Портреты Кустодиева

Б. кустодиев получил предложение этой галереи создать свой портрет (до этого в галерее были портреты только двух русских художников: О. Кипренского и И. Айвазовского). Особенности творчества художника Бориса Кустодиева: любил жанр портрета-картины, когда характер героя раскрывается через окружающий его пейзаж интерьер или даже служащую фоном жанровую сцену не жалел для бытовых сцен декоративности и зрелищности с большой симпатией писал жизнь провинции. Ещё в молодые годы Борис Кустодиев прославился, как талантливый портретист. Волошина Кустодиев изображает с книгой стихов в руках, что ставит эту работу в ряд с другими картинами, рассказывающими об увлечениях и деятельности людей изображённых на портретах. Кроме вышеупомянутой «Купчихи за чаем», наибольшую популярность получили следующие портреты Кустодиева: портрет Федора Шаляпина, написанный в 1921 году, портрет Максимилиана Волошина (1924), картина «Большевик» (1920), работа «Русская Венера» (1925), картина «Ярмарка в Саратове».

Такой семейной работой и является портрет его жены Кустодиевой. В 1901 году Репин пишет огромное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» и к написанию картины привлекает своего лучшего ученика Кустодиева – Борис Михайлович написал 27 портретов для этого полотна. Огромное восхищение вызывает известный «Автопортрет», Кустодиевым в 1912 году, хранящийся сейчас в галерее Уффици, во Флоренции. В самом начале ХХ века Кустодиев приступает к разработке своего жанра «портрета-картины», где главный герой и пейзаж неразрывно связаны.

Осенью 1921 г. П. Капица появился в мастерскойБориса Кустодиеваи спросил его, почему он рисует портреты знаменитостей и почему бы художнику не нарисовать тех, кто станет известными. Б. м. кустодиев создал новый стиль написания портрета. Ранние портреты Кустодиева выполнены в классической манере письма, а позже появляются те краски, что характерны для лубка и для дальнейшей линии творчества художника.

Такое сочетание реалистических и импрессионистических приёмов с композиционными принципами модерна станет характерной особенностью многих портретов Кустодиева. Этот портрет был заказан Кустодиеву для Третьяковской галереи. 27 портретов были написаны по эскизам Кустодиева, под руководством Репина начинающий художник написал треть всего полотна. Осенью 1921 г. П. Капица появился в мастерской Бориса Кустодиева и спросил его, почему он рисует портреты знаменитостей и почему бы художнику не нарисовать тех, кто станет известными. Известные картины Бориса Кустодиева: «Масленица», «Купчиха за чаем», «Русская Венера», «Вербный торг у Спасских ворот», «Портрет Фёдора Шаляпина».

Кустодиев с воодушевлением работал в самых разных жанрах и видах изобразительного искусства: писал портреты, бытовые сцены, пейзажи, натюрморты. Кустодиева позволил увидеть отчётливое желание мастера обогатить портретный жанр использованием приёмов импрессионизма и модерна в том, что касается манеры письма и построения композиции. Мастерски совмещает Кустодиев изображение интерьера и портрет в работе «Монахиня» (1908 г. ), в которой изображена игуменья Староладожского монастыря Олимпиада. Этот портрет идейно напоминает портрет Николая II: поэт сидит на фоне горного пейзажа, как вид Коктебеля, где Волошин жил затворником с 1916 г. Б. Кустодиев Портрет Петра Леонидовича Капицы и Николая Семёнова.

Борис Кустодиев вошел в историю русского искусства в первую очередь как очень талантливый портретист.

Детский и семейный портрет Бориса Кустодиева

Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург). Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Он писал дородных купеческих жен 151 как одетых, так и обнаженных. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой.

Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Возможно, художник предлагал живой фон и заказчикам портрета самодержца, но те по какой-то причине остановились на «пустом», безлюдном Кремле. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Его болезнь, впервые заявившая о себе еще в 1907-м, прогрессирует.

