постриглась перед смертью в монахини под именем Анастасия. Рогнеду он принудительно взял в жёны.
К Рогнеде же он посватался приблизительно в 22 года. На первом плане сидит служанка, скрестившая на коленях руки. Некоторые исследователи всё-таки связывают две легенды (о покушении и о постриге) и считают, что непосредственно после отказа выйти замуж за боярина мать Ярослава (то есть Рогнеда) и совершила ночью покушение на жизнь Владимира, правда, в таком случае действия матери Ярослава выглядят довольно непоследовательно. Ярослав такой же точно «Роговолжий внук» и его потомки имеют те же материнские права на Полоцк. Правда, после ее смерти и переноса столицы в Полоцк эта обитель, видимо, заглохла. И Рогнеда всю жизнь любила только его.
Когда на следующий день он с мечом в руках вошел к ней, чтобы убить коварную сожительницу, то у постели Рогнеды князя встречал – тоже с обнаженным крошечным мечом – его малолетний сын Изяслав. В других повествование о ней сокращено и она упоминается не столько как жена князя Владимира, сколько как мать Ярослава Мудрого (Софийская I, Ермолинская). Многому научился князь за это время. В это время там правил князь Рогволод (его имя означает буквально – «Владеющий рогом». 3. Кровная обида не была забыта детьми и внуками Изяслава, ставшего полоцким князем.
Надо ли объяснять, что Рогнеда, мягко говоря, не питала любви к убийце своего отца. Предлогом же для отказа Владимиру стало его не совсем законное происхождение.
По мнению некоторых историков, правящая в Полоцке династия была иноземного (варяжского. ) происхождения, что доказать пытался ещё в начале XIX века Август Шлецер, указывая на имена: Рогволод— «Рёгнвальд», Рогнеда— «Рагнхильд». Когда началась междоусобица между старшими братьями, ему было лет 20. По-видимому, после пережитого отношения супругов улучшились и Рогнеда родила князю еще четырех сыновей (в том числе ставшего позже знаменитым Ярослава Мудрого) и двух дочерей. правивший в Новгороде Вышеслав умер, Ярослав был переведен отцом в этот город. Третьи после подробного разбора сказочных корней этой истории с определенностью подчеркивают, что фольклорный и символический характер рассказа об изнасиловании дочери Роговолода «не позволяет расценить его как надежный исторический источник» (Милютенко Н. И.
Следовательно, в 969г. Вот таким образом отец наверняка посоветовал дочери выбрать киевского князя. Ярополк – старший законный сын князя Святослава.
По мнению некоторых историков, правящая в Полоцке династия была иноземного (варяжского) происхождения, что доказать пытался ещё в начале XIX века Август Шлецер, указывая на имена: Рогволод— «Рёгнвальд», Рогнеда— «Рагнхильд». Этот планировавшийся брак не был лишен двойного дна. Победители не упустили возможности поиздеваться над побежденными. Почему. Ему она дала меч и научила словам, которые тот должен был сказать при виде отца.
События, связанные с Рогнедой, подробно изложены в «Лаврентьевской летописи». Скандинавы Аскольд и Дир, завладевшие Киевом, посылали сюда свои войска. Владимир же был их младше, поскольку поехал в Новгород с дядей-опекуном Добрыней.
Тогда Владимир собрал войско изварягов, славен, кривичей ичуди ипошел наПолоцк. Изяслав стал основателем династии полоцких князей. Весной 978 года город был взят. Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе. И всю жизнь Владимир любил ее больше, чем всех своих жен и многочисленных любовниц. По-видимому, Владимир не сразу натешился достигнутой победой: он взял Гориславу, ставшую его женой при таких ужасных обстоятельствах, в поход на Киев, а после того, как взял верх (причем довольно бесчестно) над Ярополком, поселил ее под Киевом в замке Предславино, где она и родила ему сына Изясла-ва.
По мнению других исследователей, в частности, В. П. Тимофеева имя Рогнеды – славянского происхождения и означает «Изнеженная властью, рождённая для власти», не указывая при этом исторических примеров славянских имён с подобными корнями. Та вскоре родила двух сыновей-наследников – Всеслава и Брячислава. Зато С. М. Онпотребовал отдать занего дочь градоначальника вместо принцессы, ноитутегождал отказ.
Она называется сперва «дочерью Роговолода», потом Гориславой, а дальше и вовсе никак, безликим «она». Впоследствии этот город будет назван Изяславлем. Другие же, по мнению исследователей, стали княжить несколько позднее. По мнению некоторых историков, правящая в Полоцке династия была иноземного (варяжского) происхождения, что доказать пытался ещё в начале XIX века Август Шлецер, указывая на имена: Рогволод— «Рёгнвальд», Рогнеда— «Рагнхильд».
И сказал им Владимир: «Идите к брату моему и скажите ему: Владимир идет на тебя, готовься с ним биться». Брат Ярополка Владимир, в то время князь новгородский, был сильно унижен Рогнедой, так как тоже сватался к ней, однако был назван «робичичем» и получил отказ: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Владимир выслал Рогнеду и Изяслава в их Полоцкую землю, в специально основанный им в низовьях реки Свислочь и названный в честь сына город Изяславлькомм. Зато из версии ПВЛ составитель «полоцкой легенды» вырезает «отроков» – дружинников Владимира, которые слышат дерзкие речи Рогнеды и передают их князю.
В 59-60 лет мужчины как раз такими и бывают. Начинается эта годовая статья с полоцких известий: «Преставися князь Полотьскыи Борис ».
Полоцкая земля виделась соседним народам желанной добычей. Более древней формой имени считается «Рогнедь». Там он набрал среди чужеземцев боевую дружину и вернулся в Новгород. Это предопределило правление Изяслава в Полоцке и образование полоцкой ветви Рюриковичей. По мнению других исследователей, в частности, В. П. Тимофеева имя Рогнеды — славянского происхождения и означает «Изнеженная властью, рождённая для власти», не указывая при этом исторических примеров славянских имён с подобными корнями. Сама же надела лучшие одежды и приготовилась ждать.
Под 1000 годом «Повесть временных лет» сообщает: «Преставися Мальфредь в се же лето преставися и Рогънедь, мати Ярославля». Если вспомнить, что бодрич Рюрик также был «заморским» князем, то можно предположить, что Рогволод и Рюрик – русские князья родом из Западной Балтии. Все эти выкладки не противоречат данным летописей о том, что князь Владимир умер в 1015г. Владимир прознал о гибели Олега и решил, что это Ярополк убил брата и бежал к варягам.
Отсюда напрашивается предположение о том, что Владимир родился после 955г. Рогнеду ужесобирались везти кЯрополку, когда Владимир напал нагород.
С конца XV века в московском летописании фигурирует также Горислава, не тождественная, но весьма близкая Рогнеде1. Оправдываясь, княгиня сказала следующее: «Отца моего уби и землю его полони, мене деля и се ныне не любиши мене и с младенцем сим».