Последний День Помпеи Кто Написал Картину
«Последний день Помпеи» картина Брюллова
По мнению искусствоведа Марины Шумовой, введение в композицию автопортрета Брюллова является «абсолютно романтической деталью», поскольку «художник становится соучастником изображённого события, всё, происходящее в картине, как бы проходит через призму его восприятия и переживания»126. Доминирующий цвет на картине – красный. Великолепный акварелист. обдумывая композицию «Последнего дня Помпеи» с карандашом или кистью в руках, фиксируя в эскизах и мимолетных набросках каждое движение своей мысли, меняя, совершенствуя расположение фигур изменяя и детализируя обстановку. Вот таким образом подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет.
Вот молодой человек в чем-то убеждает сидящую без сил старуху. Сам К. Брюллов находился в эти годы в Риме истекал пятый год его пенсионерства в Италии. «Последний день Помпеи» — самое известное полотно Карла Брюллова.
Описание картины «Последний день Помпеи»
Он (К. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Портретист.
От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла.
Чёрная туча скрыла солнце. Извержение Везувия. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Публикация сих артефактов в издании «Antichita di Ercolano», выпущенном итальянской Академией и переизданном в других странах между 1771 и 1780 годами, вызвала реакцию культурного шока — на фоне винкельмановского постулата о «благородной простоте и спокойном величии» античного искусства. Страх и смятение в композиции семьи, укрывшейся покрывалом.
Они заглушают его своею красотою»150. По мнению искусствоведа Алексея Савинова, «большой темой» картины «Последний день Помпеи» была смена эпох, вызванная катастрофой, которая прервала размеренное течение жизни. Несмотря на шумный успех картины, сам художник вовсе не спешил возвращаться в Петербург. Отзывы критиков ошеломляли. Ж-7867, поступил в 1963 году от Е. М. Шапиро), а также этюд «Голова натурщицы» (бумага на холсте, масло, 17, 2 17, 2см инв. Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве.
В толпе, находящейся на ступенях гробницы Скавра, происходит встречное движение. Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено. Автопортрет и портреты подруги – лучшее доказательство того, что в своем проникновении в прошлое Брюллов действительно сроднился с событием, создавая и для зрителя «эффект присутствия», делая его как бы участником происходящего. Великолепный акварелист. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Медный змий» и «Смерть Камиллы, сестры Горация» Бруни, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского8687. На картине графиня нарисована в трех образах: женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) – в центре полотна и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.
Характеристика и описание картины Брюллова Последний день Помпеи
Но труд того стоил. Шедевр создавался долгих шесть лет — от замысла и первого эскиза до полноценного полотна. Впервые произведение искусства вызвало столь широкие отклики и живой общественный интерес. Вправой части картины навтором плане изображен всадник наконе, который встал надыбы.
На картине «Последний день Помпеи» графиня Самойлова представлена сразу в трёх образах: женщина с кувшином на голове, разбившаяся женщина на мостовой в центре полотна и мать в левом углу картины, которая обнимает своих дочерей. Так появился на полотне портрет легкоатлета Марини – фигура отца в семейной группе. Эту «моду на вулкан» ввел британский посланник в Неаполитанском королевстве лорд Уильям Гамильтон (супруг легендарной Эммы, подруги адмирала Нельсона). Для таких крупноформатных картин, как «Последний день Помпеи», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10м и диаметром от 60 до 120см, на которые их наматывали.
Их лица не обезображены болью, даже лежащая на земле девушка прекрасна. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. Среди мастеров русского романтизма Карл Брюллов– выдающаяся фигура. На луврской выставке 1834 года, где был показан «Последний день Помпеи», рядом с картиной Брюллова висели полотна Энгра и Делакруа, приверженцев «пресловутой античной красоты».
Картина «Последний день Помпеи», 1833, Брюллов
С картины «Последний день Помпеи» Брюлловым были сделаны два авторских повторения исполненных акварелью64. Одну из причин такого прохладного приёма критик «Gazette de France» видел в том, что «прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нём казаков».
Портретист. В июле 1827 года в путешествие из Рима в Неаполь отправился Карл Брюллов4. Большинство из них погибло от горячей вулканической массы, другие задохнулись от ядовитых испарений и пепла. Создавались произведения искусства, связанные с этой темой. Брюллова приветствовали аплодисментами на улице, устраивали овации в театре.
Три года понадобилось ему, чтобы создать шедевр размером 4, 5 х 6, 5 метра. Передний план левого угла картины – семейная пара, укрывающая своими телами детей. Отец художника, Павел Брюлло, не дожил до этих событий— он скончался в январе 1833 года.
«Последний день Помпеи»: классический шедевр русского искусства руки Карла Брюллова
Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город. Карлу Брюллову было 28 лет, когда он задумал написать грандиозную картину «Последний день Помпеи». Художник. «Последний день Помпеи» отлично характеризует романтизм в русской живописи, смешивающийся с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и страстной любовью того времени к подобным историческим сюжетам. Зеленый, розовый, голубой встречаются как промежуточные тона.
Демидовым (камер-юнкером и кавалером его Величества императора российского) он осматривал разрушенные Помпеи, по себе знал, какое сильное впечатление производят на зрителя эти руины, сохранившие следы древних колесниц эти дома, как будто только недавно покинутые их хозяевами эти общественные здания и храмы, амфитеатры, где как будто только вчера закончились гладиаторские бои, загородные гробницы с именами и титулами тех, чей прах до сих пор сохранился в уцелевших урнах. У Плиния художник позаимствовал образ матери и юноши. Савинов писал, что Брюллов так сильно стремился «быть правдивым и точным в изображении дорогой ему античности, воплощённой в прекрасных людях, в улицах и гробницах Помпей, что мы до сих пор верим ему, какой бы условностью ни страдали его воззрения на древность, его художественные средства и приёмы»164.
Картина «Последний день Помпеи»: описание
Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н. В. Перепуганные жители старались спастись от разгневанной стихии. Это знатное семейство удалялось на колеснице, надеялось спастись поспешным бегством. Бруни также отмечал «ужасный эффект, полученный благодаря молнии, которая соблаговолила замереть в воздухе, чтобы осветить сцену, выполненную с художественной точки зрения достойной восхищения»154. Несмотря на то, что этот народ был показан Брюлловым довольно идеализированно и абстрактно, без какой-либо социальной характеристики, Верещагина писала, что нельзя не оценить значение сделанного автором полотна: «до него в русской исторической живописи слышался голос солиста, Брюллов заставил звучать хор»166.
Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии Юлии Самойловой61 сообщая об этом факте, художественный критик Владимир Стасов писал, что «Последний день Помпеи» был помещён на выставке «стараниями графини Самойловой, как видно из письма А. Н. Демидова к его брату в ноябре 1833 года»62. Живыми делают их эта трепетность и двойственность освещения. В частности, автор статьи в журнале «LArtiste» писал, что, по его мнению, у полотна Брюллова слишком большой размер и сама картина «опоздала на 20 лет», хотя она и «задумана с большой смелостью воображения». Эту новизну принес в Европу свежий ветер романтизма. Сам Брюллов посетил трагически известный город в 1827 году. К безжизненному телу матери тянется ребенок. В письме к своему брату Фёдору художник так описывал семейную группу, расположенную возле ступеней гробницы Скавра: «бегущее семейство, думая найти убежище в городе: муж, закрывши плащом себя и жену, держащую грудного ребёнка, прикрывая другой рукой старшего сына, лежащего у ног отца»11996.