  1. Лучшие картины русского художника Бориса Кустодиева
  2. Кустодиев Борис Михайлович (1878 – 1927)
  3. Художник Кустодиев – биография и описание картин
  4. Муки и радости Бориса Кустодиева – художника, который писал жизнеутверждающие полотна прикованный к кровати
  5. Кустодиев Борис МихайловичКартины и биография
  6. Юлия Прошинская – муза Бориса Кустодиева: История любви-история борьбы

Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Незадолго до поступления Кустодиева, Александр III задумал реформу художественного образования, которою сформулировал просто: «Выгнать всех, передвижников позвать. ». Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. Самый ранний Семейный портрет (1904) он уничтожил, сохранив только группу жены и Кирилла. Кирилл Кустодиев работал художникомдекоратором в ленинградских театрах, в том числе в Ленинградском академическом театре драмы (ныне Александринский театр), Театре оперы и балета имени С. М. Последняя есть скрытая Родина, земля обетованная русского народа.

После возвращения Кустодиев пробовал силы в книжной графике, в частности, проиллюстрировав Шинель Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Просто московский трактир, где купцы дуют чай. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом».

  • Кустодиев: самые яркие картины написал в инвалидном кресле
  • Художник Борис Кустодиев: основные вехи творческой биографии
  • Русское искуство: Кустодиев Борис Михайлович
  • Ирина Борисовна Кустодиева (1905 – 1981)
  • Книжная графика Бориса Кустодиева

Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918). Билибина (1914), Е. Е. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Обращенное к зрителю лицо художника несет печать недавней болезни и физических страданий. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58. Он восторгался народными гуляньями, ярмарками, вдохновлялся лубочными изображениями: «Ярмарка была такая, что я стоял как обалделый. От отсутствия чувства Родины.

К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. «Портрет Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича, Самодержца Всероссийского» (1915). В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. К некрасовскому стихотворению Кустодиев еще вернется 151 уже в послереволюционные годы. А год спустя появилась книга «Русские народные песни, собранные А. С. Пушкиным» (М., 1922), предисловие к которой написал Валерий Яковлевич Брюсов (1873 151 1924).

Искусство требует всей жизни. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Кустодиев создает ряд портретов. Кустодиев тоскует по провинции, ему отчаянно недостает ее безыскусности, сочных красок, «реки с зелеными берегами и крыльями парусов».

Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Кустодиев проиллюстрировал для этого издания басню И. А. Крылова «Хозяин и работник». Ряд исследователей предполагают, что фамилия Кустодиев происходит от старославянского «кустод» – так называли сторожа, церковного привратника. Серия была продолжена и созданным в 1919 году Государственным издательством, которое долгое время было монополистом на книжном рынке. К тому времени отец Бориса уже умер, а своих средств на учебу у Кустодиевых не было, ему оказал помощь дядя, брат отца.

М. Г. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. Одновременно с этим он работал над картинами, посвященными изображению старой русской жизни, преимущественно провинциальной. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин.

  1. Картины — Кустодиев, Борис Михайлович
  2. Портрет в творчестве Кустодиева
  3. Описание картины Бориса Кустодиева «Портрет Кустодиевой»
  4. Художник Борис Михайлович Кустодиев 1878-1927
  5. Смотреть галерею Смотреть галерею Кустодиева Бориса Михайловича
  6. «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев»
  7. Все Картины Борис Кустодиев по алфавиту
  8. О жизни и творчестве выдающихся художников

Связи с вятскими издателями сохранились и в 1902 году Б. М. Кустодиев впервые обращается к гоголевской теме профессионально 151 иллюстрирует «Мертвые души» для задуманного вятским издательством трехтомного собрания сочинений Н. В. Гоголя. Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.

Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Первые признаки болезни появились еще в предвоенные годы. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. Здесь была опубликована серия иллюстраций Кустодиева 151 к «Неточке Незвановой» Ф. М. Достоевского, к «Дедушке Мазаю» Н. А. Некрасова, к рассказам А. П. Чехова.

  1. Картины Бориса Михайловича Кустодиева
  2. Семья художника в живописных образах
  3. Самое интересное в виде мозаики
  4. Весь организм его, кроме мозга, сердца и рук, был поражен

Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 19011511902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба». Здесь он без устали впитывает в себя европейскую культуру и много рисует сам. Творчеству каждого из них мы собираемся в будущем посвятить отдельные статьи цикла «Художники книги ХХ века». А незадолго до смерти была создана знаменитая «Русская Венера» 151 гимн во славу женской красоты, увиденной через сугубо национальную исконно русскую призму. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи.

