Портрет Тургенева Перов
Продолжая портретную живопись, в 1871—1872 годах Перов по заказу П. М. Третьякова исполнил ряд портретов русских писателей и учёных: И. С. Тургенева, А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, А. Н. Майкова, В. И. Даля, М. П. Погодина написал портрет московского купца И. С. Камынина. Купить картину или постер "Портрет писателя Ивана Сергеевича Тургенева", художника Василия Перова вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
Галереи, серии картин, портретов
Квартиры украшались вырезанными из журналов репродукциями работы Крамского, а копии «Неизвестной» были одним из самых популярных заказов у художников всех уровней. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Тургенев нахмурился, но лишь легкие морщины затронули его лоб.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Совершенствовался в Париже, где был пенсионером Академии художеств (1862-1869). Остается прощаться с друзьями».
Незаконченный пастельный портрет 1854-го работы Ранделя (Randel, 1854), приобретённый музеем в 1983 (при участии Т. Соколовой и Г. Медынцевой), находился в семье Щепкиных, что придаёт ему дополнительную ценность. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Лосенко, 1763, ГРМ), писателей (портрет И. И. Дмитриева. Первый сеанс привел к появлению неплохого с точки зрения художника подмалевка.
М. Бунакову. Тем более, что в 1909 году на большой выставке, посвященной памяти Тургенева в Императорской Академии наук, экспонировались два портрета писателя, написанные в 1879-м (ныне севастопольский) и 1883 годах, причем первый уже значился в каталоге как собственность Н. Н. Максимовского, другой – кассы взаимопомощи учащихся Академии художеств. Однако затем и И. С. Она упоминается в поэме Москва-Петушки и преследует перепуганного героя в вагоне поезда «женщина, вся в чёрном с головы до пят, стояла у окна и, безучастно разглядывая мглу за окном, прижимала к губам кружевной платочек». Впервые картины Верещагина Тургенев увидел в Москве, на выставке «Общества любителей художеств» в 1876 году. Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. Игра лунного света на картине просто очаровывает зрителя.
А посему простым людям постоянно лицезреть ее довольно опасно. Как тоненькая ниточка, сильнее любого самого прочного каната, свяжут эти «записки» художника с Родиной и о многом нам поведают. Его организатором и несменяемым руководителем была Евдоксия Фёдоровна Никитина (1891–1973), в дореволюционную пору — выпускница московских высших женских курсов, учительница в годы революций и Гражданской войны — жена отставного министра внутренних дел во Временном правительстве, в послереволюционную эпоху — литературовед, преподаватель различных ВУЗов, ответственный работник Союза советских писателей, а в 1922–1931 годах — ещё и глава кооперативного издательства «Никитинские субботники», за 10 лет существования выпустившего более двухсот книг общим тиражом свыше миллиона экземпляров. Оставил ряд литературных очерков и воспоминаний. Однако она приглашала к детям лучших французских и немецких гувернеров, говорила с сыновьями исключительно по-французски, но при этом оставалась поклонницей русской литературы и читала Николая Карамзина, Василия Жуковского, Александра Пушкина и Николая Гоголя. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. В нем сочетается языческая «маститость» Юпитера, о котором напоминают седые волосы, пронизывающий взгляд и борода и некоторые библейские мотивы в спокойном и умиротворенном выражении лица. Желание закончить полотно переросло в одержимость. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Репин отнесся к заказу Третьякова написать портрет Тургенева с большим энтузиазмом.
И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Но история начинается в Париже в 1874 году. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Какие два выдающихся русских художника по заказу Третьякова создали лучшие портреты Тургенева
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Гете, как Данте, как Шекспир и Диккенс. Его величественная фигура, полная и красивая.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. 1886. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Среди них: И. Я. Вишняков и А. П. Антропов, И. П. Аргунов и Ф. С. Рокотов. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Кстати, эта работа вернулась в галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. «Примите от меня эту трагическую картину в дар, если она не лишняя в русской живописи и найдёт место в вашей галерее» – писал художник. Однако Третьяков не отказался от первоначальной идеи и сумел уговорить Тургенева вновь позировать, а Репина – еще раз взяться за работу. В феврале 1879 года Репин в течение нескольких сеансов писал Тургенева во время его кратковременного приезда в Москву, несмотря на тяжелые приступы подагры у последнего. Смерть сына стала ударом для Врубеля, вот таким образом он сконцентрировался на своей последней картине «Демон поверженный». Полонского. Чтобы полностью охватить идею художника, стоит посмотреть на внешность Тургенева.
Сложна и запутанна история создания Ильей Ефимовичем Репиным (1844 – 1930) портрета великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1871-1882). Автор жанровых полотен, портретов современников, видный художественный деятель. Но как только их кресла были перемещены в другие места, все неприятности прекратились. Врубель продолжал дописывать картину даже когда ее отправили на выставку. Баженова «Больные писатели и патологическое творчество» (1898), в которой анализируется рассказ Гаршина «Красный цветок» письмо С. Н. Боголюбов вспоминал: «Радостная весть, что Плевна пала, что война шла к концу, нас ободрила и мы порешили в день ее взятия основать в Париже «Общество взаимного вспомоществования русских художников.
- Портрет писателя Ивана Сергеевича Тургенева
- Описание картины «Портрет писателя Ивана Сергеевича Тургенева»
- Русский музей Дополненная реальность
- Портрет Тургенева, выполненный Ильей Репиным: история создания и описание
- Портрет Тургенева в исполнении Репина
- Почтовые марки России, 2009 год
- Портреты Тургенева Русских Художников
- Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)
Воспоминания о семье И. С. Рок, случай, фатальность. Сначала Третьяков приобрел его, но впоследствии вернул автору (только после революции этот портрет вновь оказался в ГТГ). Дата рождения точно неизвестна: 21-23 декабря 1833 (2 или 4 января 1834) года. Светлые на полотне только руки и голова – таким образом Репин уравновешивает композицию.
Смерть Федора Васильевича Чижова. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Неожиданно ещё один всплеск интереса к «Неизвестной» произошёл уже во второй половине XX века.
Серовой, «центром всему русскому художественному мирку в Париже», собирались художники и писатели, артисты и музыканты, общественные и политические деятели В «Портрете Якова Тургенева», выполненном неизвестным художником, заметны не только черты парсунной живописи, но и новая техника изображения. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Собрание Анны Григорьевны, а также материалы, в разные годы полученные от родственников Ф. М. Достоевского (прежде всего от потомков брата писателя — Андрея Михайловича), составили основу фонда Достоевского в Государственном литературном музее. Третьяков»109.
- «Поэт, талант, аристократ, красавец»
- Рисунок акварелью собирателя открыток
- СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья
- Общееколичествопросмотровстраницы
- большую серебряную медаль за картину «Приезд станового на следствие» (1858),
Тургенев пишет хвалебную статью о молодом ваятеле, где высоко отзывается о его скульптуре «Царь Иоанн Васильевич Грозный». Тургенев отзывался о ней так: «Абсолютно нелепое произведение, в котором с бешеною неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду». Сама поза писателя кажется одновременно и простой и величавой. Благородный Третьяков принял картину и настойчиво вручил гонорар Крамскому. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Кстати, эта работа вернулась в галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. В 1906 году, по желанию самой Анны Григорьевны и сына писателя Фёдора Фёдоровича Достоевского, эта коллекция официально вошла в состав Исторического музея как «Музей памяти Ф. М. Достоевского в Императорском Российском Историческом музее имени Императора Александра III в. Москве». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и абсолютной искренностью»150. Их второй сын, Иван, родился спустя два года после свадьбы, в 1818 году, в Орле. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
- малую золотую медаль за картины «Сцена на могиле»
- и «Сын дьячка, произведенный в первый чин» (1860),
- "Путь славы и скорби Василия Перова" (ВИДЕО)
- ЕЩ О НАШИХ ПИСАТЕЛЯХ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Эта картина вызвала горячие споры: В. Стасов хвалил её за правду и искренность, за верно подмеченные и переданные типы в то же время М. Микешин утверждал, что подобное направление убивает настоящее высокое искусство, унижает его, показывая только неприглядную сторону жизни. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Они объехали многие города Швейцарии, Германии, около полугода прожили в Париже. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В рукописном фонде хранятся четыре автографа Лескова. Ко второму приезду Виардо в Россию в 1853 (и частично ко времени первого пребывания певицы в Петербурге) относятся интереснейшие материалы из архива музыкального критика Константина Ивановича Званцова (1825–1890), приобретённые Литературным музеем в 1935: несколько рисунков и акварелей (изображения Виардо и других актеров, в частности Рубини, Тамбурини и Лаблаша), ноты с её музыкой, «Письма о г-же Виардо-Гарции» К. И. Званцова и другие рукописи.
