Последний День Помпеи Брюллов
В 1833 г. Карл Брюллов написал свою знаменитую картину «Последний день Помпеи». Неофициальная версия — Брюллов, пораженный представлением вРиме фееричной оперы Джованни Пачини «Последний день Помпеи», придя домой, сразу же набросал эскиз будущей картины. Мультимедийный фильм с элементами интерактивности представляет картину К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» из собрания Русского музея историю ее создания исторические, археологические памятники и произведения древнеримского искусства.
«последний день Помпеи» — одна из самых известных картин великого русского художника Карла Павловича Брюллова (1799 — 1852). В грандиозной работе «Последний день Помпеи» Карла Брюллова любой неравнодушный зритель находит ответы на многие вопросы о смысле жизни и предназначении человека. Элемент несет главнуюидею картины Брюллова «Последний день Помпеи»: погибель старого мира, зарождение новой эпохи, противопоставление жизни и смерти.
Полотно «Последний день Помпеи» выставляется в зале 14 Михайловского дворца, где находятся и другие картины Карла Брюллова, а также несколько произведений Ивана Айвазовского («Девятый вал», «Волна» и другие)115. В настоящее время картина К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» находится в Государственном Русском музее.
«Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова
Шесть лет над монументальным плотном работал Карл Брюллов. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями. Также, согласно академическим канонам использовалось строгое чередование планов: фигурам на переднем плане имеющим скульптурно-выпуклые формы, противопоставлялась силуэтность фигур изображённых на втором плане.
Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня— Юлия Самойлова43. Художник. Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание. Его братья Павел, Иван иФедор тоже стали живописцами, абрат Александр— архитектором. В сущности, художник совершил то, чему давно полагалось быть в исторической живописи и что было уже достигнуто в родственном жанре — в бытовой живописи (у А. Г. Венецианова) и в смежном искусстве — в литературе (в творчестве Пушкина и декабристов).
Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов
Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова43. Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)27, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санквирико28. Рядом с разрушающимися постройками в правом краю полотна можно увидеть человека на лошади.
Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. ». Жених уносит бесчувственную невесту. Виной – соблазнительное морское побережье и плодородные земли.
Плиний описал ужас бедствия и описал вид извержения, после чего его стали называть «плинианским». Живыми делают их эта трепетность и двойственность освещения.
История одного шедевра: «Последний день Помпеи» Брюллова
Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»176. За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком. Драматизма и напряжённости Брюллов достиг при помощи игры светотени и элементов романтизма, которые наблюдаются в позах и поведении людей. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. Одним куском материи художник объединяет в группу семью, спасающуюся от бедствия. Узнав о том, что в Помпеях было открыто хорошо сохранившееся здание публичных бань (терм), Александр получил от неаполитанского короля позволение делать обмеры и зарисовки любых заинтересовавших его архитектурных сооружений, обнаруженных при раскопках29.
Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты». Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет.
Это знатное семейство удалялось на колеснице, надеялось спастись поспешным бегством. Портретист. Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей. Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей.
Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий. Некоторые из них смотрят в небо, в надежде, что их истинный бог сможет их спасти и молят о пощаде. Каждый садовник знает, как хорошо растет на золе урожай. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались.
Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»177. Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья— и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. М-7267. Г-176)156. Среди них— один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв.
В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные— юноши»134. Сыновья спасают старика отца, которого они несут на своих плечах. Одежда людей чистая, на ней не видно крови. Художник.
Слышны были женские вопли, детский писк икрик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жен истарались узнать ихпоголосам. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Стихии природы с уничтожающей силой обрушились на человека и творение его рук. Его там просто нет. В лицах и фигурах Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник.
По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины118.
Великолепный акварелист. Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства». Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия. Именно для «совета» со старыми мастерами уже в процессе работы над картиной Брюллов ездил в Венецию и Болонью — в Венеции художник хотел ещё раз повидать творения Тициана и Тинторетто, а в Болонье он на некоторое время задержался, копируя «Святую Цецилию» Рафаэля62.
Он посещает раскопки. В 1828 году Карл Брюллов завершил работу над копией фрески Рафаэля «Афинская школа», которая находилась в Ватиканском дворце. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. В 1851 году картина «Последний день Помпеи», хранившаяся до этого времени в Академии художеств, была перемещена в только что построенное здание Нового Эрмитажа, где она находилась в зале русской школы19104. В июле 1827 года Карл Брюллов, наконец, отправился в путешествие из Рима в Неаполь4. Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми24. Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу.