Вот она – юная и стеснительная невеста (1901), молодая жена, хрупкая и чуть болезненная (1903), счастливая мать первенца Кирилла (1904), она с недавно родившейся, нарядной, как невеста, Ириной на руках (1906), опять с Ириной двумя годами позже в интерьере квартиры на Мясной (1908), в расцвете сил и женской красоты на фоне окна в имении Терем Костромской губернии (1915), парадный портрет женщины, усталой от тягот жизни, в уютной квартире на Введенской (1920) изображение деловой и энергичной, закаленной в сражениях за жизнь женщины 1920-х годов (1926). Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. У ног Федора Ивановича – написанный с натуры любимый французский бульдог Ройка, которого заставляли «замирать» в нужной позе, сажая на шкаф кошку. Мастер реализма, мастер портретной классической живописи.

оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена). После поездок по России появляются портеты людей из мира религии. Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—20 гг. Материал для них художник черпал из воспоминаний детства и впечатлений от частого пребывания в Заволжье, в Кинешемском уезде, где в 1905 году построил доммастерскую. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.

Он жить не сможет». Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. н а «галантный» XVIII век с напудренными маркизами Бориса Михайловича никогда не тянуло, да и современных ему властителей жизни и их красивых, роскошно наряженных жен Кустодиев не писал.

  • Книги, графика, плакат, календари, декорации
  • Астраханское детство Бориса Кустодиева
  • Борис Кустодиев: краткая биография, этапы творческого возмужания
  • Портреты Кустодиева: особенность жанра
  • Иллюстрации к литературным произведениям и театральные работы
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Что касается Кустодиева, власти закрыли глаза на его «оппозиционные шалости» : слишком уж очевиден и ценен был его талант.

Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Будто впервые. Исключением не стал и Кустодиев, внесший свой вклад в целую галерею шаляпинских портретов22122. В 1903 году Кустодиев окончил Академию художеств.

Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Домашние рады его успехам, впрочем, Екатерина Прохоровна предостерегает сына, чтобы тот «не слишком восхищался натурщицами». Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Она была очень маленькой, художник работал полулёжа, вот таким образом картину приходилось писать по частям. Всякую возможность он использует, чтобы вырваться из гранитных объятий Санкт-Петербурга.

  1. Сайт о жизни и творчестве художника
  2. Краткое описание картин Кустодиева, его биограия и творчество
  3. Настоящий мастер – художник Борис Михайлович Кустодие

Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств.

Работа была заказной. Он с гордостью телеграфирует в Астрахань, что «начал зарабатывать искусством» – эскиз «В мастерской художника», выставленный в помещении Общества поощрения художеств, принес ему целых 16 рублей. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.

М. Г. LiveПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласLiveСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииМузеиПерсоныХудожникПерсонаБорис КустодиевГоды жизни: 07 марта 1878 — 26 мая 1927Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникБорису Кустодиеву повезло стать учеником самого Ильи Репина, однако он отверг каноны, по которым работал его учитель и начал искать собственное творческое направление.

Лучшие картины русского 
художника Бориса 
Кустодиева

В 1912 году Б. М. Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Словно само солнце вошло вместе с героиней картины в темноватую обычно баню – и все здесь озарилось.

Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. Кирова (ныне Мариинский театр), умер в 1971 году. Его привлекал прежде всего Николай Васильевич Гоголь. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Позади государя Кремль, а не «родной» Санкт-Петербург. После смерти отца (1879) юный Борис учился в духовном училище и семинарии (кстати, все четверо детей рано умершего Михаила Лукича Кустодиева и ставшей молодой вдовой Екатерины Прохоровны учились на казенный счет).

Жена Кустодиева Юлия (сам художник был под наркозом) решила: «Руки оставьте, руки. 3. Е. Серебрякова, в 1910-1920-х часто изображавшая детей, предпочитала чистый портрет, нагую натуру, чистый жанр (преимущественно тихие игры). В начале 1900-х он несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию.

Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. На первом плане, на заснеженном пригорке величественно возвышается, высится, стоит в эффектной, нарочно театральной позе статная исполинская фигура солидного, богатырского сложения мужчины— седовласого Шаляпина в бобровой шапке, роскошной, богатой и дорогой шубе, не только подбитой, но и сшитой из бобрового меха, да вместе с воротником.

Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Кустодиев был женат на Юлии Прошенской (18801942), они обвенчались в 1903 году. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся Портрет Р. И. Нотгафт (1909), а также Портрет священника и дьякона (1907) и Монахиня (1908). Вот кого рисовать-то.