– Вы любите людей и я их старался любить, сколько мог, так любите их всегда, прощайте». Всего за годы учебы Тургенев написал около сотни стихотворений и несколько поэм. Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. Никитина, Д. Дмитриева-Оренбургского, Э. Липгарта, А. Харламова, И. Астафьева, Н. Чехова, А. Бенуа и др., множество гравюр, литографий и фотографий (из них 13 с автографами).
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Александрову К. Леонтьевым. Лунная ночь (1880 год)Лунный свет привлекал художника, который стремился поймать луну. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Они сохранились благодаря Наталье Викторовне Резниковой (1902–1992) — переводчице, помощнице, доверенному лицу и душеприказчице Ремизова, ухаживавшей за ним в последние годы его жизни.
2. У его матери был непростой и противоречивый характер: ее искренняя и сердечная забота о детях сочеталась с суровым деспотизмом, Варвара Тургенева нередко била сыновей. Но полотно уже было приобретено и экспонировалось в Третьяковской галерее.
Толчком к его организации послужили события русско-турецкой войны. Зильберштейн «развел» эти портреты, доказав, что их было два и они различны. Однако судьба в лице Полины Виардо не дала наброску превратиться в портрет. Если посмотреть на даты смерти детей Крамского, это легенду легко опровергнуть.
Все эти реликвии я бережно собрал и препроводил в Радищевский музей, где стоит бюст Тургенева работы Антокольского в углу, носящем имя «Тургенева». Рояль Pleyel. Известный исследователь И. С. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Собранный огромный архив Е. Ф. Никитина передала Государственному литературному музею. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
По мнению Репина изображение получилось скучным и сухим. Надписи и комментарии Андрея Николаевича на обороте изображений сами по себе могут составить набросок общей картины жизни Лескова (начиная с дома, в котором писатель родился, кончая его фотографией на смертном одре). галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. Этот шаг был продиктован тем, что энергетическое поле иконы убивает персонал музея. Общение с прежними друзьями было только заочным. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Энгельмейера (1895), на обороте паспарту которой наклеен лист с машинописным текстом: «Полина Виардо дает урок пения Марии Энгельмайер в 1895 г. в квартире своей (boulev. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Но самыми трогательными в «Записках» станут воспоминания, связанные с образами нежно любимой матери – Феклы Александровны, дочери А. Н. Радищева рано ушедшей и горячо оплакиваемой жены – Надежды Павловны Нечаевой и малютки-сына и в одном ряду с самыми близкими ему людьми, напишет Боголюбов об Иване Сергеевиче Тургеневе. Репин очень рад, что картина будет в Вашей знаменитой галерее.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. По одной из версий, прототипом «символа аристократичности» стала крестьянка по имени Матрёна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева. Дальше сведения об этих портретах были перепутаны.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Едва он закончил работу, как Столыпин был застрелен в Киеве. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. За «Портрет В. В. Безсонова» он был награждён первой премией МОЛХ по заказу П. М. Третьякова написал «Портрет писателя А. Ф. Писемского». Когда взошла горничная и хотела его поднять, Варвара Петровна закричала: оставь.
