Портрет Шаляпина Репин

Кушетка, стоявшая в мастерской Репина в «Пенатах», на которой сидел Шаляпин, позируя Репину для портрета, была названа «кушеткой Шаляпина». Художник Илья Репин пишет портрет певца Федора Шаляпина в своей мастерской в Пенатах в феврале-марте 1914 года.

10 неизвестных: Репин за портретом Шаляпина и фото "Девочки с персиками"

Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе». Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища».

С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. Именно такой он изображает дочь на живописном портрете. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей.

Репин пишет портрет 
Шаляпина, 1914 год

Репин пишет портрет Шаляпина, 1914 год

Несмотря на то, что Репин выставил картину на передвижной выставке в декабре 1914 года в Москве, а в феврале 1915-го в Петербурге, фотосвидетельств тех вернисажей не сохранилось. Создавал скульптуры из дерева. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов.

Считалось, что художник уничтожил его, но в 2009 году картину обнаружился в Чехии. Иогансон, столь ценивший учителя, пишет: «Он обещал поразительно много и, в конце концов, не оправдал ожиданий» 1. И то на компьютерах. После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор.

Константин Коровин: 
портреты Фёдора 
Шаляпина

Константин Коровин: портреты Фёдора Шаляпина

Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным. однако душа Грозного (несмотря на все зверства им творимые), как мне именно и хотелось, представлена была Душой Человеческой, т. е. под толщею деспотизма и зверства, там где-то далеко-далеко в глубине, я увидел теплющуюся искру любви и доброты. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро». Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет.

На портрете надпись: «Ф. Репин ответил, что оно уже не существует: «Мой портрет Шаляпина уже давно погублен.

когда в Частной опере С. И. Мамонтова в Москве впервые вздумали дать «Псковитянку» Римского-Корсакова, по Мею, мне была вручена роль Ивана Грозного. Увлеченный творчеством артиста, Репин в докладе на съезде русских художников и в статье «Что такое искусство. » назвал его имя среди величайших гениев всех времен и народов: «Никогда не умрут в человечестве имена: Гомер, Фидиас, Иктинос, Апеллес, Данте, Брунелески, Рафаэль, Микельанджело, Тициан, Рембрандт, Шекспир, Бетховен, Гете, Шопен, Пушкин, Лев Толстой, Шаляпин и многие другие. Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял». Репин и передвижники были недовольны Коровиным, так как он не создавал ничего серьезного идейного, только «этюдики».

Ко времени создания портрета Шаляпина в Виши Коровин уже написал портреты Морозова, Любатович, Чигарова и другие был написан портрет Шаляпина совместно с Серовым (1904 г. ), портрет Шаляпина 1905 года. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947. После революции Репин больше ни разу не был в России. А потом отправимся в Хельсинки.

Илья Репин пишет 
в своей мастерской 
портрет Федора Шаляпина

Илья Репин пишет в своей мастерской портрет Федора Шаляпина

На пальце— перстень. А вчера. Вера Васильевна Якунчикова (в замужестве Вульф) сфотографирована в той же позе и на фоне того же пейзажа на реке Клязьме, который мы видим на картине художника В лодке, но в другом ракурсе. Он сидит у стола в невысоком кресле, на нём светлый костюм, белая рубашка со стоячим воротником, повязанным сиреневым шелковым бантом, на лице –счастливая улыбка. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача». Вельможа екатерининских времен. Несмотря на то, что за окном плотная стена зелени, неба не видно – пространство ощущается.

Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Репин сыграл большую роль в подготовке любимой партии Шаляпина: Ивана Грозного в опере «Псковитянка». Спустя много лет Шаляпин вспоминал: «Трудная это была задача для меня в то время, для актера, то есть пластического изображения типа, да еще такого, как Иван Грозный, всего прочитанного в книгах было недостаточно и вот где я воскликнул великое спасибо Илье Ефимовичу Репину. Жду и буду ожидать всякий час. Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял». Художник, который основную свою задачу видит в цвете, в передаче колорита – так хорошо, с психологической оценкой пишет портреты, конечно, не может быть натуралистом, принципы которых заключаются в передаче натуры до мельчайших подробностей, передаче внешнего, а не внутреннего содержания. Так, Александр Головин писал Шаляпина в ролях, а Валентин Серов, Леонид Пастернак, Илья Репин и Константин Коровин — в жизни.

Юбилеев в нынешнем году даже два, если считать и 110-летие усадьбы «Пенаты», в некогда финском местечке Куоккала под Санкт-Петербургом А потому и многочисленные выставки и почти одновременное возвращение в Россию сразу нескольких репинских шедевров. Может быть, сказался и возраст — Репину было уже семьдесят лет. Шаляпин был очень доволен портретом, ценил его особенно и чрезвычайно высоко, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух».

