Посещение Царевной Женского Монастыря Описание Картины
Картина Василия Сурикова Посещение царевной женского монастыря: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина Василия Сурикова Посещение царевной женского монастыря: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Посещение царевной женского монастыря, Суриков, 1912
Она внимательно смотрит вправо – все ли идет так, как положено, по заведенному порядку. Она опустила вниз глаза, словно не питая никакого интереса к царевне и к происходящему. В те же самые годы духовный писатель Нилус с тревогой и болью отмечал: «Что-то грозное, стихийное, как тяжелые свинцовые тучи, навалилось непомерной тяжестью над когда-то светлым горизонтом православной России».
Образ мамки – типичный образ старой Руси – очень убедителен. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. Так возникло и последнее крупное произведение этого художника.
Суриков. «Посещение царевной женского монастыря» – последняя историческая картина Сурикова. Предвкушает глава монастыря богатые поступления в казну заведения, приданого царевны. Есть в девушке и обаяние молодости. Ее светлый облик, душевный мир переданы художником с большой силой и мастерством. Недаром вертикальный ритм буквально пронизывает всю композицию, придавая ей определенный настрой, причем возникают эти ритмы не из каких-то сложных конструктивных построений, а напротив, художник, как всегда, следует за натурой.
Посещение царевной женского монастыря
Все кажется как во сне. Суриков был одним из тех, для кого эти слова Достоевского были очень близки и понятны, хотя бы уже потому, что раскрывали природу того жизненного и душевно-духовного уклада, который и вмещал для художника само понятие «русская старина». Все кажется как во сне.
Такого ей не видать, когда она будет жить в монастыре. И потому, затронув сокровенные струны души, эта мысль писателя очень емко и очень тонко выражала то главное, чем держался и его собственный мир, мир, которым насыщалось, которым дышало духовное пространство и его искусство также. Эта икона здесь не очередная в общем наборе икон. Именно вот таким образом он и выставляется пред царскими вратами в самые важные моменты богослужения при чтении Евангелия, а также предваряет причастие.
То есть что такое исповедальность. Но юная царевна и не заслужила и не хочет переезжать сюда. С любопытством, может быть и с завистью, поглядывают они на нее. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Весной Суриков бывал с ними в Страстном монастыре и, пока он со старшей сестрой пил чай в яблоневом саду, младшая «подолгу беседовала с настоятельницей, бывшей княгиней или графиней, которая соблазняла Асю поэзией" монастырской жизни».
Примечательно, что белое одеяние царевны, сотканное из рефлексов и бликов голубого, розового, золотисто-желтого, своеобразно реагирует на черный, значительно ослабленный белизной платья. По своему чину это, вероятно, «боярышня-девица», сверстница царевны, которую держат в дворцовом тереме для игр и забав. Она внимательно смотрит вправо – все ли идет так, как положено, по заведенному порядку. 1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. Художник не концентрируется на выявлении ее характера, психологии.
То, что она сейчас видит и пугает и напрягает девушку. Всего лишь через несколько лет молодую царевну и саму ждет постриг. Марина Петрова: Да, безусловно. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. Но юная царевна и не заслужила и не хочет переезжать сюда.
Описание картины Сурикова «Посещение царевной женского монастыря»
И исцеление приходит. В нем ее идеалы, вся правда и истина жизни». Лицо девушки озаряет какая-то детская мечтательность и настоящая вера.
В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». «Женский лик, – приговаривал он, – я очень любил неиспорченный ничем, нетронутый». Суриков. В «Посещении царевной женского монастыря» Суриковым взят не исключительный случай (как борьба боярыни Морозовой или царевны Софьи, когда русская женщина так или иначе восставала против господствующих представлений и порывала с установленными для нее правилами жизни), а то распространенное явление, когда женщина Древней Руси безропотно подчиняется господствующим правилам и понятиям, не давая себе отчета в том ужасе, который ее ожидает в монастыре-склепе. Такого ей не видать, когда она будет жить в монастыре. Весной Суриков бывал с ними в Страстном монастыре и, пока он со старшей сестрой пил чай в яблоневом саду, младшая «подолгу беседовала с настоятельницей, бывшей княгиней или графиней, которая соблазняла Асю поэзией монастырской жизни». Я привожу эти слова здесь для того, чтобы показать, что изначально для Сурикова самое понятие «психологическая истина», родившееся в храме от созерцания иконописных мастеров XIII – XIV веков, заключало в себе в равной мере и эмоциональную характеристику и эстетический и религиозный смысл, то есть выражало духовную полноту художественного воплощения.
Сурова боярыня-нянька за спиной царевны. Причем я здесь должна отметить один очень важный момент. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
По своему чину это, вероятно, «боярышня-девица», сверстница царевны, которую держат в дворцовом тереме для игр и забав. Спустя довольно продолжительное время Суриков начал все-таки приходить в себя и неимоверным усилием воли, пробуждавшейся в нем творческой энергиеи он все-таки заставил себя подойти к мольберту и удержать кисть. Ее светлый облик, душевный мир переданы художником с большой силой и мастерством. Старшая сестра вспоминает, что характер младшей, Аси, отличался замкнутостью, задумчивостью, «она мечтала пи окончания гимназии уйти в монастырь».
Черный цвет прозрачными тенями пролегает в его складках. С любопытством, может быть и с завистью, поглядывают они на нее. В этом, на мой взгляд и состоит психологическая истина картины Сурикова «Посещение царевной женского монастыря», картины – пророчества, картины – завещания. Картина «Посещение царевной женского монастыря» была написана Суриковым в 1912 году. Какую огромную разницу белого и черного изображает на картине В. И.
Марина Петрова: Мы много десятилетий жили в стране воинствующего атеизма, когда слово «духовность» вообще ушло из лексикона, когда проповедовался исключительно материализм.
Рядом с ней, за старым подсвечником, – молодая монахиня в черном куколе. На ее совсем еще молодом красивом лице – особенная, страшная печать отрешенности, присущая обитательницам монастыря, «отрекшимся от помыслов земных». Эта мамка, повидавшая много на своем веку, с морщинистым лицом, в котором сквозит жизненный опыт, со сверлящим подозрительным взглядом, – какой контраст с детской наивностью царевны. Напротив, оно источает тихую, но светлую печаль, в которой и вера и надежда и любовь. Не раз и не два промелькнет в его письмах той поры фраза: «Читаю более все священные книги, нахожу большое утешение в них».
Это равнодушие сразу же выделяет ее из толпы любопытствующих монахинь. Но все-таки сегодня есть какие-то проблески надежды. Справа за царевной пожилая боярыня – мамка – в меховой шапке и пестром узорном платке. Ведь она привыкла совсем к иной жизни. Целая толпа ее прислуги нянчится с ней исполняя любое пожелание.
Описание картины «Посещение царевной женского монастыря»
Еще с XVIII века художникам, учившимся в Академии, вменялось обязательное знание мифологической и христианской символики. А в довершение ко всему из-за очень сильного нервного потрясения отказали кисти рук. Но при этом лицо девушки не омрачено страданием, которое камнем ложится на душу.
Ее светлый лик, душевный мир переданы художником с большой силой и мастерством. Старшая сестра вспоминает, что характер младшей, Аси, отличался замкнутостью, задумчивостью, «она мечтала пи окончания гимназии уйти в монастырь». Марина Петрова: Об этом можно поговорить на примере картины Сурикова «Посещение царевной женского монастыря», созданной в 1912 году.
Картина Посещение царевной женского монастыря Василия Сурикова
Отсюда эти белые одежды его героини. Вместе с тем ей присуще все обаяние юности. Она вынуждена будет навечно, до конца своих лет остаться жить в этом монастыре без всякой надежды на свободу.
Похоже на пожизненный срок, только преступник заслужил его. Всего лишь через несколько лет молодую царевну и саму ждет постриг. Именно с них начинает свое непрерывное развитие ритм вертикали. Вместе с тем и будничности, обыденности в характере изложения здесь тоже нет.
Посещение царевной женского монастыря Суриков Картина
– Я теперь всегда полагаюсь на него и никогда не обманываюсь».
Ее появление более чем органично как дальнейшая, эмоционально нарастающая словом молитвы к «Благой Заступнице ненавидимых и гонимых, ради неприятелей низложения, во бранях крепкой помощнице». Выходить замуж за равных по сану, то есть иностранных царевичей им было нельзя: церковь запрещала брак с иноверцами выходить замуж за русских бояр или князей им тоже было нельзя, так как считалось, что брак с вассалом унижал царское достоинство. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина.
«А более всего, надеюсь, как Бог устроит, – признавался он в письмах домой. Это твоя обязанность. Именно это качество и отличает лучшие произведения мастера.
Еще в 1884 году Суриков писал своему педагогу по Академии Павлу Петровичу Чистякову из Венеции, делясь своими впечатлениями о мозаиках в соборе Сан-Марко, в частности, мозаикой на сюжет об Адаме и Еве: «Я в старой живописи, да и в новейшей, никогда не встречал, чтобы с такой психологической истиной была передана эта легенда». Название этих икон говорит само за себя.
Этюд по картине: «Посещение царевной женского монастыря»
Между тем и в самом замысле ее и, тем более, в художественном воплощении скрыт абсолютно иной смысл, весьма отдаленный от избранного сюжета, ставший, как впрочем и всегда для большого художника, всего лишь отправной точкой, поводом для глубочайшего осмысления и своего времени и будущего России. В период работы над «Посещением царевной женского монастыря» Суриков насмешливо отзывался о монахах игуменьях, говоря: «Фальшивые все». Внимательно следит она за строгим соблюдением всех мелочей церемонии. Сто лет понадобилось для того, чтобы художники обрели это качество.
Это возвышенное внутреннее переживание и выделяет царевну из всей многофигурной композиции. Это последнее крупное произведение, завершающее творческий путь мастера. Лицо девушки озаряет какая-то детская мечтательность и настоящая вера. Тяжелым золотом сверкают оклады монастырских образов. И Суриков выстраивая композицию, соблюдает это правило, но мало интересуется дорогой фактурой дорожки, то есть сводит на «нет» ее материальную и декоративную ценность. Это когда художник, независимо от того, к какому сюжету он обратился, религиозному, жанровому, пейзажному, к портрету или к историческому сюжету, стремится заполнить данный сюжет своими религиозными мыслями, чувствами, своим состоянием, своими убеждениями. Основная роль в композиции полотна отведена царевне, которая вошла под своды монастыря. В следующем столетии мифология в чистом виде перестала играть ведущую роль и жизнь русского общества со второй половины XIX века характеризуется заострением духовно-нравственных проблем и там, где поиск их решения определялся православным мировоззрением использование церковных символов закономерно выходит на первый план, вот таким образом язык сказаний, которыми всегда владели исторические художники (впрочем иногда и фольклористы и даже пейзажисты), получил весьма широкое распространение.
В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Но удивительное дело – среди всех присутствующих в монастыре молится она одна.
Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Вместе с тем ей присуще все обаяние юной жизни. Оставался один путь – в монастырь. В период работы над «Посещением царевной женского монастыря» Суриков насмешливо отзывался о монахах игуменьях, говоря: «Фальшивые все». Живя и гостинице «Княжий двор», Суриков подружился с приехавшей из Сибири семьей Добринских, в которой были две дочери. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»3.
Так возникло автобиографическое произведение «Исцеление слепорожденного», которое сейчас находится в собрании Троице-Сергиевой лавры. Не случайно после окончания Академии художеств Суриков приезжает в Москву. Хорошо известно, что с впечатлениями от черной вороны со сломанным крылом на белом снегу связано рождение суриковского шедевра «Боярыня Морозова», а от поразившего художника низкого потолка в деревенском доме, который не позволял встать в полный рост сидящему там высокому человеку, возникла картина «Меньшиков в Березове». Сияющую молодость проглотит утроба монастыря, а взгляд станет апатичным и равнодушным.
Василий Иванович Суриков "Посещение царевной женского монастыря", 1912
Матовая нежная кожа с теплым золотисто-розовым отсветом румянца, русые волосы, широкий ровный лоб, прямой, чуть короткий нос излюбленный Суриковым круглый под бородок, необыкновенно красиво очерченные пунцовые губы, спокойный взлет темных бровей и ясные серые глаза, задумчиво устремленные вверх, – это реальная, земная девушка, которой ее вера ничуть не мешала радоваться красивым нарядам и развлекаться в тереме со своими мамками, нянюшками, дурками. Главная роль в композиции отведена именно ей. И в картине царевну сопровождают лица ее дворового чина. Картина «Посещение царевной женского монастыря» была написана Суриковым в 1912 году.
Суриков блестяще владел этим языком иносказаний и вне его не существует практически ни один шедевр мастера, но именно в «Царевне» и сам сюжет и та специфическая среда, в которой разворачивается действие, позволили раскрыть неоднозначный смысл иносказательного языка Церкви. Его «Царевна» написана в самый канун Первой мировой войны, когда в воздухе уже запахло порохом, да и в самой стране уже вовсю завывали «вихри враждебные», раздуваемые духом русской революции. На ее совсем еще молодом красивом лице – особенная, страшная печать отрешенности, присущая обитательницам монастыря, «отрекшимся от помыслов земных». Обступили царевну монастырские насельницы. Заканчивается этот композиционный ряд так же богородичной иконописью.
Связано оно с именем выдающегося русского художника Александра Андреевича Иванова и с его картиной «Явление Христа народу». Так крепче будет». Главная роль в композиции отведена царевне. На дальнем плане в арочной нише хорошо просматривается представшая во всей простоте и ясности настенная роспись «Богоматерь «Знаменье» в окружении архангелов Михаила и Гавриила».
Сочинение по картине Василия Сурикова «Посещение царицей женского монастыря»
Не владея этим языком, трудно распознать в картине Васнецова «Богатыри» за внешней завесой фольклора апокалипсический смысл выстроившихся в ряд коня белого, коня вороного, коня рыжего, особенно если учесть, что в христианстве конь есть символ движения и даже войны. Это как раз и вселяет надежду. Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Рядом с ней, за старым подсвечником, – молодая монахиня в черном куколе.