Первый сеанс привел к появлению неплохого с точки зрения художника подмалевка. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. В центре этой непроизвольно и органично сложившейся картины крупным планом выступает личность Тургенева (в его портретах), рядом с ним Полина Виардо, а вокруг, будто магнитом притянутые рукописями и книгами с автографами, располагаются многочисленные персонажи – знаменитые или скромные – с их судьбами и характерами.
Стекло разбилось вдребезги, а портрет отлетел далеко к стене. Н. Н. Ге. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма2.
А. П. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Максимовскому.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Современники ласково называли Тургенева «послом от русской интеллигенции» ибо «не было русского или русской сколько-нибудь прикосновенных к писательству, живописи или музыке, о которых так или иначе не хлопотал бы Тургенев». Зарянко (1853-1861). Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Слева ее рабочий столик. «Уголок Тургенева» оставался в Радищевском музее до 1919 года, когда личные вещи писателя (стол, кресло, маска, слепок с левой руки, костюм доктора Оксфорда, охотничьи принадлежности, несколько портретов, рукописи, чернильница и перья, книги) были переданы историко-филологическому факультету Саратовского университета, а в 1930-е годы они перешли в музей Тургенева в Орле. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Фёдор Васильевич Чижов (1811 – 1877) – русский промышленник, общественный деятель, учёный.
Были созданы даже конфеты «Незнакомка» с картиной Крамского на коробке. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Сама поза писателя кажется одновременно и простой и величавой. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
«Совершенно справедливо, что картина моя «Неутешное горе» покупателя не встретит, это я знаю также хорошо, даже, может быть, лучше, но ведь русский художник, пока остается еще на пути к цели, пока он считает, что служение искусству есть его задача, пока он не овладел всем, он еще не испорчен и потому способен еще написать вещь, не рассчитывая на сбыт. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Здесь работали молодые художники, стажирующиеся в Париже. Тогда он серьезно увлекся лирикой и написал первое произведение — драматическую поэму «Стенo».
П. Виардо была достойной подругой Тургенева, равновеликой ему по масштабу дарований. Богатая иконография писателя включает портреты в оригинальной технике (рисунки, акварели, живопись) – работы К. Горбунова, А. Бакунина, В. Лами, Арк. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Она вызывала и вызывает восхищённое удивление у всех, кто знал её или читал о ней. Грустное, скорбное выражение лица контрастирует с торжественной позой. Правда, почему-то картина была известна уже под названием «Незнакомка», возможно, под влиянием одноимённого произведения Блока. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Тогда появился цикл лирических миниатюр «Стихотворения в прозе».
Если картина никому не будет нужна теперь, она не лишняя в школе русской живописи вообще. С полминуты я стоял и глядел на него, но тут он меня признал и тихо сказал: «Спасибо, что пришли, Боголюбов, а завтра, пожалуй и не застали бы». В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129. В глубине комнаты, слева, за портьерой (не за портьерой-декорацией, а портьерой – обычным и малозаметным предметом обстановки) приоткрыта дверь и там – тоже пустота, необыкновенно выразительная, узкая, высокая пустота, пронизанная тускло-красным пламенем восковых свечей (все, что осталось от светового эффекта) – писал критик Владимир Порудоминский. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Мать записала в своем дневнике: «в понедельник родился сын Иван, ростом 12 вершков».
