Портреты Зинаиды Серебряковой

Живописи Зинаида Евгеньевна Серебрякова обучалась частным образом вначале у княгини Тенищевой в Петербурге, далее у портретиста О. Браза. Но в Третьяковской галерее есть собственные картины Зинаиды Серебряковой, в том числе самая известная ее работа «Автопортрет. Известность Зинаиды Серебряковой началась с ее Автопортрета «За туалетом», который купила Третьяковская галерея в 1910 году. Не смотря на то, что в экспозиции нет автопортрета Зинаиды Серебряковой «За туалетом», я его здесь представила, так как с него началась известность молодой художницы.

В 1928 г. после написания серии портретов для бельгийского предпринимателя, на заработанные деньги Зинаида и Екатерина Серебряковы отправляются в путешествие по Марокко. А автопортрета Зинаиды Серебряковой «За туалетом», наверное, самая известная её работа. Характерный миндалевидный разрез глаз, наследие итальянских предков и черты французской утонченности, знакомые по многим автопортретам Зинаиды Серебряковой, портретам ее детей и родственников, воплотились перед нами, зрителями, в иконографический тип серебряковских портретов.

Конечно, Галина, этот автопортрет Зинаиды Серебряковой очень известен.

10 автопортретов Зинаиды Серебряковой — самой важной русской художницы

Лишь молодую миловидную молочницу ей удалось уговорить позировать «за своим занятием». Ирония, а тем более сарказм не были присущи ее восприятию портретируемого. Самым известным из них стала картина Карточный домик, написанная в 1919 году. Белое серебристое атласное платье и черный кружевной веер в красиво нарисованных руках. Из этого путешествия она привезла марракешские пейзажи, портреты марокканцев.

Выставка у Шарпантье оказалась последней по счету. Вернуться на Родину Зинаида Серебрякова уже не сможет, хотя картины ее в Россию возвращаются: в 1960-х годах в Москве, Ленинграде и Киеве проходили с большим успехом выставки Зинаиды Серебряковой. На самом же деле эта работа — несомненная удача Серебряковой.

Автопортреты конца 
1900-х— начала 1910-х 
годов

Автопортреты конца 1900-х— начала 1910-х годов

Велан Ида (портрет дамы с собачкой, 1926). Е. Е. Помимо этого, в нем наличествует то отстранение, которое превращает портрет в поэтическую картину. Однако, возвратится ей не удалось и она оказывается оторванной от Родины и детей (двух младших детей, однако, ей удалось вскоре вернуть). Нескучное. — А. Р. ), — сообщает Сомов. Старший брат, Евгений Лансере, уже известный художник, увидев автопортрет, настоятельно посоветовал отправить его на предстоящую выставку в Петербург.

Серебрякова решила ехать. В этот период она работала буквально молниеносно.

В этой работе особенно ясно проявилось умение Серебряковой почувствовать главное в портретируемом — то, что М. Нестеров называл «душой темы», в данном случае — душу прекрасного человека. Павел Третьяков сразу же приобрел холст для своей галереи. В 1960, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе.

Она рисует как дышит – легко и светло. Все это в целом Du beau documentaire (документально, убедительно, фр. Следующим летом она повторяет поездку в Кассис, где создает несколько очень удачных пейзажей, в том числе «Крыши Кассиса» и «Дорогу» на последнем среди зеленеющих холмов уходит к дальнему горному хребту проселочная дорога, делающая крутой поворот. Абсолютно же отрицала она новейшие течения, даже не пытаясь в них разобраться: поздний кубизм, распространяющийся сюрреализм, экспрессионизм мастеров «Парижской школы», не говоря уже о любых вариациях абстракционизма, воспринимаемых ею как «мазня» и «пакость». В 1911 году смерть помешала Серову закончить еще один ее портрет, о котором он сам говорил: «Пожалуй, к самому Рафаэлю подбираемся».

  • Шедевры живописи Зинаиды Серебряковой
  • Зинаида Серебрякова: жизнь в картинах
  • Серебрякова, Зинаида Евгеньевна
  • Зинаида Серебрякова картины, биография
  • Жизнь и трагедия Зинаиды Серебряковой в 11 картинах
  • Биография Зинаиды Евгеньевны Серебряковой
  • ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ, ЧАСТЬ 2 — ЗИНАИДА СЕРЕБРЯКОВА
  • Работы художника – Серебрякова Зинаида Евгеньевна

Александр Николаевич Бенуа, дядя художницы. Вроде всё так прозаично – девушка расчесывает волосы перед зеркалом. Улочка с пальмойЛетние месяцы 1930 года все парижское семейство Серебряковых провело в Коллиуре (а до этого — в Ментоне), хотя поездка и обошлась, при всегдашней их стесненности в средствах, недешево. Она пишет то, что ей было родным: пейзажи, портреты, натюрморты, бытовые картины.

Новая жизнь «мировой столицы искусства» ошеломила и оттолкнула Серебрякову даже своей внешней стороной. Марокканка в чадре с ребенкомОткрытка. Но работа не приносит истинного удовлетворения. Зинаида Евгеньевна Серебрякова.

«Каждый день ходили с мамой рисовать в парк иногда уходили уже с 7 ч. утра. Обстоятельства заставляют художницу оставить Россию. В семьях Бенуа и Лансере главным смыслом жизни было служение искусству.

В эту квартиру поселили «на уплотнение» артистов театра МХАТ. В самом же доме 31 жил американский художник, график и скульптор Ман Рэй, во время своего двадцатилетнего пребывания в Париже (1921–1940) прославившийся в первую очередь как фотограф и кинооператор. В этих приморских пейзажах, где взору художника открыт горизонт, чувствуются тишина и простор, при взгляде на них возникает ощущение не «этюдности», случайности, а выверенной устойчивости мотива. Таковы и превосходные, точные по характеристике мужские портреты, в том числе — несколько вариантов портрета верного друга Зинаиды Евгеньевны еще с «харьковских» времен известного коллекционера Е. И. Шапиро, позднее, уже в шестидесятые — семидесятые годы часто бывавшего в Ленинграде и завещавшего Эрмитажу часть своей коллекции «малых голландцев». Эти этюды («Фонтан.

  • Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884 – 1967)
  • Зинаида Серебрякова: биография и фото
  • Зинаида Серебрякова: картины и их описание
  • Трагедия русской художницы Зинаиды Серебряковой: забытое имя, огромный талант
  • Серебрякова Зинаида – взгляд в зеркало
  • Зинаида Серебрякова — гений русской живописи
  • Что заставило пилота Владимира Серкова направить свой самолёт вжилой дом вНовосибирске

Может вот таким образом получилась очень добрая, теплая и светлая работа. Нет красок и художница пишет углем и карандашом свой «Карточный Домик», в котором изображает своих детей.

Ее постоянными клиентами стали многие известные люди и друзья из русской эмиграции По нескольку недель мы жили во многих местах Франции: на юге, в Савойе, особенно часто ездили в Бретань. Очевидно, вскоре по приезде в Петроград Серебрякова создала графический автопортрет.