10 неизвестных: 
Репин за портретом 
Шаляпина и фото

10 неизвестных: Репин за портретом Шаляпина и фото «Девочки с персиками»

Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское. Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест.

Сделалось очень больно и стыдно. Предстоящие цепенеют, со всеми одалисками. В собственном имении. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой.

Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. Таков в его изображении Федор Шаляпин. Репины покинули «Пенаты» лишь в дни советско-финской войны в 1939-м, оставив в доме все, как было когда-то при Илье Ефимовиче. Какая силища, какая мощь. Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина.

Он всю жизнь с того момента зорко следил за креслами на сцене. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. По подсчетам специалистов, существует более 300 различных изображений Ф. И. Шаляпина. Цепенеет весь театр, так глубока убийственно могучая хандра неограниченного владыки».

Картины Юрия Репина, как и его часть отцовского наследства, тогда тоже остались в Куоккале «Перепись» проведут петербургские исследователи Бродский и Меламуд. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. В результате, на полотне отчетливо проступило лицо Шаляпина. Отдельно и, вместе с тем, в едином строе картины, скомпонован натюрморт. Впечатления от них и от молодого Шаляпина не потускнели у него и через тридцать лет. Вот, например, бурка.

однако душа Грозного (несмотря на все зверства им творимые), как мне именно и хотелось, представлена была Душой Человеческой, т. е. под толщею деспотизма и зверства, там где-то далеко-далеко в глубине, я увидел теплющуюся искру любви и доброты. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Он бы в ней совсем задыхался, если бы не двери в сад. Все же несколько прописав портрет, он показал его на сорок третьей выставке передвижников. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева.

Вот был сюрприз. Источник назвали «Колодец Посейдона». При воспоминании об исчезнувшем из обихода чубуке мысли и чувства великого художника уходили в прошлое, в старину. Какими дарами награжден человек. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58.

Карл Булла: Репин 
пишет портрет Шаляпина

Карл Булла: Репин пишет портрет Шаляпина

В этом довольно парадном портрете Кустодиев со свойственной себе долей лукавства отметил некоторую самовлюблённость Шаляпина, его стремление щегольнуть дорогими нарядами, создав поистине хрестоматийный образ артиста, этакого вальяжного русского барина или зажиточного купца23350474948. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении.

В знаменитом «доме с башнями» архитектора А. Е. Белогруда жил Л. Н. Андреев, в доме – Ю. М. Юрьев. Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. Его большая, удивительно легкая и ладная фигура купается в золотом сиянии. Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. Но самый известный из театральных портретов кисти Головина конечно же «Борис Годунов», написанный в 1912 году.

Вера Васильевна Якунчикова (в замужестве Вульф) сфотографирована в той же позе и на фоне того же пейзажа на реке Клязьме, который мы видим на картине художника В лодке, но в другом ракурсе. И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость. Не исключением стала и картина «Портрет Шаляпина», написанная в 1921 году, которая изначально называлась «Новый город». Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился».

Цепенеет весь театр, так глубока убийственно могучая хандра неограниченного владыки». Его Россия – это Россия бубенцов и маслениц, гуляний и пышнотелых купчих, купцов в роскошных шубах, лихих молодцев и воспоминаний детства. С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти. Шаляпин был очень доволен портретом, ценил его особенно и чрезвычайно высоко, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух». Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы».

По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. Отлично помню и я юного гениального певца. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324.

Но, как бы ни называли эту картину история ее появления сама по себе уникальна. И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. Но так же как и репинский «Протодьякон», шаляпинский Варлаам — противоречивый характер: в его юморе «чувствуется глубокая драма», а в беспробудном разгуле — стремление растратить силу, не приложенную к настоящему делу. А началась история в феврале 1914 года, когда Репин получил от Шаляпина сообщение, что тот готов приехать в «Пенаты» попозировать.

Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Антон Комашка, три года проживший в «Пенатах», вспоминал: «Портрет Шаляпина был вдруг, на моих глазах, записан обнаженной женской фигурой» Вернее сказать, что Комашка лишь утром увидел записанный холст, над которым Репин работал накануне. Таков в его изображении Федор Шаляпин. Я увидел его Грозного с сыном в Третьяковской галерее.

10 неизвестных: 
Репин за портретом 
Шаляпина и фото

10 неизвестных: Репин за портретом Шаляпина и фото Девочки с персиками

Около камина. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25. Выступая в Уфе в 17 лет в роли Стольника в опере Монюшко «Галька» Шаляпин упал на сцене – сел мимо стула. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. А вот почти 24 живописных работы лучших русских художников из коллекции самого Ильи Ефимовича, подаренных им когда-то Финляндии и хранящихся сейчас в фондах хельсинского художественного музея «Атенеум», в Санкт-Петербурге увидели только один раз.

Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным. На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался. И все они, кроме одного, начиная с самого раннего, летние, напоенные солнцем и светом.

Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. Я полон восторга и восхищения до небес Досифеем. А ведь пролетарий, казанский сапожник. Чем нарушил этикет. Вот Вы лежите на софе в халате.

Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Изображение оказалось скрыто под портретом мадам Ревуар, написанным поверх первого. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным. Причем, он сам же эту пьесу и поставил. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов.

и поступь. У Шаляпина складываются дружеские отношения со многими музыкантами зиминской оперы.

В отличие от живописного прообраза, шаляпинский Варлаам не «огнедышащая гора», а, как описал его артист, одутловатый, малокровный, с сизо-красным носом и всклокоченной седой бородой, расходящейся на конце штопором. Я увидел его Грозного с сыном в Третьяковской галерее. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции.

  1. Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей
  2. Федор Шаляпин: дом для петербургской семьи и рисунки
  3. Как великий русский художник Илья Репин оказался эмигрантом
  4. Художник: Репин Илья ЕфимовичПортрет Федора Шаляпина
  5. Портрет Шаляпина (картина Кустодиева)
  6. Творчество Шаляпина в образах в изображении художников
  7. Илья Репин – 170 лет со дня рождения
  8. Портрет Федора Ивановича Шаляпина
  9. Сообщество «Волшебная сила искусства»

Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература». Чудеса. «Беседуя с Репиным, — пишет автор воспоминаний, — Шаляпин не спускает с него глаз, с глубоким уважением задает ему вопрос за вопросом». Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму.

Но конечно и воздух и свет в картине создала не композиция, а колорит. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. «Пенаты» стали его малой родиной.

Много огорчений доставляло ему непонимание публики, критиков. Жалко Илью Ефимова.

Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Шаляпин позировал для портрета на открытой террасе, освещённой солнечными лучами, проникающими сквозь густую зеленую листву. А порой и просто удивительных совпадений. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов. Левой рукой Шаляпин ласкал своего маленького любимца бульдога Бульку, а плавным движением правой как бы подчеркивал произнесенные слова. XX век (СПб., 2001), энциклопедия «Шедевры русского портрета», авт.

Правда, она сидела и пила чай, а Шаляпин выделяется своей шубой и фигурой на фоне голубизны снега и деревьев, укрытых инеем. В Русском музее хранится один из первых графических портретов, выполненный В. Серовым в 1897 г., где Шаляпин в роли Грозного из оперы «Псковитянка». Об одной из их встреч рассказал художник М. Ф. Шемякин. Спасибо, спасибо, спасибо. Редкая выносливость, поразительное терпение.

И даже ученик Коровина – Б. В. Он не поднимается до яркой психологической заостренности отличающей Серова. В подобный же треугольник можно вписать и саму фигуру Шаляпина.

  1. Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина
  2. Сочиненин по картине Кустодиева Портрет Шаляпина
  3. Из Википедии — свободной энциклопедии
  4. Серов Валентин Александрович (художник)
  5. Добавить комментарий Отменить ответ

Общественность начала сбор пожертвований. Находку обнаружили в Чехии, под другой работой Репина, которую в мае нынешнего года предполагали продать на одном из лондонских аукционов как портрет неизвестной модели кисти Репина. Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. Наиболее живая часть натюрморта – букет цветов, написанный более плотно (пастозно), чем остальная часть картины. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет». Хвалебные отзывы слышны крайне редко. Я давно обещал ему позировать. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27.

Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача».

  • Импрессионизм в творчестве Коровина
  • О жизни и творчестве выдающихся художников
  • Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)

Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. На фотографии Вера Мамонтова чуть старше, но все так же юна и непосредственна. Абсолютно подавленный ушел я из галереи. Кстати, волнение и застенчивость, несмотря на мировую славу, так и остались в его характере. Архивосточный деспот, завоеватель в дурном настроении. Ф. И. Шаляпин очень дорожил этим портретом: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве», – говорил Федор Иванович.

такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16. Абсолютно подавленный я ушел из галереи. Далее были портреты Шаляпина в роли Демона (1906 г. ) в одноименной опере, Олоферна (1908 г. ) в «Юдифи». К. И. Чуковский вспоминал, что «Шаляпин приветствовал Репина с почтительной сыновней любовью».

Федор Шаляпин: робкий 
великан, ставивший 
втупик королей

Он также не ищет психологической составляющей портрета, что было свойственно В. Серову. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева.

Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета. История в другом. От портрета Шаляпина на нем остались его собака Булька и подпись: дата с левой стороны: «Ил. Ръпин 1914».

На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Молодая девушка задумчиво сидит, откинувшись на спинку кресла. Усатов не только разучил с ним знаменитые оперы, но и обучил основам этикета.

Зритель, глядя на портрет, будто сейчас услышит музыку масленицы и голос самого певца, которому кажется близок облик и быт этого городка. Там Зимин услышал ее и пригласил к себе в театр. Создавал скульптуры из дерева. Недаром Федор Шаляпин говорил:.

С тех пор тут музей, а картины Юрия – среди его экспонатов. 1912 — 1914 гг. Какая силища, какая мощь. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Не сказать, чтобы художник старался польстить своей модели. Любовь Коровина изображать «все, что вижу», без четко компоновки, верность натуре, давала повод некоторым современникам называть его натуралистом.

На руках у Марины обезьянка. Картины Юрия Репина, как и его часть отцовского наследства, тогда тоже остались в Куоккале «Перепись» проведут петербургские исследователи Бродский и Меламуд.

Но в Куоккалу мы еще вернемся, как недавно сделал это знаменитый Тонино Гуэрра. В историческую, русскую его часть. В январе 1913 г. картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» зверски изрезал фанатик-сектант. Шаляпин хорошо посажен, поза его удобна, но, создается впечатление, будто он сидит на диване, а не на непрочной, кажущейся детской под его широкой фигурой, табуретке (или стуле). Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты.

«Неизреченно дорогой и бесконечно обожаемый Федор Иванович. Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный. Не сказать, чтобы художник старался польстить своей модели. Еще одна из его работ, несколько лет назад лишь «мелькнула» дома: я про картину «Гопак», которую Репин писал в 1927 году. Общеизвестна связь образа Ивана Грозного, созданного Шаляпиным в опере «Псковитянка», с картиной Репина «Иван Грозный и сын его Иван».

Вазочка с фруктами сливается с фоновым пейзажем в окне. – а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом. И не только композицию. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды.

Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Зритель, глядя на портрет, будто сейчас услышит музыку масленицы и голос самого певца, которому кажется близок облик и быт этого городка. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26.

Здесь фигура духа также дышит жуткой, сверхчеловеческой мощью. Терещенко, чем огорчил Шаляпина. Огромное полотно заполняет грозная фигура духа зла. кто бы мог подумать.

Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Несмотря на то, что за окном плотная стена зелени, неба не видно – пространство ощущается. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. А ведь пролетарий, казанский сапожник. Кажется, что отдельно стоящая пестрая толпа, на фоне желтых домов и сиренево-красных флажков создает настоящий переливающийся калейдоскоп.

Коровин писал портрет Шаляпина, уже пройдя большой творческий путь, найдя свой стиль, утвердив за собой право широкого «коровинского» письма. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23. Источник назвали «Колодец Посейдона». В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы. Предстоящие цепенеют, со всеми одалисками.

Хотя эпизод убийства не входил в играемую мною роль, однако душа Грозного (несмотря на все зверства им творимые), как мне именно и хотелось, представлена была душой человеческой, т. е. под толщею деспотизма и зверства, там где-то, далеко-далеко в глубине, я увидел теплющуюся искру любви и доброты. Несмотря на такую характеристику, «Гопак» вновь отправился за рубеж, теперь в Англию. Я не мог удовлетвориться моим неудавшимся портретом.

И он рисовал, рисовал много. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Здесь состоялось его первое вокальное выступление. Как и некоторые из атрибутов использованных когда-то Репиным в своих картинах.

И то на компьютерах. Репин, как видно из его телеграммы Шаляпину, ликовал, узнав о скором приезде артиста. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе».

Трехэтажный особняк с плоскими пилястрами, украшенными затейливыми капителями, с наличниками на окнах, строился по проекту известного архитектора В. А. Щуко (впоследствии дом надстроили двумя этажами). Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». Исключением не стал и Кустодиев, внесший свой вклад в целую галерею шаляпинских портретов. Воплощенные артистом образы волновали художника жизненной полнотой, эмоциональностью и, конечно, пластичностью и необычайно яркой внешней живописностью. Теперь этот бюст стоит у меня, отлитый из бронзы и страшно похож и по сие время».

На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии. Он очень рад и будет писать с меня портрет». Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27.

Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Недавно, в мае 2009 года и это перестало быть загадкой.

Вода хлынула с напором 400 ведер в час. Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки. Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Абсолютно подавленный я ушел из галереи.

да. Я не мог удовлетвориться моим неудавшимся портретом. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34.

Шаляпин хорошо посажен, поза его удобна, но, создается впечатление, будто он сидит на диване, а не на непрочной, кажущейся детской под его широкой фигурой, табуретке (или стуле). Да и комната кажется небольшой и Шаляпину в ней тесновато. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. И такая осанка.

На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии. Ко времени создания портрета Шаляпина в Виши Коровин уже написал портреты Морозова, Любатович, Чигарова и другие был написан портрет Шаляпина совместно с Серовым (1904 г. ), портрет Шаляпина 1905 года. Я увидел его Грозного с сыном в Третьяковской галерее. После революции Репин больше ни разу не был в России.

По словам художника, Шаляпин «удивительно умеет позировать. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека.

В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65. Хотя эпизод убийства не входил в играемую мною роль, однако душа Грозного (несмотря на все зверства им творимые), как мне именно и хотелось, представлена была душой человеческой, т. е. под толщею деспотизма и зверства, там где-то, далеко-далеко в глубине, я увидел теплющуюся искру любви и доброты. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской.

Кустодиеву удалось передать изобразить на полотне биографию, сам творческий, по-национальному глубоко своеобразный дух Шаляпина исполнителя народных песен, волжанина, прошедшего большой путь от театриков и балаганов на провинциальных ярмарках до лучших оперных сцен мира. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Как он лежал на софе. Писал, писал так долго и без натуры, по памяти, что, наконец, совсем записал, уничтожил. «Барином хочу я Вас написать, Федор Иванович», — говорит Репин.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Писал пейзажи американского Запада и итальянских городов, картины религиозного содержания («Распятие»), натюрморты. Хирургическое вмешательство не помогло и художник чувствовал себя всё хуже, а с 1916 года и все последние 15 лет был прикован к инвалидному креслу. Вот был сюрприз.

На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл замечательным и бессмертным. В 1900- годы появляются лучшие портреты Коровина. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. А среди посетителей неожиданно оказался известный фотограф, Карл Булла.

Архивосточный деспот, завоеватель в дурном настроении. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. «Зачем. » — смущаюсь я. «Иначе не могу себе Вас представить. Причем отношение к ним было достаточно враждебное. Говорят, что тот приезд Шаляпина сопровождался большим шумом.

Стоит напомнить, что после 1917 года Куоккала осталась территорией уже суверенной Финляндии, а художник Репин и его многочисленная семья, неожиданно стали эмигрантами. Сохранились его работы Автопортрет, десятки портретов, рисунков, карикатур. Он пробовал себя и в скульптуре (скульптурный автопортрет). Трудная это была задача для меня в то время. Но в театре приняли условия русского баса.

Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов. Художник радовался, что наконец исполнится его давнишнее желание сделать портрет певца: «.

Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Хотел послать телеграмму, да — по русскому разгильдяйству — не знаю его адреса. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46.

Он также не ищет психологической составляющей портрета, что было свойственно В. Серову. Недаром Федор Шаляпин говорил:. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Увлеченный творчеством артиста, Репин в докладе на съезде русских художников и в статье «Что такое искусство. » назвал его имя среди величайших гениев всех времен и народов: «Никогда не умрут в человечестве имена: Гомер, Фидиас, Иктинос, Апеллес, Данте, Брунелески, Рафаэль, Микельанджело, Тициан, Рембрандт, Шекспир, Бетховен, Гете, Шопен, Пушкин, Лев Толстой, Шаляпин и многие другие. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы.

Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха».

М. В. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Фотография известна, не раз публиковалась, есть она и в «Пенатах». Вера Васильевна Якунчикова (в замужестве Вульф) сфотографирована в той же позе и на фоне того же пейзажа на реке Клязьме, который мы видим на картине художника В лодке, но в другом ракурсе. Вскоре я лично познакомился с этим огромным художником и с радостью убедился, что Репин и не мог написать никакого владыку-тирана – иначе, как с человеческой душой, так как сам он, этот дорогой нам всем маэстро, человек огромной души и сердца, полного любви к людям.

Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм. И хотя эпизод убийства сына не входил в играемую мною роль.

В конце 1912 г. Шаляпин и Репин встретились в Москве. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16. Изображение оказалось скрыто под портретом мадам Ревуар, написанным поверх первого. Ольга Михайловна была дочерью художника. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника.

Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. Это позволило Серову справиться с портретом за несколько сеансов. В письме, адресованном в начале 1909 г. Остроухову, Репин делится своими впечатлениями от шаляпинского исполнения роли Олоферна: «Не так давно в «Олоферне» я слышал и видел Шаляпина. До последних дней его жизни портрет висел в кабинете над большим камином из резного дерева в парижской квартире певца в доме 22 на авеню дЭйло143439. Это фон постепенно становился все ярче, обрастал цветовой плотью -отливал розовым снег испещренный голубыми тенями, желтели наскоро сбитые временные дощатые павильоны балаганов и высоких ледяных гор лоснилась, вздымаясь к верху, густая гроздь надувных шаров «мигали», вспыхивая то синими, то алыми, то желтыми, то коричневыми бликами, многочисленные снующие фигуры.

Жалко Илью Ефимова.

Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. «Пенаты» стали его малой родиной.

К нему существовал этюд, написанный в одно время с портретом. Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо. «Зачем. » — смущаюсь я. «Иначе не могу себе Вас представить. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34.

Но так же как и репинский «Протодьякон», шаляпинский Варлаам — противоречивый характер: в его юморе «чувствуется глубокая драма», а в беспробудном разгуле — стремление растратить силу, не приложенную к настоящему делу. Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. Изображение оказалось скрыто под портретом мадам Ревуар, написанным поверх первого. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16.

Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции. К нему существовал этюд, написанный в одно время с портретом.

Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. (Он живет в Куоккале. ) Пробуду у него несколько дней. Об этом говорит праздничный фон народных гуляний, в круговороте веселья которого Шаляпин, артист яркой и темпераментной натуры, чувствует себя будто в родной стихии, стихии русского народа. Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. Нестеров считал, что К. Коровин «срывает «цветы удовольствия», «работает, как бы играючи». В нем Репин с искренностью великого художника говорит о своей любви к Шаляпину.

Он ввел новичка в музыкальный кружок, а вскоре и в «оперу Любимова», уже по контракту. Репин сыграл большую роль в подготовке любимой партии Шаляпина: Ивана Грозного в опере «Псковитянка». Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. Хотел послать телеграмму, да — по русскому разгильдяйству — не знаю его адреса. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека.

Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251. Его Портрет художника И. Я. Юбилеев в нынешнем году даже два, если считать и 110-летие усадьбы «Пенаты», в некогда финском местечке Куоккала под Санкт-Петербургом А потому и многочисленные выставки и почти одновременное возвращение в Россию сразу нескольких репинских шедевров.

Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме. Точнее, дебют этот не состоялся. Какая силища, какая мощь. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14.

Лучшие портреты К. Коровина появляются в 1900- годы. Я увидел его Грозного с сыном в Третьяковской галерее. 1921 год, зима. Считаю себя счастливцем жить вместе в одно время с дорогим Ильей Ефимовичем и принадлежать к его эпохе» («Нива», 1914, 29, с. 574).

«Неизреченно дорогой и бесконечно обожаемый Федор Иванович. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Теперь этот бюст стоит у меня, отлитый из бронзы и страшно похож и по сие время». По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги».

Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце. Шаляпин получает партию Руслана в опере Глинки «Руслан и Людмила», но критики написали, что пел Шаляпин «скверно» и он надолго остается без ролей. Все больше и больше распоясывается хулиган — эко чертово отродье. За исключением имущества, доставшегося его дочерям.

Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14. Чувствуется, что он наслаждается жизнью, светлым днём, солнцем, своей силой и здоровьем. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Все последующие годы дружба Репина и Шаляпина не ослабевала и чувство взаимного уважения оставалось прежним. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена.

На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. Они обогащали человечество откровениями вечного, неисчерпаемого великолепного искусства»1. В октябре того же года состоялось чествование Репина. Прежде считалось, что Репин или уничтожил или «записал» не понравившийся ему холст с портретом Шаляпина.

такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей». Писал, писал так долго и без натуры, по памяти, что, наконец, совсем записал, уничтожил. Антон Комашка, три года проживший в «Пенатах», вспоминал: «Портрет Шаляпина был вдруг, на моих глазах, записан обнаженной женской фигурой» Вернее сказать, что Комашка лишь утром увидел записанный холст, над которым Репин работал накануне. А вот почти 24 живописных работы лучших русских художников из коллекции самого Ильи Ефимовича, подаренных им когда-то Финляндии и хранящихся сейчас в фондах хельсинского художественного музея «Атенеум», в Санкт-Петербурге увидели только один раз. Коровин ценился далеко не всегда.

Эмоциональный накал трагедии, выраженный средствами живописи, с новой силой звучал переведенный на язык театра. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана». Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол». Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе». Ряд других разбросаны по различным коллекциям, музеям и частным собраниям, в том числе в Москве, а также в Национальной картинной галерее Армении79. Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно.

Репин ответил, что оно уже не существует: «Мой портрет Шаляпина уже давно погублен. Общеизвестна связь образа Ивана Грозного, созданного Шаляпиным в опере «Псковитянка», с картиной Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти. Жалко, что нет старинной трубки. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца.

На первом плане, на заснеженном пригорке величественно возвышается, высится, стоит в эффектной, нарочно театральной позе статная исполинская фигура солидного, богатырского сложения мужчины— седовласого Шаляпина в бобровой шапке, роскошной, богатой и дорогой шубе, не только подбитой, но и сшитой из бобрового меха, да вместе с воротником. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища». Можно сказать, отец очень чутко отнесся к ее натуре, работая над портретом дочери.

И сейчас же, как услышал пение этого феноменального юноши, сейчас же стал лепить его бюст. В феврале 1913 года Шаляпин из Берлина пишет Горькому, как сильно огорчен нападками на Репина в диспуте в Обществе художников-модернистов «Бубновый валет» : «Жалко Илью Ефимова. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения.

Коровин ценился далеко не всегда. Написав портрет, Коровин продал его коллекционеру М. И. Через пять лет, в 1944-м, отцовская усадьба и стоявший рядом с ней дом Юрия, сгорят. Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже.

Дальше сошлемся на материалы чешской прессы. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65. Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне. Это позволило Серову справиться с произведением за несколько сеансов. Над его работами – «мазней», смеялись известна карикатура В. Боровкова «Художник К. Коровин пишет сапогом картину» (1902).

Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Ему казалось, что весь город знает о его позоре. Как драгоценнейшее достояние, я храню в моем парижском кабинете мой знаменитый портрет его работы и все его изумительные эскизы к Вражьей Силе»62. были периодом самых близких и дружеских отношений между Репиным и Шаляпиным. Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало. Билибина был удостоен второй золотой медали на Международной выставке изобразительного искусства в Мюнхене.

Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах. Вершиной творчества художника Кустодиева является Портрет Федора Шаляпина. Не курят их теперь». Шуба распахнута, что позволяет показать цивильный— концертный— костюм артиста, явно контрастирующий с простонародьем фона. У Коровина несет идею живопись – идею света, жизни, добра. Здесь состоялось его первое вокальное выступление. В репинский юбилей.

«Этюдник – вечный его спутник во всех прогулках и путешествиях, неотъемлемая принадлежность его существования» Коровин всегда и везде писал с натуры. Но не только большого мастера ценил в художнике Федор Шаляпин: он видел в нем человека недюжинного, достойного преклонения. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры.

Картину, ставшую одной из частей его «украинского» цикла, в который, кстати, вошли и знаменитые «Запорожцы» Так вот, «Гопак» по наследству перешел когда-то Вере Репиной, а после ее смерти в 1948 году достался финскому коллекционеру. были периодом самых близких и дружеских отношений между Репиным и Шаляпиным. Все прислушивались к идущему между ними разговору об искусстве. Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» — высота главного персонажа над остальным миром.

По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста». Главная ценность картины – ее живописность.

Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. Репин сыграл большую роль в подготовке любимой партии Шаляпина: Ивана Грозного в опере «Псковитянка».

Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. В своей автобиографической книге Маска и душа знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей.

Об этом говорят страницы шаляпинских мемуаров и последние письма Репина. Коровин уехал на юг Франции в Виши лечиться, позже приехал туда же Шаляпин. К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина. Композиция важна, но ее во главу угла ставили передвижники, так как у них она несла идею.

Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны. Сегодня, кстати, этот колодец вновь заработал, как прежде. Считаю себя счастливцем жить вместе в одно время с дорогим Ильей Ефимовичем и принадлежать к его эпохе» («Нива», 1914, 29, с. 574). Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве.