Бонч-Бруевича к И. Г. Клабуновскому от 14–16 мая 1950 о публикации писем Л. Толстого к А. Фету беловую рукопись А. Блока с автографами четырех стихотворений, в том числе стихотворения «Сумерки, сумерки вешние. » с эпиграфом из Фета, где на свободных листах — отрывок из письма Вл. Репин отнесся к заказу Третьякова написать портрет Тургенева с большим энтузиазмом. Подробные сведения об адресатах автографов писателя находим в книге А. Н. И если Тургенева называли «послом от русской интеллигенции», то Боголюбова смело можно было назвать «послом от русского искусства» ибо именно с его именем связана история создания в декабре 1877 г. «Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников» с целью оказания материальной помощи учащейся русской молодежи в Париже. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Идея не встретила поддержки у русского царя. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Она включает два портрета в оригинальной технике конца XIX в. – малоизвестную пастель П. Боклевского (предположительно конца 1880-х), впервые за много лет выставленную на юбилейной экспозиции музея «Взгляд на русскую литературу» к 200-летию критика в 2011 и масляный этюд лучшего портретиста Белинского – И. Астафьева литографии, гравюры и фототипии почти со всех существующих оригинальных работ: Н. Мартынова (воспитанника Константиновского Межевого института, 1838), К. Горбунова (1843 и 1848), И. Астафьева (1881 и 1890-е) и небольшого рисунка Е. Языковой (май 1848, за несколько дней до смерти).
Над Полиной портрет ее мужа. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Эскиз картиныКрамской передал картину в дар галерее Третьякова. Тургенева). Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал ее «Русский язык» — знаменитый гимн о вере в великое предназначение своей страны: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. Бородина с воспоминаниями о критике папка Луначарского с бумагами, касающимися судьбы Чембара, в связи с 75-летием со дня смерти Белинского автограф статьи о критике Г. Чулкова юбилейные материалы разных лет, начиная с 1898 (пригласительные билеты, программы, газетные вырезки). Впервые Тургенев позировал художнику в 1874 году в Париже в доме Полины Виардо.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Станкевича» (рисунок тушью неизвестного художника начала 1830-х) «В московской гостиной 1840-х годов» (хромолитография с картины Б. Кустодиева, 1912), «Белинский читает свою драму «Дмитрий Калинин» в кружке студентов» (акварель В. Милашевского, 1938). Написав картину «Мужик с дурным глазом», Репин подхватил лихорадку. После окончания училища в 1862 году Перов написал картину «Чаепитие в Мытищах», композиция которой была построена на противопоставлении (контрастном сопоставлении) тучного монаха-чревоугодника и хромого слепца инвалида войны, с мальчиком-поводырем. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Так ошибочное название работы окончательно «вошло в жизнь».
В первом издании перевода Овидия – автограф стихотворного посвящения Фета «Душевноуважаемому и строгому Сотруднику Графу Алексею Васильевичу Олсуфьеву». Это никак не граничит с недовольство – он пытается разглядеть или художника или зрителя. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Конец XVIII века уже ознаменован интересом общества не только к представителям императорской фамилии, высшего духовенства и военной элиты, в это время появляются портреты деятелей культуры и науки – архитекторов (портреты А. Ф. Кокоринова, 1769, ГРМ Н. А. Львова, 1780, ГРМ кисти Д. Г. Левицкого), артистов (портрет актера Ф. Г. Волкова. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Семья Ивана Тургенева происходила из старинного рода тульских дворян. Обеспокоенные родственники Бестужева добились, чтобы брак был аннулирован. Портрет был заказан художнику Павлом Михайловичем Третьяковым, мечтавшим собрать портретную галерею передовой русской интеллигенции XIX века – «разума нации»: художников, писателей, ученых. Некоторые его стихи опубликовал журнал «Современник». Работа над этой картиной продолжалась довольно долго.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Богучарскому на бланке «Посредника» по поводу готовящейся биографии Гаршина (1906). Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Алексей Петрович, вынужденный по состоянию здоровья сменить суровый русский климат на более мягкий – французский, остро чувствуя свою разлуку с Россией, начнет писать автобиографические записки, которые назовет кратко и емко – «Записки моряка-художника».
Но Репин не успел приступить даже к работе. От картины веет психологизмом – вся композиция настолько продумана, что лицо и руки кажутся не нарисованными, а вылепленными из живой пластики. Однако судьба в лице Полины Виардо не дала наброску превратиться в портрет. Многолетние исследования того, «кто же изображен на картине Крамского», не дали результатов.
Еще одно чувство, которое отражено в глазах писателя – это тоска. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. тот только что скоропостижно скончался.
Дмитриевой (1908) и программа её лекций о писателе (1913), машинопись (с правкой и рукописными вставками автора) публичной лекции Н. Н. Тургенев с готовностью согласился позировать для портрета, заказанного П. М. Третьяковым. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Соловьева к Фету, выписанный С. М. Когда женщина увидела «Тройку», она упала на колени и стала молиться. Василий Григорьевич Перов был незаконнорождённым сыном губернского прокурора барона Георгия (Григория) Карловича Криденера и уроженки Тобольска А. И. Ивановой. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Широкоплечая фигура лишена объемности и занимает почти все пространство холста.
Перейдём к другой картине. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу. » Этот сборник стал прощанием Тургенева с жизнью и искусством. Эскиз картины «Это не картина, а реальная действительность» – восхищался Репин изображенной глубиной чувств. Л» с указанием даты (с большей или меньшей степенью точности: год иногда время года или месяц и даже число), мста и имени фотографа в случае отсутствия фирменного бланка. Прав я или ошибаюсь, но я в данном случае хотел только служить искусству. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л.
Легенда о призрачной женщине в черном, потерявшей ребенка быстро распространилась в фольклоре. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Личный авторитет Тургенева оказывал неоценимую помощь в деятельности «Общества». Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Лескова «Жизнь Николая Лескова» (это относится и к книжным автографам).
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Есть среди них и изображения в ролях, в том числе Амины в опере Беллини «Сомнамбула» со знаменитого рисунка К. Брюллова и в роли Фидес в опере «Пророк» Мейербера. Глаза Гаршина, «лучистые и кроткие, необыкновенно добрые и грустно-проницательные», «могли бы служить моделью для глаз вдохновенно написанного Христа». Детские годы Тургенева прошли в имении Спасское-Лутовино, принадлежавшем его матери, богатой помещице. Незнакомка вернулась в родную деревню, где вскоре скончалась.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Зильберштейн ошибся. Работа над этой картиной продолжалась довольно долго.
Писатель Алексей Николаевич Толстой (1883 — 1945) не был коллекционером с чётко обозначенными границами интересов. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. И так портрет пролежал от первых чисел июля до первых чисел сентября» (В. Н. Еще одно чувство, которое отражено в глазах писателя – это тоска. Первой моделью художника была Анна Попова (жена Менделеева), а потом для картины позировала Елена Матвеева (жена Третьякова).
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Тургенева, созданного в 1879 году великим русским живописцем И. Е. Всего детей в семье Тургеневых было трое: Николай, Иван и Сергей. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Глаза были полузакрыты, как и рот.
Репиным. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Заседания объединения (по сути дела литературного салона) проходили в ее квартирах: в Москве, потом в Ростове-на-Дону, затем снова в Москве. Значительный интерес представляют письма А. Н. Обстановка подлинная, музейная. «Я заснул бедным – встал богатым, вчера был неизвестным – сегодня стал модным, знаменитым был ничем – и сразу сделался академиком», – писал Антокольский в своей автобиографии. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
«Я не спешил приобрести эту картину в Петербурге, зная, наверно, что по содержанию она не найдет покупателей, но я тогда же решил приобрести ее» – писал Третьяков. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Однако жить было не на что и негде молодой художник из-за нужды хотел даже оставить учёбу, но в трудную минуту ему оказал помощь его училищный учитель, Е. Я. Васильев— «строгий даже немного рутинный классик», который поселил Перова у себя и отечески заботился о нём.
И все-таки от этого в минуту потери нелегче на душе». Глубокий художник тем и познается, что изучает, подмечает все эти особенности и потому его произведение бессмертно, правдиво и жизненно»— утверждал Перов. Тургенев нахмурился, но лишь легкие морщины затронули его лоб. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Энгельмайер». В 1874 году по заказу П. М. Третьякова портрет Тургенева пишет И. Е. Репин. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Что и сделал Репин, впоследствии кляня себя за эту уступку, поскольку второй заход принес разочарование не только писателю, но и самому художнику. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Однако дату под ним поставил «1883 год», хотя, несмотря на ретушь, даже на этой репродукции, а также на дореволюционных открытках и воспроизведении в каталоге XXXVI выставки ТПХВ над головой писателя в боковом свете можно прочесть дату «1878». Вот таким сложным и очень долгим оказался путь к зрителю одного из лучших портретов знаменитого русского писателя И. С. Для поправки финансового положения он вынужден был жениться на немолодой (по меркам того времени), но очень состоятельной помещице Варваре Лутовиновой.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Маститый художник (из-за плохого здоровья он не переносил суровой русской зимы, что вынудило его с 1873 года обосноваться в Париже) был не только куратором молодых живописцев и скульпторов, оканчивавших Петербургскую Академию художеств с золотой медалью, дававшей право на продолжительную заграничную поездку для усовершенствования на казенный счет. Брак стал для них обоих несчастливым их отношения не складывались. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга). До девяти лет Тургенев жил в имении Спасское-Лутовиново в Орловской области. Боткиной, очень редкая любительская фотография (1912) дома Фета в Степановке, его бывшем имении, 2 фотографии дома Ап. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. В 1947 году в книге «Репин и Тургенев» он воспроизвел портрет, который с 1950-х годов хранится в Севастополе (композиция и все детали совпадают). Своеобразным продолжением истории книги являются письма вдовы А. Н. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Последние годы жизни писателя стали его триумфом как в России, так и за рубежом. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Выдающаяся певица, наделённая ярким драматическим талантом и сценическим темпераментом («не играй так страстно, умрёшь на сцене», – говорили ей), превосходная пианистка, даровитый композитор и незаурядный педагог, талантливая рисовальщица (её портретные зарисовки Тургенева принадлежат к числу самых удачных его портретов), человек всесторонней образованности и культуры, женщина колдовского обаяния. Однажды, когда тот в очередной раз впал в немилость, «Варвара Петровна подошла к своему письменному столу, схватила юношеский портрет Ивана Сергеевича и бросила его об пол. В официальных документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крёстного отца. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
В нем сочетается языческая «маститость» Юпитера, о котором напоминают седые волосы, пронизывающий взгляд и борода и некоторые библейские мотивы в спокойном и умиротворенном выражении лица. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Автором ее является монах-иезуит Антоний Поссевин (Антонио Поссевино), отправленный в Москву послом от папы римского с предложением Православной церкви перейти под власть Ватикана. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Неутешное горе (1884 год)В память об умершем младшем сыне Крамской создал картину Неутешное горе, на которой изображена скорбящая женщина в трауре у гроба. Позже он стал прототипом одного из героев рассказа Тургенева «Пунин и Бабурин». Д. Г. Левицкий, 1790-е, ГТГ портрет А. П. Сумарокова. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. При продаже, то есть через много лет, Репин ошибочно поставил на нем дату – «1878», чем позднее ввел в заблуждение московских исследователей, позволив им усомниться в авторстве, так как надпись, конечно же, не соответствовала красочному слою всего холста. Но в рамках данного материала мы не будем углубляться в эту странную карму.
Остальное – лица из окружения писателя, виды мест, похороны и могила. Лескова (1953), рассказывающие о создании книги «Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям» и о проблемах затянувшегося издания рукописи. Житова. Отметим лишь, что даже ярчайшему портретисту современности писателя не удалось воплотить в жизнь мечту Третьякова. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Государь разозлился на свою беременную сноху, жену сына Ивана, за «непристойный вид» – не то забыла надеть пояс, не то надела всего одну рубаху, тогда как было положено носить четыре. Взгляд женщины (глаза не трагически темные, а буднично покрасневшие) властно притягивает взгляд зрителя, но не отвечает на него.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Впервые – после написания в 1883 году, она считалась воплощением аристократизма и была очень популярна у искушённой петербургской публики. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. При ближайшем рассмотрении вы увидите мазки терракотого на стене или мягкие золотые рисунки на стуле.