11733, поступил из собрания И. С. Остроухова). О Помпеях Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. В центре полотна находится распростертая фигура убитой молодой женщины, как будто именно ею К. Брюллов хотел символизировать гибнущий античный мир (намек на такое истолкование встречался уже в отзывах современников).
Последний день Помпеи: хроника событий
Только к осени 1833 года работа была завершена54. Художник. Торжественное событие было подробно описано в письме художника Андрея Иванова (бывшего наставника Брюллова) своему сыну Александру от 8 августа 1836 года. Отзыв, опубликованный в газете «Dbats», был ещё более негативным: «В этом произведении нет воодушевления, оно оставляет зрителя холодным и невнимательным»64.
Среди них — один из первых эскизов к полотну (бумага, бистр, перо, 15, 5 18, 9см инв. Каждый большой художник нарушает существующие правила. Его восторженно встретили в Италии, Франции, России. В письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов так описывал образ жреца: «по правую сторону упавшей женщины — жрец, схвативши жертвенник и приборы жертвоприношения, с закрытой головой, бежит в беспорядочном направлении»105108. В письме родителям от 8 мая 1824 года Александр писал, что «вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были ещё обитаемы, когда этот форум, на котором мы стояли одни и где тишина была прерываема какой-нибудь ящерицею, был наполнен народом»2930.
кто написал последний день помпеи
Тем не менее, по свидетельству жившего в Риме художника Якова Яненко, весной 1833 года работа Карла Брюллова над полотном «Последний день Помпеи» всё ещё продолжалась. 1 июля 1941 года экспонаты музея, подготовленные к эвакуации, были отправлены на Московский вокзал, далее на специальном эшелоне в сопровождении военной охраны в Горький (ныне Нижний Новгород), а затем по Волге и Каме в Молотов (Пермь)91. Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» – по первому впечатлению обычная история катастрофы. Густой черный туман, потоком расстилающийся поземле, настигал нас.
По мнению Амброзоли, сравнение таланта Брюллова с мастерством его знаменитейших итальянских предшественников вполне допустимо: в его полотне можно усмотреть и монументальность Микеланджело и грации Гвидо, «иногда художник напоминает Рафаэля иногда кажется, что в нём снова ожил Тициан». По рассказу самого автора «Помпеи» изложенному в воспоминаниях его ученика Аполлона Мокрицкого, в один из дней к нему в мастерскую пришёл глава римской школы художников Винченцо Камуччини, который, постояв несколько минут перед картиной, подошёл к Брюллову, прижал его к себе и сказал: «Обними меня, Колосс. »58. Великолепный акварелист. В письме к Александру Брюллову от 13 апреля 1833 года Яненко сообщал, что его брат «творит чудеса», а его новая картина — чудо. Роберт Винспиер, состоявший чиновником при русском посольстве в Риме, 6 июля 1827 года сообщал Александру Брюллову: «Ваш братец Карл увезён был в Неаполь графиней Разумовской»35 она же потом выступала в качестве заказчицы эскиза будущей картины36.
Описание картины последний день помпеи
Незадолго до его смерти, когда картина «Последний день Помпеи» начала экспонироваться в академическом зале, товарищи Ивана на руках принесли его к полотну старшего брата. Он посещает раскопки. 27 октября 1834 года от чахотки умер младший брат Карла, начинающий художник, воспитанник Академии Иван Брюлло, которому было около 20 лет. На ступенях гробницы слева мы видим женщину, чей взгляд полон первобытного ужаса.
В Государственном Русском музее (ГРМ) хранится альбом Брюллова с первыми набросками для «Последнего дня Помпеи» исчерченный художником «без всякого порядка». Решено, наконец, уходить из города за нами идёт толпа людей, потерявших голову. Находясь под влиянием произведения Брюллова, английский писатель Эдвард Бульвер-Литтон в 1834 году написал роман «Последние дни Помпеи»75. В этом заключалась философия и эстетика романтизма. На картине вам не удастся найти главного героя.
7 интересных фактов о «Последнем дне Помпеи» Карла Брюллова
Иванов писал Брюллову: «Любопытный видеть славную Вашу картину, я несколько раз покушался прийти к Вам в студию, но, наконец, несмотря на все убеждения людей к Вам близких войти к Вам без позволения, я решился написать к Вам письмо сие, в коем теперь спрашиваю самих Вас, позволите ли Вы мне видеть труды Ваши. ». Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом. При этом, по словам Амброзоли, в произведении Брюллова «все предметы расположены так прилично и соединены с такой уверенностью в искусстве, с такой свежестью и столь далеко от всякого рабского подражания, что каждый невольно принуждён сказать: вот художник, который абсолютно владеет своим искусством. »153. Вершина вулкана раскололась и из образовавшегося жерла возник столб огня.
К их страху прибавилось новое чувство – неотвратимость трагедии. Вспышки молний освещают лишь передний план. Эти черные клубы дыма и пепла разрывают острые яркие молнии. Карл Брюллов лично знакомится с историей погибшего города. Портретист.
Скульптор Николай Рамазанов тоже отмечал, что во время работы над «Помпеей» Брюллов «доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской»4849. Утром 24 августа землю потряс толчок невероятной силы. «Последний день Помпеи» итальянцы называли «триумфальной» картиной. Вот отрывок изего письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Но в таких библейских историях подразумевалось, что казнь идет свыше, здесь можно было увидеть проявление божьего промысла.
Застывшая трагедия: о картине Брюллова "Последний день Помпеи"
В родной Академии художеств Карла на руках внесли в зал, где уже висела его картина. Художник. Так, например, еще в 1824 году Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник.
Перед отъездом из России фамилия братьев Брюлло была официально изменена на русский лад: Александр I пожаловал им «въ» и они стали Брюлловыми23. Ответ находим все в той же статье Гоголя, который сравнивает картину Брюллова «по обширности и соединению в себе всего прекрасного с оперой, если только опера есть действительно соединение тройственного мира искусств: живописи, поэзии, музыки» (под поэзией Гоголь, очевидно, подразумевал литературу вообще). Далее художник пишет: «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину, — без чего похоже ль было бы на пожар. » В том же письме Карл Брюллов подробно описывает группы действующих лиц, которые он предполагал изобразить на полотне3641.
Брюллов стремится к естественности освещения, нарушая требования классицизма. Портретист. Это имя закрепилось и за городом.
Тогда я осветил всю мостовую и увидел, что картина моя была окончена»5556. Сам Брюллов так описывал эту группу в письме к брату Фёдору: «Между сим группом и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на плечах своих больного старого отца между ног детей прячется верная собака»105108. Великолепный акварелист.
Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло.
Художник. Немногие российские художники удостаивались настолько высоких оценок за рубежом. Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины Гибель Помпеи был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника».
1827. Портретист. Такая мощная сюжетная нагрузка на картину может быть опасна для живописи, делая полотно «рассказом в картинках», но у Брюллова литературность и обилие деталей не разрушают художественной целостности картины. И все же в художника особо не верили, а иногда и вовсе насмехались. В ранних вариантах композиции мать, поднявшая руку к небу и её дочери находились на заднем плане и были показаны со спины.
Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Критики дружно бранили Брюллова. Владелец картины, А. Н. Долго он не мог остановиться ни на одной из тем, которые приходили ему в голову. Арядом сними — юноша, умоляющий мать подняться ибежать далее отэтой всепоглощающей стихии.
Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. Следует отметить, что современники живописца по достоинству оценили его творчество. Заказчик картины— князь Анатолий Демидов— заплатил за полотно сорок тысяч франков16. Сам же Демидов имея «непреодолимое желание тотчас повергнуть картину на высочайшее воззрение», отправился сухопутным путём, прибыв в Санкт-Петербург раньше, чем туда было доставлено полотно6614. Великолепный акварелист. Россия торжествовала.
Великолепный акварелист. Почему. Сыновья несут немощного отца на плечах, «забыв о себе, живя только страхом за его жизнь»4.
Мать стремится укрыть своих детей. Сюжет картины «Последний день Помпеи» взят из античной истории – извержение вулкана Везувий и крушение города Помпеи (II век до н. э. ). Брюллов не захотел обезобразить лица людей их тела ни ранами, ни грязью.
Наконец он напал на сюжет, который завладел всеми его помыслами. При построении композиции полотна Брюллов использовал академические правила. Таково описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ97.
Образ-антипод других действующих лиц полотна, его глаза не несут ужаса. В мае 1831 года в мастерской у художника побывал писатель Алексей Толстой, который записал в своём дневнике: «Мы были у живописца Брюллова, который начал писать для князя Демидова картину, представляющую последний день Помпеи»50. Портретист. Отдавая должное своему конкуренту, он писал что новая картина Брюллова «очень красива, особенно для публики». Учитывая то, что в 1828 году (когда был готов эскиз для Разумовской) Демидову было всего лишь 15 лет, журналист Николай Прожогин высказывал предположение, что передача заказа могла произойти несколько позже.
Великолепный акварелист. Ракова также отмечала схожесть образов этой группы с античным мотивом гибели Ниобид — детей Ниобы, умерщвлённых древнегреческими богами Аполлоном и Артемидой (возможно, Брюллов видел посвящённую этому сюжету скульптурную композицию в галерее Уффици во Флоренции)116. Ж-5081)136137. Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным.
Карл Павлович Брюллов: Последний день Помпеи
Будучи в восторге от исключительного успеха картины «Последний день Помпеи» в Италии, её владелец Анатолий Демидов очень хотел показать творение и во Франции. Брюллов отошел от правил реализма, следуя основам классицизма. Стихии природы с уничтожающей силой обрушились на человека и творение его рук.
Искусствовед Алла Верещагина писала, что малыш с золотыми кудрями занимает композиционный центр полотна, а его мать — в ярко-жёлтом одеянии с синим шарфом — представляет собой колористический центр картины. Несмотря на успех, с которым полотно «Последний день Помпеи» было принято в России, Карл Брюллов не торопился возвращаться на родину. Себя Брюллов изобразил художником, несущим на голове ящик с кистями и красками.
В картине рассказано множество захватывающих и трогательных историй. В Помпеях было восемь ворот, но далее художник упомянул «лестницу, ведущую в Sepolcri Scauro» – монументальную гробницу именитого горожанина Скавра и это дает нам возможность точно установить выбранное Брюлловым место действия. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств.
Демидов, был в восторге от шумного успеха «Последнего дня Помпеи» и непременно хотел показать картину в Париже. Великолепный акварелист. Многие действующие лица являются олицетворением великодушия98: перед лицом опасности они проявляют возвышенные чувства самоотверженности, мужества и любви. Летом 1834 года, после окончания парижской выставки, по распоряжению Анатолия Демидова картина «Последний день Помпеи» была запакована в огромный ящик, погружена на корабль «Царь Пётр» и отправлена из Франции в Санкт-Петербург морем14. Портретист.
У него совсем не такая толпа, как на улице. Художник. Автором музыки был композитор Алексей Верстовский, а стихи приписывались Евгению Баратынскому (по другой версии, автором слов являлся Степан Шевырёв)80.
Композиция картины: сочетание романтизма и классицизма
– объясняли русские), однако «Помпея» удостоилась золотой медали французской Академии изящных искусств. Во время восстания декабристов Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Успех был ошеломительный. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии. Это и составляет предварительное описание картины Брюллова «Последний день Помпеи».
3176). Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Художник ранее у него учился, копируя фрески «Пожар в Борго» и «Афинскую школу», где действует около сорока персонажей. Оставшиеся же не спаслись от пепла, достигшего Египта и вулканической лавы. В начале января 1836 года77 (по другим данным, в конце декабря 1835 года78) Брюллов выехал из Одессы в Москву, где провёл несколько месяцев.
Художник Михаил Железнов вспоминал, что, заканчивая работу над большим холстом, Брюллов остался недоволен своим произведением — «по его расчёту фигуры должны были выходить из холста, а в картине они не имели того рельефа, который он хотел им придать». Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи. В частности, он прочитал свидетельства очевидца событий, древнеримского писателя (впоследствии также политического деятеля и адвоката) Плиния Младшего, который в своих письмах к историку Тациту писал: «Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Описание картины Брюллова «Последний день Помпеи» мы начинаем с рассказа о многолетней подготовительной работе художника, которая шла три года. Возвратившись с проходившей в 1834 году выставки, на которой экспонировался «Последний день Помпеи», Александр Пушкин по памяти набросал одну из групп полотна— старца, которого несут сыновья— и написал стихотворение: «Везувий зев открыл— дым хлынул клубом— пламя / Широко развилось, как боевое знамя. На лица, на тела и одежды людей Брюллов смело «бросал» отблески молнии, сталкивал в резких контрастах свет и тень.
О сюжете картины «Последний день Помпеи»
Каждая фигура в картине возведена художником в пластически цельный образ. Художник. На обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом 28 января 1836 года, певец-баритон Николай Лавров исполнил песню «Там, где парил орёл двуглавый», содержавшую следующее четверостишие: «Принёс ты мирные трофеи / С собой в отеческую сень, — / И был последний день Помпеи / Для русской кисти первый день. »7980. Он как бы замедлил свои шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину.
Популярность картины и её автора стремительно росла: в те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать: «Видели ли вы картину Последний день Помпеи, о которой говорит весь Рим. »57. Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей. Выстроенная по «рецептам» академиков композиция – осмеянные последующими поколениями живописцев «треугольники», в которые вписываются группы людей, равновесные массы справа и слева – читается в живом напряженном контексте картины совсем по-другому, чем в сухих и мертвенных академических полотнах. Редкий случай — общее мнение победило суждения «записных критиков» (как их именовали газеты и журналы): жюри не рискнуло угодить «записным», — Брюллов получил золотую медаль первого достоинства. Одежда героев, задний план картины словно сливаются с заревом вулкана.