Кустодиеву удалось передать изобразить на полотне биографию, сам творческий, по-национальному глубоко своеобразный дух Шаляпина исполнителя народных песен, волжанина, прошедшего большой путь от театриков и балаганов на провинциальных ярмарках до лучших оперных сцен мира. Исполнил портреты многих знаменитостей музыкального и литературно-художественного мира: С. В. Рахманинова (1929), Т. Руффо в роли Гамлета (1930), М. И. Цветаевой (1933), К. А. Коровина (1933), П. П. Трубецкого (1933), карандашные рисунки М. А. Чехова в разных ролях (1932), артистов труппы Ballet Russe de Monte-Carlo Т. Тумановой, И. Вершининой, В. Немчиновой, Д. Ростова, дирижеров С. Кусевицкого и А. Тосканини, скрипачей Я. Хейфица и Ф. Крейслера, композиторов С. С. Прокофьева и И. Ф. Стравинского, пианистов А. Браиловского, В. Горовица, Вэна Клайберна и Б. Джаниса, балерин Г. С. Улановой, М. М. Плисецкой, Н. И. Бессмертновой, писателей К. Фаррера, Т. Драйзера и А. Труайя, авиаконструктора И. И. Сикорского, поэта Е. А. Евтушенко. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов.

Получив в Москве музыкальное образование, он продолжил его у Зимина. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Уже в следующих «Берегах».

Шаляпин приехал прямо из театра после утреннего спектакля «Борис Годунов». В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние.

Впрочем, приехав в Питер, пойду к нему сам». Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26.

Но изумительный расчет и виртуозное мастерство Б. Кустодиева стали залогом создания этого удивительного полотна. когда в Частной опере С. И. Мамонтова в Москве впервые вздумали дать «Псковитянку» Римского-Корсакова, по Мею, мне была вручена роль Ивана Грозного. И хотя эпизод убийства сына не входил в играемую мною роль. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе». Несмотря на такую характеристику, «Гопак» вновь отправился за рубеж, теперь в Англию. На руках у Марины обезьянка. Впоследствии Шаляпин пригласил Кустодиева к совместной работе над постановкой оперы «Вражья сила» в Мариинском театре в качестве художника по декорациям и костюмам.

Гений, гений. » Репин посылал своих учеников слушать концерты Шаляпина, считая, что это исключительно важно для их художественного развития. Потом появились русские покупатели Я был вместе с искусствоведами в одной частной московской галерее, чтобы взглянуть на эту картину, которую одна из исследователей когда-то описала как «плохо прорисованную и слабую по композиции». Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Какими дарами награжден человек.

Исполнил портреты многих знаменитостей музыкального и литературно-художественного мира: С. В. Рахманинова (1929), Т. Руффо в роли Гамлета (1930), М. И. Цветаевой (1933), К. А. Коровина (1933), П. П. Трубецкого (1933), карандашные рисунки М. А. Чехова в разных ролях (1932), артистов труппы Ballet Russe de Monte-Carlo Т. Тумановой, И. Вершининой, В. Немчиновой, Д. Ростова, дирижеров С. Кусевицкого и А. Тосканини, скрипачей Я. Хейфица и Ф. Крейслера, композиторов С. С. Прокофьева и И. Ф. Стравинского, пианистов А. Браиловского, В. Горовица, Вэна Клайберна и Б. Джаниса, балерин Г. С. Улановой, М. М. Плисецкой, Н. И. Бессмертновой, писателей К. Фаррера, Т. Драйзера и А. Труайя, авиаконструктора И. И. Сикорского, поэта Е. А. Евтушенко. Но не только большого мастера ценил в художнике Федор Шаляпин: он видел в нем человека недюжинного, достойного преклонения. Хотя эпизод убийства не входил в играемую мною роль, однако душа Грозного (несмотря на все зверства им творимые), как мне именно и хотелось, представлена была душой человеческой, т. е. под толщею деспотизма и зверства, там где-то, далеко-далеко в глубине, я увидел теплющуюся искру любви и доброты. Как и «Автопортрет» самого Ильи Ефимовича, последний, прижизненный, живописный, 1920 года. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749.

Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. И. Шаляпин на ярмарке» или «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде». Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен». Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет.

Дворищина. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина.

Они обогащали человечество откровениями вечного, неисчерпаемого великолепного искусства»1. А «Пенаты» восстановят к 1962 году. В 1943–1970 рисовал портреты знаменитостей для обложек еженедельника «Time» (в общей сложности 413 обложек). Репин и сам был недоволен результатом работы.

Через четыре года Головин пишет второго шаляпинского Мефистофеля в опере А. Бойто (1909 г. ). На фотографии Вера Мамонтова чуть старше, но все так же юна и непосредственна. Можно сказать, отец очень чутко отнесся к ее натуре, работая над портретом дочери.

Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро». Трудная это была задача для меня в то время.

Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. В бывшей Мариинке готовиться к постановке опера «Вражья сила», главным баритоном которой и должен быть Шаляпин. Взгляните на знаменитых «Запорожцев» и сразу ее узнаете.

Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. А среди посетителей неожиданно оказался известный фотограф, Карл Булла. Возможно, художник экспериментировал прямо на холсте, накладывая один цвет за другим.