А шуба. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. Да и задача «Народной библиотеки» была другой: дать стране простую и прежде всего предельно дешевую книгу.

Лансере (1915), И. Э. Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. Чертовски трудно.

Кустодиев редко высказывал свои политические воззрения. И еще будучи студентом, Кустодиев выполнил ряд первоклассных портретов – Д. Л. Мордовцева, Д. С. Стеллецкого, И. Я. Билибина (все 1901), В. В. Матэ (1902). Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Добужинского (1913), И. Я. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя).

В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. В 1915-м он закончил портрет Александра Анисимова, в 1922 — знаменитый портрет Федора Шаляпина. Он разместил иллюстрации в верхней части полос в виде заставок 151 цельнополосные иллюстрации казались недопустимой роскошью. С 1911 года — член возобновившегося «Мира искусства».

Вместе с семьей отправляется в Париж. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23. Художник повёл за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон»5. Первое советское издательство 151 Литературноиздательский отдел Наркомпроса 151 начало выпускать многотиражную «Народную библиотеку». Любовь к ней отражается в каждой работе.

В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. У них была дочь Ирина и сын Кирилл, которых художник часто изображал на своих картинах. Неудивительно, что от Парижа он пришел в восторг. Как известно, Кустодиев очень любил обогощать портреты «живым» фоном. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской.

Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях серии Ярмарки (1906, 1908), Деревенский праздник (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах Купчиха, Девушка на Волге, Красавица (все три 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. На заседании завязалась дискуссия о роли иллюстраций.

В окончательном варианте он изображен в повороте три четверти идущим вдоль перил террасы, на фоне освещенной зимним солнцем громады лавры, суетливой современной жизни у ее стен и деревьев, покрытых инеем. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года.

Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16. Обучался сначала в мастерской Василия Савинского, со второго курса – у Ильи Репина, участвовал в работе над его картиной Заседание Государственного совета (19011903). А может быть именно вот таким образом и стоило. Но большой удачей художника эту его работу все же назвать нельзя.

Живописные автопортреты им созданы в ранние годы, позже, в отличие от А. Я. Головина, например, он обходился только графическими, а если писал себя маслом, то – в групповых портретах (Мир искусства, В Тереме). Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять.

Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Мы видим праздник жизни, балаган, гуляния на его автопортрете на фоне Троице-Сергиевой лавры и на знаменитом портрете Федора Шаляпина. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя).

Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. Истинного зрения. После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась. Борис Кустодиев выбрал Париж. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.

Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947. Впоследствии Шаляпин пригласил Кустодиева к совместной работе над постановкой оперы «Вражья сила» в Мариинском театре в качестве художника по декорациям и костюмам.

Но остался на родине и продолжал исступленно работать. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И. Е. Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни.

Обо всем этом мы уже рассказывали читателям3. Для этого были свои причины и, надо сказать, очень грустные 151 художник тяжело заболел. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. Цветы подсолнуха, листья и бутоны здесь только угадываются.

Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Сегодня пошел было погулять на острова, подальше за окраины и раскаялся: фабрики, трубы, черные заборы, трактиры и все покрыто снегом, все мертво, деревья какой-то черной стеной стоят, скучные, голые: просто одурь взяла». Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии. Но главным делом для него продолжала оставаться живопись. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Кустодиев интересовался книжной графикой еще в пору учебы в Академии художеств. Кустодиев выполнил литографские иллюстрации к сборнику Шесть стихотворений Некрасова (1922), рисунки к повестям Николая Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923).

В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». В 1913-1916 годах он работает над групповым портретом художников объединения «Мир искусства». И. Шаляпин». Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась).

Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Мотив автопортрета в санях в 1918 году был переработан в композицию Автопортрета с женой (в санях), ныне существующую в нескольких вариантах. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. Парадокс. Увидеть ее – высший дар.

С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Лишь однажды, в холсте На охоте (1905) им была сделана попытка изобразить себя в рост на фоне полей, с собакой у ног, возможно навеянная старинными портретами, но через какое-то время холст был урезан до поясного.

Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. В картинах Кустодиева невидимая для глазного нерва обратная перспектива – не мы праздно, критично лицезреем «нехитрые» сюжеты Бориса Михайловича, а, напротив, Кустодиевская Русь, скрытая Родина, взирает на нас, как на «объективную реальность» – суматошных, горделивых обладателей «собственного мнения». «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда.

В 1905—1907 гг. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. В 19071511909 годах издательство «Шиповник» выпустило в свет имевшую широкий общественный резонанс трехтомную хрестоматию произведений русской литературы «Живое слово», составленную А. Н. Острогорским. Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой».

Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Кустодиев. Это было время первых побед и больших надежд: у художника родился сын, ему выплатили гонорар в 3, 5 тысячи за работу над «Торжественным заседанием Государственного совета», все границы были перед ним открыты. Последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным.

Вспомним, что в отечественном искусстве начала XX века этой теме внимание уделяли В. А. Серов, Л. О. Пастернак, Л. С. Бакст, С. В. Малютин, П. П. Трубецкой, создавшие портреты с сильным жанровым элементом, а Пастернак – еще и бессюжетные жанры, фиксирующие интимные состояния (сцены материнства с мотивами кормления, укачивания ребенка), музицирования, приготовления уроков. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251.

К этому времени у них уже родился сын. Дождь, гроза, солнечный день, любые другие явления окружающего мира находили свое отражение в его творчестве. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя местной женской гимназии. Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников.

На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Отца своего он почти совсем не помнил. С 1907 года — член Союза русских художников. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми.

Известный врач Герман Оппенштейн озвучивает новый диагноз: опухоль в спинномозговом канале. В характерах своих героев художник подчеркивает непосредственность и прямодушие. Картину представили на выставке общества «Мир искусства».

Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14. Он был певцом купеческого быта с ярмарками и балаганами, с разгульной масленицей, с чаепитиями в трактирах и в домах. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65.

Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Художник – без рук. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей.

Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 151 1930). Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи.

Враг новшества и импрессионизм смешивает с революцией. Импрессионизм и я – это две вещи несовместимые, – его фраза. Инициативу «Шиповника» подхватило петербургское издательство «Общественная польза», выпустившее в 1910 году хрестоматию «Детский альманах». Только щеки да нос краснеют». Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). И Репину отводилась роль эдакого «прожектора перестройки».

Созданные мастером как часть хроники его семейной жизни холсты Утро (1904), Сирень (1906), Портрет Ю. Е. Кустодиевой с дочерью Ириной (1908) постигла завидная судьба – картины постепенно стали элементом национальной памяти русских людей, а изображенные в них конкретные люди воспринимаются как обобщенные образы детства и счастливого материнства. «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на её конце грузом. Но и среди них выделяется портрет Грабаря. Художник обратился к близкому для него жанру портрета, что применительно к «Мертвым душам» уже делал П. М. Боклевский. Зашел с мороза прямо в шубе. «Похожий портрет – это такой портрет, который внутренне похож, который дает представление о сущности данного человека. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).

с реди предков художника преобладали купцы и представители духовного сословия. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Школа была прекрасная и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина. Картина эта, к сожалению, завершена не была. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика.

Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Когда старый приятель – Иван Билибин – предложил художнику войти в редколлегию сатирического журнала «Жупел», тот согласился с энтузиазмом. Тем не менее в эти годы были написаны многие большие и жизнерадостные картины. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение.

Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. В письме матери он пишет: «Скоро Великий пост, весна, а Питер как будто не думает о ней.

Вот таким образом кустодиевские иллюстрации чернобелые. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком.

Шаляпин восхищался «великим духом» Кустодиева и часто навещал его в петроградской квартире. Чтобы это показать, несмотря на лёгкий морозец, шуба растёгнута нараспашку— под нею виден строгий концертный костюм. Его интересует парсуна XVI-XVIII веков, красочный лубок, разные старинные вывески и так далее.

Так что самостоятельной эту работу назвать трудно. В качестве конгениальных Н. А. Некрасову мастеров назвали Б. М. Кустодиева и К. С. ПетроваВодкина. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25.

Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Правда, ряд исследователей (в том числе Валериан Богданов-Березовский) считают, что художник создал, скорее, сюжетную композицию, «в которой сам портрет, вынесенный на передний план играет роль главного, но все же составного компонента».

Мы видим и румяное, красивое лицо и вольную, сценическую позу и перстень на мизинце и переливы меха и концертный костюм под распахнутой шубой и даже выражение преданности и восторга на надменной морде бульдога у его ног». Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны.

Это от отсутствия зрения. Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным».

Поступил в студию Рене Менара. На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б. М. Кустодиева, проредактированными академиком И. Е. Репиным». Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе.

К лучшему из них принадлежат графический портрет Ирины (1919) и полотно Портрет К. Б. Кустодиева (1922). Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства».

В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции -- сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». Ирина Кустодиева была актрисой, скончалась в 1981 году. Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит.

К этому времени Кустодиев уже был женат на Юлии Евстафьевне Прошиной, в которую был очень ввлюблен и с которой прожил всю жизнь. Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем Блоха. Из Франции мастер едет в Испанию, которая вызывает у него двойственные чувства. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию.

На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.

Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. К этому времени мастер уже создал еще один автопортрет с женой – холст Прогулка верхом (1915). Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Однако, за «Жупелом» последовал журнал «Адская почта», в котором Борис Михайлович Кустодиев отличился шаржами на графа Игнатьева, обер-прокурора Синода Победоносцева и многих других героев репинской картины «Торжественное заседание Государственного совета». Первым 151 в 1919 году 151 был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».

Популярность художника растет, о нем все чаще пишут в прессе. На руках у Марины обезьянка. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Журнал вскоре закрыли, Билибин был арестован.

Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Б. М. Кустодиеву в работе над «Мертвыми душами» удалось найти новые нотки, в основном сатирические.

К 1912 году замысел портрета уточнился. В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б. М. Кустодиев сделал обложку иллюстрации и небольшой портрет А. С. Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921 году. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти. Рериха (1913), М. В.

И все же жизнь в Петербурге его тяготит. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Возможно. Грабаря (1916).

Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Терем (1910) с фигурами жены и детей. Русский художник Борис Кустодиев несомненно обладал им. Темой своего первого рисунка «Вступление» он выбрал подавление восстания на Красной Пресне. В 1896 году Кустодиев поступил в Петербургскую Академию художеств.

Во время одного из таких «побегов» – в поместье Высоково в Костромской губернии – он знакомится со своей будущей женой Юлией Прошинской. Увлекаясь рисованием, подросток начинает изучать искусство живописи в родном городе у единственного художника-профессионала Павла Алексеевича Власова. Лицо портретируемого написано в лучших традициях реалистической живописи передвижников, а пейзаж напоминает фоны картин на купеческо-народную тему.

Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Восторженно встретив революцию 1917 года, он вскоре разуверился в большевиках. Вероятно, так «имиджмейкеры» Николая хотели придать дополнительной «исконности» императору.

Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Легко читаемые надписи выполнены письмом, внешне похожим (но лишь похожим) на древнерусскую скоропись. Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург).

Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Эскиз Автопортрет (в шубе) запечатлел художника в пышной шапке и теплой шубе у прилавка с разноцветными игрушками и шкатулками, на фоне заснеженных церквей и башен Троице-Сергиевой лавры. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни.

Какова шуба на нем. Великолепное композиционное построение, основанное на прихотливых линиях модерна и лихие импрессионистические мазки характеризуют работу, в которой вновь, как и в портрете И. Я. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348.

Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Однако московский «интерьер» выглядит слишком искусственно, как макет. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. Таковы они в полной очарования и изящества пастели Дети в маскарадных костюмах, в скульптуре Дети (обе – 1909), в других картинах и рисунках.

С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. Я. Билибин, 1901). Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А. А. Агина и Е. Е. Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А. Ф. Маркса большой импозантный том «Мертвых душ». Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома.

Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приезжает в Париж. «Адскую почту» постигла участь «Жупела» : тираж был конфискован, а журнал закрыт. Здесь была опубликована «Сказка о попе и его работнике Балде», мотивы которой были положены в основу иллюстрации, помещенной на обложке.

Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». С другой – бой быков («Как все это странно и дико: убийства с кровью – ужасно и безжалостно. ») и Музей современного искусства («Что-то ужасное по своему безобразию и бездарности. »).

Много беседовали – конечно, не о политике (чего очень боялись мои заказчики), а так, по искусству больше – но просветить мне его не удалось – безнадежен, увы. Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б. М. Кустодиева, а в Нижнем Новгороде 151 в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера». Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым.

Не помогла и вторая операция, сделанная в марте 1916 года. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Под его началом Борис Кустодиев быстро растет – в первую очередь, как портретист. В столице Франции художник успел присмотреться к европейской живописи и использовать свои впечатления в прекрасной картине Утро (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника.