Портреты Из Овощей И Фруктов
Портреты Арчимбольдо из реальных овощей и фруктов
Валентин Губарев. Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная.
Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце.
Необычные портреты из овощей и фруктов от Анны Токарской (8 фото)
Вариантов «Времен года» было несколько. Отсутствуют и данные, чему именно обязан художник своим приглашением к императорскому двору и высокому положению13. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9.
Портреты из цветов, листьев и фруктов от Джастин Блэкени. Идея проекта родилась, когда американка сгребала листву на своем заднем дворе. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году.
Портреты из фруктов, цветов и овощей от Клауса Энрике Джерджеса
Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13.
В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. В тот день Джастина выложила свой первый так называемый экопортрет. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40.
– Я увидела среди них чье-то подмигивающее мне лицо». Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55.
Даже оторопь берет. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26.
По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. В программу придворных празднеств входили и рыцарские турниры, включающие три акта: сначала парный поединок, в котором конные рыцари пытались по обе стороны барьера выбить друг друга из сёдел. По словам создателей каждое фруктово-овощное лицо имеет имя и личность. В его советские бытовые зарисовки буквально влюбились в галерее Les Tournesols и заключили с ним контракт на много лет.
Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. У нас есть истории для каждого из них, которые вы можете видеть в их выражениях лиц.
С одной стороны поражает символическая точность художника, настолько метко он отобразил дух каждого времени года. Будни провинциальных городов. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51. После восшествия на престол нового императора в 1575 году положение Арчимбольдо при дворе, вероятно изменилось мало, во всяком случае, он продолжал получать прежнее жалованье — 20 флоринов в месяц. Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна».
Помимо исполнения обязанностей придворного живописца и декоратора, курировал приобретение предметов искусства, занимался организацией праздников и вёл инженерные работы. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. По мнению Хоке, в эпоху Ренессанса художник должен был являться в первую очередь талантливым ремесленником, умело имитирующим природу, поскольку понятие прекрасного основывалось на её изучении. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо.
По словам Джастины, вдохновение сродни йоге или спорту. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. Второй вариант был написан уже при Рудольфе.
Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. В 1566 году ему компенсировали и дорожные расходы, выделив на поездку в Италию 100 гульденов15. На воинственное начало указывают и пушки.
Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Существует версия, что росписи в церкви св. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. С его именем также связывают и картины в более традиционном стиле — чаще портреты, но их атрибуция не всегда бесспорна23. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). Символика «Элементов» продолжается во «Временах года».
15 малоизвестных фактов об удивительных портретах Джузеппе Арчимбольдо
Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Судя по документам из Альманаха Высочайшей императорской династии, Арчимбольдо был связан с венским двором до самой кончины императора Максимилиана в 1576 году. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник.
Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие.
Свежие лица: художник создает портреты, объединяя творчество с овощами и фруктами
Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма.
По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы.
Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали.
Мы решили не рассказывать их, чтобы не портить зрителям удовольствие, — сказала Эмили. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11.
Великолепная компоновка фруктов, овощей, зверей и цветов из которых состоят персонажи дают ощущение реального, хоть и слегка гротескного портрета. Сейчас ее работы из опавших листьев и цветов собирают тысячи восхищенных отзывов. Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. В качестве придворных астрологов он содержал выдающихся учёных — Тихо Браге и Иоганна Кеплера.
В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. Фотограф Эмили Драйден (Emily Dryden) из Нью-Йорка и скульптор Захиде Пиетри (Zahyd Pietri) из Пуэрто-Рико запустили необычный фотопроект «Fresh Faces» (Свежие лица), в рамках которого они создали необычные портреты, объединяя в них творчество с фруктами и овощами. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. «Оно будет приходить к вам чаще, если вы будете постоянно практиковаться в его поиске», – заявляет она.
Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5.
Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Cерия времена года, пожалуй самая моя любимая, хотя четыре стихии, перевертыши и профессии тоже весьма.
«Мне показалось, что листья улыбнулись мне, – говорит она. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22. Вообще художнику очень повезло с покровителями. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо.
Об этом свидетельствует ее новый и мгновенно ставший популярным во всем мире проект Face The Foliage («Встречая листву»). Знаете, когда-то, как возможно и вы сейчас, я думал, что необычные, фантастические, сказочные или сюрреалистические работы характерны только для современных художников, а старые мастера довольствовались лишь изображением реальности. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи.
известная картина, на которой изображен мужчина из фруктов и овощей
Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Очень необычный, но при этом крайне популярный художник из Минска Валентин Губарев.
Дата рождения художника неизвестна. Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. Публиковались и другие работы20. И если в работах Босха лишь прослеживаются сюрреалистические элементы, то увидев картины Арчимбольдо, говоришь себе: «Да какой к черту маньеризм.
Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века». Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции».