Портреты Из Овощей Художник
Анна Токарска, фотограф и художник из Польши, делает причудливые портреты, состоящие в основном из фруктов и овощей. Данная работа Джузеппе Арчимбольдо – одна из наиболее известных из всех портретов этого императора из-за того, что этот портрет итальянского художника представляет Рудольф II в образе вертлявого бога Вертумна из древнего Рима, который сложен из разных ягод, фруктов и овощей. Видя эти невероятные художественные работы впервые, я подумала, что эти работы являются шедеврами известного Джузеппе Арсимбольдо (1527 – 1593) – итальянского художника, который известен своими образными портретами, сделанными полностью из фруктов, овощей и цветов.
Портреты Арчимбольдо из реальных овощей и фруктов
Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51.
Согласно Мориджиа, Арчимбольдо вернулся на родину в 1588 году после четвертьвекового служения Габсбургам. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27.
Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4.
Вариантов «Времен года» было несколько. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. В 1592 году император присвоил художнику почётный придворный титул пфальцграфа — в Священной Римской империи XVI века этой чести удостоились всего три художника: Содома, Тициан и Арчимбольдо29. На воинственное начало указывают и пушки. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Рисунок в Лувре— «Повар»— составлен из кухонных элементов.
Даже оторопь берет. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14.
Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось.
В программу придворных празднеств входили и рыцарские турниры, включающие три акта: сначала парный поединок, в котором конные рыцари пытались по обе стороны барьера выбить друг друга из сёдел. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке.
С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Воздух был представлен стаей птиц, в том числе совой, петухом, попугаем и павлином.
15 малоизвестных фактов об удивительных портретах Джузеппе Арчимбольдо
Идея проекта родилась, когда американка сгребала листву на своем заднем дворе.
Мы решили не рассказывать их, чтобы не портить зрителям удовольствие, — сказала Эмили. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий— «Огонь» и «Вода», 1566год, в Венском Музее истории искусств. Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо.
Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.
Необычные портреты из овощей и фруктов от Анны Токарской (8 фото)
На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40.
Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце.
Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. Фотограф Эмили Драйден (Emily Dryden) из Нью-Йорка и скульптор Захиде Пиетри (Zahyd Pietri) из Пуэрто-Рико запустили необычный фотопроект «Fresh Faces» (Свежие лица), в рамках которого они создали необычные портреты, объединяя в них творчество с фруктами и овощами.
По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Уже в 1563 году из под его кисти миру начинают являться знаменитые аллегории времён года. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Затем имя Арчимбольдо пропадает из анналов истории и всплывает только в 1562 году в Праге, где художник прочно обосновался и находился 26 лет в качестве придворного портретиста Фердинанда I (король Богемии и император Священной Римской империи в 1558-1564 годах), затем Максимилиана II (император в 1564-1576 годах), а затем служил его преемнику – Рудольфу II. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11.
В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Мы решили не рассказывать их, чтобы не портить зрителям удовольствие, — сказала Эмили. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. УхудожникаБьяджо Арчимбольдо в1526 годув городе Милане (Италия) родился сын – Джузеппе Арчимбольдо, который праславился своими аллегорическими картинами и стал основателемманьеризма.
Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо.
известная картина, на которой изображен мужчина из фруктов и овощей
В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. Арчимбольдо в эти годы написал второй вариант «Времён года» (1573), посвятил императору красный кожаный фолиант, содержавший 150 рисунков ручкой и чернилами (1585). Вероятно именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо.
Большая часть его творческой жизни прошла при дворах императора Максимилиана II в Вене, а позднее в Праге – под опекой Рудольфа II. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости.
Портреты из фруктов, цветов и овощей от Клауса Энрике Джерджеса
Даже оторопь берет. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу.
В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. Немец Ханс фон Аахен написал портрет императора в роскошных одеждах. Гармония, с которой плоды и животные сочетаются в изображении человеческих голов, символизирует гармонию империи под благим правлением Габсбургов. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9.
В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». В 1570 году его оправляют в Прагу, ко двору наследника Максимилиана II Рудольфу. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14.
Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Наслаждайтесь всем разнообразием фруктов и овощей и создавайте замечательные рисунки с этим подробным иллюстрированным руководством. Для кого эта книгаДля всех, кто любит рисовать натюрморты. Об автореБританская художница Билли Шоуэлл делает овощи и фрукты главными действующими лицами своих картин, а вместо натюрморта пишет их портреты. Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная.
Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. «Мне показалось, что листья улыбнулись мне, – говорит она. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году.
Свежие лица: художник создает портреты, объединяя творчество с овощами и фруктами
Существует версия, что росписи в церкви св. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. Рисунок сохранился и демонстрирует склонность художника к изображению роскошных растительных орнаментов, цветов и фруктов, а также изобилие спиралевидных элементов, которые не оставляют на плоскости пустого пространства — явный намёк на развившийся позднее стиль10. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди.
Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. А каково качество исполнения — настолько мастерски выписаны эти портреты натюрморты, в духе лучших мастеров эпохи Возрождения. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Сейчас ее работы из опавших листьев и цветов собирают тысячи восхищенных отзывов. По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов).
По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. 2010-е годы – Создание Артомата (совместно с Аристархом Чернышевым) – машины по производству искусства и начало работы куратором в Электромузее – выставочной и событийной площадке, целиком посвященной медиа-искусству. Дата рождения художника неизвестна. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14.
Джузеппе Арчимбольдо, картины обманки, портреты из фруктов и овощей
Изображенный на картине повар, при переворачивании превращается в блюдо с мясом. Дата рождения художника неизвестна. Джузеппе, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами.
По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. В течение многих десятилетий Джузеппебыл хорошо известен и любим элитой общества. Его дедушка был архиепископом, отец — художником.
В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Так американский художник и кинорежиссерФилип Хаас (Philip Haas)в 2012 году создалхудожественную инсталляцию«Времена года», ставшая скульптурной переработкой цикла картин итальянского художника. Каждая из четырех скульптур, размером 4, 5 х 4 х 3 метра, состоит из разнообразных природных форм – цветы, плющ, мох, грибы, овощи, фрукты, деревья, кора, ветви, листья – вместе образующих портреты людей. Инсталляция «The Four Seasons» олицетворяла собой Зиму, Весну, Лето и Осень. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико.
Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи (Бернардино Луини), у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки).
Художница создаёт портреты из овощей и фруктов
Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Публиковались и другие работы20.
Если смотреть в определенном положении на другую картину – можно увидеть натюрморт, состоящий из репы, редиски, лука, осота, грибов, каштанов и различных орехов, но стоит развернуть его на 180 градусов, как он превращается в аллегорический портрет человека, глаза которого «состоят» соответственно из грецкого и лесного ореха. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира.
Живые портреты из овощей и фруктов в исполнении польской художницы
Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Его дедушка был архиепископом, отец — художником. Ещё в 1570 году император Максимилиан отрядил Арчимбольдо в Прагу — ко двору своего наследника Рудольфа, с которым у художника сложились и хорошие личные отношения. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов).
По словам Джастины, вдохновение сродни йоге или спорту. Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане.
Знаменитые портреты из овощей и фруктов стали трехмерными
Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Фактически он стал «артистическим директором» императора Максимилиана II. По словам создателей каждое фруктово-овощное лицо имеет имя и личность. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27.
Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна».
Картины из еды – съедобные пейзажи Карла Уорнера
На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет— смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Видя эти невероятные художественные работы впервые, я подумала, что эти работы являются шедеврами известного Джузеппе Арсимбольдо (1527 – 1593) – итальянского художника, который известен своими образными портретами, сделанными полностью из фруктов, овощей и цветов.
Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже— анфас. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана.
Причудливые портреты из овощей и фруктов от польской художницы
В их доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых.
И Максимиллиан и Рудольф очень любили изящные искусства и, в особенности, все странное и необычное. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста.
Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. У нас есть истории для каждого из них, которые вы можете видеть в их выражениях лиц. Вообще художнику очень повезло с покровителями.
Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. Вероятно именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо.
Причудливые иллюзии в картинах 16-го века художника Джузеппе Арчимбольдо
Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. По словам создателей каждое фруктово-овощное лицо имеет имя и личность. 2000-е годы – работа в области Software art, начало работы над концептуальным коммуникационно-визуальным художественным проектом Электробутик, начало преподавания в Школе Родченко, курирование международного фестиваля ReadMe (Москва – Хельсинки – Орхус – Дортмунд, 2000-2004). Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна».
С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Публиковались и другие работы20. Самые известные из них сложились в циклы «Четыре стихии» и «Времена года» художник выполнял по заказу многочисленные их вариации, предназначенные для императорских подарков.