Ещё один эскиз хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи (около 1827—1828, до 1986 года — в частном собрании)141. Плиний Старший, который в то время был командиром римского флота, отправился в Мизены, чтобы понаблюдать за редким явлением природы. Его братья Павел, Иван иФедор тоже стали живописцами, абрат Александр— архитектором. Академии Болоньи, Флоренции и Пармы также сделали Брюллова своим почётным членом28. Художник. Искусствовед Алла Верещагина отмечала, что сюжет, выбранный Брюлловым для полотна «Последний день Помпеи», «был неслыханным в практике классицистической исторической живописи»: художник показал не подвиг одного героя, совершаемый в гордом одиночестве или в окружении восхищённых его действиями зрителей, а стихийное бедствие, одновременно затронувшее многих людей, — тем самым, «впервые в русскую историческую живопись вошёл народ»20.
Энтузиазм и патриотический подъем, с которыми картину встретили в Петербурге, трудно вообразить: благодаря Брюллову русская живопись перестала быть старательной ученицей великих итальянцев и создала произведение, восхитившее Европу. Портретист. Это знатное семейство удалялось на колеснице, надеялось спастись поспешным бегством. По словам Савинова, «Брюллову выпала на долю редкая судьба новатора, принятого в первый же день, как только его труд стал известен»165. Эту особенность «Помпеи» можно обозначить одним словом – синтетичность: картина органично соединяет драматический сюжет, яркую зрелищность и тематическое многоголосье, подобное музыке. Сам художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору, написанном в марте 1828 года: «в середине картины — упавшая женщина, лишённая чувств младенец на груди её, не поддерживаемый более рукою матери, ухватившись за её одежду, спокойно смотрит на живую сцену смерти сзади сей женщины лежит сломленное колесо от колесницы, с которой упала сия женщина»10596. Напервом плане— два сына несут своего старика отца наруках.
«Последний день Помпеи»: история создания картины
Им некому помочь. Карл Павлович сделался самым знаменитым человеком в Италии. 15734, также из собрания Остроухова)131132. Среди тех, кто мог сопровождать Карла Брюллова в этой поездке, упоминаются имена графини Марии Разумовской, будущего сенатора Ипполита Подчасского (Подчацкого)5, а также графини Юлии Самойловой и князя Анатолия Демидова34. Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. По предположению Ольги Лясковской, при написании сыновей и отца Брюллов воспользовался принципом построения аналогичной группы использованным в картине Тинторетто «Похищение тела святого Марка из Алесандрии»104. Кроме этого, в Русском музее есть ещё один живописный эскиз («один из ранних вариантов разработки темы»), датируемый концом 1820-х годов (бумага на картоне, масло, 17, 5 19, 7см инв. «Последний день Помпеи» (описание картины и ее восприятие итальянцами можно выразить одним словом – триумф) стал шедевром для жителей страны.
Такой приём в искусстве называется «УСЛОВНОСТЬЮ»: художник отказывается от внешнего правдоподобия во имя высокой цели: человек – самое прекрасное создание на земле. Аближе кзрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать наруках свою невесту (наней венок изроз), потерявшую сознание. Христианин с обнажившейся грудью и крестом на ней верит в будущее воскресение. Тьма, абсолютно непроглядная, нависла над терпящими бедствие людьми.
Интересные факты о картине «Последний день Помпеи»
Живопись Брюллова с присущим мастеру упоением красотой формы и торжественностью яркого колорита способствует передаче патетического настроения разворачивающегося действа. объединило в себе все главные творческие поиски художника: движение и пластику фигур, выразительность лиц «море блеска», по выражению Гоголя, заливает все полотно. Карл Брюллов так описывал эту часть композиции в письме к своему брату Фёдору: «сзади сей группы виден теснящийся групп на лестнице, ведущей в Sepulcro Scauro, накрывая головы табуретками, вазами (спасаемые ими вещи все взяты мною из музея)»3696.
Начиная работу над картиной, Карл Брюллов тщательно изучил исторические документы, связанные с извержением Везувия. Картина принесла Брюллову мировую известность. В другом письме к матери, датированном 6 декабря 1825 года, он так описывал свои впечатления: «Я вижу огненные реки, вырывающиеся из его жерла», «дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею Помпея исчезает перед моими глазами»31. отказался писать святых «патронов», то есть святых, одноименных членам царствующего дома. Над мечущимися фигурами – темное небо с зигзагами молний. Восторженное отношение к Брюллову Брюллов Карл Павлович Великий русский художник.
Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. По её мнению, эскизы должны быть расставлены в следующем порядке: 1) 2-й графический эскиз из ГТГ142 2) графический эскиз из ГРМ133 3) живописный эскиз из ПГХГ (на момент написания книги местонахождение этого эскиза было неизвестно)143 4) 1-й графический эскиз из ГТГ144 5) живописный эскиз из ГТГ145 6) графический эскиз из МИХМ146 7) 3-й графический эскиз из ГТГ147 8) живописный эскиз из ГРМ148.
Английский писатель В. Скотт называл ее эпопеей живописи, а Каммучини (стыдясь своих прежних высказываний) обнимал К. Брюллова и называл его колоссом. И был успех. Великолепный акварелист. Его там просто нет.
Но, увы, поздно – смерть настигла их на самом пути. По словам искусствоведа Эсфири Ацаркиной, картина Карла Брюллова «была высоко оценена жюри потому, что поражала грандиозностью события, патетикой чувств, правдивостью ситуации», создавая тем самым «впечатление подлинной монуменальной эпопеи»13. В центре полотна находится распростертая фигура убитой молодой женщины, как будто именно ею К. Брюллов хотел символизировать гибнущий античный мир (намек на такое истолкование встречался уже в отзывах современников). Художник.
Прообразом помпеянца в семейной группе стал итальянский метатель тяжестей Доменико Марини103, портрет которого Брюллов написал в 1829 году (холст, масло, 62 50см, ныне — в Новгородском музее-заповеднике)121122. Реакция публики была здесь не столь горячей, как в Италии (завидуют. Работа Брюллова над «Последним днём Помпеи» глубоко взволновала и художника Александра Иванова — будущего автора «Явления Христа народу», работавшего с 1830 года в Риме. Согласно уставу Академии, в звание профессора можно было возводить «отличившегося в бытность свою за границею пенсионера по возвращении его в отечество и по исполненной заданной ему от Совета программе».
Где находится «Последний день Помпеи»
Сын скульптора французского происхожденияПоля Брюлло, Карл был одним изсеми детей всемье. Он уже не способ передачи происходящего, а становится живым героем «Последнего дня Помпеи». Так, например, знаменитое полотно «Итальянское утро», написанное Брюлловым после приезда в Италию в 1823 году. Картина принесла известность Брюллову, получив лестные отзывы сначала у итальянской публики, затем от членов Общества поощрения художников.
На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока. Но кому именно они молятся. Эту пару называют «Плиний с матерью» (хотя, как мы помним, Плиний Младший находился не в Помпеях, а в Мизено): в письме к Тациту Плиний передает свой спор с матерью, которая убеждала сына оставить ее и, не мешкая, бежать, а он не соглашался покинуть немощную женщину. Он же не исключал, что «дамой, подтолкнувшей Демидова на заказ», могла быть другая графиня — Юлия Самойлова34. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Последний день Помпеи» представляла собой «такой фейерверк, такой трескучий оперный финал, громадный, превосходно исполненный, с весьма красивыми, славно группированными статистами», который «должен был производить ошеломляющее действие». Рядом с ними — христианский священник, без страха взирающий на происходящее. Это называется «КЛАССИЦИЗМ».
Анализ картины «Последний день Помпеи»
Как бы то ни было, в ответ на письмо Брюллова Демидов попросил его продолжить его работу над полотном, «назначив для окончания картины такой срок в новом контракте, какой Брюллов признает сам за лучший для себя»46. Утром на город стала надвигаться черная туча пепла. Центральная фигура холста — упавшая с колесницы и разбившаяся насмерть женщина, рядом с которой находится её ребёнок.
В том же письме художник сообщает, что местом действия им была выбрана улица Гробниц (Strada dei Sepolcri или Via dei Sepolcri), а картинная линия проходит от гробницы Скавра (Sepolcro di Scauro) к гробнице сына жрицы Цереры. По словам Степановой, в этом произведении Брюллову требовалась определённая авторская смелость, чтобы преодолеть границы строгого академизма «путём постановки и разрешения сложнейших композиционных, световых и пластических задач». Возможно, Брюллов несколько приуменьшал сделанную им работу, поскольку примерно в то же самое время он писал скульптору Самуилу Гальбергу, что «половина картины Помпеи для Демидова уже написана», добавляя, что «сия работа меня абсолютно сделала так прилежным, как ты меня Самойлушка желал видеть»45. Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий.
Описание картины Последний день Помпеи
Но, увы, – поздно: смерть настигла их на самом пути. Я осветил камни около ног воина и воин выскочил из картины. В начале 1833 года в письме к Обществу поощрения художников Александр Иванов сообщал: «Брюлло оканчивает картину свою, удивляющую уже Рим, а следовательно и Европу»53. Как и его старшие братья Федор и Александр, первые уроки рисования получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при.
В ней «с равною силой выражены и физические движения и порывы испуганных, трепещущих душ»120. Рот мужчины раскрыт, его лицо выражает ужас111. 2. Картина стала одним из шедевров мировой исторической живописи. Однако самым известным оказался Карл, написавший в1833 году полотно «Последний день Помпеи»— главное произведение своей жизни. По словам Ольги Лясковской, голова младшего из сыновей обладает исключительной жизненной реальностью, «она необычайно рельефно рисуется почти в центре картины и привлекает зрителя своими мягкими живыми чёрными глазами»111.
Последний день помпеи кто написал
По мнению Верещагиной, «подобным образом решить центр картины не позволил бы себе ни один последовательный классицист»: группа, в которую входят мёртвая мать и живое дитя, «романтически смело, в резком противопоставлении жизни и смерти, раскрывает замысел художника»101. И вот что интересно – лица на картине похожи, а позы – разные. Картина пользовалась огромным успехом, ей посвятил своё стихотворение «Везувий зев открыл» поэт Александр Пушкин, а писатель Николай Гоголь написал статью, в которой он называл «Последний день Помпеи» одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18.
Причем это не тот жизнерадостный цвет, который призван дарить жизнь. Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника. Отмечая, что «из этого, вероятно, ничего бы не вышло», далее Железнов писал, что одна дама имя которой осталось ему неизвестным, за обедом, на котором присутствовал и Брюллов, завела с Демидовым разговор о поездке в Помпеи и «сумела поставить его в такое положение, что он из угождения своей собеседнице, заказал Брюллову написать Последний день Помпеи»67. Владелец картины, А. Н.
Профессор. Историческая память – важное понятие страны, боровшейся за свободу от Австрийской власти. Искусствовед Светлана Степанова отмечала, что полотно «Последний день Помпеи», прибывшее в Россию в 1834 году, стало «не просто одним из очередных достижений национальной школы, а явлением, ускорившим эволюцию искусства».
По словам Яненко, Карл Брюллов «себя прославил между новейшими художниками», все «за счастье поставляют видеть картину в его студии, хотя ещё не совсем законченную». Поэты посвящали ему стихи. Брюлловский красный – кровавый, словно отражающий библейский Армагеддон.
Это девушка с кувшином на голове, женщина, лежащая на земле с ребенком, а также мать, обнимающая своих дочерей и особа с мужем и детьми. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Великолепный акварелист. Это отразилось в последней композиции художника и составляет описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». По её словам, эта группа построена как «типичный равнобедренный треугольник композиции классицизма, решённый, однако, чрезвычайно мастерски, без обнажения рёбер конструкции». Феноменальная зрительная память Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник.
Отчаяние, немая мольба о помощи заметны каждому. Вместе с этим званием художник получил лишь «право носить мундир старшего профессора», оставаясь при этом в чине титулярного советника. Картина «Последний день Помпеи» познакомила Европу с могучей русской кистью и русской натурой, которая способна в каждой области искусства достичь почти недосягаемых высот.
Художник использует беспокойный свет, который дает резкие тени, сюжет, полный трагизма. Помпеи на долгие века были погребены под толстым слоем пепла.
Вместе с «Последним днём Помпеи» на выставке, проходившей в Лувре, экспонировались полотна известных французских художников: «Мученичество святого Симфориона» Энгра, «Казнь Джейн Грей» Делароша, «Битва Мария с кимврами» Декана, «Смерть Пуссена» Гране, «Арабский сказитель» Верне13, «Алжирские женщины» Делакруа63 и другие. Полотно Брюллова вдохновляло поэтов и писателей на создание литературных произведений. В одной из групп заднего плана художник изобразил самого себя. Именнокартина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» вызвала столь высокую оценку, удостоив творца титулом великого русского художника-романтика.
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ (история одной картины)
Эту идею он сообщил А. Н. Но были третьи — зрители: парижане часами толпились перед «Последним днем Помпеи» и восхищались им так же дружно, как римляне. Здесь изображена женщина, обнимающая дочерей и священник-христианин.
Этот эскиз датирован 1828 годом и, по-видимому именно он упоминался Карлом Брюлловым в письме к брату Фёдору как «эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской»136. Вместе с тем Бенуа полагал, что и публика и художники «заболели» от этой картины «самым бешеным энтузиазмом» потому, что она притягивает всех своим «эффектничанием» и «надутым, но выдержанным пафосом»158. Эта часть Помпей была в 1820-е гг.
- Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ Карл Брюллов
- На стыке классицизма иромантизма
- Брюллов-театральный постановщик
- Центральная и левая часть холста
Горизонт заливает кроваво-красный свет пожара. Полотно по-праву назвали лучшей картиной столетия. Художник. по своему смыслу. В газетах и журналах печатались восторженные отзывы о картине и её создателе.
Третий рисунок из ГТГ, также описанный как эскиз-вариант, был приобретён П. М. Третьяковым не позднее 1893 года (бумага на картоне, сепия, тушь, перо, графитный карандаш, 51 71, 9см инв. Его фигуры прекрасны при всём ужасе своего положения. Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. Старший брат, Александр известен главным образом как талантливый архитектор. В честь русского художника устраивались обеды и приемы, ему посвящались стихи.
Наблюдения за вулканом, когда он проявлял активность (в 18-19 вв. На верхней площадке — там, где эти встречные потоки должны столкнуться друг с другом, — находится «плотная фигура согбенного корыстолюбца, подбирающего со ступеней золото»124. Исследователи творчества Брюллова полагают, что самое раннее письменное упоминание художника о работе над новой картиной относится к марту 1828 года40: в письме к своему брату Фёдору Карл Брюллов писал: «Эскиз для картины, заказанной мне граф Разумовской, приведён в порядок сочинение следующее: Последний день Помпеи». Работа над огромным, почти тридцать квадратных метров, полотном заняла шесть лет.
Последний день Помпея встретила бурлящей жизнью. Конечно, такая работа требовала много времени. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими. В целом приём, оказанный в Париже картине «Последний день Помпеи», оказался менее восторженным, чем в Италии13.
Столько же героев изображено на многофигурном полотне Брюллова. жил в Италии, но до него, несомненно, доходили известия о политической жизни России.
- Словари и энциклопедии на Академике
- Коллекция Государственного Русского музея
Заносчивые итальянцы, превозносив итальянскую живопись над всей мировой, считали молодого и перспективного русского живописца не способного на что-то большее, что-то крупное и масштабное. И это несмотря на то, что картины Брюллова в определенной мере уже были известны задолго до «Помпеи». По словам Раковой и в автопортрете и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов «избражает себя в сходном душевном состоянии: и в том и в другом случае мы видим человека, чьи душевные силы в трагическом напряжении, выражающемся даже игрой одних и тех же мускулов лица, к тому же одинаково подчёркнутых в обоих случаях резким освещением»125. Работавший в Риме датский художник и скульптор Бертель Торвальдсен заявил, что «такой картины никто из теперешних художников не только написать, но и скомпоновать не в силах»59. (Кстати, у театральной основы картины был реальный прототип – опера Джованни Паччини «Последний день Помпеи», которая в годы работы художника над полотном ставилась в неаполитанском театре Сан Карло. И над всем этим высится темный конус Везувия, грозно дымящийся на приветливом лазоревом небе. Люди живут в этих горячих отблесках зарева и холодном свете молний.
Вот таким образом у Брюллова нет искажённых лиц, давки или неразберихи. Священник — «один из немногих героев картины, который бесстрашно обратил открытое лицо навстречу молниям, навстречу катастрофе», будто бы он «готов вступить в единоборство с разбушевавшейся стихией»120. Однако другие занятия отвлекли художника от демидовского заказа и к установленному сроку (конец 1830 года) картина не была готова. Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы.
Однако, в 1748 г. археологи смогли его раскопать, приоткрыв завесу ужасной трагедии. Некоторым это удалось, но прекрасный город погиб. Прибывшие туда картины и другие эспонаты были размещены в Молотовской областной картинной галерее (ныне Пермская государственная художественная галерея), расположенной в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора. 3175)131.
За картину Карла Павловича Брюллова Николай I наградил лавровым венком. В 1821 году Карл Брюлло окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль. В Помпее началась паника, да вот бежать было некуда. Публицист и писатель Александр Герцен неоднократно писал о картине «Последний день Помпеи» в своих письмах, дневниках и других произведениях74.
И лишь немногим удалось спастись. Прекрасные черты Юлии узнаются в картине четырежды: девушка с сосудом на голове, мать, обнимающая дочерей, женщина, прижимающая к груди малыша, знатная помпеянка, упавшая с разбитой колесницы. За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника»84.
Портретист. Великолепный акварелист. В письме к Анатолию Демидову от 4 сентября 1830 года Карл Брюллов писал, что ему передали сведения о намерении заказчика разорвать относящийся к картине «Последний день Помпеи» контракт в том случае, если работа над полотном ещё не начата. Зарево вулкана оттеняет панораму умирающего города на заднем плане картины. Художник сообщал Демидову, что по ряду непредвиденных обстоятельств он «не имел на холсте другого, кроме одних начертаний фигур время приближалось к концу контракта, а окончание картины слишком было далеко от оного»4344.
Кто-то оплакивал свою неминуемую гибель, другие – смерть близких. О данном полотне с восторгом отзывались ценители живописи Италии, России и других стран. Савинов отмечал, что Брюллов, показав вторжение стихийных сил в развите человеческого общества, «наметил новое для его эпохи понимание истории», которая вершилась не монархами или полководцами, а стихийными силами, обрушившимися на страдающих и пытающихся спасти людей — художник попытался изобразить народ. Художник. Кроме того, вместе с вельможей А. Н. Другой альбом с набросками художника для картины находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи (ГТГ)130. Стоит также отметить, что на картине изображён и сам Брюллов — мужчина в левом углу.
Город жил, приходил в упадок и переживал расцветы. Великолепный акварелист. Брюллов получил диплом почётного члена Миланской Академии изящных искусств, в сопроводительном письме от которой было написано: «Присоединив Вас к себе в качестве своего почётного члена, Академия только увеличила блеск своей славы». – архитектора. Последнему дню древнего города и была посвящена картина русского художника Карла Брюллова.
Она показывает, что бывают в жизни моменты, когда «горе оказывается сильнее страха смерти»: не замечая грохота и молний, не слыша криков других людей, отрешившись от движений толпы, молодой жених неотрывно смотрит в покрывшееся мертвенной белизной лицо своей погибшей невесты, цветы в свадебном венке которой ещё не успели завять4. Он чувствовал, что еще не оправдал возложенных на него надежд. Кого-то смерть настигла в общественных местах – в театрах, на рынках, форуме, в храмах, кого-то – на улицах города, кого-то – уже за его чертой.
Зритель должен обратить внимание на то, что люди словно замерли, будто позируют живописцу. В журналах и газетах публиковались статьи, посвященные картине издавались брошюры. Древнеримский писатель и адвокат Плиний Младший рассказывал, что это случилось в седьмом часу после восхода солнца (примерно в полдень) 24 августа. Ни один русский художник не имел такого успеха в Европе, как молодой 34-хлетний Брюллов, за которым очень быстро закрепилось символичное прозвище — «Великий Карл», — что соответствовало масштабуего шестилетнего многострадального детища — размер холста достигал 30 квадратныхметров (. ). В более поздних эскизах изображение жреца было отодвинуто художником на второй план.
Молодой художник не подозревал о фатальности поездки. По одному описанию, «его несли сквозь бесчисленную толпу, молча расступавшуюся перед ними»17, по другому— «в часы, свободные от публики, его принесли в кресле из академического лазарета и оставили в зале одного», после чего он долго молча сидел перед картиной, впервые за долгое время абсолютно не кашлял и, закрывая и открывая глаза, как бы вбирал картину в себя, чтобы унести с собой её образ73.
В том же письме, отмечая недостаточное психологическое разнообразие действующих лиц полотна Брюллова, Бруни писал: «Я, может быть, немного придирчив, но я люблю видеть в картине глубокие чувства»155. К картине ведет длинный ряд эскизов, но нет рисунков и этюдов с натуры. Великолепный акварелист. Ж-11015, поступил в 1929 году из музея Остроухова)139140. Лица людей в большинстве красивы и отражают не ужас, а спокойствие.
Женщина – единственный персонаж, смотрящий прямо, обращаясь к зрителю. Стоило Брюллову появиться в театре – зал взрывался овациями. Его монументальные полотна, портреты современников, составляют золотой фонд русской живописи. Портретист.
Преимущественно его полотна написаны в историческом и портретном жанре. Весь город стекался дивиться ей»9. Гоголь в «Арабесках» напечатал статью, трактующую картину Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Речь идет о Геркуланских воротах Помпей (Porto di Ercolano), за которыми, уже вне пределов города, начиналась «Улица гробниц» (Via dei Sepolcri) – кладбище с пышными усыпальницами и храмами. Они неподвижны и просто ждут страшной неминуемой участи.
Место, где происходит действие, для него было ясно сразу – перекресток улицы Гробниц. Невозможно передать в словах ритм этих скомканных в один узел человеческих фигур, над которыми ясным Американский искусствовед Джордж Хёрд Хэмилтон в монографии об искусстве и архитектуре России писал, что успех, который сопутствовал полотну «Последний день Помпеи», можно было объяснить тем, что в нём любой зритель мог найти что-нибудь на свой вкус. «Декорацию сию я взял всю с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», – делился Брюллов в одном из писем.
Ю. Самойлова была воплощением его идеала, который пылал мощью и страстью красоты. В 1851 году картина «Последний день Помпеи», находившаяся до этого времени в Академии художеств, поступила в Эрмитаж19, где она находилась в зале русской школы. Сыновья спасают старика отца, которого они несут на своих плечах.
Картина Брюллова, говоря современным языком, стала действительно трендовой. Например, разрушения Содома или египетские казни. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями. Первая мысль картины «Последний день Помпеи» относится к 1826 – 1827 годам.
При этом, «желая изъявить новый знак всемилостивейшего внимания к отличным дарованиям сего художника» император пожаловал ему орден Святой Анны 3-й степени70 (указ о награждении был датирован 27 ноября 1834 года71). Недовольный такими обстоятельствами, А. Н.
Вот таким образом точное число погибших оценить невозможно. Созданию картины предшествовало пристальное изучение исторических источников (в том числе писем очевидца историка Плиния Младшего) и памятников древности. Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. По мнению Верещагиной, своим произведением художник «приблизил историческую живопись к современному уровню знаний и представлению о прошлом» в значительной степени этому способствовало стремление Брюллова к исторической верности в изображении архитектуры, одежды, а также национального облика героев картины98. После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Брюллова «Осада Пскова».
Анны 3-й степени. Романтизм и классику смело соединяет на полотне Брюллов («Последний день Помпеи»).
Группа жениха с безжизненной невестой на руках относится к наиболее поздним фигурам, введённым Брюлловым в композицию104. Взгляд зрителя невольно устремляется за ним в пучину, в круговорот событий. Группа помпеянца, пытающегося укрыть свою семью плащом, появилась в альбомах Брюллова на относительно ранней стадии работы над картиной. Художник.
В успех перспективного и талантливого художника, западные коллеги по ремеслу верили с трудом. Рафаэль оказал огромное влияние на композиционное и пластическое решение, на характеристики и описание картины Брюллова «Последний день Помпеи». Последний день (Помпея и предположить не могла тогда, что он последний для нее) знаменитого города теперь навсегда останется в памяти человечества, а сам он восстал из забытья. Во время пребывания в Эрмитаже картину часто копировали начинающие художники85. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора.
Художник Фёдор Бруни, работавший в те годы над монументальным полотном «Медный змий», подробно описывал картину «Последний день Помпеи» в письме к скульптору Самуилу Гальбергу от 17 марта 1834 года. Он выражает спокойствие, смирение, принимая случившееся как Божью волю. Содержанием многих из этих картин, как и полотна Брюллова, была тема страдания.
Его мать указала его дяде, Плинию Старшему, на облако необычных размеров и формы, возникшее у вершины горы. Именно в этом Гоголь видел высшее совершенство художника — в том, что в самой катастрофе ему удалось показать всю красоту человека и «всё верховное изящество своей природы»150151. По словам Гагарина, «это великое произведение вызвало в Италии безграничный энтузиазм»: в разных городах её автору устраивали торжественные приёмы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами»60.
Там же хранятся три графических эскиза, датированных 1828—1830 годами. Художник так описывал эту группу в письме к своему брату Фёдору: «По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»3696. Портретист. Шли столетия.
Формальной причиной отказа в звании профессора было то, что Брюллов создавал «Последний день Помпеи» по свободному выбору, а не по академической программе69. Везувий проснулся. Например, в 1822 году английский художник Джон Мартин написал большое полотно «Разрушение Помпеи и Геркуланума» (холст, масло, 161, 6 253, 0см, ныне в галерее Тейт)27, а в 1824 году появилась опера итальянского композитора Джованни Пачини «Последний день Помпеи», декорации к которой создал Алессандро Санкирико28. В частности, в очерке «Новая фаза русской литературы» (другой перевод — «Новая фаза в русской литературе»), опубликованном в 1864 году в газете «La Cloche», он так описывал свои впечатления о полотне Брюллова: «На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей они стараются спастись они погибают среди землетрясения извержения вулкана, настоящего катаклизма они падают под ударами дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно.
Портретист. Он тоже уходит, как и все другие из-под града каменьев. История сохранила эпитеты, полученные художником от знакомых: «Блестящий», «Великолепный». В лицах и фигурах Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Как из гигантской пушки в небе громыхали огненные взрывы, летели камни и пепел. И картины и мастера.
Это трудное искусство называется «ПЛАСТИКА». / Земля волнуется— с шатнувшихся колонн / Кумиры падают.
Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться. В частности, это видно в изображениях их ног: «мускулистые, натруженные в походах ноги широко шагающего воина, мелко переступающие и мягко очерченные — юноши»114. ОПХ подарило картину «Итальянское утро» Александре Фёдоровне, жене Николая I. Император захотел получить парную к «Утру» картину, что послужило началом написания Брюлловым картины «Итальянский полдень» (1827 год). Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья.
Рассматривая эскизы будущего шедевра Брюлловаон делает вывод, что «тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадет то хорошее, что есть в эскизах Карл мыслит небольшими холстами Маленький русский пишет маленькие картины Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее. » Брюллов не обиделся, лишь улыбнулся — злиться и гневаться на старика было бы абсурдным. В письме от 12 (24) сентября 1834 года Демидов сообщал Брюллову: «Достославную сию картину я всеподданейше поднёс государю императору и удостоился благосклонного принятия. В середине полотна жрец, спасая храмовые ценности, убегает от неминуемой погибели. Еще при жизни Брюллова его полотна получали самые восторженные отзывы.
Две темы переплетаются в картине Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Упавших затаптывали идущие следом. «Культура. РФ» вспомнила, как создавалось это полотно. Художник Михаил Железнов со ссылкой на рассказы самого Брюллова писал, что «к концу 1830 г. в брюлловской Помпее все фигуры были только поставлены на места и пропачканы в два тона», причём «вся эта работа была закончена в две недели и так подействовала на организм Брюллова, что у него от упадка сил дрожали голова, руки и ноги»477. В Москве Брюллов пробыл до конца мая, после чего в сопровождении Михаила Загоскина отправился в Санкт-Петербург81. Его возвращение состоялось в конце 1835 года: 17 декабря он прибыл в Одессу из Константинополя на пароходе «Император Николай». Как сообщала газета «Одесский вестник» в номере от 4 января 1836 года, жители города «с нетерпением ожидали увидеть г. Брюллова, которого имя заняло столь блистательное место между европейскими артистами и которого могущественной кисти Россия одолжена дивным созданием Последний день Помпеи».
По словам Иванова, общий стол был накрыт перед полотном «Последний день Помпеи», причём «на одну сажень расстояния от картины протянута решётка, чтобы не близко подходить к оной»83. По словам самого Брюллова, знаменитый посетитель «просидел целое утро перед картиной весь смысл, всю подноготную понял»51. Одежда людей чистая, на ней не видно крови. Портретист. Что же изображено на картине Карла Брюллов.
слышал рассказы от своего брата Александра Брюллов (Брюлло) Александр Павлович Русский архитектор, график. Казалось, что город скрылся с лица земли. Полотно отправляется непосредственно в Рим фактически сразу после написания.
Он тонко улавливает рефлексы света и соединяет их с отчетливой светотенью., видимо, делала ненужными предварительные натурные зарисовки и этюды.
Художник. Три года велась работа над огромным полотном. Так произведение Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник.
Брюллов написал почти всё не так как полагалось. Шесть лет над монументальным плотном работал Карл Брюллов. создал красоту столь совершенную, что хотя она и выражает собой страдание и ужас перед гибелью, но доставляет такое же эстетическое наслаждение, как группа Ниобид, «Раненая амазонка» или другие произведения античной пластики, родственные картине Брюллова Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Так автор обозначил историческую кончину языческой религии после прихода христианства. Писатель Николай Гоголь в статье «Последний день Помпеи», написанной в августе 1834 года и опубликованной в январе 1835 года в сборнике «Арабески», называл картину одним из ярких явлений XIX века и «светлым воскресением живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии»18, а самого Брюллова — «первым из живописцев, у которого пластика достигла верховного совершенства».
Вторую копию Брюллов сделал для вице-короля Ломбардо-Венецианского королевства Райнера Иосифа Австрийского — об этом известно из хранящегося в рукописном отделе Русского музея письма художника, в котором он давал поручение о переводе 1350 австрийских лир, описывая их как «вознаграждение, которое Его Высочество герцог Раниери и вице-король Ломбардский Венецианского королевства соблаговолил назначить мне, на акварельный рисунок исполненный мною в его альбоме изображающий мою большую картину Последний день Помпеи»64. Другого живописца — Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» ещё в состоянии подмалёвка, картина Брюллова вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима»28. Кроме этого, Николай I подарил художнику бриллиантовый перстень72. 25 сентября 1834 года Совет Академии пытался ходатайствовать перед Николаем I о возможности присвоить Брюллову звание профессора в порядке исключения, учитывая то, что картина «Последний день Помпеи» «имеет неоспоримо величайшие достоинства, ставящие её в число необыкновенных в нынешнее время художественных творений в Европе».
Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты. Всевластие слепого рока – излюбленная тема искусства романтизма. Один из самых известных живописных эскизов, созданных Брюлловым при работе над «Последним днём Помпеи», хранится в Государственном Русском музее (бумага на картоне, масло, 58 81см инв. Итальянский литератор Франческо Амброзоли издавший в 1833 году брошюру с подробным описанием полотна «Последний день Помпеи», писал, что картина Брюллова «заслужила всеобщее удивление» в Риме и Милане и «одна она была бы достаточна для того, чтобы составить славу великого живописца»152.
Костюмы, украшения и предметы быта того времени художник изучал посещая музеи. Дети, обнимающие мать, преклонили колени. Материалы археологических раскопок дали художнику предметы быта для его полотна.
Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, разбившаяся женщина «символизирует прекрасный, но обречённый самой историей на гибель античный мир» в то же время, дитя, тянущееся к погибшей матери, «воспринимается как аллегория нового мира, должного возникнуть на обломках прежнего, не порвав, однако, живых связей с минувшим»103. Юноша, держащий на руках свою погибшую невесту, будто не верит, что ее уже нет в живых. После этого художник начал изучать исторические документы.
А со склонов разбушевавшейся горы хлынули потоки раскалённой лавы.
В «Последнем дне Помпеи» каждая группа имеет свое содержание, вытекающее из общего содержания картины. Дома вокруг трясёт на открытой узкой площадке очень страшно вот-вот они рухнут. Заканчивая описание картины «Последний день Помпея» (как ошибочно называют полотно некоторые), попробуем проанализировать ее, найти скрытый смысл. В монографии о творчестве Брюллова изданной в 1940 году искусствовед Ольга Лясковская предприняла попытку хронологического упорядочивания восьми графических и живописных эскизов, созданных Брюлловым в процессе работы над картиной «Последний день Помпеи».
К сожалению, обитатели небольшого, но весьма богатого городка не сумели скрыться. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере»156. Сначала был сделан по свежему впечатлению композиционный набросок. Как и его старшие братья Федор и Александр, первые уроки рисования получил от отца, скульптора-орнаменталиста Павла Брюлло, а в 1809 г. был зачислен в Воспитательное училище при. Несомненно, что Карл Брюллов видел ее и, может быть, даже не один раз.
7. После расчистки пепла оказалось, что за две тысячи лет город прекрасно сохранился. Художник.
Жених уносит бесчувственную невесту. 29 ноября того же года Министерство императорского двора известило Академию о том, что «государь император не соизволил изъявить высочайшего соизволения на возведение художника Карла Брюллова в звание профессора, а соизволили отказаться, что в сем случае надлежит держаться устава». Как только Брюллов представил себе раскатистый, душераздирающий удар грома, он живо представил, как все люди замерли. Картина Брюллова угодила всем – и строгим академикам, ревнителям эстетики классицизма и тем, кто ценил в искусстве новизну и для кого «Помпея» стала, по словам Гоголя, «светлым воскресением живописи». Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались. Таким образом мастер передал чувства с помощью движения, пластики. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12.
Трагически мрачен день катастрофы. Но думается, что возможен и другой поворот темы: сплав двух «измов» оказался плодотворным для картины. Потом мастер будет писать, что он испытывал новое ощущение, забыв обо всем, кроме страшного рока, обрушившегося на город. Автор картины «Последний день Помпеи»оказался под глубоким впечатлением. Цепь эскизов, хронологически сопоставленных, дает полную картину пути художника к абсолютному выражению главной мысли. М-7267. Г-176)135.