  • Каким образом заключённые передают послания друг другу и на волю
  • Как пионер Валя Егоров обворовывал советские госучреждения
  • Легенды «Башни грифонов» в Санкт-Петербурге
  • Существовалли на самом деле Иван Сусанин— крестьянин, спасший царя
  • Художник Серебрякова Зинаида Евгеньевна, краткая биография и творчество
  • Русская художница Зинаида Серебрякова (1884 – 1967)

Что могло объединять его и застенчивую, нелюдимую девушку из творческого мира. Портрет Кати. Картина «Коллиур.

Зинаида остается с четырьмя маленькими детьми на руках. Умерла в Париже 19 сентября 1967 года. Уже я не чувствую в себе сил (а веры в себя у меня всегда было не ахти как много) предпринять такое решение. Все это единый величественный аккорд, который прославляет красоту и силу русской женщины. Это отличный портрет «Негритянка в белом», весьма выразительная сценка «В дверях» изображающая двух беседующих через порог женщин, абсолютно «импрессионистическая» по схваченности момента. Но это ей не удалось.

  • Все Картины Зинаида Серебрякова по алфавиту
  • Зинаида Серебрякова краткая биография
  • Ретроспективной выставке великой русской художницы в Третьяковской галерее — посвящается
  • Счастливая жизнь Зинаиды Серебряковой

Писала для себя. К сожалению, это последняя большая работа Зинаиды Серебряковой.

В ином плане решена третья из упомянутых Сомовым работ — портрет художественного критика и бывшего сотрудника Эрмитажа А. А. Трубникова. Начиная с 1898 года почти каждую весну и лето Серебрякова проводит в Нескучном. Именно этой атмосферой уюта, радости и гармонии картина художницы нам так дорога.

  • Картины художника Зинаиды Серебряковой
  • Художник рисует женщину-мечту
  • Каждый вечер японка наряжает котика и ужинает с ним
  • «Изнасилованная была пьяна»: как российские СМИ пишут о насилии над женщинами

А. Н. Бенуа, обладавший достаточной широтой взглядов и не так ортодоксально настроенный, относился к новому искусству более объективно — еще в Петербурге искренне поддерживал не только К. Петрова-Водкина, но и Н. Гончарову, многих «бубнововалетцев» и, наконец, М. Шагала, умевшего, по его словам, видеть «в самых обыденных вещах улыбку божества». Серебрякова подчёркивает единство народа, его самобытность и красоту работающего человека. Серебрякова постоянно упоминает в письмах о работе над заказными портретами. Она была воспитана на проповедуемой «Миром искусства» реалистической живописи (хотя и наполненной иногда очень смелыми для своего времени стилистическими новациями), теперь абсолютно устаревшей в сравнении с господствующими направлениями мировой живописи.

Дух высокого искусства царил и в доме. — А. Р. ) за 3 тысячи.

  • «Здесь я чувствую себя в полной безопасности»: история россиянки, переехавшей в Австралию
  • «Другая сторона ветра»: новый (старый) фильм Орсона Уэллса, который ждали больше 30 лет
  • Зинаида Серебрякова: биография, первые успехи в живописи
  • Самое интересное в виде мозаики

В 1905 году в Петербурге С. Дягилевым была организована выставка русских портретистов. В Париже она надеялась заработать творчеством деньги на достойную жизнь семьи. Но почему не удалось. Серебрякова, будучи максималисткой, решительно не принимала этой «новизны», в отличие от своего дяди. Портрет матери.

Погода стояла все время хорошая, так что маме удалось немного порисовать. Родовое имение Нескучное разграблено и сожжено. Вид с гавани на город. Ментона.

Через час пребывания в этом коловороте я абсолютно заболеваю». Особо следует отметить пейзаж Парижа «Вид из метро», действительно очень редкий для нее, лишенный каких бы то ни было архитектурных «красот», подчеркнуто «урбанистический», обладающий определенной мрачной привлекательностью. Лет на 20.

Портрет Анны Александровны Черкесовой-БенуаОсобенно много сохранилось карандашных зарисовок Кати (Екатерины Борисовны) — то читающей, то работающей над своими миниатюрными скульптурами, то спящей. Позже умер Борис. Зинаида Серебрякова (до замужества — Лансере) родилась 12 декабря 1884 года в селе Нескучное в Харьковской губернии. Она также рисует цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани. Маракеш.

Шедевры живописи 
Зинаиды Серебряковой

Зина очень рано увлеклась рисованием – сказывались фамильные способности. С самого детства она была окружена творчеством и искусством. Понадобились операции. Самые близкие и любимые люди собрались вместе за обеденным столом.

Если она и пишет пейзажи в Париже, то по преимуществу Люксембургский сад или парк Тюильри, где на фоне мощных деревьев, всегда любовно изображаемых Серебряковой играют дети и отдыхают пожилые люди. Дорогие друзья. Бытовые трудности навалились на Зинаиду Евгеньевну сразу же по приезде в Париж.

В картине «Девушка со свечой» Зинаиде Серебряковой удалось не только создать изящный портрет, но и предвосхитить метафору собственной жизни. Дух высокого искусства царил и в доме. Зинаида Евгеньевна, урожденная Лансере, происходила из художественной семьи.

В отличие от изображений ее «нескучненских» персонажей, это, как правило, поясные портреты без каких бы то ни было деталей обстановки. Точнее и объективнее всех написал о ее работах, созданных по итогам вояжей в Марокко, Александр Бенуа, знавший и глубоко понимавший весь ее творческий путь: «Пленительна серия марокканских этюдов и просто изумляешься, как в этих беглых набросках (производящих впечатление полной законченности) художница могла так точно и убедительно передать самую душу Востока. Только решимость и приглашение вместе с ней, следуя за светом свечи, пройти через темноту. Все в нем предельно естественно, живо и притом не подчинено никаким правилам, никаким «направлениям» это подлинный кусок жизни, превращенный в высокое искусство. При знакомстве с автопортретами этих лет невольно вспоминаются ее аналогичные работы грани десятых годов — в первую очередь «За туалетом», а также «Пьеро» и «Девушка со свечой».

Сцены простой деревенской жизни — вторая творческая любовь Серебряковой. Она ей очень польстила, но в то же время сделала и похоже.

Теперь же все обстояло иначе — но не только потому, что прошло десятилетие и Серебрякова повзрослела (она всегда выглядела моложе своих лет). Он работал в Тбилиси и был командирован в Париж решением Наркомпроса Грузии. Эта вещь впервые показывается вряду других работ Серебряковой: нам удалось добыть несколько домашних портретов, которые дотого невыходили изсемьи. В «итальянских» же темперах и пастелях 1932 года и более поздних лет, независимо от размера (по большей части небольшого), ощущается особая, серебряковская «картинность» видения, выраженная и в широком охвате пространства и в четкой и точной соразмерности «чистого» натурного пейзажа с архитектурой и в блестящем решении дальних планов, будь то горная цепь или открытый взгляду горизонт.

Теперь после приезда в Париж Шуры он, естественно, стал для матери постоянной моделью. — А. Р. ). Хотя написанный в 1928 году «Марокканец-водонос» с тщательно переданным задумчивым взглядом, бегло, но точно набросанным пейзажем с пальмами, кипарисом и горной цепью Атласа на горизонте, более чем убедителен и предельно живописен. Люди такие живые, что кажется, точно входишь с ними в непосредственный контакт, точно знакомишься с ними». Один из старейших французских критиков Камилл Моклер опубликовал в широко читаемой газете «Фигаро» статью, где назвал Серебрякову «одной из самых замечательных художниц»: «Она воспроизводит местный колорит Феса и Марракеша с подлинной достоверностью, просто и деликатно, сохраняя при этом всю силу обаяния изображаемого, что могут полностью оценить те, кто долго испытывал на себе воздействие этих неповторимых мест. Только что оконченный пастельный портрет Ирины Сергеевны, ей очень удавшийся. Так и случилось.

Художница наотрез отказывается писать портреты комиссаров и рисовать агитплакаты. Наибольший пик творчества художницы приходится на предреволюционные годы. Так, во время работы у князей Юсуповых, заказавших ей три портрета — Феликса Феликсовича, Ирины Александровны и их дочери Ирины или, по-домашнему, «Беби», — «ее называют так: Вот пришла художница, как будто она без имени и отчества».

автопортрет с дочерьми 1921. А Нескучное осталось всего лишь местом для сюжета ежегодной летней сказки. «Три марокканки» (1928)Пожалуй, более этюдный характер носит пастель «Три марокканки» (1928). Но Зинаида Евгеньевна продолжала работать.

Сначала было панно, а потом пустота. В это время они неоднократно ездят в Италию, Швейцарию и даже на Корсику (которая, впрочем их сильно разочаровала), посещают родственников в Англии, сравнительно часто путешествуют по Южной Франции и всегда привлекавшей художницу Бретани. Великолепно решен «натюрморт» — свободно расставленные на покрытом клетчатой скатеркой столе чашки и так же произвольно лежащие фрукты.

Художнице предлагают работать преподавателем в Академии художеств, но она отказалась. Все эти годы художница жила, в постоянных мыслях о муже. Примером может служить «Марокканец-юноша в синем», где с искренней симпатией переданы черты лица, руки с тонкими пальцами, непринужденная поза особенно убедительно внимательное и одновременно любопытное выражение глаз. В этот период она рисует на темы из театральной жизни.

Письмо Зинаиды Евгеньевны в Ленинград выразительно рисует повседневный «летний» образ жизни семьи: «Мы пробудем здесь до конца сентября, дни стоят еще теплые, днем жарко, но мы с Катюшей мало купаемся, все из-за глупой застенчивости, т. к. на пляже масса народу, но Шурик наслаждается и научился хорошо плавать. Очень хорошо проработано лицо, хорошо отражено состояние предчувствия. Коллиур. Большинство пейзажей юга Франции, Италии, Швейцарии, Англии самим подходом живописца к предмету изображения отличаются от упомянутых выше «бретонских» работ, в которых («Рынок», «Уличка в Пон-лАббе», дворики ферм) зримо или незримо присутствует человек в своей повседневной жизни, обыденных занятиях, что подчеркивается характерными деталями и известной замкнутостью композиции. — А. Р. ), но одной мне трудно рисовать».

В самом расцвете творчества художницу постигает огромное горе. Оннаписан влегкой эскизной манере, когда из-под одного изображения проглядывает другое. Утраты Родины, утраты иллюзий и надежд. Марокканские работы 1928 и 1932 годов составляют, несомненно, единое целое — и по близости обстоятельств, в которых протекали обе поездки и по редкой реалистической поэтичности, полностью лишенной дешевого любования экзотикой при встрече со столь необычной для европейца страной и по очень высоким живописным достоинствам. В 1924 году Зинаида уезжает, получив заказ на большое декоративное панно.

Восторженные критики и художники, среди которых были Серов, Врубель и Кустодиев, незамедлительно признали выдающийся талант Зинаиды Серебряковой и приняли ее в свой творческий круг «Мир Искусства». Кроме четырех-пяти известных живописных автопортретов, в этот период ею было выполнено множество автопортретных зарисовок, сделанных «для упражнения в рисунке или для изучения различных эмоциональных выражений лица», которые она уничтожила, так как не хотела, по свидетельству ее старшей дочери, чтобы они были «известны широкой публике». Она выглядывала совсем девочкой при вечернем свете.

Картина «На лугу. В 1924 году уехала в Париж и долгое время не могла видеться с детьми. Я чуть не упала в воду, меня подхватили знакомые. Очень удачна «Девочка с барабаном» (1928), где юная модель, завороженная, очевидно, необычной европейской внешностью художницы, дала ей возможность внимательно проштудировать свою позу, жесты, детали одежды.

в Париже, к которым проявляли большой интерес приверженцы реалистического искусства. З. Серебрякова. Катя. Там до сих пор живет Екатерина Борисовна Серебрякова. Эта работа обычно неправильно датируется 1917 годом на самом же деле она относится к тому же времени, что и описанный выше «Автопортрет с дочерьми», к 1921 году, когда вернувшаяся в Петроград семья Серебряковых уже обосновалась в «доме Бенуа» на улице Глинки (заметим, что об анфиладе комнат в квартире Зинаиды Евгеньевны упоминает в воспоминаниях и Г. И. Тесленко).

«Русские не только понравились, но по общему мнению, намного лучше всех», — писал С. Маковский. Большой успех выпал на долю Серебряковой, экспонировавшей сразу тринадцать работ: несколько портретов, пейзажи Бретани и Парижа, двух «Обнаженных». Но трудность заключается в том, что церковью не поощрялись браки близких родственников. С детского возраста Зина и Боря воспитываются вместе. Серебрякова оказалась на обочине.

И хотя здесь необычайно pittoresque (живописно, фр. Заказчиками обычно были русские эмигранты, жившие не только в Париже, но и во французской провинции, а также в Англии, Швейцарии, Бельгии. Это уже французский автопортрет. Иэта маска переходит напортреты еепоздних персонажей. Два других автопортрета полны романтического мироощущения.

Среди его работ — декоративные панно для Музея прикладных искусств и других заказчиков. Это своего рода гимн тяжелому труду крестьян. 1925г. — А. Р. ). Но все-таки и их отличие от ранних работ разительно. Многие современники кнему относились поэтически ипервым онем написал Александр Бенуа (основатель «Мира искусства» приходился художнице дядей. Надо сказать, что в этой семье было шестеро детей.

Зато он высоко оценил серебряковский пастельный портрет архитектора А. Я. Белобородова, достаточно подробно разработанный, острый и выразительный. Как и в российский период, ее на протяжении всей жизни за границей не влекут «виды» городов — даже такого восхитительного, как Париж или такого интересного в своем разнообразии, как Лондон. ДорогаВернемся, однако, непосредственно к серебряковской живописи этих лет.

«Зина так скучает по детям и так томилась одиночеством, что это отражалось на ее энергии к работе, а потому и на расположении духа, что это одно уже будет излечено, — писала Екатерина Николаевна брату в Париж, — а к тому же еще, если летом она захочет рисовать с натуры, то такой спутник ей необходим — помочь носить папки и быть ее защитником от любопытных прохожих. А возвращение в Россию уже было невозможным. В 1886 году семья Лансере перебралась в Петербург.

Запасы, что были в имении полностью разграблены. Надежда Леонтьевна Бенуа (в замужестве Устинова), двоюродная сестра Зинаиды, была матерью британского актёра и писателя Питера Устинова— таким образом, он приходился З. Е. Лансере двоюродным племянником. В этих работах пространство изображено не «по-этюдному», а с «картинной» продуманностью и уравновешенностью. Очень удачен по цветовым соотношениям киновари халата, белой блузы, светлого тона лица и темного фона «Автопортрет в красном», запоминающийся строгим и внимательным взглядом карих глаз под четко очерченными дугами бровей, глаз художника, занятого напряженной, необходимой для души работой. Детские и юношеские годы Зинаиды Евгеньевны прошли в Петербурге. Можно только, приняв с полным доверием слова Сомова об «очень польстившем модели портрете», предположить, что в нем проявилась та важная особенность живописи Серебряковой, которая была присуща ей на протяжении всего творческого пути. Тогда она жила в Париже «под покровительством и защитой» матери и молодого мужа, ограждавших ее от всяческих бытовых трудностей. Забегая вперед отметим, что очень близко к сердцу она приняла известия о гражданской войне в Испании: «Страшно становится за человечество — никакого прогресса, варварство вовсю.

Да и темы, к которым обращается молодая мать, связаны с землей, ее плодородием и изобильностью, русской деревней с ее большими дружными и работящими семьями и крестьянским трудом, но не тяжким бременем, а живой радостью наполняющим тружеников на земле. Но вот беда. — Она такая жалкая, несчастная, неумелая, все ее обижают». Ей с юности были близки импрессионисты, в первую очередь Э. Дега. Среди них, например, «Автопортрет в красном» (1921) и «Автопортрет», написанный в 1946 году. Разрушаются дивные памятники искусства, а жизнь людская вообще не ставится в грош. » «Мы не бываем в кино — теперь показывают войну в Испании (это страшно. ) и непонятно, в какое время мы живем. » — писала она сыну и дочери в Ленинград.

В 1924 году 14 картин художницы с успехом демонстрировались на выставке в Нью-Йорке, особый интерес вызвала среди них картина «Спящая девочка на красном одеяле» (1923). Расцветом творчества Серебряковой принято считать период с 1914 по 1917 год. Но ни страха, ни сомнения нет в ее больших, как зеркала, миндалевидных глазах.

У нее теперь стриженные по моде волосы. Город присутствует в ее творчестве — главным образом в быстрых альбомных зарисовках — в качестве вида из окна или места пребывания прохожих. Это были любовь к земле, своим корням и простой жизни. Интересен такой на первый взгляд чисто «содержательный» аспект: Серебрякова на автопортретах (за редкими исключениями)— и в двадцатых годах и позднее — художник с кистью или карандашом в руке.

Хотя к ней, во Францию, приезжал старший брат, Евгений Лансере, советский профессор. Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. Однако прежде всего необходимо обратиться к автопортретам этого последнего ее «российского» периода. В 1966 большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве. Автопортрет в белой кофточке 1922«Улыбкой русской Джоконды» называют автопортреты Зинаиды Серебряковой.

Как правило, художница работала пастелью — этой «быстрой» техникой она владела блестяще, что доказала еще в начале двадцатых годов великолепными портретами балерин кроме того, у моделей не хватало терпения, чтобы позировать подолгу. Зина говорит, что это дама потрепанная с длиннейшим носом и мешками под глазами. Своё влияние на формирование юной художницы оказали архитектура и музеи Петербурга, роскошный парк Царского Села, куда семья выезжала летом. За это десятилетие ею были созданы заказные и «свободные» портреты изображения обнаженной натуры, натюрморты (хотя этот жанр будет особенно привлекать ее позднее) абсолютно своеобразные работы, запечатлевшие классическую скульптуру Лувра большое количество пейзажей, написанных главным образом, во время летних путешествий.

Серебрякова Зинаида Евгеньевна Марокко. Уж очень был звонкий морозный день, от света которого искрились и переливались всеми цветами даже безделушки на столе.

Жизнь ее, легкая сначала и складывавшаяся по любви, однажды рухнула и уже не наладилась. Это был период расцвета творчества талантливой художницы. Шура выглядит совсем юным, почти ребенком, что отмечал и Сомов. Портрет Генриетты Леопольдовны Гиршман. Одновременно Серебрякова работает над портретом Г. Л. Гиршман, в предреволюционные годы являвшейся моделью и источником вдохновения многих живописцев, в том числе К. Сомова и В. Серова, написавшего в 1907 году эту «замечательно милую женщину» перед зеркалом.

Высоко оценили русскую экспозицию бельгийские и французские рецензенты. Татьяна стала театральным художником, а Евгений – архитектором-реставратором. Рука невольно потянулась к краскам – захотелось остановить счастливый и прекрасный миг. Все это единый величественный аккорд, который прославляет красоту и силу русской женщины. Бабушка, мама художницы, разливает по тарелкам суп.

Эта работа считается эскизной кпортрету «Затуалетом»— да, тот знаменитый портрет сделан вдругой манере ицветовой гамме, нонанем есть таже самая улыбка, которая его отличает иона здесьже замечательно изображена. Николай стал талантливым архитектором, а Евгений Евгеньевич -- как и сестра художником. Кроме того, он являлся, как теперь говорят, дизайнером — проектировал оформление интерьеров занимался книжной графикой, в том числе детской книгой работал художником в кинематографе, а позднее и в театре (впрочем, в театре он начинал работать еще в юности, помогая в театрально-декорационных работах Николаю Александровичу Бенуа — сыну «дяди Шуры» тот вскоре стал декоратором миланской оперы Ла Скала, а затем в течение многих лет был ее главным художником). В декабре 1920 года Зинаида переезжает в Петроград на квартиру деда. Катя на террасе» была сделана в одном из таких путешествий.

Аромат пустыни, ощущаемый в этих работах, еще сильнее чувствуется в написанных темперой пейзажах. Во время первой поездки Зинаида Евгеньевна создала — судя по ее письму Е. Е. Лансере — только три пейзажа: «Очень мне помешало, что я была одна и стеснялась и боялась уйти из города, поехать в горы Атласа и другие города Марокко, например, в Фес, который, говорят, в сто раз живописнее Марракеша». Люксембургский сад. Ментона. Во время гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Об одной из вершин ее живописных достижений этого времени — «Марокканской сюите» — мы уже говорили.

Вот хотя бы теперь — работать здесь в такую жару, духоту и с такой толпой всюду для меня невозможно. Таких работ уСеребряковой виммиграции было очень много. Все пейзажи, созданные в Коллиуре и Ментоне, наполнены дыханием моря и солнечным светом, все ясны и оптимистичны, как и написанное тогда же изображение плодов груш на ветках грушевого дерева, полных жизненных соков, — яркий образец слияния жанров, в данном случае — натюрморта с пейзажем.

Мы жили в тесной, плохонькой квартирке, в которой негде было поставить мольберт. Портрет Серебряковой, о котором сама она отзывалась со всегдашней неуверенностью — «ничего не выходит», удивителен глубоким проникновением в абсолютно иное, чем в былой, «безоблачный и равнодушный» петербургский «день», душевное состояние модели — «ангела или птицы». Он рисует целыми днями, без устали. Также много путешествовала. «Устроил Зине продажу акварели Сергею Васильевичу (Рахманинову. Стены и Башни города. Мароканка в розовом платье. Марокеш. Особенно выделяются «Марокканка в чадре с ребенком» и прекрасный портрет матери, с любовью смотрящей на маленького сына (1928).

Городок Пон ЛАббе» 1934Значительное место в ее творчестве занимают бретонские пейзажи, дополняющие живописные портреты местных жителей и придающие «бретонскому циклу» естественную завершенность. Именно в это время были созданы первые произведения ее живописной серии, которую можно назвать «бретонской». "Беление холста" напоминает древние фрески.

Наиболее же значительны среди произведений, созданных после поездки в экзотическую страну, две большие работы — «Марокканка в розовом» и «Марокканка в белом». Семья испытывает острую нужду буквально во всем. Занимает одну комнату с сыном.

«Автопортрет вкостюме Пьеро» тоже впервые показывается навыставке. Прекрасно скомпонованное произведение заставляет вспомнить лучшие «обстановочные» портреты Серебряковой начала двадцатых годов, сочетающие внимание к образу героя с вполне детальной разработкой интерьера. И в чисто живописном и в содержательном отношении эти две работы особенно близки «крестьянским» женским портретам Серебряковой середины десятых годов — то же в них восхищение человеком, то же внимание к среде его существования. Вообще я часто раскаиваюсь, что заехала так безнадежно далеко от своих». И вот в 1910 году на VII выставке Союза русских художников (тогда в это объединение входили члены распавшегося Мира искусства) рядом с произведениями Валентина Серова, Александра Бенуа, Бориса Кустодиева, Анны Остроумовой-Лебедевой впервые экспонировались произведения Серебряковой. Так, в 1933 году пришлось в очередной раз менять жилье. В 1928 и 1930 едет в Африку, посещает Марокко. Еще два абсолютно замечательных исчастливых портрета ввосточных тюрбанах.

«Я вечно одна, нигде, нигде не бываю, вечером убийственно тоскую, — пишет она Эрнсту и Бушену в Ленинград 26 октября, после полуторамесячного пребывания в Париже, — вы, конечно, судите и презираете меня за то, что пишу такие неинтересные и ноющие письма из Парижа и до сих пор ничего не успела нарисовать и заработать». Но как художник она сформировалась в Петербурге. Однако Зинаиде Евгеньевне блестяще удалось в живом «тройном портрете» схватить все характерные черты, выражения лиц и позы простых аборигенок. Очень элегантная поза. Молодая нежная девушка с легким румянцем на щеках обернулась, чтобы взглянуть на зрителя из окружающей ее темноты холста.

В большую семью Бенуа. Детские и юношеские годы Зинаиды Евгеньевны прошли в Петербурге. После его смерти она больше не была замужем. Виделись — во всяком случае Зинаида Евгеньевна и Катя — лишь с подругами последней и немногими русскими дамами и, конечно, с семьей дяди Шуры и то не слишком часто, чтобы не мешать его напряженной работе, да иногда у него же встречались с его друзьями. Каждый раз после возвращения из поездок, более или менее удачных по обстоятельствам их сопровождавшим, Зинаида Евгеньевна жаловалась, что «ничего не сделала» а между тем привозимые ею работы отличались той же проникновенностью, той же искренностью восприятия жизни и, безусловно, тем же блестящим мастерством, что и произведения ранних лет.

Екатерина Серебрякова посвятила свою жизнь служению таланту мамы. И она с братьями и мамой уехала в Петербург к дедушке. О Серебряковой писали как о выдающемся мастере европейского значения.

Все представленные ей картины были проданы. Задумчивый человек. Во времена хрущёвской оттепели разрешаются контакты с Серебряковой. Вся домашняя обстановка семьи воспитывала уважение к классическому искусству: рассказы деда – Николая Леонтьевича об Академии художеств, поездки с детьми в Италию, где они знакомились с шедеврами эпохи Возрождения, посещение музеев. В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. Врачи опасаются вспышки туберкулеза и усиленно рекомендуют ей немедленно уехать из Парижа. Евгений и Татьяна проживали в Ленинграде с бабушкой Екатериной Бенуа.

Другой портрет с некой Ванды Вейнер. Этот пост посвящен художнице Зинаиде Евгеньевне Серебряковой и ее творчеству. Это эскиз кпортрету, который находится вОдесском музее. По дороге домой Борис заражается сыпным тифом и скоропостижно умирает на руках жены.

Когда мама привезла из Марокко свои картины в Париж и выставила их в частных галереях, они были отмечены печатью и имели большой успех. Эта картина Зинаиды Евгеньевны для многих так и осталась самой любимой из всех ее работ. Красноватые лучи солнышка придают особое очарование женским лицам. —Прим. Живет она теперь на Монмартре, в жалком и грязном отеле на 5-ом этаже.

Да и на родине ее не забывали. Одна из особенностей творчества художницы, проявлявшаяся в работе и над «свободными» и над заказными портретами, была непосредственно связана с ее необычно настойчивым характером и всегдашней неудовлетворенностью сделанным: если была возможность, она писала свою модель дважды, а то и трижды, все глубже вникая в душевный настрой человека, все внимательнее изучая его черты. «Девочки в розовом»Зинаида Евгеньевна неоднократно работала в Марокко над портретами представителей «всех рас человеческих»: негров, берберов, «совсем библейских евреев» и очень выразительных красивых евреек. Это картины о крестьянах и прекрасных российских пейзажах а также и бытовые жанры например, картина За завтраком, балерины в уборной, Одним из значительных произведений в эти годы является картина «Беление холста», написанная в 1916 г, где Серебрякова выступает как художник-монументалист.

В 1905 году она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова, соседа по имению. Она любила бродить по рыночным улочкам Женские фигуры были любимым сюжетом маминых картин. Фон здесь лишь чуть намечен, как это часто встречается на пастелях Серебряковой зато прекрасно разработаны лицо, обрамленное коротко подстриженными волосами с челкой и тонкие кисти рук. В этом произведении молодой художницы, как и она сама, все дышит свежестью.

Но уже в 1924–1925 годах она написала портреты обоих супругов. Портрет Черкесовой-Бенуа с сыномОчень тонок по психологической характеристике относящийся к тому же времени портрет Анны Карловны Бенуа, о котором Александр Николаевич писал в 1958 году искусствоведу и коллекционеру И. С. Зильберштейну, отдавая ему предпочтение перед «великолепной вещью», написанной в 1908 году В. Серовым: «Несравненно ближе передает Анну Карловну тот портрет, который написала с нее Серебрякова».

У них красивые ясные лица. Там она познакомилась с сотрудником французской военной миссии Зиновием Алексеевичем Пешковым — приемным сыном А. М. Горького и родным братом Я. М. Свердлова, национальным героем Франции (во время Первой мировой войны воевавшим в составе русского экспедиционного корпуса и потерявшим руку под Верденом), кавалером ордена Почетного легиона. Немногочисленные заказчики расплачивались за работу продуктами, а не деньгами. В правом верхнем углу портрета подпись: «Боречка. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. А теперь мы просто полюбуемся ее картинами. Натюрморт с кувшином. Автопортрет. Автопортрет с шарфом 1911. Баня. Серебряков Борис Анатольевич. Лансере Ольга Константивна. Портрет А. Черкесовой-Бенуа с сыном. Автопортрет (1922). Автопортрет (1946). Бенуа Александр Николаевич (1924). Баланчин Джордж (в костюме Вакха, 1922). Бенуа-Клеман Елена Александровна (Елена Браславская, 1934). Лола Браз (1910). Пейзаж. В 1920 году она вместе с З. Пешковым покинула Тбилиси ради Парижа.

В 1903—1905годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза, учившего видеть «общее» при рисовании, а не рисовать «по частям». (1948). Ну а эту многие из вас все время видят (девушка со свечой, автопортрет, 1911). Юсупов Феликс Феликсович (князь, 1925). Юсупова Ирина Александровна (княгиня, 1925). Хрупкая женщина знаменита своими сильными и яркими работами. Несомненно, что в создании великолепной серии отнюдь не «набросков» или «этюдов», а вполне завершенных портретов ей помогал и ее, по выражению Е. Е. Лансере, «специальный портретный талант» и выработанная — благодаря созданию портретов вечно находившихся в движении, занятых трудом крестьянок в Нескучном, пастельных зарисовок торопящихся на репетиции или спектакль балерин в Петрограде и изображений капризных и неусидчивых светских дам в европейских городах — способность работать с предельной сосредоточенностью и быстротой. И в этом очарование ее картин.

Версальский паркХотя Серебрякова и жалуется, что не может работать, но в эти месяцы ею было сделано огромное количество зарисовок уголков Парижа, характерных сценок в бистро, парикмахерских интересных «типов» парижан. Бретань«Бретань. Его мать — Зинаида Александровна Лансере — родная сестра отца художницы. Очень интересен написанный матерью в следующем году его портрет в кафе. Портрет М. БутаковойТаковы портреты М. Бутаковой, второй дочери А. Н. Бенуа Е. А. Браславской, С. А. Говорухо-Отрок (1934), Анны Александровны Черкесовой-Бенуа (по-домашнему Ати) в широкополой шляпе (1938), графини Р. Зубовой (1939).

Никогда еще современное Марокко не было увидено и воспето лучше. Выразительные черты ее лица заставляют зрителя надолго задержать взгляд на полотне. Немаловажное место в творчестве Серебряковой занимает обнаженная натура. В это же время тяжело заболевает Екатерина Николаевна Бенуа – мать художницы.

Для дополнения образа Андрониковой добавим, что она постоянно поддерживала в Париже русских художников, писателей, поэтов — не только морально, но и материально (так, она много лет систематически помогала крайне нуждавшейся Марине Цветаевой).

И пишет она их в любимом сердцу Нескучном. Картины Зинаиды Серебряковой именно в эти три предреволюционных года делают ее знаменитой. Все, что удавалось получить, художница отправляла в Россию детям, которые безмерно по ней скучали. Например, он не мог «не любоваться красотой, светящейся из картин» соратника П. Пикассо Ж. Брака. В 30-е годы, да и следующие десятилетия Зинаида Евгеньевна писала портреты друзей и заказчиков, обычно погрудные или поясные, без особых композиционных «затей» но зато позы и повороты были так точно подсмотрены, характерны, что кажутся единственно возможными. Да и возраст и облик девочек на картине точно соответствует их возрасту и облику на «Автопортрете с дочерьми».

В 1910 году автопортрет Серебряковой произвел настоящий фурор. Зинаида увлечённо занималась живописью, Борис готовился стать инженером-железнодорожником. Наибольший восторг у зрителей вызвал автопортрет «За туалетом».

Ни за что не приму ее в подарок, как бы она меня ни уговаривала». Мы чувствуем свет души этой юной женщины. Если она сделает хорошую вещь, я постараюсь ее ей продать. — А. Р. ), папки, подрамники, холсты, краски, пастель, темпера и т. д. Она знакома нам с детства.

И рядом с морскими пейзажами и «видами» городков почти неожиданно возникает изображение сельской природы: скошенное поле со скирдами пшеницы под огромным облачным небом, с особой отчетливостью заставляющее почувствовать неутихающую тоску живописца по родным среднерусским просторам. Все эти работы, выполненные обычно темперой, пронизывает тонкое ощущение поэтичности, присущей именно парижскому «парковому» пейзажу с его особой грацией, шармом и свободой. В салоне Андрониковой на 5-й линии Васильевского острова собирались поэты-акмеисты, музыканты, художники (именно тогда ей, «Соломинке», посвятил знаменитое стихотворение Осип Мандельштам). Село Нескучное Курской губернии. Париж.

Первые известные работысоздаются здесь — в городе на Неве. И сердце разрывается между вами, моими чудными детками». Она остается единственной кормилицей для четверых детей и стареющей матери. А в маленьком отеле «Истрия», в двух шагах от обиталища Серебряковых, в двадцатых годах останавливался Маяковский во время своих наездов в Париж. Она помнила Париж середины 1900-х годов, казавшийся уютным и веселым, особенно после Петербурга периода первой революции. И первым пострадало родное Нескучное – в 1918 году оно было сожжено.

Или все-таки не хотелось. Летом 1926 года Зинаида Евгеньевна пишет брату: «Здесь я одна — никто не принимает к сердцу, что начать без копейки и с такими обязанностями, как у меня (посылать все, что я зарабатываю, детям), безумно трудно и время идет, а я бьюсь все на том же месте. К сожалению, упомянутый Сомовым портрет И. С. Волконской находится в собрании семьи Рахманиновых и нам недоступен. Она сумела передать в «светском», казалось бы, портрете (Гиршман позирует в вечернем туалете, с обнаженными руками) мягкость и одухотворенность модели — далеко не юной, но не утратившей былой привлекательности, смотрящей на зрителя прекрасными задумчивыми глазами. Зина это сделала и получилась молодая и очень модная парижанка. Да и Таточке, я чувствую, буду в тягость». Однако итальянские картины Зинаиды Серебряковой большого внимания к себе не привлекли.

Бенуа с женой Анной Карловной обитали не в самом Париже, а снимали квартиру в Версале. Но постепенно жизнь дорожала, здоровье оказалось подорванным и все стало сложно. Обед» (1914) и «Беление холста» (1917). — А. Р. ) и в то же время de la beaute tout court (попросту прекрасно, фр.

Она потребовала сделать себя хорошенькой и молоденькой, укоротить нос и уничтожить мешки. Она мне показывала свои последние портретные работы. Это своего рода гимн тяжелому труду крестьян.

Беление холста напоминает древние фрески. Зинаиде Серебряковой – нет. С таким же вниманием к человеку, как за десять лет до того в Нескучном, пишет она и спокойного исполненного достоинства «Старого рыбака» из местечка Камаре и такого же строгого, сдержанного «Господина Эрве» и согласившихся недолго попозировать ей бретонских крестьян.

Именно в этот период пишутся самые тяжкие по духу и восприятию полотна. Эта работа Серебряковой, куда менее известная, чем портреты-картины «За обедом» и «Карточный домик», поражает совершенной искренностью, полным отсутствием чего-либо показного в выражении чувств, особой душевной интимностью. Они рядом и в Петербурге и в Нескучном. Панорама долины».

Даже странно, что Шура ее сын. Еще более отвечает требованиям, предъявляемым к портрету в самом полном смысле этого слова, работа «Студент-марокканец из Феса», где особенности национальной одежды ничуть не отвлекают внимание художника, а вслед за ним и зрителя, от утонченного облика интеллектуального юноши. Я устаю от этого безумно и когда прихожу в какой-нибудь угол все того же Люксембургского или Тюильрийского сада (и все уже приелось), то ничего не могу от усталости рисовать. В других работах — как и во многих «европейских» портретах, заказных и «дружеских», — художница лишь бегло намечает фон, сосредоточиваясь на модели, особое внимание уделяя выражению ее лица.

В каждой пейзажной работе — будь то «Стены и башни Марракеша» (1928), «Площадь Баб-Декакен в Фесе» (1932), «Сефру. Часто недоволен своими вещами и ужасно раздражается и тогда они с Катюшей сцепляются из-за пустяков и ужасно меня огорчают резкими характерами (верно, оба пошли в меня, а не в Боречку. )». На более светлом «Автопортрете в белой кофточке» художница с тонким и как бы снова ставшим совсем юным лицом «по-серовски» (вспомним портрет Генриетты Гиршман) отражена в зеркале на втором плане.

Они были известны благодаря своей красоте и верности натуре. В доме любили говорить: «У нас все дети рождаются с карандашом в руке». В это же время ею был написан ряд значительных и совсем особенных пейзажей Петрограда и его окрестностей. Но главное место среди работ первой половины двадцатых годов занимает ее блестящая «Балетная серия» или «сюита», не имеющая аналогов по подходу к изображаемому и художественному языку, хотя сам процесс работы над очень разными по решению портретами балерин и многофигурными композициями напоминает, естественно, ее же метод разработки произведений «крестьянской» тематики. А главное — именно в это лето и начало осени были написаны очень своеобразные пейзажи Версальского парка и среди них — живое и нетрадиционное изображение паркового фонтана и «Вечер в Версале», ничуть не уступающий работам Александра Бенуа на ту же тему. Это ужасно, когда не знаешь точно места и надо будет странствовать по отелям».

Она отправляется во Францию. Её дедом был известный архитектор Николай Бенуа (1813-1898). Работать на улицах города ей мешает застенчивость. Марокканка с гранатом. Результаты поездок были представлены Серебряковой на двух выставках: в конце февраля — начале марта 1929 года в «малюсенькой комнате» галереи Бернхейма-младшего она экспонировала сорок работ, а в декабре 1932 года в галерее Шарпантье среди шестидесяти трех выставленных произведений также сорок были «марокканские». Выставки получили хорошие отзывы в прессе, что не могло не принести Зинаиде Евгеньевне хотя бы морального удовлетворения. Здесь царят таинство и уют совместной трапезы. А уехать в Бретань нет денег, хотя я в последние дни мечусь в поисках денег.

Красноватые лучи солнышка придают особое очарование женским лицам. Русский отдел, открывавшийся живописью конца XVIII века, представленной портретами Д. Левицкого, демонстрировавший затем произведения начала и середины XIX столетия, в том числе работы К. Брюллова и А. Иванова, но особенно подробно показывавший творчество «мирискусников» первого и второго «созывов», пользовался большим успехом. Она ездит к ним, но стесняется слишком часто беспокоить «безумно занятого» работами для Дягилева и Иды Рубинштейн «дядю Шуру». Первый раз после разлуки она встретилась со своей дочерью только спустя 36 лет в 1960 году, когда наступила хрущёвская оттепель. В Париже она оказывается никому не нужной.

Ноябрь». Деньги за портреты заканчивались еще до того, как работа была доделана. Вместе с тем не ощущается никакой преднамеренности сделать «красивый» детский портрет. Эти три давние работы не случайно носят названия, вызывающие определенные ассоциации.

Денег мало, средств к существованию практически не осталось. Люксембургский садОсенью 1926 года тяжелое настроение Зинаиды Евгеньевны усугубляется резким ухудшением ее здоровья. «Работаю, как бесноватый», — писал он в конце того же года). Следует отметить, что Серебрякова нередко «баловалась» изображая саму себя. Его уход и начавшиеся в стране несчастья положили конец той прекрасной безмятежной эпохе.

Мама считала, что уезжает на время, но отчаяние мое было безгранично, я будто чувствовала, что надолго, на десятилетия расстаюсь с матерью». Трубников Александр Александрович (1925)Серебряковские портреты этих первых парижских лет не всегда были «обстановочными», где характеристика человека в известной мере поддерживалась окружающей его средой. Они любят друг друга, готовы соединить свои жизни и родные принимают их отношения. — А. Р. ) и мы все друг другу мешаем». Пишет она и развалины средневековой крепости, уходящую вниз «Улочку с пальмой», Катю на обширной террасе, с которой открывается вид на горные цепи, присутствующие почти всегда на коллиурских пейзажах.

Она давно просила меня ей позировать. Мы были оторваны друг от друга, но все эти годы (за исключением лет войны, которая, как известно, началась для Франции раньше, чем у нас) не прекращали переписку. В первые годы жизни во Франции мама летом выезжала в деревню, на юг Франции, в Бретань, Швейцарию и, конечно, много рисовала. Нежные чувства художницы к своей родине прекрасно передают картины «Жатва» (1915), «Крестьяне. Крыши города» (1932) или удивительный, весь розовый в бледном солнечном свете вид сверху на Марракеш (1932), — художница создает подлинную картину увиденного. Рассматривая в целом «Марокканский цикл» Серебряковой, можно с уверенностью сказать, что, трудясь над ним, она снова обрела и вдохновенно разрабатывала — хотя, может быть, вначале и подсознательно — свою большую Тему. Ей предстояло найти себе пристанище — подходящую дешевую квартиру.

А. Б. Серебряков. В общей сложности насчитывается не менее 15 автопортретов Серебряковой. Лансере в папахе 1915. Лифарь Сергей Михайлович (1961). Лукомская С. А. Зинаида много путешествовала. Как и на родине, художницу привлекали в этих поездках люди труда: крестьяне, рыбаки. Одной из характерных особенностей творчества Серебряковой было почти полное отсутствие в ее живописном наследии «городского» пейзажа» — точнее, пейзажей современного города. В 1920 г. всей семьей они перебираются в Петроград.

Например, Марине Цветаевой это удалось. ред. ): «Есть что-то ребяческое вэтом боковом взгляде «лесной нимфы», что-то игривое, веселое Икак само лицо, так ивсе вэтой картине юно исвежо». Два сына Евгений и Николай тоже стали творческими личностями.

Многие свои самые лучшие работы Серебрякова напишет, вдохновленная образами русских крестьянок. Бесконечные выставки, тусовки в знаменитом обществе «Мир искусств», первое признание таланта — знаменитоеполотно«За туалетом», впервые показанное на большой выставке приносит широкую известность. Искусство художницы, которая прославила русскую живопись, очень душевное и тёплое. Прекрасны работы этого времени — «Автопортрет в красном» 1921 года написанный в следующем году «Автопортрет в белой кофточке», который Зинаида Евгеньевна несправедливо считала неудавшимся наконец, «Автопортрет с кистью», созданный перед отъездом в Париж. Небольшие заработки юного художника стали некоторым подспорьем семейному бюджету. Эта «потерянность» щемящей нотой звучит в картине.

Не всегда удавалось и дозвониться – надолго порой прерывалась связь. Обычно она писала их темперой — там можно было работать не так спешно, как над портретами. Хотя конечно же среди них, по обстоятельствам ее трудной жизни в эмиграции, не было таких выдающихся, монументально-декоративных и одновременно реалистических, по самой своей сути новаторских произведений, как «Жатва», «Беление холста» или «Спящая крестьянка».

Женя 1907 г. Женя 1909 г. Зинаида много путешествует.

В 1905—1906 занимается в fr:Acadmie de la Grande Chaumire в Париже. Несколько приободрило совсем было павшую духом Зинаиду Евгеньевну почти полуторамесячное пребывание весной 1925 года в Англии у ее двоюродной сестры Надежды Леонтьевны Устиновой — художницы, выставлявшей позднее свои работы под именем Нади Бенуа, матери будущего знаменитого актера и режиссера Питера Устинова, которому тогда исполнилось четыре года (его набросок во время купания был тогда же сделан Серебряковой). Материнский, женский характер творчества Серебряковой проявился в этом полотне с огромной силой. И она сама -молодая, счастливая, полная надежд и задора.

В них ясно чувствуется блестящее умение живописца запечатлеть великолепную «историчность» пустынной городской площади Ассизи или еще более ощущаемую «многовековость» знаменитого флорентийского моста Понте Веккио. Дети получили прекрасное образование, реализовали себя как личности и творческие люди. В семьях Бенуа и Лансере главным смыслом жизни было служение искусству. К тому же Зинаида — римско-католического вероисповедания, Борис — православного.

Но начнет она его в декабре, когда они переедут на свою квартиру». Портрет втюрбане был написан вПариже уже после замужества. Материально ей было очень тяжело. Кассис.

На рождественские и святочные праздники перетряхивались и опустошались сундуки семейства Бенуа да и Зинаида Евгеньевна с матерью шили «театральные» костюмы, чтобы доставить немного радости — шарадами, шуточными представлениями и подарками — и детям и принимавшим участие в празднике наравне с ними взрослым, также запечатленным Серебряковой в маскарадных костюмах (портрет Д. Д. Бушена). Вообще, портрет счастья— это портрет Серебряковой. Марокко. 1929г. Впрочем, «жизненной прозы» по-прежнему оставалось предостаточно.

Невинное трепетное лицо освещает невидимая свеча. Известным скульптором был и отец Зинаиды – Евгений Лансере (1848-1886). Но в тоже время ее творчество отличается щемящей тонкостью и душевностью. Помните картину «За туалетом».

Я представляю себе эту меру чем-то крайне тонким – лезвием бритвы, так как найти ее, осуществить, соблюсти нередко так же трудно, как пройти по лезвию бритвы, почти невидимому из-за чрезвычайной остроты. Все ужасное в жизни всегда происходит неожиданно. Зинаида Евгеньевна сетовала: «Мое художество берет столько места и тяжести — мольберт складной, три плияна (складных стула. Мы жили благодаря заказным портретам.

К сожалению, это последняя большая работа Зинаиды Серебряковой. – так писала о тех годах пребывания вне Родины Зинаиды Серебряковой ее дочь Татьяна. Фес», «Улица Марракеша», оба 1932 года), запечатлевшие сценки на улицах и базарах, архитектурные и бытовые подробности, очень красочны, прекрасно скомпонованы, отличаются вниманием к облику и занятиям персонажей — взрослых и детей. Со всегдашним вниманием написан очень «домашний» натюрморт на столе. К детским портретам, которые с некоторой натяжкой также могут быть причислены к «обстановочным», относится портрет Фредерики Блэк-Букэ — большеглазой девочки лет двенадцати, напоминавшей, несомненно, Зинаиде Евгеньевне ее дочерей, почти ровесниц модели. При этом она писала жадно и много.

Работа над автопортретами часто была вынужденной, «за неимением лучшего» — другой модели. Так и случилось, что мои брат и сестра оказались с матерью во Франции. Окружающие пейзажи и повседневная жизнь хозяев давали маме сюжеты для ее картин. Зинаида Серебрякова начала рисовать с первых лет жизни.

По душевному складу Серебрякова была человеком замкнутым, нелегко сближающимся с посторонними людьми, но при этом очень крепко спаянным с родными: с матерью, любившей и понимавшей ее как никто с детьми, для благополучия которых она и решила расстаться с ними на непродолжительное, как она предполагала, время, покинув любимый Петербург—Петроград (ставший теперь Ленинградом). Ей нравилась экзотика, костюмы, лица марокканцев. Безусловно, достоин упоминания «Автопортрет с дочерьми» 1921 года.

«Марокканец-водонос»Марокканский цикл Серебряковой состоит приблизительно из двух сотен работ — портретов (которые Зинаида Евгеньевна со свойственной ей скромностью упорно называла «этюдами»), уличных и жанровых сцен и, конечно, пейзажей, не считая беглых зарисовок. Пожалуй, в этом жанре выделяются лишь превосходный петроградский «Вид на Петропавловскую крепость» (1921) и впечатляющий парижский «Вид из метро» (1926). Три или четыре ее работы были проданы, что, считал Сомов, «ей очень поможет в ее почти хроническом безденежном положении». В ответе на письмо брата, Е. Е. Лансере, пытавшегося подвигнуть Зинаиду Евгеньевну на возвращение, утверждая, что в СССР она легко найдет работу, чувствуются мучительные колебания: «Все, что ты пишешь о художественной жизни у вас (о м б вероятных заказах), меня, конечно, очень соблазняет. Даже после смерти: умерла русская художница не на родной земле, а в далекой Франции.

Но жизнь Серебряковой, за исключением того времени, которое она отдавала искусству (писала, рисовала или посещала музеи и выставки, где видела то, без чего не могла существовать: многочисленные образцы высокого искусства прошлого и — очень редко — современности), — эта жизнь была для нее подчас непереносимо тяжела. Очаровательны образы молодой «Марокканки в профиль» и наивной большеглазой «Девочки в розовом». В эти тяжелые месяцы перед художницей стоит только одна задача — выжить.

Мы всегда останавливались у местных жителей. Сама она писала о том периоде: «Котлеты из картофельной шелухи были деликатесом на обед». Работа юных крестьянских девушек в поле привлекает её особое внимание. Наконец, последним перед отъездом в Париж был создан «Автопортрет с кистью» — может быть, самый привлекательный среди названных: выражением задумчивого лица с легкой, кажется, случайно тронувшей губы полуулыбкой удачно решенным фоном — банками с краской за стеклом шкафа, где яркость киновари оживляет цветовую гамму портрета.

Она собиралась вернуться в Россию, где остались её мать и дети. В 1902—1903 она путешествует в Италию.