Характеристика и описание картины Брюллова Последний день Помпеи
Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. Английский писатель В. Скотт называл ее эпопеей живописи, а Каммучини (стыдясь своих прежних высказываний) обнимал К. Брюллова и называл его колоссом. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н. В. Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины.
Великолепный акварелист. Толпа беглецов. Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью. Феноменальная зрительная память Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник.
Мы видели, как море отходит назад земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его. Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти.
Улица Гробниц была открыта археологами относительно недавно, за десять лет до приезда Брюлловых в Италию28. Конечно, такая работа требовала много времени. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца историка Плиния Младшего) и памятников древности. Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. В начале января 1836 года96 (по другим данным, в конце декабря 1835 года97) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев. Некогда великолепные статуи девушек падают на несчастных жителей Помпеи. В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина— чудо. Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна.
Описание картины «Последний день Помпеи»
Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях93. Живший в Неаполе художник Сильвестр Щедрин в письме к своему брату Аполлону от 6 мая 1828 года писал: «Наконец мне удалось увидеть и сделать этюд с натуры: извержение Везувия». Художник. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель.
Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монуменальной эпопеи»13. Рядом с лошадью расположилась толпа. И над ними — три прекрасных лица, две молодые женщины и художник. Портретист. Половину сознательной творческой жизни Карл Брюллов провел в Европе. Древнеримский писатель и адвокат Плиний Младший рассказывал, что это случилось в седьмом часу после восхода солнца (примерно в полдень) 24 августа.
«Последний день Помпеи» картина Брюллова
Рядом ещё один мужчина пытается помочь пожилой даме встать. А мы посмотрим что же отрыли археологи за долгие годы раскопок. Итальянский литератор Франческо Амброзоли издавший в 1833 году брошюру с подробным описанием полотна «Последний день Помпеи», писал, что картина Брюллова «заслужила всеобщее удивление» в Риме и Милане и «одна она была бы достаточна для того, чтобы составить славу великого живописца»173.
Но мастер вносит много нового в искусство, нарушает принятые правила, отчего полотно только выигрывает. Великолепный акварелист. Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину. Страшная трагедия наступила за считанные секунды – дома рушились на голову жителей, а метровые слои вулканических осадков покрывали всех без исключения.
Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». Художник. Там же Рамазанов приводил следующее высказывание Брюллова: «Для написания Помпеи мне ещё мало было таланта, мне нужно было пристально вглядеться в великих мастеров»6061. Вокруг рушатся здания.
Последний день Помпеи – математика и искусство
Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас. Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Для первого, затенённого плана художником использовались уплотнённые тона, среди которых были красные, синие, огненно-оранжевые, коричневые и другие. Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12.
Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»6364. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год.
Великолепный акварелист. Две темы переплетаются в картине Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика. Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне4550.
Он (К. Т. 18. Портретист. В одной из групп заднего плана художник изобразил самого себя. Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)151. Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких.
Описание картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»
Отзывы критиков ошеломляли. За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»103.
Это знатное семейство удалялось на колеснице, надеялось спастись поспешным бегством. Художник. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. Сыновья, которые уносят своего отца.
На картине почти каждый пытается кого-то спасти, ободрить, поддержать. При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени89 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года90). «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»77. Он видит пейзаж, который тут же решает изобразить на холсте.
Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв. В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13. Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами. Несмотря на шумный успех картины, сам художник вовсе не спешил возвращаться в Петербург. Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4.
Застывшая трагедия: о картине Брюллова "Последний день Помпеи"
В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод— «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно. Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока.
«Последний день Помпеи» (описание картины и ее восприятие итальянцами можно выразить одним словом – триумф) стал шедевром для жителей страны. Извержение Везувия.
Жители Помпеи уже переживали за 15 лет до этого извержение вулкана, но не сделали выводов. Великолепный акварелист. В том же письме Сильвестр Щедрин сообщал, что среди прибывших в Неаполь был и Карл Брюллов, но, по его словам, «лишь Брюллов явился ко мне, то, как насмех, стихший вулкан перестал вовсе куриться и он, пробыв дня четыре, возвратился опять в Рим»5758.
Картина «Последний день Помпеи»: описание
Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника— в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»171172. Но кому именно они молятся. Опыт копирования многофигурного произведения оказался очень ценным для построения композиции картины «Последний день Помпеи». обдумывая композицию «Последнего дня Помпеи» с карандашом или кистью в руках, фиксируя в эскизах и мимолетных набросках каждое движение своей мысли, меняя, совершенствуя расположение фигур изменяя и детализируя обстановку. По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни.
Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»186. Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники105. Портретист. Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке. Великолепный акварелист.
Впервые произведение искусства вызвало столь широкие отклики и живой общественный интерес. К безжизненному телу матери тянется ребенок. В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль. Создавались произведения искусства, связанные с этой темой. Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение.
Последний день Помпеи: хроника событий
Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Молодой человек, уговаривающий свою мать встать и продолжить бегство. Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно8514.
Им некому помочь. Прибывшие туда картины и другие эспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора.
К тому же слова итальянского мастера еще больше подстегнули молодого и амбициозного русского гения в стремлении раз и навсегда покорить Европу и в особенности самодовольных итальянцев. Прозрачные одежды героев картины падают «струящимися складками», которые дают возможность явственно обрисовать контуры их фигур при этом характер складок одежды свидетельствует о душевном состоянии действующих лиц. Об индивидуально-психологическом разнообразии здесь нет и речи, его подменила условная динамика жестов и поз. Они заглушают его своею красотою»171.
Сочинение по картине Последний день Помпеи Брюллова
Вспышки молний освещают лишь передний план. Полн. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»7374. Картина принесла Брюллову мировую известность.
Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. К натуре художник обратился только тогда, когда перенес окончательную композицию на большой холст и когда были разрешены вопросы, связанные с ролью каждого действующего лица и его значением и местом в картине. Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью. Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4.
Так, нарушив их и отказавшись от одного героя в центре картины, Брюллов сохранил все остальные: фронтальность и замкнутый характер композиции, ее деление в глубину на три плана, распределение действующих лиц по группам, скомпонованным в виде «академических треугольников». Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания. Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым, «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20. С этим связана и забота художника об исторической верности архитектуры, одежд, деталей и, разумеется, о национальном облике героев «Помпеи».
На картине вам не удастся найти главного героя. Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года49: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи». Копоть и пепел засыпает несчастный город с его испуганными жителями. Подобное использование драпировок демонстрирует хорошее знакомство Брюллова с шедеврами античного искусства более того, в ряде первоначальных набросков к «Последнему дню Помпеи» просматривается непосредственное влияние искусства вазописи28. Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16. Как и его старшие братья Федор и Александр, первые уроки рисования получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при. Старший брат, Александр известен главным образом как талантливый архитектор.
С. 111. ). По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского106107. Выйдя за город, мы останавливаемся. Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили.
Однако самым известным оказался Карл, написавший в1833 году полотно «Последний день Помпеи»— главное произведение своей жизни. Молодые люди пытаются вынести старика и уберечь от надвигающейся природной стихии. На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса. По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»147.
«Последний день Помпеи»: история создания картины
Великолепный акварелист. К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии. Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы». Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»102. Долгое время художник не может решиться перейти к работе на большом холсте.
В каждом взгляде образов людей можно увидеть страх будущих страданий и неизбежного хода событий. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран. Например, разрушения Содома или египетские казни.
Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана. В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры. На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »9899., видимо, делала ненужными предварительные натурные зарисовки и этюды. Претворенные в произведения искусства, поражающие совершенством формы, они противостоят разрушительным силам природы.
Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»
Тогда же он делает первые эскизы и наброски для картины. Художник. Так, например, еще в 1824 году Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «по правую сторону упавшей женщины— жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»125128.
Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв. По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»131. Портретист.
Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. В центре полотна находится распростертая фигура убитой молодой женщины, как будто именно ею К. Брюллов хотел символизировать гибнущий античный мир (намек на такое истолкование встречался уже в отзывах современников). По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время, дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»83. Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи».
Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе». Этим Брюллов хотел показать как христианская вера приходит на смену язычеству. Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы. С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью82.
Искусствовед Магдалина Ракова писала, что в группе матери с дочерьми присутствуют и простота пластической конструкции и ясность психологической коллизии. Писатель Николай Рожалин в письме к литературному критику Степану Шевырёву от 25 августа 1833 года сообщал: «У нас в Риме важнейшим происшествием была выставка картины Брюллова в его студии.
Женщина стоит на коленях, её окружили дети, пытаясь найти у неё защиты и помощи. Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» мы начинаем с рассказа о многолетней подготовительной работе художника, которая шла три года. Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью.
Где находится «Последний день Помпеи»
Художник, собирающий свои инструменты – это и есть автопортрет Брюллова. Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики». По словам самого Брюллова, которые цитировал в своих воспоминаниях скульптор Николай Рамазанов, «надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что-нибудь достойное нынешнего требовательного века». Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии. Смерть ему уже безразлична, он потерял желание жить и ожидает смерти как избавления от страданий. Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова— «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства». В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка».
Для одних его картина опоздала на двадцать лет, другие находили в ней чрезмерную смелость воображения, разрушающую единство стиля. Происшествие сие, рассказанное самим Плинием в письме к Тациту, случилось в Capo di Miseno, но художник, помещающий на саженной холстине Помпею и Везувий, отстоящий на пять миль от оного, может перетащить и из-за 80 миль пример детской и материнской любви, так кстати тут своею противоположностью прочим группам»125128129. Великолепный акварелист. Три года велась работа над огромным полотном. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты.
1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)111. По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»78. Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. И был успех. Портретист. Гений внушил ему смелую мысль, столь же счастливую, как и неподражаемую: осветить всю переднюю часть картину быстрым, минутным и беловатым блеском молнии, рассекающей густое облако пепла, облегшее город, между тем как свет от извержения, с трудом пробиваясь сквозь глубокий мрак, набрасывает на задний план красноватую полутень», – писали тогда в газетах.
жил в Италии, но до него, несомненно, доходили известия о политической жизни России. В картине изумительным образом сочетаются протокольная точность и романтический пафос. Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи.
О сюжете картины «Последний день Помпеи»
Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»157. Великолепный акварелист. Художник. / Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают. Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие. собр.
25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе». Первая мысль картины «Последний день Помпеи» относится к 1826 – 1827 годам. Везувий и после этого просыпался не раз, почти что раз в 20 лет. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой79 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»80.
Описание картины Последний день Помпеи
Это называется «КЛАССИЦИЗМ». Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»33. Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара. Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»44 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины45.
У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши. Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»82. Смотрит он на разрушаемые огромной силой стихи статуи языческих богов. В письме к Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата.
На полотне художник изобразил, как юный Плиний уговаривает свою обессилевшую мать попытаться спастись вместе с ним, а если же суждено умереть, то погибнуть вместе. И наконец в 1830 году Брюллов решается испытать себя на большом холсте. О Помпеях Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. И картины и мастера.
Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова— будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. Художник. На полотне также трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова— женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы)— в центре полотна и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.
Только к осени 1833 года работа была завершена72. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже. 15734, также из собрания Остроухова)152153. Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи».
Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи
Художник. Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением. Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон.
Группа Плиния с матерью была введена художником под впечатлением свидетельств очевидца извержения Везувия— Плиния Младшего, который описал происходившие события в письме к историку Тациту. В различных проявлениях классического искусства очень часто изображались трагические сцены. В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Человечество до сих пор верит в «авось пронесет».
Картина швейцарской художницы Анжелики Кауфманн как раз показывает этот момент. Последние стали очень популярным сувениром из Италии. Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»66. Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился.
«У Брюллова, — говорил Гоголь, — является человек для того, чтобы показать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы» (Гоголь Н. В. Трагедия пробуждает в героях самые разные чувства – отчаяние и страх, любовь и стремление защитить близких. По словам Эры Кузнецовой, «только в результате напряжённой работы художнику удалось передать то величие и красоту чувств, которые и по сей день пленяют нас»120. Работу над картиной «Последний день Помпеи» проводила группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Ирина Корнякова, Александр Минин и Евгений Солдатенков113114.
По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции». – объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств. В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение. Неизвестно, когда и каким будет следующее.
Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»). Портретист. Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»185.
Анализ картины «Последний день Помпеи»
Портретист. Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла. Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю. В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»68. И один из наиболее эмоциональных персонажей – молодой юноша, который держит на руках погибшую любимую. У автора ушло 3 года для того, чтобы полностью продумать и изобразить все его замыслы.
Люди и их реакция на происходящее показаны довольно однообразно. Великолепный акварелист. Берег явно продвигался вперед много морских животных застряло в сухом песке. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи».
Это дань традиции художников Возрождения рисовать свой автопортрет на картине. Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид— детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)136. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие». Портретист. Поэты посвящали ему стихи. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом.
Так произведение Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)99. в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»677. В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи.
Сочинение описание картины Брюллова Последний день Помпеи
Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках. Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением— «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать». – архитектора.
Доминирующий цвет на картине – красный. Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67. «Последний день Помпеи» отлично характеризует романтизм в русской живописи, смешивающийся с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и страстной любовью того времени к подобным историческим сюжетам.
Описание настроения картины Последний день Помпеи
Вот таким образом для картины позировали итальянцы, прямые потомки древних помпеян. Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты. 11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи».
Мать на картине совсем не немощна, а вполне еще молода. По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »76. Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств. Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»187. Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи».
- Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
- На стыке классицизма иромантизма
- Брюллов-театральный постановщик
- Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма
- Центральная и левая часть холста
- ЗАСТЫВШАЯ ТРАГЕДИЯ: О КАРТИНЕ КАРЛА БРЮЛЛОВА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ
- Коллекция Государственного Русского музея
Анны 3-й степени. Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии.
Священник— «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»140. Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю. Великолепный акварелист.
- Словари и энциклопедии на Академике
- ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ (история одной картины)
- Общееколичествопросмотровстраницы
Сохранились многие рисунки извержений разных веков. слышал рассказы от своего брата Александра Брюллов (Брюлло) Александр Павлович Русский архитектор, график. В картине нет главного героя, перед нами объятая страхом толпа. Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас131. Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. Он силён в своей вере, вот таким образом бесстрашен и спокоен перед надвигающейся опасностью.
Гелл и Ганди предположили, что его полное имя — Ариций Скавр (Aricius Scaurus)52, но впоследствии выяснилось, что там был захоронен Умбриций Скавр (Umbricius Scaurus), а усыпальница была воздвигнута его отцом Авлом Скавром (Aulus Scaurus)535455. Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы.
Девушка рядом несет светильник. Они бегут, мать просит её оставить и спасаться в одиночку, но Гай помогает ей идти дальше. В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения».
«Последний день Помпеи» отлично характеризует классицизм в русской живописи, смешивающийся с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и страстной любовью того времени к подобным историческим сюжетам. В центре полотна находится распростертая фигура убитой молодой женщины, как будто именно ею К. Брюллов хотел символизировать гибнущий античный мир (намек на такое истолкование встречался уже в отзывах современников). В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. Это позволило, по словам Н. В. Гоголя, показать все верховное, физическое и нравственное совершенство человека. Брюллов написал почти всё не так как полагалось.
Сравнивая Брюллова с его знаменитыми предшественниками, Гоголь писал: «Его фигуры, несмотря на ужас всеобщего события и своего положения, не вмещают в себе того дикого ужаса, наводящего содрогание, каким дышат суровые создания Микеля-Анжела. Самые известные работы – Всадница, Осада Пскова, Портрет археолога Микеланджело Ланчи и другие. Достоинство картины Брюллова обычно видят в том, что блестящий воспитанник петербургской Академии художеств был открыт новым веяниям.
Внутри каждой царят любовь, верность, долг, великодушие. Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура. Трагически мрачен день катастрофы. Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года. Каждый большой художник нарушает существующие правила.
Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. С одной стороны— рискующий своей жизнью сын, который не может оставить на гибель свою мать, а с другой— мать, которая умоляет сына спасти хотя бы его собственную жизнь4. Люди живут в этих горячих отблесках зарева и холодном свете молний. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья.
Рядом с ними— христианский священник, без страха взирающий на происходящее. В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»140. В журналах и газетах публиковались статьи, посвященные картине издавались брошюры. Море, казалось, откатилось назад и оттягивалось от берегов конвульсивными движениями Земли определённо суша значительно расширилась и некоторые морские животные оказались на песке Наконец, ужасная темнота стала понемногу рассеиваться, как облако дыма вновь появился дневной свет и даже выглянуло солнце, хотя свет его был мрачным, как бывает перед приближающимся затмением. «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова.
Ж-5081)157158. В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»139116. Великолепный акварелист. Чтобы достоверно запечатлеть уничтоженный катастрофой мир древних Помпей, Брюллов брал за образцы найденные в ходе раскопок предметы и останки тел, делал бесчисленные зарисовки в археологическом музее Неаполя.
К счастью, они спасаются. Каждая фигура в картине возведена художником в пластически цельный образ. После этого художник начал изучать исторические документы. Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа81 и другие.
В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи». Дома вокруг трясет на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений.
По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Алесандрии»124. Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины. Как происходила в течение одного дня катастрофа можно увидеть в фильме Би-би-Си или вкратце на такой вот инсталляции: Или посмотреть фильм «Помпеи», где тоже с помощью компьютерной графики воссоздан вид города и масштабный апокалипсисец.
А на заднем плане виднеется языческий жрец, пытающийся спасти священный алтарь. Слава художника росла, его картину сравнивали с творениями Рафаэля, Микеланджело и Тициана16. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими.
Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок. Под кистью художника возникает образ его любимой модели Юлии Самойловой, то в виде девушки, то в виде матери. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города.
Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай». Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв. 3175)152.
3176). По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную». Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому. Восторженное отношение к Брюллову Брюллов Карл Павлович Великий русский художник.
Казалось, что город скрылся с лица земли. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Художник же, смело подняв глаза, смотрит на небесный огонь: «в роковую минуту он не оставил того, что для него всего дороже — ящик с кистями и красками»145.
Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин. Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные.
Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»125128. Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна. Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе88.
Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»175. Великолепный акварелист. Во время восстания декабристов Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Художник. При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила.
Каменные блоки из которых состояли здания, также стремятся упасть на землю. Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развите человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей— художник попытался изобразить народ. Каждый образ на картине уникален. Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания. Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус.
Извержение он видел издали: «Облако (глядевшие издали не могли определить, над какой горой оно возникало что это был Везувий, признали позже), по своей форме больше всего походило на пинию: вверх поднимался как бы высокий ствол и от него во все стороны расходились как бы ветви. Кстати, Брюллов некоторые фигуры срисовал с фигур из раскопок. В картине переплетаются две темы – высота человеческого духа, любовь, самопожертвование, героизм и катастрофа, которая повлекла за собой гибель не только города, но и всей культуры.
Рядом мужчина поднял руку и пытается хоть как-то защитить свою семью. Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом.
Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830г. Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе. соч. И лишь немногим удалось спастись.
Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины— упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»125116. объединило в себе все главные творческие поиски художника: движение и пластику фигур, выразительность лиц «море блеска», по выражению Гоголя, заливает все полотно. Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ92. Весь город стекался дивиться ей»9. Критики дружно бранили Брюллова.
Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Как и его старшие братья Федор и Александр, первые уроки рисования получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при. Мать, стоящая на коленях и рядом ее дети, которые ищут у нее помощи. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины.
Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков». В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели. Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году. Он раз за разом менял композицию, но собственная работа его не устраивала.
При этом, по словам Амброзоли, в произведении Брюллова «все предметы расположены так прилично и соединены с такой уверенностью в искусстве, с такой свежестью и столь далеко от всякого рабского подражания, что каждый невольно принуждён сказать: вот художник, который абсолютно владеет своим искусством. »174. На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. Боль, страх и ужас отражаются на испуганных лицах, обращенных к небу в надежде на спасение. Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову. В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия. Он тоже уходит, как и все другие из-под града каменьев.
Обмеры терм были закончены в 1826 году34. Результаты трудов Александра Брюллова по исследованию помпейских бань были опубликованы в вышедшем в 1829 году в Париже альбоме «Thermes de Pompi»2635. Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»179. Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи.
Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. По мнению Амброзоли, сравнение таланта Брюллова с мастерством его знаменитейших итальянских предшественников вполне допустимо: в его полотне можно усмотреть и монументальность Микеланджело и грации Гвидо, «иногда художник напоминает Рафаэля иногда кажется, что в нём снова ожил Тициан». Художник. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора.
Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»45116. На её лице изображено смирение, принятие неизбежной смерти. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками. Сын скульптора французского происхожденияПоля Брюлло, Карл был одним изсеми детей всемье. Кроме этого, значительное влияние на художника оказала другая ватиканская фреска — «Пожар в Борго», созданная Рафаэлем и его учениками. К картине ведет длинный ряд эскизов, но нет рисунков и этюдов с натуры.
Неподалёку от них стоит христианский священник. Художник. Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года— в частном собрании)162. Плиний Младший оказался очевидцем, оставившим письменное свидетельство о гибели городов. Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского— об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»82. Колорит его так ярок, каким никогда почти неявлялся прежде, его краски горят имечутся вглаза. На заднем плане картины грозно возвышается огнедышащий вулкан. Художник.
Педагоги-классицисты поругивали Карла за отступление от канонов классической живописи. Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »75. Эта часть Помпей была в 1820-е гг. Гоголь в «Арабесках» напечатал статью, трактующую картину Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут.
Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. Мать стремится укрыть своих детей. В мире науки (историки-декабристы и представители буржуазной исторической школы) все, после 1812 года, говорили о народе. Россия торжествовала. Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма.
В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план. Рядом с ней плачет от страха маленький ребёнок. Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали. На верхней площадке— там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»144.
А где, как ни в Италии этим заниматься. Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом28. Портретист. По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ163 2) графический эскиз из ГРМ154 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)164 4) 1-й графический эскиз из ГТГ165 5) живописный эскиз из ГТГ166 6) графический эскиз из МИХМ167 7) 3-й графический эскиз из ГТГ168 8) живописный эскиз из ГРМ169.
Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников. Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»65. В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Но, увы, – поздно: смерть настигла их на самом пути. Её скорбный и проникновенный взгляд свидетельствует о том, что «ей вдруг до конца ясна стала её судьба, судьба города, всех людей вокруг, она опускает руки, сосуд падает».
Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ). Тьма, абсолютно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми. Но, увы, поздно — смерть настигла их на самом пути.
Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ117. Во время раскопок особенно трогают пары, обнявшиеся перед смертью, дети вместе с родителями. Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. Его восторженно встретили в Италии, Франции, России.
Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года. По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «избражает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»146. В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»3132. отказался писать святых «патронов», то есть святых, одноименных членам царствующего дома.
Брюллова приветствовали аплодисментами на улице, устраивали овации в театре. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова».
Лучшие представители русской культуры восторженно приветствовали прославленное полотно: А. С. В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»71. Но гибель неизбежна. Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18. — М., 1952.
Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей и игрок в паллону Доменико Марини83, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне— в Новгородском музее-заповеднике)141142. С 1825 по 1828 год он работал над копией «Афинской школы» Рафаэля— этот заказ, который дал художнику важный опыт работы над многофигурной композицией, был предложен ему русским посольством в Риме, обещавшим заплатить за него 10 тысяч рублей38. Оттого-то персонажи его картины разбиты на семейные группы. Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года. по своему смыслу.
Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. «Культура. РФ» вспомнила, как создавалось это полотно. Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы. Портретист.
Брюллову удалось передать трагическую участь жителей и их неминуемую гибель. Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень91. Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем.
У него совсем не такая толпа, как на улице. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи. Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»94. Удивительно на этой картине и то, как решен вопрос света.
Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц. По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»69. Имя Карла Брюллова сразу стало известным на всем италийском полуострове — с одного его конца до другого.
Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника». 1827. Портретист. Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи».
Он как бы замедлил свои шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину. Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья. История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника.
По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма. Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата. В «Последнем дне Помпеи» каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины.
29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава». Весной 1828 года снова начал проявлять свою вулканическую активность Везувий. Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась. Дети, обнимающие мать, преклонили колени.
ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»122. Почему. Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»45116.
Что-то было навеяно раскопками, что-то историческими фактами. Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра. создал красоту столь совершенную, что хотя она и выражает собой страдание и ужас перед гибелью, но доставляет такое же эстетическое наслаждение, как группа Ниобид, «Раненая амазонка» или другие произведения античной пластики, родственные картине Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)160161.
Портретист. Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»6061.
Профессор. В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху.
Другого живописца— Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»28. Владелец картины, А. Н.
Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний.